От редакции. Постоянный автор «Русской народной линии» профессор из Киева Виктор Михайлович Чернышев предложил редакции опубликовать свою критическую статью о друге Святой Царской Семьи Григории Ефимовиче Распутине под хлестким названием «Злой дух России». Статья вызвала критические замечания главного редактора РНЛ Анатолия Дмитриевича Степанова. Автор согласился опубликовать свою статью в таком виде.
ЗЛОЙ ДУХ РОССИИ
Злым гением России был Лев Толстой, который невольно санкционировал большевистский переворот в стране своей идеей безблагодатной святости (подробнее здесь). Митрополит Анастасий (Грибановский) считал, что писатель«своим острым и глубоким литературным плугом взрыхлил русскую почву для революции, которая, по словам его сына Льва Львовича, была морально санкционирована отцом». Религиозно-философские изыскания Льва Николаевича стали серьёзной подпоркой большой политической афере, вскормленной Марксом-Лениным, вылившейся из сект-кружков социал-демократов в человеконенавистническую классовую идеологию, истребившую затем миллионы наших соотечественников. Чтобы потом Швондеры, Шариковы, Смердяковы стали в одночасье хозяевами жизни, и «торжество хама» (М. Бердяев) возобладало повсеместно, а сама страна была на долго превращена в маргинальное сообщество - гигантский концлагерь, по рубежам охраняемый накрепко задраенными границами. Насилием, страхом и миллионами человеческих жизней пытались создать «земной рай» - коммунизм, ставший той самой блудницей Апокалипсиса, наготу и позор которой увидели «все племена, народы и языки» спустя 70 лет.
Другим злым гением был Ленин, увидевший во Льве Толстом «зеркало русской революции». А Распутин, полуграмотный человек, стал злым духом России, послужившим великим соблазном для русского народа, дискредитируя Царскую Семью. Распутин стал тем оккультно-мистическим «спусковым механизмом» для бесов из одноименного романа Федора Михайловича Достоевского в кровавой вакханалии, начавшейся в государстве.
Целые группы образованных людей (интеллигентов, аристократов) подпадали под воздействие сильных личностей, таких как Лев Толстой, Ленин, а также Григорий Распутин. Причем сегодня нередко звучат требования причислить последнего к лику святых угодников Божиих.
Григорий Ефимович Распутин-Новых постоянно находился в поиске путей спасения, и пришел к выводу, что их не знают ни священники, ни епископы, ни православные богословы. Духовенству Гриша противопоставлял неких «духовных людей», которые «живут по-братски от любви Божией и любят не по одной лишь букве, а по слову Спасителя», но их преследуют церковники.
Желая «спасти» русскую церковь, Распутин предлагает поставить ее под влияние «духовных старцев».
Вероучение, которого придерживался Григорий Ефимович, было далеко от Православия. Антропология его выглядела следующим образом. Бездуховный человек, т.е. духовно не обученный - это враг и злодей; он легко соблазняется на всякую неправду. А опыт духовный приходит в испытаниях, практической проверке себя искушениями. Христос - это не только Спаситель, но и приобретаемые каждым человеком опыт, умения, навыки и знания: «Всякий мужик может стать Христосом, каждая женщина - Богородицей. Опытного спасают не молитвы и не смирение, а умение». А «Христоса» в себе можно приобрести только во время испытания.
Таким образом, из «писаний» Распутина и используемой им терминологии становится понятно, что во время своих странствий он подпал под влияние секты христоверов.
Православная Церковь считает, что Христа «приобрести в себе» можно только в таинстве Причащения, а удержать молитвой и смирением. Распутин в этом случае резко противостоит православной традиции, пропагандируя христоверческую концепцию спасения не по благодати, а через собственные усилия. Поэтому распутинские «подвиги» носили слишком истовый характер: «Я шел по 40-50 верст в день и не спрашивал ни бури, ни дождя, ни ветра. Мне редко приходилось кушать. По Тамбовской губернии на одних картошках, не имел с собой капитала и не собирал вовек: придется, Бог пошлет, с ночлегом пустят - тут и покушаю. Так не один раз приходил в Киев из Тобольска, не переменяя белья по полугоду и не налагал руки до тела - это вериги тайные, то есть делал для опыта и испытания. Нередко шел по три дня, вкушая самую малость. В жаркие дни налагал на себя пост, не пил квасу, а работал с поденщиками, как и они; работал и убегал в кусты молиться. Не один раз пахал пашню и убегал на отдохновение на молитву».
Подобные подвиги, тем более самочинно на себя наложенные, практически непосильны для человека. Они говорят о том, что Григорий Распутин-Новых духовно совершенствовался в отрыве от православной традиции, в которой принято на любой подвиг брать благословение духовника. Поскольку Распутин самочинно «налагал на себя пост», совершал другие самостоятельные действия «для опыта и испытания», то понятно, что никто из священников православной Церкви не благословлял его на подобные «тайные вериги».
По воспоминаниям современников, Распутин действительно обладал целительским даром и не раз спасал царскому наследнику Алексею жизнь.
Воейков - человек из ближайшего окружения Государя императора Николая II, вспоминал, что проблема часто состояла в том, что Распутин бывал настолько пьян, что его никак нельзя было везти во дворец, а помощь требовалась срочная. Тогда к «старцу» подтаскивали телефон, и он начинал заплетающимся языком беседовать с Царевичем, чем останавливал кровотечение...
Истории неизвестны православные святые, которые в пьяном виде творили бы чудеса - посему приходится признать, что Распутин к их числу не относится. Распутин - это тот же экстрасенс, как Кашпировский, Чумак, Джуна, Ледяев, Антоненко своего времени.
Нельзя не упомянуть об отношении Великой княгини Елизаветы к Распутину. Она никогда не вмешивалась в дела политики, но она глубоко страдала, чувствуя, как возрастает неспокойное положение внутри страны, и она видела в Распутине темную, злую и стихийную силу. Эту грозную силу трудно будет обуздать, но она постепенно будет вести к краху страну. Игумен Серафим, оставшийся верным Елизавете Феодоровне и после мученической кончины на дне уральской шахты и сопровождавший гроб с её останками в Палестину, в своей книге «Мученики христианского долга» (Пекин, 1920) писал: «Покойная была умудрена настолько, что редко ошибалась в людях. Она глубоко скорбела, что епископ Феофан, будучи духовником и духовным руководителем Государыни, верил Григорию Распутину и представил его как редкого в наше время подвижника-прозорливца... Сколько бы Григорий и другие подобные ему люди ни добивались приема Великой княгини, но она в этом отношении была тверда, как адамант, ни разу никого из таковых ни принимала...».
Протопресвитер М. Польский в книге «Новые мученики России» (Джорданвилль, 1949) писал: «Григорий Распутин - человек простой, необразованный, грубый, но умный, обладавший гипнотической силой внушения и ясновидением, облекавший в религиозную и православную форму свои слова и действия... разгульный в личном поведении. Личность недостаточно описанная и разгаданная в литературе. В среде непрямодушных людей двора он мог иметь влияние на чистую, любящую правду и благочестивую Царственную чету».
Некоторые авторы в России и зарубежье описывают скандальный случай с Распутиным и председателем Государственной Думы М.В. Родзянко.
В 1913 году Великая княгиня Елизавета, поручив Марфо-Мариинскую обитель своим помощницам, поехала в Петербург, чтобы присутствовать на благодарственном молебне в Казанском соборе по случаю 300-летия дома Романовых. В соборе произошел неприятный инцидент с участием Распутина. Председатель Государственной Думы М.В. Родзянко, войдя в храм, увидел, что на почетном месте, впереди членов Думы, стоит наряженный в шелковую рубаху, в лаковых сапогах, с наперстным крестом на груди проходимец Григорий. М.В. Родзянко подошел к нему вплотную и сказал: «Ты зачем здесь?» Последовал ответ Распутина: «А тебе какое дело?» Председатель Госдумы возмутился обращением на «ты» и сказал Распутину, что если он сейчас же не уйдет, то будет вызван полицейский пристав. Тогда мужик стал гипнотизировать Родзянко. Диким взглядом впился в лицо председателя Думы, потом стал смотреть в область сердца. Родзянко почувствовал необъяснимую жуткую силу, которая стала действовать у него внутри, и, напрягши всю свою волю, сам стал пристально смотреть прямо в глаза Распутина. Тогда наглый мужик бросился на колени и стал лбом бить поклоны перед иконами.
Великая княгиня Мария Павловна, воспитанница преподобномученицы Елизаветы (Романовой) в своей книге писала: «Она мне сказала, что много раз предупреждала свою сестру, Императрицу, чтобы не очень доверяться ему (Распутину) и не зависеть от него. Когда влияние Распутина перешло из домашней сферы на политику, моя тетя, видя в этом большую опасность, решила на этот раз предупредить самого Императора, но опять ее совет был отвергнут». Архиепископ Анастасий в брошюре «Светлой памяти Вел. кн. Елизаветы Федоровны» (Иерусалим, 1925) пишет: «Раз по возвращении из Царского Села она, как бы обмолвившись, сказала: «Этот ужасный человек (т.е. Распутин) хочет разлучить меня с ними, но, слава Богу, это ему не удается». Елизавета Федоровна по просьбе своих друзей решила сделать последнюю попытку и поговорить лично с Государем о положении в стране и Распутине. Графиня Александра Олсуфьева в своей брошюре «H.R.H. The Grand Duchess Elisabeth Feodorovna of Russia» пишет, что когда Елизавета Федоровна коснулась наболевшего вопроса о Распутине, Императрицу нельзя было разубедить в ее веровании в его святость, несмотря на то, что Великая княгинярассказала ей о его скандальном образе жизни, которую он умел успешно скрывать от глаз Её Величества. Тогда Великая княгиня предсказала будущее: «Помни судьбу Людовика XVI». После этой встречи Елизавета Феодоровна поехала в Саровскую пустынь, а по возвращении ей стало известно об убийстве Распутина. Узнав об участии там своего племянника Великого князя Дмитрия Павловича и других, она не могла осудить этих людей, ибо видела в Распутине живое воплощение зла и думала, что само провидение выбрало её племянника и князя Феликса Юсупова, чтобы совершить над Распутиным приговор судьбы. Но, как считал Великий князь Гавриил Константинович, убийство Распутина оказалось сигналом к революции, о чем он пишет в своей книге "В мраморном дворце" (Н-Й, 1955). Преподобномученица Великая княгиня Елизавета, причисленная Церковью к лику Святых, априори отвергала все поползновения Распутина на «духовную власть», на параллельное управление страной, на все его странные креативные поступки, далекие от какой-либо нравственности и этики - поэтому её мнение, как прославленной в лике среди сонма Святых не подлежит никакому сомнению и опровержению. Это очень важная позиция православного подхода в осмыслении этого исторического казуса.(Кстати существует документация жандармского управления, которое через филеров отслеживало каждый шаг Распутина, отражающий глубоко безнравственную жизнь этого субъекта. Комментарии, думается, излишни).
В своей книге «Эпоха. Судьба. Коллекция» (Москва, 2010г.) князь Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский приводит воспоминания своего дяди Николая Васильевича Вырубова о том, что Анна Танеева-Вырубова, внучка фельдмаршала Кутузова, фрейлина последней российской императрицы Александры Федоровны, была связующим звеном между царской семьей и Григорием Распутиным. Императрица именовала ее не иначе как «подруга». У Анны Танеевой-Вырубовой были тесные отношения с Николаем II. Вместе с Распутиным Анна Танеева-Вырубова обсуждала, кого следует назначить министром, а кого - премьером. На самом деле не Танеева своим поведением вызвала молву, а советская пропаганда, публикуя в 1927 году на страницах журнала «Минувшие дни» фальшивый дневник за подписью Вырубовой, зная, что, находясь за границей, она не сможет его опровергнуть. Целью публикации интимного дневника якобы руки Танеевой, которую молва обвиняла в позорном поведении, было желание опорочить царскую семью. Для сочинения дневника обратились к Алексею Толстому, знавшему образ мышления людей придворного круга и способного найти подходящий тон. Благодаря его таланту, дневник получил широкое распространение, а молва опорочила имя Вырубовых.
Толстой назвал фрейлину Вырубовой, а не Танеевой, не зная, что она после развода в 1908 году вновь стала носить свою девичью фамилию, которая тогда была очень громкой ввиду высокого придворного чина её отца. Толстой также, вероятно, не знал, что оригинал воспоминаний Танеевой был напечатан в Париже на страницах журнала «Русская летопись» в 1922 году с подписью А.А. Танеева. Впоследствии Анна Александровна Танеева приняла монашеский постриг с именем Мария.
По-видимому, мало кто в стране обратил внимание и на публикацию А. Кочетова в Москве в 1991 году, в которой он доказывает, что фальшивый дневник - не более чем литературная мистификация. Это опровержение прошло незамеченным, и люди по старой привычке продолжают Танееву хулить. В роду Вырубовых Анна Танеева оказалась случайно. Она была дочерью управляющего царской канцелярией А.С. Танеева. В их семье эта высокая должность передавалась от отца к сыну в трех поколениях. Следует иметь в виду, что Танеева и Вырубов были женаты всего один год. Танеева с ранних лет была приближенной Государыни и стала ее любимицей. Государыня решила назначить ее фрейлиной. При штабе Государя находился морской офицер Александр B. Вырубов. Он понравился Государыне, и она их поженила. На этом статус фрейлины оборвался. На редкость скромная свадьба состоялась в Царском Селе 30 апреля 1907 года: присутствовали царские особы и Вырубовы. Вырубов запретил жене устраивать у себя дома встречи Государыни с Распутиным, и развод был неизбежен: через год брак был расторгнут. Затем Александр Вырубов подал в отставку, уехал в свое имение, вновь женился и обзавелся детьми.
Ультраправославные указывают на мироточащие фотографии «старца» Распутина. Но это не аргумент. Мироточили даже языческие статуи и истуканы. Но ведь само Писание свидетельствует: «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24: 24).
Комментарии главного редактора «Русской народной линии» Анатолия Дмитриевича Степанова
Статья профессора В.М. Чернышева ничего нового не добавляет к тому, что писали против Г.Е. Распутина его критики. Автор основывается на тех же сплетнях и слухах, что и прежние авторы. Более того, статья демонстрирует, что автор ознакомился с темой весьма поверхностно. Но поскольку нападки на Распутина продолжаются, часто они идут из эмигрантской среды, или от людей связанных с эмиграцией, стоит разобрать приводимые в статье домыслы и спекуляции.
Прежде всего, хочется отметить, что называть Г.Е. Распутина «Гришей» - неуместная фамильярность, хорошо, что не «Гришка», но все равно это не красит профессора.
Принадлежность Распутина к секте хлыстов (христоверов) - клевета. Не солидно для профессора воспроизводить клевету и при этом даже не упомянуть об истории вопроса. Дважды до революции проводилось официальное расследование, которое ничего кроме подозрений со стороны некоторых влиятельных лиц не дало. В хлыстовстве обвинял Распутина М.В. Родзянко, но совершенно голословно, на основании слухов. А вот такие разные в политическом отношении люди, как правый монархист заместитель министра внутренних дел, начальник Департамента полиции С.П. Белецкий и знаток сектантства, социал-демократ В.Д. Бонч-Бруевич считали, что никаких доказательств принадлежности Распутина к сектантству нет. Государь в связи с появившимися слухами поручил объективно разобраться в ситуации, сам не вмешивался в процесс следствия, а когда не нашли никаких доказательств, Государь перестал обращать внимание на клевету в адрес своего друга Григория Распутина.
Рассуждения автора о самочинности и сомнительности духовных подвигов Распутина основаны на домыслах и школярских претензиях к духовной жизни. Во-первых, у автора нет никаких доказательств, что подвиги были наложены Распутиным самочинно. Напротив, хорошо известно, что Распутин паломничал по монастырям, общался со старцами, и вполне мог получить благословение. А во-вторых, если даже он и без благословения священника совершал свои подвиги, надо еще доказать, что эти подвиги принесли неблагие плоды. А ведь хорошо известно, что Распутин обладал дарами, исцелял Наследника Престола Цесаревича Алексея. А значит плоды были благими. Автор пытается опорочить Распутина ссылкой на его недоброжелателя В.Н. Воейкова. Однако, свидетеля нашел очень неубедительного, поскольку Воейков, хотя и был хорошим офицером, верным Государю, но при этом был человеком совершенно нецерковным. Но автору нужны любые свидетели, главное, чтобы они вписывались в его задачу опорочить Распутина. Если бы автор был беспристрастен, то привел бы свидетельства врачей о силе молитвы Распутина, который не раз спасал Наследника от смерти. Тогда не было бы нужды ерничать, ставя Руспутина в один ряд с Кашпировским, Джуной и проч.
Излюбленный прием критиков Распутина прибегать к авторитету преподобномученицы Елизаветы Федоровны. Не стал исключением и В.М. Чернышев. При этом он даже не замечает, как попадает в нелепое положение. Он пишет, что Великая княгиня Елизавета Феодоровна так ужасалась действиями Распутина, что никогда его не принимала. Но ведь это значит, что она ни разу с ним не встречалась, а значит свое мнение сформировала на основании мнения других людей. Известно, что московское окружение Великой княгини не любило Распутина, распространяло о нем сплетни и соответствующим образом настраивало ее против Распутина. Возможно, автор хочет показать прозорливость Святой Великой княгини, которая, не встречаясь с человеком, могла определить его сущность. Но почему тогда автор не верит в прозорливость ее Святой сестры, Царицы-Мученицы Александра Феодоровны, которая к тому же неоднократно лично встречалась с Распутиным и могла сформировать о нем свое собственное мнение. Но Царицу автор, как и другие «распутиноведы», считают наивной и доверчивой, «жертвой проходимца». И это - яркое свидетельство предвзятости автора, - у него уже заранее сформировано негативное мнение о Распутине, основанное, к сожалению, на сплетнях и слухах, а не на анализе исторических источников. Получается, автор стремится путем подбора нужных цитат убедить наивного читателя в своей правоте.
Печально, что таким образом В.М. Чернышев вольно или невольно хулит память Святых Царственных Страстотерпцев, которые, получается, «оказались не способны разглядеть» то, что видят и видели те, кого он возвел в свои авторитеты. Да, очень мешает борцам с Распутиным прославление Царской Семьи, без этого было бы легче клеветать на старца Григория, используя авторитет Преподобномученицы Елизаветы Феодоровны.
Любят противники Распутина приводить и отношение Преподобномученицы Елизаветы к убийцам Распутина. Прискорбно, что тут им изменяет элементарное христианское чувство. Великая княгиня Елизавета Феодоровна, к несчастью, не смогла удержать свои эмоции, одобрила убийство человека и поддержала убийц - Феликса Юсупова и Великого князя Дмитрия Павловича. Надо бы ради ее светлой памяти умолчать об этом поступке. Но нет. Так хочется обличителям посильнее обличить Распутина, что они тщатся возвести одобрение убийства в добродетель. Так и ожидаешь, что дальше раздастся: «Они убили не человека, в собаку». Так кажется хвастали сами убийцы Распутина. Но в историю все они - и Дмитрий Павлович, и Юсупов, и Пуришкевич - вошли как убийцы. И эту оценку вряд ли способно изменить мнение Елизаветы Феодоровны. Как гласит народная мудрость «черного кобеля не отмоешь добела».
Мнение протопресвитера М. Польского ни одним серьезным исследователем не может быть принято во внимание, поскольку отец Михаил лично не знал Распутина. А значит писал о нем на основании суждения других людей или газетных публикаций.
Автор пытается привлечь в авторитеты бывшего председателя Государственной Думы, изменившего Государю в феврале 1917 года, М.В. Родзянко, описывая стычку его с Распутиным на молебне в память 300-летия Дома Романовых. Родзянко возмутился тому, как это мужик стал впереди членов Думы. Оно, конечно, мужик, но мужик-то непростой мужик, а личный друг Царя! Но для Родзянко это - ужасное преступление! Вызов «лучшим людям России»! Только эти «лучшие люди», через пару лет, в 1915-м, изменили своему Государю участием в заговоре, созданием антигосударственного Прогрессивного блока, и Родзянко был в числе этих изменников. Распутин, судя по всему, чувствовал, что они - потенциальные изменники, что они не из верноподданического чувства, а по формальной обязанности пришли на молебен, вот и стал впереди них, он-то в отличие от них искренне любил Царя и был до смерти верен Государю.
Характеризует характер Родзянко и разговор с Распутиным. Стало быть, он может мужику Распутину сказать «ты», а в ответ услышать «ты» - оскорбление. Экое чванство! Неудивительно, что такие люди как Родзянко сделались могильщиками Царской России.
Забавно, кстати, как это «гипнотизер Распутин» не воздействовал на Родзянку, не иначе тот тоже был гипнотизером. Но автор эту несуразицу вполне серьезно цитирует, видимо, она убеждает его в правоте Родзянко.
И еще. Как это по-христиански звучит, - Распутин «стал бить лбом поклоны перед иконами». Журнал «Воинствующий безбожник» потерял в Родзянке потенциального автора.
Конечно, не могут авторы антираспутинских опусов обойти фигуру монахини Марии (Анны Александровны Танеевой, в замужестве Вырубовой). Вот и В.М. Чернышев ее не к месту поминает. Зачем-то заводит речь о фальшивом дневнике Анны Александровны, - эта фальшивка уже давно опровергнута в России и никого не вводит в заблуждение, поскольку опубликованы (и не раз) подлинные воспоминания Танеевой. Может на Украине это новость? Заводит автор речь о таком интимном вопросе как ее развод с А.В. Вырубовым, видимо, только с одной целью - бросить тень на Анну Александровну. Вот, мол, развелась с мужем, который (надо же какой праведник!) запретил организовывать встречи Распутина с Государыней. Только бросить тень на А.А. Танееву не удастся, она умерла монахиней, а вот кем предстал пред Господом А.В. Вырубов, умерший в 39 лет, мы не знаем. Поэтому лучше не касаться таких вопросов, о которых мы не можем составить мнение.
А вот утверждение о влиянии Г.Е. Распутина вместе с А.А. Танеевой на назначения министров - чушь, опровергнутая еще Сергеем Сергеевичем Ольденбургом в его классическом труде «Царствование Императора Николая II», хотя Ольденбург к Распутину относился негативно. Но он убедительно доказывает, что Государь сам решал, кого назначать на государственные должности. Обсуждать могли все, кто хотел, многие пытались влиять, советовать. Да и сам Государь вполне мог спрашивать мнения у приближенных, в том числе у такого знатока человеческих душ как старец Григорий. Но как доказывает Ольденбург, очень редко Государь останавливал свой выбор на тех, кого рекомендовал именно Распутин.
Автор стремится представить почитателей Г.Е. Распутина убогими людьми, на которых производит впечатление «мироточение фотографий» старца. Некоторые, действительно, почитают Распутина как святого, пишутся иконы, акафисты. Однако в народном почитании вообще-то нет ничего предосудительного, если конечно не относиться к Распутину заранее как к «злому духу России». Но вопрос прославления старца Григория надо оставить на усмотрение Церкви.
Зато для любого верующего человека важное значение имеют обстоятельства кончины человека, мы ведь просим Господа за каждой Литургией подать нам «конец благий». Распутина его враги обвиняли в пьянстве и разврате. Но умер он не в постели у любовницы и не в пьяном угаре, а во время молитвы с занесенной для крещения рукой! Старец Григорий был убит во время молитвы перед Распятием, как сообщил его убийца Юсупов. Уже одно это заставляет чуткое христианское сердце задуматься: что же это был за человек, которому Господь даровал такую смерть! Пальцы правой руки у трупа были сложены в троеперстие. Может быть, он хотел перекреститься, а может быть благословить своих убийц, - этого мы никогда не узнаем.
В заключение могу повторить, что статья, к сожалению, весьма поверхностная. Амбициозный заголовок никак не раскрывается ее содержанием. Автор не удосужился изучить многообразные свидетельства о Распутине, которые в достаточном количестве приводятся в опубликованных в последнее время книгах. В том числе, кстати, даже позицию таких авторитетных противников Распутина, как напр., священномученики епископ Гермоген (Долганов) и протоиерей Иоанн Восторгов, П.А. Столыпин и епископ Феофан (Быстров). Никаких убедительных доказательств, что Распутин - злой дух России, в статье не приводится.
12. Ответ на 10., Виктор Политура 40:
11. масонский заказ в действии.
10. Re: Спор о Распутине
9. Re: Спор о Распутине
8. Re: Спор о Распутине
7. Re: Спор о Распутине
6. Re: Спор о Распутине
5. Re: Спор о Распутине
4. Чтобы рассуждать об этом, необходимо сначала научиться некоторым истинам православия!
3. Ответ на 1., Берест: