История образования часть истории государства. Школа как социальный институт была, есть и будет в любой стране мира.
Часть 1
Учителя истории уходят из школы
В 60-е годы XX века в России для каждого гражданина общее среднее образование было обязательным. Учеба в школе считалась трудом для подростков. Ученики, отличники и хорошисты, получали скромные подарки по окончанию учебного года.
Ученики считали не все предметы обязательными для изучения. Из этого понимания школьниками НЕОБХОДИМОСТИ изучать учебные предметы по плану произошла история под названием «Нофелет».
В одной из средних сельских школ Тверской области учителя истории отказывались преподавать предмет «История древнего мира». В очередном учебном году опытный учитель истории, приглашенный Петром Васильевичем, директором школы, подал заявление об уходе после одного месяца работы. Директор пытался выяснить причины ухода у самого учителя и у школьников. Учитель молчал. Ученики уверяли Петра Васильевича, что они вели себя нормально, хотя иногда смелись на уроках. Но смеяться не значит нарушать правила поведения. Свои права и обязанности они знали хорошо.
Директору надоели истории с историками вместе. У него и без них хлопот полный рот. Он подал заявку в Московский Университет на преподавателя истории на следующий учебный год. В требовании к специалисту написал, чтобы выпускник имел «красный диплом». Красные дипломы выдавали отличникам учебы по окончанию вуза.
Часть II
Дарья Ивановна
К новому учебному году в школу приехала молодая учительница, выпускница университета, Дарья Ивановна. Одета по студенческой моде, юбка и свитер, русые волосы собраны в тяжелый узел на затылке, овальное лицо, внимательные светло-серые глаза под темными соболиными бровями. В общении умеет слушать собеседника, уверенная в себе, вежливая и почтительная. Родилась и выросла в Тверской области, окончила среднюю школу. После окончания школы поступила учиться в университет в Москве.
Петр Васильевич поставил учительницу на работу в классы, где по учебному плану изучали «Историю древнего мира». Коллеги доброжелательно относились к новой учительнице, красный диплом давал право на уважение учителей и учеников, родителей. Дарья Ивановна была довольна распределением после окончания университета, так как вернулась в родные края, получила работу и теперь сможет помогать семье.
Работа учителя требовала времени и сил, но своя ноша не в тягость. Проблем с преподаванием особых не было, выручали конспекты лекций, уроков, проведенных и прослушанных на практиках. С дисциплиной тоже проблем не было. Директор не допускал нарушения правил поведения для учащихся и учителей. Прозвали его в школе «железный Петр».
Решение одного из вопросов Дарья Ивановна отложила на зимние каникулы. Примерно через месяц с начала учебного года ученики просили учительницу рассказать им о римском полководце Нофелете. Дарья Ивановна просмотрела каталоги школьной и районной библиотек, но нужной информации не нашла. Ученикам сказала, что она ничего не знает о таком полководце сейчас, но расскажет им о нем после зимних каникул. После такого ответа ученикам, любителям розыгрышей для учителей нужно было ждать.
Часть III
Конец Нофелета
Директор по плану работы посетил несколько уроков Дарьи Ивановны в разных классах, больших недочетов в методике преподавания не нашел.
Однако все время ждал, когда она принесет заявление об уходе с работы. Школьное время быстрое и динамичное, не стоит на месте. Вот и в тверскую школу скоро придет Новый год. Ученики и работники школы начали готовиться к встрече Нового Года. Перед праздником Нового Года заведено было подводить итоги учебной работы за полугодие: как учился каждый ученик, как работал каждый учитель. Критерий оценки: количество отличников и хороших учеников в каждом классе.
В это суматошное время на прием к директору пришла Дарья Ивановна.
«Принесла заявление об увольнении либо о переводе в другую школу», - подумал Петр Васильевич при появлении в его кабинете Дарьи Ивановны.
«Петр Васильевич, я принесла заявление на краткосрочный отпуск во время каникул», - произнесла Дарья Ивановна, и положила листок бумаги на стол директора. Директор внимательно прочитал заявление, подумав немного, решил, что может пойти навстречу и выполнить просьбу учительницы. Заявление на краткосрочный отпуск не заявление об уходе с работы, ему не придется в середине учебного года искать по району учителя истории.
«Почему Вы решили ехать в Москву?» - спросил директор Дарью Ивановну.
Ответ был простым, но не совсем понятным директору:
«Сначала я хочу в университете взять программу по подготовке к поступлению в аспирантуру. Затем получу консультацию у доктора исторических наук, специалиста по истории Древнего Рима, о Нофелете, римском полководце. Ученики просили меня рассказать на уроках об этом герое истории, но я ничего о нем не знаю».
Петр Васильевич удивился. Сам он по образованию был биологом, историю знал хорошо, но про полководца древнего Рима по имени Нофелет ничего не мог вспомнить. Зато хорошо знал своих учеников, потомков тверских изобретателей. Он написал крупными буквами слово Нофелет и прочитал его слева направо. Получилось слово ТЕЛЕФОН.
Услужливая долговременная память ввела в сознание кадры из кинофильма, в котором главный герой (роль исполнял артист Панкратов Чёрный) использовал имя несуществующего героя истории в качестве розыгрыша.
Директору понял замысел учеников-проказников. В форме розыгрыша они тестировали учителей истории на знание предмета преподавания. В случае успеха избавлялись от изучения непонятного им предмета.
За пять минут до звонка, возвещавшего всей школе конец урока, он вошел в класс, в котором учились будущие интеллектуалы. При появлении в классе директора школьники дружно встали около парт по стойке смирно. Так было принято приветствовать руководителя школы.
Директор разрешил ученикам сесть за парты. Затем задал им вопрос:
«Кто придумал спрашивать у учителей истории про полководца древнего Рима Нофелета?»
Непривычно гнетущая тишина воцарилась в классе. Ученики знали, кто придумал розыгрыш. Остальные были участниками и свидетелями. Но по традиции организаторы должны были признаться сами, если у них есть мужество отвечать за свои действия.
Прозвенел звонок, возвестил окончание урока. Петр Васильевич не стал проводить разбирательство действий учеников на перемене. Это их время на отдых. Он сказал всему классу:
«Советую принести извинения Дарье Ивановне за вопросы о Нофелете. Скажу по секрету, что собралась она в Москву, искать материалы о римском полководце. Узнают правду, прославитесь вы на всю Россию, новоявленные Афанасии Никитины!
Если Дарья Ивановна не вернется, искать для вас учителя истории не стану. В аттестате будет указано, что этот предмет вы не изучали. Не в каждый вуз с таким аттестатом можно будет поступить».
Разговор был закончен, Петр Васильевич поспешил в свой кабинет. По пути пытался ответить себе на вопросы: «В чем вина учеников?.. Почему учителя, работавшие до Дарьи Ивановны, не сказали школьникам, что такого полководца в истории не существует?»
После ухода директора школьники остались в классе, решать вопрос кто пойдет извиняться. Постановили, что за всех будет извиняться Вася Громов по прозвищу «Гром», зачинщик и организатор розыгрыша. Группа поддержки: отличница Маша Кольцова и староста класса Олег Сафонов.
Выбранная троица отправилась в кабинет истории. Дарья Ивановна проверяла итоговые контрольные работы по истории за первое полугодие.
Вася Громов обратился к ней с заранее заготовленной речью:
- Простите нас за вопросы о Нофелете. Римского полководца с таким именем не было в истории древнего мира. Нофелет - это слово ТЕЛЕФОН, написанное наоборот. Мы хотели проверить, честный ли Вы учитель. Все предыдущие учителя не признавались в том, что они ничего не знают о Нофелете, сочиняли истории про его походы. Нам было смешно.
Дарья Ивановна была ошеломлена признанием учеников. Но профессиональная привычка контролировать эмоции выручала.
Ученики услышали ответ:
- Принимаю ваши извинения, можете идти. Больше ничего она им не сказала.
Представители розыгрыша удивились ответу учителя. Из кабинета истории они вышли, понурив свои умные головы. Только теперь поняли подростки смысл своего поведения по отношению к взрослым. Не судите и судимы не будете!
Дарья Ивановна подошла к окну. Заставить себя возобновить работу по проверке контрольных сразу не могла. Нужно было восстановить эмоциональное равновесие, придти в себя на нормальном языке. За окном бушевала декабрьская вьюга. Злой порывистый ветер раскачивал деревья в школьном парке, заметал снегом дорожки и тропинки, следы человеческие. В общем, привет от Деда Мороза, которого почему-то считают добрым.
Услужливая память представила картину зимнего вечера в кругу семьи за чайным столом. Родители, бабушка, соседка, брат и сестры. Шумит старинный угольный самовар, в комнате порядок тепло и уютно. Чай пьют не спеша, ведут разговоры об обычных заботах и хлопотах. Дарья не будет рассказывать о своих трудностях на ее первой работе.
Самый трудный экзамен учеников на звание учителя она выдержала. Вспомнила Дарья слова пожилого преподавателя возможно сказанные в шутку, но со смыслом: «Я, учитель, ничего не могу дать вам кроме мечты о счастливой жизни, но для материализации этой мечты нужно много учиться, много работать, много знать. Выбор каждый человек делает сам: становится на сторону добра либо зла».
Дарья окончательно осознала, что счастливая в жизни пора студенчества для нее закончилась. Но в Москву на зимних каникулах все равно поедет.
***
От автора. Легенда о розыгрыше с помощью слова ТЕЛЕФОН существует в нескольких вариантах. Придумали ее артисты, по сути своей «клоуны». В реальной жизни клоуны существуют. Они пытаются заставить поверить вас в то, чего на самом деле быть не может. Среди учеников и студентов клоуны тоже имеются. Потом они станут взрослыми. Мой вариант легенды основан на личном 50-летнем опыте преподавания.
Екатерина Алексеевна Ершова-Киреева
Январь 2016
Санкт-Петербург, Россия
© Школьная история с предметом ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА