«Безбрежная даль отрицаний...»

К чему приводят отступления от православного христианства. Ко дню памяти свт. Льва, Папы Римского

Александр Сергеевич Пушкин  Русская цивилизация и Ватикан 
0
714
Время на чтение 19 минут


Да,были Папы в оно время...Один из предстоятелей Римской Церкви ЛЕВ Великий,живший в V веке (память 18 февраля/ 2 марта),человек очень образованный,высококультурный,прошедший огонь и воду борьбы с еретиками - несторианами,пелагианами,манихеями и в особенности с монофизитами,говорил:кто не желает быть учеником истины,тот становится учителем заблуждения. Папа Лев двадцать лет,с 440-го до кончины в 461-м году управлял Римской Церковью.Он был выдающимся духовным писателем Запада,классическое значение имеет его «Послание к святому Флавиану»,о соединении двух естеств в Иисусе Христе, против монофизитства,которое было одобрено Халкидонским собором в 451 году.Нынче,когда мы поминаем «Льва премудрого», «Православия наставника» (из тропаря),нелишне ещё раз обратиться,учитывая обстоятельства нынешних дней,к истокам и причинам заблуждений в Церкви,до XI века пребывавшей в единстве.

Естественно,предлагаемый текст не претендует на богословскую глубину и всеобъемлемость,однако учитывая,что многие наши верующие не очень-то представляют даже схематично двухтысячелетнюю историю Христианства,думается, сегодня нелишне дать хотя бы конспективное представление об оной.Для того,чтобы уяснить (ещё и ещё раз),к чему приводит,по выражению В.Розанова «безбрежная даль отрицаний» (хотя он писал о русском расколе),имеющая, без преувеличения,ужасающие последствия во всех сферах человеческого бытия.

***

«Исследуя Писания», как призывает нас Господь через Апостолов, мы, православные христиане, должны, хотя бы пунктирно, знать историю Церкви, дабы видеть и чувствовать истоки и мотивы всех современных, мночисленнейших и многообразных борений в области духа, которые проецируются на все стороны жизни. Именно они - первичны, «духовный раствор» (по выражению богослова А.И.Осипова) творит, формирует все зримое, не наоборот.

 

ОТ ЛЮБВИ - К ПРЕВОСХОДСТВУ

 

«Деяния святых Апостолов», написанные евангелистом Лукой, рассказывают нам о становлении Церкви Христовой на земле, начиная от Вознесения Господня и до 60-х годов I в., когда по всей Римской империи подвижническими трудами учеников Христовых была освящена и стала воцерковляться ведущая цивилизация рода человеческого...

Церковь, будучи вначале малой, как горчичное зерно, по образному выражению Спасителя, постепенно выросла в великое древо, заполнившее своими ветвями весь мир.

Уже во II-м столетии епископы главных (областных) городов Римской империи стали именоваться митрополитами, они объединяли в своей митрополии кафедры ближайших епископов. Потом появились образования еще более обширного церковного управления, которые стали именоваться патриархатами. Так, на IV Вселенском Соборе (451 г.) вполне определись границы пяти патриархатов: Римского, Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского.

Рим занял место некоего старшинства среди христианских Церквей: и потому, что был столицей Империи, и потому, что Римская кафедра была связана с именами Первоверховных Апостолов - Петра и Павла: здесь они проповедовали, здесь постигла их мученическая кончина и хранились их прославленные мощи.

Вся Церковь Христова была основана на крови - апостолов, мучеников, но Римская - в особенной мере, т.к. сюда, в столицу, отовсюду свозили исповедников христианства, и десятки тысяч из них засвидетельствовали верность свою Христу Спасителю на аренах цирков, растерзанные зверями. Это, конечно, придавало дополнительную святость и значение Римской Церкви, и с этим связана еще одна ее роль в первые века.

Эту роль св. Игнатий Богоносец (II в.), казненный в римском амфитеатре, определил, как «гостеприимство мучеников». То- есть Церковь эта, римская община старалась хоть как-то поддержать приводимых и привозимых сюда исповедников - ободрить, утешить, посильно облегчить страдания. На основании этого служения Римской Церкви св. Игнатий Богоносец называл ее «председательствующей в любви». И именно в этом заключалось то старшинство, то первенство, которое было присуще тогдашней Римской Церкви: первенство в служении ближним, превосходство в любви христианской.

Но именно это понимание, к сожалению, не утвердилось в Римской Церкви, и уже в конце II - начале III в. здесь вместо «первенства в любви» начинает возрастать и доминировать понятие о юридическом первенстве, о каноническом главенстве по отношению к другим Церквам...

Постепенно эта тенденция в Римской Церкви укрепляется, и уже в начале V в. папа Бонифаций I возглашает: «Если кто-нибудь от Римской кафедры отколется, тот да будет исключен из христианской религии».

Притязания римских пап, невзирая на многократные увещевания патриархов и епископов Восточных Церквей, обретали все более непримиримый характер, облекаясь все больше в формы политической борьбы,придворных интриг и сугубо светских попечений.

Вместе с этим в Западной Церкви появились искажения догматического (вероучительного) характера, отступления в области таинств и обрядов. Так, в 1014 г. римский папа Бенедикт VIII по настоянию германского императора Генриха I узаконил добавление к «Символу Веры», что было совершенно недопустимо. Хотя один из его предшественников, папа Лев III (умер в 816 г.), велел, дабы предотвратить искажение Символа, вырезать его текст на двух серебряных досках (по-гречески и по-латыни), которые были возложены на гробницу Апостолов Петра и Павла, с надписью: «Я, Лев, положил эти доски по любви к православной вере и для охранения ее».

 

***

 

Очень важно сознавать, что Истина подается Святым Духом всей Полноте Церкви - никак не отдельному епископу, или патриарху, или папе. Так премудро и спасительно оберегает нас Господь от всякого заблуждения, т.к. отдельный человек, даже и самый выдающийся в духовном отношении, имеет какие-то недостатки и ограничения.

Каждый православный верующий является живой клеткой живого организма - Церкви, Тела Христова, живущего единой жизнью. Постановлениями Вселенских Соборов и Апостольскими правилами совершенно отчетливо выражается принцип соборности, и формулируется, что первый среди равных епископов (папа, патриарх, митрополит), будучи главой, «ничего не творит без согласия всех» (34-е Апостольское правило).

В течение нескольких веков, при постоянном стремлении пап к лидерству, в Западной Церкви появлялось все больше заблуждений. Властолюбие римских пап и отступление от Православия и стало причинами отделения Западной Церкви от Православной Вселенской Церкви. Точнее это называть не отделением, а отпадением. Официальной датой считается 1054 год.

 

***

 

Уже после этого отпадения Григорий VII (вторая половина XI в.), в эпоху торжества средневекового папства, развивал мысль, что папа является верховным правителем всего христианского мира. Им был составлен документ с характерным названием «Диктат папы».

В этом документе говорится, что папа имеет право низлагать императора, что папу никто не имеет права судить, что Римская Церковь никогда не заблуждалась и не будет заблуждаться во веки, что римский первосвященник, если он был канонично поставлен, соделывается святым...

Этот документ проложил через века прямую дорогу к догмату о папской непогрешимости, который был принят в 1870 г. на 1-м Ватиканском Соборе.

Как звучит догмат? - Римский первосвященник, когда он говорит со своей кафедры, т.е. как пастырь и учитель всех христиан, и когда определяет учение о вере и нравственности, через Божественную помощь обладает той непогрешимостью, которой Спаситель благоволил наделить Церковь, и потому такого рода определения римского первосвященника сами по себе, а не с согласия Церкви, неизменны.

Вот цитата из Исповедания веры папы Павла VI (1968 год): «...Мы веруем в непогрешимость преемника Петра, когда он ex cathedra учит как Пастырь и Учитель всех верующих, поддерживаемый в этом коллегией Епископов, которые вместе с ним осуществляют верховное учительство».

Таким образом, обетования, данные Церкви, целиком сосредоточились в папе. И благодатные свойства Церкви, укорененность в Истине целиком перенесены на Римского епископа.

Как точно подметил в XIX веке А.С. Хомяков: «Бремя свободы Христовой, участие в соборной жизни Церкви всей полнотой личности оказалось не под силу римскому католицизму. Он возложил все бремя ответственности на папу. Критерием истины стал не Дух Святой, живущий в Церкви, а голос епископа, восседающего на Римской кафедре».

С XIV века начался явственный религиозный и нравственный упадок папства... К концу XV века состояние Западной Церкви было очень печальным.

Интерес пап, возглавлявших ее в тот период, был направлен на украшение Рима, стяжание богатств и почестей, некоторые вели распущенную,а то и развратную светскую жизнь, далекую от христианства. Несмотря на строжайшее запрещение, высшие церковные должности очень часто продавались.

Все это привело в начале XVI века к взрыву, изнутри расколовшему католический мир.

 

ПРОТЕСТАНТИЗМ

 

Это случилось, когда папой был Лев Х (1513-21 гг.). Любитель искусств из рода Медичей,он сам вел роскошный образ жизни, растранжирил весь золотой запас, оставленный ему предшественниками.

Для того, чтобы достроить огромный собор св.Петра и вообще пополнить казну, папой были в огромном количестве пущены в продажу индульгенции, и они-то стали последней искрой, вызвавшей взрыв. Индульгенции - это разрешительные грамоты об отпущении грехов, согласно искаженному, неправославному учению о сверхдолжных заслугах святых, которыми якобы вправе распоряжаться папа.

Т.е. он своей властью может из этих заслуг «додавать» таковые грешникам для искупления вины.

Монах Тетцель, прибывший в Германию, начал продавать индульгенции для спасения душ не только живых, но и умерших, что вызвало горячий протест многих богословов.

Один из них, ученый католический монах Мартин Лютер с жаром проповедовал против такого кощунства, и на дверях церкви, в которой служил, прибил 95 тезисов против злоупотреблений папства. Очень быстро Лютер обрел огромную популярность и поддержку, т.к. почти все население тогдашней Германии страдало от эксплуатации папского Рима. Это случилось в 1517 году.

Протестантизм возник именно как протест против искажений христианства римским католицизмом. Однако, признав Римо-Католическую Церковь заблуждающейся и порвав с нею, лютеране не стали искать Церковь, непрерывно пребывающую в Истине - Церковь Православную, они были лишены и знания о ней, и того духовного состояния, которое содействовало бы такому поиску. То есть сам протест, бунт против папства обрел характер внешний, в духе католичества.

Вместо поиска правоверующей, православной Церкви Лютер и его последователи положили начало новому религиозному сообществу, как бы с нуля. Действия Лютера и лютеран явились отрицанием веры в единую Церковь, однажды и навсегда основанную Иисусом Христом, и по обетованию Его имеющую непрерывное бытие до скончания века. Вспомним: «Созижду Церковь Мою и врата ада не одолеют ее».

Признав единственным источником и правилом веры Священное Писание, Библию, лютеране отвергают авторитет Церкви, постановления Вселенских Соборов, церковную иерархию, Таинства (кроме двух), отрицают почитание и призывание святых, почитание икон, мощей, молитвы за умерших, посты, монашество...

Поставив перед собой задачу восстановления церковного учения в его апостольской чистоте, Лютер и его сподвижники не смогли, конечно же, справиться с ней, т.к. много столетий отделяло их от первых веков христианства, у них не было живого духовного опыта, знания творений Отцов и Учителей древней Церкви. Собственное их схоластическое образование представляло христианство в искаженном виде. Потому единственным источником истолкований у них был и остается собственный домысел, личное мнение.

Вместо одной, «очищенной» Римо-Католической Церкви (а именно это лежало в основе первоначального намерения) Реформация дала миру десятки и десятки новых христианских сообществ.

Впору вспомнить здесь слова св.праведного Иоанна Кронштадтского: «Католики выдумали новую главу, унизив Единую истинную главу Церкви - Христа; лютеране отпали и без Главы остались; англиканцы тоже: Церкви у них нет,союз с Главою порван, помощи всесильной нет,а Велиар воюет всей силой,коварством и всех держит в своей прелести и погибели.Погибающих множество в безбожии и разврате».

***

 

Да, «кто не желает быть учеником истины, тот становится учителем заблуждения». Это в полной мере относится к «основателям» всех тех многочисленных сект, которые породил протестантизм. Сейчас их насчитываются сотни, и каждое направление, сообщество претендует на всю полноту истины. Богословский «плюрализм» и произвольность личного мнения в толковании христианства со временем привели вообще к богоотрицанию и богоборчеству: общеизвестно, что марксизм зародился в лютеранской, протестантской среде.

 

***

 

Интересны на этот счет размышления Георгия Марченко,человека,считающего себя христианином и одновременно стоящего на позициях сионизма - автора исследования о Марксе.Он пытается дать идеологические обоснования различным направлениям в сионизме,в частности,так называемому «сатанинскому», к которому причисляет и Маркса (работа опубликована в журнале «Кубань», N1, 1991г. ).

И Маркс и Энгельс были в юности верующими...Марченко довольно подробно описывает, как юный Маркс переходит от христианства к одержанию мрачным духом вражды к нему.Это прослеживается в стихах будущего автора «Капитала».Например,стихотворение «Скрипач»:

 

Адские испарения поднимаются и наполняют мозг,

Пока не сойду с ума

и моё сердце в корне не переменится.

Видишь этот меч?

Князь тьмы

Продал его мне.

 

О соратнике Маркса Г. Марченко пишет: «Сомневаться в христианстве Энгельс начал после чтения книги либерального богослова Бруно Бауэра. В его душе шла отчаянная борьба, он писал в то время: «Я молюсь каждый день и даже целыми днями об истине; начал делать это с того момента, как усомнился, и все же не могу вернуться к нашей вере... Меня душат слезы, когда я пишу это...».

А вот признание самого Бауэра, читавшего лекции студентам: «Я не узнаю сам себя, когда произношу с кафедры кощунства...Произнося богохульства, я помню, что дома благочестиво пишу апологетические фразы в пользу Священного Писания и Откровения. Так или иначе, ужасный бес вселяется в меня, как только я поднимаюсь на кафедру, но я настолько слаб, что вынужден поддаваться ему. Мой дух богохульства будет удовлетворен лишь тогда, когда мне позволят проповедовать открыто, в качестве профессора, атеистическую систему».

Это важное свидетельство, оно вполне ясно говорит о природе тех реальных духов, воздействию которых подвергается человек, отходящий от полноты, от догматов Правоверия - Православия. Истина - одна, «Столп и Утверждение» ее - Церковь, которая, будучи Телом Христовым, неизменна, как неизменен Спаситель.

Г. Марченко пишет: «Марксизм - это первая систематическая и детально разработанная философская система, которая резко понижает представление человека о самом себе. Согласно Марксу - человек, это главным образом чрево, которое надо постоянно наполнять...». Автор подытоживает: «либеральная теология... разделяет вместе с Марксом и Энгельсом вину за убийство коммунизмом десятков миллионов невинных людей».

 

***

 

«Плюрализм» в вере далеко заводит: нынешнее протестантство являет собой «плюралистический» океан всевозможных субъективных учений, лишенных благодати Святого Духа. Это к популярному ныне вопросу о том, не все ли равно, как веровать - Бог-то един! Ох, как не все равно!..

Отступление от Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви вело и ведет к «безбрежной дали отрицаний». Искажения христианства уводят человека от главного - от спасения души для жизни вечной с Богом.

Святая Православная Церковь на Семи Вселенских Соборах (IV-VIII вв.) в полноте защитила и отстояла учение Христово, как Он преподал его Сам. Современные же отпавшие от Церкви сообщества «исповедуют» христианство так, что христианства в их учениях собственно не остается.Мы сегодня уже не удивляемся,что на Западе рукополагают во « священники», а теперь и в «епископы» не только женщин, но и содомитов, в католических храмах исполняются рок-концерты, создаются «христианские» союзы гомосексуалистов» и т.д и т.п.

 

***

«Они предали Его» - так сформулировал общий итог отступления князей католической церкви и иже с ними от Христа современный западный богослов архиепископ Марсель Лефевр (1905 - 1991). Книга под таким названием, с подзаголовком «От либерализма к отступничеству» была недавно издана у нас с предисловием протоиерея Александра Шаргунова.

В наши дни это уже оборачивается повсеместным «изгнанием Креста» в западной Европе и США из всех сфер общественной жизни, начиная со школ.И не только из общественной: начинают уже вводиться запреты на ношение нательного креста, под угрозой увольнения с работы.

 

«ВОЗРОЖДЕНИЕ»: началось возражением,заканчивается вырождением

 

В определенном смысле ключевой в западно-европейской истории стала эпоха Возрождения. В основе, зачатке ее было, можно сказать, Возражение - то настроение разочарования, внутреннего протеста, охлаждения к вере, которое провоцировалось нестроениями и беззаконными действиями католицизма, в лице высшей церковной власти. В первую очередь и зримо это выявлялось в душах тонких, творческих,эмоциональных - поэтов и художников...

Постепенный, но всепроникновенный отход от собственно христианства - из-за искажений его в «церкви лукавнующих» (пс.25) - способствовал все более возрастающему статусу человеческой личности, но уже в плане самодовлеющем (а не в христианском, где душа человеческая имеет - объективно! - величайшую ценность).

Бог в западном миросозерцании стал отодвигаться из центра на периферию, а место в центре все более завоевывал Человек...Эта трагедия постепенного, но перманентного богоотпадения, апостасии вызвала к жизни высокую творческую человеческую энергию, которая - об этом как-то забывают! - была «индуцирована» многовековой Божией благодатью, а не возникла сама по себе.

Творческие силы западного человека, в лице художника, мощно возросшие именно в христианстве, все более отходили - «откривлялись» от Бого-служения (во всех видах, формах, ипостасях) через промежуточные ступени - к откровенному культу человека и его притязаний. В осязаемой, вещественной, материальной форме. Место Бога занял человек.

Эпоха Богочеловека, Богопочитания сменялась и сменилась эпохой Человекобожия.

***

 

Ступени, которыми древние предки римлян и греков, великие философы Сократ, Платон, Парменид, Ксенофонт и др. - восходили, увлекая, приуготавливая народы к познанию Единого, истинного Бога в преддверии Рождества Христова... этими же ступенями (философии, художества, творчества) - сходили вниз, спустя пятнадцать веков, их потомки Петрарка, Вала, Альберти и др. художники, философы, комедиографы и т. д., все более погружаясь в стихию человекобожия, язычества, нового идолопоклонства, со всеми вытекающими последствиями.

И это «второе» было хуже «первого», ибо опустевшее святое место, как мы знаем и видим, занимают «семь злейших»...

Напитавшись подлинными сокровищами (христианства), «гуманисты», подобно блудным сыновьям, разошлись из Отчего Дома, и тому немало способствовали корыстные управители его...Но в отличие от евангельских - разошлись, чтобы не вернуться.

Ступени творчества, предназначенные как средство восхождения к Богу, стали использоваться для схождения от «разума истины». От Божьего храма - к человеческим дворцам, к «палаццо».

Подробное и глубокое описание этого процесса дал выдающийся верующий русский философ Алексей Лосев.

 

***

 

От Маркса уже рукой было подать до откровенного нигилизма, и он, став органичным продолжением материалистического безбожия, не замедлил явиться - в первую очередь в Ницше.

Кстати сказать, Ницше, будучи в течение десяти лет профессором классической филологии Базельского университета, знал толк в музыке, сознавал ее силу и мощь, и в работе «Рождение трагедии из духа музыки» (1872 г.) противопоставлял два, по его разумению, начала бытия - «дионисийское» (жизненно-оргиастическое) и «аполлоновское» (созерцательно-упорядочивающее).

Как и многие философы, мыслители, писатели Запада, отошедшие от христианства, Ницше, в дебрях собственных умопостроений, в самонадеянной иллюзии пребывания «По ту сторону добра и зла» (работа 1886 г.), лишившись объективных богозданных нравственных начал, стал воинствующим служителем зла.

Емко и ярко пишет об этом выдающийся русский мыслитель Иван Ильин в статье «Наступление на Восточную Христианскую Церковь».

«Ницше определяет весь комплекс религиозных понятий (Бог, душа, добродетель, грех, тот свет, истина, вечная жизнь) как «ложь, проистекающую из дурных инстинктов больных и глубоко порочных натур». Он без устали превозносит нигилизм, т.е. принципиальное отрицание всего и вся, а также безбожие.

«Христианское понятие Бога» для него «одно из самых продажных понятий о Боге из когда-либо существовавших на земле». В понятии «Бог» он видел весь вред и всю отраву, всю смертельную враждебность по отношению к жизни, «соединенные в ужасающем единстве». Все христианство для него не более чем «побасенка о чудотворцах и спасителях». С отвращением относился он к христианству, со «смертельной ненавистью» и называл «все понятия церкви» «самым злонамеренным фальшивомонетничеством из всех существующих», а «самого священника» - «паразитом опаснейшего свойства, настоящим ядовитым пауком жизни...».

Он восклицает: «Впереди богохульники, аморальные типы, лица, пользующиеся правом свободного передвижения и повсеместного проживания, цирковые артисты, евреи, игроки - собственно, все самые дискредитированные людские классы».

То, за что он ратует и что превозносит - это прежде всего «цинизм», бесстыдство, которое он называет «самым высоким», чего можно достичь на земле». Он будит в человеке бестию, «своенравного» зверя, которого надо разнуздать; он жаждет «человека-дикаря», «человека злого» с «ликующей нижней частью живота»; он хочет «жестокости» и «прямого зверства», «потрясающего бурного, дикого потока, несущегося из души».

«Нет ничего великого в том, - говорит он, - в чем отсутствует великое преступление». «В каждом из нас сидит варвар и дикий зверь». И превозносимый им нигилизм он считает не одним лишь своего рода наблюдением, не чистой теорией, а «отрицанием деяния», т.е. везде надо «приложить руку к разрушению», отсюда у него появляется «наслаждение от уничтожения самого благородного».

При этом он хорошо знал, что вызывает своей проповедью и каковы будут ее последствия. «Свой жребий я знаю. С моим именем некогда будут связываться воспоминания о чем-то чудовищном - о кризисе, какого еще не бывало на свете, о глубочайших коллизиях совести, о некоем решении, ниспровергающем все, во что до сих пор верили, чего добивались и чему поклонялись. Я не человек, я динамит».

«Когда правда вступит в борьбу с тысячелетней ложью» (т.е. христианством), «мы получим такие потрясения, такие судороги землетрясений, такое смещение гор и долин, о каких мы и не догадываемся. Понятие «политика» полностью растворится тогда в битве духа, все прежние институты власти будут взорваны - все они покоятся на лжи; произойдут войны, каких еще не было на земле...».

«Так Ницше стал предшественником, учителем и пророком большевистского сатанизма, - пишет И.А. Ильин, - он создал атмосферу религиозного и духовного нигилизма и предсказал социальное землетрясение. Теоретизирующий революционер Маркс создал материалистическую доктрину этого социально-политического землетрясения. Оба ненавидели Бога, разнуздывали человека. Их ученик Ленин, революционер-практик, сдвинул камень с места...».

 

***

Цинизм, бесстыдство, человек с «ликующей нижней частью живота», получающий «наслаждение от уничтожения самого благородного», занимает все большее, стремящееся к доминированию место в современном мире.

«Встроиться в Запад - значит попасть на оргию», - сформулировал в свое время писатель Александр Проханов, которого «Комсомолка» попросила высказаться по поводу яркого очерка Дарьи Асламовой о содомских страстях,царящих в Амстердаме и других городах Нидерландов («В Европе теперь модно заражать людей СПИДом»): «Эта так называемая «амстердамская культура» является яркой частью западного образа жизни, западной демократии, частью ее философии и ценностей. И в западной цивилизации нет ничего, что бы этому противостояло.

Поэтому, когда мы торопливо пытаемся догнать Запад, встать с ним вровень, встроиться в него, мы встраиваемся в амстердамский Содом. Мы необдуманно намереваемся совокупляться с партнером, который заражен СПИДом, гарантированно обрекая себя на заражение СПИДом не только физиологическим, но и духовным, и интеллектуальным, и военно-экономическим.

Амстердамская культура - и есть прижившаяся на Западе форма американской демократии, которая обрекает его на гибель. Это проказа. Огромная обезьяна, зараженная СПИДом. Потому эта культура, эта цивилизация и внушает ужас и страх всему человечеству...

Все это побуждает нас не к тому, чтобы ставить на этом клеймо и осуждать, а прежде всего - думать о русской альтернативе. Если хотим уцелеть в нашей хрупкости, неопытности, разгромленности после 1991 года, мы должны на всех углах говорить о другом образе жизни, о нашем русском пути. Потому те из политиков и культурологов, которые говорят, что нет особого русского пути, нет никакой собой русской демократии, а есть «общие с Западом ценности», просто толкают нас в прокаженный, зараженный СПИДом барак».

***

 

Нидерланды, кстати, в переводе - «нижняя земля»; конечно же, сразу ассоциация всплывает - «преисподняя земли». Не в плане - пока - де-факто, но в потенциале, увы, стремительно воплощающемся.

«Восток свыше» и Запад - эти сакральные понятия, оказывается, имеют и зримые параметры в пространствах человеческой цивилизации.

Как пишет,например, известный исследователь творчества А.С.Пушкина Валентин Непомнящий в заметках о трагическом состоянии современной русской культуры - «Место, занимаемое Россией на Земле, исторически недавно получило на Западе название «heartland».То есть «сердечная земля», «сердечная область». «С этим сердечным «чем-то», - пишет он далее,-... в тесной связи, думается, состоит и наша система ценностей, где духовное, безусловно, выше материального, идеалы, безусловно, главнее интересов, совесть главнее корысти, - и все эти принципы абсолютны (что не мешает нам, грешным, их нарушать - но зная при том, что мы нарушаем, не меняя местами чёрное и белое)».

 

***

 

А все у нас,напомним, произрастает из христианства - неискаженного,православного, и недаром все святые наши предупреждают - «Русь Святая,храни веру православную, в ней же тебе утверждение». Как сегодня, звучат слова преподобного Феодосия Киево-Печерского,одного из основателей русского монашества: «Вере латинской не приобщайтесь,обычаев их не придерживайтесь,причастия их бегайте и всякого учения их избегайте и нравов их гнушайтесь.Берегитесь,чада,кривоверов и всех бесед их,ибо и наша земля наполнилась ими...».

Не будем забывать - это духовный мир, и всякая чума действует и заражает невидимо,как инфекция.Зазевался, распахнул душу - и готов.

г.Магадан

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Митрофан Зноско-Боровский,прот. Православие, римо-католичество,протестантизм и сектантство (сравнительное богословие).Изд.Троице-Сергиевой лавры,1992.

2. Д.П.Огицкий, священник Максим Козлов. Православие и западное христианство. МДА, изд-во «Отчий дом»,1995.

3. Серафим Соколов, прот. История восточного и западного христианства (IV-XX века). Изд-во Московского института духовной культуры святых равноап.Кирилла и Мефодия. Изд.дом «Мiръ», 2008.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Re: «Безбрежная даль отрицаний...»

Спаси Господи.
Георгий / 02.03.2016, 07:22

1. Re: «Безбрежная даль отрицаний...»

«Вере латинской не приобщайтесь, обычаев их не придерживайтесь, причастия их бегайте и всякого учения их избегайте и нравов их гнушайтесь. Берегитесь, чада, кривоверов и всех бесед их, ибо и наша земля наполнилась ими...» Да. А теперь как будем избегать, если наши пастыри уже распахивают объятия кривоверам - они же теперь наши братья?... Автору - спасибо большое за краткое изложение истории западной церкви.
Галина / 02.03.2016, 00:15
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Станислав Павлович Рыжов
Татьяна Римская, Татьяна Русская
25 января – Татьянин день
24.01.2025
«Ангелам Своим Он заповедает ...хранить тебя на всех путях твоих...»
Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
20.11.2024
Дай нам, Господи, веру как у тунгуса!..
23 сентября/6 октября - память свт.Иннокентия Московского
05.10.2024
Смотри в Евангелие – «А больше нигде правды не будет!..»
О колымском узнике из Глинской пустыни преп. Андронике (Лукаше). К 50-летию преставления преподобноисповедника (1974 г.)
21.09.2024
50 оттенков «многонациональности»
3. Которая быстро перетекает в русофобскую мультикультурность. Авторы и исполнители
17.09.2024
Все статьи Станислав Павлович Рыжов
Александр Сергеевич Пушкин
Все статьи темы
Русская цивилизация и Ватикан
Преемником Франциска станет антихрист?
Фильм «Конклав» заставил вспомнить о конце света
23.01.2025
Борьба с Антихристом и Его Антицерковью
Новогоднее Послание 2025
30.12.2024
Не бойся, малое стадо!
Размышления грека о преступных действиях патриарха Варфоломея
19.12.2024
Признание Ватиканом «ПЦУ» не может не радовать
Папа Римский нанёс сокрушительный удар по филокатоликам внутри Русской Церкви
17.12.2024
«Культура есть замена богообщения»
Русский человек преодолевает культуру, возвращаясь к самому Творцу
16.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Петр Первый – церковник или антицерковник?
Новый комментарий от учитель
28.01.2025 01:37
Как «расхохлить» малоросса?
Новый комментарий от учитель
28.01.2025 00:59
100-дневный мирный план Трампа
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
27.01.2025 22:49
Тайна Великой войны
Новый комментарий от С. Югов
27.01.2025 22:34
«Геттизация»: миграционная политика Италии, итоги 2024 года
Новый комментарий от Русский Иван
27.01.2025 21:45
Обречённая на провал природа еврейской левизны
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
27.01.2025 20:27