Российскому флоту 320 лет. Эту славную дату нашей истории люди, чьи судьбы, так или иначе, связаны с морской службой, с кораблестроением и с морем, встречают с разными чувствами. Здесь и гордость за великую, героическую летопись флота и тревога за его настоящее и будущее. Я не хочу вспоминать о бесславной гибели русского флота в «лихие девяностые и нулевые», о том, как продавались за рубеж наши авианосцы, как покрывались ржавчиной у причалов атомные крейсера, как уничтожались на деньги заграничных спонсоров лучшие атомные субмарины. Не хочу. Потому, что у всех у нас есть, что вспомнить. Есть, чем гордиться. Давайте хотя бы вкратце полистаем страницы нашей истории.
Первые корабли, предназначенные для военных целей, появились у наших предков не триста двадцать лет назад, а гораздо раньше. Англичанин Фред Т. Джейн в книге «Императорский российский флот. Его прошлое, настоящее и будущее» (Лондон, 1904) пишет: «Русский флот может претендовать на более древнее происхождение, чем британский флот. За сто лет до того, как Альфред Великий построил первые английские военные корабли, русские уже бились в отчаянных морских битвах, и тысячу лет тому назад лучшими моряками своего времени считались русские». Примечателен факт, что на итальянских картах вплоть до 16 века Чёрное море называлось Русским.
Первая попытка создать регулярный военный флот была предпринята для охраны русского судоходства на Балтийском море при Иване Грозном. В 1570 году была сформирована флотилия из шести кораблей, которая, просуществовав недолго, успела захватить два десятка польских и шведских каперских судов.
В 1667 году с соизволения царя Алексея Михайловича (Тишайшего) был построен первый русский морской военный корабль «Орёл».
20 октября 1696 года Боярская Дума - тогда высший совещательный орган государства - вынесла судьбоносное решение: «Морским судам быть». Эту дату и принято считать днём рождения русского регулярного военно-морского флота. И началось.
27 июля 1714 года у мыса Гангут на Балтике большой русский галерный флот наголову разбил шведскую эскадру. Русскими командовал лично император Пётр 1. Из брёвен была устроена «переволока», по которой несколько галер перетащили через узкую часть полуострова для отвлечения внимания противника. Шведы, перегруппировав свои суда, открыли проход мимо мыса. Погода благоприятствовала гребному флоту России. Из-за штиля линейные парусные суда шведов были почти неподвижны. Русские моряки смело вступили в бой с прекрасно вооружённой эскадрой, открывшей бешеный артиллерийский огонь. Две атаки против шведского центра были отбиты, но русские продолжали атаковать. Их галеры и скампавеи отважно шли на абордаж. Гангутская победа открыла первую страницу в книге славных побед флота российского.
+ + +
23 июня 1773 года в морском бою у Балаклавы два русских корабля «Карона» и «Таганрог», вооружённые тридцатью двумя пушками, разгромили турецкий флот, составленный из двух больших кораблей по пятьдесят две пушки в каждом и двух шебек с пятьюдесятью пушками. Русскими командовал капитан 1 ранга Иоганн Генрих Ван-Кинсберген.
+ + +
8 (20) октября 1827 года русско-англо-французский флот разгромил в Наваринской бухте (Южная Греция) турецко-египетский флот, что способствовало победе Греческой национально-освободительной революции. В Наваринском сражении на корабле «Азов», под командованием адмирала Лазарева, боевое крещение приняли лучшие в последствии русские флотоводцы - лейтенант Нахимов, мичман Корнилов и гардемарин Истомин.
«Азов» сражался с несколькими турецкими и египетскими судами и от его метких выстрелов взлетел на воздух флагманский корабль египетской эскадры, затонули два фрегата и корвет, уничтожен флагманский корабль тунисского адмирала, посажен на мель и зажжён восьмидесятипушечный турецкий корабль.
+ + +
14 мая старого стиля 1829 года восемнадцатипушечный бриг «Меркурий» под командованием капитана-лейтенанта Александра Ивановича Казарского встретил 18 турецких кораблей. Восемнадцать! То есть на каждую пушку русского брига приходилось по одному кораблю противника. «Меркурий» попытался уйти, но был настигнут двумя линейными кораблями, на одном из которых находился командующий турецким флотом, а на другом - один из его адмиралов. Турки уже потирали руки от предчувствия лёгкой добычи. Но на военном совете офицеров брига было принято казалось бы безрассудное решение: принять бой, в крайнем случае, взорвать корабль, но не посрамить чести русского флота.
Турецкие корабли с двух сторон почти в упор из десятков крупнокалиберных пушек расстреливали маленький бриг, отвечавший метким огнём. Искусно маневрируя, Казарский вывел корабль из-под обстрела. Турки, не заметив это, продолжали некоторое время палить друг в друга. В течение 4 часов длился бой. Противник, получив серьёзные повреждения, вынужден был отступить.
+ + +
18 (30) ноября 1853 года Первая турецкая эскадра адмирала Осман-паши в составе семи фрегатов, шлюпа, двух корветов и двух больших пароходов, стоявших на рейде порта Синоп под прикрытием шести шестиорудийных батарей, была разгромлена вице-адмиралом Нахимовым. Осман-паша взят в плен.
Прошло всего сорок минут с начала боя, а половина турецкого флота - четыре фрегата и корвет, сражаясь против только двух русских кораблей, погибла. Русские моряки проявляли чудеса мужества и героизма. Мичман Колокольцев спас от неминуемой гибели фрегат «Ростислав», погасив горящий кожух у пороховых зарядов. Флагманский корабль русских «Императрица Мария» получил до шести десятков пробоин, причём несколько из низ подводных, но продолжал вести бой. Командиру корабля капитану 2 ранга Барановскому обломком мачты перебило обе ноги, но он не покинул мостик. Сильно пострадал другой русский корабль «Три святителя», но он тоже продолжал битву.
Турки, расстреливаемые метким огнём русского флота, предпочитали, спасая себя, выбрасывать свои горящие суда на берег. Неприятельский флот и вся береговая артиллерия были уничтожены полностью. Погибло свыше трёх тысяч турецких моряков, а русские потеряли тридцать семь человек убитыми и двести тридцать пять ранеными.
+ + +
27 января 1904 года в корейской бухте Чемульпо четырнадцать новейших, прекрасно вооружённых японских кораблей блокировали русский крейсер «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец». На предложение сдаться моряки, во главе с капитаном 1 ранга Всеволодом Фёдоровичем Рудневым, ответили: «Русские моряки не сдаются!»
«Варяг» принял неравный бой. Не было придела мужеству моряков флота российского. Затонул от залпов орудий «Варяга» японский миноносец, вышли из боя два сильно повреждённых крейсера, в том числе флагман «Асама».
В этом сражении, кроме всего прочего, проявилась лучшие качества русского человека: мужество, долг, честь. Так, например, в пылу битвы канонир Зиновьев заметил, что от огня загорелся развивавшийся на гафеле Андреевский флаг. Не раздумывая ни секунды, Зиновьев бросился на мачту и под сплошным огнём неприятеля заменил святыню.
Но слишком неравны были силы. Руднев и экипаж принимают решение затопить крейсер, но не сдать его врагу. «Кореец» был взорван своим экипажем.
+ + +
Или вот такая чёрная, трагическая и, вместе с тем, героическая страница в истории российского флота. 14-15 (27-28) мая 1905 года у японского острова Цусима погибли 2 и 3 Тихоокеанские эскадры вице-адмирала Рожественского. Во Владивосток с боем прорвались только миноносцы «Грозный» и «Бравый», а также крейсер 2 ранга «Алмаз» (бывшая яхта). Нескольким кораблям удалось укрыться в нейтральных портах. Так, в Манильскую бухту ушли крейсеры 1 ранга «Олег» и «Аврора» (тот самый, который в октябре 1917 года выстрелом возвестил начало революции), крейсер 2 ранга «Жемчуг» и буксирный пароход «Свирь». В Шанхай добрался эсминец «Бодрый». Ещё несколько кораблей, не принимавших участие в сражении, вернулись в Кронштадт.
На дне океана, возле Цусимы нашли покой почти тридцать русских кораблей. Их честь не запятнана. Они не спустили флаги перед врагом. Русские моряки бились отчаянно.
После того, как флагманский корабль «Суворов» покинули штабисты (пять офицеров во главе с Рожественским), корабль принял бой одним единственным уцелевшим орудием против тринадцати японских кораблей. Полчаса подряд японцы уничтожали наш броненосец, невольно восхищённые мужеством экипажа и непотопляемостью судна. После гибели броненосца японцы обрыскали место, где он затонул. Ни единого спасшегося. Из девятисот человек экипажа гвардейского броненосца «Александр 3» не осталось в живых ни одного, из девятисот человек с броненосца «Бородино» спасся только один - Семён Ющин, георгиевский кавалер. «Бородино», объятый пламенем, весь день возглавлял гибнущую, но сражающуюся эскадру.
Японцам дорого досталась победа. Броненосец «Микаса», на котором держал флаг командующий эскадрой адмирал Того, получил более тридцати наших крупных снарядов. У него были пробиты трубы, повреждено много орудий, разбиты казематы. На нём насчитывалось убитыми и ранеными шесть офицеров и сто шесть нижних чинов. Крейсер «Нанива» получил пробоину у ватерлинии и вышел из строя. Крейсер «Касаги», которому снарядом пробило борт ниже ватерлинии, вынужден был, «ввиду большой прибыли воды», уйти в залив Абурадани. Все эти три корабля были бы безусловно потоплены, если бы Россия использовала в то время полноценные снаряды. Серьёзные повреждения были также у броненосцев «Сикисима», «Фудзи» и «Асахи». Пострадали в бою семь японских крейсеров. Авизо «Чихая» получил от русского снаряда течь в угольной яме и удалился с поля боя. Около двух десятков истребителей и миноносцев были настолько повреждены, что некоторые из них выбыли из боя, а три затонули.
Цусима - вечный позор бездарному командованию.
Цусима - вечная слава погибшим морякам!
+ + +
А вот страничка нашей недавней истории. 10 февраля 1988 года отряд американских боевых кораблей в составе ракетного крейсера «Йорктаун» и эскадренного миноносца «Кэрон» вошёл в Чёрное море. Наблюдение за действиями гостей вели сторожевые корабли Черноморского флота «Беззаветный» и «СКР-6». К утру 12 февраля американские суда подошли к побережью советского Крыма и, несмотря на неоднократные предупреждения со стороны командования наших кораблей, нарушили государственную границу СССР в районе Южного берега Крыма. Советские «сторожевики» потребовали немедленно покинуть наши территориальные воды. Однако, американцы, не обращая внимания на сигналы и предупреждения, продолжали курс в глубь водной территории нашей страны. Я знаю об этих событиях не понаслышке, ведь сам служил командиром отделения на «СКР-6», возглавлял комитет комсомола корабля. Могу засвидетельствовать, что оба американских судна, оснащённые самой современной электроникой и средствами разведки, выполняли явную шпионскую акцию по сбору данных о советских военно-морских базах.
Убедившись, что все уговоры бесполезны, командир «Беззаветного» капитан 2 ранга Владимир Иванович Богдашин и командир «шестёрки», так любовно моряки называли свой «СКР-6», Александр Анатольевич Петров принимают решение: на скорости 20 узлов (примерно 40 км / ч) таранить нарушителей, произвести «мирное вытеснение». Когда сталкиваются два автомобиля, суммарный вес которых всего несколько тонн, последствия бывают катастрофическими. А здесь на огромной для кораблей скорости сознательно корабли таранят морских противников, а общий вес судов десятки тысяч тонн. Но русские моряки не дрогнули. Ведь на гафеле их стальных мачт развивались военно-морские флаги нашей страны. По счастливому стечению обстоятельств жертв у личного состава с обеих сторон не было, а вот экономический ущерб «гости» долго ещё подсчитывали. И примечательно, что ни одного дрогнувшего, возроптавшего среди наших моряков не было.
+ + +
У Российского флота славная, богатая подвигами и победами история. Сейчас я обращаюсь к молодёжи, как бы пафосно не звучали мои слова, они честны и искренны. Наши прадеды, деды и отцы с честью несли звание русского моряка, звание столь же высокое, как Андреевский флаг на гафеле боевого корабля. Это звание не купишь, не приобретёшь через Интернет. Стать моряком не просто. Но если с детства снятся тебе якоря, если в шелесте ветра чудятся тебе иногда крики чаек, скрип снастей и гул надутых парусов, если судьба флота Российского для тебя не просто красивая иллюстрация всеобщей истории, а предмет личной гордости, значит, есть у тебя шанс. Не бойся воспользоваться этим шансом. Не бойся!
30 октября 2016 года мы отмечали 320-ю годовщину нашего флота. Очень хочется верить, что в эти дни в каждой российской душе явственно отзовутся давние слова: «Морскому флоту быть!»
1. Re: Российскому флоту быть!