В основе философского учения славянофилов лежит идея о мессианской роли русского народа, о его религиозной и культурной самобытности и, даже, исключительности. Исходный тезис учения славянофилов состоит в утверждении решающей роли православия для развития всей мировой цивилизации.
По мнению А. С. Хомякова, именно православие сформировало «те исконно русские начала, тот «русский дух», который создал русскую землю в ее бесконечном объеме». Какие же качества православия дают ему преимущество перед другими религиями? Для ответа на этот вопрос А. С. Хомяков проводит исследования, в которых оценивает роль различных религий в мировой истории. Он делит все религии на две основные группы: иранскую и кушитскую. Коренное различие между этими двумя группами религий, по его мышлению, определяется не количеством богов или особенностями культовых обрядов, а соотношением в них свободы и необходимости.
Кушитство строится на началах необходимости, обрекая его последователей на бездумное подчинение, превращает людей в исполнителей чуждой им воли. Напротив, иранство - это религия свободы, она обращается к внутреннему миру человека, требует от него сознательного выбора между добром и злом.
Наиболее полно сущность иранства выразило, по мнению А. С. Хомякова, христианство. Но христианство раскололось на три крупных направления: католицизм, православие и протестантизм.
После раскола христианства «начало свободы» уже не принадлежит всей церкви. В различных направлениях христианства сочетание свободы и необходимости представлено по-разному. Католицизм обвиняется славянофилами в отсутствии церковной свободы, поскольку там существует догмат о непогрешимости Папы Римского. Протестантизм же впадает в другую крайность - в абсолютизацию человеческой свободы, индивидуального начала, которое разрушает церковность. Только православие, считает А. С. Хомяков, гармонически сочетает свободу и необходимость, индивидуальную религиозность с церковной организацией.
А.С.Хомяков в книге «Нескольких слов христианина о западных вероисповеданиях...» писал: «Романизм, поставив на место единства соборной веры независимость личного или областного мнения (ибо папская непогрешимость придумана была позднее), явил себя первою ересью против догмата о естестве Церкви или о вере Церкви в себя. Римляне решили догматический вопрос без согласия своих братьев, они присвоили себе монополию благодати. Римский мир подразумевательно объявил (и упорствует в своем объявлении), что мир восточный есть не более как мир илотов в вере и учении. Он совершил нравственное братоубийство».
Далее А.С.Хомяков говорит: «Обвиняли меня также в сравнительно большей неприязненности к Романизму, чем к Реформе, и одна немецкая газета объяснила это различие той едкой ненавистью, которою всегда отличаются распри между родными братьями.
Но, во-первых, я доказал, кажется, что мы одинаково относимся к западным исповеданиям, не делая никакого различия между Римским и Протестантским; во-вторых, мне кажется, что серьезные и добросовестные писатели должны бы вообще воздерживаться от такого рода заподозривания чужих побуждений. Не довольно ли, для объяснения некоторой разницы в тоне, которой я и не думаю отрицать, допустить объяснение, мною самим данное? Заблуждение, по моему убеждению, идет от Римлян, а Протестанты только приняли его по наследству; к тому же, добровольная ложь, мне кажется, заслуживает более строгого осуждения и возбуждает более сильное негодование, чем заблуждение невольное. Станут ли Протестанты отрицать это, и захотят ли они, чтоб их сравняли в этом отношении с Римлянами? - Не думаю».
«Протестантский мир, пишет А.С.Хомяков - в своей совокупности, обнимающей бесчисленное множество сект (начиная от Англиканца и Лютеранина и доходя до Квакера и Унитария) не имеет в настоящую минуту другой связи, кроме известного рода почитания, воздаваемого мертвой букве Писания. И этот мир давно бы разбился на осколки, чуждые даже собирательного названия, если бы общий протест против Римского мира не заставлял его до некоторой степени держаться за призрак единства (как я сказал в первой брошюре). Во всех обвинениях, мною высказанных против различных ветвей раскола, я строго придерживался правила ограничиваться выводами из начал, ими самими признаваемых. Все мои приговоры основаны единственно на внутренних противоречиях, которые они в себе содержат.
Так я показал, что поставление папы, в котором Латиняне хотят видеть как бы завершение рукоположения, на самом деле упраздняет это таинство: далее я показал, что Протестантство, опираясь на Библию и в тоже время, отвергая Церковь, темь самым уничтожает Библию». 1
Доктор богословия А.Н.Осипов в книге: «Бог» отмечает, что учение о Боге Троице отвергает все формы языческого политеизма и, в частности, тритеизм (три бога), триморфизм (три различных проявлений моноипостасного (единоличностного) Бога).
Христианская Троица - это и не семейная триада языческих пантеонов, в которых в качестве второй «ипостаси» является рождающая богиня-мать. В Святой Троице нет ни мужского, ни женского начала. В ней - рождает Отец (а не мать), второй Ипостасью является Сын (а не богиня), третья Ипостась - вообще неизвестный язычеству Дух Святой (а не сын или дочь). При этом, все три Ипостаси равночестны в отличие от семейной языческой триады. Поэтому кроме числа три в этих триадах нет ничего общего со Святой Троицей. Поэтому учение о Боге - Троице как нам кажется лучше всего было бы отобразить символически.
Начиная с ранних христиан треугольник был символом Святой Троицы.
Рис. 4.8. Русская религиозная идея
Идеал Красоты (Закон, Любовь и Вдохновение)
Равносторонний треугольник толковался как равенство и единая божественная сущность Бога Отца, Бога Сына и Духа Святого.
Поэтому «искать» русскую идею вне Пресвятой Троицы невозможно, так как идеал Красоты лежит в основании Третьего Рима («Рублевская Троица»).
Русская религиозная идея - это Идея Закона (Бог - Отец), Любви (Бог - Сын) и Вдохновения (Бог - Дух Святой).
Если Закон - форма Сущего, то Любовь - есть его содержание.
Но без Бога - Духа - Святого Любовь носила бы пассивный, сострадательный вид, а с Богом -Духом Святым она имеет характер пламенный, недаром апостолы, получили Дар Духа Святого в виде огненных языков. (См. рис. 4.8.)
Внутри самого христианства существуют католичество и протестантизм, как церкви, отколовшиеся от полноты Православия. Догматическое введение «филиокве» в Символ Веры привело к тому, что католики «узаконили» Любовь, и таким образом сместили форму - Закон и содержание - Любовь, - две Ипостаси неслиянной Троицы, в одну - Закон (Власть).
Любовь в католицизме исчезла.
Но и Закон у католиков не Нация, а Церковь, поэтому в гербе Священной Римской империи «сложились» следующие цвета: желтый (ложная идея), красный (агрессия) и черный (разрушение, смерть).
Желтый, красный и черный цвета, как государственные в настоящее время сохранились в Германии и Бельгии - штаб - квартире НАТО.
Католические папы поклонились сатане, чтобы он дал им власть над царствами (См. рис. 4.9.)
Поэтому Христос католической курии стал не нужен.
Наглядно это, очень верно показал Ф.М.Достоевский в «Легенде о Великом Инквизиторе».
Если беззаконие (агрессия) - форма «сущего», то ложь - есть его содержание.
Но без ненависти ложь имела бы пассивный вид, а с ненавистью (разрушением) она имеет характер «огненный».
Именно поэтому в гербе священной римской империи черный орел с кровавыми лапами и красным клювом превратился в символ смерти воплощенный в жизнь (См. рис. 4.9.)
Рис. 4.9 Абсолютная идея
(Ложь, Агрессия и Разрушение)
Очередность цветов здесь абсолютно противоположна русским: черному русскому (закон) противостоит желтый (ложь), красному русскому (жертвенному) - агрессивный (красный) - германо-романский, творческому русскому (золотому) противостоит черный (смерть) - разрушительный. ( См. рис. 4.10. )
Рис. 4.10 Государственный флаг Германии
Протестанты отвергают порядок и иерархию. И действительно, протестантизм в лице Лютера, Кальвина и других высказывал свою главную идею, что человек «оправдывается верою вне дел Закона».1 Но, как же протестанты могут оправдываться верою (Христом) без дел Закона (Бога - отца), который и послал своего единородного Сына в мир? Разъединив нераздельную Троицу, протестанты отказались от Христа, точно также как и католики.
Как видно из сказанного, Римский мир не объединяет, а разъединяет человечество. Следовательно, «мессианская» роль Запада состоит в том, чтобы «разделять и властвовать».
В философской системе Гегеля основой мира является некая существовавшая до появления природы и человека мистическая объективная «абсолютная идея. Гегелевская идея движется, изменяется, переходит в свою противоположность.
Есть гипотеза, что Гегель ввел принципы диалектики в бытие Божие. Однако, если Гегель ввел принципы диалектики в бытие Божие, то он свою идею идеей бы не называл. На наш взгляд движутся, изменяются и переходят в свою противоположность «мыслящие образы» этой идеи! (некое «отражение» бытия).
Но какие мыслящие образы движутся и изменяются в абсолютной идее Гегеля? Те, которые и отображены в виде «цветов»: желтый, красный и черный.
Как видно на рис. 4.10 «основанием» желто-красно-черной «системы» является желтый цвет (ложь).
Закон единства и борьбы противоположностей говорит нам о том, что каждый объект имеет противоположные стороны, свойства, тенденции и они, взаимно дополняя и взаимно отрицая друг друга, составляют противоречие, которое и служит причиной развития объекта. Бог противоположных сторон не имеет, но его «абсолютная идея» такие стороны имеет.
В гегелевской диалектике - один объект («мыслящий образ») представляет собой ложь (желтый цвет), а другой - беззаконие, агрессия (красный цвет).
«Мыслящие образы» в виде лжи, агрессии и разрушения отдельными народами воспринимаются как Закон, Любовь и Вдохновение, а между собой эти «образы» вступают в противоречие.
Основные фазы развития противоречия следующие. 1. Гармония - противоположности не мешают единству системы, раскрывая многообразие её свойств. 2. Дисгармония - одна из противоположностей пытается усилиться за счёт другой. 3. Конфликт - борьба между противоположностями достигает предела, под вопросом существование целого - системы. Разрешение противоречия: возможно несколько вариантов: 1. Уничтожение одной из противоположностей с её последующим восстановлением. 2. Раскол системы либо взаимоуничтожение противоположностей, и то, и другое - гибель целого. 3. Временное возвращение к гармонии. 4. Снятие противоречия - эволюционный скачок, при котором старое противоречие теряет своё значение, то есть этот вариант - развитие через борьбу противоположностей.
Закон перехода количественных изменений в качественные гласит: изменение качества объекта происходит тогда, когда изменение его количественных характеристик переходит некоторую границу. Диалектика считает, что существует интервал, в пределах которого сохраняется заданное качество, несмотря на изменение количественных характеристик.
При переходе границ происходит скачок - переход от одного качественного состояния к другому.
При этом существует интервал, в пределах которого сохранялось заданное «качество», например (ложь католицизма).
Изменение «качества» объекта (католицизма) произошло тогда, когда (ложь) - изменение его количественных характеристик перешла некоторую границу (продажа индульгенций), что и вызвало религиозные войны (беззаконие).
Протестантское «развитие» (скачек) есть переход от сложнейшего (христианские монархии) к простейшему (либерализм) и представляет собой постепенную демократизацию, «сближение» с окружающим миром с одной стороны, а с другой «сближение» со сходными и родственными организмами (фашизм), со всеми сходными и родственными явлениями (колониализм и т.д.).
Закон отрицания отрицания - закон диалектики, показывающий результат развития как единство новизны и преемственности, относительное повторение старого на новом уровне. Категория отрицание отражает отношение между последовательными стадиями развития объекта. Диалектики считают, что старое никогда целиком не отбрасывается. Гегель представлял развитие в виде спирали. Цикл развития - виток спирали: после двух отрицаний воспроизводится на более высоком уровне структура исходной ступени развития, но это не простой возврат, а обогащение новым. Если рассматривать данный закон диалектики с помощью такой модели, то выходит, что прогресс сопровождается периодическими приходами к новому, но на более высоком уровне.
В таком случае современная Германия отрицая Третий Рейх не отбрасывает старое и, следовательно, структура исходной ступени ждет своего воспроизводства на более высоком уровне. Но в таком случае, где же здесь прогресс?
Абсолютная идея может действовать либо в рамках идеи Любви, Закона и Вдохновения, либо как ее антипод.
Взаимопроникновение противоположностей приводят в русской идее к ее искажению и развитию в виде, например, византизма.
Так как гегелевская идея - это идея лжи, беззакония и разрушения, то она «абсолютна» именно для западной цивилизации.
В процессе своего диалектического саморазвития абсолютная идея проходит три основных этапа: первый этап - логический. Эта часть философской системы Гегеля изложена в его «Науке логики». Система логических понятий и категорий развивается по Гегелю в «стихии чистого разума». Но, что такое «стихия чистого разума» как не Закон? Закон вне Любви может раскрывать и раскрывает систему логических понятий и категорий, но эта система «грешит» «ветхозаветностью».
Гегелевская диалектика «подчиняет» себе формальную логику.
«Закон» вне «Любви», например, ведет к «искажению» закона достаточного основания, который гласит: «Всякая мысль может быть признана истинной, когда она имеет достаточное основание, всякая мысль должна быть обоснована».
Записывается закон достаточного основания так: «В есть потому, что есть А».
«Ветхозаветность» гегелевской логики, таким образом, сводится к тому, что наиболее четко система логических понятий сформирована избранной расой - германцами в соответствии с традициями немецкой философии и культуры: «В есть потому, что есть А?»
Отметим, что Гегель идеализировал прусскую монархию. По этой причине рост национального самосознания (В) «порождает» у Гегеля в его «абсолютной идее» национализм (А) - ненависть на основе лжи.
Но такое завершение развития «абсолютной идеи» в национальном сознании может произойти только в том случае, если это развитие не «абсолютной идеи», а «сумрачного германского гения».
Это выдвигает германский народ на «первое» место в истории, создает из него народ - «закон» - действующий беспощадно и «безошибочно».
На втором этапе «абсолютная» идея превращается в природу, которая представляет собой, по словам Гегеля «инобытие абсолютной идеи». Инобытие Закона и вне Любви вообще абсурдно, потому что в этом случае есть закон (природа) и нет любви («Адама»). Закон (природа) и любовь («Адам») неразрывны друг с другом, так как вершиной творения мира является человек.
Свое учение о природе Гегель изложил в «Философии природы». Природа, по мнению Гегеля не способна к саморазвитию. И мы можем ответить почему. Потому, что она является производным от Закона (мыслящего образа).
Почему природа есть производное от Закона? Да потому, что мыслящий образ (Закон) материализуется.
Рождение и смерть всего существующего - это явление материального мира. Рождение и смерть «образов» - это основа для однолинейного развития.
Отметим, что логика, изучающая формы мышления (приемы, схемы, способы) называется формальной. Диалектическая логика - это логика изучающая содержание мышления.
Формальная логика в форме закона исключенного третьего, например, утверждает, что «два противоречащих суждения об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же направлении, не могут быть одновременно истинными или ложными. Одно необходимо истинно, а другое - ложно; третьего быть не может». Например: рождение и смерть образов - это явление материального мира или рождение и смерть образов - это явление духовного мира и т.д.
Верно при этом может быть только одно утверждение!
Записывается закон так: или А. или не - А.
Изначальная посылка в гегелевской диалектике такова, что она будет «диктовать» в законе исключенного третьего формирование именно ложного суждения.
На третьем этапе «абсолютная идея» отрицает природу (Закон) и возвращается к самой себе (Закону, Любви и Вдохновению), и развитие снова происходит в области мышления, но уже человеческого мышления.
К этому этапу Гегель относит ступень индивидуального сознания, ступень общественного сознания и высшую ступень, когда идея в форме религии, науки и философии приходит к концу своего самопознания.
Эту ступень развития абсолютной идеи Гегель пытается раскрыть в своем сочинении «Феноменология духа».
Напомним, что побудительной силой в развитии мышления, согласно философии Гегеля, служит противоречие, без него не было бы никакого движения, никакой жизни.
По философии Гегеля, Абсолютное в своем вечном созидании проходит чрез все противоположности, попеременно создавая и снимая их и приобретая таким путем при каждом новом движении вперед более ясное сознание своей настоящей сущности. Только благодаря такой диалектике понятий, философия вполне соответствует живой действительности, которую должна понять. Итак, положение, противоположение и их объединение (тезис - антитезис - синтез) составляют в системе Гегеля сущность, душу диалектического метода.
Выглядит развитие через противоречие на Западе так: разложение первобытного строя происходит в ходе прогрессирующей «мутации» магизма с системой астрономических знаний и появления «звездной» религии.
Человек осознал свое могущество и захотел стать «яко бог». Такая идеология (ложь) вела к появлению наций рабовладельцев (беззаконие). Если это идея европейских народов, то ее развитие на Западе осуществляется от магизма и науки к астрологии (тезис-антитезис-синтез), от астрологии и христианства к просвещению (тезис-антитезис-синтез), от просвещения и гуманизма к экуменизму (тезис-антитезис-синтез), от экуменизма и либерализма к потребительству (материализму).
Следуя такой логике, мы приходим к мнению, что Гегелевская идея обрела ясное осознание материализации «абсолютного» духа, то есть его разрушения.
Выглядит это все на практике в виде создания следующих стадий - аграрная, которая «включает» в себя: магическо - первобытный строй, астролого - рабовладельческий, теолого - феодальный; промышленная: протестанско - капиталистический строй; постиндустриальная: экуменическо - потребительское (материалистическое). общество. Считается, что научная логика возникает как формальная (тезис), отталкивает от себя диалектическую (антитезис), а затем в ходе борьбы двух противоположных вариантов приходит к синтезу - материалистической диалектике.
Если это так, то Гегель своей «абсолютной идеей» создал «все» условия для возникновения диалектического материализма.
Диалектический материализм - мировоззрение марксистской партии, созданное Марксом и Энгельсом и развитое дальше Лениным.
Мировоззрение это называется диалектическим потому, что его подход к явлениям природы, его метод изучения этих явлений, является диалектическим, а его истолкование явлений природы, его теория - материалистической.
Диалектический и исторический материализм составляют теоретическую базу марксизма.
В «Диалектике природы» Энгельс дает развернутое обоснование диалектического учения о разных формах движения материи. Например, он, показывая смысл закона сохранения энергии, делая упор на остывании солнца, утверждает, что жизнь, когда - ни будь вообще прекратится, но возникнет в каком - то другом месте вселенной.
С точки зрения марксистов материя вечна и бесконечна. Она не исчезает и не создается вновь, она несотворима и неуничтожаема; она только меняет свои формы.
Энгельс писал, что в круговороте, в котором движется материя «ничто не вечно, кроме вечно изменяющейся, вечно движущейся материи и законов ее движения и изменения».
В этих словах мы видим отголосок древнего материализма (Заратустра, Гераклит и т. д. с идеей вечно живого огня).
Из «инобытия абсолютной идеи» Маркс и Энгельс сделали абсолютно логические выводы о материи (Закон) как единственном источнике и последней причине всех процессов в природе, так как все состоит из материи и порождено, по мнению марксистами, ей.
Но здесь возникает мощное противоречие: природа (закон), «рождая» Адама (Любовь), сразу же теряет с ним связь, так как не обладает в отличие от Адама способностью творить и осознавать свои действия. У Бога и человека связь через веру и церковь есть ( и завет есть - А.Б.), у природы и человека такого завета и связи - нет и быть не может! То, что материя движется и все в ней находится в постоянном изменении говорит только о материальном мире как преходящей форме бытия в отличие от Бытия Божьего! Отсюда следует вывод что:1. Истина конкретна, так как сама Пресвятая Троица нравственно неизменна: «неслиянна и нераздельна (см. рис 4.8.) 2. Мышление развивается через противоречие, но качественный «скачек» достигается путем взаимодействия частей целого! 3.Абсолютная идея Гегеля исходит из ложной посылки, так как основывается на католичестве, а, следовательно, на беззаконии.
Исходя из логики Гегеля, мы можем сделать вывод, что развитие «абсолютной идеи» в виде беззакония, лжи и разрушения (смерти) приводит к абсолютизации беззакония и на практике ведет к социальному дарвинизму.
В конце XIX века среди многих богатых промышленников Европы и Америки стали популярны, например, взгляды английского философа Герберта Спенсера. Он использовал концепцию естественного отбора как этическое основание принципа свободного предпринимательства. Именно Спенсеру принадлежит фраза «выживают наиболее приспособленные», хотя ее ошибочно приписывают Дарвину.
Социальный дарвинизм Спенсера использовался для оправдания эксплуатации бедноты. Многие фабриканты того времени с готовностью приняли эту теорию, считая ее научным доказательством своего образа жизни и действий. Сторонники марксизма также называли себя социальными дарвинистами, проводя параллель между борьбой за существование в природе и борьбой рабочего класса, то есть А есть А (закон тождества), но на самом деле они ошибались, так как в обществе лучшие гибнут, а выживает сплоченная посредственность (А не есть не - А).
Закон противоречия звучит так: два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными: по крайней мере, одно из них необходимо ложно.
Ложь как «высшая ступень самопознания» в гегелевской идее материализует бытие и сводит, таким образом, идеальное в области индивидуального сознания к психике.
Марксу, а затем Ленину оставалось после Гегеля сделать именно такой вывод.
Свт. Лука Войно-Ясенецкий, талантливый хирург, награжденный Сталинской премией в книге: «Дух, душа, тело» писал: «Материалисты, не признающие духа как особой сущности, сводят все проявления психики к процессам, происходящим в головном мозге, и, прежде всего, в кортикальном веществе его полушарий; все психические акты считают функцией мозга.
В значительной мере это верно. Физиологи вполне выяснили зависимость психических актов и состояний от нормальных или патологических функций нервной системы вообще, и прежде всего головного мозга, а, следовательно, и от функций органов внутренней секреции, всей сложнейшей гормональной системы, оказывающей могущественнейшее влияние на мозг и нервы.
Все, что происходит в организме, и самое анатомическое строение его, кладет глубокий отпечаток на психику. Различным конструкциям тела соответствуют те или иные формы характера, а характер - одно из важнейших проявлений души и духа.
Но можно ли утверждать, что этими несомненными физиологическими данными вполне оправдается чисто материалистическая концепция всей психики? Никак нет! Ведь та же физиология и особенно великие открытия И.П. Павлова и его школы выяснили, что центральная нервная система главенствует над всеми соматическими процессами, определяет и направляет работу всех органов, их рост и трофическое состояние, могущественно воздействует на течение физиологических процессов.
Но нервная система есть орган психики, и по представлениям вульгарного материализма даже мысль и чувство трактовались как выделения мозга. Это грубое представление давно оставлено; но современные материалисты приписывают головному мозгу психические функции. А если так, то наряду с низшими функциями сюда необходимо включить и высшие, господствующие над всеми прочими и так же неотделимые от них, как функция сокращения неотделима от мышечной ткани. Поэтому мы вправе считать все воздействия центральной нервной системы на органы и ткани психическими воздействиями. Вспомним, что Василий Блаженный на пиру у Ивана Грозного трижды выливал на пол наливаемый ему кубок вина и на окрик рассерженного царя ответил: «Это я тушу пожар в Новгороде». В это время действительно страшный пожар бушевал в Новгороде!
Что же невероятного в том, что просветленный дух святых в полной мере и всегда обладает теми трансцендентальными способностями, которые у обыкновенных людей проявляются только в состоянии сомнамбулизма. Чрезвычайно важные выводы можем мы сделать из этих таинственных и совершенно необъяснимых фактов. Они не только необъяснимы при нынешнем состоянии науки, но вряд ли когда-нибудь будут объяснены психофизиологическими методами. Ибо, конечно, эти явления, совершенно особенного порядка, коренным образом отличающиеся от тех, которые доступны научному изучению. Это не явления психо-физиологического порядка, а действия духа, временно или окончательно отделившегося от тела. Экстериоризация духа живых при нормальном их состоянии (старец Амвросий) или гипнозе (Леони Б.), конечно, отличаются от явлений умерших в виде материализованных призраков или таинственных голосов, предвещающих смерть или несчастье.
Но при всем их различии эти необъяснимые явления свидетельствуют о том, что связь духа с телом не безусловна и дух может иметь существование отдельно от тела.
Явления умерших служат, вместе с тем, очень важным, далее неоспоримым доказательством существования духа. Что дух может иметь существование отдельно от души и тела, доказывается также передачей по наследству духовных свойств родителей детям. Я говорю о наследственности именно духовных свойств, а не душевных, как обыкновенно говорят, потому что наследуются только основные черты характера, их нравственное направление, склонность к добру или злу, высшие способности ума, чувства и воли, но никогда не наследуются воспоминания о жизни родителей, их чувственные или органические восприятия, их частные мысли и чувства. Это свидетельствует о разделении духа от души и тела».
Структура психики состоит их психических познавательных процессов, психических свойств и психических состояний. К биологически обусловленным подструктурам личности относятся половые и возрастные свойства психики, особенности работы головного мозга и нервной системы, а также темперамент.
К психологической подструктуре личности относятся особенности познавательных процессов личности (ощущения, восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания). Духовная подструктура по нашему мнению «включает» в себя кроме веры, религиозного сознания, мистического опыта и чувств и все то, что относится к психологической подструктуре личности.
В социальную подструктуру «входит» социальный опыт личности, то есть ее знания, умения, навыки, привычки. Опыт человек приобретает в процессе социализации.
Материализм отложил свой отпечаток на психологию в том смысле, что идеалистическое воспринималось им как реакционное. А отсюда и теория отражения выглядит на схеме как О (ощущение) - Р (рефлекс) - О (осязание).
В основе ленинской теории отражения, как известно, заложен принцип рационализма (практика). Все в марксизме проверяется именно ей.
Мотивация в этом случае имеет «связь» с подсознанием личности и «сигнал» сразу же «проходит» в задний мозг.
Структура личности
Рис. 4.11. Дух, душа и тело
О - ощущение, Р - рефлекс, О - осязание, П - подсознание, С -сознание, С - самосознание, Р - ресурсы,С - социальный опыт, ПП - правое полушарие, ЛП - левое полушарие, З - задний мозг, С - средний мозг, П - передний мозг
Исходя из этого, никакой духовной работы над собой человек не совершает, так как духовного начала в мире не видит и не ощущает! А если ощущает, то в первую очередь «духовную» греховность, потребность во зле и во лжи.
Такой человек склонен к нервно-психической неустойчивости, революционному или расовому насилию, он действует исходя из господства «тела» над «духом».
Если же мотивация» «осуществляется» в духе Закона, Любви и Вдохновения, то приобретаемые ценности «связаны» напрямую с позитивным социальным опытом! Здесь уже осуществляется духовная работа личности, идеология «тела» подчиняется идеологии «духа», что в свою очередь способствует духовному обогащению индивида и нервно-психической устойчивости в кризисных ситуациях! (См. рис. 4.11.)
В отличие от всех разновидностей гегельянства с его мутацией духовного и материального приведенная нами структура сознания (См. рис.4.) представляет собой единство («симфонию») духа, души и тела, где иерархически тело подчиняется душе, а душа духу. В этом и: 1) состоит передача из поколения в поколение именно духовных (благородных) свойств; 2) заключается ступень русского индивидуального сознания, ступень общественного сознания и высшая ступень развития русской идеи, которая в форме религии (Любовь), науки (Закон) и практики (Вдохновение) приходит к концу своего самопознания.
Диалектика на высшей ступени общественного (православного) сознания действует в единстве с формальной логикой.
«Мыслящий образ» («Закон») в «симфонии» с «мыслящим образом» («Любовь»), например, ведут к «утверждению» закона достаточного основания, который гласит: «Всякая мысль может быть признана истинной, когда она имеет достаточное основание, всякая мысль должна быть обоснована».
Записывается закон достаточного основания так: «В есть потому, что есть А».
«Новозаветность» русской логики, таким образом, сводится к тому, что наиболее четко система логических понятий сформирована «царственным священством» в соответствии с традициями православной философии и культуры: «В есть потому, что есть А».
На высшей ступени развития русская идея осознает свое отличие от «абсолютной идеи» Гегеля, как идея Закона, Любви и Вдохновения (русская идея).
Это идея социальной «симфонии» - народного монархизма (Закона и Любви) и религиозно-национального позитивизма (Вдохновения) и ее развитие в Русском Мире осуществляется от язычества и христианства к расколу, от раскола и крепостничества к абсолютизму (византизм), от византизма и либерализма к атеизму, от атеизма и социализма к народной монархии (Третий Рим). Так как сознание оказывает прямое воздействие на формирование определенных укладов и стадий, то мы в состоянии сделать вывод, что основой для создания на Руси патриархально - родового строя послужил природно-астрономический календарь (ведизм).
Родовой строй на Руси распадается под воздействием Любви, которая и устанавливает новое христианское соотношение между законом (природой) и Адамом (любовью). Рабовладельческий строй Россия не создавала, так как основывала свою жизнь не на синтезе магии и науки («стать яко боги»), а на симфонии государства и церкви.
Именно приобщение к религии и культуре Византии дает простор для развития феодальных отношений в России. Эти отношения имеют свои особенности. В сравнении с Византией, Россия обладала определенной национальностью и у нее были сильны вечевые традиции.
Симфония самодержавия и земства в России привела к тому, что в ней религиозно - феодальный строй, поднялся до уровня сословно-представительной монархии.
Отметим еще раз, что закон перехода количественных изменений в качественные гласит: изменение качества объекта происходит тогда, когда изменение его количественных характеристик переходит некоторую границу. Диалектика считает, что существует интервал, в пределах которого сохраняется заданное качество, несмотря на изменение количественных характеристик.
При переходе границ происходит скачок - переход от одного качественного состояния к другому. При этом существует интервал, в пределах которого сохранялось заданное качество, например, любовь. Развитие Третьего Рима в ХVI веке осуществляется в виде скачка через взаимодействие частей единого целого ( государства, церкви и земства).
Затем постепенно стал осуществляться обратный процесс перехода качественных изменений в количественные, что привело к созданию имперского византизма, который вне симфонии государства, церкви и национального самоуправления представляет собой «мутацию» аристократии и дворянства, то есть дворянского самовластия. В 1917 году абсолютизм на православной основе сменился абсолютизмом на атеистической основе, а затем превратился в умеренно либерально-авторитарную власть, в которой постепенно вызревают условия для создания идеального государства (Третий Рим). Так как абсолютная идея, осуществляя свой «путь» в России воздействует на сознание народа, то она и определила на практике развитие российского общества от ведизма к Третьему Риму в виде следующих «стадий»: аграрная (ведическо - патриархальный строй; Древнерусское государство; Московское царство: (государство, поднявшееся до уровня сословно-представительской монархии (социальная симфония), и его «искажение» в виде Петербургской империи (абсолютизм на православной основе); промышленная: Советский Союз (абсолютизм на атеистической основе); «демократическая»: Российская Федерация (умеренно авторитарный тип власти на либеральной основе); духовно-индустриальная (Третий Рим).
Следовательно, объективному идеализму Гегеля и «гегельянству» в виде диалектического материализма Маркса и Ленина мы можем противопоставить понимание истории и развития общества на основе диалектического и исторического идеализма, где движущей силой мирового сообщества является «царственное священство».
«Царственное священство» - это народ - Богоносец, объединенный не национализмом, а национально-религиозным позитивизмом, основой которого является идея Красоты. Идеалистическое же понимание истории и развития общества и его практическое воплощение в жизни в виде Третьего Рима и есть мессианская идея России.
При этом будущая русская монархия должна унаследовать свои византийско-иранские черты власти, а народное самоуправление - демократический характер. И только в этом случае национальное сознание приобретает для практической деятельности два прекрасных духовных качества: смирение (Закон) и терпение (Любовь).
Не в этом ли и состоит «секрет» тождества мышления («Закон») и бытия («Любовь»)?
А ведь именно благодаря этим качествам русского человека - смирению и терпению Господь и избрал русский народ для особого миссионерского служения - быть Третьим Римом, что предполагает «взлет» творчества в России и ее ведущую роль в мире в ХХI веке (Вдохновение).
В целом же будущее российское государство можно представить в виде «креста»: «вертикаль» это - симфония царской и церковной ветвей власти (Любовь) «горизонталь» - это структура славяно-евразийского союза во главе с Россией (Закон) и общенародная собственность на средства производства (Вдохновение).
Стремление Нового Израиля (русского народа) к духовному богатству («возьми свой крест и иди за мной») безусловно, есть более высокая цель, чем погоня европейских народов за ускользающими материальными благами.
«Ищите же, прежде всего Царства Божия и Правды его, и это всё приложится вам», - говорит Писание: (Ев. от Матфея 6.)
Примечание
1 Хомяков А.С. «Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях. По поводу одного окружного послания Парижского архиепископа. Сочинения в двух томах. Том 2. Работы по богословию. - Москва. Московский философский фонд, изд. «Медиум», журнал «Вопросы философии», 1994.
1. Re: Мессианская роль России