Воспоминания духовного чада
«Монах - это свет, маяк на скале».
Преподобный Паисий Святогорец
Вехи жизни
Архимандрит Ипполит родился в многодетной сельской семье под Курском в 1928 году. Он был прирожденным монахом. На вопрос, когда появилось желание встать на монашеский путь, батюшка отвечал, что еще в юности дал обет уйти в монастырь: «Душа была не удовлетворенная, чего-то искала. Господь призывает Своих людей служить Себе». В 29 лет он пережил чудо - явление Николая Чудотворца. Святитель произнес: «Вера будет всегда». Святой угодник стал духовным покровителем отца Ипполита на всю жизнь. Монашеский постриг произошел в 1959 году в Псково-Печерской монастыре.
В 1966 году отец Ипполит, в числе пяти монахов этого обители, был направлен на Афон в помощь вымирающему Свято-Пантелеимонову монастырю и вернулся спустя восемнадцать лет. Это была первая поддержка русского монастыря после нескольких десятилетий разрыва связей России со столицей монашества. Батюшка нес послушание казначея, эконома, представлял Свято-Пантелеимонов монастырь в Священном Киноте Афона.
На фото: Афонский период жизни старца - прибытие на Афон, представительство в Священном Киноте
Отец Ипполит рассказывал мне, что жил в келье тогда еще не прославленного старца Силуана, почитал его, молитвенно обращался и получал помощь. За советом ходил к Паисию Святогорцу. Афонский старец напоминал о конечных дерзновенных задачах монашества: «Дело монаха - стать сосудом Святаго Духа. Он должен сделать своё сердце чутким. Всё делание монаха есть любовь, в свой путь он должен выходить из любви к Богу, которая заключает в себе и любовь к ближнему. Монах размышляет о несчастье человечества, его сердце уязвляется болью, и он непрестанно сердечно молится о мире. Так монах милует мир молитвой». Все эти устремления и цели, о которых говорил Паисий Святогорец, отец Ипполит воплотил на родине по возвращении. Он принадлежит к славному поколению «бывших афонских» монахов, участвовавших в возрождении России, однако его духовный опыт уникален.
Свято-Николаевский монастырь
В 1991 году архимандрит Ипполит был назначен настоятелем Свято-Николаевского монастыря Курской епархии, лежавшего в руинах. Как только была восстановлена одна из монастырских церквей, обитель понесла особый крест.
Батюшка имел редкий дар любви Христовой. Господь направлял к нему в монастырь тех Своих чад, которые находились в крайне тягостном положении: освободившиеся заключенные, наркоманы, алкоголики, обездоленные, окаменевшие от горя, отчаявшиеся, надломленные, опустившиеся на дно люди. В обитель стекались скорбь и тяжкие страдания возрождающейся России. Старец постоянно принимал народ: монастырь был похож на большой странноприимный дом. Впервые приехавшую женщину, явно страдающую алкоголизмом, батюшка встретил, как евангельский отец блудного сына. Она упала ему в ноги, он гладил ее по голове, стал бережно поднимать, обращаясь ласково по имени: «...Ты приехала домой, ни шагу из монастыря без моего благословения». Батюшка всем сочувствовал: «Кто-то сам пал, кто-то за грехи рода страдал, кто-то в сети попал, а когда очнулись - опомнились». Людям нужно было время и место укрыться в крепости, держащей вражий натиск, исцелиться, укрепиться в вере, подготовиться к новой жизни.
В Свято-Николаевском монастыре остро ощущалась реальность не просто духовной брани, а ожесточенной и упорной битвы. Батюшка так и говорил, что здесь сила на силу идет. На войне как на войне: главнокомандующий, его штаб, бойцы-новобранцы, мощная техника, раненые, искалеченные, дезертиры, полевая кухня, труженики тыла. И, как полагается на Руси, - Силы Небесные в помощь! Под непрерывным обстрелом старец проводил невероятные операции. Он подхватывал летящих в бездну, вырывал из вражьего плена гибнущие души, исцелял, возвращал их к жизни, силой молитвы менял душевный строй человека. Монастырь был духовной лечебницей.
За всем этим морем страданий старец видел главного врага - сатану, мучающего стадо Христово. Он использовал одно из мощных средств защиты, данное Церкви, молебны о недужных. Батюшка называл их «вычитами», советовал их всем, от всех немощей: «Все сейчас духовно больны». На молебнах было видно, кто стоит за грехами, и с кем мы ведем борьбу. Отец Ипполит обладал редким даром - молитвой изгонять нечистую силу, воздействие его молитв было сильнейшим. «Идет священная война» - говорил старец.
На фото: Молебен о недужных
В обитель приезжало множество паломников. Помню, батюшка был в отъезде, нам разрешили спать на полу, на коврах, матрасах, была почти полная церковь. В полночь - просящий голос: «Братья и сестры, приехал «Икарус» из Белгорода, люди просятся переночевать, подвиньтесь, кто может». Утром мы, дополненные только что подъехавшими паломниками, - в ожидании старца, готовые обрушить на него груз своих тягот. Кроме наплыва мирского люда, батюшка получал письма по несколько десятков в день и откликался на них молитвой. Сейчас опубликована часть из них, и становится ясно: отец Ипполит был погружен в самую бездну народной скорби. Удивительно благодатной была атмосфера монастыря. Развалины, неустроенность, а ощущение, что «Христос посреди нас».
Отец Ипполит в полном смысле подражал Христу, Который ел и пил с грешниками: трапезная была единая для монахов, послушников, трудников и паломников. Он говорил: «Здесь вы любовь кушаете, а не картошечку». Действительно, в монастырский быт было вложено много заботы и трудов. Трапезная оставалась открытой для всех с утра до позднего вечера. Монастырь помогал людям, которые влачили в то время полунищенское существование. Такая щедрость не от излишеств - это была жертва. Деньги на восстановление собирали по крупицам, с мира по нитке; в провинции 1990-х годов это - непростое дело. Заповеданные нам страннолюбие и жертвенность были особыми дарами отца Ипполита и создаваемой им обители. По его благословению на новых местах основывались монастыри. Было создано несколько скитов, которые отец Ипполит считал филиалами Свято-Николаевской обители. Старца любил православный народ Кавказа, называя апостолом Алании и Северного Кавказа. О духовной связи отца Ипполита и народа Алании снят фильм «Старец».
На фото: С братией
Духовные таланты старца
Господь наделил отца Ипполита дивными дарами для старческого служения. Старец Паисий говорил, что «человек духовный - весь одно большое сострадание. Он ставит себя на место человека, находящегося в трудном положении и сострадает ему самым естественным образом, утешает. Любовь - это значит выслушать с состраданием чужую боль. Любовь - это сострадательный взгляд и слово, сказанное человеку в тяжёлую минуту. Любить - значит разделить его горе, упокоить в трудностях. Любить - это принять от него грубое слово». Сказанное преподобным Паисием является описанием отношения отца Ипполита к своей пастве: терпел, сострадал, утешал. Батюшка говорил, что когда душу рвешь за ближнего своего, когда сердце рвешь, то это твоя херувимская песнь; служа ближнему, послужишь Церкви. Учил, что молитва должна совершаться с болью, она должна быть растворена слезами, только страдалец лик к лику и глаза в глаза говорит с Богом, он просит за тех, о ком болит сердце. Батюшка советовал: «Не говори языком, говори сердцем, тогда тебя услышат». Часто напоминал, что следовать за Христом - значит идти по Его окровавленным следам: мы должны подражать Христу, призваны пройти Его путь через Крест, через Голгофу.
Батюшка имел дар утешения. Он переплавлял горечь жизни в дух надежды и воодушевления. Его слова были кратки, но в них чувствовалась убедительная правда, вдруг прояснялась ситуация, снимался гнет безысходности, и возникала радость. Архимандрит Кирилл (Павлов) говорил, что отец Ипполит - самый добрый батюшка на земле. Помню, как в трапезной после обеда трудница подошла к нему, упала в ноги; было видно, что он - ее последняя надежда. Во всем батюшкином облике появилось сострадание: в выражении лица, в том, как он помогал ей подняться, как что-то говорил утешительное от сердца к сердцу.
Старец Паисий Святогорец отмечал, что если болеть и беспокоиться о других, то весь мир видно, как на рентгене, появляется «духовный телевизор». Для батюшкиной прозорливости не было преград пространства и времени. Можно было сказать несколько слов, и он сразу понимал положение, в чем трудность, и выносил свое веское слово. А иногда достаточно просто подойти и ответ на мучающий вопрос у него готов. Он видел по своему «духовному телевизору» то, что происходит с чадами, находящимися далеко от него, молитвенно откликался на события, сложности их жизни - любовь упраздняет расстояния. Молитвам таких подвижников внимает Бог и наполняет жизнь милостью и чудесами.
Отец Ипполит обладал даром исцеления. Выздоравливали страдающие от параличей, бесплодия, онкологии, эпилепсии, наркомании, алкоголизма, СПИДа и других болезней. Были случаи, когда паломники видели старца в лучах Фаворского света. Он был удостоен посещения Божией Матери. Рассказывал, что на все Богородичные праздники Она является в золотистом сиянии.
Когда старца спрашивали о глобальном, о судьбах России, он говорил о двух направлениях будущего. Весь мир идёт к концу, но в этом неизбежном ходе открыта и противоположная тенденция, созидательная, в которой «все только начинается». Батюшка очень любил свою распятую Отчизну, с радостью благословлял и малые дела во имя ее возрождения. Даже на Афоне он остро чувствовал свою неотделимость от родины. Батюшка вспоминал, что там тосковал по России, выйдя на берег моря, печально смотрел в ее сторону, молился, плакал и пел русские песни.
Кончина старца
Последние две недели жизни для старца были мучительны: случился инсульт, паралич, он впал в кому. В его келье мироточила и кровоточила икона Спаса Нерукотворного. Когда к умирающему подошел верный собрат монах и разрыдался, батюшка приподнял руку в благословении. Даже в таком тяжелом состоянии он откликнулся на скорбь. Хоронили отца Ипполита в Николин день. Господь утешал собравшихся: накануне похорон вокруг луны сияла кольцевая радуга, в сам день погребения радуга окружала солнце, а на 9-й день после поминальной панихиды замироточил деревянный надгробный крест старца.
Об архимандрите Ипполите издано несколько книг: «Самый добрый батюшка на земле», «Звезда утренняя», «Послушник в стране Святителя Николая», «Крылья любви», созданы фильмы. Собран большой материал воспоминаний, свидетельств о чудесной помощи старца. Они, как штрихи, воссоздают образ монаха, достигшего высокой степени совершенства. Важно напоминать о трудах и подвигах, которые подъемлют дерзновенные монахи, чтобы приблизиться к Богу; нам в помощь и назидание: отец Ипполит - «маяк на скале».