Долгожданная канонизация

26 февраля — день памяти святителя Серафима (Соболева)

0
541
Время на чтение 6 минут

Редакция сайта «Благодатный Огонь» попросила прокомментировать канонизацию архиепископа Серафима (Соболева) проректора по учебной работе Угрешской православной семинарии священника Валерия Духанина.

Наконец-то совершилось столь чаемое и ожидаемое православными христианами прославление архиепископа Серафима (Соболева). Эта канонизация становится определенным знаком жизни Церкви в настоящее время. Если сказать прямо, прославление святителя Серафима (Соболева) как обличителя экуменического движения и всевозможных либерально-реформаторских движений означает, что Русская Православная Церковь в настоящий момент твердо держится строжайшей верности традициям и догматам.

Сама канонизация стала вполне естественным итогом многолетнего почитания святителя как в России, так и в Болгарии. Известно, что к мощам святителя в Никольском храме в Софии тянется непрестанная вереница людей, зачастую не только воцерковленных, но и только-только утверждающихся в вере, которые горячо верят в его благодатную помощь. Официально зафиксировано множество случаев чудесной помощи, исцелений от тяжких болезней, дарования детей бесплодным родителям по молитве святителю Серафиму.

Однако святитель Серафим известен не только искренней благочестивой жизнью, но и противодействием многим либеральным поползновениям в богословии XX века. Он обладал особым даром от Бога различать тонкости богословских учений, умел проникать в глубины духовного ведения и богословия. В частности, он выступил с критикой учения митрополита Антония (Храповицкого) об искуплении, совершившемся якобы не через крестные страдания и смерть Христа, а через нравственные мучения в Гефсиманском саду.

Святитель неоднократно опровергал софиологическую концепцию протоиерея Сергия Булгакова, несшую соблазн в богословские круги первой половины XX века. В этом отношении самым значительным богословским трудом святителя Серафима стало «Новое учение о Софии, Премудрости Божией», в котором он разобрал софиологию русских богословов и философов, в особенности профессора-протоиерея Сергия Булгакова, который преподавал тогда в Париже. Святитель вскрыл еретический характер учения о Софии, показал его органическую связь с гностицизмом и каббалистической мистикой. За этот научно-богословский труд в 1937 году архиепископ Серафим был удостоен звания магистра богословия.

Святитель Серафим постоянно напоминал, что любое богословствование должно основываться на трудах и учении святых отцов, потому что благодать Святого Духа раскрыла им глубины Божественного ведения, обогатила их познанием истин веры и жизни христианской. Хочется вспомнить слова святителя: «Без обращения к авторитету святых отцов Церкви мы всегда будем находиться в заблуждениях и отступать от православной истины, ибо тогда единственным критерием истины будет для нас наш разум - слабый, ограниченный, греховный».

В своих проповедях святитель называл ересь самым тяжким грехом, а сатану - первым еретиком, ибо диавол первый допустил ложную мысль о Боге, посчитал, что сам может быть равен Богу. И этим грешат все еретики, потому что, как говорит святитель Серафим, они искажают и уничтожают то или иное учение Христа Спасителя, переданное Им Православной Церкви через апостолов и святых отцов, и тем самым они тоже восстают против Бога.

Святитель Серафим (Соболев) призывал не допускать никакого изменения в святых канонах и догматах православной веры. Он прямо говорил: «Об этом изменении, к сожалению, учат на свою собственную погибель и на погибель других современные модернисты. Не следуйте, мои возлюбленные о Христе чада Русской и Болгарской Церкви, за этими модернистами. Исходя из ложного печалования о немощах человеческого естества, они хотят ослабить, и даже уничтожить некоторые каноны Вселенских Соборов, требующие строгости от нас в нашей нравственной жизни. Модернисты не хотят знать, что эти каноны установлены не только святыми отцами Вселенских соборов, но и Самим Духом Святым. Ведь установления Вселенских соборов имели в своей основе слова Апостольского собора: Изволися бо Святому Духу и нам (Деян. 15, 28)».

И вот объяснение, почему святитель Серафим так неприятен современным модернистам и церковным либералам. В частности, откровенным врагом его канонизации выступил протодиакон Андрей Кураев, который называет богословские труды архиепископа Серафима «третьеразрядными богословскими штудиями». В свое время Кураев писал в своем блоге: «Его прославление может быть воспринято как косвенное осуждение Церковью того, чем она гордится в своем экуменическом диалоге... в своем диалоге с миром современной культуры, т.е. творческого русского богословия, прежде всего "парижского"». Но экуменизм носил характер вынужденный, и Церковь конечно никогда не гордилась экуменическими контактами. Также Кураева страшит твердость владыки Серафима в защите незыблемости нашего традиционного юлианского церковного календаря. Теперь Кураев объясняет канонизацию как соответствие запросу на «христианскую месть». Циничность позиции Кураева уже видна в названии его писанины: «Сегодня для правослактов изготовят святого покровителя». Озлобленность и обида, затаившиеся в душе, терпящей поражение, выплескиваются на страницы кураевкого ЖЖ в низкопробных рассуждениях и репликах. Кураев недоволен строгостью подхода святителя Серафима к либеральному богословию, к экуменизму, к новому календарному стилю и к пропаганде атеизма. Но святых избирает Господь. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви подтвердил правоту святителя его общецерковным прославлением.

Святитель действительно являл ревность и бескомпромиссность в защите православной веры и сложившейся веками церковной традиции. Это проявилось на Московском Всеправославном совещании глав и представителей Автокефальных Православных Церквей в 1948 году, на котором владыка выступил с двумя докладами.

В первом докладе «О новом и старом стиле» он призвал держаться «старого стиля в своей церковной жизни, вследствие канонических установлений, которые должны быть незыблемы, ибо эти установления являются одной из основ бытия нашей Православной Церкви... Принятие нового стиля во всей его полноте для нас недопустимо, точно также недопустимо для православных христиан принятие нового стиля и в компромиссной форме. Этот компромисс в последнее время наблюдается в жизни некоторых Православных Церквей и проявляется в том, что Пасха празднуется по старой Православной Пасхалии, а все непреходящие, неподвижные праздники празднуются по новому стилю. Но такой смешанный календарь не может быть принят православными...»

Второй доклад владыки Серафима был посвящен особо актуальной теме и носил название «Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?». Святитель Серафим пророчески писал: «Только в том случае православные представители могли бы присутствовать на экуменических конференциях, если бы устроители последних заявили Православной Церкви от лица так называемых христианских церквей, входящих в экуменическое движение, об их готовности отказаться от всех своих религиозных заблуждений и соединиться с нею в православной вере. Но заправляющие всем ходом экуменических конференций никогда таких заявлений не делали и не сделают, ибо инославные христиане и не думают отрекаться от своих ересей и воссоединяться с Православием».

В настоящее время стало совершенно очевидно, что экуменическое движение исчерпало себя, не решив ни одной из задач, которые когда-то декларировались. Святитель Серафим говорил: «Экуменизм еще не будет торжествовать своей победы, пока он не заключит все Православные Церкви в свое экуменическое вселенское кольцо. Не дадим ему этой победы! Памятуя его сущность и его цели, всецело отвергнем экуменическое движение, ибо здесь - отступление от православной веры, предательство и измена Христу, чего всячески мы должны избегать... Дай Бог, чтобы наша Русская Церковь и впредь держалась той обособленности в отношении к экуменизму и его конференциям».

Святитель Серафим говорил о той подлинной любви, которую являет Церковь к лицам, живущим вне Православия: «Она (Церковь) никогда не прекращала и не прекратит своей молитвы, этого дыхания благодатной истинной любви, о вразумлении и обращении еретиков на путь спасительной истины... Святая Церковь различает самые ереси, требуя бескомпромиссной борьбы с ними, от людей, впавших в эти ереси, всегда простирая к ним свои материнские любвеобильные объятия».

Хочется отметить, что святитель Серафим (Соболев), ревностно защищая истины Православия, изливал в своих богословских трудах свою сердечную любовь ко Христу. Он говорил: «Мои книги - это моя кровь». Святитель готов был положить душу за чистоту православной веры, не щадя ни сил своих, ни здоровья. И в этом отношении он должен быть примером для всех нас.

Святителю отче Серафиме, моли Бога о нас!

Благодатный Огонь

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

4. Ответ на 3., Лев Хоружник:

И величина Кураева смешна по сравнению с теми кто только откроются. Величина Кураева совсем не смешна, а очень даже страшна. И именно по этому по сию пору нет ни одного богословского труда, который бы раскрыл суть его "богословия". Почему? Да потому, что все его боятся. Да, ныне некоторые дерзают грозить ему пальчиком, и это им сходит с рук, но только потому, что он пока в опале. А завтра, если опять окажется в приближенных? Опять будут лекции, на которых сей "богослов" будет продолжать попирать Православие, и опять все будут молчать из - за страха перед его всемогуществом. Диакон Кураев на сегодняшний день самый опасный из всех врагов РПЦ, ибо безнаказанно выгрызает самые основы веры. И когда он окончит свою работу все равно уже будет, был ли патриарх на Кубе или не был.

По порядку. Я сказал в сравнении. Открытые враги не столь опасные, как скрытные, и именно тем, что их в лицо не узнают, как врагов. Кураев свой он только для либеральных нутром и обольщенных им же. Что он выгрызать может кроме как окно в свою погибель? Что касается обольщенных им, то найдись в среде их способные принять правую Веру, то не останутся они без помощи Божией, вырвет Он их из лап обольстителя. Про "если" есть поговорка, ее и Путин знает, и рассказывает при случае. Вам зачем эти гадания? Или это проречения? И самый опасный, по мне, так это профессор всея Руси, вещающий круглосуточно и имеющий кафедру, и "в законе", но тут как говорят дело вкуса. Что значит нет ни одного богословского труда, который бы раскрыл суть его "богословия", может Вы до них не дошли? Авторов множество, а если Вы ожидаете какого Нового Богослова, так ведь никто не запрещает и Вам им стать. http://www.uchenie-osipova.ru/2013/07/iskuplenie.html А с Кубой не опережайте события и оценивая их наперед. Немного терпения, не далеко 12 февраля, и почитаем подписанную Совместную декларацию. Тогда и скажете. О том я и говорил - вероятно наши мечты претерпят некоторые коррекции.
Савва / 06.02.2016, 11:41

3. Ответ на 2., Савва:

И величина Кураева смешна по сравнению с теми кто только откроются.

Величина Кураева совсем не смешна, а очень даже страшна. И именно по этому по сию пору нет ни одного богословского труда, который бы раскрыл суть его "богословия". Почему? Да потому, что все его боятся. Да, ныне некоторые дерзают грозить ему пальчиком, и это им сходит с рук, но только потому, что он пока в опале. А завтра, если опять окажется в приближенных? Опять будут лекции, на которых сей "богослов" будет продолжать попирать Православие, и опять все будут молчать из - за страха перед его всемогуществом. Диакон Кураев на сегодняшний день самый опасный из всех врагов РПЦ, ибо безнаказанно выгрызает самые основы веры. И когда он окончит свою работу все равно уже будет, был ли патриарх на Кубе или не был.
Лев Хоружник / 06.02.2016, 05:29

2. Ответ на 1., Лев Хоружник:

Мечтаю о времени, когда ... который выведет сего обманщика на чистую воду, ...

Мы уже живем в более интересное время чем жили. Для многих распоясавшийся уже во всей "красе". А те кому он еще мил, не далеко от него ушли. Как в отношение к Вере, так и к Отечеству. Ранее об этом нельзя было и мечтать. Наступают времена еще более насыщенные событиями. Я в 16 часов писал комментарий еще предполагая что встреча на Кубе лишь желаемое за действительное. Оказалось уже час как - Московский Патриархат и Святой Престол с радостью сообщают, что по благодати Божией Его Святейшество Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси, и Его Святейшество Папа Франциск встретятся 12 февраля с.г. Раньше таких скоростей не было. 1.02 преподали урок "ревнителям", а 5.02 уже "консерваторам". Открытые враги не столь опасные, как не явные. И величина Кураева смешна по сравнению с теми кто только откроются. Так что наши мечты претерпят некоторые коррекции. Будем умалять Бога чтобы озвучил весь список.
Савва / 05.02.2016, 21:24

1. лже - богослов Кураев

Кураев изо всех сил изображает из себя крупного богослова, и вообще великого интеллектуала. Отсюда и его пассаж о "третьеразрядных штудиях" свт.Серафима. Однако же, на деле, он только лишь выдающийся софист - фокусник, которому безнаказанно было позволено обманывать наивных православных людей. Мечтаю о времени, когда среди чад РПЦ найдется достойный по жизни и хорошо богословски - образованный человек, который выведет сего обманщика на чистую воду, во исполнении заповеди Христовой о защите "малых сих".
Лев Хоружник / 05.02.2016, 05:49
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Валерий Духанин
Все статьи Священник Валерий Духанин
Последние комментарии
Кому и зачем понадобилась истерика вокруг Ивана Ильина
Новый комментарий от Константин В.
06.05.2024 16:20
Жизнь жительствует
Новый комментарий от Серега с Малой Бронной
06.05.2024 15:29
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от светлый
06.05.2024 14:03