Два года назад старый ноутбук, который от мужа мне достался, окончательно сломался, ни один мастер не брался в очередной раз починить его, как ни уговаривала.
И дочка подарила мне планшет с безпроводной клавиатурой. С одной
стороны - удобно, если клавиатура не нужна - можно на любом диване с
планшетом устроиться что-то читать или смотреть, у меня с детства
привычка читать лёжа. Тогда -то под одеялом с фонариком приходилось, а
сейчас удобно, никакой фонарик не нужен...
С другой стороны - редакторской программы нету, писать можно только в сети.
Особенно это чувствуется, когда работаешь, хотя и тут - может, и хорошо, что не тащишь с собой домой служебные проблемы.
На служебном компьютере все "болванки" есть для служебных бумаг,
остаётся только переделывать их под конкретные случаи. Но иногда
приходилось и дома служебными делами заниматься: я искала в сети
материалы по теме, посылала их на служебный адрес, а там уж
редактировала.
Это я к тому, что ничего у меня не сохранилось, осталось на службе,
пишу по памяти. Уже три месяца прошло, как уволилась. А один сюжет,
точнее, тема, никак не идёт из головы.
Когда в сельской школе работала я социальным педагогом и психологом в
одном лице, то там Бог меня миловал, хоть и приходилось общаться с
родителями, но по отдельности, на родительском собрании ни разу не была и
не выступала.
А когда 1 сентября в городском садике вышла я на работу психологом,
то там несколько сместились мои обязанности. Хоть и приходилось в
основном теми же сопами (детьми в социально-опасном положении)
заниматься, но при этом методист предупредила меня, что я должна и с
воспитателями, и с родителями "проводить соответствующую работу".
Ну а я же не новичок и давно поняла, что это - самая трудная часть
работы любого педагога. С детьми в сто раз проще найти общий язык, чем с
их родителями.
Но делать нечего. Поначалу у меня всё гладко шло, поскольку никаких
собраний на горизонте не маячило, и я по отдельности разбиралась с особо
тяжёлыми случаями.
У одной мамочки ситуация была такая. Сама из деревни, её мама пьющая,
девочка в интернате воспитывалась, но почему-то никакого социального
жилья не получила, осталась прописанной у мамы в деревне.
Сошлась в городе с парнем, родила от него, потом он погиб, и она
осталась с ребёнком одна. Работала, в сад ребёнка не отдавала, просила
сестру смотреть, а у той свои дела, она его одного бросала. В общем,
ребёнка забрали в приют.
В процессе выяснилось,что мать к ребёнку-таки привязана, и, чтобы не
разлучать их, опека приняла соломоново решение, уговорила бабушку по
отцу взять их к себе.
Но за кулисами остался тот факт, что бабушка согласилась только при
условии, что пособие по потере кормильца невестка полностью будет ей
отдавать.
На момент нашего знакомства мама с сыном от этой бабушки ушли и жили у
знакомой. Мальчику шёл пятый год, он практически не говорил. Но,
поговорив с мамой, я поняла, что она, действительно, привязана к
ребёнку, и, оказалось, что помочь им несложно.
Ребёнка мы перевели в логопедическую группу в спецсад, а маме через
профком её предприятия выделили по ходатайству сада комнату в общежитии,
в моём районе.
Потом я как-то встретила их на улице, по словам мамы, всё у них налаживалось.
Этот случай вдохновил меня, я с энтузиазмом принялась уговаривать и
других мам в логопедический сад неговорящих детей переводить, пока там
есть места в группах.
Но не тут-то было. Одну ещё только уговорила, да и то - благодаря
бабушке, поскольку бабушка согласилась туда его возить, она в основном и
занималась внуком.
На остальных мои уговоры не действовали, нет, им неудобно было возить
туда ребёнка. Спасибо за внимание, но мы сами свои проблемы решим. Ну,
сами так сами.
С одной стороны - мне же легче. Неговорящие дети не только в социально
опасном положении бывают, есть и во вполне с виду благополучных семьях,
а мне хватало с сопами забот.
Одного мальчика ещё до меня у мамы отобрали - отдали бабушке. Папки с
его делом полшкафа занимали. Сошлись, как нынче принято, молодые,
родили мальчика. И даже - о, чудо! - по такому случаю зарегистрировали
брак.
Но потом начались сложности, то папа запьёт, то мама, естественно,
оба винят другого, развод и девичья фамилия. У мамы ребёнка довольно
быстро отобрали по настоянию папы, но, удовлетворив своё самолюбие, он
своими делами занялся, так что скоро и у него отобрали ребёнка и отдали
бабушке по отцу (мамина мама пьющая, ей не до внука).
А у этой бабушки тоже проблема - дедушка пьющий... На момент нашего
знакомства бабушка с внуком проживала у своих родителей, поскольку
дедушка как раз запил. С бабушкой я поговорила в саду, но опека
требовала и, как положено, дома с инспекцией побывать, так что пришлось
мне отправиться в прабабушке с прадедушкой в гости.
Встретили они меня любезно, обычная квартира, прабабушка в одной
комнате перед ноутбуком, прадедушка в другой комнате перед телевизором,
бабушка на работе, ребёнок в саду. Когда я, всё, что положено, записала в
протоколе посещения, прабабушка мне говорит:
- Вы так хорошо всё объясняете, сходите к нашему зятю, поувещевайте
его (я им объяснила, что и у бабушки могут отобрать внука, поскольку
государство бабушке опекунское пособие не за тем платит, чтоб дедушка
пропивал).
- Нет уж, - говорю, - сами его увещевайте, моё дело - до опекуна, то
бишь бабушки, донести позицию государства. И внуку своему передайте, как
у него дела-то?
Оказалось, давно другая семья и там ребёнок, этим не интересуется,
"обиделся, что лишили родительских прав". А мама ребёнка и вовсе незнамо
где, у неё-то как раз было социальное жильё, но в последнее время там
только её очередной сожитель находился.
В деле отражено, как мои предшественницы бились с этой мамой, она сама
интернатская, понятия не имела, что делать с ребёнком после рождения,
уж и такие, и сякие с ней проводили инструктажи - всё равно бросала его и
уходила то среди ночи, то среди бела дня...
Думаете, это самые яркие случаи? Да нет. Про самый яркий, жуткий,
точнее говоря, у меня как-то и язык не поворачивается рассказать, не
дозрела ещё.
Была ещё такая семья, у которой перед моим появлением в саду отобрали
троих детей мал мала меньше, один новорожденный (мама с пособия по нему и
загуляла).
Я всего два месяца там проработала, наблюдала эту семью в
соответствии с должностными обязанностями. Раз в месяц в райисполкоме
комиссия по делам несовершеннолетних обязана была рассматривать их
ситуацию, на первом при мне заседании мама слёзно просила отдать детей, и
у меня сердце на её стороне было, что ж, думаю, за безсердечные такие
люди в комиссии.
Но после того, как мама вышла за дверь, они мне популярно свою
позицию объяснили. По знаменитому Декрету №18 такие мамы обязаны
трудоустраиваться и выплачивать из заработка алименты на детей, так вот
устроиться-то она устроилась, но ни разу зарплаты пока не получала, вот
как только первую получит И (ЕСЛИ) НЕ ПРОПЬЁТ, - вернут ей её детей. На
первый раз. А вот если всё-таки потом с детского пособия она запьёт
(ведь когда детей вернут - вернут и пособие, работать уже не надо будет)
- тогда заберут и прав родительских лишат...
Ну и теперь про родительское собрание, наконец. Это уже в последний
день моей работы было. Я не думала, что так быстро всё закончится, но,
пока заведующая была в отпуске, у меня собственный ребёнок в больницу
попал. И оказалось, что когда ребёнок в больнице - маме больничный не
дают, дескать, там есть кому за ним смотреть.
Но какая работа! Я позвонила и.о. домой и договорилась с ней, что как
наладятся у нас дела - задним числом напишу за свой счёт заявление на
эти дни, сейчас даже написать не могу приехать, не до того.
Было подозрение на менингит, спинномозговую пункцию нам делали, в
реанимации. Подозрение не подтвердилось, пункцию мы пережили
благополучно, температура спала, выписали нас домой и в понедельник уже в
школу собрала я ребёнка, хотела следом и сама на службу - а ноги не
идут, слабость такая, что в глазах темно.
Никуда я не пошла, вызвала врача, та посмотрела меня и говорит:
- Ничего не понимаю, вот, сдайте кровь из вены, там её сразу посмотрят и разберутся, что с Вами делать.
Делать нечего, поплелась я кровь сдавать, потом обратно домой (не
сразу готов результат), так и вечер наступил, поехали вечером на такси
узнать результат, и врач мне говорит: - Надо ложиться в инфекционное
отделение, картина неясная, там Вас на всякий случай прокапают...
- А ребёнка куда?
Он на меня посмотрел с укоризной, дескать, мало мне своих проблем. Я
его взгляд поняла и написала отказ от госпитализации. Тут ребёнок стал
жаловаться, что снова болит голова. Господи, помилуй!
Заехали мы в детскую больницу (там рядом всё), в приёмной сделали нам укол и поехали домой, утро вечера мудренее.
Наутро ребёнок ни на что не жалуется, но я всё-таки отвела его к
неврологу и взяла от школы освобождение, пока не съездим на
консультацию, и уж потом озаботилась своими делами. Вроде полегче,
передвигаться могу.
Завезла ребёнка домой и поехала на работу. А там заведующая вышла из
отпуска и как набросится на меня, что никто так не делает, у всех дети, и
что теперь...
Оказывается, без меня случилось чп, один папаша дома скандалил, мама
вызвала милицию, ребёнка у них не забрали, но ситуацию сложная, не раз
пришлось туда ходить и самой заведующей, и методистке, а у них своих
забот хватает, это мои обязанности...
Ну и я написала заявление. Не потому, что не люблю, когда меня
отчитывают, а просто мне ещё нужно было на консультацию везти ребёнка, и
там нам предложили госпитализацию (что я и предчувствовала), ну так что
теперь, своего бросить в больнице и чужими, алкоголиков детьми
заниматься?..
И вот, когда уже заведующая подписала моё заявление и я сидела,
добивала какие-то последние бумаги, подходит ко мне молоденькая
воспитательница и просит провести родительское собрание в её группе.
Я прямо-таки с умилением на неё посмотрела, это хорошо, думаю, что
теперь мне уже опасаться тут нечего (перед этим администрация всё
просила меня не портить отношения с родителями, потому что клиент всегда
прав).
Группа была выпускная и, поговорив об этом самом выпускном (в октябре
месяце!), что, дескать, может лучше постепенно деньги собирать,
сумма-то большая, воспитательница предоставила мне слово.
- Вам,- говорит,- сейчас специалист объяснит, как подготовить детей к школе.
А я уже имела дело с некоторыми детьми из этой группы и даже с одним
папой успела провести воспитательную беседу. В каждом саду есть, кроме
психолога, логопед, всех детей смотрят специалисты и, если на ставку
логопед - 24 ребёнка набирают, чтоб занималась.
Остальные ждут своей очереди, кто не успел, тот опоздал. В нашем
саду гораздо больше детей нуждались в логопеде, но проблема была в том,
что логопеда как такового в этот момент вообще не было, так получилось, и
пока я смотрела по прошлогоднему списку этих детей, чтобы, возможно,
кого-то и отчислить и освободить место для следующих.
В том числе и из этой группы, посмотрела одного мальчика: букв не
знает, цифр не знает, говорить-то говорит, но неважно для своего
возраста, попросила нарисовать мне что-нибудь - монстров каких-то
нарисовал. Спросила, что это?
- А это они ограбили банк, купят оружие и будут всех убивать.
Ну я и попросила воспитательницу, чтоб заглянул ко мне тот, кто
придёт за ним, пришёл папа. Посмотрел рисунок, выслушал меня и посмотрел
снисходительно.
- Это у него игра такая на планшете, играет ребёнок...
- Так заберите у него планшет, книжки с ним читайте! Или мультики хотя
бы смотрите хорошие, советские, он у Вас даже Винни-пуха не знает, не
смог назвать!
Тут папа умильно улыбнулся, сказал, что сам любит Винна-Пуха, но это
уже отстой, а отберёшь планшет - у соседского мальчика есть, будут на
том играть.
Так и расстались. Правда, на собрание этот папа не пришёл, там другой
был, всего парочка пап. Я искренно удивилась, думала, ни одного не
будет.
- Ну так вот,- говорю, - дорогие родители! Посмотрите по сторонам,
что Вы видите здесь в группе? Видите ли Вы здесь телевизор? Не видите? И
компьютера не видите? А что видите? Игоровую зону, зону для занятий и
еды, спальню, а за окном - игровую площадку? Так вот, мои дорогие, вся
та гадость, которая есть в душах и головах Ваших детей, не в саду туда
попадает, а дома.
Тут воспитательница несколько испуганно на меня посмотрела, но я уверенно продолжала.
- Вы хотите, чтоб ваши дети хорошо учились в школе? Тогда выбросьте
телевизор, заберите у них все гаджеты и читайте вы, именно вы, с ними
дома хорошие детские книжки. У воспитательницы их 25, она-то проведёт
все положенные по программе занятия, но основная ответственность за
воспитание и нормальное развитие на вас лежит и никто за вас развивать,
учить ваших детей говорить, готовить их к школе и жизни НЕ БУДЕТ!
Воспитательница порозовела, молодые родители потупились, но тут обрела дар речи и подала голос явившаяся на собрание бабушка:
- Да Вы знаете, как им, родителям, теперь приходится крутиться, некогда заниматься детьми!
- Ну так вы, бабушка, занимайтесь! - парировала я.
- Мне тоже некогда...
Ну, дальше можно было не продолжать, если б и до прабабушки дело
дошло, ей тоже некогда, когда сериалы смотреть, если ребёнком
заняться...
Но я всё-таки долбила своё.
- Ребёнок должен воспитываться в лоне родной ему культуры. Начиная с
потешек и колыбельных. Должен получить защиту, выработать иммунитет к
чужеродному. Пусть это будет русская культура, пусть - белорусская,
армянская (по фамилиям детей ориентируюсь), но своя, родная. Вот
укрепится он - можно будет и чужеродное попробовать на зуб, но нельзя
сразу погружать ребёнка в кислотную среду...
Тут подал голос один из пап.
- Да не хочу я в лоне родной культуры воспитывать своих детей, вот,
репетитора, нанял, немецкому учу, уедем у Германию и будем жить как
люди.
Остальные родители продолжали молчать, задумчиво глядя в пол.
И я опустила руки. Заниматься им своими детьми некогда, отобрать
планшет, где нужно грабить банки и всех убивать, они не хотят, хотят
жить как все НОРМАЛЬНЫЕ люди. А я тут перед ними, белая ворона,
распинаюсь. Хорошо хоть уволилась уже и не будет завтра меня отчитывать
заведующая, если кто из них ей на меня пожалуется.
Попрощалась и ушла. Навсегда из этого заведения. Воспитательницы,
правда, не только эта молоденькая, но и другие, жалели, говорили, что
думали, хоть кто-то будет за них перед администрацией и родителями
заступаться.
Но я не министр и даже не заведующая, хотя подозреваю, что тут и
министр безсилен, если родителям родная культура не родная, их уже
предыдущие министры или кто там ещё на такие рельсы поставили, то что
тут можно сделать?
Когда я ещё на севере жила и в Госсовете Коми работала, то как-то
вернулась из отпуска в Беларуси проведённого, и в красках описывала
увиденное председательше одного комитета, потом она и весь Госсовет
возглавляла.
Что мне всё понравилось: и на улицах порядок, и ходила с родственницей
за ребёнком в сад и в поликлинику с ними - и там всё понравилось, везде
чистота и порядок. Она меня слушала и кивала, вот бы, дескать, и у нас
так. Сейчас сидит, прошлой осенью многих там, в Коми, посадили.
А толку-то? Всех не пересажаешь, у кого за душой ну вот ничегошеньки нету... Никакого лона родной культуры...
Тут что-то другое нужно, а что - я и сама толком не знаю. Не буду больше на родительских собраниях выступать.
16. Re: Родительское собрание
15. Ответ на 13., Lucia:
14. Ответ на 13., Lucia :
13. Наталья Чернавская:
12. Re: Родительское собрание
11. Re: Родительское собрание
10. Re: Родительское собрание
9. Ответ на 6 и7, Lucia :
8. Ответ на 4., Анна де Бейль :
7. Наталья Чернавская: