Свой умок

Рассказ о матушке Феодосии Скопинской

0
636
Время на чтение 6 минут

«У тебя свой умок-то есть?» - частенько говорила матушка Феодосия тем, кто испрашивал у нее совета в простых житейских вопросах. Тем самым она как бы говорила: «На Бога надейся, а сам не плошай. Постарайся сам исправить положение, постарайся сам определиться». Но самость как самохотение матушка четко отличала от старания. Бывало приходил посетитель, спрашивал, как ему поступить в том или ином случае. А матушка переспрашивала:

- Ты сам-то как хочешь?

Многие знавшие скопинскую старицу рассказывали, что она наперед знала мысли пришедшего к ней посетителя. Чувствовала, что пришел он не посоветоваться, а утвердиться в своем решении. Пришел, чтобы услышать, что надо сделать то, что надумал.

Таким людям старица говорила:

- Ну как знаешь, так и поступай.

К сожалению, есть среди нас такие люди, которые если не услышат подтверждения о правильности своих намерений от одного старца, будут бегать по другим, пока не получат «благословения». А, когда у них даже после этого ничего не получится, говорят: «Неправильный совет дал мне старец».

Близкий к старице Феодосии священник Константин Гусаров рассуждает об этом так: «Господь посылает людям только то, что им полезно для спасения души. Только тогда по святым молитвам матушки Феодосии Господь подавал людям просимое. Каждый, кто к ней приходил, что искал, то и находил. Люди искали духовного - находили духовного, люди спрашивали какого-то мирского совета - получали мирской совет. А маловеры получали по маловерию своему. Например, был такой случай. Из села Новые Кельцы шли к матушке две женщины. Одна из них говорит: «Зачем мы идем? Ну что она может знать?» Когда пришли к матушке, то первой женщине она ответила на все ее вопросы, а второй сказала: «Ну что я могу знать?».

Вообще же, когда человек начинал в чем-то настаивать на своем, матушка не навязывала ему свое мнение. Давала совет, а если человек его не принимал, то говорила: «Ну, что ж... Поступай, как хочешь». Только у того, кто отказывался от матушкиных советов ничего хорошего не получалось. Бог гордым противится».

Прямые ответы на вопросы матушка Феодосия давала чаще всего только тогда, когда видела, что человек готов к послушанию.

Известен такой интересный и поучительный случай. У одной женщины 14-летняя дочь активно занималась спортом. (Здесь, как и в некоторых других случаях имена по определенным обстоятельствам не указываются).

Однажды эта девочка получила тяжелую травму. Перед ней встал вопрос - продолжать заниматься спотом или нет? Мама решила поехать с ней к матушке Феодосии, но предостерегла свою дочь:

- Смотри, ведь матушка может сказать, чтобы ты бросила спорт.

А девочка эта была верующая, воцерковленная и сказала маме, что если старица так скажет, «то ведь не она это скажет, а через нее скажет Бог. Я послушаюсь».

Девочка знала, что у нее мало шансов вернуться в спорт. Ее, как спортсменку уже списали со счетов и тренеры и соперники, и зрители. Однако верила в помощь матушки Феодосии. Поговорить со старицей не удалось. Ответ на свой вопрос девочка получила через келейницу. Матушка Феодосия посоветовала ей продолжать заниматься спортом и даже пообещала молиться за нее. Девочка послушалась старицу и продолжив занятия спотом достигла таких успехов, что на одном из состязаний стала чемпионкой.

Однако бывало и такое, что матушка Феодосия давала советы, заранее предвидя их неисполнение. Так произошло с одной заболевшей тяжелой болезнью женщиной из Рязани. Она была интеллигентной особой и приехала к матушке Феодосии за «рецептом» лечения ее болезни. И услышала от старицы такой ответ:

- Я скажу тебе как надо лечиться. Только ты ведь все равно не послушаешь меня. Не станешь делать, как я скажу. У тебя свой умок есть...

Выслушала эта женщина совет старицы и действительно не последовала ему. Как же! Ведь ей предлагалось лечиться компрессом из навоза... Этого интеллигентная дама действительно делать не стала. Чем закончилась эта история неведомо, однако другая история закончилась печально. Причем произошла она также с интеллигентной женщиной, хотя и деревенской по своему происхождению и месту жительства. Вот что рассказала она автору сей книги:

- Как-то у меня пошли пятна по всему телу. Пошла я к Наталье Косоротихиной за советом. Она мне сказала, что к врачу обращаться не надо. Посоветовала пить настойку из трав. Сказала из каких. А еще посоветовала настаивать в тазике крапиву и обливаться. Я стала так делать и пятна на теле прошли.

Потом у меня заболели ноги - коленные суставы. Она опять сказала мне, что к врачу ходить необязательно. Посоветовала, что надо делать. А я не послушалась Наталью. Подумала, что и так пройдет моя болезнь. Да оно вначале и правда - болезнь стала проходить. Потом вдруг обострилась. Мне становилось все хуже и хуже. Я сейчас была бы рада к матушке опять сходить, а ее не стало. Не послушала ее тогда... теперь вот страдаю. Лекарства не помогают, боли все сильней и сильней, и чего теперь делать не знаю... Врачи говорят - на инвалидность уходи...

- Молитесь матушке Феодосии. Она хоть и не прославлена как святая, а вы все же попросите ее походатайствовать пред Богом за вас - сказал я тогда этой женщине. А в ответ услышал:

- Так если не святая - чего ж ей молиться?

- Ну, может, и не молиться, а попросить о помощи можно. Я не богослов, но знаю, что прославление святых Православной Церковью начинается с почитания их как святых народом. С чудес, которые происходят по обращению ушедшим от нас праведникам.

Неведомо, последовала ли та женщина моему совету, только знаю, что сама скопинская старица, матушка Феодосия, давая тот или иной совет, никогда не настаивала на его обязательном исполнении. Тем более не обличала людей в непослушании, несмирении или пристрастиях. Не обличала, но и не молчала. Порой матушка мягко, прикровенно указывала посетителям на их неправильное поведение. Архимандрит Пимен (Адарченко) вспоминал, например, такой случай:

- Мне очень хотелось обновить в храме иконостас, а денег не было. Вот я и поехал к матушке. «Матушка, - говорю, - помолитесь, чтобы нашелся благодетель, который бы помог». А она вместо ответа:

- Вот мы жили-то. Я так любила картошечку, огурчик...

- Матушка, так хочется иконочки в иконостас написать...

А матушка со своим рязанским говором:

- Масличком полью подсолнечным. Да как вкусно-то... А можно и рыбочки кусочек съисть (именно так матушка говорила - съисть), и Слава Богу! Ты чего хлебушек-то не берешь? Всегда хлебушек надоть исти. Вот теперича чё-то говорят, хлеба нельзя много исть. Да, Боже мой, грех-то какой. Как же хлеба не исть? Испокон веку кушали.

- Матушка, а что с иконостасиком-то?

Но она не отвечает и все тут. Ушел не солоно хлебавши...

А потом вдруг вспомнилось... Несколько дней назад был на трапезе в одном храме на престольном празднике. Меня угощают, а я и того не хочу, и другого не хочу. Сижу - перебираю. Вот матушка Феодосия и указала мне на мое духовное состояние. Это она в глаза мне сказала: «Батюшка, вы заелись». Вот так. Дают тебе картошку с огурцом, так поблагодари Бога и успокойся.

Я потом неделю себя совестил, а через неделю в храме человек появился, у которого и просить не подумаешь. А он с порога говорит: «Что-то, батюшка, иконостасик-то у вас плохонький. Давайте обновим».

Расскажем и еще один случай прикровенного обличения. У Клавдии Акимовны Грачёвой, келейницы матушки Феодосии, была одна знакомая. Однажды пришла она по какому-то делу к Клавдии, в дом, где жила скопинская старица. Села гостья на табуреточку и стала ждать, пока Клавдия освободится. Сидит и думает: «Ну кто она такая - матушка Феодосия? Что она может мне сказать? Я про себя и сама все знаю. У меня муж есть и ребенок». Только гостья так подумала, а матушка Феодосия ей говорит: «Ну что я могу тебе сказать? Ты же сама все знаешь».

«Хорошо, что в келье темно было и не было видно, какого цвета у меня лицо стало после этих слов, ведь матушка мысли мои прочитала», - рассказала потом эта женщина.

А другой случай свидетельствует о прикровенной радости матушки Феодосии за своих посетителей. Так произошло с одним из священников Иваново-Вознесенской епархии. Вот что он однажды рассказал лично рязанскому издателю Игорю Минину.

«Когда я по своим вопросам приехал к матушке Феодосии и зашел к ней в келью, то вдруг услышал, как она радостно говорит о чем-то непонятном для меня: «Ой, кто к нам пришел! И сколько много детишек привел! И какие все хорошие детишки!»

Я стал оглядываться - может, вслед за мной действительно какие-то детишки вошли? Но вокруг никого не было. И только после встречи с матушкой, когда прошло немного времени, до меня дошло, что она прозрела детей, спасенных от аборта. Я тогда в епархиальном отделе занимался проблемами семьи, материнства и детства. Распространял литературу о вреде аборта, работал с женщинами, которые попав в тяжелую жизненную ситуацию, хотели сделать аборт. Многих удавалось отговорить от совершения аборта. Вероятно, именно этих детей и прозрела матушка Феодосия, когда я был у нее в келье».

Источник: ИМ ЗЁРНА

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игорь Васильевич Евсин
Завтрашний день
Что означает заповедь не заботиться о нем
30.06.2018
Новые чудеса блаженной Матроны Анемнясевской
Из книги «Матронушка. Рассказы об Анемнясевской блаженной»
04.04.2018
Легко ли быть владыкой?
Новая книга о митрополите Симоне (Новикове) /1928-2006/
11.02.2018
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) на Рязанской земле
Игорь Евсин о служении всероссийского старца в Рязанской епархии
06.02.2018
Все статьи Игорь Васильевич Евсин
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
19.11.2024 08:41
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
19.11.2024 06:26
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
19.11.2024 04:53
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Прайс
19.11.2024 02:09
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
19.11.2024 00:48
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
19.11.2024 00:46