Мульфильм нам обоим понравился, я его раза три посмотрела. Сначала сама, потом с сыном, потом он захотел другу показать. Смотрели не в кинотеатре и не с диска, а в сети нашли и на планшете смотрели.
Я наревелась, когда одна смотрела, наблюдала потом за реакцией детей - нет, на них эти эпизоды такого впечатления не произвели.
Соседский нецерковный мальчик смотрел - вопросов не задавал, потом, правда, когда возились они с лего, что-то построил и принёс мне показать.
- Вы, тётя Наташа, знаете такого дядя, которого вот так повесили?
Я даже не сразу поняла, о чём он. Семь лет ребёнку, пошёл в первый класс, читать пока ещё не научился, приходит к нам играть регулярно. Бывает, что и на правиле нас застаёт, и Евангелие с Апостолом я при нём вслух читала, и на елеопомазание ходил в нами в храм.
Предыдущий опыт, когда дворовых приятелей сына я вместе с ним пыталась в воскресную школу записать и на Причастие водить, был, мягко говоря, сомнительный, когда дома одна обстановка, а у нас другая, ребёнка просто раздирает.
Я и раньше понимала, что к нам эти дети приходят поиграть в большой чистой квартире с большим количеством игрушек и вкусно поесть, ни того ни другого дома они не видят, занесло меня как-то любопытство к одному их них домой.
Не скажу, что удивилась, я же работала соцпедагогом, насмотрелась на такие берлоги. Но всё-таки снова испытала шок, не получается привыкнуть. В таких вот прокуренных облезлых берлогах в деревне ещё полегче жить, там больше времени на воздухе проводит ребёнок, да и в малокомплектных сельских школах больше внимания не именно таким детям (хотя и это есть), а вообще каждому ребёнку.
А в городе, даже если стоит семья на учёте как находящаяся в СОП (социально-опасном положении) и есть перспектива, что ребёнка отберут и отдадут в приёмную семью, скорее всего в деревню (где таких семей больше), не очень такая перспектива радует, ну какому ребёнку будет лучше, если его лишат мамы, пусть даже безпутной.
Я во всяком случае всегда пыталась сохранить ребёнка в семье, и, этого соседского мальчика жалея, до глубокой ночи разрешаю у нас находится, но спать он к маме идёт, в свою берлогу.
Однажды у нас с ним такой разговор состоялся. Он принёс мне гедеоновский Новый Завет. А у меня их несколько разных форматов, то в поликлинике подберу, то на буккроссинге, то прямо в магазине. Бросают их где попало, а у меня не получается пройти мимо, может, думаю, лучше пристрою, прямо в руки кому-то.
- Это моя мама Вам в подарок!- с гордостью за маму.
- Спасибо маме передай. Только у меня уже есть, а у вас тоже ещё есть?
- Нет, нам не нужно, мы её уже почитали.
Ну и вот что с ним делать? Воцерковлять помимо мамы (ей всё равно, где он и что делает)? Кошка, севшая на горячую плиту, больше на неё не сядет. И на холодную плиту тоже.
Предыдущего мальчика, увязавшегося за мужем с сыном на Литургию, посещавшего воскресную школу, священник причастил.
Муж сразу после храма поехал в город, детей привёл мне в соседнюю церковь, где в это время в библиотеке я была. И я говорю им:
- Голодные, наверное? Сейчас пойдём домой блины есть (на масленице дело было).
И новоявленный причастник мне отвечает: - Да нам уже какую-то гадость дали, только очень мало.
Я долго потом размышляла над этим случаем. Ребёнок пришёл к нам голодный, надеялся поесть. А мы собирались в церковь на Литургию, как положено, натощак. Ладно, он увязался следом, до этого ходил уже зиму в воскресную школу, до и после которой я его кормила. А тут вот что вышло: перепало, но не то, что он ожидал и совсем чуть-чуть.
Блинами, конечно, я его накормила, но потом, не буду все перепитии рассказывать, расстались мы с этим мальчиком, и не только с ним одним, раз за разом повторялась одна и та же история: появлялся в доме полубезпризорный ребёнок, проводивший у нас много времени в играх, которого я поила-кормила.
Но стоило мне начать "приобщать его к вере", как начиналось... То подерутся, то утащит у нас что-нибудь, то материться начнёт, то пересказывать гадости, которые дома по телевизору видит и от старших слышит и т.д и т.п.
И я решила не будить лихо. Голодный - накормлю, хочешь послушать, что я читаю - слушай, телевизор мы не смотрим, молимся перед едой и у нас в доме не матерятся, это не обсуждается, принимаешь - оставайся, не нравится - не приходи к нам. Всё.
Ну и вот очередной маленький дикарь, который, повторюсь, в церкви всё-таки с нами бывал, Евангелие слушал, молился с нами перед едой и если на правило попадал, посмотрев "Путешествие Серафимы", сделал из лего распятие и спрашивает меня, знаю ли я этого дядю.
Я в этот момент посуду мыла, стула поблизости не было.
- Думаю, что знаю, - говорю.
- Он умер и это Его памятник.
- Да нет же, - отвечаю я, - Он не умер. То есть умер, но воскрес.
Скульптор посмотрел на меня недоверчиво и пошёл дальше строить, а я - тарелки мыть.
Это всё к чему я. Замечательный мультфильм, создателям низкий поклон.
Да, дети не плакали, когда Серафима встретила своего расстрелянного отца-священника. Я плакала, потому что знала не одну такую Серафиму, одну особенно явственно вспомнила в этот момент: старенькую учительницу, которая рассказывала мне, как мама именно её посылала в город из деревни узнать что-то об арестованном отце- священнике, сама не могла, висели на ней другие дети мал мала меньше.
Отца уже на тот момент - сразу - расстреляли - но семья долго об этом ничего не знала...
Спросили у меня только, почему такой сыр-бор из-за крестика (на этом весь сюжет построен), я в двух словах сказала "нельзя было", а после фильма они играть пошли.
Действие развивается от Вербного воскресения до Пасхи, на Страстной седмице в разгар войны. Мне эта параллель показалась вполне уместной. И что именно в Страстную пятницу над Серафимой состоялось судилище - тоже. Директор детдома, инвалид-фронтовик - ну просто вылитый Пилат.
- Где твой Бог, Серафима?
Ну и тогда учительница - это весь синедрион в одном лице, да уж, лицо примечательное. А бывшая хозяйка дома, ныне уборщица - разбежавшиеся ученики...
Ой, нет, ещё же девочки, и среди них Иуда в юбке...
Да тут ведь как ни проводи параллели, а так или иначе, раньше или позже, в жизни каждого христианина наступит этот момент: смерти и - воскресения, если со Христом умрёшь, с Ним и воскреснешь...
И что примечательно: нижегородский митрополит Георгий, причастный к созданию фильма, мой земляк, мальчик из многодетной рабочей семьи.
Читала, сначала хотели просто Житие прп.Серафима нарисовать, но потом остановились на "путешествии Серафимы". И по-моему не прогадали, преподобный Серафим с новомученикам и исповедниками прямо и как-то совершенно особенно связан, и поскольку, как написала уже, третий слой в этой истории евангельский, то вот так и получается, что ребёнок сразу обо всём узнаёт - и что-то действительно к нему в душу падает, какое-то зерно.
Которое, получается, другими способами засеянное не всходит, о чём я в этой истории и пыталась рассказать. Отсюда и название - двести лет одиночества.
Это я про русскую детскую литературу, которая примерно во времена преподобного, 200 лет назад, возникла. "Чёрная курица" Погорельского, например.
И с тех пор как-то отдельно от той же агиографии существовала и развивалась, а когда уже в наше время появились православные ёжики и прочие православные сказки, их хоть и издают, но, надо сказать, и поругивают справедливо, иногда такое впечатление создаётся, что автор на ходули назидательности встаёт не потому что по-человечески ходить (писать) не умеет, а намеренно, вот только так, дескать, и можно с детьми о Боге и вере говорить.
Не буду писать о создателях мультфильма, рецензий на него уже достаточно было. Из голосов я только Александра Михайлова узнала, он преподобного озвучил. Мне всё понравилось - и сама история, и как нарисовали и озвучили эту историю незнакомые мне люди.
И что ещё меня поразило: что осенью на фестивале в Киеве получил мультфильм главный приз. Две параллельные реальности: кто-то по Донбассу стреляет, кто-то фестивали православного кино проводит и выбирает " Необыкновенное путешествие Серафимы" как лучший православный фильм.
Точнее говоря, это как в самом мульфильме - два плана происходящего, и пока мы видим как сквозь мутное стекло - они плохо совмещаются, но ведь наступит и такое время, когда лицом к Лицу мы всё узнаем и поймём.
35. Re: Двести лет одиночества
34. Обломову
33. Сергею Агапову
32. Ответ на 26., Наталья Чернавская:
31. Уважаемому Автору!
30. Ответ на 25., Ceльcкiй бpигaдиpъ :
29. Андрею Карпову
28. Сельскому бригадиру
27. Андрею Карпову
26. Ответ на 22., Lucia :