Двести лет одиночества

О «Необыкновенном путешествии Серафимы» и о самых обыкновенных детях

0
1033
Время на чтение 6 минут


Был порыв сразу написать, когда посмотрели с сыном "Необыкновенное путешествие Серафимы", но чего-то не хватало, и я не могла понять - чего именно. Просто нужно было время, чтобы созрел этот текст.

   Мульфильм нам обоим понравился, я его раза три посмотрела. Сначала сама, потом с сыном, потом он захотел другу показать. Смотрели не в кинотеатре и не с диска, а в сети нашли и на планшете смотрели.

   Я наревелась, когда одна смотрела, наблюдала потом за реакцией детей - нет, на них эти эпизоды такого впечатления не произвели.

   Соседский нецерковный мальчик смотрел - вопросов не задавал, потом, правда, когда возились они с лего, что-то построил и принёс мне показать.

  - Вы, тётя Наташа, знаете такого дядя, которого вот так повесили?

   Я даже не сразу поняла, о чём он. Семь лет ребёнку, пошёл в первый класс, читать пока ещё не научился, приходит к нам играть регулярно. Бывает, что и на правиле нас застаёт, и Евангелие с Апостолом я при нём вслух читала, и на елеопомазание ходил в нами в храм.

    Предыдущий опыт, когда дворовых приятелей сына я вместе с ним пыталась в воскресную школу записать и на Причастие водить, был, мягко говоря, сомнительный, когда дома одна обстановка, а у нас другая, ребёнка просто раздирает.

  Я и раньше понимала, что к нам эти дети приходят поиграть в большой чистой квартире с большим количеством игрушек и вкусно поесть, ни того ни другого дома они не видят, занесло меня как-то любопытство к одному их них домой.

   Не скажу, что удивилась, я же работала соцпедагогом, насмотрелась на такие берлоги. Но всё-таки снова испытала шок, не получается привыкнуть. В таких вот прокуренных облезлых берлогах в деревне ещё полегче жить, там больше времени на воздухе проводит ребёнок, да и в малокомплектных сельских школах больше внимания не именно таким детям (хотя и это есть), а вообще каждому ребёнку.

   А в городе, даже если стоит семья на учёте как находящаяся в СОП (социально-опасном положении) и есть перспектива, что ребёнка отберут и отдадут в приёмную семью, скорее всего в деревню (где таких семей больше), не очень такая перспектива радует, ну какому ребёнку будет лучше, если его лишат мамы, пусть даже безпутной.

   Я во всяком случае всегда пыталась сохранить ребёнка в семье, и, этого соседского мальчика жалея, до глубокой ночи разрешаю у нас находится, но спать он к маме идёт, в свою берлогу.

   Однажды у нас с ним такой разговор состоялся. Он принёс мне гедеоновский Новый Завет. А у меня их несколько разных форматов, то в поликлинике подберу, то на буккроссинге, то прямо в магазине. Бросают их где попало, а у меня не получается пройти мимо, может, думаю, лучше пристрою, прямо в руки кому-то.

  - Это моя мама Вам в подарок!- с гордостью за маму.

  - Спасибо маме передай. Только у меня уже есть, а у вас тоже ещё есть?

  - Нет, нам не нужно, мы её уже почитали.

   Ну и вот что с ним делать? Воцерковлять помимо мамы (ей всё равно, где он и что делает)? Кошка, севшая на горячую плиту, больше на неё не сядет. И на холодную плиту тоже.

   Предыдущего мальчика, увязавшегося за мужем с сыном на Литургию, посещавшего воскресную школу, священник причастил.

   Муж сразу после храма поехал в город, детей привёл мне в соседнюю церковь, где в это время в библиотеке я была. И я говорю им:

  -  Голодные, наверное? Сейчас пойдём домой блины есть (на масленице дело было).

   И новоявленный причастник мне отвечает: - Да нам уже какую-то гадость дали, только очень мало.

   Я долго потом размышляла над этим случаем. Ребёнок пришёл к нам голодный, надеялся поесть. А мы собирались в церковь на Литургию, как положено, натощак. Ладно, он увязался следом, до этого ходил уже зиму в воскресную школу, до и после которой я его кормила. А тут вот что вышло: перепало, но не то, что он ожидал и совсем чуть-чуть.

  Блинами, конечно, я его накормила, но потом, не буду все перепитии рассказывать, расстались мы с этим мальчиком, и не только с ним одним, раз за разом повторялась одна и та же история: появлялся в доме полубезпризорный ребёнок, проводивший у нас много времени в играх, которого я поила-кормила.

  Но стоило мне начать "приобщать его к вере", как начиналось... То подерутся, то утащит у нас что-нибудь, то материться начнёт, то пересказывать гадости, которые дома по телевизору видит и от старших слышит и т.д и т.п.

   И я решила не будить лихо. Голодный - накормлю, хочешь послушать, что я читаю - слушай, телевизор мы не смотрим, молимся перед едой и у нас в доме не матерятся, это не обсуждается, принимаешь - оставайся, не нравится - не приходи к нам. Всё.

   Ну и вот очередной маленький дикарь, который, повторюсь, в церкви всё-таки с нами бывал, Евангелие слушал, молился с нами перед едой и если на правило попадал, посмотрев "Путешествие Серафимы", сделал из лего распятие и спрашивает меня, знаю ли я этого дядю. 

   Я в этот момент посуду мыла, стула поблизости не было.

  - Думаю, что знаю, - говорю.

  - Он умер и это Его памятник.

  - Да нет же, - отвечаю я, - Он не умер. То есть умер, но воскрес.

   Скульптор посмотрел на меня недоверчиво и пошёл дальше строить, а я - тарелки мыть.

   Это всё к чему я. Замечательный мультфильм, создателям низкий поклон.

   Да, дети не плакали, когда Серафима встретила своего расстрелянного отца-священника. Я плакала, потому что знала не одну такую Серафиму, одну особенно явственно вспомнила в этот момент: старенькую учительницу, которая рассказывала мне, как мама именно её посылала в город из деревни узнать что-то об арестованном отце- священнике, сама не могла, висели на ней другие дети мал мала меньше.

   Отца уже на тот момент - сразу - расстреляли - но семья долго об этом ничего не знала...

  Спросили у меня только, почему такой сыр-бор из-за крестика (на этом весь сюжет построен), я в двух словах сказала "нельзя было", а после фильма они играть пошли.

  Действие развивается от Вербного воскресения до Пасхи, на Страстной седмице в разгар войны. Мне эта параллель показалась вполне уместной. И что именно в Страстную пятницу над Серафимой состоялось судилище - тоже. Директор детдома, инвалид-фронтовик - ну просто вылитый Пилат.

  - Где твой Бог, Серафима?

  Ну и тогда учительница - это весь синедрион в одном лице, да уж, лицо примечательное. А бывшая хозяйка дома, ныне уборщица - разбежавшиеся ученики...

  Ой, нет, ещё же девочки, и среди них Иуда в юбке...

  Да тут ведь как ни проводи параллели, а так или иначе, раньше или позже, в жизни каждого христианина наступит этот момент: смерти и - воскресения, если со Христом умрёшь, с Ним и воскреснешь...

  И что примечательно: нижегородский митрополит Георгий, причастный к созданию фильма, мой земляк, мальчик из многодетной рабочей семьи.

  Читала, сначала хотели просто Житие прп.Серафима нарисовать, но потом остановились на "путешествии Серафимы". И по-моему не прогадали, преподобный Серафим с новомученикам и исповедниками прямо и как-то совершенно особенно связан, и поскольку, как написала уже, третий слой в этой истории евангельский, то вот так и получается, что ребёнок сразу обо всём узнаёт - и что-то действительно к нему в душу падает, какое-то зерно.

   Которое, получается, другими способами засеянное не всходит, о чём я в этой истории и пыталась рассказать. Отсюда и название - двести лет одиночества.

  Это я про русскую детскую литературу, которая примерно во времена преподобного, 200 лет назад, возникла. "Чёрная курица" Погорельского, например.

  И с тех пор как-то отдельно от той же агиографии существовала и развивалась, а когда уже в наше время появились православные ёжики и прочие православные сказки, их хоть и издают, но, надо сказать, и поругивают справедливо, иногда такое впечатление создаётся, что автор на ходули назидательности встаёт не потому что по-человечески ходить (писать) не умеет, а намеренно, вот только так, дескать, и можно с детьми о Боге и вере говорить.

  Не буду писать о создателях мультфильма, рецензий на него уже достаточно было. Из голосов я только Александра Михайлова узнала, он преподобного озвучил. Мне всё понравилось - и сама история, и как нарисовали и озвучили эту историю незнакомые мне люди.

  И что ещё меня поразило: что осенью на фестивале в Киеве получил мультфильм главный приз. Две параллельные реальности: кто-то по Донбассу стреляет, кто-то фестивали православного кино проводит и выбирает " Необыкновенное путешествие Серафимы" как лучший православный фильм.

  Точнее говоря, это как в самом мульфильме - два плана происходящего, и пока мы видим как сквозь мутное стекло - они плохо совмещаются, но ведь наступит и такое время, когда лицом к Лицу мы всё узнаем и поймём. 
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

35. Re: Двести лет одиночества

Уважаемая Наталья! Мне очень близка Ваша точка зрения, но пока не могу написать подробнее – мультфильм сама я не посмотрела, хотя мне его хвалили люди, духовной чуткости которых я доверяю. Сегодня скачала фильм и на выходных посмотрю. Тогда и отпишусь. По поводу проповеди Христа людям далеким от веры – мне кажется, что надо сеять, как Евангельский сеятель – везде, где возможно, авось что-то взойдет. Возможно, не сегодня. Возможно, нам этого не дано будет увидеть. Но Господь (помните?) и намерения целует. Но нам неведомы обстоятельства, в которые Господь поставит впоследствии этих людей – возможно, обстоятельства умягчат почву их душ и наши слова, с Божией помощью, прорастут. Нам не дано знать, как слово наше отзовется ….
Ксения Балакина / 29.01.2016, 14:44

34. Обломову

Благодарю за Ваш добрый отклик! Нам тоже очень "Князь Владимир" понравился, сюжет, конечно, не соответствует историческим реалиям, но, может, и не надо детям про языческий гарем князя знать. Думаю, правда, что поэтому и не было продолжения, ну как потом было концы с концами свести, откуда взялись враждующие между собой многочисленные сыновья от разных жён? Мне очень понравилось, что и как там ансамбль Покровского спел.

33. Сергею Агапову

Сергей, Вы первый человек, который вполне уловил мой посыл. Конечно, если мой отзыв на фильм первый на РНЛ - надо и фильм обсудить. Но те отзывы, которые и до того я читала, и тут появились, избыточными, что ли, мне показались на фоне реальности, в которой живут наши дети. И тема ювеналки у меня красной нитью проходит. Расказанная Вами ужасная история семьи многодетного священника не кажется мне каким-то сюром, отнюдь, это наша реальность. И Ваша мысль, что фильм обращён не к прошлому, а к будущему - мне очень близка, это самое ценное, что в нём есть: история о том, что противостоять целому миру может маленькая девочка, что с Божией помощью - это возможно. И именно эта история - о каждом из нас, и прекрасно, что её увидели наши дети! Оказывается, даже по тв в Рождество показали - как написал здесь Обломов.

32. Ответ на 26., Наталья Чернавская:

Я-то Вам верю, но, боюсь, для тех, у кого как раз-таки и нету никаких детей - это не аргумент, и всё они, бедные, за каких-то вымышленных и неведомых нам с Вами детей переживают.

И взрослых они тоже выдумывают. Как у Достоевского " “Пётру Степановичу, говорит, ему легко на земле-то жить, потому что он человека выдумает да с таким и живёт"... И этот выдуманный человек у них и при царе-то страдал, а при Ленине да Сталине радовался. А теперь вот опять не рад. А наши-то Петры Степановичи и стараются.
Lucia / 28.01.2016, 21:08

31. Уважаемому Автору!

Спаси Вас Господи, уважаемая Наталия, за отличную статью! Посмотрел "Необыкновенное путешествие Серафимы" на Рождество, 7-го января, по каналу Россия. Как говорится, на одном дыхании! Очень понравился! Добрый и трогательный! А главное, очень емко передает зрителю суть Православного мировоззрения. Считаю его полезным для показа молодым и новоначальным христианам. У всех, с кем обсуждал этот мультфильм, такие же впечатления от просмотра. Ком в горле до конца просмотра.... Настоящее русское искусство! Похожее впечатление оставил мультфильм "Владимир", про Равноапостольного Крестителя Руси. Жаль, что не сняли его продолжения.... С уважением, Григорий.
Обломов / 28.01.2016, 20:49

30. Ответ на 25., Ceльcкiй бpигaдиpъ :

Вот, например, пишет одна православная женщина об этой подделке под православное кино: «Наверно, все читали Шмелева. Главный герой - маленький мальчик, очень церковный, вся его жизнь до донышка проникнута глубокой ясной православной верой. Какое чуткое у него восприятие и приятие жизни во всей полноте и красоте! Красота Божиего мiра разлита вокруг безмерно, и мальчик ее чувствует и видит. А каковы же детские радости верующего ребенка? Паломничество к Преподобному, Крестный ход в солнечный день, долгая, таинственная, постная "преосвященная" служба, Иверскую в дом приносили - вот что значили в его жизни слова "Богородица идет!"

Как, дорогой Бригадир? И папа с ним не делился своими маленькими радостями? Ну, например, что в Бутове все ночь крошил из нагана черепа врагов, что удалось, наконец, с друзьями спустить под лед ненавистного архиерея. И мальчик не участвовал в шутовских маскарадах на Дне безбожника, не наряжался чертом или пузатым попом? Как бедна была его жизнь, по сравнению с советскими пионерами. И ему, о ужас, не повязывали красного галстука на Красной площади, и он не давал клятву вонючему трупу, лежащему там? Разделяю тогда возмущение этой добропорядочной женщины по поводу мультфильма. ))) Но если серьезно. Недостатки и сценического и художественного плана, безусловно, есть. Хотя, признаться, сегодня лишь бегло просмотрел его. Но есть и высочайшая жизненная, и если хотите библейская правда в нем. Это страдание верующего человека, принимаемое им не от Розы Землячки в юбке или штанах, а от своего ближайшего окружения. Когда обыкновенные обыватели или даже дети травят человека лишь за то, что он не такой как все. Что он смеет быть особенным и не подчиняется общему антихристову нивелированию. А ведь это время, поголовного принуждения к единообразию не за горами. И фильм этот скорее обращен не к прошлому, а нашему ближайшему будущему. Да почему будущему. Вот мой знакомый священник. 9 детей. Не угодил районному начальству. Наслали ювенальщиков: жилье тесное, сушилки для обуви нестандартные – изъять детей у нерадивых родителей. Налетели с полицией (хорошо, что не с милицией?), похватали, девочки старшие вырвались, побежали – догнали, скрутили. Заперли в инфекционной больнице! Пацаны отковыряли замазку на окнах. Поддеть стекло и убежать. Предупредили священника: «Примешь беглецов, тебе тюрьма». Вмешалась общественность. Отпустили. Но подготовили и приняли решение – дети потенциальные преступники! Батюшка с детьми все лето прятался у меня. Сейчас скрылся, даже мне адреса не оставил. Вот и возмущайтесь с этой добропорядочной женщиной: « У нас эсэсовцев не бывает». Увы. Бывают и хуже!
Сергий Агапов / 28.01.2016, 20:35

29. Андрею Карпову

Забыла написать про "наполнение". Наполнение, по-моему, очень простое, это видение вечно голодного ребёнка, уж не знаю, насколько это до современных детей дошло, но я именно так поняла. Отец у меня мальчиком в оккупации пережил войну, у него много страшных и ярких воспоминаний. А мама в тылу, в эвакуации, и у неё воспоминания только одного рода - вечный голод, и как они, дети, разными способами добывали себе сами хоть что-нибудь на зубок...

28. Сельскому бригадиру

Ну, я тоже "одна православная женщина", и мне ребёнок сказал: - Мама, когда ты кричишь, ты похожа на эту учительницу! А то! Я ж " педагог высшей категории". Читала, Патриарх после просмотра написал, что у него тоже была такая учительница в школе. Так что разные бывают аллюзии, Вы лучше от себя пишите, чем на "православных женщин" ссылаться. А финальный кадр мне тоже не понравился, тут уж не сыр в масле, а масло масляное получилось.

27. Андрею Карпову

"Крепость" не смотрели ещё. Надо будет посмотреть. А цитат и аллюзий в "Путешествии Серафимы" много, как книжных, так и зрительных, я не стала на эту тему распространяться не только, чтобы не загромождать текст, но и потому, что меня больше интересовало детское восприятие.

26. Ответ на 22., Lucia :

Я-то Вам верю, но, боюсь, для тех, у кого как раз-таки и нету никаких детей - это не аргумент, и всё они, бедные, за каких-то вымышленных и неведомых нам с Вами детей переживают.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Чернавская
Про Василя Быкова
Сегодня, 19 июня 2024-го года, 100 лет Василю Быкову
19.06.2024
Вечный покой
Скоропостижно преставился ко Господу архимандрит Трифон (Плотников)
15.11.2023
Все статьи Наталья Чернавская
Последние комментарии
Ему помогли уйти из жизни…
Новый комментарий от учитель
14.11.2024 21:47
Чувства недоумения и протеста
Новый комментарий от Константин В.
14.11.2024 21:04
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Калужанин
14.11.2024 20:55
«Сформировалось лобби шарлатанов бездипломных»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
14.11.2024 20:44
«Чуть-чуть» победы на т.н. Украине быть не может
Новый комментарий от Апографъ
14.11.2024 20:17
Как с цепи сорвались
Новый комментарий от Могилев на Днепре
14.11.2024 20:10
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Русский танкист
14.11.2024 19:41