itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Двести лет одиночества

О «Необыкновенном путешествии Серафимы» и о самых обыкновенных детях

0
1019
Время на чтение 6 минут


Был порыв сразу написать, когда посмотрели с сыном "Необыкновенное путешествие Серафимы", но чего-то не хватало, и я не могла понять - чего именно. Просто нужно было время, чтобы созрел этот текст.

Мульфильм нам обоим понравился, я его раза три посмотрела. Сначала сама, потом с сыном, потом он захотел другу показать. Смотрели не в кинотеатре и не с диска, а в сети нашли и на планшете смотрели.

Я наревелась, когда одна смотрела, наблюдала потом за реакцией детей - нет, на них эти эпизоды такого впечатления не произвели.

Соседский нецерковный мальчик смотрел - вопросов не задавал, потом, правда, когда возились они с лего, что-то построил и принёс мне показать.

- Вы, тётя Наташа, знаете такого дядя, которого вот так повесили?

Я даже не сразу поняла, о чём он. Семь лет ребёнку, пошёл в первый класс, читать пока ещё не научился, приходит к нам играть регулярно. Бывает, что и на правиле нас застаёт, и Евангелие с Апостолом я при нём вслух читала, и на елеопомазание ходил в нами в храм.

Предыдущий опыт, когда дворовых приятелей сына я вместе с ним пыталась в воскресную школу записать и на Причастие водить, был, мягко говоря, сомнительный, когда дома одна обстановка, а у нас другая, ребёнка просто раздирает.

Я и раньше понимала, что к нам эти дети приходят поиграть в большой чистой квартире с большим количеством игрушек и вкусно поесть, ни того ни другого дома они не видят, занесло меня как-то любопытство к одному их них домой.

Не скажу, что удивилась, я же работала соцпедагогом, насмотрелась на такие берлоги. Но всё-таки снова испытала шок, не получается привыкнуть. В таких вот прокуренных облезлых берлогах в деревне ещё полегче жить, там больше времени на воздухе проводит ребёнок, да и в малокомплектных сельских школах больше внимания не именно таким детям (хотя и это есть), а вообще каждому ребёнку.

А в городе, даже если стоит семья на учёте как находящаяся в СОП (социально-опасном положении) и есть перспектива, что ребёнка отберут и отдадут в приёмную семью, скорее всего в деревню (где таких семей больше), не очень такая перспектива радует, ну какому ребёнку будет лучше, если его лишат мамы, пусть даже безпутной.

Я во всяком случае всегда пыталась сохранить ребёнка в семье, и, этого соседского мальчика жалея, до глубокой ночи разрешаю у нас находится, но спать он к маме идёт, в свою берлогу.

Однажды у нас с ним такой разговор состоялся. Он принёс мне гедеоновский Новый Завет. А у меня их несколько разных форматов, то в поликлинике подберу, то на буккроссинге, то прямо в магазине. Бросают их где попало, а у меня не получается пройти мимо, может, думаю, лучше пристрою, прямо в руки кому-то.

- Это моя мама Вам в подарок!- с гордостью за маму.

- Спасибо маме передай. Только у меня уже есть, а у вас тоже ещё есть?

- Нет, нам не нужно, мы её уже почитали.

Ну и вот что с ним делать? Воцерковлять помимо мамы (ей всё равно, где он и что делает)? Кошка, севшая на горячую плиту, больше на неё не сядет. И на холодную плиту тоже.

Предыдущего мальчика, увязавшегося за мужем с сыном на Литургию, посещавшего воскресную школу, священник причастил.

Муж сразу после храма поехал в город, детей привёл мне в соседнюю церковь, где в это время в библиотеке я была. И я говорю им:

- Голодные, наверное? Сейчас пойдём домой блины есть (на масленице дело было).

И новоявленный причастник мне отвечает: - Да нам уже какую-то гадость дали, только очень мало.

Я долго потом размышляла над этим случаем. Ребёнок пришёл к нам голодный, надеялся поесть. А мы собирались в церковь на Литургию, как положено, натощак. Ладно, он увязался следом, до этого ходил уже зиму в воскресную школу, до и после которой я его кормила. А тут вот что вышло: перепало, но не то, что он ожидал и совсем чуть-чуть.

Блинами, конечно, я его накормила, но потом, не буду все перепитии рассказывать, расстались мы с этим мальчиком, и не только с ним одним, раз за разом повторялась одна и та же история: появлялся в доме полубезпризорный ребёнок, проводивший у нас много времени в играх, которого я поила-кормила.

Но стоило мне начать "приобщать его к вере", как начиналось... То подерутся, то утащит у нас что-нибудь, то материться начнёт, то пересказывать гадости, которые дома по телевизору видит и от старших слышит и т.д и т.п.

И я решила не будить лихо. Голодный - накормлю, хочешь послушать, что я читаю - слушай, телевизор мы не смотрим, молимся перед едой и у нас в доме не матерятся, это не обсуждается, принимаешь - оставайся, не нравится - не приходи к нам. Всё.

Ну и вот очередной маленький дикарь, который, повторюсь, в церкви всё-таки с нами бывал, Евангелие слушал, молился с нами перед едой и если на правило попадал, посмотрев "Путешествие Серафимы", сделал из лего распятие и спрашивает меня, знаю ли я этого дядю.

Я в этот момент посуду мыла, стула поблизости не было.

- Думаю, что знаю, - говорю.

- Он умер и это Его памятник.

- Да нет же, - отвечаю я, - Он не умер. То есть умер, но воскрес.

Скульптор посмотрел на меня недоверчиво и пошёл дальше строить, а я - тарелки мыть.

Это всё к чему я. Замечательный мультфильм, создателям низкий поклон.

Да, дети не плакали, когда Серафима встретила своего расстрелянного отца-священника. Я плакала, потому что знала не одну такую Серафиму, одну особенно явственно вспомнила в этот момент: старенькую учительницу, которая рассказывала мне, как мама именно её посылала в город из деревни узнать что-то об арестованном отце- священнике, сама не могла, висели на ней другие дети мал мала меньше.

Отца уже на тот момент - сразу - расстреляли - но семья долго об этом ничего не знала...

Спросили у меня только, почему такой сыр-бор из-за крестика (на этом весь сюжет построен), я в двух словах сказала "нельзя было", а после фильма они играть пошли.

Действие развивается от Вербного воскресения до Пасхи, на Страстной седмице в разгар войны. Мне эта параллель показалась вполне уместной. И что именно в Страстную пятницу над Серафимой состоялось судилище - тоже. Директор детдома, инвалид-фронтовик - ну просто вылитый Пилат.

- Где твой Бог, Серафима?

Ну и тогда учительница - это весь синедрион в одном лице, да уж, лицо примечательное. А бывшая хозяйка дома, ныне уборщица - разбежавшиеся ученики...

Ой, нет, ещё же девочки, и среди них Иуда в юбке...

Да тут ведь как ни проводи параллели, а так или иначе, раньше или позже, в жизни каждого христианина наступит этот момент: смерти и - воскресения, если со Христом умрёшь, с Ним и воскреснешь...

И что примечательно: нижегородский митрополит Георгий, причастный к созданию фильма, мой земляк, мальчик из многодетной рабочей семьи.

Читала, сначала хотели просто Житие прп.Серафима нарисовать, но потом остановились на "путешествии Серафимы". И по-моему не прогадали, преподобный Серафим с новомученикам и исповедниками прямо и как-то совершенно особенно связан, и поскольку, как написала уже, третий слой в этой истории евангельский, то вот так и получается, что ребёнок сразу обо всём узнаёт - и что-то действительно к нему в душу падает, какое-то зерно.

Которое, получается, другими способами засеянное не всходит, о чём я в этой истории и пыталась рассказать. Отсюда и название - двести лет одиночества.

Это я про русскую детскую литературу, которая примерно во времена преподобного, 200 лет назад, возникла. "Чёрная курица" Погорельского, например.

И с тех пор как-то отдельно от той же агиографии существовала и развивалась, а когда уже в наше время появились православные ёжики и прочие православные сказки, их хоть и издают, но, надо сказать, и поругивают справедливо, иногда такое впечатление создаётся, что автор на ходули назидательности встаёт не потому что по-человечески ходить (писать) не умеет, а намеренно, вот только так, дескать, и можно с детьми о Боге и вере говорить.

Не буду писать о создателях мультфильма, рецензий на него уже достаточно было. Из голосов я только Александра Михайлова узнала, он преподобного озвучил. Мне всё понравилось - и сама история, и как нарисовали и озвучили эту историю незнакомые мне люди.

И что ещё меня поразило: что осенью на фестивале в Киеве получил мультфильм главный приз. Две параллельные реальности: кто-то по Донбассу стреляет, кто-то фестивали православного кино проводит и выбирает " Необыкновенное путешествие Серафимы" как лучший православный фильм.

Точнее говоря, это как в самом мульфильме - два плана происходящего, и пока мы видим как сквозь мутное стекло - они плохо совмещаются, но ведь наступит и такое время, когда лицом к Лицу мы всё узнаем и поймём.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

35. Re: Двести лет одиночества

Уважаемая Наталья! Мне очень близка Ваша точка зрения, но пока не могу написать подробнее – мультфильм сама я не посмотрела, хотя мне его хвалили люди, духовной чуткости которых я доверяю. Сегодня скачала фильм и на выходных посмотрю. Тогда и отпишусь. По поводу проповеди Христа людям далеким от веры – мне кажется, что надо сеять, как Евангельский сеятель – везде, где возможно, авось что-то взойдет. Возможно, не сегодня. Возможно, нам этого не дано будет увидеть. Но Господь (помните?) и намерения целует. Но нам неведомы обстоятельства, в которые Господь поставит впоследствии этих людей – возможно, обстоятельства умягчат почву их душ и наши слова, с Божией помощью, прорастут. Нам не дано знать, как слово наше отзовется ….
Ксения Балакина / 29.01.2016, 14:44

34. Обломову

Благодарю за Ваш добрый отклик! Нам тоже очень "Князь Владимир" понравился, сюжет, конечно, не соответствует историческим реалиям, но, может, и не надо детям про языческий гарем князя знать. Думаю, правда, что поэтому и не было продолжения, ну как потом было концы с концами свести, откуда взялись враждующие между собой многочисленные сыновья от разных жён? Мне очень понравилось, что и как там ансамбль Покровского спел.

33. Сергею Агапову

Сергей, Вы первый человек, который вполне уловил мой посыл. Конечно, если мой отзыв на фильм первый на РНЛ - надо и фильм обсудить. Но те отзывы, которые и до того я читала, и тут появились, избыточными, что ли, мне показались на фоне реальности, в которой живут наши дети. И тема ювеналки у меня красной нитью проходит. Расказанная Вами ужасная история семьи многодетного священника не кажется мне каким-то сюром, отнюдь, это наша реальность. И Ваша мысль, что фильм обращён не к прошлому, а к будущему - мне очень близка, это самое ценное, что в нём есть: история о том, что противостоять целому миру может маленькая девочка, что с Божией помощью - это возможно. И именно эта история - о каждом из нас, и прекрасно, что её увидели наши дети! Оказывается, даже по тв в Рождество показали - как написал здесь Обломов.

32. Ответ на 26., Наталья Чернавская:

Я-то Вам верю, но, боюсь, для тех, у кого как раз-таки и нету никаких детей - это не аргумент, и всё они, бедные, за каких-то вымышленных и неведомых нам с Вами детей переживают.

И взрослых они тоже выдумывают. Как у Достоевского " “Пётру Степановичу, говорит, ему легко на земле-то жить, потому что он человека выдумает да с таким и живёт"... И этот выдуманный человек у них и при царе-то страдал, а при Ленине да Сталине радовался. А теперь вот опять не рад. А наши-то Петры Степановичи и стараются.
Lucia / 28.01.2016, 21:08

31. Уважаемому Автору!

Спаси Вас Господи, уважаемая Наталия, за отличную статью! Посмотрел "Необыкновенное путешествие Серафимы" на Рождество, 7-го января, по каналу Россия. Как говорится, на одном дыхании! Очень понравился! Добрый и трогательный! А главное, очень емко передает зрителю суть Православного мировоззрения. Считаю его полезным для показа молодым и новоначальным христианам. У всех, с кем обсуждал этот мультфильм, такие же впечатления от просмотра. Ком в горле до конца просмотра.... Настоящее русское искусство! Похожее впечатление оставил мультфильм "Владимир", про Равноапостольного Крестителя Руси. Жаль, что не сняли его продолжения.... С уважением, Григорий.
Обломов / 28.01.2016, 20:49

30. Ответ на 25., Ceльcкiй бpигaдиpъ :

Вот, например, пишет одна православная женщина об этой подделке под православное кино: «Наверно, все читали Шмелева. Главный герой - маленький мальчик, очень церковный, вся его жизнь до донышка проникнута глубокой ясной православной верой. Какое чуткое у него восприятие и приятие жизни во всей полноте и красоте! Красота Божиего мiра разлита вокруг безмерно, и мальчик ее чувствует и видит. А каковы же детские радости верующего ребенка? Паломничество к Преподобному, Крестный ход в солнечный день, долгая, таинственная, постная "преосвященная" служба, Иверскую в дом приносили - вот что значили в его жизни слова "Богородица идет!"

Как, дорогой Бригадир? И папа с ним не делился своими маленькими радостями? Ну, например, что в Бутове все ночь крошил из нагана черепа врагов, что удалось, наконец, с друзьями спустить под лед ненавистного архиерея. И мальчик не участвовал в шутовских маскарадах на Дне безбожника, не наряжался чертом или пузатым попом? Как бедна была его жизнь, по сравнению с советскими пионерами. И ему, о ужас, не повязывали красного галстука на Красной площади, и он не давал клятву вонючему трупу, лежащему там? Разделяю тогда возмущение этой добропорядочной женщины по поводу мультфильма. ))) Но если серьезно. Недостатки и сценического и художественного плана, безусловно, есть. Хотя, признаться, сегодня лишь бегло просмотрел его. Но есть и высочайшая жизненная, и если хотите библейская правда в нем. Это страдание верующего человека, принимаемое им не от Розы Землячки в юбке или штанах, а от своего ближайшего окружения. Когда обыкновенные обыватели или даже дети травят человека лишь за то, что он не такой как все. Что он смеет быть особенным и не подчиняется общему антихристову нивелированию. А ведь это время, поголовного принуждения к единообразию не за горами. И фильм этот скорее обращен не к прошлому, а нашему ближайшему будущему. Да почему будущему. Вот мой знакомый священник. 9 детей. Не угодил районному начальству. Наслали ювенальщиков: жилье тесное, сушилки для обуви нестандартные – изъять детей у нерадивых родителей. Налетели с полицией (хорошо, что не с милицией?), похватали, девочки старшие вырвались, побежали – догнали, скрутили. Заперли в инфекционной больнице! Пацаны отковыряли замазку на окнах. Поддеть стекло и убежать. Предупредили священника: «Примешь беглецов, тебе тюрьма». Вмешалась общественность. Отпустили. Но подготовили и приняли решение – дети потенциальные преступники! Батюшка с детьми все лето прятался у меня. Сейчас скрылся, даже мне адреса не оставил. Вот и возмущайтесь с этой добропорядочной женщиной: « У нас эсэсовцев не бывает». Увы. Бывают и хуже!
Сергий Агапов / 28.01.2016, 20:35

29. Андрею Карпову

Забыла написать про "наполнение". Наполнение, по-моему, очень простое, это видение вечно голодного ребёнка, уж не знаю, насколько это до современных детей дошло, но я именно так поняла. Отец у меня мальчиком в оккупации пережил войну, у него много страшных и ярких воспоминаний. А мама в тылу, в эвакуации, и у неё воспоминания только одного рода - вечный голод, и как они, дети, разными способами добывали себе сами хоть что-нибудь на зубок...

28. Сельскому бригадиру

Ну, я тоже "одна православная женщина", и мне ребёнок сказал: - Мама, когда ты кричишь, ты похожа на эту учительницу! А то! Я ж " педагог высшей категории". Читала, Патриарх после просмотра написал, что у него тоже была такая учительница в школе. Так что разные бывают аллюзии, Вы лучше от себя пишите, чем на "православных женщин" ссылаться. А финальный кадр мне тоже не понравился, тут уж не сыр в масле, а масло масляное получилось.

27. Андрею Карпову

"Крепость" не смотрели ещё. Надо будет посмотреть. А цитат и аллюзий в "Путешествии Серафимы" много, как книжных, так и зрительных, я не стала на эту тему распространяться не только, чтобы не загромождать текст, но и потому, что меня больше интересовало детское восприятие.

26. Ответ на 22., Lucia :

Я-то Вам верю, но, боюсь, для тех, у кого как раз-таки и нету никаких детей - это не аргумент, и всё они, бедные, за каких-то вымышленных и неведомых нам с Вами детей переживают.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Чернавская
Вечный покой
Скоропостижно преставился ко Господу архимандрит Трифон (Плотников)
15.11.2023
Гитлер разбудил Оппенгеймера
«О́ппенгеймер»
18.09.2023
Все статьи Наталья Чернавская
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
28.03.2024 22:35
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30