Мы наш, мы новый мир построим,
Кто был ничем - тот станет всем!
Неизвестно, как в других регионах Украины, но населению Кировограда сравнительно недавно был преподан замечательный урок новейшей демократии в украинском ее варианте.
С 20-го мая 2015-го года на Украине вступил в силу закон о декоммунизации, в ходе выполнения которого надлежало упразднить коммунистические названия населенных пунктов, улиц и прочего. Закон на самом деле был направлен против всего того, что еще может напомнить украинскому гражданину об общей судьбе Украины с "пивничным сусидом". Иначе, вне этой цели, вовсе непонятной становится борьба новейшей украинской власти против нынешних безобиднейших коммунистов с их тающим электоратом, чьих более энергичных предшественников теперешним триумфаторам следовало бы, напротив, благодарить за оформленный в свое время отдельный украинский народ и за отдельную, пусть и советскую, украинскую республику. Конечно, к названной фундаментальной разрушительной цели наверняка подмешались и намерения более суетного характера. Почему бы, и правда, прежним революционерам не расчистить место для тех, кто в наши дни, как и они в свое время, возжелали из ничего стать всем. Ну причем здесь, в названии наших улиц, всякие морально уже устаревшие Урицкие и Володарские, когда у нас уже имеются свежеиспеченные Порошенки, Яценюки и многие им подобные, принадлежащие по большей части ко все той же "революционной" народности... Ведь каждого коммунистического Воровского нынешняя революционная эпоха может с легкостью заменить на своего Яворивського....
Однако в некоторых случаях реализация поставленной грандиозной задачи столкнулась с досадными препятствиями, связанными с "сопротивлением материала", притом не человеческого, а скорее исторического... Так как упраздняемая сегодня коммунизация в свое время тоже была формой деруссификации, то воплощение закона в жизнь раз за разом приводило к необходимости возвращать населенным пунктам прежние дореволюционные названия, которые новой власти нравились еще меньше коммунистических. Одним из наиболее "слабых звеньев" в этом ряду был Кировоград, потому что против Святой Елизаветы, в честь которой был назван город до того как при коммунистах был переименован сначала в Зиновьевск, затем в Кирово, затем в Кировоград, - у декоммунизаторов компромата не нашлось. А возвращать городу исконное название - Елисаветград - не хотелось. Местная декоммунизаторская мысль "забуксовала", или как теперь говорят - "зависла". Ни до чего хитрого не додумавшись, энтузиасты из числа местных "науковцив" обратились в Киев за интеллектуальной поддержкой - и нашли ее в Институте национальной памяти и в Институте украинской археографии и "джэрэлознавства" имени Грушевского НАН Украины, чей профессор по фамилии Брехуненко стал подлинным мотором всего дальнейшего процесса.
Было решено провести в Кировограде Всеукраинскую научно-практическую конференцию на тему «Перейменувальні процеси в топоніміці як ціннісний вибір українського суспільства», - на которой планировалось предпринять своего рода "мозговой штурм" для преодоления казалось бы неразрешимой научной проблемы.
В начале лета, благодаря в первую очередь организационным усилиям профессора Брехуненко, научный форум в Кировограде был проведен. В город съехались около 30 ведущих "науковцив" Украины, дабы совокупным интеллектуальным усилиием сделать невозможное возможным. Ведь, как гласит украинская пословица, "гуртом и батька кращэ быты"... Как восторженно писал об этом знаменательном дне журналист местного новостного портала "Гречка", Кировоград превратился в "центр притяжения для ученых и научных деятелей всей страны".
Эти-то ученые, скинувшись мозгами, и "выдали на гора" набор наукообразных аргументов на предмет того, почему ни коем случае нельзя возвращать городу Кировограду исконное его название - Елисаветград, и, более того, изобрели для города новое название - Ингульск.
О ходе дальнейших событий лучше всего проследить по публикациям на упомянутом новостном портале "Гречка", один из авторов которого вдруг чрезвычайно возгорелся идеей не допустить возвращения городу дореволюционного названия и посвятил этому процессу несколько пламенных статей. К имени же Святой Елизаветы, в честь которой изначально был назван город, из всех этих статей явственно выпирала испытываемая автором просто таки "личная неприязнь", - очень похожая на ту "личную неприязнь", о которой говорил кинематографический персонаж, сыгранный Фрунзиком Мктрчаном в фильме "Мимино": "...Такую личную неприязнь я испытываю к потерпевшему, что кушать не могу". Впрочем, может как раз наоборот: именно таким способом автор добывал себе пропитание...
Правда, первая статья автора на эту тему вышла сравнительно миролюбивой. Назвывалась она "Имеет ли смысл дискуссия с зомби? К вопросу переименования Кировограда". Автор сообщил читателям о проведении конференции, о том, что ученые рассмотрели два наиболее популярные варианта названия, Елисаветград и Златополь, затем детально изложил все изобретенные "науковцямы" аргументы против возвращения городу дореволюционного названия Елисаветград, и наконец поведал о важном научном открытии, которое совершили ученые в результате коллективного "мозгового штурма" на этой конференции - о новом названии Ингульск, которым ученые решили облагодетельствовать жителей города.
Рассуждая далее о двух наиболее популярных вариантах названия города как о равноценных, автор от чрезмерного усердия, конечно, сильно преувеличил "популярность" названия Златополь, которое было точно также извлечено из ученых голов несколькими годами ранее, для той же цели, для которой теперь было придумано название Ингульск. Однако за прошедшие годы сторонники этой затеи имели уже достаточно возможностей убедиться в том, что народ Златополя не желает, и потому-то ученая мысль вынуждена была снова биться в конвульсиях, в муках рождая новое название... Это обстоятельство автор оставил без внимания как несущественное. Он, напротив, посетовал на то, что если сторонники Златополя открыты к дискуссиям, то сторонники Елисаветграда проявляют непонятное упрямство, - и заподозрил, что в церквях Московского патриархата, прихожанами которых они, в основном, являются, и на РосТВ, которое многие из них смотрят, - для их обработки используют специальные "технологии програмирования сознания".
Несмотря на это, свою статью автор закончил миролюбиво. Объявив аргументы "елизаветофилов" безумными, призвал все же искать взаимопонимание и придумать для города новое красивое название, лучше бы компромиссное для всех, дабы никто не чувствовал себя побежденным. Впрочем, тут же сам и усомнился в возможности подобной идиллии, и статью завершил словами: "Но есть ли смысл переубеждать "зомби?.."
Некоторое время спустя, когда до местных выборов на Украине оставалось меньше месяца, и многие партии и кандидаты решили взять выигрышную тему возвращения городу исконного названия на вооружение, используя ее в качестве сильного козыря, - наш автор разродился еще одной статьей, убоявшись, что из-за выборов, идея возвращения городу его изначального имени не только получит дополнительную раскрутку, но и на ней смогут подняться политические партии, нежелательного идейного направления. В конце статьи автор выразил беспокойство, не приведет ли излишняя озабоченность горожан выбором названия города - к новым расколам в обществе. И высказался за то, чтобы подобные вопросы предоставить решать ученым и экспертам (то есть, тем самым "брехуненкам", которые все и замутили).
Следующая статья, опубликованная в день выборов (когда заодно проводился опрос граждан по поводу переименования города) - была своего рода "воплем отчаяния". Выборы пошли не так, как хотелось бы... Идея возвращения городу прежнего названия стала успешным козырем идущих на выборы политиков и овладела массами, которые в сказки про молочные реки уже не верили и готовы были поддержать политиков хотя бы за то, чтобы те возвратили городу изначальное название и не допустили новых топонимических издевательств... Статья называлась: "Путинская пропаганда за бюджетный счет".
Автор в панике, в качестве последнего аргумента, извлек "из мешка" Путина, которого украинская пропаганда давно уже приспособила для того, чтобы пугать детское воображение украинских граждан... Сообщив, что в городе ведется мощная пропаганда за возвращение российского имперского названия "Елисаветград", бдительный автор нарисовал читателям следующую схему антидержавного заговора: оказывается, ратующие за Елисаветград политики выполняют таким образом свои обязательства перед московскими попами из УПЦ МП, а последние, в свою очередь, выполняют долгосрочное задание своих кураторов из ФСБ... Все это - ничто иное как идеологическая диверсия "русского мира" в центре Украины... Именно за этот вариант агитируют московские идеологи и пропагандисты, а последнее время даже террористы из ДНР и ЛНР... "Фактически в Кировограде вновь продолжается борьба между добром и злом, между черным и белым..."
Особенно автора возмутило решение местной Рады, инициировавшей проведение "общественного опроса о переименовании города", на которое из городского бюджета было выделено 600 тысяч гривен... Во что обойдется налогоплательщикам проведение всей декоммунизации, и стоило ли ее вообще затевать в наше несытое время - автор не стал уточнять. Как и не стал заморачиваться по поводу того, что всякое название города, сочиненное суетными головами в угоду политической конъюнктуре рано или поздно снова придется менять, что повлечет за собой дополнительные расходы... В намерении же городских властей узнать мнение граждан по поводу названия их города, автор усмотрел происки путинской агентуры, цель которой - дестабилизация.
На следующий день стали известны результаты городского опроса. За Елисаветград отдали голоса 76,6% голосовавших, за Ингульск - 9,4%, остальные варианты названия получили еще меньше голосов.
Неделю спустя вышла в свет новая статья автора. Началась она прямо с Путина, который перенаправляет с места на место потоки наемников-террористов. Главный поток террористов он теперь послал в Сирию - на Украину же нацелил острие информационной, организационной и идеологической войны... Это проявляется в том, что агенты Кремля продолжают насаждать символы "русского мира" в мирной Украине... Статья называлась "Война символов. Путин хочет взять реванш в центре Украины."
Перед лицом столь страшной угрозы автор извлек на свет еще один аргумент, который должен наконец сразить оппонентов. Оказывается, возвращая названия, навязанные нам Российской империей, мы укореняем в головах украинцев комплекс неполноценности... Мы продолжаем забывать наше славное прошлое, теряем нить наследственности Украины от УНР, от Гетьманщины, от Великого княжества Литовского, от Киевской Руси, от Антского союза, от Империи Гуннов, от Великой Скифии... Заметавшись в поисках исторического родства, автор нечаянно упустил из вида, что за исключением УНР, существовавшей всего пару лет, при всех перечисленных им претендентах на преемственную с ними связь современной украинской державы, территория нынешней Кировоградской области пребывала в пределах пространства (впоследствии названного Диким полем), в котором хозяйничали хищные степные народы. И после зарождения нашей государственности (названной автором Киевской Русью) через это степное пространство совершали на Русь набеги те самые степные народы, после чего уводили захваченных пленников обоего пола к торговым городам в Крыму, где предшественники теперешних реформаторов продавали их на невольничьих рынках. И только выход Российской империи на те рубежи, где сегодня воюет с ней автор, строительство крепости Святой Елизаветы, - после которого стало возможным покорение Крыма и хозяйственное освоение черноморского побережья, - прекратили этот гнусный промысел...
Надо сказать, что в перечислении тех исторических субъектов, чьими преемниками нынешним украинцам, по мнению автора, лучше бы стать в их устремленности по направлению "Гэть вид Москвы", автор нечаянно обозначил историческую принадлежность той силы, которая устраивает сегодня на Украине дикий погром не только хозяйственнго и культурного достояния, но и ее истории. Именно с реинкарнацией Империи Гунов мы имеем сегодня дело. Все что происходит сегодня с Украиной, напоминает нашествие варваров, разрушающих материальные и культурные ценности высших цивилизаций. Подобные же варвары нахлынули сегодня и на Европу, и, наверное по примеру украинских "майданоидов", вскоре задумаются о переименовании Гамбургов и Парижей во что-нибудь более для себя подходящее...
Помимо прочих любопытных пассажей, в этой статье промелькнуло замечание автора о том, что пророссийская пропаганда в отношении возвращения городу названия Елисаветград "щедро финансировалась российскими фондами". Тут автор явно произвольно перенес свое знание про другие фонды - те самые, которые организовывали у нас майданы и финансировали изменение сознания наших людей, - на российскую сторону, ничем подобным сегодня не озабоченную. Единственным "фондом", который позволяет отстаивать исконное название города, является наличие здравого смысла у его жителей, а также совести, не позволяющей им топтаться по жизни многих поколений предков... В их позиции, если угодно, можно распознать и проявление того самого достоинства, обрести которое надеялись многие стоявшие на майдане...
Завершилась статья призывом присоединиться к спасению Центральнной Украины и помешать пророссийским силам осуществить свою идеологическую диверсию. Для этого читателям предлагалось подписать петицию на сайте президента Украины. Увенчивала статью ссылка на президенсткий сайт, где подготовленное уже обращение томилось в ожидании подписантов. Озаглавленно оно было: "Не допустити надання Кіровограду російської імперської назви Єлисаветград". Инициатором обращения выступил Брехуненко Виктор Анатольевич. Петиция была составлена в лучших традициях украинской "науковойи думкы", и представляла собой профессионально изложенный концентрированный набор всяких ужасов, которые должны свалиться на Украину в случае переименования Кировограда в Елисаветград. В установленный законом срок петиция набрала 944 голоса из необходимых 25-и тысяч и была отклонена.
Следующий поворот сюжета произошел 23-го декабря, когда Комитет Верховной Рады Украины по вопросам государственного строительства, региональной политики и местного самоуправления, при участии представителей Украинского института национальной памяти, рассмотрел предложения органов местного самоуправления относительно переименования населенных пунктов, и рекомендовал Кировограду забыть про всякие опросы и переименовываться в Ингульск. Обращает на себя внимание участие в решении "специалистов по национальной памяти", бывших соучастниками в деле появления на свет Ингульска, которые, в своем страстном желании борьбы с национальной памятью исхитрились в этот раз подобраться с другой стороны. Как пел когда-то Высоцкий про персонажей подобного рода: "Ты их в дверь, они - в окно..."
Через несколько дней, 27-го декабря, возмущенные жители города вышли на митинг протеста, на который собралось около полтысячи человек, что для Кировограда очень много.
Такая дерзость несказанно возмутила нашего автора, и он разразился новой статьей - "Кто организатор "ватного майдана" в Кировограде". В самом начале статьи он обозвал Елисаветград - "Лисапетградом": дескать, так окрестили это название в народе, - тем самым признавшись, что для новейших гуннов, принявшихся разрушать нашу историю, исконное название города ассоциируется со словом "велосипед" (по народному - "лисапет") - то есть, такое же длинное и для диких гуннов труднопроизносимое. Однако именно эту, гуннскую часть населения, составляющую по результату опроса меньше десятой части голосовавших, автор признает народом, тогда как те три четверти опрошенных, которые голосовали за Елисаветград, народом по его мнению не являются...
Затем учинил расследование: кто же именно посмел противиться демократическому решению "цэевропейской" парламентской комиссии... Дабы более с оппонентами не церемониться, сразу же стал "шить" им "политику", прилаживая их преступление к "законам военного времени". Прошедший митинг сравнил с началом "Русской весны" на Донбассе: дескать, те же бабки с иконами и крестами, те же возгласы о "братском народе"... Еще он заметил у протестующих агрессию по отношению к украинским военным и неуважение к украинскому гимну...
На собственный вопрос "Кто и зачем организовывает дестабилизацию мирного украинского города?" - тут же сам и ответил. Главную группу обвиняемых составили прихожане УПЦ Московского патриархата. Вот как характеризует их деятельность автор: "Их задание целиком понятное - вести подрывную работу в тылу, готовить агентурную сеть и социальную базу для дальнейшей российской агрессии..." Стоит заметить, что статья вышла в свет как раз в день перед Рождеством. Представления же автора о православной церкви духовно роднит его с активистами "Союза воинствующих безбожников" - порождения той, тоже революционной, эпохи, против наследия которой сегодня проводится декоммунизация. На фоне такого несомненного духовного родства все препирательства новых безбожников с прежними богоборцами кажутся не более чем бытовым конфликтом, случившимся на общей кухне. Ведь под всей авторской риторикой, направленной в адрес церкви, с восторгом подписался бы и сам Лев Троцкий, родившийся, к слову, совсем недалеко от нынешнего Кировограда. Так что, если бы не теперешняя декоммунизаторская кампания, то с учетом несомненной духовной близости и ради компромисса, вполне можно было бы переименовать Кировоград в какой-нибудь Бронштейн-на-Ингуле...
Однако законы конкуренции - превыше всего, - и потому идейные наследники Троцкого и Ленина, названные в статье "остатками экс-коммунистов", тоже обозначены в числе "дестабилизаторов", хотя и не главных. Более опасными автором признаны бывшие представители Партии Регионов, а также местные бизнесмены, которых он перечисляет вместе с их бизнесами. Еще он упомянул о проросийских интеллигентах, почитателях Пушкина и Лермонтова... Еще пожурил многих несознательных, которых, впрочем, возможно переубедить...
После этого адресного перечисления следующий митинг, намеченный сторонниками Елисаветграда на 10-е января, не состоялся. Вместо них в этот день по городу прошагали несколько десятков радикальных националистов из организаций "Боевое братство" и "Правый сектор". Их лидеры заявили, что готовы согласиться с любым вариантом нового названия города, кроме названия Елисаветград, которое ассоциируется с Россией. Нужно заметить, что в списке, предложенном горожанам во время опроса, фигурировали такие, например, варианты как Кропивницк и Эксампей...
Но 19-го января, на Крещение, - в жуткую непогоду, когда из-за снеговых завалов половина городского транспорта не вышла на маршруты, - сторонники Елисаветграда, полтысячи человек, снова собрались на митинг... В тот же день кировоградские депутаты приняли на своей сессии обращение к Верховной Раде с просьбой отложить переименование города до тех пор, пока не станет возможным проведение местного референдума по поводу названия, - который, в отличие от проведенного уже опроса, имел бы законодательные последствия...
Неизвестно как завершится нынешнее противостояние... Будет ли исконное название города возвращено теперь, или это произойдет позже, в более достойные времена, когда всем сегодняшним ужасам и позорам будет дана надлежащая оценка. Однако, в любом случае, горожане отстаивали святое имя своего города не напрасно. Они таким образом обрели бесценное знание, узнав кое-что из того, о чем уже очень хорошо знают в Одессе или на Донбассе, - где за это знание пришлось, к сожалению, платить очень дорого...
После того как всю Украину четверть столетия водили за европейской "морковкой", теперь, у самих дверей "европейского рая", куда Украина попала в результате "революции гидности", жители Кировограда получили возможность узнать по себе, чего стоит вся хваленая "европейская демократия". И могут уже догадаться, что их ожидает в дальнейшем, когда на Украине будет установлена обещанная "европа" в полном объеме... Этим своим знанием жители города смогут теперь руководствоваться при выборе своей будущности.
Заодно они выяснили для себя, чего стоит вся ученость патентованных украинских "науковцив", которые уже четверть столетия колдуют над нашей историей, авторитетно нам объясняя, кто нам друг, а кто враг, и по милости которых мы все эти годы ведем истребительную войну с нашим прошлым, с нашими братьями, с самими собой... Те самые историки, которым, несмотря на их пышные ученые звания, недоступны многие простейшие истины: хотя бы то, что переименовывать города, основанные другими людьми в другие эпохи, - так же нелепо, как если бы дети вздумали переименовывать своих родителей...