Общепринятым считается факт, что религия является в обществе стабилизирующей, консервативной силой, которая всегда стремится осуществить и сохранить связь с историей, традицией. Любая религия или в полном соответствии с фактической историей, или без такового возводит своё родословие в древнейшие времена, «к сотворению мира», «к началу». Без предъявления подобного «родословия» никакая религия не имеет права претендовать на связь с вечностью и, следовательно, на свою собственную сакральность, святость. Все древние, традиционные религии с большей или меньшей долей основания осознавали за собой космологическую роль. Для традиционного сознания является очевидным, что сохранение мира, в котором мы живём, благополучие человечества напрямую зависит от соблюдения людьми законов, установленных от начала Творцом. Нарушение заповедей Божиих во всех традиционных религиях рассматривалось не только как индивидуальный, но и как космологический акт, неизбежно нарушающий весь мировой порядок. Наиболее ясно это выражено в Библейском повествовании о сотворении мира и грехопадении, где говорится о том, что первоначальный грех первых людей в корне извратил установленный Богом порядок, повлёк за собой другие грехи и, как следствие, болезни, несчастья, смерть.
Отголоски Библейского рассказа мы видим во всех древних религиозных сказаниях, но именно Библия ясно говорит, что с самого времени грехопадения Бог начал готовить дело спасения, то есть восстановления нарушенного изначального порядка. Иными словами, Бог стал готовить восстановление прерванной традиции богообщения, связи человека с Богом, то есть изначальной религии. Это было возвещено человечеству, но большая часть людей не сохранила воспоминаний об изначальной религиозной традиции и не заботилась о её восстановлении. Это привело к тому, что родилось такое многоликое религиозное течение как язычество. Впоследствии, чтобы память о прерванной и подлежащей восстановлению традиции богообщения не была забыта людьми окончательно, Бог создаёт особый народ, которому особым Своим попечением не даёт окончательно забыть о том, что было изначала. Так рождается ветхозаветная монотеистическая религия, данная Богом через пророка Моисея. Она впоследствии породила две современные религии - христианство и иудаизм, а также оказала существенное влияние на становление ислама. Ныне широко распространено мнение, что современный иудаизм - это существующая с древних времен религия Моисея. Однако безпристрастный взгляд показывает, что нынешний иудаизм имеет существенные отличия от древней, предшествовавшей ему религии еврейского народа.
Итак, в древности изначальной религиозной традицией была Ветхозаветная монотеистическая религия, сохранённая в незначительной, количественно, части человечества и получившая своё окончательное оформление благодаря Божественному Откровению, данному через пророка Моисея. Язычество, таким образом, явилось результатом религиозного невежества, забвения изначальной религиозной традиции. История показывает, что при всей суровости религии Моисея, её законы и религиозный культ отличались от царившего всюду язычества крайней умеренностью. Язычество же перед Моисеевым законом даже в лучших своих вариантах выглядит не чем иным, как экстремизмом. Кровавые человеческие жертвоприношения, кровная месть, ритуальный блуд и прочее - далеко не случайные явления, а неотъемлемая часть язычества. Такое неприглядное лицо язычества несомненно явилось следствием его отрыва от изначальной религиозной традиции. Даже буддизм - логически завершённая форма язычества, сумма всех размышлений, основанных на человеческом опыте, - и тот не восстаёт против блуда, человеческих жертвоприношений и служения бесам. Всё это живо и в современном буддизме.
Подлинное восстановление традиции богообщения произошло благодаря Вочеловечению, Рождению от Девы, Проповеди, Страданиям, Крестной Смерти и Воскресению Господа Иисуса Христа - Бога, ставшего человеком, чтобы исправить последствия греха, совершённого ещё Евой и Адамом в раю. Весь смысл Ветхозаветной религии был направлен на ожидание Спасителя. Именно поэтому Иисус Христос мог с полным основанием сказать: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5, 17). Итак, Христос восстановил прерванную людьми традицию богообщения, а христианство стало подлинным продолжением этой традиции. Часть еврейского народа, узнавшая в Иисусе из Назарета обещанного в Ветхом Завете Христа Спасителя, стала начатком Церкви, которая есть «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15), продолжение подлинной традиции богообщения. Другая часть еврейского народа, увлечённая желанием с помощью Спасителя доставить своему народу главенствующее положение в мире, не захотела признать Иисуса Христом и образовала своё этнорелигиозное сообщество, сохранившее в неприкосновенности внешние черты древнего культа, но отпавшее от изначальной традиции богообщения. Вся жизнь этой общины стала регулироваться не законом Моисея, но комментариями, написанными к нему. Основным исходным пунктом этих комментариев была мысль об исключительности еврейского народа, ожидании Мессии (евр. Мошиах), соответствующего чаяниям этого народа, и ожидание мирового господства, которое этот Мессия доставит евреям. Толкования эти носят название «Талмуд», поэтому и нынешний иудаизм называется талмудическим. Христианство и современный иудаизм являются совершенными историческими ровесниками, имеющими единого предка - Ветхозаветную религию Моисея, но пошедшими разными путями.
Отпадение талмудизма от религиозной традиции не прошло безследно. Уже в первые годы совместного исторического существования иудеи организовали гонения на христиан. Первым христианским мучеником стал архидиакон Стефан, побитый от иудеев камнями (Деян. 7-8). Вскоре гонения на христиан начались и со стороны язычников и продолжались до начала IV века. Первые три века гонений на христиан являют собой пример крайней религиозной нетерпимости и религиозного экстремизма со стороны противников христианства - иудеев и язычников.
Характерно, что когда христианство стало господствующей, а после и государственной религией Византийской империи, массовых гонений со стороны православных против инакомыслящих история не знает. Даже прещения, налагавшиеся на начальников ересей, никогда не предполагали ни физического уничтожения, ни физических наказаний. Они ограничивались лишением сана, отлучением от Церкви и ссылкой. Однако гонения на инакомыслящих со стороны еретиков были делом обычным. Некоторые из ересиархов ещё до отпадения в ересь отличались склонностью к религиозному экстремизму. Так, Константинопольский патриарх Несторий, основатель ереси несторианства, осуждённый на III Вселенском Соборе, при восхождении на патриарший престол побудил императора к религиозным преследованиям такими словами: «Дай мне, царь, землю, очищенную от еретиков, и я дам тебе Царствие небесное». Истории известны жестокие гонения, которые поднимали на православных различные еретики: ариане, несториане, монофизиты, монофелиты, иконоборцы, но ответных гонений со стороны православных не было[1].
Уже из приведённых примеров видно, что религиозный экстремизм и религиозные новшества - явления взаимосвязанные. Заинтересованность в сохранении традиции исключает экстремизм. И наоборот, введение новшества в традицию, разрыв с традицией (сами по себе действия крайние) предполагают нарастание экстремизма. Последующие события истории религии подтверждают эту мысль. Так, начавшаяся в 1054 году с анафемы на православного Константинопольского Патриарха история католицизма изобилует экстремизмом. Инквизиция, крестовые походы (в том числе и против христиан), иезуитство, интриганство - всё это историческое достояние католицизма. Не нужно думать, что католический экстремизм - это болезнь детства. Недавний (конец 80-х - начало 90-х годов) разгром православных западно-украинских епархий и разбойничье учреждение в 2002 новых католических структур на территории России, а также события на послемайданной Украине подтверждают верность католиков своему историческому курсу.
Рождение в 1517 году протестантизма также ознаменовано экстремистскими действиями. Папа проклял Лютера, тот - папу. Потом Кальвин, Цвингли, Лютер и другие лидеры народившегося протестантизма взаимно прокляли друг друга. Начались религиозные войны, сотрясавшие Западную Европу несколько десятилетий. Вышедшие из протестантов сектанты прокляли своих «исторических родителей» и тоже включились в войну, порождая из себя путём взаимных проклятий новые религиозные течения, которые к экстремизму были склонны не менее своих предшественников.
История современного российского протестантизма ничем не выделяется из общего правила. Это можно показать на примере кубанских протестантских групп. В 1947 году на всей территории Советского Союза выделилось течение так называемых «нерегистрированных», «отделённых» баптистов, которые не сочли возможным для своей религиозной общины пройти государственную регистрацию. В 1961 году это течение объединилось в Союз церквей евангельских христиан баптистов.
В середине 1970-х годов краснодарская община «нерегистрированных» баптистов отлучает от себя с формулировкой «за бунт» Исупова Бориса Георгиевича, яркого проповедника, искавшего лидерства. В середине 1980-х годов он примкнул к краснодарской общине пятидесятников. Вскоре он становится там лидером, входит в конфликт с пастырским советом общины. По смерти пастора, случившейся вскоре после конфликта, Б.Г. Исупов становится главой общины пятидесятников и развивает реформаторскую деятельность. Для этого он привлекает несколько талантливых пасторов из общины регистрированных баптистов. С 1991 года эта община стала называться «Церковь Вифания». В 1995 году из «Вифании» выделяется молодежная группа «Благодать», увлечённая проповедью американского пастора Бёрда. В конце 1990-х годов в результате конфликта от «Вифании» отлучается Владимир Безверхов - руководитель центра реабилитации наркоманов, вместе со всеми сотрудниками центра. Такова история происхождения упомянутых групп.
Другая протестантская краснодарская группа «Слово веры» была основана отлучённым от общины «нерегистрированных» баптистов Сергеем Валом. Эта группа исповедует крайний вариант харизматического течения, так называемую «теологию процветания». В своё время С. Вал испытал на себе влияние Алексея Ледяева, рижского лидера группы «Новое поколение», который прославился своим заявлением, что пастор должен «стричь со своих овец по шесть и по семь шкур».
Все упомянутые группы были анафематствованы своими историческими предшественниками, ответили, в свою очередь, тем же и с тех пор находятся с ними в состоянии вражды. Правда, иногда, из политических соображений, они собираются вместе, чтобы показать «единство и дружбу протестантских церквей».
Протестантизм положил начало процессам бурного рождения новых религиозных групп. Основанием для этого послужило провозглашение Лютером знаменитого лозунга «Sola scriptura» («Только Писание»), который утверждал, что самостоятельное чтение индивидуумом Библии автоматически соединяет его с истинной традицией богообщения и делает совершенно не нужным историческую преемственность. Отныне каждый грамотей мог по своему усмотрению отыскивать в Священном Писании пророчества о самом себе и своей особой роли в истории человечества. Всё это повлекло не только эпоху религиозных преобразований и религиозных войн, но и эпоху разрушительных социальных революций, ломавших все бывшие до того устои. Именно из Англии и Германии - стран, где протестантизм укоренился наиболее сильно, - исходили самые крайние революционные учения, смущавшие умы человечества. Разжигание революционных пожаров и шантаж их угрозой даже стали инструментом в политике Англии. Так, 1 января 1825 года английское правительство формально признало самостоятельность штатов Мексики, Колумбии и Буэнос-Айреса, чем лишило Испанию её владений. А в своей речи в английской Палате общин 12 декабря 1826 года руководитель департамента иностранной политики Англии Джордж Каннинг открыто говорил, что во власти Англии, по меньшей мере, пробудить революционные силы на материке в любое время и с желаемой силой. Свои слова он иллюстрировал стихами древнеримского поэта Вергилия, где описывается хранитель бурь Эол и пещера ветров. Каннинг сравнивал Английский остров с этой пещерой[2].
Начатое Реформацией ниспровержение традиций достигло апогея к началу XX века, когда путём революций были разрушены последние христианские монархии, игравшие важнейшую роль в мире: Российская, Австро-Венгерская, Германская. Отныне традиционные религии теряют своё влияние на общественную жизнь государств. Но человечество не знало, не знает и, видимо, не будет знать обществ, которые обходились бы без религии. Если нет государственной религии, то на смену ей приходит эрзац - государственная идеология, претендующая на роль религии и с силой религиозного учения увлекающая сознание народа. Такими идеологиями стали в России - коммунизм, а в Европе - фашизм. Эти идеологии выражали своё чёткое отношение к Богу и потому могут считаться отрицательно религиозными. На смену этим идеологиям, в Европе после Второй мировой войны, в России и странах СНГ после перестройки, не пришли никакие государственные религии или идеологии. Но свято место пусто не бывает. Заброшенное поле не остаётся без растительности, а зарастает сорняками. В общественном сознании начали бурно создаваться многочисленные новые эрзац-религии, которые по степени своей оторванности от религиозной традиции с самого начала не обещали ничего хорошего. И действительно, начиная с конца 50-х - начала 60-х годов XX века, мир столкнулся с невиданными формами экстремизма, порождённого новыми религиозными движениями, так называемыми тоталитарными сектами. Нынешнее время, начало XXI века, в ещё большей степени поражено язвой религиозного экстремизма. В настоящее время этот процесс настолько развился, что религиозный экстремизм приходится учитывать при разработке концепций не только государственной безопасности, но и безопасности всего мира. К сожалению, именно таким образом секуляризованные общества продолжают убеждаться в том, что никогда человечество не сумеет отмахнуться от религии. И что есть только два образа отношения к религии: либо непрестанная и, как правило, безполезная борьба с религиозным экстремизмом, либо поощрение религиозной традиции, которая исключает экстремизм. Но, для того чтобы очистить заросшее поле от сорняков, нужно для начала провозгласить, что сорняки отличаются от культурных растений, и отношение к тем и другим у земледельца должно быть совершенно различным.
Почему именно новообразованные, порвавшие с традицией религиозные течения порождают экстремизм? Источник разрушительной силы религиозных новообразований заключается в их «новообразованности», в разрыве с традицией. Все, что накоплено в традиции до этого разрыва, пускается на разрушение. Созидающая энергия поколений высвобождается в один миг в пожаре экстремизма. Это можно сравнить с поведением наследника, который проматывает накопленное поколениями предков родовое состояние, топит печку фамильной мебелью и книгами с жизнеописаниями своих предков. Этот энергетический всплеск является следствием резкого понижения уровня организации общественной структуры. Нарастание хаоса влечёт выделение энергии, которая была заключена в порядке, в структуре. Эта энергия всегда разрушительна, подобно энергии взрыва, при котором разрушаются сложные молекулы взрывчатого вещества, высвобождая энергию, вложенную в них при создании. Таким образом, исторический нигилизм религиозных новообразований паразитирует на традиции того общества, которое он разрушает. Так и пожар разрушает дом за счёт энергии, содержащейся в горящем веществе этого здания.
Предельное упрощение сказывается и на внутренних мотивациях членов новообразованных религиозных течений. Религиозная традиция всегда предполагает существенный элемент послушания. Как минимум, необходимо слушаться тех, кто был раньше, кто имеет заслуги перед религиозной традицией. В лучшем случае последователь той или иной религиозной традиции должен искать воли Божией и выполнять её, подавляя свои деструктивные порывы. Не так поступает сектант. Он не исполняет волю божию. Он, по своему собственному убеждению её попросту продуцирует! Ведь всякий сектант уверен в своей правоте, а, значит, в том, что всякое его действие есть исполнение воли Самого Бога. «Продуцирование» мнимой «воли бога» происходит путём совсем нехитрых действий. Например, нужно надеть «правильную» одежду. Отпустить бороду особого фасона. Повторять через каждое слово какую-то фразу, которая, по мнению сектанта, несомненно подтверждает святость того, кто её непрестанно и бездумно произносит. Сектант не склонен и даже не способен к рефлексии, к рассмотрению своего внутреннего мира, своих действий как бы «со стороны». Он ощущает себя если не воплощением, то, по крайней мере, безошибочным «орудием Бога», которое всё делает «правильно» а, значит, ему заранее всё разрешено. Бог, как внешняя, высшая реальность, не существует для сектанта, потому что «бог у него внутри», а, значит, сектант отождествляет себя и Бога. Сектант ощущает себя «богом», который «право имеет». Потому-то с особым наслаждением религиозные экстремисты режут головы беззащитным пленникам, убивают безоружных, производят всяческое насилие над беззащитными. В этом они видят своё мнимое «всемогущество» и своё мнимое «право» распоряжаться чужими жизнями. Как показывают нам нынешние события на Ближнем Востоке и на Украине, такая позиция саморазрушительна и приводит к уничтожению любой жизни, к уничтожению целых государств и народов.
Важнейшим условием исторического существования народа является его соответствие самому себе в течение всей истории. Чтобы иметь историю, мы должны иметь предков, чьи давние дела продолжаем считать своими, чьи взгляды на Бога, на человечество и на окружающий мир мы должны понимать и разделять. Несомненно, что нитью, связующей воедино все поколения нашего народа, должна быть некая историческая инварианта, нечто неизменное на протяжении всей истории. Для русского народа такой несомненной категорией может быть только Православная вера, более тысячи лет сохраняемая в нашем народе. Именно причастность к нашей религиозной традиции не допускает досадного разрыва истории, отвержения традиции, которые столь необходимы религиозным новообразованиям для высвобождения социальной энергии разрушения. Причастность к непрерывной традиции богообщения позволяет сублимировать энергию нашего исторического прошлого в энергию созидания. Эта причастность упраздняет необходимость исторической лжи о самих себе и даёт мужество видеть историю такой, какая она есть, и при этом не впадать в уныние, но с бодростью преодолевать исторические ошибки. Даст Бог, и с Его помощью Россия вновь преодолеет все трудности, стоящие сегодня перед нею.
Протоиерей Алексий Касатиков, настоятель храма во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Краснодара, духовник Научно-методического Миссионерского центра при Екатеринодарской и Кубанской епархии
[1] Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. М.: Братство св. Александра Невского, 2003.
[2] Егер О. Всемирная история. В 4-х тт.Т. 4. М.: АСТ, 2002.
2. Re: Религиозная традиция, отвержение традиции и экстремизм
1. Re: Религиозная традиция, отвержение традиции и экстремизм