Сначала новость от «Интерфакса». Президент Европейского еврейского конгресса Вячеслав Кантор пожаловался российскому лидеру Владимиру Путину на «худшее со времен Второй мировой войны» положение евреев в Европе. По его словам, «евреи бегут» из-за растущего антисемитизма и мигрантов-мусульман. «Пусть к нам едут!» - сказал Путин.
Что же - дело хорошее! В России можно безопасно жить, но только, сплотившись над решением общих задач развития нашей федерации.
Дружба-понятие обоюдное. Иными словами, здесь должны стараться обе стороны. И те, кто принимает и те, кто приезжает на постоянное место жительства!
Я вспомнил главного героя романа Исаака Башевиса Зингера «Семья Мускат» молодого еврея Асе-Гершла, который в начале Первой мировой войны попал в действующую русскую армию. Асе-Гершл искренне хотел стать хорошим и исполнительным солдатом.
Но «как бы он не старался, как бы себя не заставлял, жить вместе с этими людьми он не в состоянии. Его раздражают их разговоры, их развлечения». (1)
(Имеются в виду разговоры и развлечения славянских солдат-поляков и русских)
Герой романа Асе-Гершл даже соглашается со своим любимым философом Спинозой, что эти славяне-христиане «живут более добродетельной, чем он (Асе-Гершл) со своими гордостью, скромностью, индивидуализмом, своими невыносимыми страданиями, которые никому не нужны». (2) Но победить свою натуру он не в силах. И герой делает всё, чтобы покинуть действующую армию.
Лауреат Нобелевской премии по литературе писатель Зингер в романе «Семья Мускат» одним из первых еврейских авторов посмотрел на проблему «вживания» еврейства в массу европейских народов именно с точки зрения национальных особенностей еврейского народа. И убедился: этому народу самому трудно ужиться с другими! И дело здесь совсем не в антисемитизме, как пробуют упорно внушать всем и каждому самые изощрённые политологи!
Чтобы убедиться в этом, вернёмся к тому же герою романа Зингера.
Солдата Асе-Гершла не любят прежде всего потому, что он держится чужаком, сам чувствует себя чужаком и не может заставить себя «соответствовать среде». Отсюда насмешки и издевательства однополчан. Никакого антисемитизма тут нет.
В роте, где он служит, точно так же не будут любить ЛЮБОГО, независимо от его национальности, если солдат не обладает хотя бы минимумом коммуникабельности, не увлечён общей задачей, общими настроениями. Как идти в бой с таким человеком?
В Великую Отечественную - наши отцы и деды были боевыми товарищами с кавказцами и выходцами из Средней Азии. Даже самого горячего восточного человека с его неповторимым менталитетом общая боевая цель по защите отечества заставила действовать дружно и согласованно со всеми участниками боев. Как-то все сумели сгладить острые углы, разное отношение ко многим жизненным вопросам. Российское содружество - дело не менее тонкое, чем Восток. Здесь и русские могут быть скрепляющим народом только при определённых условиях, чаще всего, при наличии грандиозной имперской задачи. То же самое было в мирное время. Вспомним героев фильма «Паспорт» - грузина и русского, которые продолжали дружить и после службы в армии.
Насколько ближе стал нам чеченский народ, когда у нас появились общие угрозы: нападение на Южную Осетию, международный терроризм, кощунство западноевропейских врагов ислама. Мы с лучшими кавказскими джигитами ощутили себя солдатами одного большой и сильной армии.
Вспоминается отрывок из книги одного еврейского ученого и писателя Исайи Берлина.
«Будущее общества зависит от того, насколько верно установлена духовная направленность более общего организма, в который и входит данный индивид». (3)
Вышеупомянутый герой романа Асе-Гершл не был органичной частью того общества, в котором ему пришлось жить. А вот его дети и внуки, поселившись в Израиле, стали храбрыми солдатами и одолели многочисленные войска арабских стран. Приезжающему на постоянное место жительства в Израиль - к своим - не надо менять ничего. Там понимают друг друга в силу общей генной памяти, общих привычек и правил поведения, которые за многие поколения привил иудаизм.
Кто бывал в этой удивительной стране, не может не заметить: какое воодушевление чувствуется в окружающих людях! Как они по первому зову готовы помочь друг другу! Им нравиться быть вместе, они видят себя защитниками своей Святой Земли.
А в России - разным народам еще надо учиться жить вместе. Еще предстоит как-то «помирить» порой совершенно несовместимые обычаи и нравы, кухни и религиозные праздники, научиться ничего не осуждать и всё иное - уважать. Забыть слово «гой» и «шайтан»!
Но можно ли в этом преуспеть, если «идеологический бал» будет править либерал? Никогда! Вот образец их духовных целей.
«Свобода-то, что мы сами выбираем, не соглашаясь на заготовленные обществом роли и проекты.(4) Это, значит, «заготовит общество» общие программы по развитию страны, а либерал выберет совсем другое направление - индивидуальное. И пойдёт в другую сторону и других собьёт с толку. А приехавший из Европы иудей - выберет третье. И начнут жить сами по себе христианские общины в своём кругу, либералы- в своём, приверженцы ислама- в своём. Часть еврейской интеллигенции, как водится, уйдёт во «внутреннюю эмиграцию». Часть русской - во внешнюю! Уже сейчас творческие союзы как партизаны по лесам, попрятались в «шалаши» своих периодических изданий, окружили себя немногочисленными сторонниками, и носа не показывают из своих окопов, давно уже ни с кем не полемизируют.
И вот в это «зазеркалье» президент приглашает евреев Запада? И не говорит: во имя чего? Странное предложение. Если жить как на Западе, то не получится. Страна не та. Бедная, холодная. Ей бы какой-то духовный взлёт нужен, призыв, знамя, общий порыв! Вот и зовите - на творчество, на возрождение! Они - люди творческие и очень умные!
Очевидно, в России может получиться сильное содружество разных народов, только если сами народы будут нацелены на создание сильного единого в своей духовной направленности государства.
Примнчания:
1)И.Зингер. «Семья Мускат», М.,2010 г., с.524
2) там же
3) Исайя Берлин. История свободы. Россия, НЛО, 2014 г., С.,15.
4) В. Пустовая. «Толстая критика», с. 33.
5. Ответ на 1., Бондарев Игорь:
4. Re: Россия - дело тонкое
3. Re: Россия - дело тонкое
2. Re: Россия - дело тонкое
1. Re: Россия - дело тонкое