24 января - день памяти св.преп. Анастасии Киевской
В среду сырной седмицы накануне Великого поста 1 марта 1861 года в Киеве произошло несколько, казалось бы неприметных событий. Командир саперной бригады генерал Кренке привез от юной основательницы Покровской общины сестер милосердия в Петербурге Великой княгини Александры Петровны, супруги Великого князя Николая Николаевича в дар чудотворной Лаврской иконе Успения Богородицы крест - символ страданий и смерти Спасителя. По этому случаю в Великой церкви Высокопреосвященнейший митрополит Арсений с братией отслужили молебен с акафистом при стечении большого числа мирян. К концу молебствия чудотворную икону опустили ещё ниже. Владыка Арсений прочёл молитву: "Приими всеблагомощная пресвятая Госпоже, Владычице, Богородительнице, сия честные дары, Тебе единей прикладные от благоверной Государыни, Великия княгини Александры Петровны". Сама Великая княгиня - уже мать малолетнего талантливого впоследствии полководца Великого князя Николая Николаевича младшего, главнокомандующего Русской армией в первой мировой войне, не сумела тогда совершить паломничество из Петербурга ко древнейшей русской святыне. По окончании молитвы, митрополит взял с блюда поднесённый наместником Лавры архимандритом Иоанном золотой крест, украшенный 9-ю бриллиантами значительной величины с привеском к концу креста большого смарагда, и укрепил оный на иконе, с правой стороны под стеклом.
Тогда же духовнику киевской губернаторши и благотворительницы княгини Екатерины Алексеевны Васильчиковой, в девичестве княжны Щербатовой (похоронена на Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры), ныне преподобному Ионе Киевскому, а тогда старцу Ионе, поселившемуся после долгих скитаний в Выдубицком монастыре, явилась Божья Матерь. «Раз ночью под 1 марта мне не спалось. Помолившись Богу, я лёг. При мне никого не было. Сколько я ни старался - заснуть не мог. Встал, оделся, вышел на крыльцо и вдруг вижу: то место, где был наш сад, осиялось. Я сильно испугался: подумал, что это наши горят. Вхожу на гору с большим трудом - взглянул в ту сторону, где была наша келия. Вижу: келия цела, не сгорела. Все спят. Однако пламя охватывает всю келию с крышей и кружится, поднимается вверх. Взглянул направо - вижу, стоят монахи: видно, идут из святой Лавры в Голосеево и Китаево, - подумал. Смотрю - стоит и Матерь Божия с жезлом. Я от страха упал на землю и лежал без чувств, пока рука Владычицы не коснулась моей головы со словами: "Мы пришли сюда навестить это место, Богом Сыном Моим издревле предызбранное, и тебя увидеть. Ты всё малодушествуешь и сомневаешься, как это здесь может быть?"« - записал старец в своем дневнике.
А через месяц был обнародован долгожданный "манифест 19 февраля" и вся Россия торжествовала по случаю отмены многовекового крепостного права. Тогда же в Киеве, при активном содействии губернатора князя Иллариона Илларионовича Васильчикова учреждено училище для девиц духовного звания. А несколько дней спустя по открытии, её сиятельство княгиня Екатерина Алексеевна приняла на себя попечительство Кирилловскими Богоугодными заведениями для лишившихся умственного светоча, данного Творцом к развитию нравственной и общественной жизни.
Год спустя, 9 марта, Богородица вновь посетила старца Иону с напоминанием об обители: «Пречистая начала окроплять святою водою всё то место от верха к низу, - записывает старец - Всесвятая Владычица еще много говорила к моему окаянству, утверждая меня в послушании Всесвятой воле Её и Господа Бога. Владычица сошла вниз с горы, и я поклонился Ей до земли. Она отступила и стала невидима, а с Нею и все святые стали невидимыми. Это явление началось с десяти часов вечера девятого марта. Боже мой, какой ужас объял меня! Что было со мною - не помню...» Вскоре с миром отошёл ко Господу благочестивый киевский градоначальник Илларион Илларионович Васильчиков и был погребен в Киево-Печерской Лавре.
Из записок преподобного Ионы знаем, что «вскоре начал строиться двухэтажный деревянный дом, а в этом доме - церковь во имя Живоначальной Троицы. Иконостас делали в Петербурге из красного кипариса; святой престол и жертвенник - из того же дерева, святые иконы были написаны в городе Туле известным художником Василием Васильевичем Чумаковым. По разрешению Святейшего Синода и владыки Арсения, митрополита Киевского, был освящен святой Престол 4 мая 1864 года архимандритом Выдубицкого монастыря Вениамином с четырьмя иеромонахами и иеродиаконами. Святейший Синод указал и определил мне жить в саду и служить в церкви. Княгиня Васильчикова выделила десять тысяч рублей на содержание церкви. На эту сумму также наняли клирос».
«По внушению Божию Московский митрополит Филарет (Дроздов), - продолжает старец Иона свой дневник - понудил княгиню Екатерину Алексеевну хлопотать о разрешении монастырей, и по его настоянию было положено учредить на этом месте мужской общежительный монастырь во имя Живоначальной Троицы. Княгиня Екатерина Алексеевна отдала часть своего имения Гусенцы Полтавской губернии Переяславского уезда на монастырь и сделала дарственную. Она представила императору Александру Николаевичу прошение о разрешении учредить мужской общежительный монастырь для братии, которая поступала бы в него только из мира, но никак не из других монастырей, а так же документы о земле на обеспечение будущих иноков».
4 апреля 1866 г. в Петербурге произошло покушение на императора Александра II, но Господь Бог сохранил его целым и невредимым. В то утро у Государя с прошением об учреждении в Киеве на Зверинце мужской обители во имя Живоначальной Троицы находилась вдова киевского губернатора княгиня Екатерина Алексеевна, по благословению митрополита Московского Филарета (Дроздова). Здесь же присутствовал и великий князь Николай Николаевич, супруг благодетельницы Лавры Александры Петровны, отец уже двоих сыновей. В вопросе монастыря он держал сторону княгини. Не все присутствующие соглашались с желанием Екатерины Алексеевны, в их числе оказался и митрополит Киевский Арсений. По причине завязавшегося серьёзного спора о монастыре и монахах, Государь рассердился и вышел в сад прогуляться, где, Промыслом Божьим, остался жив после выстрела злоумышленника. Видя в спасении своей жизни неисповедимое милосердие Божие и Божией Матери, император пошёл в Казанский собор и отслужил благодарственный молебен Господу Богу и Пречистой Его Матери, а затем, возвратившись пешком из собора, зарыдал.
Старец Иона записал слова монарха из рассказа своей духовной дщери княгини Екатерины Алексеевны: "Я вижу Промысл Божий: молитвы нового монастыря спасли меня от смерти, а Россию от потрясения". На это все молчали. Тогда государь пошел в кабинет, вынес прошение княгини и при всех написал: "Утверждаю и разрешаю устроиться в Киеве на Зверинце Свято-Троицкому общежительному монастырю на правах и началах древних святых обителей со скитом, который иноки по своему усмотрению изберут устроить для схимников, отшельников и совершенных безмолвников. Этот монастырь и на будущее время утверждается образцовым для всех монастырей. При этом монастыре учреждаются благотворительные заведения: училище для сирот и полусирот, больница для братии и странников, а также странноприимный дом. Странникам от монастыря должны подаваться покой и пища".
«Это было 4 апреля 1866 года, а 6 апреля мы получили от обер-прокурора Священного Синода графа Толстого телеграмму об учреждении монастыря. Владыка митрополит Арсений и княгиня Васильчикова изволили прибыть ко мне и вручили все бумаги от Государя и Святейшего Синода, а так же планы местности монастыря, его земель и план Гусинского имения. Сам владыка митрополит много помогал в устройстве монастыря, учил всему, чего мы не знали, и всегда оказывал святой обители особое внимание и попечение. Ныне благодатию Божией святая обитель устроена,» - делает дневниковую запись старец Иона. Так был учреждён Ионинский монастырь.
А 15 лет спустя Великая княгиня Александра Петровна навсегда поселится в Киеве, получив исцеление от постигшего её тяжкого недуга. Два десятилетия после кончины духовного чада старца Ионы, создательницы знаменитой «Сулимовки» - сети приютов для пожилых и сирот - княгини Екатерины Алексеевы, Великая княгиня Александра Петровна, а ныне преп. Анастасия Киевская заложит на Лукьяновке в 1889 году Покровскую девичью обитель. Св. Иона Киевский, став настоятелем монастыря на Зверинце, пережил обеих подвижниц и скончался в глубокой старости о сотне лет.
Очень замечательно еще одно совпадение исторических памятных событий Русской Православной Церкви: прославление Великой княгини Александры Петровны в лике святых как преподобной Анастасии Киевской состоялось 24 января 2010 года и празднуется два дня спустя после даты прославления преподобного Ионы.
Почила же инокиня Анастасия (Романова) в 1900 году. Тогда всего в четвертый раз со времени перенесения столицы России в Петербург, Москва лицезрела государя во святые дни Страстной и Пасхальной седмиц. Ранее эти святые дни проводили в старой столице, в Москве, императрица Екатерина в 1775 г., император Павел Петрович в 1797 г. и Николай I в 1849 г. В первый день Святой Пасхи пред утреней в Московском Большом Успенском соборе Кремля, высокопреосвященнейший Владимир, митрополит Московский (впоследствии митрополит Киевский и Галицкий, священномученик, чьи святые мощи почивают в Дальних пещерах Киево-Печерской Лавры) удостоился получить Высочайший рескрипт: «...Приемля во внимание архипастырские труды ваши... жалуем вам брильянтовый крест для ношения на митре».
Но в ночь на 13 апреля - в четверг Светлой седмицы - в Бозе почила Ее Императорское Высочество, Великая княгиня Александра Петровна, в последние годы проживавшая в уединении в Киеве в устроенном ею Покровском женском монастыре. Во всех храмах совершались пасхальные панихиды. Сам государь, государыня, губернатор Великий князь Сергей Александрович - племянник усопшей - с супругой Великой княгиней Елисаветой Феодоровной ежедневно молились за панихидами по почившей в Бозе тетушке. Изменился и весь внешний характер пребывания царя в Москве: никаких праздничных гражданских торжеств уже не было, а, начиная с 13 апреля, происходило почти ежедневное посещение Их Величествами иноческих обителей, так или иначе связанных с памятью царственных предков.
Ныне и москвичи поминают святую преп. Анастасию Киевскую, своей блаженной кончиной повергшую всю Москву в молитвенное молчание. Празднуя Пасху вечную на Небесах, разлучившись со своей прекрасной обителью телом, Великая Матушка (так сейчас с любовью называют княгиню-инокиню в монастыре) не покинула ее духом. Она оставила всем самый лучший залог своей любви - любовь к монашеству. «Монахом должен быть в душе каждый православный человек», - издавна считалось на святой Руси. Княгиня-инокиня завещала: «Смиреннейше прошу и заповедаю, чтобы в моей Киевской Покровской обители непрестанно памятовали, что вера без дел мертва, что разум кичит, и только любовь созидает, и что посему во всем и во всех случаях надлежит руководиться любовью и милосердием». Согласно завещанию усопшей Великой княгини-инокини была вырыта простая яма, без сводов. Тело ее в иноческом одеянии положено в простой деревянный некрашеный гроб, накрытый монашеской мантией. Вложившая все свои физические и духовные силы, любовь, самоотречение, огромное материальное состояние в любимую обитель, преподобная Анастасия Киевская просила похоронить ее по-простому, как обычную монахиню, против алтаря Покровского храма. В тот день все вспоминали, что Великая Матушка часто повторяла радостные слова: «Христос Воскресе!» - вот и сподобил Ее Господь упокоиться от земных трудов в такой радостный день Светлой седмицы, что даже печальные погребальные песнопения растворялись радостным пением: «Христос Воскресе!»
Ныне же рака со святыми мощами горячо любимой киевской святой находится в Никольском соборе монастыря, укрепляя в вере сестер обители, прихожан и паломников, и свидетельствуя о христианской светлой радости и блаженстве вечной жизни с Воскресшим Христом Спасителем.