Первый номер «Православного Санкт-Петербурга» за 2016 год естественно было бы посвятить осмыслению года минувшего и планам на год наступающий. Именно об этом и говорит передовица газеты, написанная знаменитым петербургским историком И.Я. Фрояновым. Игорь Яковлевич говорит:
- Приходится только удивляться тому, в каком запущенном и небрежном состоянии находилось у нас внутреннее производство. Под вопросом оказалась даже продовольственная безопасность страны. Невольно возникает вопрос: что это - глупость или измена? В своё время, конечно, ответ на этот вопрос будет дан, а сейчас нужно срочно налаживать национальное производство товаров народного потребления и продовольствия, - причём, в очень сжатые сроки, требующие большой организационной работы, энергичных, порою даже мобилизационных мер.
По сути, как мне кажется, мы вступаем в борьбу за выживание. Полагаю, что нынешнему либеральному правительству это не по силам. Либерализм, как показывает история, играет в России разрушительную роль. Или - играл эту роль, - но сейчас наступило время созидания, на которое либерализм не способен, - в России во всяком случае. Я ещё раз хочу напомнить, что об этом свидетельствует история нашей страны.
Выступление И.Я. Фроянова называется «ГРАНИТНАЯ СКАЛА РОССИИ».
О будущем России рассуждает и настоятель храма во имя Казанской иконы Божией Матери, что в посёлке Сусаннино - протоиереей Виталий Капистка. Он говорит:
- Границы России останутся незыблемыми. Кого уже только не было на Руси за всю историю её существования. Недавно я ехал на машине через Казань, потом через Башкирию - да, там много мечетей, православных храмов почти нет, и башкиры и татары живут согласно своей вере, своей культуре, на своих исторических землях. Но и Башкирия, и Татарстан - часть великой, могучей России. Уж сколько Русь претерпела от татаро-монгольского ига. А что осталось ныне от великих монголов? - Маленькая страна. Сколько длилось татарское иго? 300 лет. Но, в конце концов, и они скукожились до казанского ханства. А Россия вольно раскинулась на огромных землях. И всем места хватает - любой народности, любого вероисповедания. Когда я ещё учился в семинарии, пришли мы на богослужение в Александро-Невскую Лавру, а там православный диакон из Японии помогал совершать богослужение. И среди китайцев уже немало христиан...
Беседа с о. Виталием Каписткой называется «ВЕЛИКА РОССИЯ, А ОТСТУПАТЬ НЕКУДА».
Среди насущных задач, которые стоят перед Церковью в наступившем году, можно выделить и такую: надо шире использовать достижения современной науки, - в том числе и психологии. О том, как православный психолог может работать рука об руку со священником, рассуждает сегодня доктор псих. наук, председателем Епархиального Общества православных психологов Санкт-Петербурга Л.Ф. Шеховцова. Корреспондент задал ей такой вопрос:
- В последнее время я не раз слышал такие слова: «Духовника ищет лишь тот человек, кто хочет свои проблемы свалить на чужие плечи. Пусть, мол, духовник за меня думает и принимает решения, а я отказываюсь от ответственности».
Лариса Филипповна отвечает:
- Да, есть такое духовное иждивенчество у наших современников. Но ведь и на беседу с психологом люди приходят с той же установкой: «Решите задачу за меня! Дайте единственно верный совет!» На этот случай у нас есть строгое правило: «Мы советов не даём!» Что же тогда происходит на встречах с психологом? Мы изучаем с человеком его трудности, разбираем их, рассматриваем ситуацию со всех сторон... Помогаем глубже понять себя самого, вместе с ним взвешиваем обстоятельства его жизни, - а окончательное решение остаётся за самим человеком. То есть, мы принципиально не позволяем перекладывать ему ответственность на чужие плечи. Свои затруднения человек должен преодолеть, только самостоятельно приняв какие-то решения, - иначе нельзя. Каждый сам проживает свою жизнь, - никто за него его жизнь не проживет. Вот помочь мы можем, - и помогаем! Что же касается духовников... Возможно, они могут иной раз посоветовать что-то своему чаду. Но я знаю, что опытные священники с ярко выраженным талантом духовничества тоже не склонны водить своих чад на поводке, навязывать им советы. Они показывают человеку возможные пути решения, они пытаются совместно с чадом найти истоки той или иной беды, но окончательное решение человек должен принимать сам, только сам. Пусть не будет в нас этой слабости, этого непрестанного стремления уходить от ответственности.
Беседа с Л.Ф. Шеховцовой называется «ВЫПОЛОТЬ КОРЕШОК СТРАСТИ».
Страсть - болезнь души; порою, избавиться от неё помогает некий телесный недуг... Конечно, не нужно, заботясь о своей душе, призывать себе всевозможные болезни, ведь они в руке Божией, но всё-таки, полезно порою на время почувствовать тяжесть того креста, который несут больные и инвалиды. Как воспринимают мир слепые? Сколь тяжёл их крест? На этот вопрос смогут ответить люди, побывавшие на экскурсии под названием «Мир на ощупь». О том, как проходит эта экскурсия рассказывает одноимённый материал в январском номере газеты. Здоровым, зрячим людям предлагается совершить путешествие в полной темноте под руководством гида-поводыря... Организаторов экскурсии часто спрашивают: «Зачем это нужно зрячим?» Они отвечают:
- Чтобы понять, каково приходится слепым, которые всю жизнь пребывают в вечной темноте и не знают другого мира. Чтобы мы стали чуточку терпимее и добрее к инвалидам по зрению. Как сказано в Евангелии: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф.7.12). Вот мы часто жалуемся: то у нас не так, как мечталось бы, и это плохо. А попробуйте полчаса пожить жизнью слепого человека, и многие ваши проблемы покажутся вам пустячными, или же у вас появятся силы и желание всё преодолеть.
Можно сказать и так: стать добрее и милосерднее к ближнему - это главная задача, которую в будущем году нам всем придётся, если не разрешить полностью, то хотя бы на шаг приблизиться к её разрешению. Эта тема сквозной нитью проходит через все материалы январского номера газеты «Православный Санкт-Петербург».