Капитализм, наивность и 30 книжек

Вслед ушедшему Году литературы

Бывший СССР 
0
882
Время на чтение 14 минут

 

 

«...Я так и предполагал, что разговор о мифической жене приведёт именно к долларам...»

М.А. Булгаков

 

Герои нашей истории не имеют имён. Это устроено нарочно, дабы не превращать попытку разобраться в склоку.

История началась ещё в 2014 году, когда президент Российской Федерации торжественно объявил грядущий год Годом Литературы. Писатели заволновались как детвора перед Новым годом и принялись ждать чуда. Но чуда не воспоследовало, Дедушка Мороз явился не ко всем. Тогда писатели разочарованно разбрелись по своим углам, дружно обиделись и... вот тут-то и началось.

Следует, впрочем, сделать отступление, объяснив природу писательских обид. Дело в том, что в советское время писателями называли тех, кто состоял на учёте в Союзе писателей СССР. Все остальные пишущие считались любителями и на поддержку государства не рассчитывали даже в самых дерзких мечтах. А между тем, поддержка государством писателей-профессионалов могла вызвать не только зависть, но и настоящий восторг. Вспоминает, например, писатель Леонид Чигрин, живущий в Душанбе: «В Таджикистане издали роман Юлиана Семёнова «Горение» о первом чекисте Советской страны Феликсе Эдмундовиче Дзержинском. Писатель хотел получить причитающийся ему гонорар. Сумма была немалой по тем временам - сорок тысяч рублей...» Сорок тысяч рублей. За одну книгу в одном издательстве. Дело происходило в 70-е годы прошлого столетия. В те благословенные времена «Волга» стоила около десяти тысяч рублей. В общем, можно составить представление об уровне благосостояния советских тружеников пера, которых на время распада СССР насчитывалось почти десять тысяч человек. Конечно, не все получали гонорары как Юлиан Семёнов, но всё же...

Но почему и зачем советское государство содержало всю эту ораву? Неужели только «из любви к искусству и по чистой совести»? Отнюдь. То есть насчёт совести утверждать не берёмся, а вот любовь к искусству имела весьма рациональное объяснение.

Например, в первом Уставе (1934 г.) Союза писателей говорилось, что «Союз советских писателей ставит генеральной целью создание произведений высокого художественного значения, насыщенных <...> пафосом победы социализма, отражающих великую мудрость и героизм коммунистической партии». А более поздний Устав утверждал, что советские писатели участвуют «в борьбе за построение коммунизма, за социальный прогресс, за мир и дружбу между народами». Советские писатели были идеологической армией, сражавшейся за умы и души советских граждан. Это были люди нужные государству. Их положение и роль впору сравнить с положением и ролью военных. Но можно ли себе представить, чтобы член Союза писателей СССР занимался антисоветской пропагандой? Или открыто выражал своё несогласие с политикой партии и правительства? Представить-то, конечно, можно. А заодно воображение подскажет и последствия такого свободомыслия. И дело не в том: хорошо это или плохо. Важно именно представить себе картину и понять, что же именно происходило тогда и может ли то же самое произойти сегодня.

Ведь нынешние писатели, оглядываясь на своих советских коллег, только облизываются. А ещё требуют от российского государства советской «любви к искусству», выражающейся, конечно, в рублёвом эквиваленте. В противном же случае предрекают государству крах, а обывателю - глады и моры. На вопрос, «какой же должна быть поддержка государства?», писатели ответа не дают.

Так в чём же загвоздка? Ведь, казалось бы: повторите советский опыт и вся недолга. Однако сделать это таким образом, чтобы соблюсти справедливость и никого не обидеть, не представляется возможным. Это в Советском Союзе писателей считали. А сегодня писателей такое множество, что «и не сосчитаешь». Для поддержки всего этого сообщества потребуется бюджет небольшого государства. Каков же будет смысл в этом финансировании? Правильно: никакого. Разве возможна идеологическая армия в стране, отказавшейся от идеологии?.. Формирование нужного общественного мнения государство с успехом осуществляет посредством телевидения и интернета. И содержать для этих целей писателей, что совершенно очевидно, ему не нужно.

Есть мнение, будто государство должно поддерживать писателей-государственников. Определение, надо признать, весьма размытое. Допустим, что это означает людей, поддерживающих государственную целостность и блюдущих историческую правду. Но литература сама по себе не является абсолютной ценностью. Как и всякое искусство, она может быть хорошей и плохой, талантливой и бездарной. Так неужели всякая писанина на тему «Марш... вперёд... ура... Россия...» заслуживает государственной поддержки? Да и кто будет решать: кого из писателей считать талантливым и при этом государственником, а кого не считать?

Но предположим, что государство решит поддерживать на постоянной основе Союз писателей России. Но ведь существуют ещё Союз российских писателей, Российский союз писателей, Союз писателей XXI в., Союз русских писателей. Как быть с ними? А есть ещё гильдии писателей, есть литераторы, группирующиеся в интернете. И они наверняка тоже заявят о своих правах и будут совершенно правы. Неужели писатели не понимают, что настаивая на государственной поддержке по образцу СССР, они тем самым провоцируют грандиозную склоку? Потому что сосчитать и содержать всех пишущих никому не под силу. А в случае выделения денег одним, немедленно обозлятся другие. И в стране появится ещё одна партия обиженных и недовольных.

Получается, что государство и вовсе уклоняется от своих социальных обязательств, в частности, от обязательства по поддержке культуры? Чтобы ответить на этот вопрос, стоит заглянуть в бюджет. С 2011 по 2015 гг. на поддержку культуры и кинематографии государство выделяло от 76,4 до 90 млрд. руб. На поддержку СМИ - от 50 до 62,6 млрд. руб. Не все эти средства пошли на поддержку литературы. Да и суммы невелики. Но утверждать, что государство вовсе не поддерживает культуру и литературу, было бы откровенной ложью. Обругать государство мы всегда успеем, давайте лучше сначала разберёмся, за что именно будем его ругать.

В первую очередь поддержку получают бесспорные объекты культуры. Например, Государственный Большой академический театр или Музеи Кремля. Другими словами - несомненное и безусловное культурное достояние. Хочется надеяться, что никто не поставит в этот ряд писания современных сочинителей. Потому что если мы договоримся до того, что всякий написанный, изданный и даже премированный текст - это культурное достояние, мы деградируем очень скоро. И даже гораздо скорее, чем предрекают обойдённые премиями литераторы.

Понятно, что помощь государства культуре не достаточна. Не все музеи-усадьбы и музеи-квартиры восстановлены. Непонятные дела творятся с библиотеками. Мало издаётся классической литературы, недостаточно проводится мероприятий, ей посвящённых. Почти ничего не делается по возрождению и популяризации забытых имён.

Но было бы опять же обманом утверждать, что российская словесность ничего не получает от государства. Литература у нас находится в ведении Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать). Например, в 2014 г. Роспечать по статье «Периодическая печать и издательства» потратило 4,6 млрд. руб. Для сравнения - примерно столько же получило ФГУП «Международное информационное агентство «Россия Сегодня»«. А по статье «Телевидение и радиовещание» было потрачено 57,8 млрд. руб.

Подробный отчёт Роспечати можно найти на сайте Агентства. В отчёте рассказывается о мероприятиях, связанных с литературой. Так, в 2014 г. на издание «социально значимой литературы» с издающими организациями был заключён 771 договор на сумму 142.494.600 рублей. Выделялись средства на организацию переводов российской литературы на иностранные языки, на проведение проектов, «направленных на повышение уровня востребованности за рубежом российской художественной литературы». Были вручены премии, в частности, «Большая книга». Кстати, бытует мнение, что государство финансирует эту премию. Однако на сайте «Большой книги» можно найти опровергающую информацию. В настоящее время Роспечать объявляет приём заявок на получение в 2016 г. государственной поддержки в области электронных средств массовой информации. Интересно, Союзы писателей подали свои заявки?..

Так можно ли говорить, что государство не поддерживает в общем-то ненужных ему писателей? Нет, это было бы неправдой. Вот и Год Литературы провели. А писатели всё недовольны и недовольны. Но позвольте, о том, что сама по себе идея проекта под названием «Год Литературы» абсурдна, почти никто не сказал вслух. Однако стоило Году Литературы подойти к концу, как отовсюду послышались крики о поддержке государством не тех писателей. Вдумаемся: государство поддерживает не тех писателей. То есть писателей оно поддерживает. Но не тех. Кричали-то, разумеется, те или правильные писатели, кого надо было бы поддерживать, но кто поддержки так и не дождался. И тут снова возникает вопрос: а разве вы, правильные, не знали, что литература, в самом широком смысле слова, это письменный авторский текст? И когда объявляли Год Литературы, вам не приходило в головы, что литература - это не только Достоевский и Бондарев, Диккенс и Сартр, но и маркиз де Сад, и Э. Елинек, и В. Ерофеев, и В. Сорокин, и много кто ещё? Так отчего же вы молчали? Почему не говорили, что государству не обойтись не просто без литературы, а именно без хорошей, высокой литературы, которая не узаконивает косноязычие, не сводит русский язык к инородному лепету, не превращает текст в подобие архива при психиатрической лечебнице? Нет, вы ждали: а не поддержит ли и вас государство в Год Литературы. И если бы оно поддержало, если бы издавали, переводили и награждали именно ваши книжки, такой проблемы как «отсутствие государственной поддержки» для вас просто не существовало бы.

К концу Года Литературы «правильные» писатели, осознав, что рассчитывать им не на что и что государственная поддержка им не грозит, бросились в разоблачения. Стали появляться пугающие статьи о грядущей духовной катастрофе, о том, что государство литераторов не поддерживает, что закрываются библиотеки и что книжных магазинов в России меньше чем во Франции. При этом никто не уточнял, что именно с чем сравнивается: «Дом книги» на Новом Арбате с парижским аналогом или с какой-нибудь лавчонкой на два стеллажа. Показательной в этом смысле была бы, например, информация о количестве купленных за год книг во Франции и России. О том, сколько книг покупают читатели обеих стран в интернет магазинах. Или, наконец, о том, сколько книг, изданных за год, приходится на одного француза или одного русского. Что же касается библиотек, никто так и не объяснил, какова связь между государственной поддержкой писателей и библиотек. Ведь можно помогать библиотекам и не обращать внимания на писателей. А можно взять на содержание всех писателей и закрыть при этом все библиотеки. Во всяком случае, современное книгоиздание не является основой библиотечных фондов: дай Бог каждому прочитать всё, что там хранится. Конечно, здорово, когда библиотеки могут предложить читателю литературные новинки. Но речь о том, что поддержка библиотек и писателей - это две разные проблемы. И не надо, вздыхая по писателям, показывать пальцем на библиотеки.

Но апофеозом недовольства «правильных» писателей стали «послания» одного молодого литератора, адресованные им президенту Российской Федерации, министру культуры, заместителю министра связи и массовых коммуникаций и советнику президента по культуре. Если коротко, в посланиях своих молодой литератор предложил президенту расформировать Роспечать и набрать честных чиновников. У советника по культуре молодой литератор поинтересовался, правда ли что известное издательство-монополист поглощает другие, более слабые издательства и правда ли, что директор издательства-монополиста не интересуется творческими союзами и «толстыми» журналами.

Неизвестно, как президенту и его советнику, но писателям «послания» понравились. Их стали обсуждать. Как водится, кто-то с одобрением, а кто-то с неприятием. В частности, в «Литературной Газете» появилась статья, в которой «послания» и писатели, их поддержавшие, назывались наивными. Свою позицию автор объяснял тем, что поскольку государство всегда является выразителем интересов господствующего класса или господствующей идеи, а в России господствующей идеей стал ныне капитал, то и действовать государство будет, исходя из интересов капитала. Кроме того, государство не вмешивается в частный бизнес и не станет указывать предпринимателю, как вести дела, а поглощение одной корпорацией других - явление нормальное для капитализма. Так не проще ли писателям не ждать милости от государства, а взять инициативу в свои руки и самим о себе позаботиться?

Но тут писатели, называющие себя носителями духовности, культуры и правосознания, принялись оскорблять друг друга и всё путать. Договорились до того, что даже некоммерческую организацию «Институт перевода» признали акулой бизнеса, а господдержку переводов сочли за доказательство государственного права вмешиваться в дела монополистов. Словом, «андроны едут, чепуха, белиберда, сапоги всмятку». Особенно же почему-то писателям не понравились рассуждения о капитализме и социализме. Так что один литератор, величающий себя «государственником» и являющийся постоянным автором целого ряда патриотических изданий, назвал социализм... «нафталином». Аккурат перед тем этот «государственник» сообщил, что некий университет отказался купить тридцать его книг. Но каков символ!.. Выходит, что современный писатель-патриот за 30 книжек и социализм продаст? Да и только ли социализм?.. Хочется, однако, напомнить так называемым «государственникам», что предшественник ваш за тридцать сребреников счастья не обрёл.

Но чем же так не понравились писателям разговоры о капитализме? И неужели кто-то решил, что с отменой в ВУЗах политэкономии капитализмы и социализмы ушли в прошлое?

Что ж, попробуем понять, какое отношение капитализм может иметь к литературе.

Государство, основой экономики которого является частная собственность, существует для того, чтобы выражать интересы частных собственников. И чем больше собственность, тем охотнее государство выражает интересы. Помимо этого государство регулирует отношения в обществе, охраняет правопорядок и выполняет ряд социальных обязательств. При социализме частной собственности нет, вся собственность находится в руках самого государства, поэтому, в первую очередь, социалистическое государство занимается хозяйственно-организаторской деятельностью и социальным обслуживанием населения, а кроме того, культурно-воспитательной, правоохранительной, природоохранительной деятельностью, регулирует труд и потребление. Другими словами, социалистическое государство вникает во всё по необходимости полноправного хозяина, а не по обязанности регулятора отношений. Социалистическое государство само зарабатывает и само распределяет заработанное. Капиталистическое государство позволяет гражданам зарабатывать кто как может, после чего собирает налоги, на которые исполняет свои социальные обязательства перед теми же гражданами. Образно говоря, социалистическое государство подтирает носы, заставляет вовремя поесть и хорошо учиться. Капиталистическое - следит, чтобы не дрались. Социалистическое государство вмешивается во всё. На этом фоне капиталистическое - почти ни во что. Во всяком случае, оно не станет указывать частному издателю, а тем более издателю-монополисту, какие именно книги издавать, а какие не издавать. И даже если писатели не понимают разницу между рейдерским захватом и поглощением, между частным издательством и некоммерческой организацией, это ровным счётом ничего не меняет.

Зачем социалистическому государству нужны были писатели, мы уже выяснили, а вот нужда капиталистического государства в писателях, скорее, формальная. Литература - необходимая часть культурного пространства и дополнение к телевидению. Поэтому государству, по большому счёту, всё равно, кого поддерживать. Телевидение и так всё сделает. Но, впрочем, если писатели тоже поучаствуют в общем деле - почему бы и нет.

Регулируя отношения между гражданами, капиталистическое государство создаёт с этой целью механизмы, которые должны работать независимо от персоналий. Но с этой своей функцией наше государство никак не справится, и многие его механизмы сбоят по причине как раз таки личного или человеческого фактора. Вот и в Роспечати кадры решают всё. Начиная с позднесоветского времени, важнейшие посты в СМИ и прочих инстанциях, имеющих влияние на умы, заняли люди определённых взглядов и убеждений. Эти люди, или их последователи, остаются на своих местах до сих пор. А взгляды и убеждения обеспечивают писателям допуск и к престижным премиям, и к государственной поддержке - изданию книг и переводу на другие языки. Взгляды эти, в первую очередь, сосредоточены на двух предметах: антисоветизм и русофобия. Плюс к этому котируется что-нибудь антигосударственное и античеловеческое вообще. Ну что-нибудь в этом роде: «Небольшая кучка кала лежала в траве, маслянисто поблескивая. Соколов приблизил к ней свое лицо. От кала сильно пахло. Он взял одну из слипшихся колбасок. Она была теплой и мягкой. Он поцеловал ее и стал быстро есть, жадно откусывая, мажа губы и пальцы» (В. Сорокин. «Сергей Андреевич»).

Начитавшись современной литературы, человек рискует остановиться в развитии, впасть в инфантилизм, усвоить, что возврат к социализму невозможен и вреден, что советское прошлое было кошмаром и что только сейчас началась нормальная жизнь. Русофобия поможет стравить народы России, поддержать так называемый «управляемый хаос» да и просто лишить Россию, путём дискредитации, главной опоры в лице русского народа. Потому что целостная Россия нужна прежде всего русским.

Существует всем хорошо известный «план Даллеса». Известно также, что никакой это не план и никакого не Даллеса. Однако то, что написано в этом странном комбинированном документе, сбывается на наших глазах. Кто, например, возразит против этого: «...из искусства и литературы мы постепенно вытравим его социальную сущность; отучим художников и писателей - отобьём у них охоту заниматься изображением и исследованием тех процессов, которые происходят в глубинах народных масс. Литература, театры, кино - всё будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства - словом, всякой безнравственности <...> Национализм и вражду народов - прежде всего вражду и ненависть к русскому народу, - всё это мы будем ловко и незаметно культивировать, всё это расцветёт махровым цветом...» Вот и мы о том же...

Но что же скажут нам умники, для которых социализм - это нафталин? Что всё это делается ради спортивного интереса? Или всё-таки ради обогащения, то есть опять же капитала? Ответ, думается, очевиден.

Создаётся впечатление, что писатели просто не в состоянии сформулировать свои чаяния. Говорят о господдержке, а имеют в виду чиновников-русофобов. Пишут о закрытии библиотек, а подразумевают господдержку. Но всё это - совершенно разные проблемы!

Итак, проведя небольшое расследование, мы установили, что а) государство не может и не хочет воссоздать систему поддержки литературы, аналогичную существовавшей в СССР; б) средства на литературу государство выделяет; в) средства эти стараниями чиновников попадают к писателям, исповедующим определённые взгляды и транслирующим определённые идеи; г) суть этих идей - искажённое представление о мире, а конечная цель - отупление и превращение читателей в управляемую массу. С этой задачей вполне справляется и телевидение, литература же выступает лишь вспомогательным средством; д) государство в эти дела не вмешивается, предоставляя чиновникам и писателям разбираться самим, к тому же капиталистическое государство является выразителем интересов капитала, а не народа; е) громче всех кричат об отсутствии господдержки те из писателей, кто также хотел бы получать премии, издаваться большими тиражами и переводиться на иностранные языки. И если бы все эти лица получили такую возможность, то крики и страшные пророчества прекратились бы сами собой. И неважно, что другие писатели остались бы в прежнем положении. Мы же понимаем: 30 книжек и всё такое...

Государство наше действительно заслуживает всякого порицания. Для многого, что было сделано им в постсоветское время, не находится другого слова, кроме как «вредительство». Потому что именно государство изуродовало систему образования, бывшего когда-то лучшим в мире. Государство проделывает какие-то манипуляции с бесплатной медициной, в результате чего бесплатная медицина тает как снег в разгорячённых ладонях. Государство, хоть и переломив ситуацию 90-х, так и не вывело благосостояние граждан на уровень, например, той же Франции. Так что до сих пор в провинции сохраняются зарплаты, на которые можно не умереть, но полноценно жить нельзя. А минимальная пенсия, выплачиваемая государством, и вовсе выглядит пугающе.

Однако при всём государственном несовершенстве граждане тоже далеки от идеала. И зачастую тот, кто представляется страдальцем, на поверку таковым не оказывается.

Ведь многих писателей волнует не снижение уровня литературы, а пресловутая господдержка. О качестве текстов не спорят так горячо, как о деньгах из казны. И вместо того, чтобы писать, то есть заниматься прямым своим делом, вместо того, чтобы попытаться создать систему книгоиздания, распространения и переводов при своём Союзе, писатели клянчат деньги и пугают грядущими бедствиями.

Стыдно, граждане литераторы.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

12. Юрию Сербу сердечная благодарность

Дорогой о ГОСПОДЕ Георгий Александрович! От души благодарю Вас за поздравление и теплое слово о моей деятельности. Для меня Ваши одобрительные слова очень дороги! Очень может быть, что мои порывы в названном направлении окажутся безуспешными и даже безплодными. Увы, мне не привыкать к нереализованным начинаниям и затеям. Но вместе с тем знаю, что некоторые существенные задумки мне с БОЖИЕЙ Помощью в сотрудничестве с моими Соратниками удалось осуществить. А из некоторых начинаний вышли результаты и продолжения от меня уже никак независящие, но процветающие вполне самостоятельно. Напрасно Вы думаете, что у меня есть какие-то иллюзий относительно существующего политического, финансового и хозяйственного строя. Однако я так устроен, что не привык ждать лучших времен, когда будет «радикально пересмотрена культурная политика государства» и «зазвучит мощный хор Церкви и Народа». Грешен — нетерпелив. А потому приняв Святое Крещение в сознательном возрасте при Андропове и воцерковляясь при Черненко, к приходу Горбачева с моими Друзьями уже активно занимался распространением ксерокопированной православной и православно-монархической литературы сначала в десятках, а потом и сотнях экземпляров, когда за это иногда ещё некоторых неосторожных активистов «присаживали». А с 1987 года в своей писанине полностью отошел от светской советской журналистики, хотя до Июля 1989 года ещё работал в советском литературоведческом журнале «Детская литература», но занимался там уже только редактурой. Писать стал на православные и царистские темы, к которым подготовился сидениями в библиотеках и архивах с 1985 года, то есть мне уже тогда к 1989 году было, что сказать своим соотечественникам. С Января же 1990 года стал публиковаться в православном самиздате. Если бы ждал каких-то подходящих условий для такой деятельности, то вряд ли был бы психологически готов и к Августу 1991 года, и к Октябрю 1993-го. То есть моя судьба и судьбы моих Друзей-Единомышленников, Друзей-Соратников, Друзей-Сотрудников сложились бы как-то иначе, полагаю, более «респектабельно» и приспособлено к изменившимся условиям и в стране, и в Церкви. Изначально идейно противоборствуя режиму Ельцина, я продолжал заниматься разными направлениями и в связи с династическим подлогом, и в связи мистическим подлогом — имею ввиду так называемые «екатеринбургские останки», и с пропагандой идей державной соборности. Ведь до Сентября 1990 года наша православная общественность практически ничего не знала об этих традиционно русских политических «технологиях», но после организации нами Постояннодействующего Предсоборного Совещания по подготовке Всероссийского Земского Собора эта старинная идея буквально охватила православно-патриотическую общественность и с 1992 годах стали возникать движения — и Всемирный Русский Собор (предысторию официально Всемирного Русского Народного Собора сейчас «забыли), и Международный Славянский Собор (Баркашов), и Русский Национальный Собор (генерал Стерлигов), и Троицкий Собор (Александр Павлович), и Всероссийское Соборное Движение (Клыков), и Собор Всенародного Покаяния (Буркин). Но дело даже не в этих организациях или инициативах, а в самой идеологии соборности, которая отнюдь не сама собой пробила дорогу к людям: тому предшествовала в несколько лет подготовительная работа по изучению проблемы и сбору материалов. Мне прекрасно понятны масштабы почти глобального режима финансового нацизма, в значительной степени пока господствующего и в России. Но мне понятна и КОНЕЧНОСТЬ этого господства. Все же жизнь, жизнедеятельность нашего Русского Народа никогда не прекращалась в своих самобытных формах — ни при Троцком и Ленине, ни при Хруще, ни при Горбаче, ни при Ельцине, хотя режим угнетения сказывался на масштабах проявления народной деятельности… Памятны слова одного православного малороссийского крестьянина, кажется, из воспоминаний князя Живахова, когда его спросили: «Что? Так и погибнет Русских Народ?», — он с хитринкой ответил: «Жидив не хватит…» Сколько я слышал от своих «единомышленников» в 1993-1998 годах унылые слова об окончательной гибели Русского Народа, и всегда на это отвечал в лоб: «Не знаю насчет остальных, но пока жив я и мой сын, Русский Народ жив! А там видно будет…» Так и в данном случае с книготорговлей. В 1989-1994 годах со своими Друзьями-Единомышленниками мы с тележками, набитыми нашими по духу книжками, газетами и журналами объехали всю Центральную Великороссию, побывали и на Урале, и в Сибири, мои друзья добирались и до Владивостока, и до Почаева и десятков других мест СССР и потом СНГ… И потом, когда наша литература, наши книги уже вовсю продавались в церковных лавках, вплоть до 2000 года не гнушался тележечек, доставляя на московские вокзалы пачки наших книг, чтобы их знакомые довезли в дальние края. Потом были другие очень важные дела, и мне было не до книготорговли. Помню в Январе 1994 года один молодой сибирский иеродьякон, когда мы стояли на автобусной остановке в Подмосковье с двумя такими тележками, мечтательно рассуждал: «Вот купим машину для этого… Битую легковушку… Потом грузовичок или автобус… Затем несколько машин заведем. Дело пойдет, так потом целый… поезд!...» На что ему отвечал: «Нет, отец! Поезд нам потом не нужен. Потом нам нужна будет вся Россия!» И сейчас не побоюсь начать с лотков и тележек, не погнушаюсь для начала привлечь своих старинных Друзей-книгонош… Но нацеливаться буду на большое дело — всероссийское! Не всю торговлю в России захватили нехристи и русофобы, им просто на это своих людей не хватит! Мне же просто деваться некуда. Надо своих 15 книг издать и продать. С Друзьями, с Единомышленниками, надеюсь с БОЖИЕЙ Помощью такое получится. И с ГОСПОДНИМ Попечением будут со временем книги моих Друзей и мои продаваться в больших книжных магазинах областных центров, и в маленьких книжных лавках, да и просто в продуктовых, промтоварных или хозяйственных магазинах… Единомышленникам во взглядах на проблему надо кооперироваться, взаимодействовать и действовать. Если же я послушаю Ваши доводы и ничего не буду делать в том направлении, то такого в областных книжных магазинах, конечно, не будет. :) С искренним почтением Ваш Леонид.
Леонид Болотин / 19.01.2016, 14:40

11. Л.Е.Болотину

Дорогой Леонид Евгеньевич! С праздником Богоявления, Крещения Господня поздравляю Вас! Ваша просветительская деятельность достойна восхищения и заслуживает благодарности всех честных людей. Но Вы, на мой взгляд, с неоправданным доверием относитесь к так называемым маркетологам. «Рынок», воцарившийся в РФ, именуется так лишь по недоразумению, созданному гайдаровской пропагандой. Все у нас на Родине монополизировано Вы знаете кем, на каждой экономической схеме громоздятся гроздья посредников, крышевателей, смотрящих, откатчиков, - и маркетологи, при отсутствии действительного рынка, - тоже фальшивые фигуры, из того же сборища пиявок (несмотря на их дипломы МБА и проч.). Средний и малый бизнес подавляется целенаправленной фискальной политикой. Наценка на книжную продукцию умопомрачительна, при этом -обилие безплатных журналов и газет, развращающих молодежь. Маркс писал, что 10% прибыли уже вызывают интерес у капиталиста. Российская книготорговля с умыслом внедрила 100% наценку (не почти, а порой даже выше 100%), отторгая читателя не только ценой, но и книжным ассортиментом, на 9/10 – совершенно отталкивающим; в крупных книжных магазинах делают бизнес не на книгах, а на сопутствующих товарах: сувениры, музыка, путеводители, альбомы... Книжная масса призвана заслонить на полках русскую и православную литературу, а справляться по компьютеру о наличии той или иной книги идет только читатель редкой целенаправленности. Далее, количество книжных магазинов сокращается ежегодно, а помещения перепрофилируются. Исправить «ситуацию» можно только радикальным пересмотром культурной политики государства, если зазвучит мощный хор Церкви и Народа. Государство - без принуждения, без перерождения, без очищения от захватчиков на это не пойдет. С уважением, Георгий
Юрий Серб / 19.01.2016, 08:28

10. Re: Капитализм, наивность и 30 книжек

Да все просто. Наши писатели, сродни нашим поискам идеологии, никак не могут выйти из абстрактно-рассудочной формы мышления, хотя бы в форму отрицательно-разумного мышления, не говоря уже о положительно-разумной спекуляции. Мы еще диалектику не освоили,не говоря уже о разумном, гениальном. Для писателя в России нужна действительная ВОЛЯ. Воля, во-первых, чтобы сдержать в себе абстрактно-рассудочные порывы (желчные тексты), а во-вторых, на основании сдержанного - переработать последние в синтезе результата. Но, кто у нас преодолел красно-белый раскол? Кто? Нет у наших писателей воли к мудрости. И идеологии нет. Есть только Власть и только - Государства. А надо, чтобы появились и писатели с волей и разум, и гениальные произведения...
Бондарев Игорь / 19.01.2016, 07:03

9. Re: Капитализм, наивность и 30 книжек

Дорогой автор, с Праздником Крещения вас! Грустное мнение у вас о русских писателях и поэтах. Не знаю ни одного НАСТОЯЩЕГО СТОЯЩЕГО, который бы, как вы пишите, "облизывался". Нет, пофиг.
РодЕлена / 19.01.2016, 07:03

8. Ответ на 4., Андрей Карпов:

Честная статья.Но можно и ещё заострить.Вот вопрос, например: государственная поддержка литературы и государственная поддержка писателей - это, что, синонимы?Литература и писатели синонимы?Думаю, нет. Литература - это тексты. Поддержка литературы должна проявляться в появлении значимых текстов. Конечно, эти тексты должны быть качественными, учить людей добру, и т.д. и т.п. Но значимость исчерпывается не только самим текстом. Она еще исчерпывается и способностью текста совпасть с читателем. Текст должен быть не только написан, но и востребован. Но хотят ли этого наши писатели?Нет. Писатели хотят написать нечто... И то уже - хорошо. Но всё же главное для писателя - это именно написать... Процесс, перетекающий в результат. А вовсе не то, ЧТО должно быть написано. Писатель умиляется своей способностью создавать тексты, он мнит себя творцом. У него нет задачи как-то изменить мир, выразить то, что настоятельно требует выражения. Он - самодостаточен. И хочет, чтобы за это самовыражение ему еще и платили. Желательно - много. Есть ведь ещё и плохой вариант, когда это вознаграждение и есть главное. То есть писатель даже и не столько хочет писать, сколько хочет получать гонорары... Выглядеть подобное желание может довольно пристойно - мол, каждый труд должен оплачиваться, писатель пальцы о клавиатуру избил, бумаги много извёл, как же это всё оставить без вознаграждения?..И Литературу писатели понимают как самих себя. Не в смысле - хорошо, а в смысле, что они и есть Литература. И Год литературы - это, мол, их Год. Год особой заботы о писателях...Но человечеству в целом и русскому народу в частности писатели сами по себе не нужны. Не нужны и тексты, которые писатели произвели. А что нужно? А нужно осмысление того, что составляет суть, нерв современной жизни, боль современного человека. Ответ на вечные вопросы сегодня. Нужны значимые произведения... А их нет. Достоевский, который писал полтора века назад, оказывается порою более современным, чем нынешние литераторы... И что, Достоевский писал ради заработка на хлеб? Или всё же от просто вскрывал эпоху? Что главное для вас, господа литераторы? Если заработок, если ваши труды, - то это ваша личная проблема. А если смыслы, - то вы - это мы. И читатель тогда найдёт Литературу. Но при этом хлеб вам всё равно гарантирован не будет... Литературу можно обрести, но заработать на ней нельзя...

А вы что, читаете современных писателей и поэтов? И фамилии их знаете? :) Тогда должны знать, что и бухгалтерия у нас теперь не на земле :) И канцелярия тоже небесная:) Если внимательно знаете по фамилиям и текстам :)
РодЕлена / 19.01.2016, 07:01

7. Ещё Юрию Сербу о Луне и диссертации

Дорогой Георгий Александрович, Вы ошибаетесь: я не «предлагаю нищему писателю заключать договор с маркетологом», и у меня в распоряжении нет «моих маркеторлогов», которые мобилизованы «информационной войной на истребление отечественной культуры». К таким пархатым фруктам я и не собирался обращаться. Среди специалистов, изучающих разные секторы всероссийского рынка, есть немало и молодых русских профессионалов, которые в войне против своего Отечества не участвуют. Но я прекрасно понимаю, сам пребывая в собственной нищете, точнее в долгах, как в шелках, что невозможно нищему писателю-одиночке, богатому только плодами своего творчества, нанять профессионального хорошего, то есть не враждебного России маркетолога. Маркетологи, даже патриотически ориентированные, люди практичные, и за шорох орехов они работать не станут. Пока изучением книжного рынка пытаюсь заниматься самостоятельно, в силу своего понимания. Но даже эти пока любительские опыты недавних месяцев позволили мне увидеть, что имеются незадействованными громадные возможности российского, особенно провинциального, книжного рынка именно для православно-патриотической литературы. Даже в условиях нынешнего нового обнищания народа, потребность в качественной книге существуют. Вы правы, чтобы книга широко распространялась, она должна быть недорогой, но просто приносящей достойную и примерно равную прибыль и автору, и издателю или просто типографии, и книготорговцу. Но нужно найти законные механизмы, а они существуют в действующем законодательстве, для обуздания непомерной алчности книготорговцев, которые делают наценку книги почти в 100%. На форуме материала Геннадия Алексеевича Сазонова «Осторожно — зловещий Оzon.ru» (РНЛ 27.11.2015), я по этому поводу в реплике Геннадий Алексеевич поднял важную тему 2015-11-28 в 03:40 уже писал: «Мне для работы над оригинальным исследованием и написанием по его результатам текста в десять печатных листов в среднем требуется один год полномасштабной ежедневной, напряженной работы с выходными отнюдь не каждую седмицу… Какой-нибудь издатель решает эти десять листов оценить в десять раз меньше, чем расходы на бумагу и печать книги… Но этой книги без оригинального, самобытного ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОДУКТА просто не было бы. Ну, и это — пусть! Потом книготорговец, получает эту книгу, ставит в рознице ПОЧТИ ДВОЙНУЮ от отпускной цены книги и в результате получает больше, чем производители бумаги, типография, издательство. Получил — чаще на реализацию — за 200 рублей, продал за 370-380. Он вложил деньги только за аренду склада (не больше 1-2 рубля за экземпляр книги за год), зарплату сторожам — ещё 1-2 рубля в год за экземпляр, грузчикам 0,2 рубля за экземпляр, продавцами 1-2 рубля за экземпляр, аренду магазина 4-5 рублей за экземпляр, бухгалтеру 0, 3 за экземпляр — итого его расходы — 12-15 рублей за экземпляр книги, а наценка в 170-180 рублей, то есть 150-160 рублей с каждой книги получает хозяин книготорговли. При наличии у книготорговцев многих сотен названий продаже сотни тысяч книг принесет 15 миллионов. Кстати, при таких наценках книготорговец значительно снижает покупаемость книги и тормозит весь книгоиздательский процесс. При меньших трудозатратах, он получает максимум. Это для книжного магазина среднего размера. А книготорговец продает в первую очередь не бумагу, не переплет, а ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ, созданный большей частью автором, потом художником-оформителем, редактором, корректором и макетировщиком… Никому не нужна переплетенная газетная или лощеная бумага, для этого есть блокноты, тетради…» Хочу заметить Вам, Георгий Александрович, что многие православные книготорговцы, которые вовсе не «мобилизованы на удушение отечественной культуры», точно также накидываю почти 100% на отпускную цену издательства. Тут действует элементарная, куркульская алчность, подогреваемая современной атмосферой «капиталистической» России, которая, кстати, в конце концов, разоряет самих православных книготорговцев. Это обычное беснование куркуля, а не идейная позиция разрушителя России. Но сейчас я даже вижу смысла обсуждать проблемы церковной или околоцерковной книготорговли. После начала деятельности Издательского Совета Московской Патриархии, который вроде бы был создан в благих целях церковной цензуры, на самом деле в практической своей деятельности оказался под влиянием 3-4 московских околоцерковных издательств, возглавляемых по духу или по крови нерусскими людьми, которые с помощью Издательского Совета просто стали расправляться со своими конкурентами. Из-за чего погорели многие епархиальные издательства, а церковная книготорговля превратилась в какую-то непонятную хрень… Поэтому я даже не рассматриваю в своих книготорговых стратегиях этот сектор книжного рынка. В некоторых провинциальных храмах, где сами настоятели придерживаются православно-патриотических позиций, конечно, продаются православно-патриотические книги без грифа ИС МП, но неофициально, и эти исключения не имеют никакого рыночного значения. Тут надо ЗАВОЕВЫВАТЬ (в условиях информационной войны!) секторы светской книготорговли. Без «офицеров» из числа своих маркетологов ведение регулярных боевых действий невозможно. Но я сейчас не об этом. Конечно, нищий русский писатель в одиночку не может нанять профессионального книжного маркетолога даже по разовому договору. Однако в случае кооперации нескольких писателей такое пока теоретически возможно. И все же я не считаю нужным на данном этапе начинать сотрудничество малой писательской «гильдии» с маркетологами, со специалистами по реальным возможностям и потребностям всероссийского книжного рынка. Это в перспективе, когда дело книжного распространения по неким новым принципам хотя бы первоначально наладится. Однако о перспективе, о стратегии надо думать уже сейчас, если берешься за долголетнее дело. На начальном этапе кооперации нескольких писателей надо в первую очередь очертить круг юридических проблем, с которыми они регулярно сталкиваются, сформулировать их и получить профессиональную консультацию у опытного юриста, который специализируются на проблемах авторского права, книгоиздания и книготорговли. Конечно, гораздо бОльшая проблема не оплатить труд юриста, а найти именно опытного, знающего юриста, который успешно подвизается на этом направлении. Халтурщиков среди юристов много, только свистни — с десяток набежит. А требуемые профессиональные достоинства юриста может выявить другой юрист, пусть и специализирующийся по другому направлении. Вот такой «другой юрист» у меня есть в наличие… Вовсе не рассчитываю, Дорогой Георгий Александрович, данной репликой Вас переубедить, что я «рассуждаю столь абстрактно, словно на Луне диссертацию пишу». Вообще в этом вопросе никого ни в чем не хочу убеждать или переубеждать. Для меня важнее высказать свои идеи, чтобы подыскать единомышленников среди коллег. Некоторых я уже нашел. Как опытный, то есть битый жизнью христианин, прекрасно знаю, что мечтать — смертельно опасно! Потому занимаюсь не абстрактными рассуждениями, а ИЗУЧЕНИЕМ существующих проблем книготорговли и мучительным, весьма трудоемким поиском новых хотя бы частичных решений современных проблем православно-патриотической книготорговли. Ещё раз благодарю Вас, что Вы откликнулись на мою реплику и тем самым дали мне повод для дополнительного высказывания по теме, которая меня занимает.
Леонид Болотин / 18.01.2016, 22:57

6.

6. Леонид Болотин: Юрию Сербу 2016-01-19 в 00:21 Дорогой мой Брат во ХРИСТЕ Юрий! С Праздником Крещения ГОСПОДНЯ Вас! Рад Вашим комментариями. И на Луну я не обижаюсь. Если Вы хотя бы краешком глаза наблюдаете за моей работой, а Вы иногда откликаетесь на мои материалы, значит, наблюдаете, в информационной войне участвую напрямую. Разве не так?! У нас уже не только информационная война на пороге, а всамомделешняя — боевая, и не смотря на преклонный возраст, готов взять в руки обычное оружие — АК или РПГ. Но для Православной Руси всегда было правило: будь готов к бедам, войне, к концу Света, но рожь сей! Книгоиздание и книготорговля — хозяйственная деятельность, из этой же "крестьянской" категории. И к ней надо относиться экономически. К сожалению, российское хозяйство сейчас засорено чуждыми для русского уха словами "маркетинг", "консалтинг", "юрисконсульт" и тому подобными. Но я их осваиваю, чтобы уметь взаимодействовать с современными хозяйственниками. Пытаюсь размышлять, как в существующих условиях, а не в тех, как бы нам хотелось, то есть не в "лунных" условиях, решать практически такие проблемы. У меня за последние 12-15 лет в компьютере накопилось не менее 15 готовых книг (текстуально готовых). Неизданных. Шесть лет я работал над книгой "Древняя Русь сквозь призму Повести Временных Лет" и дошел до полной даже не нищеты, а большой задолженности... И последние два года работы над этой книгой я размышлял о том, что я буду делать дальше. Решил, что обязательно займусь самостоятельным изданием своих книг и их распространением. Есть опыт: самостоятельно эпизодически издавал и распространял книги с 1994 года и до 1999 года. Не только свои. Например, за свой счет я в 1999 году выпустил первые два издания книги Виктора Николаева "Живый в помощи..." — в Барнауле и Москве. Потом был большой перерыв в этом занятии. Но сейчас в одиночку я сделать этого не могу, экономическая ситуация в стране по сравнению с 1999 годом изменилась. Поэтому последние пять месяцев (как только сдал в издательство второе издание "Древней Руси сквозь призму…") собираю единомышленников среди коллег, которые сталкиваются с той же проблемой: есть запас профессионального информационного продукта для книгоиздания, но нет возможности его реализовать. Пока я не выступал с материалами по этой важной проблеме, хотя подумываю об этом. Однако стал давать реплики на форумах РНЛ по этой теме. Но заниматься такими хозяйственными вопросами без их досконального изучения, я считаю глупостью. Может быть Вы, Юрий, умеете ИЗДАВАТЬ и ПРОДАВАТЬ Свои книги по вдохновению или наитию, но я так не умею. Поэтому подхожу к проблеме системно, если хотите — "научно", поэтому похоже на диссертацию. :)
Леонид Болотин / 18.01.2016, 22:56

5. Леониду Болотину

Ваши рассуждения столь абстрактны, словно вы на Луне диссертацию пишете. Против нас ведется информационная война на истребление отечественной культуры, в которой мобилизованы все - в том числе и ваши маркетологи. Не знаю. с чего вы взяли, что большинство писательских союзов России наследуют традициям СП СССР. Напротив, либеральные городские массы настрогали елико возможно писательских "союзов" ради конкуренции с Союзом писателей России, чтобы одна строчка русских писателей затерялась между строчками нерусских (анти-русских) во всех перечнях и каталогах. Помимо этого, либеральные графоманы в плановом порядке штурмуют двери СП России, чтобы разбавлять неугодный им состав. Книготорговля не столь заинтересована в прибылях от своей деятельности (иначе на делала бы наценку 100%, отсекая от своих полок массы покупателей) - она тоже мобилизована на удушение отечественной культуры. Издателей и "торговцев" финансируют банкиры, фонды (российские, иностранные, международные) чтобы задавить отечественную словесность 1) переводами, 2)низкопробным развращающим чтивом, 3)"сенсациями" из жизни "звезд", 4)"премиальным процессом" (чтобы критики долдонили только о "глуховских, слаповских, иличевских и улицких"). В результате русского писателя не знает ни критика (вернее, знать не хочет, поскольку гонорары платит только банкирская пресса), ни читатель. А вы предлагаете нищему писателю заключать договор с маркетологом!
Юрий Серб / 18.01.2016, 14:52

4. Re: Капитализм, наивность и 30 книжек

Честная статья. Но можно и ещё заострить. Вот вопрос, например: государственная поддержка литературы и государственная поддержка писателей - это, что, синонимы? Литература и писатели синонимы? Думаю, нет. Литература - это тексты. Поддержка литературы должна проявляться в появлении значимых текстов. Конечно, эти тексты должны быть качественными, учить людей добру, и т.д. и т.п. Но значимость исчерпывается не только самим текстом. Она еще исчерпывается и способностью текста совпасть с читателем. Текст должен быть не только написан, но и востребован. Но хотят ли этого наши писатели? Нет. Писатели хотят написать нечто... И то уже - хорошо. Но всё же главное для писателя - это именно написать... Процесс, перетекающий в результат. А вовсе не то, ЧТО должно быть написано. Писатель умиляется своей способностью создавать тексты, он мнит себя творцом. У него нет задачи как-то изменить мир, выразить то, что настоятельно требует выражения. Он - самодостаточен. И хочет, чтобы за это самовыражение ему еще и платили. Желательно - много. Есть ведь ещё и плохой вариант, когда это вознаграждение и есть главное. То есть писатель даже и не столько хочет писать, сколько хочет получать гонорары... Выглядеть подобное желание может довольно пристойно - мол, каждый труд должен оплачиваться, писатель пальцы о клавиатуру избил, бумаги много извёл, как же это всё оставить без вознаграждения?.. И Литературу писатели понимают как самих себя. Не в смысле - хорошо, а в смысле, что они и есть Литература. И Год литературы - это, мол, их Год. Год особой заботы о писателях... Но человечеству в целом и русскому народу в частности писатели сами по себе не нужны. Не нужны и тексты, которые писатели произвели. А что нужно? А нужно осмысление того, что составляет суть, нерв современной жизни, боль современного человека. Ответ на вечные вопросы сегодня. Нужны значимые произведения... А их нет. Достоевский, который писал полтора века назад, оказывается порою более современным, чем нынешние литераторы... И что, Достоевский писал ради заработка на хлеб? Или всё же от просто вскрывал эпоху? Что главное для вас, господа литераторы? Если заработок, если ваши труды, - то это ваша личная проблема. А если смыслы, - то вы - это мы. И читатель тогда найдёт Литературу. Но при этом хлеб вам всё равно гарантирован не будет... Литературу можно обрести, но заработать на ней нельзя...
Андрей Карпов / 18.01.2016, 10:24

3. А мне некоторые положения понравились...

Полагаю, правильно, что нам, людям, для которых письмо — основное занятие, единственная профессия, на государство рассчитывать нельзя. Надо шевелиться, вырабатывать новые формы книготорговли и создавать небольшие гильдии единомышленников по распространению собственных книг... По сравнению с СССР союзов писателей у нас много, и большая часть из них по идеологии своей деятельности — наследники Союза Писателей СССР. Но в сравнении с такими странами Европы как Дания, Великобритания, Франция, Италия, Германия, число писательских корпораций и «гильдий», «кружков» в статусе полноценных юридических лиц у нас ничтожно мало. Во-первых, там писатели нередко группируются по тематике — маринисты, разных направлений историки, военные, детективщики, юристы, археологи, медики, охотники, рыболовы, публицисты, философы, литературоведы и критики... На самом деле в литературе существуют сотни направлений для образования таких мини-корпораций из нескольких литераторов близких по духу до нескольких десятков. Во-вторых, они группируются просто по взаимным симпатиям… У нас проблемы литературы в рамках старой идеологии Союза Писателей в первую очередь относят к беллетристам, поэтам и очеркистам... А это весьма суживает проблему литературы в целом. Такие небольшие писательские корпорации, группировки должны иметь если не штатные, то хотя бы налаженные договорные отношения со специалистами — в первую очередь с юристами, затем — с маркетологами, специалистами по консалтингу, с экономистами, чтобы грамотно выстраивать свои отношения с издателями, кредитными организациями и книготорговлей. Причем последняя сфера — самая главная. Без развития многообразных форм книготорговли, без развития взаимоотношений с книготорговцами в нынешних условиях развитие литературной деятельности на профессиональной основе невозможно, нельзя литературный труд сделать источником регулярного дохода. Только при развитии отношений с книготорговлей можно наладить получение более или менее достойной прибыли от производства новых книг. А взаимодействовать с торговцами без юридической помощи, юридического обезпечения — невозможно. Но при таком подходе надо делиться частью гонорара с привлеченными к сотрудничеству на договорных началах специалистами. Конечно, мини-союз из двух-трех писателей вряд ли может рассчитывать на сотрудничество с профессиональными специалистами названных направлений, требовать от тех специалистов должной самоотдачи. Но если 7-9 писателей, которые в среднем в год создают по 2-3 книги или книжечки, переиздают по 2-3 книги, то есть занимаются выпуском в год 30-50 наименований книг, если они будут делиться со специалистами процентами от своих прибылей, то они могу рассчитывать и на рост собственных прибылей и на высококвалифицированную поддержку в распространении их книг. К сожалению, литераторы, писатели моего поколения и даже чуть моложе психологически не очень готовы даже теоретически делиться с теоретическими же прибылями. Как, они будут давать процент юристу-мiроеду? За что?! За то, чтобы он составил грамотный договор с издателем? Да я сам владею Русским Языком лучше любого юриста!!! Мои коллеги готовы получать от знакомых книгоиздателей микроскопические гонорары и ожидать распространения тиража своей книги в 3-4 тысячи экземпляров на протяжении 2-3-х и более лет, но только не вступать в деловые отношения, например, с маркетологом, который может профессионально узнать потребность в данной книге или теме в нескольких регионах России и выдать профессиональную рекомендацию, да ещё посоветовать популярный разворот темы для следующей книги. Нет, наш литератор дело будет иметь только с книгоиздателем, а остальное по продвижению его собственной книги — не его забота! Главное, что все ему "должны"!
Леонид Болотин / 18.01.2016, 03:10
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Светлана Георгиевна Замлелова
К столетию Ю.В. Бондарева
Памяти русского писателя (15.03.1924 — 29.03.2020)
14.03.2024
«Нет, весь я не умру…»
Из книги «Пушкин. Русский гений»
11.02.2024
«Человек свободен ощущать себя счастливым»
Беседа с писательницей Светланой Замлеловой о ее книгах, творчестве и духе времени
28.01.2024
Все статьи Светлана Георгиевна Замлелова
Бывший СССР
День памяти автора гимна Российской Империи А.Ф.Львова
Сегодня мы также вспоминаем кинорежиссера А.А.Тарковского
29.12.2024
Не тратьте силы на уныние!
О главных промыслительных событиях уходящего 2024 года: куда качнётся Чаша весов?
28.12.2024
«Советский период сменился бледной немощью»
Сегодня нам не хватает творчества – исторического, культурного, управленческого, экономического
28.12.2024
Механизм регулирования общественных отношений, не соответствующий реалиям, приводит к катастрофе
Анализируя события на Украине, впервые с 1917 года мы реализовали возможность учиться на чужих ошибках, занять в новом социальном эксперименте позицию наблюдателя, а не морской свинки
28.12.2024
Борьба за возвращение памятника Сталину в Перми
Советский вождь по-прежнему остаётся символом нашей Победы, поэтому так актуально возвращение его в народной памяти
28.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Остановите искусственную исламизацию!
Новый комментарий от р.Б.Алексий
28.12.2024 22:46
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Константин В.
28.12.2024 22:43
С падением Сирии наступают последние времена?
Новый комментарий от влдмр
28.12.2024 21:38
Антигосударственный манифест самарских архитекторов
Новый комментарий от Агафон
28.12.2024 21:30
Русский дух повержен на обе лопатки
Новый комментарий от р.Б.Алексий
28.12.2024 21:22
Астафьев – русский писатель
Новый комментарий от С. Югов
28.12.2024 20:19
Путину нужно срочно менять Систему
Новый комментарий от Игорь Бондарев
28.12.2024 19:45