Дневник деревенского попа

Часть 6

0
496
Время на чтение 6 минут

 

В очередную поездку, в деревню за 300 км от Москвы, решили ехать через Иосифо-Волоцкий монастырь, чтобы, как и раньше не раз бывало, поклониться мощам преп. Иосифа, попросить его помощи в наших трудах по возрождению заброшенных сельских храмов. Тем более что в этом году отмечалось 500-летие преставления этого великого угодника Божия, «выдающегося церковного деятеля», как назвал его Патриарх Кирилл.

Как всегда на пути к обители заехали в село Ильинское - в начале 2000-х община нашего храма дала толчок к возрождению здешнего храма (он посвящен Всемилостивому Спасу). Одно время в этом селе жила семья Кречетовых. Не так давно братья Николай и Валериан Кречетовы посетили эти места, где прошла часть их детства. Каково же было удивление о. Николая, когда он узнал, что к возрождению храма его детства был причастен клирик его благочиния. У поворота дороги, ведущей к храму, стоит поклонный крест. Обмотанный фольгой, он ярко вспыхивает от света автомобильных фар. Затемно приближаемся к храму. Предлагаю водителю остановиться у дома рядом (когда-то там жил священник). Водитель, поддержанный спутниками, настаивает ехать дальше, поближе к храму. Я вяло сопротивляюсь. В темноте машина проезжает мимо двух поворотов, ведущих к храму, и постепенно по наклонной съезжает к подножию возвышенности. На ней просматривается величественное (несмотря на огромные разрушения) очертание храма. Никакой дороги к нему нет - сплошные заросли. Вокруг нас вязкая грязь. Громкий собачий лай. Безуспешно пытаясь развернуться, машина забуксовала. Пришлось, взяв все необходимое для чтения канона преп. Иосифу, по грязи наверх подниматься пешком. Здесь нас ожидал очередной удар - входная дверь была замотана металлической проволокой - никаких признаков того, что нас здесь ждут. Опять путаница: мои помощники нечетко передали, а местные не вполне поняли (в этом одна из трудностей пастырской работы в сельской местности). За пару лет, что я не был в храме, произошли существенные изменения: полностью расчищены все завалы. Храм стал напоминать зуб, который перед пломбировкой тщательно очищают от гнили. Внутри храма давно оборудован алтарь с иконостасом, но, к сожалению, Литургии так и не начали служить. По субботам приезжает священник из соседнего села. В воскресные и праздничные дни и накануне их службы вычитываются мирянским чином. Давно уже водружен крест на крыше храма, материальную помощь оказывали родственники Анастасьева - строителя храма, могила которого находится за алтарем. В частности, ими было пожертвовано паникадило. В годы войны в храме ставили тракторы. Местная жительница рассказала, что как только храм стал возрождаться, смертность в селе резко сократилась. Старостой храма является Александр Махонский - очень деятельный человек. К сожалению, у него большие проблемы со здоровьем (последствия его участия в ликвидации Чернобыльской катастрофы). Возрождение храма проходит не без искушений - в этом году неизвестными были побиты стекла и украдено несколько решеток.

Завершили общение пением величания преп. Иосифу. К этому времени наша машина по звонку старосты храма была вытащена трактором, приехавшим из соседнего поселка Теряево. Кроме монастыря посетили еще и скит во имя Всех святых (он располагается менее, чем в километре от обители).

На следующий день после прибытия на место, в пятницу вечером, прибыли в село Прудово. К сожалению, на вечерне в молитвенном доме никого из местных жителей не было (подозреваю, опять-таки, по причине плохого оповещения - не было вывешено объявление на магазине). Обычно когда я приезжаю в какой-либо сельский храм, я остаюсь в машине, читая книгу или слушая магнитофонные записи в ожидании сигнала от помощников о том, что к службе все готово. После получения сигнала, стал подниматься в дом по сложенным ящикам, и вдруг вся эта шаткая конструкция стала разваливаться. Ну что ж это только начало обычных искушений во время подобных поездок.

В субботу утром совершали обедницу в Казанской часовне в деревне Иваньково. Часы читали по дороге (почти во всех храмах и часовнях нет отопления и поэтому из-за холода там долго находиться невозможно). В конце обедницы причащались запасными Дарами.

После обеда поехали в село Назарово. Здешний храм во имя святых апостолов Петра и Павла был закрыт в 1939 году. В 1995 году началось его возрождение. Местная активистка по имени Мария загорелась желанием возродить храм после того, как ее внук отказался приезжать к ней в гости в деревню из-за того что в ней заброшенный храм. Забренчал колокол. Трое мужиков, беседующих неподалеку от храма, на несколько секунд замолчали, удивленные незнакомыми звуками, а потом, как ни в чем не бывало, продолжили свое общение. На вечерне никого из местных не было. В храме сохранились крыша, окна, пол, обустроен алтарь, но, увы...

На утреню поехали в село Залазино, в огромный храм во имя иконы Богородицы «Всем скорбящим Радость». Накануне выяснилось, что объявление на магазине было вывешено только о совершении Литургии. Чувствовалось, что староста не очень хотела, чтобы была служба еще и накануне («темно, поздно, никто не придёт»). Было, однако, 10 человек. За месяц пока мы здесь не были, заметили три изменения: тросами, привязанными к трактору, была сброшена часть завалившегося портика над колоннами центрального входа. Теперь входить нужно было через боковую дверь. В левом приделе трудами нашего прихожанина Владимира Шпенькова была устроена алтарная перегородка. Несколько дней бригада из Торжка из трех человек занималась покрытием крыши над трапезной частью храма. С целью более плотного знакомства с прихожанами, трапезы после служб мы старались проводить в их домах. На сей раз ужинали в доме казначея. После Литургии трапезничали в самом храме. Как обычно, после службы проводил беседу (в данное время по Книге Деяний святых апостолов) и отвечал на вопросы, акцентировал на необходимости совершения вечерних служб накануне Литургий (священник, не совершающий вечерней службы накануне Литургии, смертно согрешает). Обратил внимание также на то, что надо стараться чаще причащаться - желательно за каждой Литургией, которая и так совершается здесь пока только раз в месяц.

После обеда посетили деревню Бронино, где на месте разрушенной часовни во имя свщмч. Власия был установлен поклонный крест. После его освящения пили чай у местной жительницы. Хозяйка рассказала, что сейчас в деревне живет только 13 человек. Держат в селе лишь одну корову. Закрыт клуб, магазин, медпункт. Деревня дышит на ладан...

Вечерню в воскресенье вечером совершали в селе Вышково. Когда-то здесь был каменный Казанский храм (сейчас на его месте стоит поклонный крест). Служба проходила в деревянном домике, который выделило акционерное объединение среди своих гаражей. На вечерне было 7 человек. Внимательно слушали мое поучение, задавали много вопросов. Преодолевая десятки километров в день от одного населенного пункта к другому, было совершенно нереально дома вычитывать правило к причастию, поэтому мы вычитывали его в дороге, частично заменяя Исусовой молитвой. Сильно устав днем, вырубился и крепко заснул. Вижу сон - где-то я прилег, задремал, а проснувшись, испытал шок. Причина в том, что место, на которое я прилег, оказалось большим столом для приемов и сейчас начнется пресс-конференция Президента РФ. Я протираю глаза, приглаживаю волосы, и потихонечку сползаю со стола. Появляется Владимир Владимирович, собравшиеся корреспонденты разных газет рассаживаются, (именно рассаживаются, а не теснятся вокруг него). Задают вопросы, Президент на них отвечает - ну все как обычно. Я стремлюсь воспользоваться случаем и задать свой вопрос. Его надо задать от какого-либо печатного органа, судорожно вспоминаю название нашего приходского издания. «Даниловский листок»? - нет, его редактором я был в Даниловом монастыре. Наконец вспоминаю: «Берсеневские страницы»! Пресс-конференция подходит к концу, нужно спешить. Перебрав в голове разные проблемы (аборты, разводы и пр.), наконец, формулирую свой вопрос: «Вчера по телевизору в программе «Петровка, 38» показали сюжет о подпольном заводе по производству стекломоющих жидкостей, которые запускают на продажу как спиртное. Жидкость содержит этиловый спирт, даже небольшое количество которого чревато летальным исходом. Работники подпольного производства - приезжие из Средней Азии, как сказано в материале, выплатят штраф и будут высланы. Как же так?» - хотел я спросить Президента, - «Ведь наверняка от этого яда погибли люди - почему же такое неадекватное наказание?» В это время Президент удаляется в соседний зал. Вернувшись, он спросил: «Ну что, есть еще вопросы?» Задаю свой вопрос. К сожалению, ответа на него я не получил, т.к. сразу проснулся...      Декабрь 2015 г.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Сахаров)
«В этом трагедия лютеранства и его адептов»
О престольном празднике в храме святителя Спиридона в Коптеве и посещении собора лютеран
30.12.2024
Трагедия деревни
Был нарушен многовековой, привычный крестьянский уклад жизни
27.12.2024
Священники были приветливыми, а Патриарх Кирилл, как всегда, на высоте
Заметки участника Ежегодного Собрания московского духовенства, 20 декабря 2024 г.
21.12.2024
О значимости Священного Предания
Беседа с прихожанами
02.12.2024
О пьяном угаре
Как бес пьянства уродует людей
29.11.2024
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Последние комментарии
Социализм – принуждение к бедности?
Новый комментарий от РомКа
14.01.2025 22:43
Будущее Киева. Чего хочет русский солдат?
Новый комментарий от Агафон
14.01.2025 21:13
Секрет Шафаревича
Новый комментарий от Константин В.
14.01.2025 20:47
Линия фронта
Новый комментарий от Павел Тихомиров
14.01.2025 20:45
Национальные республики живут за счёт русских регионов
Новый комментарий от Калужанин
14.01.2025 19:31
«Геттизация»: миграционная политика Италии, итоги 2024 года
Новый комментарий от Тимофей Б.
14.01.2025 18:46
«Русские общины» и опасность русского национализма
Новый комментарий от Алекс
14.01.2025 18:25