Рождество в сербских землях

Косовский Завет и эпоха неомодерна

Бывший СССР  Новости Косово 
0
563
Время на чтение 7 минут

Рождество Христово. Фреска. Монастырь Высокие Дечаны. Метохия. Сербия

Праздник Рождества Христова, с его торжественными церковными и неразделимыми с ними народными обрядами, вновь освещает «светом разума» и огнём дубовых ветвей сербские земли. От собора Святого Саввы на Врачаре до многострадальных святынь Высоких Дечан и Грачаницы, от Фрушкой Горы до Манассии, Каленича, Студеницы и Сопочан льётся победная песнь: «Разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог!». Впервые за много десятилетий в армейской казарме в Белграде (Баница-2) был отпразднован Сочельник (Бадни дан), что свидетельствует о возвращении Войска Сербии к идеалам Св. Лазаря и Короля-Мученика Александра.

...И над вифлеемской колыбелью восходила тень голгофского Креста, и над колыбелью сербства - краем Косово и Метохией - до сей поры водружен крест гонений на православный народ. Об этом вновь напомнил в Рождественском обращении Патриарх Ириней: «Мы особо поздравляем наших братьев и сестер в мученической земле - на Косово и Метохии, в нашей духовной колыбели. Мы молимся Богомладенцу Христу, да даст Он им смелость, как Даниилу (во рву львином -А.П. ) и святым юношам в Вавилоне (святым Анании, Азарии и Мисаилу в печи вавилонской- А.П. ) - поощрять и укреплять приверженность к Православию, чтобы они оставались верным заветам наших предков - святых.... Патриарх и Церковь обращаются ко всем перемещенным лицам и беженцам в нашей святой сербской земле, беженцам из Далмации, Лики, Славонии, Бараньи, Баньи и Кордуна, а также из различных частей Боснии и Герцеговины, благословляет им сделать все для того, чтобы вернуться в дома своих предков, чтобы восстановить их, улучшить и сохранить для будущих поколений» (1). В интервью «Спутнику» Патриарх с благодарностью напомнил об усилиях России по защите сербства на Космете: «Мы должны сделать (для защиты сербства на Космете) все возможное, как нация, но, конечно, в первую очередь с помощью России и других великих держав. Мы рады, что нас поддерживает Китай и многие другие страны в мире. Я надеюсь, что мы, с этими силами и влиянием, которое эти страны имеют в мире, способны сохранить то, что на протяжении веков было нашим достоянием... Мое мнение всегда было таким: я бы не стал заводить никакой разговор с шиптарами, пока сербский народ не вернётся на свои очаги на Косово и Метохии» (2). Патриарх вспомнил о скончавшемся 29 августа 2015 г. академике Милораде Экмечиче, одном из крупнейших сербских историков второй половины XX столетия. Талантливый учёный, едва не ставший в 1992 году жертвой боснийских террористов («Зелёных беретов»), был одним из авторов существующей на сегодняшний день концепции народно-освободительного движения в сербских землях, включая Боснию и Герцеговину, в 1875-1878 гг. Взгляды Милорада Экмечича в 1990-2000-ные годы прошли сложную эволюцию - от признания, что «главным союзником Сербии является не Россия, а европейская демократия», до утверждения необходимости русско-сербского стратегического союза. Следующие слова служат, на наш взгляд, своего рода завещанием сербского учёного: «Я констатирую факт, что Россия является великой державой, и что она всегда старалась доказать, что она - большая сила. И главная область, где Россия приобретала или теряла статус великой державы - Балканы. Россия больше не может быть жертвой американского вивисекции и нынешние российские власти не допустят растворения России по образцу распада СССР. Россия должна защищать свои интересы, и один из интересов - влияние на Балканах в настоящее время... Сейчас нас принуждают действовать по образцу политической элиты Черногории и уговаривают отвернуться от России. Я настаиваю на том, что требования Запада должны быть отклонены.

- К сожалению, Европа, которая создала современную цивилизацию, перед нашими глазами теряет значение, что и превратилась в колонию, где все важные решения принимаются в Вашингтоне. Если бы сейчас снова произошел крупный конфликт в Европе, будьте уверены, в этом конфликте генералы были бы американцами, а солдаты - европейцами.

Связь Сербии и России - это не только осознание кровного родства или единства в Православии, это стратегические (политические) отношения. Россия через Сербию, как я уже писал в статье для Российской Думы, подтверждала свой статус великой державы. Это только Горбачев и Ельцин не понимали. Это не совпадение, что Петр Великий, глядя в сторону Средиземного моря, посылал своих людей в сербские земли и принимал сербских делегатов в России. Первые часы на Спасской башне Кремля создал сербский монах. Наши связи, поэтому, являются давними и глубокими.

- Сербская, Русская и Греческая (Элладская) Православные Церкви должны на Святой Горе Афон построить православный исследовательский центр. Маленький студенческий городок, предпочтительно на побережье, с университетом, в котором преподавался бы (древне)греческий, с исследовательскими лабораториями и большим храмом. России придется существенно помочь в его строительстве» (3).

Возвращение к традиционному взгляду на русско-сербские отношения является примером мировоззрения новой эпохи, которая может получить наименование неомодерна. В наступающую эпоху ценности национальной и религиозной традиции, защита которых была столь сложна в период постмодернистских «тяжких туманов» (выражение Л.А. Тихомирова), - эти ценности становятся более очевидными. Борьба за них, возможно, будет ещё более тяжёлой, но конечная правота Традиции, подтверждённая самопожертвованием (имя которого для Сербии - Милица Ракич) ощущается новыми поколениями.

То, что борьба будет усиливаться, показали события Сочельника в Джаковице. Сербы-беженцы из Джаковицы в канун Рождества посетили Храм Успения Пресвятой Богородицы (при котором в 2011 году был основан монастырь) и совершили традиционные обряды "бадней вечери". Из-за их прибытия в город протестовали несколько десятков шовинистически настроенных косовских албанцев. Сербы из Джаковицы последние два года были лишены возможности посетить монастырь из-за того, что албанские боевики забрасывали камнями автобусы с паломниками. Сегодня проявления антисербского расизма ограничились швырянием яиц, снежков и гнилых яблок в сторону сербов, которые в то время были на автобусе - впрочем, до сербов ничего не долетело. Полиция действовала в соответствии с законом и помешала албанцам прийти к монастырским воротам, так что не было никакой опасности для автобуса, в котором находились сербы. Президент Ассоциации граждан Джаковицы Джокич Станоевич заявил журналистам, что сегодняшний праздник и Рождество Джаковице когда-то соблюдался всеми, и даже албанцы приходили к сербам, чтобы поздравить их."Мне грустно, потому что я преодолел 800 километров, чтобы приехать в свой родной город, но я вынужден был пройти мимо родного дома, который находится в 100 метрах отсюда". В Джаковице до агрессии UCK и НАТО жило около 12000 сербов, а сегодня в этом городе осталось всего четыре сербских монахини, напоминает Танюг (4).

... Сменяются поколения в борьбе, но уже много столетий у каждого сербского поколения - своя Косовская битва. Накануне Рождества скончался протоиерей Жарко Гаврилович. О. Жарко, один из наиболее известных противников экуменизма и содомии, родился в 1933 году, в 1956 году был рукоположен в священники. В 1990 году он основал Сербскую Свято-Саввскую Партию, впоследствии сотрудничал с движением "Сербский Образ" Небойши Крстича и обществом "Номоканон". Ещё в 1990 году он протестовал против кощунственного спектакля, порочащего Св. Савву и всю Святородную Лозу Неманичей. В 2001 году он возглавил народное движение против парада содомитов в Белграде. О. Жарко выступал против бомбардировок НАТО, против выдачи в Гаагу Радована Караджича и Ратко Младича, против разрушения Валевской Грачаницы, против филокатоличества и литургического модернизма. Последовательный и непреклонный "иустиновец" (по имени Св. Юстина (Поповича)), он прошёл через многие огорчения и разочарования в людях (иногда - объясняемые излишним доверием к тем, кого он ошибочно считал патриотами Сербии). Сложными были его отношения с Патриархом Павлом, Митрополитом Амфилохием и Епископом Афанасием (Евтичем), но, в конечном итоге, он остался в литургическом общении с Сербской Церковью. Его слова 2001 года: "Мы не для того боролись против коммунистического режима, чтобы к власти пришли содомиты-сатанисты", - отражают трагедию сербского правого движения 1990-х годов, которое в противостоянии с "неокоммунистической" властью проигнорировало гораздо большую угрозу для Православия и Сербства, исходившую от евроатлантистов. По милости Божией, о. Жарко не пошёл путём Вука Драшковича, променявшего патриотизм и русофильство на евроатлантический либерализм. Он поддерживал движения, исповедовавшие принципы русско-сербского религиозного, народного и политического единства. Да помилует его Господь молитвами Святых из лозы Неманичей и Негошей, Святых Николая (Велимировича) и Юстина (Поповича), которых он так любил. Для меня он, наряду с Патриархом Павлом, останется воином Небесной Сербии.

Вечная память тебе, о. Жарко, и честит Божич!

 

Примечания:

1. Источник:

http://www.spc.rs/sr/bozhitshna_poslanica_srpske_pravoslavne_crkve_3

2. Спутник Сербия

3. Источники:

1) http://www.pravda.rs/2015/09/02/poruke-milorada-ekmecica-srbiji-se-ponovo-moze-desiti-27-mart/

2)  Нова српска политичка мисао

4. http://www.politika.rs/scc/clanak/346711/Raseljeni-Srbi-uneli-badnjak-u-crkvu-u-Dakovici

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Александрович Поповкин
О патриотах русской эмиграции времён Великой Отечественной войны
Многие русские православные патриоты-изгнанники так и не смогли дождаться справедливой всеобъемлющей оценки своего труда
30.09.2024
«Великий день Кирилловой кончины» (Ф.И.Тютчев)
День памяти 14/27 февраля. Иконописная традиция изображения Славянских Апостолов в XIX веке и её изменения
27.02.2021
Черногория: цугцванг «сигаретного короля»
К итогам парламентских выборов в Черногории
31.08.2020
Все статьи Алексей Александрович Поповкин
Бывший СССР
Русский мир: настоящее и будущее
Об источниках самосознания народа России
14.01.2025
День памяти духовного писателя С.А. Нилуса
Сегодня мы также вспоминаем графа Н.П.Шереметева, металлурга П.М.Обухова, адмирала З.П.Рожественского, генерала М.Г.Дроздовского и академика С.П.Королева
14.01.2025
«Правый поворот» в восточной Европе продолжается…
Победа Зорана Милановича в Хорватии. Что это значит для России?
13.01.2025
Из Конституции РФ должен исчезнуть американский дух
Российская Федерация должна быть правопреемником и Союза ССР, и Российской Империи на своей территории
13.01.2025
Все статьи темы
Новости Косово
«Дьявольское наваждение»
Главы романа
13.01.2025
Никто не безнадежен для Христа
Беседа с игуменом Саввой (Илич), настоятелем сербского монастыря Вуян в честь Архангела Гавриила
26.12.2024
Коммунисты: Потакание великоалбанскому шовинизму
Глава XIII. Югославия и реваншистско-ревизионистские движения
23.12.2024
Косовская Митровица: город Кафки
Вести из Косово и Метохии
20.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Социализм – принуждение к бедности?
Новый комментарий от РомКа
14.01.2025 22:43
Будущее Киева. Чего хочет русский солдат?
Новый комментарий от Агафон
14.01.2025 21:13
Секрет Шафаревича
Новый комментарий от Константин В.
14.01.2025 20:47
Линия фронта
Новый комментарий от Павел Тихомиров
14.01.2025 20:45
Национальные республики живут за счёт русских регионов
Новый комментарий от Калужанин
14.01.2025 19:31
«Геттизация»: миграционная политика Италии, итоги 2024 года
Новый комментарий от Тимофей Б.
14.01.2025 18:46
«Русские общины» и опасность русского национализма
Новый комментарий от Алекс
14.01.2025 18:25