Рождество Христово. Фреска. Монастырь Высокие Дечаны. Метохия. Сербия
Праздник Рождества Христова, с его торжественными церковными и неразделимыми с ними народными обрядами, вновь освещает «светом разума» и огнём дубовых ветвей сербские земли. От собора Святого Саввы на Врачаре до многострадальных святынь Высоких Дечан и Грачаницы, от Фрушкой Горы до Манассии, Каленича, Студеницы и Сопочан льётся победная песнь: «Разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог!». Впервые за много десятилетий в армейской казарме в Белграде (Баница-2) был отпразднован Сочельник (Бадни дан), что свидетельствует о возвращении Войска Сербии к идеалам Св. Лазаря и Короля-Мученика Александра.
...И над вифлеемской колыбелью восходила тень голгофского Креста, и над колыбелью сербства - краем Косово и Метохией - до сей поры водружен крест гонений на православный народ. Об этом вновь напомнил в Рождественском обращении Патриарх Ириней: «Мы особо поздравляем наших братьев и сестер в мученической земле - на Косово и Метохии, в нашей духовной колыбели. Мы молимся Богомладенцу Христу, да даст Он им смелость, как Даниилу (во рву львином -А.П. ) и святым юношам в Вавилоне (святым Анании, Азарии и Мисаилу в печи вавилонской- А.П. ) - поощрять и укреплять приверженность к Православию, чтобы они оставались верным заветам наших предков - святых.... Патриарх и Церковь обращаются ко всем перемещенным лицам и беженцам в нашей святой сербской земле, беженцам из Далмации, Лики, Славонии, Бараньи, Баньи и Кордуна, а также из различных частей Боснии и Герцеговины, благословляет им сделать все для того, чтобы вернуться в дома своих предков, чтобы восстановить их, улучшить и сохранить для будущих поколений» (1). В интервью «Спутнику» Патриарх с благодарностью напомнил об усилиях России по защите сербства на Космете: «Мы должны сделать (для защиты сербства на Космете) все возможное, как нация, но, конечно, в первую очередь с помощью России и других великих держав. Мы рады, что нас поддерживает Китай и многие другие страны в мире. Я надеюсь, что мы, с этими силами и влиянием, которое эти страны имеют в мире, способны сохранить то, что на протяжении веков было нашим достоянием... Мое мнение всегда было таким: я бы не стал заводить никакой разговор с шиптарами, пока сербский народ не вернётся на свои очаги на Косово и Метохии» (2). Патриарх вспомнил о скончавшемся 29 августа 2015 г. академике Милораде Экмечиче, одном из крупнейших сербских историков второй половины XX столетия. Талантливый учёный, едва не ставший в 1992 году жертвой боснийских террористов («Зелёных беретов»), был одним из авторов существующей на сегодняшний день концепции народно-освободительного движения в сербских землях, включая Боснию и Герцеговину, в 1875-1878 гг. Взгляды Милорада Экмечича в 1990-2000-ные годы прошли сложную эволюцию - от признания, что «главным союзником Сербии является не Россия, а европейская демократия», до утверждения необходимости русско-сербского стратегического союза. Следующие слова служат, на наш взгляд, своего рода завещанием сербского учёного: «Я констатирую факт, что Россия является великой державой, и что она всегда старалась доказать, что она - большая сила. И главная область, где Россия приобретала или теряла статус великой державы - Балканы. Россия больше не может быть жертвой американского вивисекции и нынешние российские власти не допустят растворения России по образцу распада СССР. Россия должна защищать свои интересы, и один из интересов - влияние на Балканах в настоящее время... Сейчас нас принуждают действовать по образцу политической элиты Черногории и уговаривают отвернуться от России. Я настаиваю на том, что требования Запада должны быть отклонены.
- К сожалению, Европа, которая создала современную цивилизацию, перед нашими глазами теряет значение, что и превратилась в колонию, где все важные решения принимаются в Вашингтоне. Если бы сейчас снова произошел крупный конфликт в Европе, будьте уверены, в этом конфликте генералы были бы американцами, а солдаты - европейцами.
Связь Сербии и России - это не только осознание кровного родства или единства в Православии, это стратегические (политические) отношения. Россия через Сербию, как я уже писал в статье для Российской Думы, подтверждала свой статус великой державы. Это только Горбачев и Ельцин не понимали. Это не совпадение, что Петр Великий, глядя в сторону Средиземного моря, посылал своих людей в сербские земли и принимал сербских делегатов в России. Первые часы на Спасской башне Кремля создал сербский монах. Наши связи, поэтому, являются давними и глубокими.
- Сербская, Русская и Греческая (Элладская) Православные Церкви должны на Святой Горе Афон построить православный исследовательский центр. Маленький студенческий городок, предпочтительно на побережье, с университетом, в котором преподавался бы (древне)греческий, с исследовательскими лабораториями и большим храмом. России придется существенно помочь в его строительстве» (3).
Возвращение к традиционному взгляду на русско-сербские отношения является примером мировоззрения новой эпохи, которая может получить наименование неомодерна. В наступающую эпоху ценности национальной и религиозной традиции, защита которых была столь сложна в период постмодернистских «тяжких туманов» (выражение Л.А. Тихомирова), - эти ценности становятся более очевидными. Борьба за них, возможно, будет ещё более тяжёлой, но конечная правота Традиции, подтверждённая самопожертвованием (имя которого для Сербии - Милица Ракич) ощущается новыми поколениями.
То, что борьба будет усиливаться, показали события Сочельника в Джаковице. Сербы-беженцы из Джаковицы в канун Рождества посетили Храм Успения Пресвятой Богородицы (при котором в 2011 году был основан монастырь) и совершили традиционные обряды "бадней вечери". Из-за их прибытия в город протестовали несколько десятков шовинистически настроенных косовских албанцев. Сербы из Джаковицы последние два года были лишены возможности посетить монастырь из-за того, что албанские боевики забрасывали камнями автобусы с паломниками. Сегодня проявления антисербского расизма ограничились швырянием яиц, снежков и гнилых яблок в сторону сербов, которые в то время были на автобусе - впрочем, до сербов ничего не долетело. Полиция действовала в соответствии с законом и помешала албанцам прийти к монастырским воротам, так что не было никакой опасности для автобуса, в котором находились сербы. Президент Ассоциации граждан Джаковицы Джокич Станоевич заявил журналистам, что сегодняшний праздник и Рождество Джаковице когда-то соблюдался всеми, и даже албанцы приходили к сербам, чтобы поздравить их."Мне грустно, потому что я преодолел 800 километров, чтобы приехать в свой родной город, но я вынужден был пройти мимо родного дома, который находится в 100 метрах отсюда". В Джаковице до агрессии UCK и НАТО жило около 12000 сербов, а сегодня в этом городе осталось всего четыре сербских монахини, напоминает Танюг (4).
... Сменяются поколения в борьбе, но уже много столетий у каждого сербского поколения - своя Косовская битва. Накануне Рождества скончался протоиерей Жарко Гаврилович. О. Жарко, один из наиболее известных противников экуменизма и содомии, родился в 1933 году, в 1956 году был рукоположен в священники. В 1990 году он основал Сербскую Свято-Саввскую Партию, впоследствии сотрудничал с движением "Сербский Образ" Небойши Крстича и обществом "Номоканон". Ещё в 1990 году он протестовал против кощунственного спектакля, порочащего Св. Савву и всю Святородную Лозу Неманичей. В 2001 году он возглавил народное движение против парада содомитов в Белграде. О. Жарко выступал против бомбардировок НАТО, против выдачи в Гаагу Радована Караджича и Ратко Младича, против разрушения Валевской Грачаницы, против филокатоличества и литургического модернизма. Последовательный и непреклонный "иустиновец" (по имени Св. Юстина (Поповича)), он прошёл через многие огорчения и разочарования в людях (иногда - объясняемые излишним доверием к тем, кого он ошибочно считал патриотами Сербии). Сложными были его отношения с Патриархом Павлом, Митрополитом Амфилохием и Епископом Афанасием (Евтичем), но, в конечном итоге, он остался в литургическом общении с Сербской Церковью. Его слова 2001 года: "Мы не для того боролись против коммунистического режима, чтобы к власти пришли содомиты-сатанисты", - отражают трагедию сербского правого движения 1990-х годов, которое в противостоянии с "неокоммунистической" властью проигнорировало гораздо большую угрозу для Православия и Сербства, исходившую от евроатлантистов. По милости Божией, о. Жарко не пошёл путём Вука Драшковича, променявшего патриотизм и русофильство на евроатлантический либерализм. Он поддерживал движения, исповедовавшие принципы русско-сербского религиозного, народного и политического единства. Да помилует его Господь молитвами Святых из лозы Неманичей и Негошей, Святых Николая (Велимировича) и Юстина (Поповича), которых он так любил. Для меня он, наряду с Патриархом Павлом, останется воином Небесной Сербии.
Вечная память тебе, о. Жарко, и честит Божич!
Примечания:
http://www.spc.rs/sr/bozhitshna_poslanica_srpske_pravoslavne_crkve_3
3. Источники:
1) http://www.pravda.rs/2015/09/02/poruke-milorada-ekmecica-srbiji-se-ponovo-moze-desiti-27-mart/
2) Нова српска политичка мисао
4. http://www.politika.rs/scc/clanak/346711/Raseljeni-Srbi-uneli-badnjak-u-crkvu-u-Dakovici