Заметки северного паломника
11 января / 29 декабря - память преп. Лаврентия Черниговского
ДВЕ «РУКАВИЧКИ»
Десять лет назад появились в моем домашнем иконостасе эти две небольшие ламинированные иконки: святителя Феодосия и преподобного Лаврентия Черниговских. На обоих святые изображены рядом с ковчегами, где почивают их мощи, в кафедральном Свято-Троицком соборе Чернигова.
И ещё - две «рукавички», освященные на мощах, одна - вишневого цвета, другая солнечно-оранжевая. «Рукавички» иногда кладу под подушку, чтобы святые и меня грешного не позабыли, дабы когда от трудов и суеты почиваю, не дурным и соблазнительным мыслям предавался перед сном и во время оного, но думал и размышлял в правильную сторону. Как советовал батюшка Лаврентий - «ум нужно непрестанно вправлять в молитву, а то он ходит, где попало».
На Украине я побывал в 2006 году. До этого уже немало поездил - попаломничал по святым местам (благо северный отпуск два месяца), не однажды гостевал у преподобного Серафима, в Оптиной, Псково-Печерском, Санаксарском и Пафнутьевом монастырях, всего не перечислишь...
Т.е. так сложилась дорожная карта, что побывал сначала на святых, сокровенных местах современной России, а потом само собой появилось желание посмотреть края, откуда «есть пошла Русская земля».
Подтолкнул к воплощению его и наш тогдашний настоятель, протоиерей Сергий Барицкий, съездивший незадолго до этого на Украину. После его рассказов и я почувствовал - пора. ( Батюшка сейчас служит на столичном подворье Троице - Сергиевой лавры). Потому, оказавшись в очередном отпуске в Москве, скоро оформился, в турбюро «Ковчег», на паломническую поездку по Украине. Было начало августа...
***
Маршрут начинался с Почаевской лавры (к празднованию иконы 5 августа), затем Киев и Чернигов, поэтому, погрузившись на Киевском вокзале в вагон (в группе было с десяток человек), мы должны были ехать до Тернополя, а там нас уже встретят, с автобусом...
Я отвык ездить на поездах, когда-то пацаном любил, а теперь нет, т.к. приучился к другому виду транспорта, к нам ведь «только самолётом можно долететь». В вагоне - духота, тряска, тусклый свет, теснота, переодевания, лазанья по полкам... То ли дело на авиалайнере (нынче это, увы, Боинги): прошёл через сито регистрации, ну немного разделся - оделся, как без этого, загрузился, подремал, почитал, перекусил, и - на выход. Всего-то восемь часов на треть земного шара. Причём, во сколько улетел из Магадана, скажем, в 12 ч., во столько же и прилетел в тот же день в Москву, родное Домодедово, ни минуты не потерял, вот и машина времени, чудеса. (Правда, потом, когда обратно, понятное дело, все компенсируется и накручивается вдвойне, «бесплатно» ничего не бывает).
***
С Домодедово, если серьёзно, мы повязаны теперь и в другом смысле: здесь во время террористического акта в январе 2011-го погиб в числе тридцати пяти один из бывших наших прихожан, хороший добрый человек, помогавший с супругой Церкви, Валерий Белоусов. Он с семьей переехал из Магадана в Сергиев Посад, в последнее время прирабатывал извозом, и в те часы находился в аэропорту...
У меня хранится фотоснимок, где они с семьей запечатлены во дворе Троице - Сергиевой лавры с владыкой Феофаном, нынешним митрополитом Казанским и Татарстанским, нашим бывшим архиереем.
Царство Небесное рабу Божию Валерию и иже с ним.
ЧЕРНИГОВСКИЙ ЕЛЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ
После путешествия в Почаев и посещения Киевских монастырей (это отдельная история), в предпоследний день паломничества поехали из столицы Украины в Чернигов.
Что я до поездки знал о нём?.. Разве только, что это древняя русская земля и родина святых мучеников Михаила Черниговского и «болярина его Феодора». Они бесстрашно исповедовали православную веру в Орде, и отказались пройти через огонь и поклониться богам, прежде чем предстать хану Батыю. Князя Михаила уговаривали другие русские князья, жившие в Орде ради заступничества за землю Русскую перед завоевателями, но он отвечал, что царю, которому покорила землю Русскую десница Всевышнего, поклониться он готов, но твари, христианину, чтущему Единого Бога, поклоняться не подобает.
Зная, что приходит последний час, Михаил и Феодор непрестанно молились, и когда после истязаний отсекли голову князю Михаилу, уста продолжали повторять: «Я - христианин». Затем казнили верного Феодора, тела их бросили в поле, псам, но собаки не тронули их, а ночью стал появляться над ним огненный столп...(1245 г.).
***
Помнится, Чернигов удивил сначала своим заштатным видом, провинциальностью - дома, избы прямо в центре города, небольшой рынок, да пятиэтажки - хрущевки, особых высоток не было (во всяком случае по пути следования).
Сначала повезли нас в один из самых древних монастырей, Свято-Успенский Елецкий. (Завершился маршрут в Троицком кафедральном соборе, где почивают мощи святителя Феодосия и преподобного Лаврентия).
Монастырь расположен на юго-западном склоне Болдиных гор на расстоянии около километра от центра древнего города - Детинца. Он был основан в середине XI в. князем Святославом Ярославичем в хвойном лесу.
Предположительно, князь построил церковь на том месте, где по преданию явилась преподобному Антонию, «отцу русского монашества» икона Божией Матери. Он увидел её на ели, сияющую светлыми лучами, так что она казалась окруженной огнем. Датой этого события называют 3 февраля 1060 г. (по старому стилю).
Князь увидел в этом великое знамение и повелел на этом месте заложить Успенскую церковь. Возможно, тогда и стали селиться там монахи в пещерах. Преподобный Антоний Печерский также подвизался здесь некоторое время в пещере, когда был изгнан из Киева великим князем Изяславом.
В истории Русской Церкви явление этой иконы было первым подобным чудом, поэтому образ Елецкой Божьей Матери Успенского почитается как великая святыня. (Кроме того, в Елецком монастыре хранится и чудотворная Черниговская Троице - Ильинская икона Богородицы).
В 1239 году монастырь был разграблен монголо - татарами и пришёл в запустение. В начале XVI века Чернигов переходит под власть Москвы. Есть сведения, что в это время древняя обитель возобновляется. Ее окружают укреплениями, и в ней обитают московские иноки. В 1611 году Чернигов был сожжен польскими войсками. После этого монахи удаляются в Москву. А монастырь с 1623 года переходит в ведение иезуитов.
В 1649 году Чернигов был освобожден от поляков, и Елецкий монастырь вскоре снова стал православным.
Как сообщает сайт обители, основной комплекс строений монастыря сложился в XVIII в., и теперь являет собой на удивление целостный барокковый ансамбль, несмотря на то, что в его состав входят здания, построенные в разное время: Успенский собор XI в., колокольня XVII в., ограда с воротами XVII в., келии XVI-XVII вв., дом Феодосия Углицкого XVIII в. и древние пещеры.
***
Мы побывали, помолились в Успенском соборе, приложились к частицам мощей святых Феодосия Черниговского, Димитрия Ростовского и Лаврентия, написали записки, там же, помнится, приобрёл я и упоминавшиеся «рукавички»...И ещё - «именные кирпичики» на строительство храма Николая Чудотворца. ( Благодаря им, выявил точную дату пребывания в обители - 7 августа 2006 г.).
Когда вышли, наша сопровождающая показала небольшой домик, недалеко от храма, устроенный в 1688 году свт. Феодосием, будущим архиепископом Черниговским. На балке потолка вырезаны его инициалы. Домик хоть и перестраивался, но слава Богу, сохранился.
В нём затем обитали, будучи настоятелями Свято-Успенского Елецкого монастыря, св. Иоанн Максимович, духовный писатель и миссионер, предок нашего современника св. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, архимандрит Димитрий (Туптало), нам хорошо известный как святитель Димитрий Ростовский, автор замечательных «Житий», архимандрит Иоанникий Галятовский, много сделавший для восстановления обители. Провёл здесь некоторое время святитель Филарет Гумилевский, церковный историк, и другие выдающиеся служители Церкви.
Последним в этом ряду стал священномученик Пахомий (Кедров), архиепископ Черниговский. Именно он здесь, в Елецком монастыре рукоположил в священный сан иеродиакона Лаврентия. Это было в самый канун революции, в 1916 году.
ОТ ЛУКИ К ЛАВРЕНТИЮ
Преподобный Лаврентий, в миру Лука Евсеевич Проскура, родился в 1868 году в селе Карильском близ г. Коропа Черниговской губернии. Он был шестым ребёнком в верующей и благочестивой крестьянской семье. Господь одарил мальчика Луку музыкальным слухом, любовью к пению. Отрок научился играть на скрипке, четырнадцати лет стал регентовать.
В двадцать с небольшим он ушёл в Рыхловский Никольский мужской монастырь, где был на послушании регента хора и уставщика. В этот период жизни Лука трижды побывал на Афоне, посетил Иерусалим, даже руководил там немного патриаршим хором.
Затем последовало назначение регентом в Черниговский Троице - Ильинский мужской монастырь. Здесь, в 1912 году, на 45-м году жизни, Лука принял монашество с именем Лаврентий. Через два года он был рукоположен в иеродиакона, а в 1916 году, как упоминали выше - в иеромонаха. Уже после революции, в 1923 году, в Киеве о. Лаврентий был тайно пострижен в схиму лаврским схиигуменом Гавриилом. А в 1928-м возведён в сан архимандрита.
***
В 1930 году, когда закрыли Троицкий монастырь, отец Лаврентий поселился в маленьком скромном домике Чернигова, принимая духовных чад по ночам. Богослужения совершал в небольшом Ильинском храме. Фактически, до начала войны он жил как отшельник. Но на нелегальном положении.
По свидетельству хозяйки Елены, будущей монахини Евлампии, в доме которой он обитал, Лаврентию являлись пророк Божий Илия и праведный Енох. «Они со мной беседовали о последних судьбах мира, России, Православном Царе и антихристе, - рассказывал ей Батюшка, - И ещё сказали, что придёт со мной беседовать святой апостол Иоанн Богослов».
Это свершилось через десять лет, уже в 1949 году, по рассказам архиепископа Симона, архиепископа Феодосия, епископа Иакова и архимандрита Феофана. Батюшка также свидетельствовал: «Мне было несколько явлений Царицы Небесной, посещала меня и Сама, и с Архангелами Михаилом и Гавриилом».
Во время войны, после захвата Чернигова немецкими войсками, 73-летний старец организовал две монашеские общины: мужскую (35 иноков) и женскую (70 инокинь). Последняя разместилась в Троицком Черниговском монастыре, где на Пасху 1942 года отец Лаврентий возобновил богослужения в соборном храме.
***
Этот монастырь впоследствии перестал существовать, и женская община возобновилась в Елецкой обители, когда та, после разорения, стала восстанавливаться в начале 90-х. С 1996 года до кончины в 2006-м монастырь возглавляла игумения Амвросия (Иваненко), которая была духовной дочерью, ученицей и постриженницей святого батюшки Лаврентия. У неё хранился и посох старца.
Сейчас в монастыре подвизаются шестьдесят сестёр, руководит обителью игумения Нектария (Трейтяк).
***
После небольшой экскурсии по территории монастыря нас провели к трапезной, но перед входом настоятельница (возможно, это была ещё игумения Амвросия) встречала нас с посохом-палкой преподобного. Как известно, Господь попустил ему в раннем детстве повредить ногу («сила Моя через немощь совершается»), и он ходил, прихрамывая на правую ногу, которая была чуть короче левой. Матушка нам объяснила, что через посох действует (по вере, естественно, и молитве) благодатная сила великого старца.
Поэтому игуменья «простучала», прошлась по нашим спинам, рукам, ногам, позвонкам и косточкам, у кого где болело. И я, помолившись, попросил преподобного, чтобы он через эту свою палку выстучал, удалил из моей телесной периферии всё болезненное, греховное и ненужное, во благо душевному и духовному.
- Стучи сильней, матушка, - попросил я. Она лишь улыбнулась.
Мы недолго, часа полтора были в обители, но вот это ощущение, что рядом здесь великие и смиренные святые - осталось навсегда.
Когда готовил материал этот, надо было кое-что уточнить, в источниках не нашёл, позвонил в Чернигов, в монастырь. Меня интересовало, в том числе, что изображено над ракой с мощами преподобного в Троицком кафедральном соборе, там проглядывает не икона, а живописное полотно. Дежурная сестра сказала, что это картина о Михаиле Черниговском и Феодоре, в Орде.
- А посох где?
- Да у нас в монастыре, как был.
Я поздравил её с Рождеством Христовым, с наступающим днём памяти преподобного, она сказала, что готовятся к празднику и пригласила: приезжайте к нам, будем рады.
- Да я на Дальнем Востоке сейчас.
- Дак на самолете прилетайте! - сказала она просто, как о само собой разумеющемся, и действительно, чего тут мудрить...Помогай, Господи, сестрам во всех благих!..
***
Поистине, «дивен Бог во святых своих». Многие духовные лица, митрополиты и епископы, священники и схимонахи, которым доводилось общаться с о.Лаврентием, свидетельствуют, что он был великим подвижником и старцем, что на батюшке почивает Дух Божий, и он подобен древним святым.
Господь хранил его на всех путях, хотя неоднократно грозила батюшке опасность. Известно множество случаев его прозорливости и благодатной помощи людям. Те, кого он благословлял, проходили неповрежденно сквозь войны и всяческие беды, неоднократно описаны случаи, когда он намеренно задерживал человека от поездки и оказывалось, что с поездами случались катастрофы.
Вот на капусту напала гусеница, пожирает, доедает, никакие меры не помогают, и золой обсыпали, бесполезно. Пошли к батюшке за помощью, он помолился, и вся гусеница вползла во вблизи находящееся озеро. Утром все увидели это чудо.
Как и у многих святых людей, у старца Лаврентия было доброе, любвеобильное сердце. Он говорил: «Как можно давать эпитимии? Ведь и так все в скорби. Нужно всех любить, жалеть, прощать и молиться. Я никому не давал эпитимий».
КТО ЗАПИСАН В «КНИГУ ЖИЗНИ»
Читая житие преподобного, находишь много полезного для себя, много, как говорится, актуального. (Это помимо пророчеств, о которых позже).
Батюшка говорил (уже началась война): «...Молитесь за нашу святую Русь. Она как роза цвела. А иностранцы ввели содомские грехи. Чревоубийственные, венерические болезни, чем осквернили её и оскорбили».
***
Приболела одна благочестивая женщина, пожаловалась батюшке, что не могла выйти, чтобы начислить зарплату. «А ты к врачам обращайся и лечись травами,- сказал он.- Врач, если верующий, то он, как Апостол. А к шептухам не ходи, это бесовское дело. От них отнимается благодать. Они к молитвам да прибавят ещё слово «свое». Вот если в бочку меда да влить ложку керосина, то и не будешь есть...».
***
«Батюшка, благословите не есть сала» - просила одна женщина. «Как говорится: сало можно есть, а людей нельзя»,- ответил старец. Через некоторое время она опять, за обедом повторила свою просьбу. Батюшка повторил тот же ответ.
Сестры потом узнали, что она очень плохо жила со своей снохой, очень тихой, терпеливой и богобоязненной женщиной.
***
Не раз бывало, обижали сестер всякие конторские начальники, те со слезами к батюшке. Он помолится, говорит, иди снова, только по пути ни с кем не разговаривай. Приходит сестра - все обходительные, сговорчивые, все что требовалось, разрешили. Она радостная, к батюшке, рассказывает, как все переменились. Он улыбается: «Э, вот когда человек злой, то в нем бес, а когда помолишься, то он отскочит и человек становится добрым».
***
А вот ещё поучение. М. М. рассказывала: «Когда умирал отец, я попросила его, чтобы он, по молитвам о. Лаврентия, приснился мне, и он пообещал...Один раз приснился: «Благодарю за булочки. Лучше ничего не надо, они помогают мне. Я знаю, что ты в долгах, но без «булочек» я погибну... Я пошла и рассказала батюшке. Он сказал, что это не булочки, а просфоры, которые подаются на проскомидию. Ими смываются грехи человека.
***
Батюшка говорил: «Если нужно тебе уйти с литургии, то уходи после «Отче наш».А если уже вышли с Причастием Тела и Крови, то стой со страхом и молись на месте, потому что здесь присутствует Сам Господь со Архангелами и Ангелами. И если можешь, то пролей хоть малую слезу о своем недостоинстве. А Ангел твой Хранитель будет рад за тебя. Если кто тебя спросит о чем-либо, ответь ему, но очень кратко. А сама стой как свеча в храме».
***
Ещё говорил: «Счастливы те, которые записаны в Книге Жизни». А на вопрос сестер, кто же записан в ней, ответил: «У кого влечение к церкви, тот записан».
ОБОЛЬСТИТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАДЫ
Хорошо известны и часто упоминаются пророчества старца Лаврентия о признаках времени прихода антихриста, о том, каким образом он появится. Будет повсюду благолепие, будут открываться и ремонтироваться храмы и монастыри, будут золотить купола...
Когда он персонально обозначится, ложные речи и знамения антихриста будет одновременно видеть и слышать весь мир. Батюшку спросили: «Как все сие будет?» Святой Старец ответил со слезами: «На святом месте будет стоять мерзость запустения и показывать скверных обольстителей мира, и они будут обманывать людей, отступивших от Бога, и творить ложные чудеса. И после них явится антихрист и весь мир увидит его одноразово».
Отцы-священники вопросили Святого: «Где на святом месте? В церкви?» Преподобный ответил: «Не в церкви, а в каждом доме. В углу, где стоят и висят сейчас святые иконы, будут стоять обольстительные прилады для прельщения людей. Многие скажут: «Нам нужно смотреть и слушать новости». Вот в новостях-то и явится антихрист».
Тогда это казалось невероятным - как это одновременно весь мир увидит и услышит?.. Сегодня это уже просто и привычно до безобразия: включил телеящик, не вставая с дивана, и пожалуйста. Одно слово - «прилада».
Тут же на память, конечно, приходят стихи:
Свет телевизора в каждом окне,
Это лампадки зажгли сатане.
ЕСЛИ Б ЖИЛИ ПО ЛЮБВИ
Атмосфера, в которой проживал преподобный (мы уже как-то об этом подзабываем), была в условиях жестоко гонимой Церкви постоянно предапокалиптической. Поэтому старец любил размышлять о последних временах, дабы народ христианский не расслаблялся, всегда был готов.
«Внезапно Судия приидет», как мы знаем, но как часто недопонимаем. (Кстати заметить, элемент внезапности значительных исторических коллизий все чаще демонстрируется буквально в последние два года - Украина, Сирия, Турция, нефть... Всё может резко измениться в одно мгновенье).
Батюшка сестрам говорил: «А вы для нашей церкви в ремонте будьте умеренны, в её наружном виде. Больше молитесь, ходите в церковь, пока есть возможность, особенно на Литургию, на которой приносится Бескровная Жертва за грехи всего мира. Почаще исповедуйтесь и причащайтесь Тела и Крови Христовой, и вас Господь укрепит».
Вот это главное, самое важное.
***
Одной благочестивой вдове приснился сон: вижу, как будто в Троицком монастыре батюшка Лаврентий Черниговский с насельницами. Сестер было много, а хор поет "Радуйся, Царице". И вдруг старец поднимается на воздух, а с ним только несколько матушек - семь или восемь! Я побежала и спросила его: почему так мало монашек поднялось вверх, но с этими словами, не получив ответа, я проснулась.
Когда я приехала к отцу Лаврентию, он сказал:
- Как тебе снилось, так оно и есть! Если бы жили по любви, то было бы все хорошо. Если есть у кого кусок хлеба, это - чтобы разделить с другим, который о нем помолился бы. Так, у обоих была бы милостыня, все бы спаслись! А у нас наоборот: у кого есть кусок хлеба, тот подымает сильные скандалы. Потому и мало подымается в воздух, что нет любви!
Батюшка часто сидел и плакал: жалел людей, которые погибают.
- Сколько же людей набито в пекле, словно в бочке селедки, - говорил старец Лаврентий. Чада его утешали, а он отвечал сквозь слезы:
- Вы не видите. А если бы видели, то как жалко! А в последнее время ад наполнится юношами.
О РОССИИ, РАСКОЛАХ И ЕРЕСЯХ
Не будем касаться подробно таинственной и прикровенной сферы самых последних времен, но обратимся в первую очередь, поминая преподобного Лаврентия, к пророчествам и заветам великого старца, которые очень актуальны для нас сегодня, дабы не вернулось худшее «с семью злейшим».
Преподобный говорил, что «В России исчезнут все расколы и ереси. Гонения на Церковь Православную не будет. Господь святую Русь помилует за то, что в ней было страшное предантихристово время. Просиял великий полк Мучеников и Исповедников, начиная с самого высшего духовного и гражданского чина митрополита и царя, священника и монаха, младенца и даже грудного дитя и кончая мирским человеком. Все они умоляют Господа... Нужно твердо знать, что Россия - жребий Царицы Небесной, Она о ней заботится и ходатайствует о ней сугубо. Весь сонм Святых русских с Богородицей просят пощадить Россию. В России будет процветание веры и прежнее ликование (только на малое время, ибо придёт Страшный Судия судить живых и мертвых). Русского Православного царя будет бояться даже сам антихрист. А другие все страны, кроме России и славянских земель, будут под властию антихриста и испытают все ужасы и муки, написанные в Священном Писании. Россия, кайся, прославляй, ликуя, Бога и пой Ему: Аллилуйя».(Свидетельства схиархимандрита Феофана, схим.Александра и м.Олимпиады. Цит. по книге «Поучения, пророчества преподобного Лаврентия Черниговского», Киев, 2001).
***
«Любвеобильный батюшка говорил нам, что когда появится малая свобода, будут открываться церкви, монастыри и будут их ремонтировать, все лжеучения выйдут наружу вместе с бесами и безбожниками тайными
(католики, униаты, украинцы самосвяты и другие) и сильно на Украине ополчатся против Русской Православной Церкви, её единства и соборности.
Эту еретическую группировку будет поддерживать власть безбожная, а поэтому будут отнимать у православных церкви и верных избивать. Тогда Киевский митрополит (недостоин сего звания) вместе со своими единомышленными архиереями и иереями сильно поколеблет Церковь Русскую. Весь мир удивится его беззаконию и устрашится. Сам уйдет в
вечную погибель, как и Иуда. Но все эти наветы лукавого и лжеучения в России исчезнут, а будет Единая Церковь Православная Российская».
Отец Лаврентий, в частности беседуя с архимандритами Феофаном и Никифором и своими близкими, настойчиво и строго предупреждал, что «...наши родные слова - Русь и Русский. И обязательно нужно знать, помнить и не забывать, что было крещение Руси, а не крещение Украины. Киев - это второй Иерусалим и мать русских городов. Киевская Русь была вместе с великой Россией. Киев без великой России и в отдельности от России немыслим ни в каком и ни в коем случае».
Объясняя, что в Польше была тайная иудейская столица, и поляков принуждали завоевывать Русь, преподобный говорил: «православных теснили и притесняли со всех сторон, покровительствуя Польше, католичеству и унии. Очень не нравились слова: Русь и русский, поэтому назвали завоеванные поляками русские земли сначала Малороссией. Потом опомнились, что здесь есть слово Рос, и перезвали Окраиной. Слово окраина - это позорное и унизительное слово! Какая окраина?! Чего и почему окраица, когда за этой мнимой окраиной находятся другие страны и государства?! И позже узаконили нам слова «Украина» и «украинцы», чтобы мы охотно забыли свое название русский и навсегда оторвались от святой и православной Руси».
И далее старец Лаврентий продолжал: «Преподобный Феодосий игумен Киево-Печерский писал, чтобы мы не хвалили чужую веру и ни в коем случае не соединялись с католиками и не оставляли православную веру. Архиепископ Лазарь и святитель Феодосий, его же и мощи перед нами (говоря это, батюшка положил земной поклон в сторону Кафедрального Собора), и святитель Иоанн митрополит Тобольский, они всеми силами старались по слову Господа Иисуса «да вси будут едино» быть с Православной Россией, чтобы вместе составить Святую Русь. И чтобы навсегда освободиться от польского владычества и избавиться нам от
чуждого католичества и унии душепагубной, введенной и насажденной угрозами, пытками, насилием и смертью. Знайте! Помните! И не забывайте!..»
«В Киеве никогда не было патриарха, - говорил батюшка. - Патриархи были и жили в Москве», и предупреждал: «Чтобы верны были мы Московской патриархии и ни в коем случае не входили ни в какой раскол...».
Киево-Печерской Лавры наместник отец Кронид Батюшке возразил, что уже самосвяты и униаты на Украине исчезли. Батюшка ответил грустно и печально: «Бес в них войдет и они с сатанинской злобой ополчатся против Православной Веры и Церкви, но им будет позорный конец, а их последователи понесут небесную кару от Господа Царя Сил».
Батюшка говорил : «В них (заблудших и отступившихся от Правоверия) нет благодати Святого Духа, спасения и получения Царствия Небесного. Нам, православным, ничего не надо, а только Православных Веры, спасения души и получения Царствия Небесного, а у нашей Матери Русской Православной Церкви все это есть. Благодарение Господу, и откалываться и отходить от Нее - величайший и непростительный грех ни в сей жизни, ни в будущей - это хула на Духа Святого». И Батюшка озарился светом неземным, окончив свою беседу словами: «Слыши и виждь!» - так Святое Евангелие гласит, - и добавил: «Будут глухи и слепы!»
Он не признавал РПЦЗ как самостоятельное звено и считал зарубежную церковь лишь частью Российской. Старец Лаврентий говорил: «Многострадальная Церковь наша выстояла в безбожном государстве. Ей честь и слава и вечная похвала! Наша страна не зарубежная и наша Церковь не зарубежная! Наша страна постоянная!».
«ВСТАВАЙ, ИВАН»
Да, наша страна, как хорошо сказал духоносный старец - «постоянная» и открытая вечности. Когда он размышлял об антихристе, о последних временах, его слушатели возразили, что он и иначе о том говорил. На что он ответил: «Отцы и братия, вы одного не знаете и не понимаете, что я говорю не только для России, но и для всего мира. Мои слова верны и мне их открыл Дух Святый по благодати».
Прикровенный смысл возражения священников акцентирован на естественном беспокойстве касаемо грядущего воцарения антихриста, а именно - а как Россия, войдёт он сюда или нет?
Старец уже говорил по этому поводу, однако если Дух Божий как бы «иначе» провещевает, может означать - вспомним пророка Иону и Ниневию - что Суд Божий может быть изменен, и Священное Писание даёт тому немало примеров. Преложен на милость (и в русской истории это неоднократно случалось), если кается народ и исправляет жизнь свою.
И наоборот. Первый раз Господь простил покаявшихся ниневитян, послав к ним с проповедью - предупреждением пророка Иону (Ниневия был огромный, цветущий и могучий город, столица Ассирийского царства). Но потом жители её снова повернули на путь греха, противления Богу, вернулась тьма с «семью злейшими», и после грозного пророчества Наума этот город и всё царство постигла катастрофа и гибель.
***
Вот почему наша главная, наверное, задача и проблема - как противостоять нашествию очумевшего «цивилизованного мира», темных бесовских сил, пытающихся проникать в незащищенные - духовно прежде всего - пространства и даже малейшие «щели» («обыдоша меня яко вода») и успешно где-то и в чём-то закрепляющихся...(И в кадрах высшей власти, и в СМИ, в управлении образованием и воспитанием молодёжи, в насаждении безнравственности, ЮЮ, содомии, культа денег и т.д. и т.п.).
К слову сказать, в 90-х, когда в стране началась вакханалия «демократии», в Москве было издано Комитетом «За нравственное возрождение Отечества», возглавляемого протоиереем Александром Шаргуновым, несколько выпусков книжечек-брошюр под названием «Антихрист в Москве», в которых печатались материалы, изобличающие «коллективного антихриста» в лице разрушителей России, её нравственных основ, общественной морали и добрых традиций. Не всем это понравилось, даже в церковной среде.
Он и сейчас вовсю действует у нас, «коллективный антихрист», через своих многочисленных служителей, так что не будем акцентироваться на явлении грядущего персонального его воплощения, но будем всячески, с помощью Божией, противостоять ему уже сейчас. Пусть он нас боится, окаянный, а не мы его, потому что с нами Бог! (Если, разумеется, мы сами не «отворачиваемся» от Него).
Конечно, и помощь государства ох как нужна, в плане построения правовой защиты народа, в нем проживающего, но она не станет решающим фактором, если не будем мы - каждая человеческая душа - защищены духовно. А это без Христа невозможно.
Заступи, спаси, помилуй, сохрани нас, Боже, Твоею Благодатию, молимся мы.
***
Однажды, как это часто бывало, пришла к батюшке боголюбивая сестра М., чтобы помянуть своего отца на 40 дней. У старца никого не было, сестры её охотно пропустили, она по неопытности без молитвы открыла дверь кельи. Батюшка слезно молился и лицо его сияло неземной благодатью. М.очень испугалась, хотела закрыть дверь и убежать, но отец Лаврентий подозвал её.
- Ты поминать отца пришла? Ах, эти «батьки»! Попробуй теперь их отмолить, мне, да и тебе ещё хватит.
Благословил он М. и она поспешно ушла, поняв, что отец ещё «не на своём месте».
За досадой старца «Ах, эти «батьки!», как мы понимаем, большая проблема, не только тех лет, но и нынешних - возвращения русских людей, россиян в Церковь, в Отчий дом. Особенно мужчин. Да, их становится в храмах больше, но как часто мы слышим: да я и так верю, грехи свои знаю, я православный, чего уж там. (Не говоря уже о «Боге в душе» множества «интеллигентов», мужчин и женщин).
***
Так было и с отцом, «батьком» одной верующей девушки, которую благословил потом на иночество о.Лаврентий. Она часто просила Батюшку помочь, помолиться, потому что отец давно и никак не причащается, а только говорит, что верует и «кается», а в церковь ни ногой.
И вот однажды (в том году, когда он вскоре скончался), встаёт отец утром и говорит своей дочери ею долгожданное:
- Мне нужно причаститься. За меня кто-то помолился.
И рассказывает сон: «Будто я лежу в могиле, и на мне земля. И пришёл какой-то батюшка и стал меня откапывать и говорит: «Вставай, Иван!» И я встал и иду...».
***
Вставай, вставай Иван, пока не закопали. Вставай, земля Русская, вставайте, братья - Иваны, не помнящие родства, забывшие дорогу в Отчий Дом, будем каяться, исправляться и причащаться Христу, и не войдёт тогда к нам никакой антихрист. Пока ещё есть время, об этом молятся за нас и старец Лаврентий, и все святые, в земле Русской просиявшие, и вся Церковь - небесная и земная.
5. низкий поклон ,что вспомнили об отце Лаврентии
4. Ответ на 2., Лебедевъ:
3. Ответ на 2., Лебедевъ:
2. Re: «Вставай, Иван, пока не закопали...» Войдёт ли антихрист в Россию
1. "Пророчества не уничижайте"