Бог и Государь решили их участь

Семьи декабристов в Ялуторовске: ответственность и долг

Александр Сергеевич Пушкин 
0
2085
Время на чтение 15 минут

 

К 190-летию декабрьского бунта

 

 27 (14 ст.ст.) декабря 2015 года исполняется 190 лет с того дня, как на Сенатскую площадь столицы Российской Империи вышли с попыткой совершить государственный переворот декабристы. Они подняли руку на святое - власть Царя, помазанника Божьего. Восстание было подавлено, и время самодержавного правления в России продлилось еще на столетие. Однако разрушительный импульс декабризма был настолько мощным, что прошел через века. Об этом было написано классическое - «декабристы разбудили Герцена...» и далее по тексту.

Следствие по делу государственных преступников, которых судили как цареубийц, длилось полгода, затем ста двадцати участникам восстания был вынесен приговор о каторге и поселении в Сибирь.

Еще во время следствия многие из них раскаялись в содеянном, о чем пишет исследовательница В.М. Бокова в работе «Декабристы и их время». Она, в частности, отмечает: «Во-первых, абсолютное их большинство было глубоко верующими христианами. Неромантическая действительность и пролившаяся чужая кровь моментально их отрезвили и стали причиной того полного и нелицемерного раскаяния, через которое прошли практически все декабристы, даже те из них, кои участия в мятеже не принимали».

Перед смертью все приговоренные к казни декабристы исповедовались и причастились. Широко известно письмо К.Ф. Рылеева к любимой супруге. Его в статье «Несогласные декабристы» приводит священник Дмитрий Долгушин:

«Скрипнула дверь: в каземат к К.Ф. Рылееву заходят плац-майор со сторожем, чтобы, надев на него оковы, вести к месту казни. Пока ножные кандалы надевают, Рылеев заканчивает предсмертное письмо жене, которое потом будет распространяться в десятках списков.

«Бог и Государь решили участь мою: я должен умереть, и умереть смертию позорную. Да будет Его святая воля! Мой милый друг, предайся и ты воле Всемогущего, и Он утешит тебя. За душу мою молись Богу. Он услышит твои молитвы. Не ропщи ни на Него, ни на Государя: это будет и безрассудно, и грешно. Нам ли постигнуть неисповедимые суды Непостижимого? Я ни разу не возроптал во все время моего заключения. И за то Дух Святой дивно утешал меня.

Подивись, мой друг, и в сию самую минуту, когда я занят только тобою и нашею малюткою, я нахожусь в таком утешительном спокойствии, что не могу выразить тебе. О, милый друг, как спасительно быть христианином. Благодарю моего Создателя, что Он меня просветил и что я умираю во Христе. Это дивное спокойствие порукою, что Творец не оставит ни тебя, ни нашей малютки. Ради Бога, не предавайся отчаянию, ищи утешения в религии».

Те же чувства Рылеев выразил и в последних своих стихотворениях, написанных там же, в каземате Петропавловской крепости:

 

Творец! Ты мне прибежище и сила,

Вонми мой вопль, услышь мой стон.

Приникни на мое моленье,

Вонми смирению души,

Пошли друзьям моим спасенье,

А мне даруй грехов прощенье

И дух от тела разреши...».

 

Некоторые декабристы по приговору суда были сосланы в городок Ялуторовск, ныне Тюменской области, стараясь покаянием, милосердием и нравственной жизнью искупить совершенное перед Богом и людьми преступление. Особенно ярко их приверженность христианскому мировоззрению и образу жизни проявилась в устроении семьи, воспитании приемных детей, помощи горожанам.

Тридцать лет отбывали декабристы наказание в этом крае: с 1826 по 1856 годы, с момента осуждения и до смерти Императора Николая Павловича. Сначала на каторге, а потом на поселении. Местные жители встретили поселенцев крайне неприветливо, если не сказать враждебно: горожане относились к ним не иначе как к цареубийцам.

Однако после смерти Государя Николая I и воцарения его сына Императора Александра II, когда «несчастные» (так сибиряки звали поселенцев) покидали Ялуторовск, люди, провожая их, плакали. За время ссылки декабристы сумели в корне изменить отношение местных жителей к себе с крайне отрицательного и настороженного до полного приятия и доброго расположения. И не только потому, что они многое сделали для образования, врачебного дела и культуры городка, но прежде всего потому, что личная жизнь ссыльных, их поведение в быту не вызывали осуждения и порицания ялуторовчан, но, как ни странно, во многом служила примером.

В разное время в Ялуторовске отбывали наказание девять декабристов. Двое из них - Матвей Иванович Муравьев-Апостол и Николай Васильевич Басаргин прибыли в город будучи уже женатыми на сибирячках. Евгений Петрович Оболенский 6 февраля 1846 года в Сретенском соборе города обвенчался с местной мещанкой Варварой Самсоновной Барановой.

Семья Ивана Дмитриевича Якушкина осталась в центральной России, четверо из ялуторовских декабристов были холостыми - Василий Карлович Тизенгаузен, Василий Иванович Враницкий, Алексей Иванович Черкасов и лицейский друг Пушкина Иван Иванович Пущин.

 

Бессребреник Ентальцев

 

Первым из семейных декабристов в Ялуторовск из Березово был переведен Андрей Васильевич Ентальцев. Его жена, Александра Васильевна, последовала за супругом, государственным преступником, на каторгу. С первым браком ей не повезло: муж оказался карточным шулером, и бедная дама с трудом освободилась из пут опасного союза. Имея печальный опыт жизни с человеком злонамеренным, Александра Васильевна не спешила вновь выйти замуж, страшась еще раз попасть в драматические обстоятельства. Однако со временем ее привлекла доброта А.В. Ентальцева.

Андрей Васильевич - участник Отечественной войны 1812 года, будучи в чине поручика, отличился в сражении при Смоленске. За смелость в баталии под селом Красным Ентальцев был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени с бантом.

Замуж Александра Васильевна выходила уже за подполковника, но ей было суждено последовать за супругом на читинскую каторгу, где она, как ангел-хранитель, облегчала его жизнь. Главное, в Чите они были вместе и находились среди друзей. Год каторги для Ентальцева пролетел незаметно. По Высочайшему повелению он был «в железах с приличным конвоем» отправлен на поселение в город Березов Тобольской губернии, куда вместе с женой прибыл в июне 1828 года.

Декабрист А.Е. Розен вспоминал: «Александра Васильевна поспешила к мужу, чтобы разделить и облегчить его участь. Ей приходилось только несколько месяцев быть с нами в Чите, потому что муж ее, приговоренный в каторжную работу на один только год, в скором времени уехал от нас. Поселение в первые годы было для них гораздо хуже, им назначено было жить в Березове, где холод, бесконечные ночи мало согревали и мало освещали жизнь изгнанников. Через несколько лет они были переселены в лучшее место, гораздо южнее, в Ялуторовск». Здесь они приобрели дом, Андрей Васильевич увлекся медициной. И хотя, начиная с 1812 года в Ялуторовске была открыта больница на двенадцать коек, однако горожане за врачебной помощью спешили обратиться к бессребренику Ентальцеву. Бессребреником Андрея Васильевича прозвали местные жители, потому что лечил он их совершенно бесплатно, умел ставить правильные диагнозы и готовил по своим рецептам лекарства. Иногда в тюменской аптеке он приобретал их на собственные деньги.

В 1840 году опального поразил тяжкий недуг: у него стало развиваться психическое расстройство. Александра Васильевна приложила все усилия, чтобы вылечить мужа. Она продала дом, имущество и повезла Андрея Васильевича в центр губернии - в Тобольск.

В Тобольске случилась встреча четы Ентальцевых с И.И. Пущиным, который по этому поводу писал: «Поговорю только об Ентальцевых. Она здорова, приняла меня, как родного, он меня не узнал. Я нашел его лучше, чем ожидал. Теперь дело в том, чтобы окончательно узнать от здешнего медицинского факультета, есть ли надобность лечить его с надеждою на лучшее». Однако бедной даме «медики объявили, что болезнь его - помешательство ума - неизлечима».

Александра Васильевна с недужным супругом вернулась в Ялуторовск. Купец В.И. Сесин выделил им для проживания флигель, ссыльные собрали деньги на сиделку. Ею стала местная жительница Лукерья Ивановна Кулик, но и Александра Васильевна не покинула страждущего мужа, за которым трогательно ухаживала почти пять лет, до самой его смерти. В комнате больного было всегда чисто, проветрено и опрятно.

Похоронив любимого мужа, Александра Васильевна начала ходатайствовать о возвращении на родину, но Государь не разрешил. После амнистии она оставила Тобольский край. Конечно, местные жители видели, какое терпение и самоотверженность проявила Александра Васильевна, ухаживая за больным супругом, не оставляя его в беспомощном и плачевном состоянии, какие жертвенные усилия предпринимала она для излечения мужа и заботе о нем.

Отношения супругов Ентальцевых, их взаимная преданность и верность, чуткость и доброжелательность послужили для горожан добрым примером. Даже будучи вдовой Александра Васильевна помогала И.Д. Якушкину в работе созданных им для мальчиков и девочек школ.

 

Воспитанницы Муравьева-Апостола

 

В 1836 году из Бухтармы в Ялуторовск переводят Ивана Матвеевича Муравьева-Апостола. Он был приговорен по первому разряду, то есть к смертной казни. Казнь Царь заменил декабристу лишением чинов, дворянства и двадцатилетней каторгой с последующим поселением в Сибири.

Благодаря заступничеству княгини Голицыной Иван Матвеевич миновал каторгу и был отправлен в Вилюйск, затем в Бухтарму. Там он обручился с дочерью священника Марией Константиновной Константиновой, и в наш город прибыл уже будучи женат. Супруги купили дом купца П. Белоусова, в котором прожили до самой амнистии. Их сынишка умер в младенчестве, больше детей Бог не дал. В Ялуторовске чета Муравьевых-Апостолов воспитала двух приемных девочек. Сначала их попросили приютить осиротевшую четырехлетнюю Августу Созонович, а потом священник принес подкинутую в церковь Аннушку Бородинскую.

Несколько раз Матвей Иванович ходатайствовал об удочерении Августы и Аннушки. Но по существующему закону государственные преступники не имели такого права.

Девочек воспитывали как аристократок - не только сообразно дворянского этикета прививали им правила хорошего тона, но обучали грамоте, иностранным языкам, музыке. Дом Муравьевых-Апостолов в Ялуторовске привлекал внимание местной знати уютом, чистотой и гостеприимством. При доме в большом порядке содержались многочисленные хозяйственные постройки; особой красотой радовал огромный цветник.

Слуги, что нанимались в услужение к декабристам, уже никогда от них не уходили. Во многих мемуарах, оставленных местными жителями, современниками декабристов, особо подчеркивалось уважительное отношение декабристов к слугам. Несмотря на собственный статус ссыльных, декабристы все-таки воспринимали слуг как нижестоящих. Дворянский этикет не позволял господам обижать нижестоящего, последнее значило унизить самого себя. К слугам в доме Муравьевых-Апостолов всегда обращались только на Вы.

После амнистии семья переехала в Тверь. Ни в Москве, ни в Петербурге даже прощеным властью декабристам жить не позволялось. Аннушку выдали замуж, она родила сына, но вскоре заболела и умерла. Сережу, сынишку приемной дочери, Муравьевы-Апостолы воспитывали как родного внука.

Августа, другая приемная дочь Муравьевых-Апостолов, оставила после себя воспоминания «В ответ на воспоминания Голодникова», в которых очень интересно и живо описала взаимоотношения местных жителей со ссыльными декабристами.

Как сестра милосердия она участвовала в войне на Балканах.

Супруга декабриста Мария Константиновна умерла в Москве. Матвей Иванович дожил до 93 лет. В старости он не мог ходить и ослеп. Августа заботливо ухаживала за ним: на коляске ежедневно возила немощного и незрячего старика на прогулки, подолгу читала вслух. По смерти Матвея Ивановича благодарная дочь на Новодевичьем кладбище устроила родовой склеп, где покоится прах Муравьева-Апостола.

Жизнь семьи Муравьевых-Апостолов служит достойным образцом взаимоотношений в семье родителей и приемных детей. Несмотря на все трудности по воспитанию девочек (а они, конечно же, случались), Матвей Иванович сожалел только об одном: ему так и не разрешили их удочерить, и в историю декабризма они вошли как воспитанницы Муравьева-Апостола.

 

Школы Якушкина

 

Ивана Дмитриевича Якушкина в Ялуторовск перевели с каторги в один год с Матвеем Ивановичем Муравьевым-Апостолом. Жена Якушкина Анастасия Васильевна, урожденная Шереметева, много лет добивалась разрешения последовать на каторгу за мужем. Поначалу сам Иван Дмитриевич не давал ей дозволения следовать за ним в Сибирь, в силу того, что Царь не позволил женам декабристов брать с собой детей. Позднее Император отклонил ходатайство Якушкиных. Анастасию Васильевну разлука с мужем мучила бесконечно. В 1827 году она писала ему:

«У меня к тебе все чувства любви, дружбы, уважения, энтузиазма, и я отдала бы все на свете, чтобы быть совершенной для того, чтобы у тебя могло быть ко мне такое же исключительное чувство, какое я питаю к тебе.

Ты можешь быть счастлив без меня, зная, что я нахожусь с нашими детьми. А я, находясь с ними, не могу быть счастливой».

 

В городе декабрист снимал скромную квартиру на втором этаже у мещанки Федосьи Родионовны Трапезниковой. Встречая в городе детей, он видел в них двух своих сыновей: 14 декабря безвозвратно унесло семейное счастье многих дворянских фамилий.

Для ялуторовских ребятишек И.Д. Якушкин открыл две школы. Первую в 1842 году для мальчиков. Другую, в память об умершей в 1846 году жене - для девочек. Школа стала первым в Сибири официальным училищем. Конечно, Ивану Дмитриевичу как государственному преступнику, отбывающему наказание, никто бы не позволил открывать школы. Однако в лице молодого протоиерея Стефана Яковлевича Знаменского он нашел достойного помощника. Отец Стефан хлопотал о разрешении открыть школы как церковно-приходские училища. В них детей обучали не только читать, писать, считать и закону Божьему, но и ботанике, языкам (греческий и латинский), рукоделию, механике. По мнению Ивана Дмитриевича, школы должны были привить детям умение достойно найти себя в жизни.

В школы Якушкина началось паломничество из разных уголков Тобольского края. В конце 1842 года один из смотрителей народных училищ писал священнику Знаменскому: «Господин директор от Вашей школы в восхищении, считает ее образцовой не только в дирекции, но даже в Сибири. Мне говорил и даже просил, чтобы постарался устроить приготовительный класс по образцу ее. Радуюсь за Вас, радуюсь и тому, что дело правое торжествует и низкие доносы падают».

Своих сыновей Вячеслава и Евгения Якушкин воспитывал... по письмам, давая им жизненно важные советы и наставляя в добрых нравах. Скажу лишь об одном. Когда Евгений поступил на обучение в Московский Императорский университет, отец писал сыну: «Никогда ни с кем не соревнуйся. Те, кто впереди, невольно вызывают зависть - очень нехорошее чувство для человека. Те, кто отстают, вызывают сожаление - тоже некрасивое чувство. Соревнуйся только с самим собой. Когда что-то сделаешь лучшее - похвали. И поругай, если не выполнишь каких-то обязательств перед собой». Став взрослыми, сыновья, которым Анастасия Васильевна сумела привить любовь к отцу, гостили в Ялуторовске. Впрочем, дети с почтением и любовью относились и к матери. Младший сын Евгений писал о ней: «...она была совершенная красавица, замечательно умна и превосходно образована...Я не встречал женщины, которая была бы добрее ее. Она готова была отдать все, что у нее было, чтобы помочь нуждающемуся. Все люди были для нее равны, все были ближние».

Знакомясь с биографией Ивана Дмитриевича, удивляешься тому, что человек, осужденный на ссылку, многолетнюю разлуку супругой и детьми, а значит переживающий личное семейное несчастие, оказался способным не только преодолеть выпавшие на его долю тяготы, но, желая искупить содеянное, использовать с пользой для людей, для города свои знания и умения. Он создал две очень значимые школы, чем оставил яркий след в истории нашего края.

Думается, что самое главное даже не это, а то, что за время ссылки И.Д. Якушкин во многом переосмыслил свою жизнь и воззрения. Такую внутреннюю перемену отмечал в декабристе его современник В.А Жуковский: «Я читал письма Якушкина к матери, жене и детям из Ялуторовска, - вспоминает он, - и читал их с умилением и спрашивал себя: этот заблужденный Якушкин, который когда-то произвольно вызвался на убийство и который теперь так христиански победил судьбу земную, дошел ли бы он до этого величия другой дорогою?»

 

Рюрикович Оболенский и жена-крестьянка

 

В 1843 году из Туринска в Ялуторовск вместе с Иваном Ивановичем Пущиным перевели Евгения Петровича Оболенского. Они, подружившись на каторге, долго добивались разрешения на поселение в одном городе. И сначала к жившему в Туринске Пущину разрешили переехать Оболенскому, а потом оба отправились в наш город.

Поселились они на квартире в доме купца Бронникова. Вскоре этот дом знали не только в Сибири, но и в России. Иван Иванович вел многолетнюю переписку со многими своими знакомыми и родными. Образование, полученное в Царскосельском лицее, позволило ему успешно заняться адвокатской деятельностью. Просителям не надо было иметь денег за оказанные услуги, а лишь только справедливую просьбу. Адвокатская практика И.И. Пущина по сути была благотворительной.

В доме в услужении у И.И.Пущина состояла очень некрасивая рябая двадцативосьмилетняя девушка Варвара Баранова. И, к ужасу Пущина, его друг Евгений Петрович Оболенский в нее влюбился. Потомок Рюриковичей, представитель княжеского рода пожелал соединить свою судьбу с ялуторовской вольноотпущенной крестьянкой.

Пущин, возмущенный сим обстоятельством, отказал девушке в месте. Однако вслед за Варварой съехал и князь. Просто еще смолоду Оболенский был убежден, что всякая дворянка, приобретя опыт светских балов и развлечений, утрачивает порядочность и душевную чистоту. Варвара же, по мнению Оболенского, была неизбалованной, искренней и неиспорченной девушкой.

Друзья, да и все окружающие очень долго уговаривали Евгения Петровича не скреплять отношения с Варварой супружескими узами. Оболенский же, однажды решив для себя этот вопрос, был неумолим. И в 1846 году в Сретенском соборе Ялуторовска пару венчал протоиерей Стефан Яковлевич Знаменский.

В глазах местных жителей брак для девушки был во всех смыслах неудачным. Свои титулы и права декабристы после приговора оставили в Петербурге. В Сибири их официально именовали государственными преступниками, которые отбывали многолетние, а некоторые и бессрочные наказания. Горожане с жалостью относились к ним и к их безысходной участи. Варвара вышла замуж не за князя, а за опального изгнанника.

Евгений Петрович оказался очень хорошим мужем. Он был почти вдвое старше Вареньки, но относился к ней почтительно. Чтобы сделать приятное Оболенскому, достаточно было похвалить его любимую Вареньку. Супруга Евгения Петровича слыла довольно умной и деликатной: она не вникала в философские и политические беседы декабристов, зато пекла вкусные пироги, делала хорошее шипучее вино и содержала дом в уюте чистоте. Вскоре даже Пущин, некогда не желавший примириться с выбором друга, как он считал, совершенно невозможным и неравноценным, смирился и часто гостил у Оболенских.

Варвара родила Евгению Петровичу восьмерых детей. К сожалению, первые умирали. Лишь Ваня, Петя и Оля дожили до совершеннолетия.

Оболенский был очень хорошим отцом. Во время каждой беременности внимательно ухаживал за женой; к рожденным детям проявлял необыкновенную любовь. Он вставал к ним ночью, убаюкивал и успокаивал плачущих малышей.

После возвращения из Сибири семья поселилась в Калуге и дожила до того времени, когда Оболенским были возвращены их титулы. Сначала титулы князей и княжон были присвоены детям, потом жене и в последнюю очередь самому Евгению Петровичу Оболенскому.

Сейчас ялуторовчанка Варвара Самсоновна вписана в родовую книгу российского дворянства в самую почетную шестую ее часть как княгиня Оболенская.

Верность Оболенского своей возлюбленной, умение взять на себя ответственность как мужа и отца детей заслуживает уважения.

 

Фабрикант и домовладелец Басаргин

 

В 1847 году из Омска в Ялуторовск перевели Николая Васильевича Басаргина. Он приехал сюда вместе с третьей своей женой - Ольгой Ивановной Медведевой. Первая умерла после родов, вторая, сибирячка, скончалась в Кургане. В Омске он встретил старшую сестру Дмитрия Ивановича Менделеева Ольгу Ивановну. Великий наш земляк, химик Дмитрий Иванович был семнадцатым ребенком в семье. Когда западносибирское губернаторство в 1839 году перебралось из Тобольска в Омск, туда переехало и семейство Менделеевых.

В Омске Басаргин и Ольга Ивановна обвенчались и переехали в наш город. В Ялуторовске Николай Васильевич вступил в наследование дома и стекольной фабрики, доставшиеся супруге от первого мужа. Басаргин пытался поставить работу фабрики на прибыльную основу и на паях с Оболенским купил мельницу.

Дом Басаргиных находился как раз напротив дома купца Бронникова, где жил Иван Иванович Пущин. Все чиновники, следуя из Петербурга в Иркутск, считали долгом остановиться в Ялуторовске и сделать визиты декабристам. Дом Басаргиных, как и прочих семейных декабристов, славился гостеприимством.

В Ялуторовске Басаргины прожили семь лет, здесь же узнали об амнистии. Поначалу Николай Васильевич даже не хотел оставлять наш город. Он говорил: «Я свыкся с этим краем, полюбил его». Но прощенные декабристы поехали в Европейскую Россию, и Басаргины тоже покинули Ялуторовск.

После амнистии, будучи свободным, Николай Васильевич дважды посещал наш город, и каждый раз гостил в доме купца Н.Я. Балакшина. Жители Ялуторовска приходили повидаться с ним.

Повод, из-за которого Басаргин приезжал в Ялуторовск, был весьма существенным. Собственных детей у семьи Басаргиных не было, поэтому они, будучи в ссылке, тем не менее взяли на воспитание дочь умершего декабриста Мозгалевского Поленьку. Они очень любили ее, воспитывали и обучали.

Когда девушка выросла, встал вопрос о замужестве. Басаргины решили выдать воспитанницу за Михаила Менделеева, брата Ольги Ивановны. Тот жил в Омске. Приемные родители повезли Поленьку в Омск, чтобы самим увидеть, какому человеку они отдают любимицу.

По пути туда и обратно они и заезжали в наш город, о котором в своем дневнике Николай Васильевич написал: «Ялуторовск - маленький, но красивый городок».

В Ялуторовске Н.В. Басаргина помнят не только как хорошего семьянина и воспитателя Поленьки, но и как человека, пытавшего на практике развивать экономику края. Его «Записки о Сибири» и сегодня интересны своими наблюдениями и заключениями.

А сама жизнь в Тобольском крае помилованных Государем и раскаявшихся декабристов служит во многом назидательным примером и «читается» нашими современниками с превеликим интересом.

Альбина Болотова, старший научный сотрудник Ялуторовского музея декабристов

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Сергеевич Пушкин
«А ныне только лишь слова»
Печалит, что государство и общество не откликается на запрос народа, выбравшего «Словом года» – Пушкина
23.11.2024
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
«Продвижение в массы» сказочной нечисти – продуманная кампания по дальнейшей дехристианизации и дезориентации остатков православного русского народа
19.11.2024
«...В России Пушкин длится»
Русская поэзия в журнале «Берега» (5, 2024)
06.11.2024
Памяти Якова Петровича Кульнева
Гости с Южного Урала преодолели более трёх тысячи километров, чтобы отдать дань памяти воинов 1812 года
01.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Лев
23.11.2024 12:40
Шёл тысяча первый день войны…
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
23.11.2024 12:14
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
23.11.2024 12:04
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 12:01
«Получите на орехи!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 11:26
«Полное освобождение Курской области может дотянуться до весны»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 11:01
Кощунственные рекомендации синодальной комиссии по биоэтике
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 10:59