...Слишком важна эта тема, чтобы, затронув её один раз, тотчас уйти в сторону и никогда больше к ней не возвращаться. Мы говорим о народном единстве. По утверждению петербургского учёного, профессора социологии В.Е. Семёнова, народ современной России почти поровну делится на Красных и Белых - на поборников идей социализма и на людей, исповедующих православие. Многие десятки лет нам упорно вбивают в голову, что двум этим группам не сойтись никогда, что между ними не может быть мира. Профессор Семёнов считает: мир между Красными и Белыми не только возможен, но и жизненно необходим для России. Мы уже публиковали выступление Валентина Евгеньевича на эту тему, а сегодня возвращаемся к ней снова: на первой полосе декабрьского номера помещена статья профессора Семёнова «КРАСНЫЕ и БЕЛЫЕ ПРОТИВ ГОЛУБЫХ». В.Е. Семёнов пишет:
- Но неужели же Красный может помириться с Белым? И на чём они могут сойтись? Должен сказать, что социология может дать ответ на этот вопрос. В списке ценностей, которые исповедуют Белые и Красные есть один пункт, который равно дорог и тем и другим. Этот пункт - «социальная справедливость».
Вопиющая несправедливость нашего современного общества возмущает всякого честного человека. Разве мыслимо, чтобы в стране один процент населения владел 70 процентами всех активов? Это страшно, это губительно, такое общество долго не просуществует. В борьбе с этой несправедливостью Красный с Белым вполне могут встать плечом к плечу. Социальная справедливость - это великая цель, патриотическая и духовная, за которую нужно бороться, забыв о мелких и крупных разногласиях.
Народ должен объединяться всеобщей любовью. Но что такое - любовь? В наше время это слово становится ещё менее понятно широкой массе людей: его смысл затемнён и опошлен. Знаменитый московский священник о. Андрей Ткачёв на страницах нашего декабрьского номера рассуждает на эту тему:
- Любовь измеряется жертвой. А если я никогда, ни для кого ничем не жертвую - значит, я не дорос до любви. Поэтому не изображай кающегося грешника, а уже пожертвуй чем-нибудь! Жертвовать можно по-разному. Деньгами кому-то на операцию, своим личным временем, физическими силами, квартирной площадью, одеждой, пищей, нервами, кровью, одной почкой для безнадёжно больного. Что ты можешь отдать из того, что у тебя есть? - Это и есть мера того, кого ты любишь и насколько. Там, где идёт речь о любви, там не может не быть жертвы. А красивые слова, шарики, бантики, луна, цветочки - это морковка, которую вешают перед мордой осла, чтобы заставить его идти в нужном направлении. Там, где нет жертвы, там разговор о любви - звук пустой.
Статья отца Андрея называется «ЛЮБОВЬ - НЕ ОБЛАКО ЭМОЦИЙ».
Любовь - самая удивительное явление на свете, и проявляется она порой таким необычным образом, что только диву даёшься. Вот пример: многие из нас сочувствуют слепым, но некоторые пытаются деятельно помочь этим несчастным и... воспитывают для них собак-проводников. О такой «собачьей школе» наша газета рассказывает в материале «НЕ БОЙСЯ, Я С ТОБОЙ»:
- Школа готовит не собак-поводырей, которые просто сопровождают слепого человека, а собак-проводников - дисциплинированных, безпрекословно выполняющих все указания хозяина. Собаки-проводника обезпечить хозяину в метро, в транспорте, на улице полную безопасность. Чужакам безполезно заигрывать с собаками-проводниками - они не отвлекаются от хозяина ни на минуту. Даже если под самым носом такой собаки нагло прошествует кошка, пёс сделает вид, что не заметил. Если хозяин, обронив: «сидеть!», отошёл, собака будет ждать, пока он не вернётся, не позволив себе отойти. Это очень важно, ибо незрячий хозяин должен найти собаку на том месте, где её оставил. Если хозяин в поле зрения - она внимательно следит за всеми его передвижениями. А когда хозяин вернётся, собака обязательно встанет слева от него, за шлейкой. И это очень важно: хозяин ведь ищет собаку тростью, и, натолкнувшись на шлейку, не ударит нечаянно своего друга. Безполезно угощать собак-проводников вкусностями - они, послушные хозяйской команде «фу!», не возьмут, даже если будут очень голодны.
А может ли любовь проявляться в наказании? Иногда - может. Православный психолог Лариса Василенко утверждает:
- Много раз мне приходилось слышать высказывания осужденных: «А знаете, хорошо, что я попал в тюрьму, сам бы я никогда не остановился, да что там - меня бы уже в живых не было». Кто-то именно в тюрьме узнал о Боге и путь жизни у него круто изменился. За годы моего служения в местах лишения свободы, приходилось не раз видеть, как Бог проявляет Себя в жизни этих людей. Злодей и богохульник, с бравадой рассказывающей о том, как издевался над сокамерниками, вдруг в секунду бывает сломлен великой силой, спрашивает: «А что, правда Бог есть? Дайте мне крестик, я завтра освобождаюсь». И лицо его светлеет. Одна женщина открылась мне, что совершила преступление, и ей грозит срок - пять лет. Но она очень не хочет сидеть. Я повела её в часовню. Она вползла на коленях, подползала к иконам и молила каждого святого, помочь ей избежать тюрьмы. Весь пол омочила слезами. Кто из заключённых это видел - смеялись над ней и жестоко шутили. Она уехала на суд, и больше никто в следственном изоляторе её не видел. Позже я узнала, что на суд явились свидетели, и дело повернулось так, что её оправдали. Другая женщина 20 лет сидела за воровство. Очень этим гордилась, даже на лбу под чёлкой выколола слово «ВОР». И мне похвалялась своим ремеслом. Я ей с грустью ответила: «Ты обокрала себя. Дочь твоя выросла без тебя». Много ещё чего говорила. Прошло десять лет. Получаю от неё письмо, где она сообщает, что это был её последний срок. Слова «ты обокрала себя» её отрезвили, она поняла цену криминальной «романтике».
Рассказ Ларисы Василенко называется «НЕ ОСУЖДАЙТЕ ОСУЖДЁННОГО».
В сущности каждый материал в декабрьском номере «Православного Санкт-Петербурга» так или иначе посвящён любви... Да и только ли в этом номере?..