Читая Евангелие от Луки в сюжете о кровоточивой женщине и умершей дочери Иаира, мы видим, что Иисуса Христа повсюду теснит толпа людей. Здесь Спаситель не проявляет активных действий, Он просто пробирается сквозь толпу плотно Его окружившую. Людская толпа страшна всегда: страшна на Ходынке при помазании царя на российский трон; страшна на демон-страции, где этот самый демон спешит продемонстрировать свои некие успехи и расчесать гнойник гордыни человеческой; страшна у мавзолея при поклонении зловещему незахороненному трупу; страшна она на помаранчевом майдане, собравшем толпу «патриотически настроенных» радикальных граждан.
Толпа - это многоголовая гидра, живущая своей жизнью страстей и пристрастий. Это некая величина больших чисел, легко погружаемая в хаос и беспредел, плохо управляемая, но легко манипулируемая авантюристами и проходимцами. Здесь совершенно невозможно человеку себя проявить, проявить свою неповторимость, индивидуальность, способности, личные качества. Толпа все это снивелирует и сомнет, сделав из любого свое подобие. Это страшное стихийное явление - она гневается без причины, или, подобно некоему стихийному бедствию, легко идет на приступ вчерашних ценностей и святынь, ниспровергая и то, и другое в одночасье; часто любит популистов и негодяев, и вообще тех, кого любить нельзя.
Мы и раньше видим эту толпу в Священном Писании. Вот три характерных эпизода, прямо связанных с посеянным ею злом, и с последующим Божьим наказанием. Первый эпизод - строительство Вавилонской башни, где толпе надо «добраться до неба», чтобы воздвигнуть памятник своему своеволию и этим сравняться с Творцом. Бог смешал языки племен и народов, чтобы они уже не понимали друг друга, и этот «человеческий глобальный проект» провалился. (Быт. 11:4). Второй эпизод связан с гостями праведного Лота, к которому пришли странники-ангелы. Безумная толпа содомитов требовала вывести этих гостей на улицу, чтобы публично надругаться над ними. Господь всех их тогда же поразил слепотою, а затем и сам город уничтожил огнем. (Быт. 19:5). В третьем сюжете, уже новозаветном, мы видим эту обезумевшую толпу у Пилата. Люди в ярости кричат: «Распни Его! Кровь Его на нас и детях наших». (Мф. 27:25).
Да, толпа очень и очень непостоянна, она моментально может перейти от поклонения к метанию камней. Поэтому никогда не следует доверять похвале, дифирамбам и восторгу человеческому, равно как не следует смущаться недовольством и ненавистью людей. Как говорил великий русский поэт:
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспаривай глупца.
И вот в этой бурлящей толпе к Иисусу прикасается женщина, прикасается «с верой». Она, как мы знаем, не имела права этого делать, она была нечиста от своих хронических кровоизлияний, поскольку была больна. Но она прикасается... Мы помним, как Оза, священник из дома Аминадава, прикоснулся к Ковчегу Завета, к которому никто не смел прикасаться кроме левитов, и пал замертво (2Цар. 6:7). Мы помним, как на горе Синай прозвучал голос Творца к народу Своему: «Берегись восходить на гору и прикасаться к подошве ее; всякий, кто прикоснется к горе, предан будет смерти» (Исх. 19:12). Если мы прикасаемся недостойно к Святым Дарам, то часто бываем «немощны и больны, и не мало умирает», - говорит нам апостол Павел (1Кор. 11:30).
Но та вера, с которой эта кровоточивая прикоснулась, оправдала ее в очах Спасителя. Он увидел лишь ее сердце, и этого оказалось достаточно. Ведь вера и есть «осуществление ожидаемого...» (Евр. 11:1). Ожидаемое для нее в тот же час совершилось, ибо Сам Жизнодавец присутствовал здесь. Это был великий подарок для отчаявшейся женщины.
Затем мы читаем о дочери начальника синагоги Иаире. Эти два поразительных чуда объединяются в один узел повествования, потому что вся история земного служения Спасителя - это история Царства, входящего в мир. Смерть - это видимое торжество зла, связанное с грехопадением. Однако есть смерть и духовная, когда мы умираем «по делам своим». Тогда мы говорим с упреком Христу: «Ты опоздал, Господи! Здесь, в доме, уже холодный труп. Где же Ты был раньше, Господи?!». Мы косвенно перекладываем свою обиду и отчаяние на Него, подобно ветхому Адаму, переложившем вину своего греха на Бога: «...Жена, которую Ты мне дал... она дала мне, и я ел» (Быт. 3:12).
В случае с Иаиром мы видим, что в присутствии Господа смерть - это еще не окончательный приговор. Христос останавливал похоронные процессии, ибо уже становилось некого хоронить. Смерть бежала от Источника Жизни. Смерть духовная - это тоже не окончательный приговор, если есть кому за нас помолиться. За дочь просил и молился Иаир. Она воскресла. За нас кто помолится, чтобы воскресить нас духовно?
Когда мы еще с самого раннего возраста встречаемся с испорченностью, ветреностью, упрямством, безверием и порочностью людей, некто вдруг пошепчет на ухо: «А оживут ли кости сии?» Но нашим ответом должны быть слова: «Господи Боже! Только Ты знаешь это». Доверяя все в руки Всемогущего, надо заниматься своим делом: говорить Слово сухим костям и Небесному Духу, и тогда в скором времени мы также, как Иезекииль, увидим в долине нашего видения признаки торжества жизни над смертью.
Давайте вспомним еще урок Елисея (3 Цар. 17гл.). Прикосновением посоха, как мы видим из текста, пророк Илия воскрешал мертвого ребенка. Пока Елисей не последовал ему в точности, чудотворная сила не проявлялась. Однако пророк Елисей через некоторое время позабыл об этом и дал свой жезл Гиезию, своему слуге, чтобы последний возложил этот жезл на ребенка, с чувством уверенности, что исполнен божественной силой настолько, что она будет действовать через жезл любым способом, даже без его личного присутствия.
Но Господь думал иначе. Здесь не было совмещения двух воль, синергии, сотворчества - воли Бога и воли самого человека. Часто те истины, которые мы пытаемся довести до сердец слушателей, представляют собой нечто постороннее, не наше личное, как жезл, который мы держим в руках, но который не является частью нашего существа. Мы берем библейскую истину, подобно тому, как Гиезий взял жезл, а затем кладем его на «лицо ребенка», но сами не боремся за его душу.
Мы употребляем то или другое поучение, истину, пример, иллюстрацию, другой способ подачи материала, но до тех пор, пока преподаваемая нами истина будет для нас посторонним предметом, без взаимосвязи с нашим внутренним человеком - до тех пор она будет производить на мертвого ребенка не больше воздействия, чем жезл Елисея. Мы тогда бываем похожи на Гиезия, который равнодушной рукой положил посох на лицо ребенка. Неудивительно, что мы вместе с Гиезием вынуждены бываем сказать: «Не пробуждается ребенок», ибо та сила, которая действительно пробуждает, не смогла найти себе выход через нашу безжизненную проповедь.
Христос не только духовно, но телесно воскрешал мертвых: «Смерть, где жало твое? Ад - где твоя победа?!» (1Кор. 15:55) - восклицает апостол. Торжествующее жало смерти в тлетворном воздухе трупных миазмов распространялось и у гробницы Лазаря. Но даже четырехдневный Лазарь был воскрешен! Смерть, где же была твоя победа?
В смерть духовную, а затем и физическую нас ввергают три главных наших врага: дьявол, мир и похоть плоти.
Дьявол дает почувствовать себя гордым и значительным, старается утвердить человека в собственных силах, честолюбивых намерениях, желаниях и целях. Стремится заронить зависть, поселить недовольство и злобу в наше сердце, соблазняет солгать, чтобы сделать нас лицемерами. Ложь - малый, но худший из грехов, поскольку легко мы к нему привыкаем. Так термиты - малые насекомые, но полностью выедают величественный и могучий дуб изнутри. И если этот дуб посильнее надавить плечом - он падает на землю. Грехи лжи как термиты, они мелкие, и мы мало на них обращаем внимания. Постепенно они съедают все духовное поле человека, и уже не нужно тяжелых смертных грехов, чтобы «свалить» человека, ввергнув его в духовную гибель. Писание нам говорит так: «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так, чтобы вы могли перенести» (1Кор. 10:13).
Запомните, что сатана может только искушать, но он никогда не может заставить вас поддаться искушению. Без нашего согласия грех невозможен.
Вторым нашим врагом является мир. Мир означает вселенную, всю нашу мировую систему. Мир захочет завлечь нас в грех через многое, например, дурных товарищей, удовольствия, моду, мнения других людей и мирские цели, глобальные процессы «западных ценностей». Многие неверующие порицают христианский образ жизни за то, что он состоит из разного рода запретов, правил и всяческих требований. Но это не запреты - это призывы на труд.
Наши обыденные занятия, такие как чтение, одежда, дружба, просмотр передач и другие стороны нашей жизни законны и необходимы, но очень легко могут стать незаконными, ненужными и вредными. Думать о жизненных потребностях совершенно разумно, но это легко может выродиться в тревожные заботы, а Христос в притче говорит о том, что заботы житейские заглушают духовное семя в нашем сердце.
Зарабатывание денег легко может выродиться в любовь к деньгам, тогда обольщение богатством входит в нашу жизнь. Мирское - это сам дух, атмосфера, влияние, пронизывающее жизнь человека и общества. Об этом Писание так: «Не любите мира, ни того, что в мире» (1Ин. 2:15). И далее: «Мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1Ин. 2:17).
Третьим нашим врагом является похоть плоти. Плоть - это злая склонность нашего существа. Наша ветхая природа - это живущий «внутри нас предатель». Влечение к греху существует всегда, чтобы заставить нас пасть. Писание говорит: «Плоть желает противного духу, а дух - противного плоти» (Гал. 5:17). Это борьба твоего «я» с жизнью Христовой в тебе. Эта ветхая природа может перестать быть действенной, если вы «почитаете себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе» (Рим. 6:11).
Этим трем искушениям следует противопоставить Слово Божие и «дьявол убежит от вас» (Иак. 4:7). Слово Божие уподоблено камню, разбивающему голову язычнику Голиафу, олицетворяющему антихристианские ценности во всех их модусах и измерениях.
Сказано, что наша брань не против плоти и крови, но против злобы духов поднебесных. Кто же эти «духи злобы поднебесные», пригнанные к нам сегодня ото всех концов земли и желающие уподобить нас духовно четырехдневному Лазарю? Кто и что притащил на нашу многострадальную землю?
Все евросодомские «ценности» во всем их многоцветии и экзотическом многообразии, плотно защищенные высокими западными технологиями и качественным оружием на истребление - надежно стоят сегодня на службе этих пороков. Правда же Божия - это камень в ручье Его милосердия. А Его правда это ключ к победе над злом и ложью. Так было, так есть и так будет всегда. «Бог не в силе, а в правде» - говорил святой воин Александр Невский. Хамы голиафы никогда не одержат победы над Давидом, с которым правда и с которым Бог, и в котором «не было ни вида, не величия, и мы ни во что ставили его» (Ис. 53:3). Вот строки малоизвестного автора об этом:
Пастух-певец на подвиг ратный
Не брал ни тяжкого меча,
Ни шлема, ни брони булатной,
Ни лат с Саулова плеча.
Но Духом Божьим осененный,
Он в поле брал камень простой.
И падал враг иноплеменный,
Сверкая и гремя броней.
И если сила вражья посягнула
На жизнь твою, навязывая бой,
Не уповай на меч и щит Саула,
Но камень из ручья возьми с собой.
Ручей текущий - это милость Божья,
А камень - это Слово о Христе.
Вложи в пращу, разбей сосуды с ложью,
Противоставши вражьей клевете.
Когда духовные нагрянут беды,
Восстанет враг, всю грязь сюда влача.
Ты знай, что камень для твоей победы
Лежит на дне Господнего ручья.
Все остальное может меняться. Только Христос остается неизменным. В бездонном океане человеческих страстей Он один стоит спокойно и твердо, готовый приветствовать всех, кто обратится к Нему и примет благословение безопасности и мира. Аминь.
Профессор В.М. Чернышев, Центр «Надежда»