itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Преподобного Иоанникия Девиченского вспоминают в сербских землях

Новости Косово 
0
480
Время на чтение 6 минут

Декабрьская память святого Иоанникия, к сожалению, до сих пор не включённая в русские месяцесловы, отмечалась вчера на просторах многострадального Косова и Метохии - и там, где живых сербов больше, чем отошедших, и, особенно, в местах, где больше усопших, потому что им - мученикам - легче помнить о Боге и Его угодниках, чем нам, наблюдающим земную суету. Но всё же, несколько минут, которые протекут в воспоминаниях о преподобном отце нашем Иоанникие, надеюсь, сблизят нас с нашими братьями, души которых в руке Божьей (Прем.Сол. 3.1).

Преподобный Иоанникий, живший в монастыре Черная Река, а также и в полном уединении, в стволе старого бука, прославился в то время, когда тело Сербской державы становилось немощным, дух же оставался бодрым (Мк. 14.38), когда афониты, синаиты и подвижники Призрена и Грачаницы распространяли "умное делание" молитвы Иисусовой, собирая себе сокровища на небесах (Мф. 6.19), при этом научая простецов крепости в Вере и народном самосознании. По одному преданию, Св. Иоанникий был уроженцем Метохии, по другому - Диоклеи Приморской (Зеты), но, во всяком случае, и он, и его монастырь-страдалец были и остаются столпами Сербства. Время его рождения - середина XIV столетия, когда Сербия при Царе Душане стала самой сильной державой на Балканах. Но уже во времена молодости преподобного, после убиения Св. Уроша Младого и Косовского боя, сербское государство стало распадаться на уделы и склоняться к упадку. Св. Иоанникий подвизался во времена Св. Деспота Стефана Высокого и его наследника Джураджа Бранковича Смедеревского, сын которого был в свойстве с Царём Руси Иоанном III. Дочь Джураджа - девица, по преданию, была исцелена Св. Иоанникием от тяжкой болезни - от слепоты или безумия (1).

В благодарность за исцеление дочери Деспот построил в 1434 году монастырь Девич. Кончина Св. Иоанникия предполагается в 1430 году.

Монастырь Девич за свою историю неоднократно подвергался разграблению и притеснениям со стороны турок, разбивших в 1459 году Деспотовину, а также изменников своей Вере - албанцев-потурченцев.

Председатель Санкт-Петербургского Славянского комитета, а ранее - консул на Балканах Александр Фёдорович Гильфердинг так описывает состояние Девича в 1857 году: "Монастырь Св. Иоанникия Девичского находится в пяти часах от Вучитрна, на границе Дукадьина, в волости, называемой Дреница. Мы переправились по разваливающемуся старинному мосту через Ситницу, текущую в низменных лугах, и скоро добрались до гор, ограничивающих Косово поле. Более четырёх часов ехали мы по высотам, то подымаясь, то спускаясь, то следуя по направлению лощин, поросших лесом, и не встречали ни деревушки, ни избы, ни души человеческой. Наконец, в поляне, окружённой лесистыми горами, увидели мы монастырь, обнесённый довольно высокою и крепкою стеною. Мы въехали в монастырь; я слез с лошади и поместился на диван-хане. Никто не выходил к нам. После многих тщетных попыток, люди докликались какого-то слуги и послали сказать игумену о нашем приезде. Долго, долго ждали мы игумена... Он рассказал мне только, что обитель страждет от албанцев, составляющих население всей окрестности, и имеет очень мало доходу, потому что албанцы отняли прежние её владения, а поклонников бывает очень мало, хотя мощи Св. Иоанникия пользуются великим уважением в народе; но монастырь живёт в такой глуши, что немногие отваживаются туда (добраться)... Монах, составляющий с игуменом и ещё одним иноком всю братию Девичской обители, стал повествовать мне..., о том, как Св. Иоанникий, сын богатых родителей, бежал из отцовского дома, чтобы удалиться от мира, и долго жил в совершенной безвестности и уединении в лесу, где теперь стоит монастырь; как народ, мало помалу, стал узнавать о его подвигах и стекаться к нему; как Юрий Бранкович, государь Сербский, услышав об его чудесах, привёл к нему свою дочь, слепую, и он возвратил ей зрение, омыв ей глаза водою из источника, который и теперь показывают близ монастыря; как Иоанникий, безпрестанно тревожимый в своём уединении, удалился в Чернорецкие горы и вселился там в пещеру... Бедный игумен Паисий... Недели через три, только что я возвратился в Сараево, мне написали, что игумена застрелили албанцы..."(2).

Современная очевидица - Наталия Батраева - пишет: "Монастырь Девич был основан в 1434 году на и месте, где в пустом стволе букового дерева подвизался исихаст XV века святой Иоанникий Девичский. Монастырь находится в густых лесах, в пяти километрах от города Србица. Ктитор - деспот Джурдж Бранкович - построил обитель в знак благодарности за излечение его больной дочери-девицы. Отсюда и произошло название - Девич.

Во время турецкого ига монастырь неоднократно подвергался осквернению, сожжению и разрушению, однако неизменно восстанавливался и реконструировался.

Сегодня в Девиче насчитывается несколько церквей: Введения во храм Пресвятой Богородицы, святого Иоанникия и святого Георгия. В них сохранились три слоя фресковой росписи: XV, XVI и XIX веков. Ранее монастырь располагал богатейшим собранием книг, переписанных в собственной мастерской, которые хранились здесь на протяжении столетий.

В 1941 году, во время итальянской оккупации Косова, храмы и келейные корпуса были разграблены и взорваны албанскими нацистами (игумена Дамаскина (Бошковича), как и его предшественника Паисия, албанцы убили - А.П.). В пожаре сгорели все старинные книги и иконостас с древними иконами. Пещера святого Иоанникия Девичского, находящаяся на холме севернее монастыря, также подверглась разорению.

В 1950 году (по другим данным - в 1947 г.) Девич, больше похожий на груду камней, был восстановлен трудами игуменьи Параскевы и сестер.

В 1999 году, сразу после вывода из Косова Югославской армии и прихода французского контингента КФОР в район Србицы, в монастырь ворвались албанцы - члены ОАК. С 12 по 14 июля длилась оккупация монастыря. На протяжении трех дней святыню оскверняли и грабили. Монахини вместе со своим духовником отцом Серафимом стали пленниками, и все это время подвергались физическим и моральным издевательствам. В результате отец Серафим был избит, а самую молодую сестру один из бандитов принуждал снять апостольник, на что она ответила решительным отказом.

С 1999 до 2002 года монастырь охраняли русские войска, их военная база находилась неподалеку. За это время в Девиче крестились около тридцати русских солдат.

18 марта 2004 года, на волне захлестнувшего Косово и Метохию террора, обитель вновь подверглась разорению. Военные, под охраной которых находился Девич, эвакуировали монахинь и позволили шиптарам беспрепятственно войти. После этого монастырь был полностью сожжен, гробница святого Иоанникия Девичского вскрыта и осквернена (албанцы разводили в ней огонь).

Когда военные начали эвакуировать насельниц обители, в суматохе забыли восьмидесятилетнюю монахиню, ставшую свидетельницей происходящего. Вот что рассказала мать Ангелина: «Было около четырех часов дня, когда я, уставшая, пришла из сада и сказала, что не пойду обедать. Почувствовала себя плохо (как будто в предчувствии чего-то недоброго) и задремала. Не знаю, сколько прошло времени, -меня разбудили крики и шум. Встав, я увидела, что вокруг никого нет, и только откуда-то доносится протяжное завывание (возможно, звук сирен - прим. авт.). Через разрушенные ворота обитель начало заполнять войско в черном. Это была ОАК. И я подумала, что только что отдала Богу душу!»

Сестры, эвакуированные на вертолете, вскоре заметили отсутствие матери Ангелины. Они попросили солдат вернуться. Вечером монахиня была доставлена на базу КФОР в Србице, а оттуда переправлена в больницу Косовской Митровицы.Но даже по прошествии года мать Ангелина говорила, что до сих пор перед ее глазами стоит разъяренная толпа, выкрикивающая призывы к нападению, и огонь, пожирающий дерево и камень.

Через некоторое время сестры вернулись - от Девича остались только обожженные стены. Церкви, кельи и хозяйственные постройки были разграблены, сожжены и разрушены. Монастырские ценности: церковные колокола, исторические книги кресты и многое другое - украдены. Водопровод и канализация разрушены. Система отопления демонтирована. Монастырский скот похищен.

Святыня вновь была восстановлена монахинями при помощи французских и испанских военных.

В настоящий момент в монастыре живут пять сестер, которые своими силами обрабатывают монастырские угодья.

Наибольшим духовным сокровищем Девича по-прежнему являются мощи святого Иоанникия, находящиеся под спудом. Он особо любим сербским народом как великий чудотворец и целитель, по молитвам которого и сегодня происходят МНОГИЕ чудеса. Одно из них - незримое присутствие и заступничество святого Иоанникия за свою обитель. Ведь только явной милостью Божией многократно оскверненный и разрушенный монастырь снова возрождается, чтобы своим неугасимым светочем рассеивать окружающую его кромешную тьму" (3).

Преподобне отче наш Иоанникие, моли Бога о нас!

Примечания:

1. У Джураджа было две дочери - Мария-Мара, отданная турецкому султану и выпросившая у него неприкосновенность Св. Горы Афонской, и Катарина, графиня Цельская, супруга потомка наследственных правителей Словении. Знаменитый Вараждинский «Апостол» был написан в 1454 году в Вараждине по заказу графини Катарины Кантакузины, супруги графа Ульриха Цельского и дочери деспота Джуржда Бранковича: http://www.patriarchia.ru/db/text/162694.html.

2. Гильфердинг А.Ф. Собрание сочинений. Т. 3. Босния, Герцеговина и Старая Сербия. СПб. 1873. С. 201-203.

3. Батраева Н. Косово. Сербская Голгофа. Альбом. М., 2006. С. 45-46.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Поповкин
«Великий день Кирилловой кончины» (Ф.И.Тютчев)
День памяти 14/27 февраля. Иконописная традиция изображения Славянских Апостолов в XIX веке и её изменения
27.02.2021
Черногория: цугцванг «сигаретного короля»
К итогам парламентских выборов в Черногории
31.08.2020
Паломничество Митрополита Сербского Михаила (Йовановича) в Россию в 1869 году
Часть третья. Санкт-Петербург – Вильно-Острог
26.11.2019
«Патриарха Варфоломея нельзя назвать главой Православной Церкви»
Митрополит Амфилохий (Радович) подверг жесткой критике позицию Фанара по Украине
28.10.2019
Все статьи Алексей Поповкин
Новости Косово
«Веселье в гетто закончилось…»
О жизни косовских сербов в оккупации
28.03.2024
Косовская «баница»: рождественская мамина молитва
Сербы делятся рождественской радостью – не только кулинарными рецептами и этнографическими сведениями, но и умением хранить свет Рождества Христова в сердце
09.01.2024
Балканские шахматы, домино и напёрстки
Давление со стороны «Сербии против насилия» использовано, чтобы сделать Вучича ещё более кооперативным
05.01.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 10:28
Кто виноват и что делать русским?
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 10:06
Трагедия или промысл Божий?
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 09:59
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 09:23
Превратить поражение в победу
Новый комментарий от Русский Сталинист
29.03.2024 09:16
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
29.03.2024 08:54