Поскольку последние десять лет мне приходилось неоднократно писать о данной проблеме и выступать, то приглашение принять участие в данном собрании было для меня чрезвычайно интересно. Было много неожиданного и важного в произошедшем разговоре, но остались и некоторые недоумения. Общим рефреном у выступавших сквозила мысль о разочаровании в либеральной идее, ее бесперспективности и переходе к иной, как она была обозначена, идее православного социализма. Мнений о переходе к православному социализму, о его необходимости было высказано много. Но, как мне показалось, по-прежнему не касались главного.
Все проблемы в истории человечества (и конкретных людей) возникали, возникают и будут возникать, когда оно живет не по воле Божьей. Неоднократно повторял и готов повторять до бесконечности духовную аксиому, что творение имеет смысл бытия только тогда, когда служит Творцу в рамках Его воли.
С нарушения воли Божией начинаются изгнание человека из рая и последующая богооставленность. Даже мы, люди, в своей повседневной жизни приобретаем или создаем те или иные предметы только для того, чтобы они служили нам в рамках нашей воли. Если же они отказываются исполнять предназначенные им функции (ломаются), то мы с ними поступаем соответствующим образом - оставляем в мусорной корзине. О каждой человеческой душе, посылаемой Господом в мир, есть промысел Божий, воля Божия. Каждый из людей, приходящих в мир в образе и подобии Божием призван к духовному возрастанию с целью понять и попытаться выполнить волю Творца. Тоже самое касается отдельных народов, государств и всего человечества в целом. Самая большая вселенская катастрофа проводит к гибели практически всего человечества во Всемирном потопе. Волю Божию - строить ковчег для спасения - выполняют лишь восемь человек из всех живущих на земле. Эти восемь и спасаются. Все же остальные, возможно, в светском отношении добрые и прекрасные люди, но сказавшие Творцу - отойди, призываются в Горний мир. Через эту катастрофу Господь нам показывает, что жизнь людей без воли Божьей обессмыслена.
Только народ (или конкретный человек), пытающийся жить по воле Божьей, имеет духовный смысл бытия. Национальная идея и есть познание народом воли Божьей и служение Творцу через воплощение данной идеи в жизни государства. Еще и еще раз: не изобретается национальная идея и не меняется во времени и пространстве, ибо это духовная истина, она берется конкретным народом в момент зарождения как крест служения своему Творцу. Не очень понятен поиск современной, новой формулировки национальной идеи. Передали же нам ее наши благочестивые предки: «Святая Русь, храни веру Православную. В ней же тебе утверждение!» Вот как хранить, что для этого делать в современных условиях - об этом можно и нужно дискутировать, на мой взгляд.
То, что за прошедшие четверть века после распада СССР национальная идея так и не озвучена руководством страны, и есть, на мой взгляд, наша самая большая беда, если не сказать резче. Удержусь! Не может быть принято никаких доктрин развития страны, пока нет национальной идеи - духовного смысла существования данных народов на данной территории. Ибо все доктрины должны работать на утверждение национальной идеи.
В последнем послании Федеральному собранию в речи президента прозвучали слова о необходимости в рамках образовательного процесса не только научения наукам, но и воспитания наших детей. А теперь позвольте задаться вопросом: как и кого можно воспитывать в государственной школе, если государство не знает или не хочет сказать, какого школьника можно считать воспитанным? Не говорит нам государство, какого человека оно считает нравственным, какого духовным, какого патриотичным? Как можно воспитывать школьника, если каждый учитель имеет право по-разному оценивать те или иные происходящие события с нравственной точки зрения? Да, остался общий нравственный принцип, который закрепило государство в общественной жизни: нельзя нарушать Уголовный кодекс! Вот за его нарушение власть наказывает. Но о каком воспитании в государственной школе может идти речь, если сам процесс воспитания может опираться только на Уголовный кодекс? Именно поэтому процесс обучения в школе сосредоточен только на образовательных услугах. Говорить, а тем более требовать от школы воспитания, не приняв никаких (кроме УК) нравственных норм, по крайней мере, очень странно. О чем тогда идет речь, о каком воспитании, на основании каких норм? Простите, но несколько умиляет разбор подобных пассажей серьезными людьми и на высоком уровне власти.
Коснулся только одной области нашей общественной жизни, но, право, во всех остальных та же картина. И грустно, и горько, и одновременно недоумение в мыслях: как подобное может так долго продолжаться - плыть по реке времени, не зная ни конечной цели, ни задачи для достижения цели, ни смысла путешествия? Заявляя о своей вере, о том, что мир - творение Божие, и никак при этом свою жизнь с волей Творца не согласовывая. Есть же духовный закон: если национальная идея не озвучена, то по умолчанию принимается «хлеба и зрелищ». Вакуума в духовной области нет и не будет. Невольно закрадывается мысль: так, может, в этом и есть особая причина того, что нам за все эти годы так ничего и не сказали о духовном смысле жизни нашей многострадальной Святой Руси, т.к. идея «хлеба и зрелищ» власть устраивает.
В заключение о самом главном. Даже ложная, безбожная национальная идея заставляет государство принимать решения в нравственной области, разрабатывать те или иные критерии. Вспомним большевиков, с их национальной идей построения светлого будущего в отдельно взятой стране и во всем мире. И моральный кодекс строителя коммунизма приняли, и прекрасные общественные институты создали. Самую читающую страну, лучшее образование в мире, лучшую культуру, лучшую в мире науку. Гагарина мы первые в космос запустили, сформировали лучшую армию в мире. Как много они сумели сделать, привлекая для создания своих прекрасных общественных институтов большие личности: Королева, Циолковского, академика Павлова, полковника царской армии Шапошникова - начальника Генштаба. Но.... без воли Божией все заканчивается крахом.
Без государственной национальной идеи движение в духовной области невозможно. И чтобы сегодня, в нашей жизни, обеспечить нулевой вектор движения в нравственной области, в руководство призываются те, кто способен тормозить все положительные процессы. А это могут обеспечить сердюковы, фурсенко (в школе нужно воспитывать не личность, а первоклассных потребителей), ливановы и иже с ними. А как же иначе все происходящее объяснить?
В то же время, когда понадобились успехи во внешней политике, то были призваны Лавров, Шойгу, Рогозин, и все сказочно быстро наладилось.
В чем же все-таки главная причина происходящих духовных нестроений? Мне, кажется, именно в том, что нет живой веры в Живого Бога. Среди участников круглого стола были представители Государственной думы из фракции КПРФ, которые очень аргументированно отстаивали идею православного социализма. Но, когда я спросил их представителей: «Как же можно декларировать Православие, говоря партийным языком, как главную идею духовной жизни страны и, одновременно, на своих партийных съездах петь Интернационал, где звучит открытая хула на Бога?». О содержании ответа лучше помолчать. Вся беда наша в том, что Бог в умах большинства представителей нашей элиты существует, как некая идея, а не как Живая Личность. Православие для многих из них - набор нравственных правил, которые помогают власти правильно управлять страной и народом, а не служение Творцу в рамках Его воли. Никто из них никогда и нигде не говорил о поиске путей выхода из существующего духовного кризиса как о поиске и осуществлении воли Божией! Живого Бога в их сознании нет! Как и во времена Ноя, подавляющему большинству Божия воля просто не интересна. Святая Русь, храни веру Православную! В ней же тебе утверждение! А воплощение нашей веры и есть служение Творцу в рамках Его воли в православной традиции. И зачем мучиться и велосипед изобретать, когда наши благочестивые предки для нас в главном все сделали, не очень понятно.
Протоиерей Евгений Соколов, руководитель миссионерского отдела Архангельской и Холмогорской епархии
17. Размышления провинциального священника
16. Re: О главной проблеме современности
15. Re: О главной проблеме современности
14. Ответ на 12., Вячеслав Макарцев:
13. Re: О главной проблеме современности
12. Ответ на 7., вода:
11. Re: О главной проблеме современности
10. Re: О главной проблеме современности
9. Доброе и верное слово пастыря
8. Ответ на 4., рудовский: