Много раз я бывала в Нежине. Здесь закончила медучилище моя мама. Здесь живут моя тетушка и её потомки. Здесь несколько лет назад мне довелось из вечной погибели богоотступничества спасать души усопших дядюшки-коммуниста и кузины... Никогда бы я не дерзнула на это, если бы не слезные просьбы дочери усопшего и моей мамы - крестной скончавшейся в секте свидетелей Иеговы своей племянницы-инвалида (подробнее стр.7 http://biblioteka.lavra.ua/books/lystok/lystok_23.pdf ). Тогда пришлось сдать билет в Москву, куда я была приглашена на представление книги мемуаров «Право на Прошлое» потомка святого равноапостольного князя Владимира - князя Алексея Павловича Щербатова, где я и надеялась повидать родственников, чьи прадеды после переворота 1917 года стали беженцами на Западе... Не сложилось.
И вот три года спустя, в первые дни Великого Поста, сидя на Нежинском вокзале с целью уехать в Москву и самой принять статус беженца, покинув навсегда охваченную братоубийственной войной родину мою и моих предков, я внезапно вскочила в маршрутку и вернулась в город. Доехала до центральной площади, где еще год назад красовался памятник вождю богоборцев, а нынче на том же постаменте «возложены» шины с охваченного своеволием революционного майдана...
До богоборческого переворота 1917 года на Гоголевской площади Нежина находилась гостиница, пожертвованиями с которой и жила Свято-Введенская девичья обитель - одна из Святынь города. Другая гостиница при обители славилась своими комфортными и уютными комнатами, так что в них годами предпочитали жить холостые аристократы, приезжавшие в Нежин в поисках благочестивых невест. А их в купеческом граде было немало. Видимо соседство инокинь - невест Христовых - вдохновляло и служило примером для бывших холостяков, часто покидавших Нежин уже семейными людьми.
Достаточно назвать фамилии этих нежинцев. Граф Петр Христианович Витгенштейн - герой Отечественной войны 1812 года, полный Георгиевский кавалер, жертвователь и создатель Иоанно-Богословского храма - уникального по своему архитектурному облику изящного Елисаветинского барокко, выделяющегося на фоне многочисленных нежинских церквей. Князь Виктор Кочубей, доставивший бюст Гоголя из Петербурга в Нежин - памятник сохранился до наших дней. Именно благодаря совету князя Кочубея граф Безбородко приобрел у графа Витгенштейна парк, по сей день называемый Графским и выстроил в нем гимназию высших наук, где и проучился Николай Васильевич Гоголь, будущий писатель. В Нежине князь Лобанов-Ростовский, будущий губернатор Варшавы, повстречал невесту из древнего купеческого рода Тернавиотов. Еще в городе до наших дней сохранилась улица Бобрицкая, свидетельствующая о вкладе почетных киевлян графов Бобринских (или Бобрицких - так выговаривали фамилию по-нежински).
Эти разрозненные исторические факты известны каждому мало-мальски образованному обывателю, собирающемуся посетить древний купеческий град. Но не каждый знает о чудотворной Толгской иконе Богородицы, пребывающей в той самой Введенской девичьей обители и о чудесах, совершенных по Её молитвам. Паломничество к древней Толгской иконе, список с которой привезен в Нежин из Ярославля, не останется незамеченным Царицей Небесной. В обители хранится белая толстая тетрадь, с виду она похожа на литературный журнал. Это рукопись будущей книги «О чудесах от чудотворных икон Матери Божией Толгская и Достойно есть». В обширной рукописи меня растрогал один рассказ.
Надо сказать, что чудотворная икона Богородицы Толгской часто посещает Киев - Покровскую церковь на Оболони. Маленькое чудо как раз и произошло в отношениях между дочерью и матерью после пребывания Иконы в Киеве. У Станиславы, 65 лет, были натянутые отношения с дочерью. Не было родственных теплых чувств. Вроде бы дочь и не жалела для матери ничего, но постоянно уклонялась от материнской ласки. Станислава пришла к Матери Божией Толгской и на коленях со слезами просила дать любви, взаимопонимания, подарить материнское счастье и утешить. Через три дня дочь Елена приехала навестить свою мать и во время приветствия подошла к ней и с любовью поцеловала её. Станислава была поражена и буквально «оцепенела» от неожиданности. Как она говорит - «это произошло впервые в жизни. Ни на дни рождения, ни на новый год этого никогда не случалось». Впервые в жизни дочь поцеловала свою мать! Станислава опять пришла в храм, чтобы поблагодарить Царицу Небесную за Её Материнскую любовь, ласку и участие в её судьбе.
Введенская нежинская обитель была создана за 20 лет до воссоединения казаков гетмана Богдана Хмельницкого с Московским царством, а по сути - перехода православного казачества под юрисдикцию Московского патриарха из терпевшего в те времена притеснения от агарян патриархата Константинопольского павшей в 1453 году Византийской империи. Вдова полковника Стародубского Анна Бреславская приобрела в Нежине землю для постройки приюта для вдов и сирот. Доброе дело благословил архиерей и вскоре на этом месте выросли два храма - Введенский и Ильинский.
Чудесное обретение Толгской иконы Царицы Небесной произошло в 1314 г., когда епископ Ростовский Прохор (в схиме Трифон) совершал объезд епархии и возвращался обратно. За 7 верст от Ярославля остановился на ночлег у реки Толги. Ночью Владыка был поражен ярким светом, проникавшим в его шатер - это был огненный столп и идущий к нему через реку мост. Помолившись Богу, опираясь на свой жезл, Владыка ступил на мост и, перейдя на ту сторону реки, увидел высоко над землей икону Пречистой Девы с Младенцем. Епископ стал горячо и слезно молиться, затем вернулся в шатер. Но на утро не сумел найти свой жезл... Тогда Владыка рассказал сопровождавшим о ночном происшествии. Все сразу же переправились через реку, чтобы найти жезл, но увидели икону Богоматери, а под нею архиерейский жезл. В радости и умилении все вместе с Трифоном начали рубить лес и к вечеру на том месте была построена и освящена церковь. А позднее устроен монастырь, как и Икона, названный Толгским по месту явления Пресвятой Богородицы на реке Толге.
Существует предание о том, что в 1320 г. икона источала благоухающее миро, которое способствовало исцелению многих больных. Вскоре в обители случился пожар и сгорел храм, где хранилась икона. Все скорбели, что она погибла. Но после пожара её нашли в чудесном сиянии в монастырской роще. Как бы в память об этом бедствии икона словно хранит в своём облике следы копоти. Толгская икона Богородицы - один из древнейших вариантов образа Умиление. Она полна теплоты и задушевности, материнской любви и нежности. В 1553 г. в Толгскую обитель прибыл на богомолье Иоанн Грозный. Царя одолевал лютый недуг - мучительная болезнь ног - и его носили в креслах. Горячо помолившись за молебном, царь получил исцеление. С тех пор он стал покровительствовать обители.
Другая святыня Введенской нежинской обители - список с Афонской иконы «Достойно есть» или Милующая. Во время Великой Отечественной войны икону прятали в черниговских лесах, куда тайно пробирались к ней православные. По преданию в конце 10 века на Афоне жил старец-отшельник с послушником. Когда старец отлучился в близлежащий монастырь в воскресный день к всенощному бдению, ночью к послушнику постучался неизвестный инок. Оба встали перед иконой Милующая, чтобы величать Пресвятую Богородицу песнью «Честнейшая Херувим». Вдруг дивный гость запел «Достойно есть», а икона засияла небесным светом. После оба плакали в умилении. Православная церковь верует, что явившийся инок был Архангел Гавриил, кто во время земной жизни Богородицы был Её благовестителем и на камне своим перстом начертал песнь «Достойно есть», которую тогда никто не слыхал, сказав: «Отныне так пойте все христиане».
Словно повторяя судьбу своих Святынь и Введенская нежинская обитель достойно перенесла пожар в середине 18 века, когда сгорели оба её храма. Во время возведения каменного храма, нашли свинцовую дощечку: «положены здесь мощи святого Русского князя Александра Невского в лето 1757 г». Пережила обитель и богоборческие советские времена. Нелегко пришлось игумении Антонии (Терещенко) поднимать пустынь во граде, где богобоязненное дореволюционное купечество выстроило более 20 храмов! Род киевского мецената-сахарозаводчика Терещенко помнят и чтят современники. В обители, воссозданной под руководством матушки-игумении Антонии у кануна в поминальные дни Великого Поста кроме приношений хлебов всегда есть баночки с сахаром и поминальной свечей внутри...
Когда матушка-игумения - потомок славного рода меценатов - прибыла в обитель, здесь была свалка. Пришлось вывезти более 200 машин мусора. А в 3-этажном доме справа от обители, где прежде располагались келлии насельниц, по сей день живут семьи военных. Монахини получили в пользование лишь небольшую часть первого этажа. Что касается той самой монастырской гостиницы, где любили селиться женихи - там находится училище культуры и искусств им. Марии Заньковецкой, которой установлен памятник в центре города и которая пела в церковном хоре. Когда же в 1998 г. обитель в короткий срок была обустроена стараниями сестер и игумении, первую литургию отслужили в честь иконы Богородицы Казанской - в память о породнившихся купеческих и аристократических династиях, чьей родовой иконой была Богородица Казанская.
Как сделаться успешным предпринимателем, каковыми и были наши знатные дореволюционные соотечественники? Рецепт прост: необходимо, подобно настоятелю обители, выполнять все работы наравне со своими подчиненными для того, чтобы собственным примером вдохновлять их на труд во славу отечества и во славу Божию.
В основе же исторического и духовного события - Введения в храм Пресвятой Богородицы - лежит, казалось бы, обыденный случай: бесчадие родителей. В древнееврейской традиции это считалось бесчестием. И вот, благочестивым супругам Иоакиму и Анне Господь послал чудо, которое прославило их на весь мир и на все времена. Пресвятая Богородица после Введения Её в 4-летнем возрасте в храм занималась рукоделием и изучала Святое Писание. Господь всегда с любовью выполняет Её прошения. Спаситель Своей Пречистой Матери дал силу спасать души человеческие. Поэтому мы просим Царицу Небесную: «Пресвятая Богородице, Спаси нас!»
Март 2015 года