На протяжении двух лет с 2013 по 2015 годы в галерее-ризнице Афонских икон в Киеве у Золотых Ворот профессор богословия Виктор Михайлович Чернышев выступал с лекциями. Их слушателями, как правило, становились случайные прохожие, очутившиеся в субботний день в историческом центре города. Предлагаем вниманию читателей краткое, тезисное изложение цикла лекций, созвучных современным событиям.
В жизни верующего человека молитва играет если не решающую, то, несомненно, важную роль, являясь как бы интуитивным или словесным проникновением в Божественное пространство. Поскольку Бог - это личность, мы должны осознавать, что Бог нас слышит.
Каждый человек согрешает если не действием, то словом, ибо от избытка сердца уста глаголют. Но если кто не умеет удерживать уста, тот не умеет сдерживать и мысли. В Нагорной Проповеди Господь говорит, что, если ты гневаешься, значит, ты убийца. Тогда кто же спасётся? Дела и благодать связаны неразрывно. Разбойник не имел никаких добрых дел, но вошел в Рай! Добрые дела - это следствие нашей веры, никак не наоборот. Нельзя бричку поставить впереди коня.
Молитва бывает соборная, когда мы находимся в храме в особом Божьем присутствии. Бывает келейная, то есть частная молитва. Когда мы молимся, мы не должны визуализировать Бога, представлять Его себе. Изображать Бога нельзя. В Западную христианскую традицию образ Зевса в виде Бога Отца переместился посредством живописи. Проник и в контекст православной иконы, став грехом церковных людей. Итак, мы все впадаем в грех, затем каемся и вновь грешим...
В католической традиции грех - это преступление, Христос - адвокат, Бог - судья, дьявол - прокурор. В православии - грех это болезнь души, требующая исцеления. Молитва является стержнем, на который нанизываются все добродетели. Если мы не научимся общаться с Творцом, то все наши добродетели будут расползаться. Без Бога всё перерождается в тупик. Толстовщина уже нам однажды проповедовала безблагодатную святость: «Бог нужен, вот только Он... не воскресал». Мы видим к чему это всё привело... Потому, что Бог сказал: «Без меня не можете сотворить ничесоже». Как эти величины прилагать к нашей жизни, жить ими? Ведь на самом деле «чего хочу не делаю, а чего не хочу - делаю, ибо закон греха во мне». Если судим других - то мы только посмотрелись в зеркало.
Для творения молитвы необходимы ум, чувство и воля - это составляющие нашей души. Но ум всегда надеется на себя: стяжает знания, как на помойку, словно тот гоголевский Плюшкин. Начало мудрости - страх Господень. Нам нужно одно знание - Бога, его воли, пребывания в Его послушании.
Чувство - это наслаждение, суррогат счастья, демоническая подделка под любовь. Чем глубже человек реализуется через плоть - тем глубже уныние. Плоть не может наполнить нас счастьем. Со-частие - это синергия с Богом. Апостол Павел говорит: «Уже не я живу, но живёт во мне Христос». Бог не вытесняет личности человека, а со-творит. Природа любой материальной вещи - пустота. Возьмите глобус и проткните его спицей: через пустоту вы попадёте снова на поверхность. Всегда наш народ искал Единого на потребу. Ищите Царства Божия, остальное вам приложится. Израиль не имел такого искусства или философии, как Греция. Но был богат Богом и сокрушал все языки.
Все наши болячки связаны грехом. Страстное сердце не может быть миротвоцем. Мир же готов поступиться всем, но права на страсть не отдаст.
Воля - умение сосредоточиться на главном. Если мы пребываем в воле - мы сконцентрированы. А как пребывать в воле? Необходимо сконцентрироваться. Моисей хотел напитать свой народ Истиной, а народ уже создал золотого тельца... И не нужна ему Истина. Моисей в отчаянии разбил доски (Скрижали Завета). Это метафора, охватывающая все времена, народы и языки. Не сотвори... Не убивай... Обращены эти слова Заповедей к каждому.
В молитве - напротив, соборное начало: «нас», «мы». У старообрядцев даже «помилуй нас»! Все спасаются соборно, вместе с народом Божьим. В католической церкви приоритет Папы: спасает народ иерархия. В православии все спасаются соборно. Закон Божий, Заповеди - обращены к каждому. Молитва совершается соборно. Мы часто жалуемся, что Бог нашей молитвы не слышит: значит мы просим не на добро, а на похоти наши.
Знание и не нужно для того, чтобы отдаться на волю Творца. Надо принять Его волю, как данность. Малыш упорно требующий игрушку у мамы топает ногами: так и мы просим неясно что? В молитве чётко говорится: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь», т.е. на один день, а не на закрома. Ибо сказал Господь: «Заберу завтра дыхание из ноздрей твоих, и кому это будет нужно?» Если мы не раскрываем ладони, то Богу некому дать... Выходит, что нищий дарит нам привилегию сотворить милостыню. И мы должны творить её втайне. Ибо если все видят и хвалят нас, то вот она - награда, чего ещё ждать от Бога? Бог взирает на сердце человека.
Иоанн Лествичник сказал, что молитва подобна стреле. Если слабая молитва - стрела не долетит. Надо всё иметь в целокупности: и руку твёрдую, и тетиву. "В молитве с верою всё, что ни попросите да будет Вам" - говорит Господь. Сам Господь часы проводил в молитве. Это интимное дело: закрой дверь и помолись втайне. Это не предмет обсуждения с другими людьми. Фарисеи останавливались на каждом шагу и молились: смотрите, мол, какие мы благочестивые. Но вспомним Евангельскую притчу о том, как молились в храме фарисей и мытарь. Мытарь молился так: «Спасибо, Господи, что я не такой!» И рядом мытарь на коленях: «Я слеп, жалок, нищ и наг». Кто из двоих угоден Господу? В этом парадокс христианства! Спрашивается, чему вы учите? Что у вас последние будут первыми?! Это безумие!
Возникновение христианства парадоксально: пустой гроб стал колыбелью христианства. Гроб предполагает покойника. Где Он? А колыбель - младенца... Но нет и Его.
Бог всегда отвечает на молитву. Бог в тихом веянии ветра нам отвечает. Через молитву мы устроим в себе Царство Божие. А человек через социальные программы старается создать Рай на земле - со времён Кампанеллы и заканчивая Пол Потом.
А в Писании сказано прямо: «Ищите Царствия Божия - остальное приложится»: образовательное, политическое, семейное. Если нет стержня - то не к чему прикладываться. Стройте на камне, то есть на самом Христе! Ибо Он - Краеугольный Камень. Этот Камень всегда устоит в бурях и нестроениях. Это та Драгоценная Жемчужина - ради которой купец продаёт всё. Ради Царствия Божия. Если рухнула наша последняя надежда: радуйтесь - это начало спасения!
Отче Наш - это наша главная молитва. Её нам дал Сам Спаситель. Мы взываем к Нему, называя Его Имя сущее (существует 70 имён Бога). Святится - это значит, что Им надо наполнить всю жизнь. Он освятил седьмой день. Бог освятил время! Время нельзя приватизировать. Времени - Богу - подчинено всё. Да приидет - в этом желание, чтобы Бог пришел в нашу жизнь. Царствие Божие не приходит видимым образом, ибо оно в нас есть. Мир, покой воцаряются в нашем сердце. Да будет воля Твоя - есть три воли: Божья - благая; воля сатаны - не дающая реализоваться; воля падшего человека: когда утрачена была целостность мировосприятия в Эдемском саду. Хлеб наш насущный - на этот день, не на закрома! Кто имел - тому прибавится, кто не имел - отнимется. Прости долги - мы учимся прощать. Не введи во искушение - Бог никого не искушает злом и сам не искушается. Нельзя молиться как царь Давид: «Господи! Искуси меня». И Господь ответил Давиду Вирсавией. Молиться следует как велел Господь: Не введи во искушение, но избавь от лукавого. В этой главной молитве нет красивых переходов. Она проста, как соль. Но все блюда без соли превращаются в ничто. Соль не видна, но она сердцевина блюд. Если соль потеряет свои качества, её нужно выбросить. Мы не умеем молиться. Мы не хотим молиться. Приступаем к молитве, когда тяжко. Тогда вспоминаем Господа... Конечно, Бог нас слышит. Он извлекает нас из негараздов. Но мы забываем о молитве... И так наша жизнь хромает. Но все-таки наша привилегия заключается в том, что мы рождены православными. И в том, что мы молимся друг о друге, болезнуя душой.