На фоне успехов ВВС России в борьбе с терроризмом отчётливо бросается в глаза непоследовательная политика Ирака, который страдает от натиска радикальных исламистов. Почему иракское руководство до сих пор не обратилось к России за помощью? Попробуем разобраться.
Россия действует - Багдад молчит
В последние недели в ходе сирийской кампании благодаря действиям нашей авиации боевики несут большой урон в живой силе и технике. При этом, спасаясь от ударов с воздуха, бандиты бегут из Сирии в Ирак: так, «игиловцы» спешно оборудуют новые позиции в районе города Мосул. Однако в настоящий момент официальный Багдад пытается уничтожить террористов своими силами; тем самым иракская армия продолжает нести ощутимые и бессмысленные потери в боях с экстремистами.
Нужно признать, что борьба с ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная на территории России) на иракском направлении должна активизироваться в связи с тем, что именно из Ирака террористы не только перекачивают контрабандную нефть для пополнения своего бюджета, но и пытаются перебрасывать подкрепления для удержания оккупированных провинций на территории Сирии.
Ещё до начала воздушной антитеррористической операции пресс-центр иракской армии «Media War Cell» (MWC) сообщал, что Россия продала Ираку небольшую партию многоцелевых тяжёлых истребителей Су-30МК, также были поставлены ударные вертолёты Ми-35М и Ми-28НЭ «Ночной охотник». В настоящее время новые машины уже наносят удары по позициям «Исламского государства» (террористическая организация, запрещенная на территории России), однако успехи иракских пилотов выглядят более чем скромно.
Хотя тяжёлое положение в стране и вынудило премьер-министра Ирака Халеда аль-Абади заговорить ещё в начале октября о необходимости российской военной помощи, однако затем этот вопрос повис в воздухе. В свою очередь, наша страна однозначного ответа не дала, намекнув, что готова принимать призывы о помощи в виде официальной просьбы.
В этой сложной ситуации России необходимо наращивать своё военное присутствие на Ближнем Востоке; тем самым российская авиагруппировка в Сирии станет ещё более значимым противовесом не только террористическим формированиям, но и американским авиабазам, которые появились ещё в начале 1990-х годов и были усилены в 2000-х годах.
Состояние ВВС Ирака: краткая справка
После оккупации страны войсками западной коалиции ВВС Ирака фактически перестали существовать. Только в 2004 году начались переговоры США с марионеточными властями по созданию новых иракских авиасоединений; при этом американская сторона всячески затягивала (и затягивает до сих пор) масштабные поставки даже подержанной авиатехники.
Военно-воздушные силы Ирака, по данным на ноябрь 2015 года, имеют в своём составе 10 многоцелевых истребителей Су-30МК, поставленных из России и Индии, четыре истребителя F-16С, два учебно-боевых самолёта L-159A чешского производства, 12 штурмовиков Су-25КМ/Су-25УБКМ, девять транспортных самолётов С-130Н «Геркулес», шесть «транспортников» Ан-32Б, поставленных из Украины. Вертолётный парк насчитывает 15 ударных машин (10 Ми-35М и пять Ми-28НЭ), 40 многоцелевых вертолётов Ми-17/Ми-171, 16 UH-1 «Ирокез», 10 лёгких разведывательных машин Bell 206, девять лёгких многоцелевых OH-58 «Kiowa».
Кроме того, с Южной Кореей был заключён контракт на поставку в Ирак учебно-боевых самолётов FA-50 (Т-50IQ) «Голден Игл», которые должны поступить на вооружение в ближайшее время. Помимо применения в роли лёгких ударных самолётов, FA-50 и L-159 будут использоваться для подготовки пилотов.
На первый взгляд, для разорённого войнами Ирака всё это выглядит внушительно. Однако, несмотря на наличие относительно новой авиатехники, иракские пилоты имеют низкий уровень подготовки, что фактически сводит на нет результаты боевых вылетов.
Кроме того, нельзя исключать и того, что в самый неожиданный момент агенты террористических группировок могут либо уничтожить иракскую авиацию на земле (подкупить охрану - не проблема), либо захватить боеспособные машины, тем самым бандформирования существенно усилят свой потенциал.
Авиация и геополитика: Запад нервничает
Совершенно очевидно, что успехи российской авиации, усиление влияния РФ на мировой арене - всё это вызывает злобу у Запада. Несмотря на террористическую угрозу, Вашингтон и Брюссель продолжают проводить политику двойных стандартов.
Так почему же Запад стремится во что бы то ни стало удержать Ирак под своим господством? Какие мотивы побуждают Североатлантический альянс проводить скрытые политические манипуляции против Багдада?
Первое. Ирак занимает выгодное географическое положение на Ближнем Востоке, то есть контролирует не только воздушное пространство в самом центре региона, но и выход в Персидский залив около соседнего Кувейта.
Второе. Богатые месторождения нефти делают Ирак важным энергетическим игроком в мире; по данным официального Багдада, запасы «чёрного золота» в стране составляют более 143 млрд. баррелей. Ясно, что Запад не желает терять доходный «нефтяной пирог».
Третье. В последнее время участились контакты между Россией и Ираком; всё это вызывает опасение командования НАТО потерять господствующее положение Запада на Ближнем Востоке.
Кроме того, территория Ирака является своеобразной резервной базой для пополнения потрёпанных формирований террористов; на территории страны находится много подземных тоннелей и бункеров, уничтожить которые может только наша авиация. Ясно, что промедление с просьбой о военной помощи обернётся печальными последствиями не только для самого Ирака, но и для всего мирового сообщества; тем самым может реализоваться сценарий по принципу «Недорубленный лес вырастает». Конечно, иракская операция для нашей страны станет гораздо более затратной, чем сирийская, но у России иного выхода просто нет.
Ещё один существенный момент: после парижских терактов Запад уже начал войну против боевиков (так, ВВС Великобритании и Франции уже наносят удары по целям террористов не только на севере Ирака, но и в районе сирийского города Ракка, неофициальной «столицы» ИГИЛ); тем самым страны НАТО стремятся лишить Россию плодов её будущей победы.
Таким образом, иракскому руководству необходимо принять единственно верное решение - как можно быстрее обратиться за помощью к России в борьбе с терроризмом. А российская авиация, усилив свой количественный потенциал, уже сейчас готова действовать на иракском направлении, тем более что у наших пилотов уже есть солидный боевой опыт.