Вспомним цепь исторических событий, приведших к получению Моисеем Синайского законодательства. Народ Израиля был наказан рабством Египетским. Израиль рос численно, распространялся. У Египтян появилось некое ощущение опасности, что народ израильский их вытеснит. Тогда египтяне сделали евреев рабами в земле своей: они стали делать кирпичи и выполнять самую трудоёмкую работу, которую сами египтяне не делали. Тогда евреи избрали в народе вождя, узнав волю Божью: «Воля Божья есть освящение ваше!» И народу израильскому открылось, что Бог не только в буре, громе, ветре и в тихом шорохе дождя. Став вождём, Моисей взмолился ко Господу: «Кого Ты посылаешь - я косноязычен?! Что я сделал, что Ты так ненавидишь меня?» Со временем Моисей становится проблемой для одной и другой страны - Египта и Израиля. Его народ возроптал: «Зачем ты вывел нас? Мы были в рабстве, но ели сладкий лук!..»
Тысячелетия спустя народ иудейский станет встречать ветвями и кричать: «Осанна!» вочеловечившемуся Господу, приняв Его за политического лидера... И, обманувшись, вынесет Ему смертный приговор. Истина - это не абстрактная величина, а то, чем следует жить. Библия - Богодухновенна. Смысл Священного Писания есть Бог. Вначале был Смысл. Слово несет в себе смысл. Семья, государство не имеют смысла, если не прорастают в Творца.
Итак, через Моисея Господь посылает 10 заповедей, призванных устранить фараона. Моисей получил Закон от самого Творца, а не от экстрасенсов, спиритов и т.п., которые никогда не смогут превозмочь силу Божью. Фараоновы волхвы - шаманы - не могут совершить того, что делает Господь.
Мы знаем из Библии, что народ израильский бежал из египетского рабства, но вода преграждала путь. Народ взмолился к Моисею: «Простри жезл свой!» Египтяне уже настигали своих рабов. И тогда воды расступились! Моисей вместе с народом, телегами и женами на них пустились в бегство по дну моря. Какой ужас охватил всех, когда шли они по водному тоннелю. Тем временем фараон, предпринявший попытку догнать Израиль, во главе войска также ступил на дно расступившегося моря. Но воды сомкнулись над головами египтян...
Народ, вышедший из плена египетского, был уже с закваской рабской. Такой народ не мог сам себя защищать мечем. 40 лет вождения израильтян по пустыне - это промыслительно. Когда Бог вывел Израиль из египетского плена, на 50 день подошли они к горе Синай. Долго пребывали в посте, не прикасались к женам. И объявлено было Моисею, что Бог будет с ним говорить на горе. Долго не возвращался Моисей, и народ заскучал - стал роптать и бесноваться: «У нас должен быть свой Бог, которому мы будем молиться, совершать жертвоприношения. Сейчас мы отольём тельца из золота. Отдадим все золотые изделия». Израиль получил плату за десятилетия египетского безвозмездного труда. Когда Моисей спускался с Синая со Скрижалями Завета, - на одной из них было начертано 4 и на другой 6 заповедей, - он удивился, чему народ радуется? Неужели Заповедям? Но увидел на постаменте идола - золотого тельца...
Моисей разгневался и разбил Скрижали: не достоин народ принять их, если поклоняется идолу. Моисей призвал истребить бунтовщиков. Так создатели языческого культа тельца были истреблены. Тогда Моисей снова поднялся на гору и Бог дал ему новые скрижали. Это и есть Декалог - Десятисловие. Скрижали были положены в Ковчег Завета, где уже находились жезл Ааронов расцветший и сосуд с манной. Скрижали Завета представляли собою Нравственный закон Божий, который требовал пояснений и интерпретаций. Поэтому к нему был дан обрядовый закон, который именуется законом Моисея и представляет собою 613 пояснений к заповедям Нравственного закона. В процессе законотворчества иудейского народа, была создана т.н. Мишна - первый комментарий к Нравственному закону, который подробно разъяснял правила исполнения заповедей. Однако этот новый комментарий не мог дать исчерпывающего истолкования Синайскому законодательству, полученному Моисеем. Позже на Мишну был написан очередной комментарий - Гемара. Все комментарии собраны в Талмуд. Евреи-талмудисты стремятся до мельчайших подробностей изучить предписания, принесенные Моисеем с горы Синай и определяющие начало светской и религиозной жизни Израиля, теократического государства (теос - Бог, кратос - власть).
Израильские пророки обличали, поэтому так часто погибали. Устами Божиими были учителя, регламентировавшие властные принципы. Первая Заповедь открывает собой череду остальных. Это стержень, на который нанизываются последующие. Если убрать эту заповедь - рассыплются остальные. «Я есть Господь Бог твой, да не будет у тебя богов кроме Меня»: изучай, читай, держи в памяти Заповеди Божьи. Не расставайся с ними никогда. Сделай их стержнем своей жизни. Пусть на стержень нанизываются слова, дела, помышления. Итак, вначале было Слово: смысл, мысль. Второй план - душевный.
Всё, что мы полагаем вне Творца - уходит в песок, в тщеславие. Только через веру мы можем призвать имя Божье. Вера - это посох, на который мы можем опереться в старости. Если наши руки открыты - Бог их наполнит. Веруем ли мы так, чтобы ходить путями Божиими? Мы ходим путями своих похотей, страстей, очес. Это сеть, в которой мы запутываемся и погибаем. Бог - это Свет в темноте, утешение в скорбях. Бог - это не абстрактная величина, не имеющая личности. Веровать - это значит довериться, передать себя Богу. Если кто-то считает, что уверует, если увидит Бога - не факт, что это произойдёт. У Голгофского креста не осталось почти никого. Блаженны не видящие, а верящие: Северный полюс не видел никто, но все знают о нём из книг.
Как мы узнаем о Боге? Откроем Библию и прочтем. Мы узнали из Книги Бытия об одном «боге», которого отлил первосвященник Аарон - золотом тельце. Мы видим, что высшие иерархи отступают по наущению толпы... Это отступление становится роковым и очевидным. Попробуйте найти покой вне Христа... Это и есть свидетельством тому, что Он существует. Вне Бога мы никогда не обретем Смысла. Бог - это беспричинная причина, ставшая причиной всего, существующего в этом мире. Вера упорядочивает наши мысли и чувства, даёт опору нашим ногам. Вера рождает необъяснимый восторг надежды! Этой надежды нет у неверующих. Дьявол, словно морковку вешает перед человеком искушения, как перед осликом...
Наши обязанности верующих: верить в Бога, бояться Его, надеяться, повиноваться, не роптать на свою судьбу, прославлять Его, как Творца мира, благодарить за всё. Что значит любить Бога? Исповедать Бога перед людьми и не стесняться, ибо «кто постыдится Меня, того и Я постыжусь». Греха мы почему-то не стыдимся. Так же любовь к Богу мы проявляем, участвуя в общественных богослужениях.
Каковы наши грехи против Первой Заповеди? Безбожие: «сказал безумец в сердце своём - нет Бога...» Многобожие - мнимые божества. Неверие - если мы не верим в Промысл Божий. Когда Давида Господь наказал Вирсавией, царь воскликнул: «Благо, Господи, что я научился!» Грехами против Бога есть ереси, расколы, богоотступничество - отречение из страха или получения человеческих выгод, что граничит с хулой на Святого Духа. Отчаяние, волшебство, леность по отношению к учению, благочестию, молитве, общественному служению. Человекоугодие - когда людям доверяем больше чем Богу. Человеконадеяние - когда надеемся на связи, но ведь каждый человек есть ложь.