Искусство и пустота

К 70-летию автора

Бывший СССР  Александр Сергеевич Пушкин 
0
514
Время на чтение 12 минут
Александр КАЗИН | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Искусство и пустота

Назначенный в октябре исполняющим обязанности директора Российского института истории искусств Александр Казин и для знаменитого Зубовского института, и для нашей газеты человек не новый, а давно и хорошо известный. В РИИИ он пришел после философской аспирантуры в 1976 году, читателям «Санкт-Петербургских ведомостей» известен на протяжении ряда лет как автор философско-культурологических статей, отличающихся оригинальными и вполне определенными взглядами на происходящее в России и мире.
В гости в редакцию «Санкт-Петербургских ведомостей» профессор Казин пришел за несколько дней до своего 70-летия, однако никакой особой «юбилейности» в нашей беседе не было. Говорили преимущественно о серьезном и тревожном. О кризисе в российской и мировой культуре.
О парадоксальных явлениях в современной художественной жизни. О том, что такое искусство, и вообще - существует ли оно сегодня...


- Александр Леонидович, разрешите начать с вопроса не о прекрасном, а о странном (по меньшей мере) - о недавней акции, когда человек, называющий себя художником, поджег дверь здания на Лубянке. Большинство наших читателей привыкли к классическому пониманию искусства. А сегодня им под этой маркой демонстрируют что-то совсем другое. Что же такое современное искусство? Где раздел, где критерии прекрасного?

- Вы задаете основной вопрос современной науки об искусстве. Ведь искусство - это модель цивилизации, отражающая основные позиции: мировоззрение, веру, любовь или бегство от сущего. Так что с ним сейчас происходит то же, что происходит с нами и с нашей цивилизацией.

Когда произведениями искусства называют эпические поэмы, храмы или колокольный звон - это классическая цивилизация. Когда Мону Лизу (портрет человека на фоне мистического пейзажа) - другая. Тут в центре космоса уже не Бог, а человек, поэтому Мона Лиза - это начало проекта модерна. Третий и, боюсь, последний этап существования цивилизации - постмодерн: когда нет ни Бога, ни человека, а есть игра. Если говорить философским языком, это искусство перед лицом Ничто. Пустоты. Небытия.

- То есть прибивание органов к брусчатке Красной площади, отрезание ушей и поджоги стоит классифицировать как искусство перед лицом небытия?

- Эти акты - определенная социальная практика. Информационная, коммуникативная, политическая, какая угодно - только не художественная. Творческая деятельность по определению свободна, с этим никто и не спорит, но называть искусством политическую провокацию, пусть даже под прекрасным лозунгом свободы, совершенно недопустимо.

Сомнительные акции приносят «художникам-акционистам» бешеную известность. Скандальная самопрезентация - известный прием для приверженцев пустоты, которые ничем другим не могут прославиться. Главная тайна такого искусства в том, что его не существует.

- Правомерно ли государству вмешиваться в творческие процессы - в качестве заказчика или регулятора? Не вступает ли это в противоречие с основополагающим - свободой творчества?

- Тоже фундаментальный вопрос философии культуры. Еще у Платона были сложные отношения с искусством. Из своего идеального государства он, как мы знаем, вообще изгнал свободных художников. Такой художник, с точки зрения Платона, сам не знает, что делает. Подлинное искусство, по Платону, - продолжение космоса в порядке истории...

У художника во все времена есть меценат - инстанция или человек, который заказывает работу и платит деньги. Расцвет архитектуры в Средние века или в эпоху Возрождения обусловили заказы римских пап. Меценатом в значительной степени выступала церковь как на Западе, так и на Руси. Величайшие в мире соборы были построены, прекрасные полотна написаны и гениальная музыка сочинена по заказу духовной либо светской власти - князей и королей. Это пример плодотворного и положительного взаимодействия между искусством, религией и государством.

Кто заказчик при капитализме? Рынок. Деньги. Я не уверен, что рынок как заказчик лучше (честнее, порядочнее, умнее) и способствует более высокому уровню искусства, чем государство или церковь. Ведь это место, где все продается и покупается. Если рынок потребует чернухи, порнухи или забрасывания грязью собственного Отечества, некоторые художники с удовольствием это сделают.

- Сейчас в обществе много спорят о возвращении цензуры...

- Тут не все однозначно. Помните, у Пушкина: «И мало горя мне - свободно ли печать морочит олухов, иль чуткая цензура в журнальных замыслах стесняет балагура...». Поэт, как видите, не противник цензуры в той мере, в какой она ограждает людей от «морочения голов»...

Я против предварительной государственной цензуры, но я за соблюдение закона - речь об экстремизме, порнографии и так далее. Что же касается управления процессом, об этом верно, на мой взгляд, сказал министр культуры Мединский: пусть расцветает сто цветов, но поливать их мы будем избирательно. Государство выступает как меценат, финансирует искусство: у нас есть государственные театры, концертные залы, музеи, институты. И в них не место произведениям вроде скандально известного «Тангейзера», протестовать против которого вышли на площадь тысячи людей.

- Подобная общественная оценка культурных явлений или произведений в последнее время случается все чаще. Некоторые еще и действуют активным образом, например, как недавно на выставке в московском «Манеже». Это признак того, что общество становится все более гражданским, или, скорее, растущей нетерпимости? И вообще вправе ли толпа или общественная группа влиять на художника?

- Такие общественные реакции - проявление того, что наше общество расколото, в том числе по религиозному и мировоззренческому признаку. При этом и среди верующих, и среди атеистов есть свои экстремисты.

История в «Манеже» - сомнительная, очень похожая на провокацию. Молодой человек, который эту акцию возглавлял, себя называет Энтео, а свое движение - «Божья воля». По меньшей мере нескромно - назвал бы себя еще Бич Божий... Христиане себя так не ведут - это все вообще из другого мира...

Сегодня борьба вокруг искусства - это борьба вокруг проекта нашей жизни. Культурной, общественной, национальной, религиозной. Искусство только повод для столкновения на этой свободной площадке (а у нас действительно нет никакой предварительной цензуры в отличие от советских времен). Но свобода - это ответственность. Выскажу крамольную мысль: абсолютная свобода творчества не только не способствует, а даже понижает качество искусства. Это можно наблюдать на многих примерах. Начиная от классических фильмов Тарковского. В условиях советской цензуры он ставил гениальные картины, а потом переехал на Запад, получив свободу и неограниченные возможности. Последние его работы - это сплошные самоповторы, причем гораздо слабее прежних.

Для многих художников абсолютная свобода стала могилой творческих возможностей.

- Почему?

- Происходит инфляция, обесценивание творчества. Если ты можешь все, ты не интересен никому, даже самому себе. Как в сказке: ступай туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что. В итоге ты не сможешь ничего.

Сейчас идет борьба вокруг фундаментальных ценностей существования страны, культуры, цивилизации. Россия - это страна-цивилизация, и у нас все обстоит сложнее, чем в Европе. Там мы имеем дело с некой последовательной сменой парадигм: античная классика, христианская классика, Возрождение, начало модерна, зрелый модерн и к середине XX века эпоха постмодерна. Сейчас Европа переживает его расцвет, он является центром общественной жизни вокруг искусства. Карикатуры «Шарли Эбдо» - это иллюстрация состояния европейской цивилизации и ментальности. Насмешка над Богом, над человеком, над смертью... Что остается? Ничто - постмодерн. Пародия на мироздание: искусство перед лицом небытия.

Европа оказалась в кризисе, потому что исчерпала классический и модернистский типы сознания - искусство божественное и человеческое. Во имя чего или кого быть современному (так называемому актуальному) искусству? Ради собственного удовольствия, игры, коммерческого успеха? Все это, согласитесь, мелко и не способствует созданию шедевров.

В России же в отличие от Европы все три основные творческие установки - классическая, модернистская и постмодернистская - присутствуют в едином пространстве и времени. Отсюда та нешуточная борьба, о которой мы говорили.

- И чем в связи с этим наш кризис отличается от европейского?

- В нашем искусстве - своеобразное преломление социального кризиса, который мы пережили в XX веке. Ведь Советский Союз был сверхдержавой не только в военной и политической областях, он создал великую культуру как своеобразную форму модерна, субъектом которого выступал не отдельный индивид, а партия и ее вожди. С падением СССР образовался идейный вакуум, который мы до сих пор ощущаем на разных уровнях. Он не может быть заполнен постмодерном, потому что постмодерн не заполняет пустоту, он ею играет, шифрует ее, наслаждается ею. Нужны другие энергии. Президент Владимир Путин в ходе Валдайского форума 2013 года процитировал выдающегося русского мыслителя Константина Леонтьева: «Россия всегда развивалась как «цветущая сложность», объединенная русским языком, русской культурой, русской православной церковью и другими традиционными религиями России». Это правильное понимание.

- Когда-то нас учили подходить ко всему с классовой точки зрения. Вы в своих работах пишете о цивилизационном подходе и оцениваете происходящее в культуре именно с таких позиций. Кто-то говорит, что искусство должно оцениваться только сердцем зрителя и слушателя, на основе личного опыта, воззрений и представлений о прекрасном и ужасном. Если все три принципа художественного освоения мира у нас сошлись в одном месте и в одно время, как в этом разобраться людям? Где та твердая почва, опираясь на которую можно что-то понять в этой мешанине? Какие ориентиры родители могут дать своим детям?

- Еще один философский вопрос... Да, мы живем в такой стране и в такое время, где и когда все три базисные установки творчества сошлись в мировоззренческом споре. Отсюда серьезные конфликты в литературной жизни, в театральной, в кинематографической (посмотрите - у нас расколоты практически все творческие союзы, у них разные, порой диаметрально противоположные позиции и не слишком дружественные отношения между собой). Человеку в это непростое время нужно опираться прежде всего на собственные убеждения. Искать и находить близкое себе. Есть доля истины в марксизме, во фрейдизме, в философии языка (как назовешь, так и будет) и т. п. В рыночном обществе еще более простой критерий - выгода.

Но что главное в человеке?

Христианство утверждает, что человек при всей его противоречивости и греховности все же создан по образу и подобию Божию. Если вы верующий человек, у вас будут соответствующие потребности, вкусы и взгляды на искусство. Если же человек убежден, что произошел от обезьяны (каждому лучше знать своих родственников) - у него будут иные инстинкты, интересы и ценности. Каждый выбирает себя сам. А выбрав себя, неизбежно выбирает и остальных - друзей, семью, окружение, искусство, занятия. Созидает свой мир.

- Развитие культуры идет волнообразно, с периодами подъемов и спадов. Как вы думаете, в какой точке мы сейчас находимся?

- В очень низкой. Мы, несомненно, переживаем духовный кризис, связанный прежде всего с утратой духовного идеала. На почве всеобщего пародирования и осмеяния не может быть создано художественных шедевров. Постмодерн вообще не создает уникальных произведений искусства, как в эпоху классики и модерна, а создает «тусовку» по поводу искусства. Тусовка остается тусовкой, даже если она глобальная. Глобальная коммуникация по поводу пустоты. Это происходит и в России, к сожалению.

- Что же, уникальные произведения у нас сейчас не создаются вовсе?

- Ну почему же... Например, едва ли не самой читаемой в 2011 году в России стала книга «Несвятые святые» архимандрита Тихона (Шевкунова). Она была издана массовым тиражом, и ее буквально расхватывали с прилавков. Это одно из лучших произведений нашей литературы за последние годы. То же самое можно сказать о ряде других произведений. Совсем недавно ушел из жизни великий писатель Валентин Распутин. 2015 год - это год Георгия Свиридова. Растет талантливая молодежь - я знаю это на личном опыте преподавания в Санкт-Петербургском государственном университете кино и телевидения.

Россия - это в некотором роде модель мира. Наша отечественная культура испытывает на себе все напряжения, которые разнесены между разными странами и культурами в масштабах планеты.

- Многие страны сейчас активно поддерживают национальное кино, литературу, живопись и так далее. Насколько востребована такая поддержка в России? И чего не хватает российскому искусству, чтобы подняться на достойную высоту?

- Сейчас и в России наметилось движение в этом направлении. Институты русского языка и культуры действуют за рубежом - в Париже, Нью-Йорке. Фонд кино финансирует определенные отечественные кинопроекты, есть поддержка некоторых литературных инициатив. Как член Союза писателей, я высоко оцениваю помощь, оказываемую литераторам правительством Санкт-Петербурга. В ближайшее время состоится Петербургский культурный форум, и Институт истории искусств будет в нем участвовать. На наших площадках пройдут две конференции - по литературе и традиционному искусству.

- Зубовскому институту больше ста лет. Расскажите, как изменилась его роль за это время?

- Институт, основанный в 1912 году графом Зубовым, был одним из центральных мест для встреч петербургской художественной интеллигенции Серебряного века (наряду с башней Вячеслава Иванова и «Бродячей собакой»). На мемориальной доске у входа в институт - несколько десятков имен русской культуры, начиная от Александра Блока, Гумилева, Ахматовой, Маяковского, Георгия Иванова. В двадцатые годы - Тынянов, Эйхенбаум, Асафьев, Гвоздев... Издана книга «Зубовский институт в мемуарах», где рассказывается, что и как здесь проходило. В этом институте выросла знаменитая формальная школа в литературоведении и киноведении. Сейчас готовится к изданию большая энциклопедия Российского института истории искусств, включающая в себя более 600 статей.

В настоящее время институт в своем составе имеет восемь секторов: источниковедения, изобразительного искусства и архитектуры, музыки, театра, кино и телевидения, фольклора, инструментоведения и художественной культуры. У нас великолепная библиотека, насчитывающая более 200 тысяч томов, и два кабинета - рукописей и истории кино. В кабинете рукописей хранятся подлинные раритеты - европейские и русские нотные записи начиная со Средних веков...

- Под одной крышей уживаются столь разные направления искусства... Как их работа объединяется на практике?

- Мы изучаем и классические истоки, и самые актуальные процессы, происходящие в наши дни. В свое время институт создавался преимущественно для изучения живописи и архитектуры. Сегодня сектор изобразительных искусств - один из ведущих. Особо хотелось бы отметить тему «Русское искусство эпохи Первой мировой войны», разрабатываемую под руководством зав. сектором И. Д. Чечота. Ведь Первая мировая - это ключевое событие ХХ века.

Активную работу ведет сектор музыки - старейший центр отечественной музыкальной науки. Выпускается многотомная энциклопедия «Музыкальный Петербург». Есть очень серьезные исследования по античному и византийскому музыкальному наследию (ими руководит вед. научный сотрудник Е. Герцман). Под руководством гл. научного сотрудника А. Климовицкого готовится к изданию собрание сочинений композитора Бородина.

Ряд работ посвящен православной духовной традиции в русском искусстве: ст. научный сотрудник А. Никаноров уже давно занимается темой колокольных звонов. Тема И. Чудиновой - «Голоса преподобных жен. Русская и византийская музыкальная традиция женских монастырей». Большую работу проводит сектор кино, который сейчас возглавляет Л. Березовчук, автор фундаментальных работ по теории этого «молодого» искусства.

- С 1986 по 2008 годы вы заведовали сектором кино - как мы помним, по Ленину, - важнейшего из искусств...

- И не только по Ленину. Вся американская мифология сделана в Голливуде, так же как и большая часть советской...

- Какие направления являются основными для института?

- Они сформулированы в наших документах. Первое: «история искусства: становление российской художественной идентичности». Второе: «история, теория и методология искусства и искусствознания». Третье - «этноискусствознание, фольклористика и музыкальная антропология». Четвертое: «музыкальные культуры народов Евразии». Недавно прошла интереснейшая международная конференция «Единство и многообразие славянского мира».

В 2015 году у нас выполняется 64 научно-исследовательские работы и проводится более 80 научно-общественных мероприятий - конференций, «круглых столов», семинаров, выставок, концертов, экскурсий, открытых лекций. Наш институт - один из ведущих в стране и единственный в Петербурге комплексный центр по истории и теории искусства, художественной деятельности и художественной культуры.

- Последнее время было для института непростым, с частой сменой руководства. Стабилизировались ли ситуация, штаты? Завершены ли реформы? Какие перемены еще ждут РИИИ?

- Да, я - четвертый руководитель за три года. Не стану ворошить прошлое, что было, то прошло. Моя программа заключается в том, чтобы никому ничего не навязывать. Каждый отдел и сотрудник будут работать по привычной методологии, в свойственной им ценностной парадигме. Одни искусствоведы восторгаются Маяковским, Мейерхольдом, Малевичем и Эйзенштейном, другие их жестко критикуют. Это нормально. Прошло время Единственно Верного Учения в духе марксизма-ленинизма. Нет неприкосновенных фигур. Надо находить общий язык, работать и с западниками, и со славянофилами, и с христианами, и с мусульманами, и с атеистами. Обсуждать можно все, но нужно аргументировать свою позицию. Нужно уметь слышать оппонента и возражать ему на уровне аргументов, а не оскорблений.

Мы будем думать, как усовершенствовать работу, какие новые темы развивать, какую методологию использовать. Очень важно конструктивное взаимодействие с нашим учредителем - Министерством культуры Российской Федерации. Сейчас разрабатывается новый закон о культуре: наш институт намерен активно участвовать в этом деле.

 Инесса Юшковская

 «Санкт-Петербургские ведомости»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Re: Искусство и пустота

Съели бы Адам с Евой яблоко с древа познания, не съели бы, - все равно мир постигло бы то, что постигло, что предназначено. Но, когда они съели, то вместо одного их постиг Потоп и гибель мира. А, если бы не съели,то мир бы точно так же круто изменился бы в самом себе, подобно как в Потопе, только они бы нейтрализовали это потопное действие Творчеством. Мир бы обновился в себе Новым, умножением и Расцветом. Либо человек творец, либо злодей. Третьего не дано. Поэтому нельзя говорить, что модерн - хорошо, а постмодерн - плохо. Потому, что, раз постиг нас постмодерн, значит в модерне не было творчества. Или, раз мы критикуем постмодерн, то в нем все так же обстоит, как и в модерне. Только ступени развития поменялись. Мир в своем Предназначении идет вверх по ступеням Промысла. Это заложено Богом в Мир до Творения. И вписано в Творение. Человек же себя либо отождествляет с Промыслом , либо становится злодеем. А критиковать модерн и постмодерн - критиковать ступени Предназначения, которые были заложены Богом в Творение, еще до сотворения Мира. Либо мы творим, либо мы делаем зло.Третьего не дано. А время и эпохи здесь совершенно не причем. Если мы критикуем постмодерн как отсутствие творчества, - то это должно иметь конкретность. Что именно. А сказать, что время постмодерна плохое - значит перечеркнуть и все хорошее , что было в модерне. И наоборот, - не видеть и плохого в постмодерне, ибо на основании чего тогда говорить, что добро в постмодерне есть добро. Начинают апеллировать к вечным ценностям , называя их традиционными. А между тем само понятие Традиции , при таком подходе, утрачено. Ведь с осуждением постмодерна происходит перечеркивание и модерна, а значит и традиции. Сама Традиция, в этом значении, есть лишь наше сожаление о непонимании того, что есть Традиция. Честно говоря, когда мы критикуем постмодерн, мы проявляем только свое сожаление об утрате подлинной Традиции. То есть только сожалеем. И ничего, НИЧЕГО не делаем в духе самой Традиции. То есть не ТВОРИМ. А раз так, то наше сожаление есть зло. Критикуя постмодерн, мы ничего не делаем НОВОГО. А в этом мире все просто: если человек не Творит, то он становится источником Зла. Потому что действует сам Мир, само Творение. И мы, поэтому не можем бездействовать, даже когда ничего не делаем. Потому, что действует Промысел, Предназначение мира. Мир постоянно движется. И кто не с Ним в движении, тот - против Него. Критика постмодерна - зло. Потому что проявляет неспособность увидеть конкретное добро в том же постмодерне. Это наша инфантильность. Наше ленивое обобщение. Косность мысли. Лень думать. Самоуспокоение: вот, мол, зло обозначено в постмодерне. Все ясно. Тупик. В постмодерне надо так же четко видеть движение добра и зла, как и в модерне. Это единственное что нам позволительно - быть всегда в тонусе с Предназначением. Быть всегда вместе с Промыслом. А Промысел, даже для Адама в раю предполагал полное, тотальное изменение мира в нем и во вне, но если бы Адам не вкусил, то мир бы не погиб в Потопе, а приобрел бы себя в себе как Расцвет Нового .
Бондарев Игорь / 22.11.2015, 07:36

1. Re: Искусство и пустота

"...постмодерн не заполняет пустоту, он ею играет, шифрует ее, наслаждается ею. Нужны другие энергии." вот эта, только одна цитата очень точно характеризует художественные реалии дня нынешнего, когда "модерн", исчерпав себя ушёл, а "постмодерн"оказался лишённым всякой мысли. Здесь нет Бога, нет человека, и нет жмвой мысли, а потому бесчисленные потуги постмодернизма оборачиваются фарсом, шаржем, карикатурой на самих авторв, творящих пустоту. вот такое время мы живём. Но творческие ЭНЕРГИИ есть, имеются, и носителиэтих энергий среди нас. Только надо их заметить да поддержать... Пользуюсь случаем поздравить с юбилеем Александра Леонидовича, лткрывателя и носителя этих новых энергий...
Николаев. / 21.11.2015, 18:46
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Леонидович Казин
О божественных тайнах выпытывать не надо
Бог лично участвует в драме мира – в нашей с тобой драме
14.11.2024
Что такое искусство?
Своеобразие России ХХI века в этом плане заключается в активном состязательном взаимодействии — борьбе — классических, модернистских и постмодернистских проектов, конкурирующих друг с другом, от исхода чего зависит будущее всего мира
05.11.2024
Умный бес всезнанья
В последнее время гностицизм вошёл в моду
31.10.2024
«В духовном плане конец света, возможно, уже произошёл»
Есть основания думать, что Удерживающий уже взят
28.10.2024
Все статьи Александр Леонидович Казин
Бывший СССР
День памяти митрополита Флавиана (Городецкого)
Сегодня мы также вспоминаем павших в бою под Шёнграбеном
17.11.2024
День рождения Царевны-Мученицы Ольги Николаевны
Сегодня мы вспоминаем генералов В.Д.Иловайского и С.К.Гершельмана, министра А.В.Головнина, дирижера А.А.Архангельского, расстрел Московского Кремля большевиками и подвиг героев-панфиловцев
16.11.2024
Отделить истину от наслоений лжи
О книге Григория Блехмана «Сталин, Берия, Хрущев: созидатели и разрушитель» (М., 2024)
15.11.2024
День празднования Шуйской иконы Божией Матери
Сегодня мы также вспоминаем Д.Н.Мамина-Сибиряка, И.М.Сеченова и М.О.Доливо-Добровольского
15.11.2024
Наше выживание только в Победе...
Другого пути у нас нет
14.11.2024
Все статьи темы
Александр Сергеевич Пушкин
Все статьи темы
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
17.11.2024 07:35
Святые или нет?
Новый комментарий от Алекс
16.11.2024 20:48
Сатанизм стучится в церковные двери
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.11.2024 20:21
Мировое зло повержено, да здравствует мировое зло!
Новый комментарий от Калужанин
16.11.2024 19:49
Зачем?
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.11.2024 19:48
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Рабочий
16.11.2024 18:47