Теперь, как из мглы, из глубин времени возникают удивительные лица того православного мира, который мы почти не знали. Это как далёкие галактики, которые сейчас кажутся туманностями, но когда-то очень ярко светили.
Вот перед нами русская женщина-княгиня Екатерина Дашкова, знавшая несколько языков, в высшей степени образованная, пылкая патриотка. Никто не мог поколебать уверенности этой княгини, что для процветания России, главное, любить Россию и её народ. И с помощью просвещения с православным отношением к нему - вести этот народ к более счастливой жизни. У неё в имении Троицком крестьяне были, как она пишет, «счастливы и богаты. Население за сорок лет моего управления им возросло с восьмисот сорока до тысячи пятисот пятидесяти душ». (с.180) Все крестьяне звали её матушкой.
Читаешь её «Записки 1743-1810 год» и спустя двести лет спрашиваешь: а, кто ж вам, матушка, даст сделать подданных более счастливыми по-православному, то есть, со справедливым управлением, с одной верой и правдой Христовой? Столько мрака вокруг. Столько охотников до лакомого куска - нашей России. Ею обязательно будет править кто-то чужой! И тогда и сейчас!
Дашкова видела, как рядом с её усадьбой под Петербургом - верный друг немцев царь Пётр Третий раздавал немецким капралам земельные участки на берегу Финского залива. Сами капралы на русской земле становились генералами.
А княгиня мужественно вела свою русскую линию во всем: в политике, в руководстве Российской Академией наук.
Однажды Дашкова была проездом в немецком городе Данциге. В гостинице с символичным названием «Россия» висела картина. На ней изображались доблестные немецкие войска и поверженные ими раненные русские солдаты и офицеры, которые молили победителей о пощаде. Княгиня велела прислуге достать масляные краски и перекрасить мундиры на картине так, чтобы в качестве поверженных - были уже немецкие солдаты, а русские - в качестве победителей...Что, кстати, было историческим фактом для того времени.
Так рождалось истинно русское мышление! Так появлялись пассионарии - творческие люди, носители национального духа.
Одним из таких людей была графиня Орлова-Чесменская из знаменитого семейства братьев Орловых. Анна Алексеевна, можно смело сказать, жила духом Православной Церкви. За счёт её огромного состояния содержалось множество монастырей и храмов. В своих деревнях графиня устраивала массовые таинства крещения. Крестными сыновьями Анны Алексеевны становились крепостные её деревень.
И её, так же как Дашкову, величали в народе матушкой!
Эти люди, несли в себе народный дух, стойко хранили его среди светского окружения, где преобладали мистики и масоны, по своей сути - враги православия и противники национального государства.
Философ Д.И.Чижевский писал, что с 17-го века господствовало в России своеобразное смешение двух духовных «стилей» - «жизни в нерушимой традиции», о чем мечтала княгиня Дашкова, и «не размышляющего над содержанием перенимаемого подражания Западу» .
Беда в том, что этот опасный раскол образованного русского общества само общество не пыталось преодолеть. Оно словно не чувствовало трагизм ситуации. Казалось бы, заботится о духовном здравии русского народа- это прямая обязанность всех образованных классов. Дворянам нужны верные и исполнительные подданные. Государству - боеспособные солдаты.
Но, похоже, последние два века духовным здоровьем народа занимались одни священники.
...Так, архимандриту Фотию удалось найти единомышленников в лице некоторых высших государственных чиновников и царя Александра Первого, которого Фотий убедил в пагубности масонства, пустившего свои корни в России.
Царем был издан указ о запрете тайных обществ. Но это не приблизило дворянство к православию. Оно по-прежнему (по выражению Карамзина) искало «изысканных духовных наслаждений» в качестве «приправы» к наслаждениям материальным.
Вот что писал о дворянской молодёжи - питомцах ХV111-го века православный писатель В.Улыбин: «Все почти люди тогдашнего высшего общества... при обращении своем к вере имели обыкновение примыкать не к православию, на которое смотрели свысока, как на веру исключительно простонародную, а к аристократическому , блестящему католичеству, или еще чаще - к бездогматному , мнимовозвышенному и модному тогда по всей Европе мистицизму ,который позволял им верить во всё и ни во что» (Стр.134. В. Улыбин. «Яко ад сокрушилися» .С-Пб. Москва, 2002 г).
Откуда родом этот «неразмышляющий над содержанием» - духовный стиль. Кто его творцы и носители? А это - наши соотечественники - огромная масса представителей совсем другого мышления - потребительского. Причём, чисто русского с его дурным максимализмом, который ни какому европейскому «окультуриванию» как правило, не поддаётся.
Потребитель наш жил «без божества без вдохновенья» и параллельно пытался создать какую-то свою потребительскую Русь, по сравнению с Европой довольно примитивную. У немцев и французов наряду с полным приоритетом сытой кухни над всем остальным был еще и патриотизм... Фома Аквинский сумел привить европейцам какое-то подобие веры пополам с расчётливым разумом.
Русскому потребительскому мышлению - эти европейские умственные излишества были без надобности. Они ведь требовали каких-то усилий.
Наш русский потребитель брал от Европы только опыт сытой кухни, отбрасывая всё остальное... Для него любой творческий соотечественник, любой патриот, с его призывами - был подобен большой мухе, жужжащей над его над его кормушкой. Патриот всё время отвлекал! Он призывал отдать себя каким-то общим делам, которые требовали мужества, самоотдачи и грозили личной безопасности потребителя или уменьшению количества блюд на его столе.
На борьбу с любыми проявлениями духовной России - российский «потребитель» (торгаш, поглотитель утонченных удовольствий) - с давних времён - делегировал своих лучших защитников - философов, публицистов, критиков.
Задача была одна: убедить всех, что никакой там особой духовной миссии у России нет!
С этой целью замалчивалось всё, что делалось в церкви и вокруг неё по духовному окормлению православных. Большинство граждан страны почти ничего не знали о благотворительной деятельности Анны Алексеевны Орловой -Чесменской, о борьбе с масонами архимандрита Фотия, десятков других духовных отцов. В светском обществе того времени ходила только пошлая эпиграмма о любовных взаимоотношениях графини и священника Фотия. Авторство эпиграммы приписывают великому Пушкину.
За пределами светского внимания и всех изданий осталась огромная Православная Вселенная, с её святыми, с её взлётами и падениями, с её достижениями по воспитанию настоящих русских людей.
Порой, задыхаясь от светской пошлости, как за глотком благодатного воздуха, приезжали к святым отцам в Оптину пустынь и Гоголь, и Достоевский.
На рубеже девятнадцатого и двадцатого веков российский «потребитель» (торгаш, поглотитель утонченных удовольствий ) предпринял одно и самых долгих и мощных идеологических атак на православную Россию. И почти уже уничтожил её.
Но она ожила в двадцать первом веке!