Отсвет Православной Вселенной

Александр Сергеевич Пушкин  Новости Москвы 
0
366
Время на чтение 6 минут
Чем больше читаешь книг из церковных библиотек, чем яснее убеждаешься, что в нашем отечестве было как бы два народа, очень разные по жизненным целям. Одни - хранители национального духа и православной веры, другие - потребители и торговцы, ловцы утончённых светских удовольствий. Эти последние, взяв под свой контроль историческую науку и образование, скрыли от нас почти всё, что касалось духовного подвига лучших людей православной России.

Теперь, как из мглы, из глубин времени возникают удивительные лица того православного мира, который мы почти не знали. Это как далёкие галактики, которые сейчас кажутся туманностями, но когда-то очень ярко светили.

Вот перед нами русская женщина-княгиня Екатерина Дашкова, знавшая несколько языков, в высшей степени образованная, пылкая патриотка. Никто не мог поколебать уверенности этой княгини, что для процветания России, главное, любить Россию и её народ. И с помощью просвещения с православным отношением к нему - вести этот народ к более счастливой жизни. У неё в имении Троицком крестьяне были, как она пишет, «счастливы и богаты. Население за сорок лет моего управления им возросло с восьмисот сорока до тысячи пятисот пятидесяти душ». (с.180) Все крестьяне звали её матушкой.

Читаешь её «Записки 1743-1810 год» и спустя двести лет спрашиваешь: а, кто ж вам, матушка, даст сделать подданных более счастливыми по-православному, то есть, со справедливым управлением, с одной верой и правдой Христовой? Столько мрака вокруг. Столько охотников до лакомого куска - нашей России. Ею обязательно будет править кто-то чужой! И тогда и сейчас!

Дашкова видела, как рядом с её усадьбой под Петербургом - верный друг немцев царь Пётр Третий раздавал немецким капралам земельные участки на берегу Финского залива. Сами капралы на русской земле становились генералами.

А княгиня мужественно вела свою русскую линию во всем: в политике, в руководстве Российской Академией наук.

Однажды Дашкова была проездом в немецком городе Данциге. В гостинице с символичным названием «Россия» висела картина. На ней изображались доблестные немецкие войска и поверженные ими раненные русские солдаты и офицеры, которые молили победителей о пощаде. Княгиня велела прислуге достать масляные краски и перекрасить мундиры на картине так, чтобы в качестве поверженных - были уже немецкие солдаты, а русские - в качестве победителей...Что, кстати, было историческим фактом для того времени.

Так рождалось истинно русское мышление! Так появлялись пассионарии - творческие люди, носители национального духа.

Одним из таких людей была графиня Орлова-Чесменская из знаменитого семейства братьев Орловых. Анна Алексеевна, можно смело сказать, жила духом Православной Церкви. За счёт её огромного состояния содержалось множество монастырей и храмов. В своих деревнях графиня устраивала массовые таинства крещения. Крестными сыновьями Анны Алексеевны становились крепостные её деревень.

И её, так же как Дашкову, величали в народе матушкой!

Эти люди, несли в себе народный дух, стойко хранили его среди светского окружения, где преобладали мистики и масоны, по своей сути - враги православия и противники национального государства.

Философ Д.И.Чижевский писал, что с 17-го века господствовало в России своеобразное смешение двух духовных «стилей» - «жизни в нерушимой традиции», о чем мечтала княгиня Дашкова, и «не размышляющего над содержанием перенимаемого подражания Западу» .

Беда в том, что этот опасный раскол образованного русского общества само общество не пыталось преодолеть. Оно словно не чувствовало трагизм ситуации. Казалось бы, заботится о духовном здравии русского народа- это прямая обязанность всех образованных классов. Дворянам нужны верные и исполнительные подданные. Государству - боеспособные солдаты.

Но, похоже, последние два века духовным здоровьем народа занимались одни священники.

...Так, архимандриту Фотию удалось найти единомышленников в лице некоторых высших государственных чиновников и царя Александра Первого, которого Фотий убедил в пагубности масонства, пустившего свои корни в России.

Царем был издан указ о запрете тайных обществ. Но это не приблизило дворянство к православию. Оно по-прежнему (по выражению Карамзина) искало «изысканных духовных наслаждений» в качестве «приправы» к наслаждениям материальным.

Вот что писал о дворянской молодёжи - питомцах ХV111-го века православный писатель В.Улыбин: «Все почти люди тогдашнего высшего общества... при обращении своем к вере имели обыкновение примыкать не к православию, на которое смотрели свысока, как на веру исключительно простонародную, а к аристократическому , блестящему католичеству, или еще чаще - к бездогматному , мнимовозвышенному и модному тогда по всей Европе мистицизму ,который позволял им верить во всё и ни во что» (Стр.134. В. Улыбин. «Яко ад сокрушилися» .С-Пб. Москва, 2002 г).

Откуда родом этот «неразмышляющий над содержанием» - духовный стиль. Кто его творцы и носители? А это - наши соотечественники - огромная масса представителей совсем другого мышления - потребительского. Причём, чисто русского с его дурным максимализмом, который ни какому европейскому «окультуриванию» как правило, не поддаётся.

Потребитель наш жил «без божества без вдохновенья» и параллельно пытался создать какую-то свою потребительскую Русь, по сравнению с Европой довольно примитивную. У немцев и французов наряду с полным приоритетом сытой кухни над всем остальным был еще и патриотизм... Фома Аквинский сумел привить европейцам какое-то подобие веры пополам с расчётливым разумом.

Русскому потребительскому мышлению - эти европейские умственные излишества были без надобности. Они ведь требовали каких-то усилий.

Наш русский потребитель брал от Европы только опыт сытой кухни, отбрасывая всё остальное... Для него любой творческий соотечественник, любой патриот, с его призывами - был подобен большой мухе, жужжащей над его над его кормушкой. Патриот всё время отвлекал! Он призывал отдать себя каким-то общим делам, которые требовали мужества, самоотдачи и грозили личной безопасности потребителя или уменьшению количества блюд на его столе.

На борьбу с любыми проявлениями духовной России - российский «потребитель» (торгаш, поглотитель утонченных удовольствий) - с давних времён - делегировал своих лучших защитников - философов, публицистов, критиков.

Задача была одна: убедить всех, что никакой там особой духовной миссии у России нет!

С этой целью замалчивалось всё, что делалось в церкви и вокруг неё по духовному окормлению православных. Большинство граждан страны почти ничего не знали о благотворительной деятельности Анны Алексеевны Орловой -Чесменской, о борьбе с масонами архимандрита Фотия, десятков других духовных отцов. В светском обществе того времени ходила только пошлая эпиграмма о любовных взаимоотношениях графини и священника Фотия. Авторство эпиграммы приписывают великому Пушкину.

За пределами светского внимания и всех изданий осталась огромная Православная Вселенная, с её святыми, с её взлётами и падениями, с её достижениями по воспитанию настоящих русских людей.

Порой, задыхаясь от светской пошлости, как за глотком благодатного воздуха, приезжали к святым отцам в Оптину пустынь и Гоголь, и Достоевский.

На рубеже девятнадцатого и двадцатого веков российский «потребитель» (торгаш, поглотитель утонченных удовольствий ) предпринял одно и самых долгих и мощных идеологических атак на православную Россию. И почти уже уничтожил её.

Но она ожила в двадцать первом веке!

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Иванович Скрипко
Совсем не цветущая сложность
Полемические заметки
28.12.2022
«Тот случай, что и "красть" не надо было»
Отклик на статью Сергея Михеева «Нашу молодёжь украла американская массовая культура»
06.10.2022
Заметки неравнодушного читателя
О романе Захара Прилепина «Обитель»
11.08.2021
Наша основа
Попытка исследования
10.03.2021
Точка опоры
Эссе
18.09.2019
Все статьи Валерий Иванович Скрипко
Александр Сергеевич Пушкин
«А ныне только лишь слова»
Печалит, что государство и общество не откликается на запрос народа, выбравшего «Словом года» – Пушкина
23.11.2024
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
«Продвижение в массы» сказочной нечисти – продуманная кампания по дальнейшей дехристианизации и дезориентации остатков православного русского народа
19.11.2024
«...В России Пушкин длится»
Русская поэзия в журнале «Берега» (5, 2024)
06.11.2024
Памяти Якова Петровича Кульнева
Гости с Южного Урала преодолели более трёх тысячи километров, чтобы отдать дань памяти воинов 1812 года
01.11.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Лев
23.11.2024 12:40
Шёл тысяча первый день войны…
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
23.11.2024 12:14
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
23.11.2024 12:04
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 12:01
«Получите на орехи!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 11:26
«Полное освобождение Курской области может дотянуться до весны»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 11:01
Кощунственные рекомендации синодальной комиссии по биоэтике
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 10:59