Что ожидает высшую школу? Обещанное светлое евробудущее с евроокладами, еврогрантами и болонскими евродипломами? Или же Вузы разделят печальную судьбу отраслевых НИИ, сельских школ и фельдшерско-акушерских пунктов?
Ни для кого не секрет, что сегодня высшее образование не прихоть, а билет на Ноев Ковчег во всемирном потопе глобализации. Кто в него попадет, имеет шанс выжить и даже стать средним классом. Кто не попадет - обречен утонуть в море нищеты, конкурируя с гастарбайтерами из Африки. Но сколько мест на этом ковчеге и будет ли завтра шанс купить билет если не на бюджетное, то хотя бы на платное место?
Чтобы понять, что станет с образованием, не нужна статистика. Главное - увидеть тренды в кадровой политике, социальную логику реформы, спрятанную не только в сознании, но и в подсознании реформатора. Нарисуйте психологический портрет реформатора, поймите логику и мотивы его действий - и вы узнаете, куда он идет. Ищите картину будущего в головах тех, кто руководит его постройкой. А в головах этих много интересного...
Что наверху, то и внизу. Подмена идеалов просвещения культом золотого тельца в виде образовательных услуг не прошла даром: возникший духовный вакуум требует наполнения. Но чем? Увы, именно университеты ( не только российские, но и украинские, турецкие, сирийские) становятся площадками для вербовки пушечного мяса для политических и оккультных спецпроектов - от «оранжевых» массовок до самых экзотических сект и культов. Но самое удивительное, что в российский универ вербовщики идут не с черного хода, а сверху, через ректорские кабинеты, получая доступ к аудиториям, спортзалам, базам отдыха, а попутно - и к бюджетным деньгам. Можно долго рассказывать, как запрещенные в Европе саентологи берут на подряд отделы кадров, а идолопоклонники проводят психологические тренинги профессорско-преподавательского состава.
Вот, например, молодой и креативный ректор МАМИ Андрей Николаенко решил укрепить духовность и патриотизм студентов, в середине мая проведя на базе подольского филиала фестиваль языческого Сварога. Казалось бы, чего плохого в безобидных языческих пережитках? Это же возврат к истокам, к этногенезу, к предкам! Свежий воздух, хороводы при луне... Сварог - не Маркс, плохому не научит.
На самом деле, все не так безобидно. Потому что молодежные игры с реконструкцией язычества - это испытанная технология этнорелигиозной фрагментации общества. Собственно, откат общества к языческим корням и истокам - это и есть распад современной нации на враждующие родоплеменные группы и удельные княжества, утрата «многонациональным российским народом» общей идентичности, и общего будущего.
Примечательно, что все планы уничтожения России, включая план «Ост», строились на разделении народа на религиозные, этнические и субэтнические фрагменты, лишенные общего самосознания. К сожалению, многое в этих планах уже реализовано.
«Правый сектор» тоже начинался с рассказов о древних украх и фестивалей Перуна ( кстати, и Сварога тоже) с хороводами на языческих курганах. После чего самым любопытным предложили выезд в спортивные лагеря для настоящих воинов. Дальше был сначала Майдан, а потом - настоящая большая кровь.
Сирийская война тоже начиналась с возвращения местных этнических групп к традициям предков, после чего были тренировочные лагеря ( для каждой секты - свои) и война всех против всех.
Просвещение: перезагрузка в никуда
Для того, чтобы успешно развалить общество, насаждая языческие культы и тоталитарные секты, нужно снизить уровень образования до уровня, не позволяющего критически оценивать происходящее. И этот процесс успешно идет, и не только в России. Эпоха просвещения подошла к своему историческому финалу. На пороге - эпоха сокращения просвещения за ненадобностью. В Минобразе не скрывают, что в нашей стране слишком большой процент студентов и профессоров, гораздо больше, чем в эталонной для нас дружественной Бразилии. Поэтому главная задача министерства - не образование, а сокращение образования. По планам Минобрнауки, сверстанным в ВШЭ, львиную долю бюджета получит десяток с небольшим крутых вузов мирового уровня. В среднем дивизионе уцелеет несколько десятков университетов, в основном - региональных. Внизу же оставят 600-700 «недовузов», не имеющих даже магистратуры - то есть, по старой терминологии, техникумов с трехгодичным обучением.
Все, что сверх этого лимита, должно быть сокращено, оптимизировано и утилизировано - естественно, кротко и милосердно, без пролития крови, под вывеской улучшения качества образования и отбраковки неэффективных Вузов. До уровня Бразилии.
А теперь представьте себя на месте министра, перед которым стоит задача мягко, без закрытий универов и разгона демонстраций, за пару-тройку лет сократить две трети студентов и профессоров. Схема такой зачистки известна и уже поставлена на поток - Вузы не закрывают, а как бы присоединяют к «более эффективным». Запускается процесс взаимной «каннибализации» Вузов, когда одни пожирают других с изрядной коммерческой и коррупционной составляющей - причем решения о слияниях и назначениях ректоров принимаются в Министерстве.
Что нужно для успеха? Люди, которые возьмут на себя грязную работу. Лично преданные первому лицу ключевые кадры, которые не только недрогнувшей рукой уничтожат обреченных, но и направят денежные потоки в нужное русло. Терминаторы. Ликвидаторы. Спецназ.
По законам менеджмента, законно и эффективно уничтожить организацию, прихватив активы и недвижимость, может только ее руководитель. Ликвидировать ВУЗы? Нет ничего проще - через укрупнение и слияние в целях улучшения. Назначить особо доверенных и гарантированно управляемых лиц ректорами «наиболее равных» Вузов-хищников, после чего они пожирают ( простите, реорганизуют в ходе слияния) и переваривают своих жертв. Причем все крайне непопулярные решения об увольнениях, сокращениях и выселениях принимаются не министерством, а на уровне университетов, в рабочем порядке. Министерство только издает приказы о реорганизации.
Ректор-терминатор: социальный портрет.
Кадры решают все. Чтобы каннибализировать систему образования со столетними традициями, нужны совершенно особые кадры, кадры старой закалки тут не годятся - сломаются. Ректор-терминатор - товар штучный, специфический, на обычного ректора непохожий. Собственно, он и ученым быть не должен - как не должен быть военнослужащим реформатор Минобороны.
Попробуем ( чисто теоретически) нарисовать идеальный социальный портрет ректора- терминатора. После чего сличим наш социальный фоторобот с реальными персонажами и узнаем, что ждет науку и образование.
Само собой, образцовый ректор-терминатор - это лицо, жестко контролируемое и управляемое. Со всеми необходимыми гарантиями лояльности. А единственная надежная гарантия - хороший уголовный компромат, заранее подшитый в папочку. Впрочем, не обязательно уголовный. Очень хорошо смотрится активное участие в тоталитарных сектах и неоязыческих культах.
Обязателен опыт работы в бизнесе, желательно связанный с недвижимостью, реорганизацией и конкурсным управлением, необходимый для юридически грамотной и доходной разделки поглощаемых Вузов. Нужны люди, способные уверенно отделять мед от пчел, а овец - не только от шерсти, но и от шкуры. Желателен навык ведения «серой» и «черной» бухгалтерии, успешный опыт организации банкротств, недружественных поглощений, конкурсного управления и других видов ликвидации. Чтобы работать хищником, надо попробовать живой крови, хлебнуть легких денег. Но и это не главное.
Но самое главное для ректора-терминатора - отсутствие сочувствия к тем, кого надо устранить, максимальная отстраненность от научно-образовательной среды и конкретных коллег, которых он должен выбросить на улицу. Иначе говоря, нужна максимальная социальная и психологическая дистанция от подчиненных. Реформатор образования просто обязан быть в нем чужаком, аутсайдером, маргиналом.
И, естественно, немного сверхчеловеком, уверенно шагнувшим за рамки христианских традиций и готовым идти вверх по головам окружающих.
Что для этого требуется?
Для начала - отсутствие базового естественнонаучного и технического образования, поскольку ядро высшего образования - естественные и технические науки. Терминатор должен обязательно гуманитарием, желательно экономистом. Те более, что задача состоит не в тупом закрытии, а в эффективной утилизации и приватизации научной недвижимости и бюджетных денежных потоков. Как волк не видит в ягненке ничего, кроме мяса, так и терминатор не должен видеть в образовании ничего, кроме ликвидной недвижимости и денежных потоков.
Совершенно необходимо незнание и непонимание смысла и системы науки и образования, что гарантируется только отсутствием опыта и социальных связей в профессиональной научной среде. Чтобы не жалеть - нужно не знать, не понимать и не уважать. Отсюда жесткий образовательный и возрастной ценз - чем меньше, тем лучше.
Естественное требование к маргиналу на воеводстве - отсутствие реальных научных достижений, имени в науке, успешного опыта работы в науке, да и самого желания заниматься наукой, даже при наличии ученой степени. Маргинал по определению не может входить в научную элиту. Опыт преподавания и научного руководства - чем меньше, тем лучше. Само собой, тут неизбежен и характерный для маргинала махровый комплекс неполноценности. Чтобы выгнать на улицу профессора, на него надо смотреть глазами двоечника.
В этом плане лучшая гарантия стойкой неприязни к науке и ученым - честно купленная диссертация, наскоро склеенная командой профессионалов и защищенная в периферийном диссовете. Специализация покупного дисера также очевидна - экономические науки. Впрочем, степень доктора наук, даже экономических, для ректора нового типа - излишество. Поэтому для терминатора достаточно степени кандидата экономических наук.
Итак, вот вам социальный портрет «убийцы университетов». Это лично преданный министру кандидат (в крайнем случае - доктор) экономических наук, не имеющей ни научных достижений, ни корней в научной среде, моложе сорока лет, с наскоро сделанной (желательно - липовой) диссертацией, но при этом - с опытом работы с недвижимостью и бюджетными деньгами и, отметим особо, с нетрадиционной идеологической и религиозной ориентацией - желательно на «темную сторону силы».
Странная получается фигура, похожая скорее на рейдера, или Дарта Вейдера, чем на ректора. Но не спешите сомневаться. Как говорил Гегель, «Все разумное действительно»: вычисленный нами социальный портрет молодого эффективного менеджера-идолопоклонника с липовыми дипломами сегодня актуален и узнаваем, как никогда.
И действительно, с какой стороны на этот фоторобот не посмотри, получается все тот же молодой, креативный и непотопляемый ректор МАМИ Андрей Николаенко.
Кстати. Вы смотрели фильм «Омен»? Посмотрите, но лучше не на ночь. Отличная информация к размышлению.
Так рождаются терминаторы
Как и положено гениям, ректором МАМИ Андрей Владимирович стал не по годам рано. В 2008 году кандидатура тридцатилетнего проректора МАМИ по экономической части была утверждена Министерством, после чего случилось чудо - Андрей Владимирович стал самым молодым ректором не то что России, но, пожалуй, и мира. Причем не только самым молодым, но и самым малообразованным. Избрание Николаенко было, похоже, настолько необходимо, что для получения и удержания должности ему хватило степени кандидата экономических наук - технического минимума, необходимого для занятия должности проректора по хозяйству.
Кандидат бухгалтерских наук на должности ректора (даже не и.о. ректора!) крупного технического университета - случай редчайший. Но, ни скандала, ни сенсации не было - избрание ректором тридцатилетнего кандидата наук, защищенного в провинции по непрофильной для технического Вуза специальности, прошло на редкость тихо и гладко. Никто не хотел оказаться на пути терминатора.
Стоит ли удивляться, что еще в бытность Николаенко кандидатом от бухгалтерии МАМИ присоединил Университет промышленной экологии (бывший МИХМ). Так под мудрым руководством молодого специалиста Николаенко МАМИ стал «экспериментальной площадкой» для отработки схемы «братской могилы» - ликвидации ВУЗов путем слияния, до боли похожего на рейдерский захват. Неужели случайность? Если Николаенко сделали звездой, значит, это было кому-нибудь нужно. Неудивительно, что при такой фантастической протекции наверху Николаенко, став ректором «братской могилы», даже не озаботился получением докторской степени - строго обязательного для простых смертных ценза для занятия ректорской должности.
С чего бы это такие вольности, не позволенные даже министрам? По какому щучьему велению Николаенко целых пять лет возглавлял МАМИ, имея степень кандидата экономических наук по бухучету и статистике. Причем написанием докторской диссертации он озаботился всего за год до успешной защиты. Не верите - убедитесь сами: подавляющая часть докторских публикаций Николаенко опубликована в 2011-2012 годах.
Защищать докторскую, впрочем, Николаенко пришлось довольно далеко от Москвы - в Орле. Именно там, в Орле, собрались основные эксперты по «системам управленческого учета и анализа бизнес-процессов в период перехода на МСФО» (Докторский автореферат А. Николаенко - http://test.vak.ed.gov.ru/common//img/uploaded/files/NikolaenkoAV.pdf.
Зато сразу же после защиты Министерство подарило ему «на зубок» Московский государственный вечерний металлургический (МГВМИ), и Московский же государственный открытый университет имени Черномырдина. И не только... Впрочем, сам Андрей Владимирович тут как бы не при чем - приказы о летальной реорганизации издает министерство. Как говорил Виктор Степанович, хотели как лучше....
Но не прошло и двух лет после защиты докторской, как над Андреем Владимировичем сгустились тучи: выяснилось, что кандидатская диссертация, благодаря которой он смог стать ректором в тридцать лет, чуть ли наполовину слизана с работы Ирины Сидоровниной (РГБ ОД, 61:00-8/1777-0, Сидоровнина И. А. Исследование систем управления и пути их совершенствования в современных условиях (На примере промышленных предприятий. Новосибирск, 2000,)
Предметом плагиата стал не только текст ( «Лучшие мысли принадлежат всем» - Сенека) но и таблицы экономических показателей предприятий, на чьей бухгалтерии доказывались защищаемые положения. Увы, сменив названия фирм, неизвестные благодетели будущего ректора МАМИ поленились сменить цифры в таблицах. В результате Показатели 1995-1996 гг. по новосибирскому хлебокомбинату «Восход», полученные и опубликованные Сидоровниной, до третьего знака после запятой совпали с данными, «как бы» полученными Николаенко на известнейшем московском предприятии ВПК - ММПП «Салют» (Москва) в 2003-2005 гг. Буквально до пикселя совпали и приведенные в работе схемы со стрелочками. Впрочем, чему удивляться? Если на «Салюте» пекут турбины, как горячие новосибирские пирожки -это не подлог, а просто конверсия.
Интересно, почему обвиненный в плагиате до сих пор не подал иск о защите своей профессиональной репутации?
А теперь оцените красоту игры гроссмейстера Николаенко. Казалось бы, неопровержимое обвинение в плагиате - полная катастрофа: утрата доверия, аннулирование кандидатского, а затем и докторского дипломов, отставка с должности, уголовная статья о подлоге и нарушении авторских прав, буря в прессе... Но нет - дальше публикаций в прессе дело так и не пошло, хотя сличить тексты может каждый клиент РГБ.
За прошедший год с ректорских постов были снят не один ректор, вполне благополучный по части научной этики и авторского права. А вот по поводу Николаенко ВАК разъяснил, что после трехлетнего давности аннулировать защиту подложной диссертации юридически невозможно. Само собой, сохраняет свою силу и докторский диплом.
А теперь представим, что «срисована» не диссертация, а денежная купюра, паспорт или хотя бы водительские права. Что делать с «авторами» этих подделок? Отпускать на свободу по ходатайству Центробанка и МВД, заодно легализовав фальшивки и собственность, «приобретенную непосильным трудом»?
Похоже, Минобрнауки и ВАК - экстерриториальные структуры, в отношении которых не действует российское законодательство.
И действительно, подложный дисер - это не только вопрос действительности кандидатского диплома и научной этики. Это хрестоматийный случай нарушения авторских и смежных прав - то есть сфера действия как минимум Гражданского Кодекса. Причем трехгодичный срок давности - не догма: при наличии вновь открывшихся обстоятельств срок давности может быть и продлен.
Более того, если благодаря обманным образом полученному диплому человек преднамеренного ввел в заблуждение ряд должностных лиц и в результате занимал ректорскую должность - это уже не гражданский, а Уголовный кодекс, а именно, должностной подлог. Подлог классический, с корыстными намерениями и нанесением материального ущерба - ну просто типовая задача из ЕГЭ по обществознанию.
Очевидно, что полученная за эти года ректорская зарплата - не что иное, как не случайно, а преднамеренно причиненный государству прямой материальный ущерб, подлежащий возмещению. Так чего ждут органы Прокуратуры и недреманный Следственный Комитет? Тоже реорганизации и слияния?
Больше того, в самый разгар скандала с плагиатом Министерство подтвердило свое особое отношение к Николаенко - в руководимую им «братскую могилу» Минобр подхоронил еще одну богатенькую жертву - Московский индустриальный университет ( МГИУ). Добыча - мечта любого рейдера: площадка на ТТК возле Автозаводской, только что сданный учебный корпус... А на очереди - новые поглощения. Говорят, сухари сушит руководство МИИГАиК, следующая ячейка в колумбарии «МГТУ МАМИ» - Университет пищевых производств (МГУПП). Ну, на то он и пищевой, чтобы его с аппетитом съели...Ждем-с...
В чем же секрет почти мистической неуязвимости нашего героя? Неужели принадлежность к тайным сообществам и культам? Египетскому масонству? Розенкрейцерам? Культу Вуду?
Тайное стало явным, когда под эгидой Андрея Николаенко прошел молодежный неоязыческий фестиваль в честь Сварога. Казалось бы, что может быть патриотичнее: Сварог, Макошь, Велес, обряды плодородия... Правда, современное неоязычество - это не историческая реконструкция, а политическое конструирование совсем другого рода. Не зря же руководство новой Украины засвечено в подобных организациях далеко не христианского толка...
Кстати, недавно выяснилось, что следы реконструкторов Сварога действительно ведут на юго-запад.
Итак, что ждет российскую высшую школу? Она, безусловно, сохранится - правда, в виде пустой оболочки, дочиста выеденной эффективными менеджерами. Будет жирная строка в бюджете, будет Министерство образования и науки, будет министр, будут ЕГЭ и ОГЭ, будут Сколково и ВШЭ, будут пафосные федеральные университеты, построенные в чистом поле, фестивали Сварога и Кришны... Но уже не будет ни самой науки, ни научной традиции, ни научной среды. Ни самого высшего образования - того классического фундаментального образования, которое на короткий исторический миг подняло Человечество к звездам.
Прощай, эпоха просвещения! Здравствуй, эра образовательных услуг!
М.П.Чернов
https://www.facebook.com/frolov.moskva/posts/932773473460187