Недавно вниманию общественности предоставлены доклады о причинах крушения малайзийского Боинга, сбитого 17-го июля 2014 над Донбассом. Автором первого доклада является российский концерн "Алмаз-Антей", второго - Совет по Безопасности Нидерландов- неправительственная организация, занимающаяся расследованием (технических) причин катастроф и чрезвычайных происшествий.
Голландский отчёт встречен в России благожелательно, ибо в нём не содержится (вопреки ожиданиям одних и опасениям других) прямых обвинений в адрес России и ополченцев Новороссии. Более того, наблюдатели с удовлетворением отмечают что голландцы-де виновной в катастрофе самолёта рейса MH17 называют Украину, не закрывшей своего воздушного пространства для гражданской авиации. Даже российский МИД, очевидно опираясь на аналогичную интерпретацию голландского доклада, заявляет: главной причиной катастрофы Боинга над Украиной является то, что Киев вовремя не закрыл воздушное пространство.
На самом деле такая интерпретация является глубоким заблуждением. Пропагандистская кампания, развёрнутая западными СМИ вокруг этой трагедии, показывает что выводы, истинные или мнимые, какого бы то не было расследования сами по себе не имеют значения. Важно лишь то, в каком виде эти выводы преподносятся публике.
Как же голландская пресса осветила результаты "своего" расследования?
Первый и совершенно единодушный вывод голландских журналистов состоит в том что доклад Совета по Безопасности расставил все точки над i в этом деле,и недвусмысленно и окончательно установил, что Боинг сбит ракетой системы Бук. Любые иные версии на этот счёт, любые сомнения теперь окончательно предписывается считать плодом недобросовестного вымысла. Характерен в этой связи комментарий в одной из ведущих голландских газет:
"Наконец правда о катастрофе MH17 описана во всех подробностях. Выводы были сразу же оспорены русскими".
Последняя, многозначительная, фраза подводит ко второму ключевому моменту в голландской оценке доклада Совета. Документ на самом деле никак не отвечает на вопрос "Кто виноват", поскольку это вовсе и не входило в его задачу. Зато на этот вопрос единодушно и безапелляционно отвечает пресса: виновата только и исключительно Россия. Обвинение преподносится как факт, не требующий собственно доказательств, так что сторонний наблюдатель мог бы задаться вопросом: стоило ли городить весь этот огород с расследованием, если выводы его по крайней мере для голландских журналистов были очевидны уже заранее? Причём не просто заранее. Версия о "вине России" была сформулирована в качестве канонической 18 июля 2014, т.е. на следующий день после трагедии, и с тех пор иные объяснения случившегося не рассматривались вообще.
(NB См. о роли голландской прессы в деле малайзийского Боинга: здесь и здесь).
Что касается факта что Украина не приняла мер, или приняла недостаточно мер, дабы обеспечить безопасность полётов гражданской авиации над своей территорией, то этот факт признаётся; но признаётся в качестве фактора второстепенного. Первоочередной причиной гибели Боинга является всё-таки запуск Бука. Поэтому виновниками крушения самолёта предлагается считать тех кто запустил ракету; тех, кто отдал на это приказ; тех, кто доставил ракету на Украину (то, что ракета была доставлена на Украину из России - ещё одна версия, не подлежащая сомнению: без неё рушится связка между докладом Совета по Безопасности и обвинением России); и наконец, виновным в гибели рейса MH17 являются те, кто отдал приказ доставить Бук в Донбасс. Так выстраивается цепочка, которая должна привести в Кремль.
Итак, выводы российских комментаторов в духе "Голландские следователи назвали ответственной за гибель Боинга лишь одну сторону - Украину" - это всего лишь попытка выдать желаемое за действительное. Даже если текст доклада формально как будто позволяет сделать такое заключение, оно обесценивается тем обстоятельством, что западная публика доклад не читает, а читает изложение его западной же прессой. Недаром премьер-министр Нидерландов сразу же призвал именно Россию, а не Украину, всемерно содействовать уголовному расследованию этого дела.
Уголовное расследование проходит под эгидой международной комиссии под названием Joint Investigation Team ("Объединённая команда по расследованиям"), куда входит, наряду с другими странами, и с правом вето относительно результатов расследования, и Украина. JIT предполагает обнародовать эти результаты в 2016 - год, в котором Нидерланды будут председателем Евросоюза. Ожидается, что страна воспользуется этим обстоятельством чтобы, опираясь на доклады Совета по Безопасности и JIT, уговорить своих европейских партнёров на новые и гораздо более жёсткие антироссийские санкции. Иначе говоря, то что вина за гибель Боинга теперь уже на официальном уровне будет возложена именно на Россию, а не на Украину, на Западе априори не вызывает сомнений.
В этой связи необходимо развеять ещё одну, распространённую в настоящий момент в России, иллюзию. Речь идёт о том что "Алмаз-Антей" в своём отчёте установил фактическую подоплёку крушения малайзийского самолёта, и что, имея на руках эти конкретные факты, Россия может не боятся международных разбирательств или даже возможных судилищ. Это не так. Западные СМИ изначально твёрдо взяли линию на безоговорочную дискредитацию данных "Алмаз-Антея", которые предлагается считать очередной попыткой Кремля внести путаницу в это дело. Можно быть уверенным, что и в дальнейшем любой факт и любое доказательство, которые будет приводить российская сторона, будут сходу отвергаться как пропаганда (что, естественно, позволяет не вникать в их суть).
И последнее. Козырная карта Запада - американские спутниковые снимки, которые якобы показывают что Бук был выпущен именно с территории, подконтрольной (на тот момент) ополченцам - в России вызывает понятный и справедливый скептицизм. Ведь если эти снимки существуют на самом деле, почему их не обнародовали до сих пор? А если их обнародуют теперь, спустя более года после того как они предположительно были сделаны, то есть все основания полагать что речь идёт о подделке. На самом же деле не имеет значения, станут ли пресловутые снимки достоянием общественности, или США будут и дальше скрывать их, ссылаясь на соображения государственной безопасности.
В условиях интенсивной антироссийской кампании, развёрнутой вокруг злосчастного Боинга, которая продолжается уже более года, и конца которой пока не предвидится, западное общественное мнение поверит и в существование этих снимков, и в их истинность. Даже если никто их так и не увидит.
2. Re: Малайзийский Боинг: развеять иллюзии
1. Re: Малайзийский Боинг: развеять иллюзии