Летом 1940 года практически весь Европейский континент был объединен в единый союз под руководством Германии во главе с Адольфом Гитлером. Вся Европа от Португалии до Финляндии разделяла общеевропейские ценности. Среди них были - приоритет прав сверхчеловека (иначе говоря, представители высшей расы были по ту сторону добра и зла), политические свободы (каждый унтерменш совершенно свободно мог работать на господина), а также полная свобода предпринимательства (то есть каждый сверхчеловек имел полное право забрать все материальные ценности недочеловеков). Только такие страны, оказавшиеся на обочине европейской цивилизации, как Россия, Греция и отчасти Югославия не понимали сущности европейского выбора и стремились жить по-своему.
Греция с 1936 года жила под властью диктатуры генерала Иоанна Метаксаса и короля Георгия II. Эта была очень бедная и отсталая страна, в которой почти полностью отсутствовала промышленность. Правда, среди греков было немало богатых судовладельцев, торговцев табаком и банкиров, но в большинстве своем они имели иностранное гражданство и свои капиталы хранили в зарубежных банках. Так что наличие богатых людей вовсе не делало богатым страну. Многие греки, не имея работы и средств в большом количестве эмигрировали во многие страны света. В 1930-х годах из 20 миллионов греков мира лишь 7 миллионов проживали в самой Греции, причем из них 2,5 миллионов были беженцами из Малой Азии.
Осенью 1940 года итальянский вождь Муссолини решил захватить Грецию, считая, что это окончательно сделает Италию хозяйкой Средиземного моря. Муссолини надеялся, что нищая Греция со своей маленькой и слабой армией, с почти отсутствующей авиацией и флотом, большинство кораблей которого были построены еще до первой мировой войны, а некоторые и вовсе в XIX веке, сражаться не сможет, да и не захочет. Оптимизма дуче добавляло то, что Метаксас был совершенно проитальянским деятелем, подражая фашистскому устройству Италии. К тому же граничащая с Грецией Албания была без сопротивления захвачена итальянцами весной 1939 года, и превращена в базу для наступления на Балканах. Что бы спровоцировать Грецию первой объявить войну, Муссолини постоянно устраивал различные инциденты в территориальных водах и землях Греции. Еще 15 августа 1940 года итальянская подводная лодка торпедировала греческий крейсер «Элли», что сразу обеспечило полное господство Италии на море. Наконец, 28 октября 1940 года, в 3 часа утра, Греции был предъявлен ультиматум, в котором содержалось требование пропустить итальянские войска к определенным стратегическим пунктам через греческую территорию. От греческих войск требовалось не оказывать никакого сопротивления. Срок ультиматума истекал уже в 6 утра. Иоанн Метаксас никогда не был сильной личностью, но в день 28 октября он вдруг проявил качества настоящего народного лидера, твердо заявив итальянцам «Охи» («Нет» по-гречески). Впрочем, Муссолини и не ждал никакого ответа - итальянская армия начала вторжение в Грецию уже в 5.30 утра, не дожидаясь срока ультиматума, зная, что греческие войска еще не отмобилизованы. Итальянские войска под командованием генерала Висконти Праска пересекли греческую границу. Силы вторжения насчитывали 87 тысяч человек, 163 танка, 686 орудий, 400 самолётов. Впрочем, итальянцы никак не ожидали, что греки решат сражаться. Сам Муссолини считал, что греческая кампания займет «считанные часы».
Утром 28 октября, узнав об ультиматуме и начале войны, сотни тысяч греков вышли на площади городов, скандируя «Охи»! Количество добровольцев, вступивших в армию, в разы превысило все мобилизационные планы. Война действительно стала всенародной. Другое дело, что оружия для такого количества солдат не хватало. И полные патриотического энтузиазма греческие солдаты вступили в бой. Греки яростно дрались за каждую пядь территории, периодически переходя в контратаки. Итальянское наступление стало захлебываться, и к 8 ноября полностью прекратилось. Итальянцы перешли к обороне по всему фронту. И греческие войска тут же перешли в наступление и уже 21 ноября 1940 года итальянцы были отброшены на территорию Албании. Преследуя отступающих греческие войска вступили на албанскую землю. Попытка итальянцев атаковать привела к жестоким боям в начале декабря 1940 года, и закончилась полным разгромом итальянцев. Взбешенный Муссолини уволил своего начальника штаба маршала Пьетро Бадольо. Впрочем, к концу декабря греки прекратили наступление. Причина была проста: греческая армия расстреляла весь боезапас, а в условиях полного отсутствия в Греции военной промышленности пополнить арсеналы было затруднительно. В результате новый итальянский главком Уго Кавальеро все же смог остановить греческое наступление, удержав центральную и северную часть Албании. Но как только в самом начале января 1941 года Кавальеро попытался выбить греков из Албании, итальянцы вновь были разбиты, причем отборная итальянская дивизия «Тосканские волки» была практически полностью уничтожена.
Однако греки сами были в очень сложном положении. Зима в высоких балканских горах была очень суровой, а большинство греческих солдат были уроженцами теплых приморских районов, не было зимнего обмундирования, греки сражались в обносках летней формы, в результате чего потери обмороженными превысили количество убитых в боях. Кончилось горючее и основной движущей силой греческой армии стал обычный осел. Между тем, тыловое снабжение греков было ужасным, интенданты были ворами, поставляя в армию всякую гниль. Греческая властвующая элита никак не ожидала успехов от собственной армии. Известия о разгроме итальянцев и вступлении войск в Албанию, как ни странно, вызвали форменную истерику греческого командования, которое приказало спешно отступать. Вообще война с Италией была войной греческих ротных и батальонных командиров, которые действовали на собственный страх и риск, не слушая истеричных приказов из Афин.
Тем временем, Великобритания, которая на тот момент сражалась с Германией, предложила оказать грекам военную помощь. Метаксас, понимая, что появление британских войск в Греции немедленно вызовет вторжение войск Германии, после чего Греция, ведущая локальную войну с Италией, окажется втянутой уже в мировую войну, наотрез отказался. Но 29 января 1941 года Матаксас скоропостижно скончался, пополнив длинный список подозрительно вовремя умерших политиков, вставших на пути британских интересов. Новым премьер-министром король назначил бесцветного банкира Александроса Киризиса.
Война продолжалась, и в начале февраля 1941 года, разместив в Албании 21 дивизию, (для сравнения, в Северной Африке было 9 итальянских дивизий), Муссолини вновь попытался атаковать, но в жестоких боях 16-23 февраля итальянцы опять были разгромлены. Этот успех вдохновляюще подействовал на правительство Великобритании, которое решила начать переброску своих войск в Грецию. Британцы начали прибывать в Грецию в начале марта и концу месяца прибыло уже 60 тысяч британцев. Впрочем, по своей давней привычке, англичане не рвались в бой, надеясь, что всю военную задачу за них сделают греки. Единственной пользой от англичан были поставки оружия. Кроме того, английские летчики стали сражаться в небе. Но вообще итальянцы понимали, что британцы не горят желанием биться, и воевать будут по-прежнему греки.
9 марта Муссолини, лично прибывший накануне в Албанию, начал наступление уже 26 своих дивизий против греков. Но через неделю итальянцев ждал очередной разгром. Вести войну Италия уже не могла. Сам Муссолини в речи, произнесенной 10 июня 1941 года, признал, что на греческий фронт в Албанию были отправлены 631 270 солдат (но это без учета членов партийной фашистской милиции и наемных частей, сформированных из албанцев), 7 677 самолетов, 15 591 автомашина, и много другой техники (История национального сопротивления в Греции. 1940-1945., М, Прогресс, 1977, с. 48). Но всей этой силы не хватало, что бы даже отбить южную часть Албании.
Муссолини ничего другого не оставалось, кроме как обратиться за помощью к Гитлеру. Тот и сам был не прочь расширить германское господство на Балканах. Кроме того, оба диктатора понимали, что сам факт постоянных поражений в Греции после всех блицкригов в Европе очень невыгодно выглядит с пропагандистской точки зрения. Наконец, для Германии очень неприятным фактом стал переворот в Югославии, свергший прогерманское правительство. И в этих условиях Гитлер решил отложить на время реализацию плана «Барбаросса», то есть войну против СССР, и провести операции на Балканах. 6 апреля 1941 гола, на православную Пасху, Германия, а также Италия, Венгрия, Болгария обрушили войска на Грецию и Югославию.
Греческие войска стойко сражались с новым врагом. Несмотря на массированное применение авиации и танков, греки стойко отбивались несколько дней. Итальянцы, начав наступление, так и не смогли выбить греков из Албании. Но все решила «пятая колонна». 9 апреля, когда фронт еще нигде не был прорван, греческий генштаб приказал сдать немцам греческую Македонию и город Салоники. Это стало началом конца: греческие части продолжали биться, но командование уже вело переговоры о сдаче. 17 апреля министр обороны объявил о невозможности сопротивления. На другой день покончил самоубийством премьер Коризис. Король, министры, генералы, банкиры и прочая знать спешно бежали из Греции, захватывая с собой на память о любимой стране золото, валюту, антиквариат, а также гувернанток, прислугу, собак.
23 апреля 1941 года генерал Цолакоглу подписал в Салониках акт о капитуляции. В благодарность немцы сделали его «премьер-министром» созданного ими марионеточного «правительства». Собственно, бои еще продолжались. Преданные своим командованием и правительством греческие войска еще продолжали вести безнадежную борьбу. Лишь 27 апреля немцы вошли в Афины. После капитуляции остатки армии укрылись в горах, начав партизанскую войну. Командование греческого флота приказало капитулировать и передать свои корабли немцам, но экипажи крейсера «Авероф», 7 эсминцев и 3 подводных отказались выполнить приказ и, арестовав офицеров-капитулянтов, ушли в Александрию. Британские войска, которые прибыли незванными, по-английски, не попрощавшись, почти не сражаясь, убрались из Греции. Всего британцы потеряли на Балканах 3 тысячи человек погибших, из которых половина приходилась на небоевые потери, и 25 тысяч пленных. Окончанием покорения континентальной Греции считается 30 апреля 1941 года.
Выступая 4 мая 1941 года в Рейхстаге с речью о победе на Балканах, Гитлер сказал неожиданные слова: «Историческая справедливость обязывает меня заявить, что из всех противников, которые нам противостояли, греческий солдат сражался с наибольшим мужеством. Он сдался только тогда, когда дальнейшее сопротивление стало невозможным и бесполезным» ( http://ibiblio.org/pha/timeline/410504awp.html).
Впрочем, Гитлер поторопился. Греческие солдаты еще продолжали сражаться. Последним актом греческой войны стала оборона острова Крит, где разместились британцы, и где находились отказавшиеся капитулировать греческие войска. С 20 мая по 1 июня британцы (в основном из числа австралийцев и новозеландцев) и греки сражались с немецким десантом. Как всегда, британцы эвакуировались с Крита, бросив на произвол судьбы своих греческих союзников.
Но и теперь греки продолжали борьбу. В Египте из отступивших сюда частей греческого флота и эвакуированных войск началось формирование новой греческой армии. Ряды ее активно пополняли греческие эмигранты. В скором времени на Ближнем востоке находились уже 20 тысяч военнослужащих под греческим флагом. Греческие части под командованием англичан сражались с немцами и итальянцами в Северной Африке, отличившись в сражении при Эль-Аламейне. В дальнейшем греки участвовали в кампании в Италии, взяв в сентябре 1944 года хорошо укрепленный город Римини, прорвав «Зеленую линию» вермахта. Греческие корабли активно участвовали в Сицилийской и Нормандской операциях, а также в противолодочной борьбе в Атлантическом океане. Сформированная из греческих пилотов британская 13 авиационная эскадрилья сражалась над Средиземным морем.
В оккупированной Греции развернулась партизанская война. Причем партизаны действовали не только на суше, но и на море. Это, кстати, единственное в своем роде явление Второй мировой войны. Греция не была освобождена ни советской армией, ни западными союзниками. Греки сами освободили свою страну осенью 1944 года. На фоне совершенно вымышленного «Сопротивления» в странах Западной Европы, или невероятно преувеличенной роли отдельных фактов сопротивления, как, например, польского партизанского движения, Греция весте с Югославией оказалась той страной, которая действительно не склонилась перед оккупантами. Греческие солдаты, моряки и партизаны уничтожили больше итальянских и немецких оккупантов, чем те потеряли во всех кампаниях в Северной Африке.
Но осенью 1944 года, вслед за бегством из Греции немцев, как всегда, уже после победы других, высадились англичане. В Греции разразилась жестокая гражданская война, которая закончилась поражением сил Сопротивления в 1949 году. Греция была грубо втащена в «западную цивилизацию», которую теперь возглавляли англосаксы...
И после такого исторического опыта закономерен вопрос - долго ли этому гордому и храброму народу оставаться в этой «единой Европе»?