Мы уже сообщали, что в Русском Издательском Центре увидела свет книга нашего постоянного автора Леонида Болотина - «Странствия по времени: Древняя Русь сквозь призму «Повести Временных Лет». Научный православный взгляд на историю нашего Отечества от начала времен до Святого Благоверного Великого Князя и Царя Владимира Мономаха» - Общая редакция Василия Бойко-Великого. М.: Русский Издательский Центр имени Святого Василия Великого, 2015/2753. Книгу можно приобрести через интернет-магазин «Русские Книги».
Продолжаем публикацию фрагментов, которые являются самостоятельными исследованиями и представляют интерес сами по себе.
***
О желании Великого Князя Владимира Святославича испытать свою веру во Иисуса Христа свидетельствует завершение его беседы в 6494 году (986 год н.э.) с греческим миссионером Философом, который свидетельствовал о принятии Греками от Апостолов Христианства и показал Великому Князю плат с изображением Страшного Суда Христова в конце времен:
«- Апостолом же учащим по Вселенней веровати Богу, их же учение и мы, греци, приахом, и вся Вселеннаа верует учению их. Нарекль же есть Бог един день, в он же хощет судити, пришедый, живым и мертвым и въздати комуждо по делом их: праведному - Царство Небесное, и красоту неизреченную, веселие без конца, и не умирати в векы, а грешником - мука огненна, и червь неусыпаемый, и муце не будет конца. Сице же будут мучениа, иже не веруют Господу нашему Иисус Христу: мучими будут въ огни, иже ся не крестит.
И се рекь, показа ему запону, на нейже бе написано Судище Господне, показываше же Ему одесную праведныа в веселии предъидуща в Рай, а ошуюю - грешныа, идущих в муку. Вълодимер же, въздохнувь рече:
- Добро сим одесную, горе же сим ошуюю.
Он же рече:
- Аще хощеши одесную стати, то крестися.
Вълодимер же положи на сердци своем, рекь:
- Пожду еще мало, - хотя испытати о всех верах. Вълодимер же, сему [Философу] дары многы въдавь, отпусти с честию великою».
Подобные, примеры испытания веры Государями с помощью битвы мы видим в предыдущей истории Христианства.
Так, весной 312 года Римскому Императору Константину I Великому перед битвой с превосходящим войском узурпатора Максентия было в небе видение Креста Господня с надписью «Сим победиши!». Мать Императора Константина Царица Елена исповедовала Иисуса Христа, и смысл того видения, свидетелями которого стали и его воины, для Императора был совершенно ясен. Царь Константин не стал перед битвой совершать языческих жертвоприношений, но повелел изготовить знамя Лабарум с изображением Креста и такие же Кресты приказал начертать на щитах своих воинов. Вскоре после одержанной победы над Максентием Император Константин от Христианского духовенства принял чин оглашения, то есть фактически исповедовал себя Христианином.
С той поры положение Церкви Христовой в Римской Империи стало кардинально меняться. Уже к лету 312 года были прекращены гонения на Христиан в большинстве провинций Империи, которые починялись Императору Константину. В 313 году благодаря Миланскому эдикту Императора Церковь заняла равное положение среди других религий, и гонения были официально прекращены на всей территории Империи. А к 325 году, когда Император Константин был уже единовластным Самодержцем Римской Империи, к Первому Вселенскому Собору Церковь Христова фактически стала первенствующей религиозной конфессией в Империи. Оглашенные могли молиться вместе с верными при Богослужении в большинстве Таинств Церкви - Таинстве Исповеди, Брака, Елеоосвещения, Священства, Крещения и Мvропамазания, участвовать в Молебнах, Панихидах и других требах. И только при совершении Литургии Верных - Таинства Евхаристии - оглашенные должны были удаляться из храма до завершения Причастия верных Телом и Кровью Христа, после которого они возвращались в храм и вместе с верными вкушали освященный хлеб, святую воду и теплоту. Ввиду особого положения оглашенного Императора-Самодержца Святые Отцы Церкви даже допускали его председательство и активное участие в Церковных Соборах. Так, именно Святому Равноапостольному Царю Константину Великому в ходе христологических споров на Первом Вселенском Соборе принадлежит Боговдохновенное формулирование природы Иисуса Христа в Никейском Символе Веры: «единосущна Отцу». Таинство Крещения разрешает крещаемого от всех грехов, даже забытых, совершенных Христианином за прошедшую жизнь. Поэтому в Древней Церкви среди некоторой части ревностных Христиан существовал обычай уже после их Оглашения на протяжении ещё нескольких лет не принимать Таинства Крещения и Мvропамазания, чтобы ближе к кончине земной жизни освободиться от груза всех грехов разом. Так, один из Великих Святых Церкви Святитель Григорий Богослов, будучи убежденным Христианином и уже упражнявшийся в Христианском Богословии, на протяжении нескольких лет не принимал Таинство Крещения, желая испытать свою верность Христу.
Положение первого Императора-Христианина усугублялось ещё и тем, что первоначально большинство, а позже весьма значительное число его подданных, и в первую очередь государственных служащих и воинов, оставались язычниками. Но как Император и Верховный Понтифик он должен был соучаствовать в некоторых традиционных для Империи обрядах и принимать решения, связанные с отправлением чуждых Христианству культов. Например, в Римской Империи по прошению жителей какой-нибудь провинции или города только Император мог разрешить строительство нового языческого храма. Необоснованный запрет мог вызвать недовольство крупной области. Только по дозволению Императора совершались различные массовые традиционные празднества, например Олимпийские игры, история которых насчитывала более тысячи лет. Отменены они были только в 394 году, когда подавляющее число подданных уже во всех Европейских провинциях Империи стали Христианами. Будучи по своей духовной природе Царем Миротворцем, Святой Константин не мог в Империи допустить революционное торжество духов разделения между приверженцами разных религий. Уход языческих культов в подполье также мог создать мощную скрытую оппозицию общей политике Равноапостольного Императора. Но как глубоко уверовавший Христианин Император вполне осознавал, что подобные державные компромиссы, связанные с его хотя и невольной, но непосредственной причастностью к языческим культам и суевериям, принуждают его к совершению грехов, исповедование которых не позволяло бы совершать их вновь. Очевидно, именно поэтому Благочестивейший Император Константин, уповая на Бога и Его Просмысл о нем, решил принять Чин Крещения и Мvропомазания уже при очевидном приближении смерти, чтобы освободиться от бремени таких невольных грехов раз и навсегда. Святой Равноапостольный Царь Константин Великий был крещен лишь за три дня до своей кончины в Мае 337 года. Такое предупредительное отношение к Крещению не стало правилом для большинства Христиан, но о его существовании необходимо знать для верного рассмотрения подобных реалий в истории Церкви.
3. Ответ на 2., Леонид Болотин:
2. Михаилу Яблокову
1. Re: Крещение Равноапостольного Царя Константина