«Сербские «дядьки» на обороне Отечества»

Наши друзья из Сербии издали новую книгу о Первой Мировой

100 лет с начала Первой мировой войны 
0
429
Время на чтение 5 минут

Војкан Николић

 

Наши сербские друзья из Горнего Милановца издали книгу «Сербские «дядьки» на обороне Отечества». Поначалу я полагал, что речь в книге, подготовленной Войканом Николичем, о легендарном командире Югославского Войска в Отечестве генерале  Драголюбе Михаиловиче, которого в народе называют «Чика Дража» - «Дядька Дража». Но в предисловии профессор Милорад Даничич напоминает, что «и на войне, как и в мире, был лад. На защиту Отечества первыми с песнями отправлялись самые крепкие и решительные. Последними оборону составляли крепкие работяги, которые защищая немощных, как главы семей не могли и помыслить об отступлении. Были то известные дядьки - «чиче» - дядья всем, младшим себя. И весь народ в такие переломные моменты ощущался как одна единая семья». (С.5)Милорад Даничић Глире

«Из всех новостей, которые Сербия обильно представляет глазу человека с Запада, ни одна так верно не отражает народного духа, ни одна не делает это так образно и ёмко, как  эти «дядьки» в армии. «Чича» в Сербии значит «дядя», а люди в Сербии стареют быстрее, нежели где бы то ни было, и так зовут людей старше тридцати лет. А «дядькам» последнего призыва и сорок лет, и больше. Получается так, что в Сербии нет никого, кто был бы слишком стар для войны.

Они не носят униформы, они - патриархи войны - на марше образуют картину в одно и то же время и смешную, и трогательную», пишет американец Фортиер Джонс. (С. 62).

 Итак, темой книги является мысль о том, что основные тяготы войны вынесли на себе сорока-пятидесятилетние, воины третьего срока мобилизации, называемые «дядьками». Героизм и самоотверженность, несомненно, проявляли и молодые воины, и даже рекруты (о чём в книге будет рассказано отдельно), но тема книги, как уже говорилось, не о блестящих подвигах, но о преодолении марафона каждодневных тягот - изнурительных и - как казалось - нескончаемых.

Вот это-то тяготы и легли на плечи сербских «дядек».

Взгляд на мир и войну, присущий мудрым сербским крестьянам воплотился и в чеканных формулировках святителя Николая (Велимировича), и в курьёзных - а подчас и отнюдь не курьёзных - размышлениях простецов (таких, каким был герой одной из повестей, «господин Повар»).

«Мы молимся Тебе, Отче, пусть неизменной будет Твоя воля, а не наша.

Да будет воля Твоя! Если Сербия встала на пути Просвещения Человечества, если она является злом, как считают наши немецкие братья, о, Отче, сотвори из Сербии солёное озеро, прежде чем они превратят Сербию в кладбище...

И да будет Твоя воля, а не наша.

Мы - Твои - и в добре нашем, и во грехах наших.

И что, в конце концов, вся эта наша планета? Кучка праха.

И кто такие мы - на этой кучке праха? Мы, как великие люди, так и малые?

Мы, богатые державы и нищие? Мы, церкви правые и ложные?

Мы - малая кучка праха под Престолом Твоим, но, помни, Отче, прах, который в состоянии мира в душе обращает взор свой к Тебе.

Но кланяясь Тебе, прах становится подобен звёздам. О, Господи, будь всегда нашим Солнцем и пролей Свет Твой на всякую звезду, сейчас и везде. Аминь» (С.9)

Много позже, особенно после  Второй Мировой войны, святитель Николай будет много размышлять о причинах войн и катастроф, которые, подобно скальпелю хирурга вонзаются в жизнь человечества.

Интересен и взгляд на приметы надвигающихся катастроф:

«Дети каким-то чудесным образом могут предсказывать войну. Как только дети начинают играть в войну, война непременно разгорится. В июле 1914 все дети играли в войну. Но они не накликали её, конечно, но почувствовали приближение», понижая глосс до суеверного шепота, делился своими мыслями один из «сербских дядек» - «господин Повар». (С.68)

(Поневоле вспоминаешь, как не только дети, но и сорокалетние российские и украинские мальчики из месяца в месяц ночи напролёт «рубились» по интернету в «танчики». И тут уже не совсем понятно:  идёт ли речь в данном случае только лишь о предчувствии?)

 

kolubarska-bitka-zivojin-misic-spomen-crkva-svetog-dimitrija

 

Яркий подвиг, совершенный трагической осенью 1915 года тремя взводами рекрутов, описывает Адам Стошич.

«Во время долгого и тяжкого отступления 1915 года бойцы 10 пехотного полка остановились отдохнуть на берегу реки Власины. Но отзвукам ночной стрельбы было примечено, что болгары окружили сербов с трёх сторон, а один болгарский батальон начал форсировать реку Власину, дабы замкнуть кольцо окружения.

Полковник отдаёт приказ капитану Радомиру Цвийовичу выделить три взвода своей роты дабы воспрепятствовать полному окружению.

- Господин полковник, не смогут 150 рекрутов остановить тысячу болгарских бойцов, - обращает внимание командира капитан.

 - Чтобы спасти полк, придется пожертвовать тремя взводами рекрутов, - выпалил полковник.

- Тогда, господин полковник, дайте письменный приказ.

- Зачем он тебе нужен?

- Осмелюсь доложить, что если мы все погибнем этой ночью, а будет именно так, в моем кармане будет найден приказ. Я погибну и с приказом, и без приказа. Но если приказ будет при мне, то никто не скажет, что капитан Цвийович положил сто пятьдесят рекрутов.

Капитан получил письменный приказ и тот час же объявил его на построении своей роты:

- Будем говорить прямо. Получил тяжелое задание. Если перевести его на наш военный язык, то получается следующее: три взвода моей роты должны ночью вступить в бой с болгарами, прикрывая отход 10 полка, который должен успеть отступить до рассвета. Итак, люди, этой ночью мы погибнем. Каждый из вас возьмет сумку со стапятидесятью патронами и гранатами. Идти молча, крепко держась друг за друга.

Из темноты раздался голос рядового:

- Кто будет командовать нами?

- Разумеется, я.

Три взвод рекрутов стремительно подошли к берегу реки в месте предполагаемой высадки болгар и окопались там. Когда болгары начали переправу, сербы подпустили неприятеля на расстояние 40 метров до своего расположения, и тогда открыли смертоносный огонь по ничего не подозревавшим болгарским воинам.

В результате короткой и яростной стрельбы, которая превратилась для ошеломленных болгар в расстрел, наступающие обратились в бегство, потеряв полторы сотни убитыми и две сотни пленными.

Капитан Цвийович за этот подвиг был произведён в майоры и награжден Звездой Караджорджа». (С.59-61).

Впрочем, главное не в этом.

Первая Мировая война, принеся неслыханные доселе страдания, сколь грандиозные, столь и бессмысленные (в глазах десятков миллионов западноевропейцев), способствовала тому, что в массовом сознании произошло разочарование в религии, а место веры в этих несчастных душах наполнилось мутью оккультизма, либо пустотой циничного отрицания чего-то бы то ни было. Но для сербов Мировая война была войной освободительной, войной за объединение и, в конце концов, войной за выживание.

Именно осознавая это, сербский народ сумел вынести и огонь крупповских орудий, и лёд Албанской Голгофы.

А главная тяжесть осады Белграда, отступления через ледяные горы и контрнаступления в Салониках легла на плечи сербских «дядек» - легендарных «чиче».

 

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Павел Вячеславович Тихомиров
Символическое убийство Столыпина
Или почему современные режиссёры уподобились принтеру, у которого закончились чернила
21.11.2024
«Столыпин» без Столыпина
Новый телесериал противоречив и неоднозначен
13.11.2024
Трамп – воплощение эпохи новых-старых смыслов в политике
Приходит время исповедничества
07.11.2024
Могут ли десять тысяч корейцев превратить Суджу в новую Плевну?
«Нью-Йорк Таймс» готовит новое инфополе
05.11.2024
Все статьи Павел Вячеславович Тихомиров
100 лет с начала Первой мировой войны
Первая Пасха Первой мировой войны
Как отмечали Светлое Христово Воскресение в 1915 году
17.04.2023
«Мы должны делать все возможное для благого преображения мира»
Делегация Русской Церкви приняла участие в церемонии поминовения русских военнопленных, погибших в Словении в годы Первой мировой войны
04.08.2021
Россия и Германия: соратники, союзники – враги?!
II. К 107-й годовщине начала Мировой войны*
02.08.2021
Россия и Германия: соратники, союзники – враги?!
I. К 107-й годовщине начала Мировой войны[1]
31.07.2021
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07