Особенности хронологии властвования Русских Князей в «Повести Временных Лет»

Фрагмент книги «Странствия по времени: Древняя Русь сквозь призму «Повести Временных Лет»

Русская цивилизация 
0
1483
Время на чтение 9 минут
 Мы уже сообщали, что в Русском Издательском Центре увидела свет книга нашего постоянного автора Леонида Болотина - «Странствия по времени: Древняя Русь сквозь призму «Повести Временных Лет». Научный православный взгляд на историю нашего Отечества от начала времен до Святого Благоверного Великого Князя и Царя Владимира Мономаха» - Общая редакция Василия Бойко-Великого. М.: Русский Издательский Центр имени Святого Василия Великого, 2015/2753. Книгу можно приобрести через интернет-магазин «Русские Книги».

Продолжаем публикацию фрагментов, которые являются самостоятельными исследованиями и представляют интерес сами по себе.

***

 

По православной Библейской хронологи мы живем в 76 веке от Сотворения мiра. 7501 год от Адама наступил в 1992 году по современному летоисчислению. Преподобный Нестор приводит такой хронологический перечень.

«В лето 6360, индикта 15, наченшю Михаилу Цесарьствовати, нача ся прозывати Руская земля. О семъ бо уведахом, яко при сем Цесари приходиша Русь на Цесарьград, якоже писашеть в летописании грецком Темьже и отселе почнем и числа положим, яко от Адама до Потопа лет 2242, а от Потопа до Аврама лет 1082, от Аврама до Исхожения Моисеева летъ 430; от исхожения Моисеова до [Царя] Давида лет 601, от Давида и от начала Царства Соломоня до пленения Иеросалимова лет 448, от пленения до [Македонского Царя] Александра лет 318, от Лександра до Христова Рожества лет 333, от Христова Рожьства до [Императора] Костянтина [Великого] лет 318, от Костянтина же до Михаила сего лет 542. От перьваго лета Михаила сего до перваго лета Олгова Рускаго Князя, лет 29, от перваго лета Олгова, понележе седе в Киеве, до перваго лета [Великого Князя] Игорева лето 31, от перваго лета Игорева до перваго лета Святославля лет 33, от перваго лета Святославля до перваго лета Ярополча лет 28, Ярополкъ княжи лет 8, Володимер княжи лет 37, Ярославъ княжи лет 40. Темьже от смерти Святославля до смерти Ярославли лет 85, от смерти Ярославли до смерти Святополчи лет 60».

У просто знакомых с мiровой историей людей возникает вопросы. Как, например, понимать: от Рождества Христова до Императора Константина Великого 318 лет?! Ведь известно, что Британскими легионами удачливый молодой полководец Константин, сын Цесаря Константа, был провозглашен Августом в 306 году н.э., стал признанным в Риме Императором-Соправителем Западной части Римской Империи в 312 году н.э., а единоличным Императором-Автократором он стал в 323 году нашей эры. Ни одна из этих дат, знаменательных и привычных нам, не соответствует 318 году от Рождества Христова.

Но в том-то и дело, что для хронологической библейской традиции Восточной Церкви годовщина Рождества Христова и год отсчета «от Рождества Христова» или «нашей эры» вовсе не одно и то же.

Если по сумме указанных чуть выше Преподобным Нестором временных промежутков определить год Рождества Христова, получается 5454-й год от Сотворения мiра. В другом месте «Повести Временных Лет», в «Беседе Философа с Князем» в кратком изложении истории еврейского народа после возвращения из Вавилонского плена говорится:

«И после возвратились в землю свою, и не было у них царя, но архиереи владычествовали над ними до иноплеменника Ирода Великого, который стал владычествовать над ними. Во время же его власти, в лето 5000 и 500 послан был Архангел Гаврил в Назарет к Деве Марии от колена Царя Давида и прорек Ей: «Радуйся, обрадованная, Господь с Тобою!» И от слова сего зачат был Бог Слово во утробе Девы, и родила Сына, и нарекла имя Ему Иисус».

То есть Благовещение - безсеменное Зачатие и Рождество Христово по Мартовскому новолетию однозначно отнесено к 5500 году от Сотворения мiра. Между 5454 годом наших суммированных расчетов и 5500 годом Богоявления Христова, дважды названного в «Повести» прямо, получается разница в 46 лет.

О некоторой «условности» хронологических определений под 6360 годом в «Повести Временных Лет» у русских историографов, историков Русской Литературы есть много различных комментариев, а также предположений, какие источники использовал для неё Преподобный Нестор Киево-Печерский.

Для нас здесь важны две крайние даты, названные Летописцем. Это годовщина начала Всемiрного Потопа - 2242 год от Адама - и дата смерти Великого Князя Святополка Изяславича - 16 Апреля 6621 года, которая по принятому сейчас летоисчислению относится к 16 Апреля 1113 года н.э. Некоторые ученые полагают, что именно этим годом заканчивается работа Преподобного Нестора над «Повестью Временных Лет», ведь на следующий год духовный писатель скончался. Однако другие исследователи справедливо замечают, что Преподобный Нестор последнюю запись сделал в 6619 году (1111 год).

Если последняя дата - 16 Апреля 6621 года достаточно однозначна и подтверждается многими другими древнерусскими источниками, правда, при разночтении в один год по Лавретьевскому списку продолжения «Повести Временных Лет» - 19 Апреля 6622 года (1114 года н.э.) (Лаврентьевская Летопись. ПСРЛ. Т. I. Выпуск 2. Л., 1927. Стб. 289-290.), то временной интервал в 4379-4380 лет между годом начала Потопа 2242 и 6621-6622 годом требует пояснения.

Если суммировать все численно обозначенные временные промежутки от начала Всемiрного Потопа до кончины Великого Князя Святополка Изяславича, получается несколько меньшее число лет - 4338, что на 41-42 года меньше разницы между 2242 и 6621-6622 годами от Сотворения мiра.

Приписывать эту «ошибку» Преподобному Нестору, как это делают некоторые комментаторы, нельзя. И есть ли тут большая «ошибка»? Безусловно, Преподобный Летописец владел арифметическим счетом и сам мог видеть эту разницу. Однако в перечне годовщин есть трудные для понимания места, видимо, и почерпнутые в таком труднопонимаемом виде Преподобным Нестором из текстов-источников, которыми он пользовался и которые были для него авторитетны. Поэтому в общий расчет он не вносил собственных изменений.

Наиболее яркая трудность, во-первых, представляет определение, как понимать временной промежуток от Исхода из Египта до Царя Давида в 601 год. Возможны два варианта.

1. Период в 601 год обозначает конечную дату - до Давидова тайного Помазания на Царство Пророком Самуилом ещё во времена Царствования первого Израильского Царя Саула?

2. Или это число лет до воцарении Царя Давида в Иерусалиме - уже после смерти Царя Саула?

А во-вторых, затруднительно определение точки отсчета для следующего промежутка в 448 лет: «от Царя Давида и от начала царствования его сына Соломона». Здесь неясно опять, с какого момента исчисляется следующий промежуток времени. Тут уже три варианта крайней годовщины.

1. От помазания Царя Давида Пророком Саулом?

2. От воцарения Царя Давида в Иерусалиме?

3. От смерти Царя Давида и начала Царствования его сына Царя Соломона?

С учетом этой неясности, которая была неясностью и для самого Преподобного Нестора, обнаруженная разница в 41 год могла бы считаться несущественной. Но есть ещё хронологическая проблема Библейского летоисчисления.

В данном расчете лет IX-XII столетий по Р.Х. по царствованиям и княжениям необходимо учитывать условную точность такого летоисчисления: царствование могло начинаться в начале календарного года и завершаться в начале года, начальный и заключительный год в сумме могут составлять всего два-три месяца, но они при такой хронологии всё равно будут считаются как два полных года. Трудно бывает и с учетом периодов междувластия. Со временем так могут накапливаются расхождения с линейной хронологией. Проблема связана и с отображением периодов междувластия. Так, в году 6478 (970) Великий Князь Святослав посадил на Киевски Стол своего старшего сына Княжича Ярополка и сам отбыл с войском на Дунай, собираясь там учреждать свое Великое Княжение. В 6480 (972) году Великий Князь Святослав был убит, но поставление в Великие Князья Ярополка Святославича состоялось только в 6481 (973) году.

Об этих этапах детально сообщает Преподобный Нестор в соответствующих годовых статьях. Вопрос, от какого года начинается Княжение Ярополка, в данном контексте не однозначный. Так, если брать в буквальный расчет данный хронологический перечень, то от первого года Императора Михаила - 6360-го - до первого лета Князя Русского Олега Вечего 29 лет. 6360 + 29 = 6389 год, что соответствует 881 году. Но в «Повести Временных Лет» статья о походе Князя Олега на Киев относится к 6390 году, то есть к 882 году. От первого лета Олега, с тех пор, как он сел в Киеве, до первого лета Великого Князя Игоря 31 год. 6389 + 31 = 6420 (912) год. Смерть Князя Олега Вещего так и описана в статье 6420 года. От первого лета Великого Князя Игоря до первого лета Святослава 33 года. 6420 + 33= 6453 год (945 год н.э.). Тут также есть полное соответствие с датировкой летописной статьи. От первого лета Великого Князя Святослава до первого лета Великого Князя Ярополча 28 лет. 6453 + 28 = 6481 (973) год. И здесь соответствие с датировкой летописной статьи есть. Великий Князь Ярополк княжил лет 8. 6481+8=6489 (981) год. Но смерть Великого Князя Ярополка в Летописи описана под 6488 (980) годом. Сказано, что Великий Князь Владимир княжил 37 лет. 6488 + 37 = 6526 (1017) год. Расхождение с датировкой в летописной статье о смерти Великого Князя Владимира в два года, он умер 15 Июля 6523 (1015) года, но его сын Великий Князь Ярослав утвердился на Киевском Столе только 6527 (1019) году, и если не признавать период Великого Княжения Святополка, то эта датировка близка к датировке перечня. Но далее сказано, что Великий Князь Ярослав княжил 40 лет. 6527+40=6567 (1059) год. Тут получается целых пять лет разницы с годовщиной смерти Великого Князя Ярослава 20 Февраля 6562 (1054) года. Составитель хронологического перечня «уточняет», что от смерти Великого Князя Святослава, которая по летописной статье относится к 6480 (972) году, до смерти Великого Князя Ярослава прошло 85 лет. 6480 + 85 = 6565 (1057) год. Здесь расхождение с летописным годом кончины Великого Князя Ярослава получается в 3 года. Далее в хронологическом списке указано, что от смерти Великого Князя Ярослава до смерти Великого Князя Святополка Изяславича прошло 60 лет. Если по счету хронологического списка, 6565 + 60 = 6625 (1117) год. Но если считать от указанного в Летописи года Ярославовой смерти, 6562 + 60 = 6622 (1114) год, что полностью соответствует данным Лаврентьевской Летописи. Если совершить обратный счет и от 6562 года и отнять 85 лет, то получится 6477 (969) год, что также не соответствует году смерти Великого Князя Святослава Игоревича. И другой обратный отсчет от года смерти Великого Князя Ярослав показывает 6562 - 40 = 6522 (1014) год. Таким образом, наибольшее соответствие хронологического перечня и датировок событий в летописных статьях относится только к трем случаям: началам Великих Княжений Игоря Рюриковича, Святослава Игоревича и Ярополка Святославича. В остальных случаях мы видим расхождения от одного года до пяти лет. Нужно также обратить внимание на то, что по стилистике изложения можно судить, последняя летописная статья в «Повести Временных Лет», которая была сделана Преподобным Нестором, относится к 6619 (1111) году, а по церковному преданию Преподобный Нестор почил в 6623 (1114 году), но хронологический перечень завершается смертью Великого Князя Святополка Изяславича, который умер в 6622 (1113 году) или в 6623 (1114) году.

На основании этого некоторые исследователи делают вполне обоснованное предположение, что хронологический перечень, помещенный в первой датированной летописной статье под 6360 годом, является более поздней полной или частичной вставкой, то есть начало его составлялось самим Преподобным Нестором, скажем, до датировки начала Великого Княжения Ярополка Игоревича, а далее его продолжил неизвестный переписчик, который допустил ошибки в хронологических расчетах или использовал какой-то не очень достоверный источник из неизвестного нам хронографа. Трудно предположить, что сам Преподобный Нестор, имевший возможность в Киеве по многим источникам уточнять даты Великих Княжений Владимира Святославича и Ярослава Владимировича, допустил бы такие противоречия между датировкой в собственных летописных статьях и в данном хронологическом перечне, в его части, посвященной периоду между смертью Великих Князей Ярополка и Святополка Изяславича. Вместе с тем некоторые ученые, напротив, выказывают большее доверие к данным этого хронологического перечня, чем датировкам событий в летописных статьях, из-за чего возникает определенная хронологическая сумятица, двусмысленность, подрывается доверие к точным датировкам и летописных статей, и самих событий, которые в них описаны.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Благодарность Сотрудникам Редакции "Русской Народной Линии"

От души благодарю Вас, Дорогие, за помощь в исправлении текста. Спаси Вас ХРИСТОС!+
Леонид Болотин / 19.10.2015, 15:39
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Леонид Евгеньевич Болотин
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 3
21.11.2024
Рождество Святителя Николая Чудотворца
Память 29 Июля / 11 Августа
10.08.2024
Конференция: «Собиратели земли Русской. Симеон
Бекбулатович - Православный татарин на Русском престоле». Часть 1
10.04.2024
Все статьи Леонид Евгеньевич Болотин
Русская цивилизация
Мифы и правда о монархическом способе правления
Мы должны «вернуться домой», встать на свой исторический путь
22.11.2024
«Путь России — собирание народов и земель»
Ответ на статью Андрея Сошенко «Какова ваша позиция, депутат Затулин?»
21.11.2024
Россия посмела идти иным цивилизационным путём
Святейший Патриарх Кирилл о том, почему многие ополчишася на нас
21.11.2024
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Величие и миссия русского народа — в собирании вокруг себя народов, пространств и создание великого многоязыкого царства, основанного на гармонии и согласии
21.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 19:52
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Vladislav
23.11.2024 19:49
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06