Меня всегда немного беспокоила некоторая несогласованность темы волхвов в событиях Рождества, наличие нескольких объяснений и недостаточное логическое обоснование каждого из этих объяснений.
Попробую кратко пояснить.
События Рождества Христова описаны в двух Евангелиях - от Луки и от Матфея; в Евангелии от Луки описано само Рождество, в Евангелии от Матфея - поклонение волхвов и избиение младенцев по указу царя Ирода, а также бегство в Египет.
Если волхвы принесли свои дары в момент рождения Богомладенца - то почему об этом и о последовавших событиях не упомянуто в Евангелии от Луки? Кроме того, в этом случае требуется допустить, что необычная звезда, свидетельствовавшая о рождении Царя мира и приведшая волхвов к Богомладенцу, появилась на небе задолго до самого рождения; конечно, Господь всемогущ, но все же остается некоторая неудовлетворенность от искусственности такой версии.
По другой версии (прозвучавшей в лекции отца Владимира), звезда появилась когда надо, волхвы пришли на второй год после Рождества, а Святое Семейство к этому моменту переехало из Назарета в Вифлеем.
Эта версия также оставляет неудовлетворенность: непонятно, почему Иосиф (бывший к тому моменту в преклонном возрасте) с Богородицей и грудным младенцем Иисусом решил переехать из Назарета в Вифлеем, для этого должны быть веские причины, но они не упомянуты в Евангелиях.
Кроме того, непонятно, как люди Ирода не отследили дома, куда ходили поклониться волхвы, ведь Вифлеем был расположен недалеко от Иерусалима (в нескольких километрах).
Конечно, эти и другие мелочи не влияли на мою веру, но все же мне казалось, что я что-то упускаю из Евангелий, и этот пропуск меня подспудно тревожил. Знаете, так бывает, когда фактически знаешь ответ, он уже сидит в подсознании, но еще не осознан - и это отсутствие правильного ответа немного беспокоит.
Через некоторое время после лекции отца Владимира детали пазла в моей голове собрались вместе - и я даже удивился, почему раньше не понимал всей картины, вполне четко изложенной в Евангелиях.
Возможно, последним элементом пазла был библейский атлас с описанием местности.
Впрочем, я не являюсь профессиональным богословом, и возможно, ломлюсь в уже открытые двери.
Итак, я остановился на библейском атласе.
Чтобы ясно представить всю картину, мы должны знать географическое положение упоминаемых в Евангелиях мест. Городок Вифлеем находился примерно в 8-ми км к югу от Иерусалима (если смотреть на карте - это немного вниз). Назарет расположен примерно в 130-ти км на север от Иерусалима (по карте - вверх и немного влево, в сторону побережья Средиземного моря).
С севера путешествующие спускались в Иерусалим по долине Иордана, которая подходила к Иерусалиму на 20 км.
Долина Иордана была вообще удобной для путешественников и являлась важной, так сказать, транспортной артерией.
Иосиф и Мария точно так же отправились на перепись в Вифлеем: они по долине Иордана спустились на юг и должны были попасть в Вифлеем, пройдя через Иерусалим.
Очевидно, когда они подошли к Иерусалиму, у Марии начались схватки. Конечно, это не были схватки в нашем понимании, потому что мы не сомневаемся, что Господь Иисус Христос родился безболезненно для Марии; но какие-то предродовые явления, несомненно, были. Так как Иосиф был из Вифлеема, то там у него жили родственники - но до Вифлеема еще надо было дойти. Поэтому старец стал пытаться остановиться где-нибудь в гостинице, но все гостиницы по случаю переписи были переполнены, и никто не хотел пускать бедных путников, о чем мы и читаем в Евангелии от Луки (Лк, 2, 7). Тогда Иосиф поспешил в Вифлеем; собственно, у него не было другого выхода. Но на подходе к Вифлеему схватки у Марии усилились, ей стало невозможно продолжать путь. Тогда Иосиф нашел мало-мальски подходящее место - пещеру для скота; эта пещера была закрыта от ветра, и там были ясли с мягкой соломой. В этой пещере он оставил Марию, а сам поспешил в ночи в Вифлеем за подмогой к родственникам.
Пока Иосиф отсутствовал, Мария родила младенца Иисуса.
Рождение Бога - сокровенный акт, и Господь, очевидно, не хотел, чтобы кто-то еще, кроме Матери, был этому свидетелем.
После рождения в пещеру по указанию ангела пришли пастухи поклониться Богомладенцу и рассказали о явлении небесных сил, возвестивших рождение Бога. События той ночи, несомненно, глубоко отпечатались в сердце Богородицы. Евагелист Лука знал об этих событиях, очевидно, со слов самой Марии, так как мы знаем, что он общался с Нею. Фраза в Евангелии, «...Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце своем» (Лк, 2, 6) очень личная и могла быть записана только со слов самой Богородицы.
После рождения Младенца Мария оставалась в Вифлееме у родственников своего мужа. Отсюда же они вместе с Иосифом носили маленького Иисуса в Иерусалимский храм на восьмой и сороковой дни. После выполнения всех необходимых обрядов Святое Семейство вернулось в Назарет.
Прежде чем продолжать, следует указать на отличия Евангелий от Матфея и Луки.
Евангелист Матфей написал свое Евангелие первым. Он писал в первую очередь для иудеев, поэтому особенный акцент делал на соответствии евангельских событий пророчествам Ветхого Завета.
Евангелист Лука писал последовательное изложение событий для всех, включая язычников, и дополнял Евангелия от Марка и Матфея некоторыми деталями. Кроме того, о некоторых сокровенных событиях он мог узнать непосредственно от Богородицы.
Трогательная рождественская история из его Евангелия, очевидно, записана со слов самой Девы Марии.
Продолжение рождественских событий мы находим в Евангелии от Матфея, так как они напрямую касались исполнения древних пророчеств.
Итак, после рождения Христа на небе появилась особенная звезда, которая произвела сильное впечатление на тех людей, которые в Евангелии называются «волхвами». Считается, что это были астрологи-звездочеты.
По преданию, они были местными царями; один из них был из Африки (возможно, из Эфиопии). Несомненно, они знали друг друга и находились в общении между собой. После появления звезды ими овладела идея лично поклониться новорожденному Царю Иудейскому, так как они могли знать о пророчествах относительно прихода Мессии, а столь сильное и необычное астрологическое событие очень ясно указывало для них значимость произошедшего события.
При отсутствии Интернета, телефонов и даже телеграфа подготовка к путешествию заняла около года, так как общение могло быть только при помощи посланников.
Если волхвы и не были царями, то, во всяком случае, были людьми состоятельными, так как организация подобного путешествия требовала значительных расходов: требовалось везти с собой минимальные запасы пищи и воды для себя и вьючных животных (скорее всего, верблюдов), палатки, вещи, кроме того, необходимы были носильщики, погонщики и охрана.
Представляется, что личный состав этой экспедиции был не менее 20-30 человек.
По прибытии в Иерусалим они были приняты самим Иродом, что лишний раз подтверждает высокий статус волхвов: Ирод не стал бы принимать во дворце грязных чудаковатых бродяг. После встречи во дворце Ирод, конечно, приставил соглядатаев к волхвам, но все ждали, что те отправятся в Вифлеем - так как там должен был родиться Мессия.
Но вместо того, чтобы идти на юг (напомню, Вифлеем находился в нескольких километрах южнее Иерусалима), экспедиция отправилась на север.
До Назарета было примерно 130 км, это могло занять от четырех дней до недели пути. По дороге все соглядатаи отстали - мало ли куда решила отправиться эта немного странная компания, тем более, что ориентировка была составлена с прицелом на Вифлеем.
Поклонившись младенцу и вручив дары, волхвы по указанию свыше убыли в свои края, минуя Иерусалим.
Царь Ирод, возможно, резонно предполагал, что путешественники так или иначе встретятся с ним перед своим отъездом, и он в любом случае выяснит детали.
Когда он понял, что экспедиция убыла, не попрощавшись с ним, и, возможно, выполнив свою миссию, то его охватил гнев - тем более, что Ирод был подозрительным и импульсивным человеком.
Он приказал избить всех младенцев от двух лет и младше.
Почему именно так? И когда волхвы встретились с Иродом?
Известно, что Ирод умер в начале апреля в 750-м году от основания Рима. Христос родился, в соответствии с современными представлениями, в 749-м году. Волхвы пришли в Иерусалим, когда Христу было более года (звезда появилась больше года назад), но Ирод был еще жив.
Скорее всего, это был февраль-март 750 года.
Узнав от волхвов о времени появления звезды (немногим более года), Ирод решил, так сказать, гарантированно зачистить поляну - истребить всех младенцев от двух лет и ниже.
Сразу после ухода волхвов Иосифу во сне было сказано - срочно бежать в Египет. И это понятно - у него фактически не было запаса по времени. От Назарета до Египта было примерно 200 км, путь лежал в стороне от Иерусалима по побережью Средиземного моря. Если проходить в день 30-40 км (верхом на ослах), то это могло занять 7 - 10 дней.
Примерно такое время понадобилось Ироду для осознания провала своей затеи с волхвами и для рассылки соответствующих указаний по своим пределам.
Интересный штрих: в Евангелии от Матфея (Мф, 2, 16) сказано, что Ирод «...послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его». Часто понимают это место, как «в Вифлееме и всех его окрестностях».
Это не совсем правильно; Вифлеем был маленьким городком, у него не было каких-то особых окрестностей, «пределов».
По смыслу событий следует понимать «в Вифлееме и во всех его, Ирода, пределах».
Тогда становится понятным количество избиенных младенцев, память которых Церковь поминает 11 января (по новому стилю): 14 000.
Во всем Вифлееме не было, возможно, такого количества всех жителей, а не то, что младенцев.
Можно, кстати, оценить количество подданных Ирода.
Если для простоты допустить, что люди жили до 70 лет и равномерно распределялись по годам, то тогда младенцы до 2-х лет составят 2/70 = 1/35 часть жителей; мальчиков из них будет половина, то есть 1/70 часть = примерно 1,5%.
Учитывая повышенную смертность среди детей, будем считать долю младенцев больше в три раза, то есть на уровне 5%.
Тогда 14 000 младенцев будут соответствовать стране, в которой 500-700 тысяч жителей.
Такая цифра выглядит вполне правдоподобной для царства Ирода того времени, но более детальные исследования на эту тему выходят за рамки затронутой темы.
В Египте святое семейство пробыло не очень долго, с учетом времени на дорогу - видимо, в пределах одного месяца. Такое путешествие было, конечно, тяжелым испытанием для Святого семейства, но все же терпимым - младенец Иисус уже подрос и окреп, ему было больше года; в то же время Дева Мария, скорее всего, кормила Его еще грудью, поэтому у нее не было дополнительных проблем с пропитанием Младенца.
Царь Ирод вскоре (в начале апреля) скончался - в страшных мучениях. При изложенной выше версии событий его страшная и мучительная смерть приобретает особый смысл - она настигла Ирода в ответ на его безумную попытку убить Богомладенца. Это была, так сказать, адекватная расплата.
Собственно, на этом можно закончить.
Подводя итог - мне кажется, что Евангелия очень точно и понятно описывают Рождество Иисуса Христа, но только обращают внимание на разные аспекты этого события.
Волхвы приходили на поклонение Богомладенцу в Назарет, незадолго до смерти Ирода; Святое Семейство все время жило в Назарете и не переселялось в Вифлеем.
Если вышеизложенная версия вызовет интерес и принесет какую-то пользу - значит, я не зря стучал по клавишам весь вечер и занял ваше время чтением такого большого количества букв!
21. Ответ на 6., Ксения Балакина:
20. Re: Если волхвы принесли свои дары к рождению Богомладенца, то почему об этом не упомянуто в Евангелии от Луки?
19. Re: Если волхвы принесли свои дары к рождению Богомладенца, то почему об этом не упомянуто в Евангелии от Луки?
18. Ответ на 16., М.Яблоков:
17. Re: Если волхвы принесли свои дары к рождению Богомладенца, то почему об этом не упомянуто в Евангелии от Луки?
16. Ответ на 15., Ксения Балакина:
15. Ответ на 13., М.Яблоков:
14. Re: Если волхвы принесли свои дары к рождению Богомладенца, то почему об этом не упомянуто в Евангелии от Луки?
13. Ответ на 12., Ксения Балакина:
12. Ответ на 9., М.Яблоков: