Если волхвы принесли свои дары к рождению Богомладенца, то почему об этом не упомянуто в Евангелии от Луки?

Размышления после лекции диакона Владимира Василика

0
1566
Время на чтение 7 минут
Всегда с большим удовольствием слушаю и читаю одного из постоянных авторов «Русской народной линии» - дьякона Владимира Василика. Недавно слушал его лекцию о Рождестве Христове (в записи) из цикла Сретенского монастыря, и еще раз убедился: отец Владимир, несомненно, явление в нашей богословской среде. Собственно, именно эта лекция и подтолкнула к написанию данного текста.

Меня всегда немного беспокоила некоторая несогласованность темы волхвов в событиях Рождества, наличие нескольких объяснений и недостаточное логическое обоснование каждого из этих объяснений.

Попробую кратко пояснить.

События Рождества Христова описаны в двух Евангелиях - от Луки и от Матфея; в Евангелии от Луки описано само Рождество, в Евангелии от Матфея - поклонение волхвов и избиение младенцев по указу царя Ирода, а также бегство в Египет.

Если волхвы принесли свои дары в момент рождения Богомладенца - то почему об этом и о последовавших событиях не упомянуто в Евангелии от Луки? Кроме того, в этом случае требуется допустить, что необычная звезда, свидетельствовавшая о рождении Царя мира и приведшая волхвов к Богомладенцу, появилась на небе задолго до самого рождения; конечно, Господь всемогущ, но все же остается некоторая неудовлетворенность от искусственности такой версии.

По другой версии (прозвучавшей в лекции отца Владимира), звезда появилась когда надо, волхвы пришли на второй год после Рождества, а Святое Семейство к этому моменту переехало из Назарета в Вифлеем.

Эта версия также оставляет неудовлетворенность: непонятно, почему Иосиф (бывший к тому моменту в преклонном возрасте) с Богородицей и грудным младенцем Иисусом решил переехать из Назарета в Вифлеем, для этого должны быть веские причины, но они не упомянуты в Евангелиях.

Кроме того, непонятно, как люди Ирода не отследили дома, куда ходили поклониться волхвы, ведь Вифлеем был расположен недалеко от Иерусалима (в нескольких километрах).

Конечно, эти и другие мелочи не влияли на мою веру, но все же мне казалось, что я что-то упускаю из Евангелий, и этот пропуск меня подспудно тревожил. Знаете, так бывает, когда фактически знаешь ответ, он уже сидит в подсознании, но еще не осознан - и это отсутствие правильного ответа немного беспокоит.

Через некоторое время после лекции отца Владимира детали пазла в моей голове собрались вместе - и я даже удивился, почему раньше не понимал всей картины, вполне четко изложенной в Евангелиях.

Возможно, последним элементом пазла был библейский атлас с описанием местности.

Впрочем, я не являюсь профессиональным богословом, и возможно, ломлюсь в уже открытые двери.

Итак, я остановился на библейском атласе.

Чтобы ясно представить всю картину, мы должны знать географическое положение упоминаемых в Евангелиях мест. Городок Вифлеем находился примерно в 8-ми км к югу от Иерусалима (если смотреть на карте - это немного вниз). Назарет расположен примерно в 130-ти км на север от Иерусалима (по карте - вверх и немного влево, в сторону побережья Средиземного моря).

С севера путешествующие спускались в Иерусалим по долине Иордана, которая подходила к Иерусалиму на 20 км.

Долина Иордана была вообще удобной для путешественников и являлась важной, так сказать, транспортной артерией.

Иосиф и Мария точно так же отправились на перепись в Вифлеем: они по долине Иордана спустились на юг и должны были попасть в Вифлеем, пройдя через Иерусалим.

Очевидно, когда они подошли к Иерусалиму, у Марии начались схватки. Конечно, это не были схватки в нашем понимании, потому что мы не сомневаемся, что Господь Иисус Христос родился безболезненно для Марии; но какие-то предродовые явления, несомненно, были. Так как Иосиф был из Вифлеема, то там у него жили родственники - но до Вифлеема еще надо было дойти. Поэтому старец стал пытаться остановиться где-нибудь в гостинице, но все гостиницы по случаю переписи были переполнены, и никто не хотел пускать бедных путников, о чем мы и читаем в Евангелии от Луки (Лк, 2, 7). Тогда Иосиф поспешил в Вифлеем; собственно, у него не было другого выхода. Но на подходе к Вифлеему схватки у Марии усилились, ей стало невозможно продолжать путь. Тогда Иосиф нашел мало-мальски подходящее место - пещеру для скота; эта пещера была закрыта от ветра, и там были ясли с мягкой соломой. В этой пещере он оставил Марию, а сам поспешил в ночи в Вифлеем за подмогой к родственникам.

Пока Иосиф отсутствовал, Мария родила младенца Иисуса.

Рождение Бога - сокровенный акт, и Господь, очевидно, не хотел, чтобы кто-то еще, кроме Матери, был этому свидетелем.

После рождения в пещеру по указанию ангела пришли пастухи поклониться Богомладенцу и рассказали о явлении небесных сил, возвестивших рождение Бога. События той ночи, несомненно, глубоко отпечатались в сердце Богородицы. Евагелист Лука знал об этих событиях, очевидно, со слов самой Марии, так как мы знаем, что он общался с Нею. Фраза в Евангелии, «...Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце своем» (Лк, 2, 6) очень личная и могла быть записана только со слов самой Богородицы.

После рождения Младенца Мария оставалась в Вифлееме у родственников своего мужа. Отсюда же они вместе с Иосифом носили маленького Иисуса в Иерусалимский храм на восьмой и сороковой дни. После выполнения всех необходимых обрядов Святое Семейство вернулось в Назарет.

Прежде чем продолжать, следует указать на отличия Евангелий от Матфея и Луки.

Евангелист Матфей написал свое Евангелие первым. Он писал в первую очередь для иудеев, поэтому особенный акцент делал на соответствии евангельских событий пророчествам Ветхого Завета.

Евангелист Лука писал последовательное изложение событий для всех, включая язычников, и дополнял Евангелия от Марка и Матфея некоторыми деталями. Кроме того, о некоторых сокровенных событиях он мог узнать непосредственно от Богородицы.

Трогательная рождественская история из его Евангелия, очевидно, записана со слов самой Девы Марии.

Продолжение рождественских событий мы находим в Евангелии от Матфея, так как они напрямую касались исполнения древних пророчеств.

Итак, после рождения Христа на небе появилась особенная звезда, которая произвела сильное впечатление на тех людей, которые в Евангелии называются «волхвами». Считается, что это были астрологи-звездочеты.

По преданию, они были местными царями; один из них был из Африки (возможно, из Эфиопии). Несомненно, они знали друг друга и находились в общении между собой. После появления звезды ими овладела идея лично поклониться новорожденному Царю Иудейскому, так как они могли знать о пророчествах относительно прихода Мессии, а столь сильное и необычное астрологическое событие очень ясно указывало для них значимость произошедшего события.

При отсутствии Интернета, телефонов и даже телеграфа подготовка к путешествию заняла около года, так как общение могло быть только при помощи посланников.

Если волхвы и не были царями, то, во всяком случае, были людьми состоятельными, так как организация подобного путешествия требовала значительных расходов: требовалось везти с собой минимальные запасы пищи и воды для себя и вьючных животных (скорее всего, верблюдов), палатки, вещи, кроме того, необходимы были носильщики, погонщики и охрана.

Представляется, что личный состав этой экспедиции был не менее 20-30 человек.

По прибытии в Иерусалим они были приняты самим Иродом, что лишний раз подтверждает высокий статус волхвов: Ирод не стал бы принимать во дворце грязных чудаковатых бродяг. После встречи во дворце Ирод, конечно, приставил соглядатаев к волхвам, но все ждали, что те отправятся в Вифлеем - так как там должен был родиться Мессия.

Но вместо того, чтобы идти на юг (напомню, Вифлеем находился в нескольких километрах южнее Иерусалима), экспедиция отправилась на север.

До Назарета было примерно 130 км, это могло занять от четырех дней до недели пути. По дороге все соглядатаи отстали - мало ли куда решила отправиться эта немного странная компания, тем более, что ориентировка была составлена с прицелом на Вифлеем.

Поклонившись младенцу и вручив дары, волхвы по указанию свыше убыли в свои края, минуя Иерусалим.

Царь Ирод, возможно, резонно предполагал, что путешественники так или иначе встретятся с ним перед своим отъездом, и он в любом случае выяснит детали.

Когда он понял, что экспедиция убыла, не попрощавшись с ним, и, возможно, выполнив свою миссию, то его охватил гнев - тем более, что Ирод был подозрительным и импульсивным человеком.

Он приказал избить всех младенцев от двух лет и младше.

Почему именно так? И когда волхвы встретились с Иродом?

Известно, что Ирод умер в начале апреля в 750-м году от основания Рима. Христос родился, в соответствии с современными представлениями, в 749-м году. Волхвы пришли в Иерусалим, когда Христу было более года (звезда появилась больше года назад), но Ирод был еще жив.

Скорее всего, это был февраль-март 750 года.

Узнав от волхвов о времени появления звезды (немногим более года), Ирод решил, так сказать, гарантированно зачистить поляну - истребить всех младенцев от двух лет и ниже.

Сразу после ухода волхвов Иосифу во сне было сказано - срочно бежать в Египет. И это понятно - у него фактически не было запаса по времени. От Назарета до Египта было примерно 200 км, путь лежал в стороне от Иерусалима по побережью Средиземного моря. Если проходить в день 30-40 км (верхом на ослах), то это могло занять 7 - 10 дней.

Примерно такое время понадобилось Ироду для осознания провала своей затеи с волхвами и для рассылки соответствующих указаний по своим пределам.

Интересный штрих: в Евангелии от Матфея (Мф, 2, 16) сказано, что Ирод «...послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его». Часто понимают это место, как «в Вифлееме и всех его окрестностях».

Это не совсем правильно; Вифлеем был маленьким городком, у него не было каких-то особых окрестностей, «пределов».

По смыслу событий следует понимать «в Вифлееме и во всех его, Ирода, пределах».

Тогда становится понятным количество избиенных младенцев, память которых Церковь поминает 11 января (по новому стилю): 14 000.

Во всем Вифлееме не было, возможно, такого количества всех жителей, а не то, что младенцев.

Можно, кстати, оценить количество подданных Ирода.

Если для простоты допустить, что люди жили до 70 лет и равномерно распределялись по годам, то тогда младенцы до 2-х лет составят 2/70 = 1/35 часть жителей; мальчиков из них будет половина, то есть 1/70 часть = примерно 1,5%.

Учитывая повышенную смертность среди детей, будем считать долю младенцев больше в три раза, то есть на уровне 5%.

Тогда 14 000 младенцев будут соответствовать стране, в которой 500-700 тысяч жителей.

Такая цифра выглядит вполне правдоподобной для царства Ирода того времени, но более детальные исследования на эту тему выходят за рамки затронутой темы.

В Египте святое семейство пробыло не очень долго, с учетом времени на дорогу - видимо, в пределах одного месяца. Такое путешествие было, конечно, тяжелым испытанием для Святого семейства, но все же терпимым - младенец Иисус уже подрос и окреп, ему было больше года; в то же время Дева Мария, скорее всего, кормила Его еще грудью, поэтому у нее не было дополнительных проблем с пропитанием Младенца.

Царь Ирод вскоре (в начале апреля) скончался - в страшных мучениях. При изложенной выше версии событий его страшная и мучительная смерть приобретает особый смысл - она настигла Ирода в ответ на его безумную попытку убить Богомладенца. Это была, так сказать, адекватная расплата.

Собственно, на этом можно закончить.

Подводя итог - мне кажется, что Евангелия очень точно и понятно описывают Рождество Иисуса Христа, но только обращают внимание на разные аспекты этого события.

Волхвы приходили на поклонение Богомладенцу в Назарет, незадолго до смерти Ирода; Святое Семейство все время жило в Назарете и не переселялось в Вифлеем.

Если вышеизложенная версия вызовет интерес и принесет какую-то пользу - значит, я не зря стучал по клавишам весь вечер и занял ваше время чтением такого большого количества букв!

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

21. Ответ на 6., Ксения Балакина:

Вы, безусловно, не напрасно стучали по клавишам - вопрос, поднятый Вами, интересен и часто задается людьми, интересующимися последовательностью евангельских событий. Да уже одно то, что Вы написали статью на РНЛ, ни разу не упомянув в ней Сталина, Ленина, Власова, Троцкого, Гитлера и даже Потомка Подданных, делает Вам честь....+100500 звезда появилась когда надо, волхвы пришли на второй год после Рождества, А из чего это следует (имеется в виду "на второй год"?)

Нынешнее Рождество прошло иначе. Фундаментальные вопросы, касающиеся нашего спасения, в этом году остались в стороне. Хотя, у каждого человека, сознательно участвующего в праздничных богослужениях, эти вопросы не могут не возникнуть. Первый и самый главный из числа этих вопросов - почему в Лукин ряд богослужений вставляют зачала из Матфеева ряда ( зачала о праотцах и о вифлеемских младенцах ) и именно между этими зачалами размещают праздник Рождества? Без ответа на этот вопрос невозможно понять, что же празднуют христиане в этот день. Родословие Иисуса Христа в Евангелии от Матфея принципиально отличается от родословии Иисуса Христа из Евангелии от Луки. В Евангелии от Матфея родословие начинается с Авраама, а в Евангелии от Луки - с Адама, и перечисление предков идет в противоположном направлении. Зная родословие Иисуса Христа по Евангелию от Матфея, можно составить некоторое представление о том, какое воспитание мог получить Иисус Христос и какое социальное положение Он мог занять в иудейском обществе. О том каким было биологическое тело Иисуса Христа и какими особенностями человеческой природы Он был наделен, можно узнать только из Евангелия от Луки. Возникает вопрос: почему в день празднования рождения Христа Церковь на первое место ставит не биологию, а, скажем так, социальную психологию, и каким образом с последним связана история об избиении вифлеемских младенцев? Предмет, рассматриваемый автором статьи, напрямую связан с историей о вифлеемских младенцах. " Два года " вылезают оттуда. И все это содержится только в Евангелии от Матфея. Евангелие от Луки посвящено раскрытию других вопрос и тем. Подсказка для ответа на вопрос: Церковь на первое место ставит не исторические события, а те, события, которые важны для человека, для его спасения. Не историю отмечает Церковь, а Она выстраивает путь спасения человека. В Ее фокусе внимания всегда находится человек, уподобляющийся Христу, а не исторические события, связанные с жизнью Иисуса Христа.
Василий В.В. / 14.01.2019, 11:05

20. Re: Если волхвы принесли свои дары к рождению Богомладенца, то почему об этом не упомянуто в Евангелии от Луки?

«Волхвы приходили на поклонение Богомладенцу в Назарет, незадолго до смерти Ирода; Святое Семейство все время жило в Назарете и не переселялось в Вифлеем.» Откуда вы такое взяли?!
М.Яблоков / 14.01.2019, 07:52

19. Re: Если волхвы принесли свои дары к рождению Богомладенца, то почему об этом не упомянуто в Евангелии от Луки?

«у Марии начались схватки» Это что ...?! Роды безболезненные были у Пресвятой Девы!
М.Яблоков / 14.01.2019, 07:50

18. Ответ на 16., М.Яблоков:

Согласна. Именно такое толкование приводится у Лопухина (знаю, знаю, толкования бывают только святоотеческие )))) ) Просто у него это объяснено. Мне было интересно, есть ли у Вас какие-то неизвестные мне мысли по поводу данной темы у других святых отцов. За цитату свт. Николая Сербского спасибо.
Ксения Балакина / 10.10.2015, 11:28

17. Re: Если волхвы принесли свои дары к рождению Богомладенца, то почему об этом не упомянуто в Евангелии от Луки?

"Вообще надо сказать, что все четыре Евангелиста, хотя каждый из них представляет собою дивную целостность, все-таки дополняют друг друга, как звезда дополняет звезду, как лето дополняет весну, а зима — осень. И как невозможно представить себе Восток без Запада, а Север — без Юга, так и ни одного из Евангелистов невозможно представить без другого, двух из них — без третьего, трех — без четвертого... Лука говорит о римском кесаре Августе и о вифлеемских пастухах, в то время как Матфей не упоминает ни о ком из них. С другой стороны, Матфей говорит об Ироде, царе иудейском, и о восточных волхвах, в то время как Лука не упоминает ни о ком из них... " (свт.Николай Сербский). Более подробно: http://goo.gl/iijduW
М.Яблоков / 08.10.2015, 11:45

16. Ответ на 15., Ксения Балакина:

Просто ев.Лука опускает все события, связанные с бегством в Египет. Вот и все ) А можно подтверждение этой мысли у св. отцов?

Можно ) Комм.№14.
М.Яблоков / 08.10.2015, 11:03

15. Ответ на 13., М.Яблоков:

Просто ев.Лука опускает все события, связанные с бегством в Египет. Вот и все )

А можно подтверждение этой мысли у св. отцов?
Ксения Балакина / 08.10.2015, 08:14

14. Re: Если волхвы принесли свои дары к рождению Богомладенца, то почему об этом не упомянуто в Евангелии от Луки?

"Не говори мне, что они несогласны во всем, но посмотри в чем они несогласны. Разве сказал один из них, что Христос родился, а другой, что нет, или один – что Христос воскрес, а другой – нет? Да не будет! В более необходимом и более важном они согласны. Итак, если в более важном они не разногласят, то чему удивляешься, если кажется, что они разногласят в неважном? Их истинность более всего и сказывается в том, что они не во всем согласны. В противном случае о них подумали бы, что они писали, видясь друг с другом и советуясь. Теперь же то, что один опустил, написал другой, поэтому и кажется, что они иногда противоречат." (блж. Феофилакт).
М.Яблоков / 08.10.2015, 04:16

13. Ответ на 12., Ксения Балакина:

После Сретения (на 40 день) Святое Семейство вернулось в Вифлеем,Как с этим согласовать:[Лк.2:39] И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет.

Просто ев.Лука опускает все события, связанные с бегством в Египет. Вот и все ) А ев.Матфей ничего не говорит о Сретении. Все Евангелия дополняют друг друга.
М.Яблоков / 08.10.2015, 03:35

12. Ответ на 9., М.Яблоков:

Толкование Св.Писания в Православной Церкви только святоотеческое.

Ничесоже вопреки глаголю. После Сретения (на 40 день) Святое Семейство вернулось в Вифлеем,

Как с этим согласовать:[Лк.2:39] И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет.
Ксения Балакина / 07.10.2015, 16:47
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Смирнов
Несколько замечаний о собаках и любви
Как избавить наши города от собачьих общественных туалетов?
11.02.2023
Как качественно решить демографическую проблему в России
Целью увеличения рождаемости в России должно быть увеличение, в первую очередь, доли славянского населения, русских
06.02.2023
Все статьи Владимир Смирнов
Последние комментарии
Александрийский папа или Александрийская мама?
Новый комментарий от Вадим И. Шаров
05.05.2024 16:52
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
05.05.2024 15:25
Христос Воскресе!
Новый комментарий от Игорь Ал
05.05.2024 13:00
Зачем ждать неминуемого финансового краха?
Новый комментарий от Человек
05.05.2024 12:29