Русские судьбы
"Может, Россия и существует только в неистовой нашей любви к ней? Может, наша верность и любовь ко всему русскому и есть сама Русь, Россия? Ведь нельзя же не признать, если взглянуть строго, что той Руси, которая существовала исторически, нынче уже, как ни желай и как не жалей, нету... А может, она всё же есть и ныне такая, какой была, только нами пока не увиденная: устали наши глаза, оглохли уши, очерствели сердца. Потому и не зрим её..." (А. Романов).
1. Тощаков из Матвеевской
За Песочным, перемахнув почти незаметный ручей, дорога вскоре сворачивает влево, отклоняется от озера. Тут уже и дома деревни Матвеевское. Деревня старая и дома настоящие из той, настоящей деревенской жизни - с дворами, палисадами, огородами расположенными по пологому скату к ручью... По большей части это теперь дачные угодья. Приезжают люди летом, живут в своих наследных домах, возвращаются в городские квартиры...
Здесь родился и жил писатель Николай Аркадьевич Тощаков.
Еще и сегодня живут в Матвеевском Тощаковы, родственники писателя.
Биографических данных о Николае Аркадьевиче Тощакове очень мало. В писательских справочниках приводятся слова из собственноручно написанной Н. А. Тощаковым автобиографии к сборнику "Писатели-ленинградцы фронту"...
Он родился 26 января 1902 года в деревне Матвеевская на берегу Кубенского озера в семье крестьянина. Образование получил в церковно-приходском двухклассном и высшем начальном училищах, затем учился в железнодорожном училище, но оставил его из-за отсутствия средств. После революции работал в Вологде, сначала подручным слесаря в железнодорожном депо, а позже помощником машиниста. Окончил физико-математический факультет Вологодского педагогического института, работал учителем в Карело-Финской ССР, в Вологодской области, в Ленинграде.
Первая книга Николая Тощакова "Учитель" вышла в Москве в 1931 году. Вскоре там же были изданы его роман "На рельсах" и книга "Последняя магистраль".
Участвовал в Великой Отечественной войне, был артиллеристом. Прошёл боевой путь от Орла до Будапешта. После войны Н. Тощаковым написан цикл рассказов "Из записок сержанта" и повесть "Чарома", рассказывающая о возвращении в родную вологодскую деревню демобилизовавшегося фронтовика. Эта повесть стала самым известным его произведением, издавалась отдельной книгой. А. Сотников в сборнике "Очерки о писателях вологжанах" (1947 г.) писал: "Писатель Тощаков, наш земляк работающий в Ленинграде, хорошо знает жизнь и быт северной деревни. Он написал поучительную книжку о послевоенной жизни колхоза, о том, как принимаются в нём за дело вчерашние фронтовики".
В последние годы жизни писатель работал над повестью о гражданской войне "Крутая волна" и большим романом о послевоенной деревне "На большой дороге", который дописать не успел (отрывки печатались в газете "Красный Север"). Умер Н. А. Тощаков 15 октября 1953 года в Ленинграде, похоронен на Серафимовском кладбище.
http://nekropol-spb.ru/assets/images/foto/Toshhakov-Nikolay-Arkadievich.jpg
Еще и сегодня живут в Матвеевском Тощаковы, родственники писателя.
В середине деревни Матвеевской, как указатель - толстая сосна с широкой кроной. От неё дорога вновь поворачивает вправо и тянется вдоль озера... Дорога здесь для машин уже почти не проезжая, едва уже угадываемая, а раньше именно на этой дороге стояли деревни Лахмино, Обросово, Евлашево (к ним есть съезды от трассы Вологда-Кириллов).
И мы не рискуем ехать просёлком и выезжаем на новую трассу, едем в сторону большого села Воздвиженья...
Переезжаем по мосту через речку Шую, вот и указатель «Евлашево».
Однажды мне довелось побывать и в этой деревне. Познакомился там с обычными для этих мест очень хорошими людьми. Таких и большинство здесь...
2. Судьба на двоих
Евлашево - деревня в паре километров от села Воздвиженья, в километре от Кубенского озера. Постоянно живут в ней пять человек. Летом же деревня полнится дачниками - и в старые родовые дома приезжают, и новые строят - место красивое, тихое...
Гамануил Николаевич и Валентина Николаевна Беловы живут здесь с 1964 года.
Валентина Николаевна родом из Кубенского. В 1941 году, когда отца забрали на фронт, ей было семь лет.
- В ноябре 1941 года отца забрали на фронт, в декабре получили от него письмо, оказавшемся и последним. На все запросы отвечали, что пропал без вести. Только в конце войны пришла бумага, что погиб в декабре 1941 года в районе Тихвина. Тяжело жили - мама работала в тресте «заготскот», получала мало, да крохотная пенсия за отца. Но троих детей вырастила, выучила... - рассказывает Валентина Николаевна.
Кстати, её сестра Зинаида в этот день была в Евлашеве. Она уже давно живет в Рыбинске, но тянут родные места, купила дом в Кубенском, разумеется - частый гость и в Евлашеве...
«Валя моя старшая сестра, она меня нянчила, водилась со мной...» - вспоминает Зинаида Николаевна.
После окончания семилетней школы в Кубенском Валентина поступила в Вологодское педучилище, после окончания которого, ее направили работать в школу в село Старое Усть-Кубенского района (другой берег Кубенского озера). В школе учились ребята из детского дома. «Трудно было. Мне ведь еще девятнадцати не было, когда начала там работать», - вспоминает Валентина Николаевна. Четыре года она работала там.
- Можно было отработать три года, но школа начальная - четыре класса, пока не выпустила детей не уехала.
Там-то и встретила Валентина Николаевна судьбу свою - мужа Гамануила Николаевича.
И стала одна судьба - на двоих.
Разговаривая с Гамануилом Николаевичем, не мог не спросить о необычном его имени.
- Дедушка, бабушка и тетя в Чиркове жили, верующие были. Там в церкви служил священник Гамануил. Вот, говорят, что в честь него и назвали. А наша семья жила в деревеньке Рябиха, недалеко от Старого села, это километров двадцать от Устья Кубенского. Между прочим, Тимониха, родина Василия Белова в семи километрах от нас, и мы были знакомы еще в детстве, во время войны, Но мы не родня, однофамильцы... - рассказывает Гамануил Николаевич.
Его отец тоже погиб в 41-м году: в июле призвали на фронт, а уже в августе пришла на него похоронка... После школы Гамануил Николаевич учился в ФЗУ, получил специальности столяра и плотника. Затем, в армии освоил профессию шофера. Отслужив три года, вернулся домой - тут-то и встретил молодую учительницу родом с противоположной стороны Кубенского озера...
С жильем и в те времена было плохо, а молодым хотелось жизни самостоятельной. И поехала Валентина Николаевна в родное Кубенское, попросила в РОНО направление на другое место работы. Так и оказались Беловы в деревне Гуреево Нефедовского сельсовета, где Валентина Николаевна работала заведующей местной школы (вела и уроки в двух классах). Гамануил Николаевич работал в совхозе. Здесь и их первая дочь родилась.
Потом жили в деревне Матвеевская близ Нефедова, где совхоз выделил им квартиру (Гамануил Николаевич с бригадой и строил тот дом). Валентина Николаевна работала уже в Нефедовской школе учителем и старшей пионервожатой. Тут родилась вторая дочь.
А в 1964 году Валентине Николаевне дали направление в Воздвиженскую спецшколу. Раньше там, в здании церкви был детдом.
До самого закрытия школы в 1986 году и работала в ней Валентина Николаевна - завучем и преподавателем. Там же учителем труда стал работать и Гамануил Николаевич.
- Сначала жили в худеньком домике, потом уже на месте того дома был построен новый двухквартирный, в котором и живем теперь. Уже в этом доме и родилась третья дочь...
В это время в дом и вошла Елена, приехавшая из Кириллова навестить родителей.
- Нас много: три дочери, восемь внучек, два внука и четыре правнучки, - с гордостью говорит Валентина Николаевна. - Да, девочек у нас больше... Все дочери после школы в Вологде учились. Ирина закончила пединститут по специальности русский язык и литература, работала и школе в поселке Заря, сейчас уже на пенсии, у нее шестеро детей... Вторая дочь, Галина выучилась на продавца и работает в одном из вологодских магазинов. У нее тоже три девочки. Третья дочь, Лена - живет в Кириллове, работает в торговле, у нее тоже дочь...
Про своих дочерей, внучек, внуков, правнучек Валентина Николаевна может рассказывать, наверное, бесконечно. Она и гордится ими, и переживает за них...
- Навещают часто. Но чтобы все вместе, за раз: дочери, внуки, правнуки собрались - не получается... Пять лет назад была золотая свадьба - так стол через всю комнату полон был. Человек около тридцати - все одна семья, все наши...
Гамануил Николаевич показал мне небольшой добротно ухоженный огород за домом, баню, что топится по-черному, и свою мастерскую. В мастерской нет дорогих станков, электропил... Верстак, самые обычные плотницкие и столярные инструменты, заготовки и уже готовые: косовища, грабли, топорища - все своими руками сделано.
- Продаете? - спрашиваю.
- А кому надо - так отдам. На Кубенском торжке продавать буду.
А может Гамануил Николаевич и мебель делать - не только табуретки, но, например, и комоды. За свою жизнь он построил восемнадцать бань, несколько домов... Что значит - на месте у мужика руки.
Между прочим, он и Воздвиженский храм помогал восстанавливать.
С особой теплотой вспоминают Беловы отца Константина Васильева, попеченьем которого и был восстановлен храм, очень благодарны ему.
- Когда отец Константин был жив - мы ни одной службы не пропускали, он всегда давал знать. И на освящении храма мы были. Такой праздник замечательный был, столько людей приехало!..
Любит Гамануил Николаевич собирать грибы, ягоды. А, еще, как оказалось, он страстный читатель. И книги серьезные читает - Белова, Астафьева... Однажды, случайно встретился и мельком познакомился на вологодской пристани с Николаем Рубцовым - на всю жизнь то знакомство запомнил... «Папа у нас без книг не может», - дочь Елена говорит.
Она, Елена, младшая дочь, не выставляет напоказ свое отношение к родителям, но ведь все чувствуется - по тому, как говорит, как смотрит...
Хорошая семья, настоящая, хорошие люди...
Между Евлашевым и Воздвиженьем местное кладбище - многие поколения кубян упокоились здесь.
3. Священник - воин
Мы въезжаем в село. Шпиль Воздвиженской церкви устремлен в с синее небо, будто бы отражающее в себе озеро, или это озеро напилось небесной сини...
http://temples.ru/show_picture.php?PictureID=25407
Церковь Воздвижения Честного Креста Господня в Воздвиженье
Обиходные названия Крестовоздвиженская Закубенская церковь; Крестовоздвиженская церковь; Воздвиженская церковь.
Дата постройки последнего здания 1809 год. Каменная двухэтажная церковь с приделом Афанасия Александрийского, построена вместо прежних двух деревянных церквей (Крестовоздвиженской и Афанасьевской). В 1929 закрыта, сломаны завершения, здание использовалось школой-интернатом, затем базой отдыха. В конце 1990-х в Воздвиженье был размещен детский православный лагерь воскресной школы при кафедральном Рождественском соборе Вологды. По инициативе настоятеля Рождественского собора Константина Васильева, при помощи местных жителей и благотворителей, в 2002 началось восстановление церкви.
Во второй половине 19 века настоятелем храма был протоиерей Василий Турундаевский. Все шесть его сыновей тоже стали священниками. Среди них и Афанасий, удостоенный в годы Первой мировой войны наперсным крестом на Георгиевской ленте (награжденные этим знаком тоже считались Георгиевскими кавалерами).
Давайте задержимся на этой судьбе, начавшейся вот здесь, в этом селе...
Афанасий Васильевич Турундаевский (1878-1977) - уроженец с. Воздвиженье Кубенской волости Вологодского уезда. Иеромонах родился в 1878 г. в семье священника, протоиерея Василия. Его отец был священником Крестовоздвиженской Закубенской церкви. В семье было шестеро сыновей и одна дочь. С детских лет отличался особой набожностью и еще ребенком проявлял склонность к аскетическому образу жизни. Однако в юности Афанасий увлекся новыми атеистическими веяниями и поэтому после окончания Вологодской духовной семинарии хотел оставить духовный путь и поступить в медицинское училище. Но после смерти матери, которая была очень обеспокоена юношескими увлечениями сына, Афанасий раскаялся. Через некоторое время он, как и все его братья, принял священнический сан.
Семья Турундаевских. Афанасий в первом ряду, сидит на полу
В 1915 году о. Афанасий добровольцем ушел на фронт и стал служить полковым священником.
Известно, что полковыми священниками во время войны были и его братья Афинодор и Петр.
Солдаты любили о. Афанасия, он отличался смелостью, решительностью и умением приободрить и утешить в любой ситуации.
Сохранились воспоминания прапорщика М.Е. Сироткина о подвиге о. Афанасия и обстоятельствах попадания его в немецкий плен. Эти воспоминания были опубликованы вначале в «Русских ведомостях», а потом перепечатаны в «Вологодских епархиальных ведомостях». Вот что вспоминает М. Сироткин: «Это было в П., где стоял штаб нашего отряда. К нам приехал молодой священник. Разговорились. С первых слов в нем сказалась глубокая вера в свое дело пастыря.
- Я приехал сюда по доброй воле, потому что знаю и люблю народ...
Когда перед вторжением немцев в Курляндию на нашем фронте начались стычки и в местечке Р. разгорелся бой, он отправился туда. Наши были окружены немцами. Отец Афанасий бросился туда, в сферу шрапнельного и пулеметного огня.
- Братцы, я - впереди, у меня святой крест, за ним его святая сила.
И солдаты пошли за ним.
В последний раз я видел его на том же фронте в день наступления немцев. Немцы уже подходили к Митаве. О. Афанасий приехал к нам в днем. В лоб мы немцев не пустили. Часам к 6-ти немцы успокоились. Наступило затишье. Силуэты их цепей исчезли из нашего поля зрения. В 8-м часу мой телефон перестал работать. Я послал исправить линию, так как иной связи с начальником отряда не было. Посланный не вернулся. Мы встревожились.
В то время в нашем блиндаже появился о. Афанасий:
- Ну, вот я к вам с Господним благословением пришел, - и стоит поверх бруствера.
- Батюшка, спуститесь ниже.
- Ничего, я здесь постою. А вон, смотрите, кто-то идет.
Я поднялся и на расстоянии шагов в 100 от окопа увидел черный силуэт неприятельской цепи, заходящей к нам в тыл.
- Батюшка, уходите, я сейчас открою пулеметный огонь, они ответят, и вы можете быть ранены!
Пока я говорил это, мои прикрытия и соседние цепи покинули фронтальный окоп.
- Господи, да ведь мы одни, - оглянулся я. Вокруг были 6 моих пулеметчиков, батюшка и фельдшер, бывший с ними.
- Ну, братцы, мужайтесь... по цепи...
Отец Афанасий вытаскивает крест; мы с двумя солдатами целуем крест, целуемся с батюшкой. Остальные вытаскивают пулемет, наводят при свете месяца. Германцы приближаются, крадучись...
- Уходите же, батюшка...
- Господь нас не оставит, - были последние слова его. Он исчез в ходе сообщения.
- Огонь!
И первая цепь немцев легла.
Как мы вышли из кольца, я не помню, потому что действовал в полубезумстве. Пули, проносясь мимо, обдували лицо, цепляли за одежду. Помню только, что я все время твердил свои солдатам эти ожегшие меня слова:
- Господь нас не оставит.
Когда я вышел к своим, первым вопросом было:
- Где батюшка?
- Его нет.
Отец Афанасий пропал без вести».
7 месяцев отец Афанасий провел в плену (потом вместе с группой пленных русских офицеров был обменян на немецких военнопленных). Из г. Штральзунда, в котором он находился в плену, о. Афанасий через «Красный крест» передал письмо одному из своих друзей в Вологде, прося его похлопотать перед советом Братства Всемилостивого Спаса о высылке по указываемому им адресу богослужебных книг. Его просьба была исполнена.
Далее сведения об о. Афанаиси весьма отрывочны и неточны: после революции он служил в каком-то деревенском храме. В 1930-х гг. он был сослан в концлагерь на постройку Пинюжской дороги. Далее были годы странствий, во время которых, неизвестно где и когда, он принял постриг постриг с именем Александра, но сейчас нельзя сказать точно, где и когда это случилось. По некоторым данным инок Александр жил и умер в Омске...
Всего лишь одна судьба уроженца Воздвиженья. Но какая судьба!
А ведь с Воздвиженьем связана и судьба великого русского композитора Валерия Гаврилина... Но об этом в следующий раз.
(Продолжение следует).