По старой Кирилловской

Путевые очерки. Часть 10

Новости Москвы 
0
517
Время на чтение 10 минут

Русские судьбы

 

"Может, Россия и существует только в неистовой нашей любви к ней? Может, наша верность и любовь ко всему русскому и есть сама Русь, Россия? Ведь нельзя же не признать, если взглянуть строго, что той Руси, которая существовала исторически, нынче уже, как ни желай и как не жалей, нету... А может, она всё же есть и ныне такая, какой была, только нами пока не увиденная: устали наши глаза, оглохли уши, очерствели сердца. Потому и не зрим её..." (А. Романов).

 

1.         Тощаков из Матвеевской

 

За Песочным, перемахнув почти незаметный ручей, дорога вскоре сворачивает влево, отклоняется от озера. Тут уже и дома деревни Матвеевское. Деревня старая и дома настоящие из той, настоящей деревенской жизни - с дворами, палисадами, огородами расположенными по пологому скату к ручью... По большей части это теперь дачные угодья. Приезжают люди летом, живут в своих наследных домах, возвращаются в городские квартиры...

Здесь родился и жил писатель Николай Аркадьевич Тощаков.

Еще и сегодня живут в Матвеевском Тощаковы, родственники писателя.

Биографических данных о Николае Аркадьевиче Тощакове очень мало. В писательских справочниках приводятся слова из собственноручно написанной Н. А. Тощаковым автобиографии к сборнику "Писатели-ленинградцы фронту"...

Он родился 26 января 1902 года в деревне Матвеевская на берегу Кубенского озера в семье крестьянина. Образование получил в церковно-приходском двухклассном и высшем начальном училищах, затем учился в железнодорожном училище, но оставил его из-за отсутствия средств. После революции работал в Вологде, сначала подручным слесаря в железнодорожном депо, а позже помощником машиниста. Окончил физико-математический факультет Вологодского педагогического института, работал учителем в Карело-Финской ССР, в Вологодской области, в Ленинграде.

Первая книга Николая Тощакова "Учитель" вышла в Москве в 1931 году. Вскоре там же были изданы его роман "На рельсах" и книга "Последняя магистраль".

Участвовал в Великой Отечественной войне, был артиллеристом. Прошёл боевой путь от Орла до Будапешта. После войны Н. Тощаковым написан цикл рассказов "Из записок сержанта" и повесть "Чарома", рассказывающая о возвращении в родную вологодскую деревню демобилизовавшегося фронтовика. Эта повесть стала самым известным его произведением, издавалась отдельной книгой. А. Сотников в сборнике "Очерки о писателях вологжанах" (1947 г.) писал: "Писатель Тощаков, наш земляк работающий в Ленинграде, хорошо знает жизнь и быт северной деревни. Он написал поучительную книжку о послевоенной жизни колхоза, о том, как принимаются в нём за дело вчерашние фронтовики".

В последние годы жизни писатель работал над повестью о гражданской войне "Крутая волна" и большим романом о послевоенной деревне "На большой дороге", который дописать не успел (отрывки печатались в газете "Красный Север"). Умер Н. А. Тощаков 15 октября 1953 года в Ленинграде, похоронен на Серафимовском кладбище.

 

http://nekropol-spb.ru/assets/images/foto/Toshhakov-Nikolay-Arkadievich.jpg

 

Еще и сегодня живут в Матвеевском Тощаковы, родственники писателя.

 

В середине деревни Матвеевской, как указатель - толстая сосна с широкой кроной. От неё дорога вновь поворачивает вправо и тянется вдоль озера... Дорога здесь для машин уже почти не проезжая, едва уже угадываемая, а раньше именно на этой дороге стояли деревни Лахмино, Обросово, Евлашево (к ним есть съезды от трассы Вологда-Кириллов).

И мы не рискуем ехать просёлком и выезжаем на новую трассу, едем в сторону большого села Воздвиженья...

Переезжаем по мосту через речку Шую, вот и указатель «Евлашево».

Однажды мне довелось побывать и в этой деревне. Познакомился там с обычными для этих мест очень хорошими людьми. Таких и большинство здесь...

 

2. Судьба на двоих

 

Евлашево - деревня в паре километров от села Воздвиженья, в километре от Кубенского озера. Постоянно живут в ней пять человек. Летом же деревня полнится дачниками - и в старые родовые дома приезжают, и новые строят - место красивое, тихое...

Гамануил Николаевич и Валентина Николаевна Беловы живут здесь с 1964 года.

Валентина Николаевна родом из Кубенского. В 1941 году, когда отца забрали на фронт, ей было семь лет.

- В ноябре 1941 года отца забрали на фронт, в декабре получили от него письмо, оказавшемся и последним. На все запросы отвечали, что пропал без вести. Только в конце войны пришла бумага, что погиб в декабре 1941 года в районе Тихвина. Тяжело жили - мама работала в тресте «заготскот», получала мало, да крохотная пенсия за отца. Но троих детей вырастила, выучила... - рассказывает Валентина Николаевна.

 

Кстати, её сестра Зинаида в этот день была в Евлашеве. Она уже давно живет в Рыбинске, но тянут родные места, купила дом в Кубенском, разумеется - частый гость и в Евлашеве...

«Валя моя старшая сестра, она меня нянчила, водилась со мной...» - вспоминает Зинаида Николаевна.

После окончания семилетней школы в Кубенском Валентина поступила в Вологодское педучилище, после окончания которого, ее направили работать в школу в село Старое Усть-Кубенского района (другой берег Кубенского озера). В школе учились ребята из детского дома. «Трудно было. Мне ведь еще девятнадцати не было, когда начала там работать», - вспоминает Валентина Николаевна. Четыре года она работала там.

- Можно было отработать три года, но школа начальная - четыре класса, пока не выпустила детей не уехала.

Там-то и встретила Валентина Николаевна судьбу свою - мужа Гамануила Николаевича.

И стала одна судьба - на двоих.

Разговаривая с Гамануилом Николаевичем, не мог не спросить о необычном его имени.

- Дедушка, бабушка и тетя в Чиркове жили, верующие были. Там в церкви служил священник Гамануил. Вот, говорят, что в честь него и назвали. А наша семья жила в деревеньке Рябиха, недалеко от Старого села, это километров двадцать от Устья Кубенского. Между прочим, Тимониха, родина Василия Белова в семи километрах от нас, и мы были знакомы еще в детстве, во время войны, Но мы не родня, однофамильцы... - рассказывает Гамануил Николаевич.

Его отец тоже погиб в 41-м году: в июле призвали на фронт, а уже в августе пришла на него похоронка... После школы Гамануил Николаевич учился в ФЗУ, получил специальности столяра и плотника. Затем, в армии освоил профессию шофера. Отслужив три года, вернулся домой - тут-то и встретил молодую учительницу родом с противоположной стороны Кубенского озера...

С жильем и в те времена было плохо, а молодым хотелось жизни самостоятельной. И поехала Валентина Николаевна в родное Кубенское, попросила в РОНО направление на другое место работы. Так и оказались Беловы в деревне Гуреево Нефедовского сельсовета, где Валентина Николаевна работала заведующей местной школы (вела и уроки в двух классах). Гамануил Николаевич работал в совхозе. Здесь и их первая дочь родилась.

Потом жили в деревне Матвеевская близ Нефедова, где совхоз выделил им квартиру (Гамануил Николаевич с бригадой и строил тот дом). Валентина Николаевна работала уже в Нефедовской школе учителем и старшей пионервожатой. Тут родилась вторая дочь.

 

А в 1964 году Валентине Николаевне дали направление в Воздвиженскую спецшколу. Раньше там, в здании церкви был детдом.

До самого закрытия школы в 1986 году и работала в ней Валентина Николаевна - завучем и преподавателем. Там же учителем труда стал работать и Гамануил Николаевич.

- Сначала жили в худеньком домике, потом уже на месте того дома был построен новый двухквартирный, в котором и живем теперь. Уже в этом доме и родилась третья дочь...

В это время в дом и вошла Елена, приехавшая из Кириллова навестить родителей.

- Нас много: три дочери, восемь внучек, два внука и четыре правнучки, - с гордостью говорит Валентина Николаевна. - Да, девочек у нас больше... Все дочери после школы в Вологде учились. Ирина закончила пединститут по специальности русский язык и литература, работала и школе в поселке Заря, сейчас уже на пенсии, у нее шестеро детей... Вторая дочь, Галина выучилась на продавца и работает в одном из вологодских магазинов. У нее тоже три девочки. Третья дочь, Лена - живет в Кириллове, работает в торговле, у нее тоже дочь...

Про своих дочерей, внучек, внуков, правнучек Валентина Николаевна может рассказывать, наверное, бесконечно. Она и гордится ими, и переживает за них...

- Навещают часто. Но чтобы все вместе, за раз: дочери, внуки, правнуки собрались - не получается... Пять лет назад была золотая свадьба - так стол через всю комнату полон был. Человек около тридцати - все одна семья, все наши...

Гамануил Николаевич показал мне небольшой добротно ухоженный огород за домом, баню, что топится по-черному, и свою мастерскую. В мастерской нет дорогих станков, электропил... Верстак, самые обычные плотницкие и столярные инструменты, заготовки и уже готовые: косовища, грабли, топорища - все своими руками сделано.

- Продаете? - спрашиваю.

- А кому надо - так отдам. На Кубенском торжке продавать буду.

А может Гамануил Николаевич и мебель делать - не только табуретки, но, например, и комоды. За свою жизнь он построил восемнадцать бань, несколько домов... Что значит - на месте у мужика руки.

Между прочим, он и Воздвиженский храм помогал восстанавливать.

С особой теплотой вспоминают Беловы отца Константина Васильева, попеченьем которого и был восстановлен храм, очень благодарны ему.

- Когда отец Константин был жив - мы ни одной службы не пропускали, он всегда давал знать. И на освящении храма мы были. Такой праздник замечательный был, столько людей приехало!..

Любит Гамануил Николаевич собирать грибы, ягоды. А, еще, как оказалось, он страстный читатель. И книги серьезные читает - Белова, Астафьева... Однажды, случайно встретился и мельком познакомился на вологодской пристани с Николаем Рубцовым - на всю жизнь то знакомство запомнил... «Папа у нас без книг не может», - дочь Елена говорит.

Она, Елена, младшая дочь, не выставляет напоказ свое отношение к родителям, но ведь все чувствуется - по тому, как говорит, как смотрит...

Хорошая семья, настоящая, хорошие люди...

 

Между Евлашевым и Воздвиженьем местное кладбище - многие поколения кубян упокоились здесь.

 

3. Священник - воин

 

Мы въезжаем в село. Шпиль Воздвиженской церкви устремлен в с синее небо, будто бы отражающее в себе озеро, или это озеро напилось небесной сини...

 

http://temples.ru/show_picture.php?PictureID=25407

 

Церковь Воздвижения Честного Креста Господня в Воздвиженье

Обиходные названия Крестовоздвиженская Закубенская церковь; Крестовоздвиженская церковь; Воздвиженская церковь.

Дата постройки последнего здания          1809 год. Каменная двухэтажная церковь с приделом Афанасия Александрийского, построена вместо прежних двух деревянных церквей (Крестовоздвиженской и Афанасьевской). В 1929 закрыта, сломаны завершения, здание использовалось школой-интернатом, затем базой отдыха. В конце 1990-х в Воздвиженье был размещен детский православный лагерь воскресной школы при кафедральном Рождественском соборе Вологды. По инициативе настоятеля Рождественского собора Константина Васильева, при помощи местных жителей и благотворителей, в 2002 началось восстановление церкви.

Во второй половине 19 века настоятелем храма был протоиерей Василий Турундаевский. Все шесть его сыновей тоже стали священниками. Среди них и Афанасий, удостоенный в годы Первой мировой войны наперсным крестом на Георгиевской ленте (награжденные этим знаком тоже считались Георгиевскими кавалерами).

Давайте задержимся на этой судьбе, начавшейся вот здесь, в этом селе...

Афанасий Васильевич Турундаевский (1878-1977) - уроженец с. Воздвиженье Кубенской волости Вологодского уезда. Иеромонах родился в 1878 г. в семье священника, протоиерея Василия. Его отец был священником Крестовоздвиженской Закубенской церкви. В семье было шестеро сыновей и одна дочь. С детских лет отличался особой набожностью и еще ребенком проявлял склонность к аскетическому образу жизни. Однако в юности Афанасий увлекся новыми атеистическими веяниями и поэтому после окончания Вологодской духовной семинарии хотел оставить духовный путь и поступить в медицинское училище. Но после смерти матери, которая была очень обеспокоена юношескими увлечениями сына, Афанасий раскаялся. Через некоторое время он, как и все его братья, принял священнический сан.

 

 

         Семья Турундаевских. Афанасий в первом ряду, сидит на полу

 

В 1915 году о. Афанасий добровольцем ушел на фронт и стал служить полковым священником.

Известно, что полковыми священниками во время войны были и его братья Афинодор и Петр.

Солдаты любили о. Афанасия, он отличался смелостью, решительностью и умением приободрить и утешить в любой ситуации.

Сохранились воспоминания прапорщика М.Е. Сироткина о подвиге о. Афанасия и обстоятельствах попадания его в немецкий плен. Эти воспоминания были опубликованы вначале в «Русских ведомостях», а потом перепечатаны в «Вологодских епархиальных ведомостях». Вот что вспоминает М. Сироткин: «Это было в П., где стоял штаб нашего отряда. К нам приехал молодой священник. Разговорились. С первых слов в нем сказалась глубокая вера в свое дело пастыря.

- Я приехал сюда по доброй воле, потому что знаю и люблю народ...

Когда перед вторжением немцев в Курляндию на нашем фронте начались стычки и в местечке Р. разгорелся бой, он отправился туда. Наши были окружены немцами. Отец Афанасий бросился туда, в сферу шрапнельного и пулеметного огня.

- Братцы, я - впереди, у меня святой крест, за ним его святая сила.

 

И солдаты пошли за ним.

В последний раз я видел его на том же фронте в день наступления немцев. Немцы уже подходили к Митаве. О. Афанасий приехал к нам в днем. В лоб мы немцев не пустили. Часам к 6-ти немцы успокоились. Наступило затишье. Силуэты их цепей исчезли из нашего поля зрения. В 8-м часу мой телефон перестал работать. Я послал исправить линию, так как иной связи с начальником отряда не было. Посланный не вернулся. Мы встревожились.

В то время в нашем блиндаже появился о. Афанасий:

- Ну, вот я к вам с Господним благословением пришел, - и стоит поверх бруствера.

- Батюшка, спуститесь ниже.

- Ничего, я здесь постою. А вон, смотрите, кто-то идет.

Я поднялся и на расстоянии шагов в 100 от окопа увидел черный силуэт неприятельской цепи, заходящей к нам в тыл.

- Батюшка, уходите, я сейчас открою пулеметный огонь, они ответят, и вы можете быть ранены!

Пока я говорил это, мои прикрытия и соседние цепи покинули фронтальный окоп.

- Господи, да ведь мы одни, - оглянулся я. Вокруг были 6 моих пулеметчиков, батюшка и фельдшер, бывший с ними.

- Ну, братцы, мужайтесь... по цепи...

Отец Афанасий вытаскивает крест; мы с двумя солдатами целуем крест, целуемся с батюшкой. Остальные вытаскивают пулемет, наводят при свете месяца. Германцы приближаются, крадучись...

- Уходите же, батюшка...

- Господь нас не оставит, - были последние слова его. Он исчез в ходе сообщения.

- Огонь!

И первая цепь немцев легла.

Как мы вышли из кольца, я не помню, потому что действовал в полубезумстве. Пули, проносясь мимо, обдували лицо, цепляли за одежду. Помню только, что я все время твердил свои солдатам эти ожегшие меня слова:

- Господь нас не оставит.

Когда я вышел к своим, первым вопросом было:

- Где батюшка?

- Его нет.

Отец Афанасий пропал без вести».

7 месяцев отец Афанасий провел в плену (потом вместе с группой пленных русских офицеров был обменян на немецких военнопленных). Из г. Штральзунда, в котором он находился в плену, о. Афанасий через «Красный крест» передал письмо одному из своих друзей в Вологде, прося его похлопотать перед советом Братства Всемилостивого Спаса о высылке по указываемому им адресу богослужебных книг. Его просьба была исполнена.

Далее сведения об о. Афанаиси весьма отрывочны и неточны: после революции он служил в каком-то деревенском храме. В 1930-х гг. он был сослан в концлагерь на постройку Пинюжской дороги. Далее были годы странствий, во время которых, неизвестно где и когда, он принял постриг постриг с именем Александра, но сейчас нельзя сказать точно, где и когда это случилось. По некоторым данным инок Александр жил и умер в Омске...

 

Всего лишь одна судьба уроженца Воздвиженья. Но какая судьба!

А ведь с Воздвиженьем связана и судьба великого русского композитора Валерия Гаврилина... Но об этом в следующий раз.

 

(Продолжение следует).

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Анатольевич Ермаков
К Батюшкову
К 230-летию со дня рождения поэта
05.06.2017
Время Батюшкова
К 230-летию русского поэта
19.05.2017
От Устья к Устью
Очерк
04.05.2017
По старой Кирилловской, часть 21. Окончание
Историю делают люди. Нефёдово - Сеничев и другие
26.04.2017
Все статьи Дмитрий Анатольевич Ермаков
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
16.11.2024 10:49
Внимая Божьему веленью
Новый комментарий от Игорь Ал
15.11.2024 23:00
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
15.11.2024 20:53
«Чуть-чуть» победы на т.н. Украине быть не может
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
15.11.2024 20:51
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 20:24
«80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 19:37
Россия выдержала удар Запада
Новый комментарий от Кожухевич
15.11.2024 19:09