С печалью приходится признать, что посеянная в московском Манеже «православными активистами» зараза попала точно в цель. То есть, в души и умы искренних православных людей, которые поддерживают провокаторов, считая их «борцами с богохульством». Православные люди уже подают голоса, требующие от священноначалия Русской Православной Церкви чуть ли не встать на защиту «невинно страдающих» и тем самым уподобиться либеральной своре, которая, вопреки законам и здравому смыслу требовала недавно от той же РПЦ немедленно «простить» скверных плясавиц, и не думавших ни у кого просить прощения.
Главный аргумент при этом - «православные активисты» выступили против безнравственности и кощунства и потому достойны освобождения от ответственности при покровительстве Православной Церкви. Да, в Манеже были выставлены поделки похабные и кощунственные. Но почему тогда по всей стране не провести православным кампанию по разрушению общественных уборных, на стенах которых очень часто встречаются изображения, и по виду и по содержанию практически не отличимые от тех, что привлекли к себе внимание манежных активистов?
Я не считаю, что РПЦ обязана защищать «манежников» от причитающегося им законного взыскания. И вовсе не потому, что пострадали произведения искусства, имеющие культурную или иную ценность. Думаю, что ценности в этих картинках немного, а место им - в интерьерах отхожих мест.
Дело в другом - исполнители манежной выходки не являются православными! Поэтому помощь от РПЦ они могут получать только на общих основаниях милосердия, при условии их искреннего покаяния и полного послушания Церкви, но никак не по причине своих несуществующих заслуг перед Церковью, к которой они имеют весьма косвенное и недолжное отношение.
В активности и даже гиперактивности «манежников» сомневаться не приходится. Но вот назвать их православными язык почему-то не поворачивается. Однако нам настойчиво пытаются внушить ложную уверенность в том, что хулиганская выходка в Манеже - православных рук дело.
Кажется, сработал достаточно тонкий расчёт организаторов этой провокации. Ведь нападению подверглись экспонаты, действительно несущие на себе явную печать патологии, и потому крайне неприятные для любого православного человека. Место таким образцам не на выставке, открытой для всеобщего обозрения, но, в лучшем случае, в тех закрытых фондах, где для специалистов хранят свидетельства различных телесных или душевных патологий.
Недавно в Санкт-Петербурге открылась скандальная выставка «Тело человека», демонстрирующая препараты, изготовленные из расчленённых человеческих тел. Православные высказали своё однозначно отрицательное отношение к такому нездоровому зрелищу. Впрочем, никому и в голову не пришло в порыве «праведного гнева» уничтожить какой-нибудь из выставленных экспонатов. Ведь не владельцы же этих расчленённых человеческих тел виновны в организации скандальной выставки! Хотя логика «манежников» не исключает чего-нибудь подобного.
Выставка в Манеже в чём-то схожа со скандальной анатомической выставкой, не первый год колесящей по нашей стране. И своей цинично-провокационной направленностью, оскорбляющей нравственные и религиозные чувства людей, и тем, что «авторы» экспонатов уже мертвы. Нелепо предъявлять претензии тем людям, из чьих тел приготовлены экспонаты анатомической выставки. Также нелепо предъявлять претензии и лично к покойному Вадиму Абрамовичу Сидуру, о котором многие узнали только благодаря происшествию в Манеже, чьи произведения свидетельствуют о его тяжёлых духовных и душевных недугах, выразившихся в богохульных и просто похабных изделиях. Но ведь не он организовывал эту выставку в Манеже! Впрочем, скульптор Сидур, при всём его диссидентстве, есть плод советской атеистической эпохи, которой, возможно, объясняется богохульная составляющая его произведений. А похабную их часть, скорее всего, можно объяснить антисоветским диссидентством, которое именно через похабщину и порнографию очень часто «возвещало манифест свободного мира», выступающего против «совкового ханжества».
Итак, вновь спросим: стоит ли манежных гиперактивистов, совершивших нелепый со всех сторон поступок считать православными, а их деяния - подвигом в защиту православной веры? Снова отвечу - нет, и вот почему. Во-первых, бросается в глаза явное несоответствие их самонадеянной выходки духу Православия. А во-вторых, многочисленные выступления предводителя этих гиперактивистов, охотно откликающегося на кличку «Энтео», дают материал для оценки его системы взглядов и побудительных мотивов на предмет соответствия Православию. Благо, после манежной выходки таких возможностей выступления у Энтео появилось множество. Его и возглавляемую им группу активистов «Божья воля» заметили.
Картина складывается не в пользу православности взглядов Энтео. Очень хорошо это было видно на его «Поединке» с Александром Прохановым у Владимира Соловьёва (10.09.2015 г.). Кстати, именно там один из экспертов обратил внимание на странный смысл псевдонима «Энтео» («бог внутри») и на его смысловую связь с наркологическим термином «энтеогены» (от др.-греч. ἔνθεος и γενέσθαι, дословно «становление божественным изнутри») - под которыми подразумевают ряд наркотических веществ растительного происхождения, обладающих разнообразными способами действия на психику. Энтеогены использовали шаманы для вхождения в «мистические состояния», в которых они «общались с духами и божествами». Адепту, принявшему энтеогены, кажется, что «бог у него внутри», что он способен познать «божью волю».
Можно было бы просто съязвить по поводу псевдонима, крайне неподходящего для человека, считающего себя православным. Ведь лозунг «бог у меня внутри» характерен для всех, кто противостоит Православию - от искренних сектантов, до лицемерных атеистов. Можно было бы посчитать это за досадную оплошность по-юношески несдержанного человека, но взгляды, ясно высказанные Энтео, заставляют думать, что дело серьёзней, и что у человека, который не спешит отказаться от столь говорящего прозвища, и житие складывается в полном соответствии с этим именем.
Энтео сумел в своих многочисленных репликах однозначно изложить ровно ту позицию, которую обычно озвучивают сектанты в спорах с православными. Приведём несколько его фраз, сказанных в пылу полемики с А. А. Прохановым.
«Мы - новая Россия!» - имелась в виду организация «Божья воля», но не Православная Церковь. Яркий пример нездорового сектантского мессианства, рвущего связь со всякой традицией.
«В нашей стране законы не работают!» - откровенные нападки на Российское государство, что роднит Энтео и его последователей с теми либералами, против которых он, якобы и борется.
«Бог внутри меня!» - весьма показательное откровение.
«Мы - независимая религиозная организация!» - неужели и от Матери-Церкви независимая?
«Мы христиане! Мы хотим жить, как написано в Библии!» - это уж вовсе как будто пастор «домашней церкви» изрёк перед своей сектантской паствой.
«Воля Бога открыта всем в Священном Писании!» - а это уже гораздо выше местечкового пастора! Это уже на Мартина Лютера тянет, с его программной речью на Вормсском Сейме: «...если меня не убедят свидетельствами из Священного Писания или очевидными доводами разума, если меня не убедят теми же текстами, которые я привёл, и если таким образом мою совесть не свяжут словом Божьим, то я не могу и не хочу отказываться ни от чего, ибо не подобает христианину выступать против совести. Я весь тут перед вами. Я не могу иначе. Бог да поможет мне. Аминь». Известно, до чего довела Лютера и его последователей такая, как будто бы безупречная позиция. Энтео идёт по той же дорожке, вымощенной благими намерениями. Церковь как «столп и утверждение истины» (Тим. 3, 15) для таких «свободосовестливых божевольников» просто не существует!
И, наконец, вершина «энтеогенного вероисповедания»:
«Любовь к Богу - это ненависть к богохульству!».
Совсем недалеко от орвелловского двоемыслия: «Мир это война. Свобода это рабство. Незнание - сила». Хочется спросить этого «борца с богохульством»: «А если никто не будет богохульствовать, то Вы и Бога любить не сумеете?». Весьма странная зависимость «боголюбца» от богохульников! «Богохульство, как основа любви к Богу» - чем не тема для трактата по «энтеогенному богословию»!
Такая отрицательно-обличительная позиция характерна для сектантов, которые строят свою проповедь на обличении чужих недостатков, ничуть не обращая внимания на свои грехи. Ищут сучец в чужом глазу, не замечая в своём целого бревна.
После всего сказанного становится ясным, что спасать Энтео надо не от властей и законного наказания за его дерзкие действия, которое, кстати, весьма невелико, но от его собственного извращённого понимания христианства, которое никак не соответствует Православию и компрометирует его.
Оппонент Энтео, Александр Андреевич Проханов, к сожалению, показал себя на этом диспуте не слишком глубоким знатоком Православия, мешая его со своими оригинальными поэтическими воззрениями. Но насколько выше «энтеогенного богословия», насколько ближе к духу Православия его замечательная фраза: «Православие - это великая чаша любви!». Думаю, что к Православию приближает Александра Андреевича и другое смиренно-покаянное признание, сказанное просто и без всякой позы: «Конечно, я - путаник». Энтео оказался на такое не способен. Поэтому посмею сказать, что хоть Проханов и великий путаник, но человек православный, способный к осознанию своих ошибок. А Энтео, хотя и активист и даже гиперактивист, но совершенно не православный по духу человек, всегда уверенный в своей правоте.
В этом его беда: считая себя православным, он бесконечно от Православия далёк. Об этом свидетельствует многое. И неспособность ответить на простой вопрос о том, кто его благословил на скандальное дело. И путаница при назывании имён известных московских батюшек, которые, по уверению Энтео, его якобы поддерживают. И просто ложь, в которой Энтео был уличён, когда криво пытался толковать церковные документы в свою пользу. Всё это признаки очень серьёзного отступления от Православия, повреждённости души, о чём должен глубоко задуматься раб Божий Димитрий, если он не хочет войти в Вечность с дерзким и позорным сектантским прозвищем «Энтео».
При всех необъятных претензиях «независимого божевольника» Энтео, его вполне «рублёвый» замах как-то жалко вылился в менее чем «копеечный» самооправдательный лепет: «Я только тарелку разбил! Только линолеум порвал! Ничего мы там не крушили! Прокуратура отказала в возбуждении уголовного дела! Это - только мелкое хулиганство!» Одним словом - обычное нытьё мелкого урки перед «гражданином начальником»: «Причём тут нож? Причём грабёж?- Меняй формулировку!». То есть за свою энтеогенную «веру» независимые божевольники готовы страдать только как мелкие хулиганы! Хороши же «мученики» и «исповедники»! Впрочем, их «вера» и того не стоит.
Если бы дело касалось одного Энтео и его «Божьей воли», то не стоило бы и уделять этому столько внимания. Но вопрос гораздо глубже. Ведь Энтео - только один из многих «энтеогенов», которые кто-то навязчиво пытается инвазировать в Тело Христово, в Православную Церковь, стремясь изменить сознание православных людей, при сохранении их уверенности в своей православности.
Осуществляется такая «энтеогенная инженерия» через создание прецедентов публичного поведения, несовместимого с Православием, тех персонажей, чья принадлежность к Православию уже стала чем-то само собой разумеющимся для широкой публики. Грех узаконивается через публичное недостойное поведение тех, кого успели представить публике как «Символы Православия», вернее, с позволения сказать, как «Православных Идолов».
Видит, например, простой человек, как «великий миссионер и богослов» протодиакон Кураев рассуждает на весь интернет о скандалах внутри Церкви, которые сам же и выискивает, а то и высасывает из пальца, двигая при этом «Перестройку в Церковь». Или, как считающийся православным священником и одновременно деятелем русского патриотического движения Иван Охлобыстин снимается в пошлейшем сериале или в рекламе, объясняя это желанием заработать побольше денег. А всё это осеняет вселенская фигура великого режиссёра и патриота Никиты Михалкова, окружённая сонмом энтеогенных чинов помельче.
Недавний пример: на днях в телешоу «Голос» принял участие настоящий живой иеромонах, который очень мило исполнил арию Ленского, но почему-то постеснялся осенить крестным знамением человека, который попросил у него благословение. Теперь Григорий Лепс будет учить одарённого батюшку петь романс «По дороге в Загорск», видимо хоть так намекая заблудшему иноку на необходимость возвращения в монастырскую ограду. И всё это превозносится, как «Великая Борьба за Торжество Православия и Спасение (Возрождение) России»! Этакая «Вэлыка мысыонэрська Пэрэмога!» - «Хэроям слава!»
И простой человек утверждается такими энтеогенными технологиями в опасной и ложной мысли, что все рассуждения о чистоте христианской жизни, о духовной брани «попы для лохов выдумали». А для «крутых православных пацанов» существует «реальное православие», позволяющее многое тем смельчакам, у которых «бог внутри». Которые «Энтео», которым закон не писан, ибо они «право имеют, а не твари дрожащие»! И, конечно же, утверждается простой человек в недолжном поведении и в недолжном отношении ко Христу и Его Церкви. Зачем ему Церковь? Зачем ему бороться с грехом? У него ведь уже «бог внутри», он же уже «крутой энтео»! Достаточно для этого «тарелку разбить» или «линолеум порвать»! При чём тут борьба с грехом и послушание Церкви!
Такая вот «энтеогенная инженерия» внедряется в наши души. А в результате мы из воинов Христовых незаметно для самих себя превращаемся в этакий «энтеогенно модифицированный продукт», который при этом уверен, что он-то не какой-нибудь «духовный лох», следующий «православию для бабушек», а «крутой православный энтео», который «право имеет» в отличие от прочих «тварей дрожащих»!
Примеры осуществления «энтеогенной инженерии» в истории имеются - вся западная отпавшая часть Церкви претерпела такую «энтеогенную мутацию», бесконечно далеко отойдя от правильного понимания христианства. А началось всё с того, что, как показалось западным богословам, они нашли способ «приручить» Бога, «поселить» Его «в себе» и «заставить» Его быть послушным их человеческой, греховной воле, которую ох, как не хотелось подчинять истинной Воле Божьей! Сначала они «вселили бога» в епископа города Рима, объявив его «наместником Бога на земле», а потом «распространили опыт» на каждого, кто умеет читать Библию и имеет дерзость объявить себя единственно правильно понимающим Слово Божие, этаким «энтео», у которого «бог внутри». Так был создан ручной и послушный «бог», очень удобный для личного употребления и оправдания своих беззаконных фантазий. Одна беда - «бог» этот не настоящий, не живой, а его «воля» - это воля того «энтео», который свою волю желает выдать за Божью волю. Имя таким «энтео» - легион. Каждый, кто желает оправдать своеволие, своё непослушание воле Божией, спешит заявить, что у него «бог внутри», что он - самодостаточный «энтео», или, говоря словами православного молитвословия, что он - самоистукан, идол для самого себя. То есть, отпавшее от своего Творца творение, пожелавшее «стать как боги, разумеющие добро и зло» (Быт. 3, 5). Неужели этих самоистуканов должна защищать Церковь в их конфликте с законом? В конфликте, который, к тому же они сами, не спросившись у Матери Церкви, сами затеяли?
Должна ли Русская Православная Церковь призывать милость на падшего Энтео? Несомненно - да. Всякий заблудший человек нуждается в милости. Но лучшая милость для заблудшего - убедить его покаяться. Этого хочет Бог: «Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез. 33, 11). Но Энтео, а лучше сказать заблудший раб Божий Димитрий и его сподвижники всем своим поведением доказывают, что Церковь им не указ, что они сами, помимо Церкви, тщатся провозглашать волю Божию, не думая её узнавать. Доказывают, что они идут своим опасным путём превращения в духовных мутантов, каковыми являются все закоренелые сектанты.
Итак, воля истинного Бога в этом отношении совершенно ясна: заблудшему рабу Божьему Димитрию нужно покаяться, «чтобы живым быть». Конечно, не в том, что он «разбил тарелку» и «порвал линолеум», а в собственной самонадеянности и гордыне, в том, что Церковь ему не указ. Но поступит ли так гиперактивист Энтео, у которого под рукой своя, послушная ему «Воля Божия», двигающая в Церковь зловещую «энтеогенную инженерию»? Сумеет ли Энтео вернуться в Церковь, от которой его сейчас отделяет дерзкое своеволие, выдаваемое за «Божью волю?» Или уведёт он от Церкви, прельстив, и тех избранных, которые не сумели быть «мудрыми как змии», чтобы разобраться в этом запутанном вопросе?
Протоиерей Алексий Касатиков, настоятель храма во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Краснодара, духовник Научно-методического Миссионерского центра при Екатеринодарской и Кубанской епархии
7. Ответ на 5., Евгений Д:
6. Ответ на 5., Евгений Д:
5. Ответ от Преподобного Паисия Святогорца!!!
4. Ответ на 1., М.Яблоков:
3. Ответ на 1., М.Яблоков:
2. Не согласен
1. Re: Энтеогенная инженерия