Среди находок, собранных в г. Твери на размываемых берегах рр. Волги, Тверцы, Тьмаки, значительную группу составляют кресты с изображением св. муч.Никиты-бесогона.
Подобные находки известны в Старице и ее округе, а также в Ржеве, Торжке и Белом Городке.
В православной церковной истории есть несколько святых, имевших имя Никита: Никита-бесогон и Никита-мученик (Никита Готский) - первые христиане, подвергшиеся пыткам и смерти за Христа в Константинополе, а также Никита-столпник (который жил в 18 веке в России на верхушке столба).
До раскола церкви в 1666 году самым известным и почитаемым из них был Никита-бесогон. В больших количествах находят старинные крестики и различные произведения мелкой пластики, несущие изображение святого Никиты. Как узнать Никиту-бесогона? Он изображается с палкой или кандалами, зажатыми в руке, «побивающий беса».
Этот сюжет иллюстрирует один из эпизодов византийского
апокрифического жития святого Никиты, сына некоего царя Максимиана (Истрин
В.М., 1899). Став христианином, Никита вызвал крайнее неудовольствие
отца-язычника и после череды мучений был ввергнут в темницу, где к нему явился
бес, принявший ангельский облик. Бес начал уговаривать Никиту поклониться
языческим идолам и тем самым избежать новых мучений.
Никита усомнился в ангельской сущности
гостя, помолился Господу!, после чего к нему сошёл с небес архангел
Михаил и приказал подвергнуть ложного ангела испытанию. Никита схватил беса, наступил на него и
побил своими железными кандалами, вынудив его признаться в своей дьявольской
природе.
Когда царь снова вызвал его на допрос, святой за руку привёл беса с собой и показал отцу того, кто над ним властвует. А чтобы отец уверовал во Христа, Никита воскресил двух давно умерших супругов.
Но ничто не подействовало на Максимиана. И тогда весь город с царицею восстали против него. В этот день Никита крестил восемнадцать тысяч четыреста человек и вскоре упокоился в Боге.
В житии его сказано, что он помогает в учении, исцеляет, изгоняет бесов, освобождает от рабства, помогает покаяться в грехах и освободиться от прельщений дьявола.
С именем святого Никиты связаны две заклинательные молитвы, в которых проявилось отношение древнерусского человека к нему как к главному защитнику от демонов. Одна из них читается перед сном, другая приписывается самому Никите перед смертью.
Именно по причине своего охранительно-обережного характера иконографическая композиция «Никита, побивающий беса» была чрезвычайно популярна на Руси. Наиболее ранними её воплощениями являются рельеф на западном фасаде Дмитровского собора во Владимире (1197 г.) (куда по пророчествам сам Серафим Саровский приведёт грядущего русского православного царя для помазывания)
и двухсторонняя каменная иконка XIII в. с изображениями Николая Чудотворца и Никиты с бесом, предположительно новгородского происхождения (Николаева Т.В., 1983, табл. 14, 2, кат. № 68).
Как принято считать в настоящее время, наибольшее распространение, этот сюжет имел в XIV-XVI вв., когда композиция с Никитой и бесом стала во
множестве воспроизводиться на каменных и меднолитых иконках,
крестах-энколпионах, наперсных и нательных крестах и амулетах-змеевиках.
Краткий обзор вещественных источников и их осмысление можно найти в ряде
специальных работ, изданных начиная с 1890-х гг. (Четыркин И.Д, 1898; 1900;
Добрыкин Н.Г., 1900) и до настоящего времени (Ткаченко В.А., Хухарев В.В.,
1999, с. 68-79; Хухарев В.В., 1994, с. 210-215).
На произведениях металлопластики святой Никита Бесогон почти всегда представлен
с рукой, поднятой для удара. Избивает беса он то оковами, то палкой или
палицей, то вервием. Никита изображен то в короткой опоясанной одежде
туникообразного покроя и плаще, то в длинной одежде, напоминающей рясу, то в
воинском доспехе. Внешность Никиты тоже оказывается различной: он может быть
изображен и безбородым юношей, и зрелым бородатым мужем.
Различна и внешность беса: чаще всего он имеет антропоморфные черты, изредка -
зооморфные или даже орнитоморфные. Иногда в композицию включены архитектурные
элементы, символизирующие темницу, в которой заточен святой Никита.
До
90-х г. 14 в. на иконах и крестах преподобный Никита лупил беса в его обличии
(с рогами хвостом и т.д.).
Но что удивительно, согласно последним
археологическим раскопкам, проводимым в Рязанской области, были найдены
нательники, где вместо беса для битья был изображен треугольник - пирамида!
Напрашивается вывод, что
православные в конце 14, начале 15 в.в. четко представляли, откуда исходит зло
для русского народа и посредством культовой пластики (нательные кресты и
образки) пытались оградить себя от этого зла.
В Затверечьи (старый ремесленный район г.Твери, находящийся на р.Тверца) сохранился один из древнейших храмов в честь Никиты. Небезызвестный Афанасий Никитин отправился в путь за три моря от Никитского храма.
По
преданию, наперсный крест с двумя изображениями св. Никиты принадлежал Сергию
Радонежскому (хранился
впоследствии в Павло-Обнорском монастыре Вологодской губернии).
Память Никиты Бесогона праздновалась 15/28
сентября, в тот же день, что и память великомученика Никиты Готского,
военачальника-христианина, пострадавшего за веру от царя готов Афанариха (ок.
372 г.), поэтому еще в средние века события, изложенные в житиях обоих
мучеников, стали восприниматься как относящиеся к одному и тому же лицу.
После введения в 1720 г.
государственного управления русской православной церковью (через Синод) при
Петре I все святые подверглись цензуре. Апокрифическое житие Никиты (бесогона),
сына царя Максимиана, попало в список христианской литературы, запрещенной для
чтения, а имя Никиты Бесогона исчезло из церковного календаря. Пришло время восстановить его имя.
Его почитание было перенесено на великомученика Никиту Готского, а
иконографический сюжет с побиением беса стал достоянием старообрядцев и изредка
воспроизводился ими по старым образцам вплоть до XIX в. (Ткаченко В.А., Хухарев
В.В., 1999, с. 72-73, рис. 15-19).
** * **
Примечание
«Мучение Никиты» относится к апокрифическим переводным
житиям, или, вернее, мартириям («мартирий» - «мученичество») первых
христианских мучеников, погибших за веру. Память его отмечается церковью 15
(28) сентября.
Апокрифическое «Житие Никиты» включалось в Прологи (сборники кратких рассказов
о святых) и Четьи-Минеи, однако реже, чем каноническое Житие Никиты Готского.
Упоминание о «Мучении Никиты» встречается в индексе отреченных книг начиная с
XIV в. (Погодинский Номоканон, ГПБ, собр. Погодина, № 31), оно вошло в «Правило
69 Лаодикийского собора» наряду с «Обходами апостольскими», «Георгиевым
мучением». Славяно-русские списки индекса комментируют это сочинение: «Никитине
мучение, именующе его яко царев сын, еже не бысть тако» (Погодинский
Номоканон), «Никитине мучение, что сын царев Максимианов и беса мучил» (ГИМ,
Синод. собр., № 491, кон. XVI в.). В названиях некоторых списков самого
«Мучения» слова: «иже беса мучил» превратились в «иже бе сам мучил».
Славяно-русские списки «Мучения Никиты» известны с конца XV в. (ЦНБ УССР, собр.
Муз., IV, № 208, Минея 1489 г., список Афонского Хиландарского м-ря, № 75).
Перевод «Жития Никиты» осуществлен по изданию А. Н. Пыпина в «Памятниках
старинной русской литературы». Вып. 3. СПб., 1862, по списку начала XVI в. из
Румянцевского Торжественника № 436, РГБ, с привлечением греческих и славянских
списков, изданных В. М. Истриным (см. Истрин В. М. Апокрифическое мучение
Никиты. Одесса, 1898).
Пирамида масонов-иллюминатов-сатанистов в итоге
Молитвы Никите Бесогону - День памяти 15/28 сентября
Молитва первая
О великий страстотерпче Христов и чудотворче великомучениче Никито! Припадающе к святому и чудотворному образу твоему, подвиги же и чудеса твоя и многое сострадание твое к людем прославляюще, молим тя прилежно: яви нам смиренным и грешным святое и многомощное твое заступление, се бо грех ради наших не имамы свободы чад Божиих, еже о потребах наших Господа и Владыку нашего дерзновенно просити, но тебе молитвенника к нему благоприятнаго предлагаем и о твоем предстательстве взываем, испроси нам у Господа благопотребныя дары душам и телесем нашим, веру правую, спасения надежду несомненную, любовь же ко всем нелицемерную, во искушениих мужество, в злостраданиих терпение, в молитвах постоянство, душ и телес здравие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, житейских потреб довольство, мирное и благочестное на земли житие, христианскую жития кончину и добрый ответ на страшнем судище Христовом. Еще же, о страстотерпче Христов, у Царя Небеснаго испроси стране нашей Российстей мир, здравие и спасение, и на враги победу и одоление, благоустроение, тишину и благоденствие. Христолюбивому воинству буди соратай и помощник на враги и всем людем православным яви твое святое заступление: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози. Ей, угодниче Божий и мучениче долготерпеливый! Не забуди святую обитель твою и вся живущия в ней и подвизающияся инокини же и мирския, но поспеши им в смирении и терпении носити иго Христово и от всяких бед и искушений милостивне избави. Всех убо нас приведи в тихое пристанище спасения и наследники сподоби быти пресветлаго Царствия Христова святыми твоими молитвами, да славим и поем великия щедроты Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и покланяемаго Бога, и твое святое заступление во веки веков. Аминь.
Молитва вторая
О великий Христов страстотерпче Никито! Услыши молитву нас, грешных, и избави нас (имена) от всякия печали и находящия напасти, от внезапныя смерти и от всякаго зла: в час же разлучения души от тела отжени, страстотерпче, всякую лукавую мысль и лукавыя бесы, яко да приимет души наша с миром в место светло Христос Господь Бог наш, яко от Него очищение грехов, и Той есть спасение душ наших, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков.
Личное прошение
О великий страстотерпче Христов и чудотворче, великомучениче Никите! Услыши нас, молящихся тебе со слезами (имена), и умоли Христа Бога, да помилует нас и подаст (содержание прошения), да славим и поем великия щедроты Отца и Сына и Святаго Духа, и твое святое заступление, во веки веков. Аминь.
2. Описание иконок-привесок с Никитой и бесом в виде треугольника
1. Никита Бесогон с треугольнком вместо беса