19 сентября профессор богословия, руководитель информационно-просветительского Центра «Надежда» (Киев) Виктор Михайлович Чернышев, наш автор, встречает 60-летний юбилей. Редакция РНЛ поздравляет юбиляра, желает ему благоденствия на многая и благая лета! Публикуем беседу с Виктором Михайловичем.
Вы возглавляете информационно-просветительский центр «Надежда», деятельность которого направлена на помощь потерпевшим от воздействия деструктивных культов и сект. Центр работает всего лишь четыре года. Каковы Ваши наблюдения и, быть может, результаты совместных усилий лектора и слушателей? Необходим ли такой Центр и почему? Возможно ли приезжим проходить реабилитацию в Центре, или это доступно лишь киевлянам?
Центр, как я часто повторяю, - не пилюля от головной боли, а, скорее, гомеопатический препарат, действие которого направлено на профилактику заболевания, либо, если болезнь уже перешла в хроническую стадию, - лечение происходит незаметно, так как включаются защитные функции самого организма, а не воздействие химических, «внешних», не свойственных самому организму соединений. Противодействие сектантскому сознанию, в том числе, в православной среде, в полной мере можно назвать «борьбой», но это борьба не «против», а «за»: не против трагично заблуждающихся людей, а за тех, кто находится в опасности впасть в их губительные заблуждения, со всеми исходящими из этого печальными последствиями. И эта невидимая борьба вылилась на пространствах нашего Отечества в неприкрытую войну, где реально гибнут люди. А в пределах человеческой цивилизации - в военное противостояние в т.н. «горячих точках».
Сектантское сознание занимает совершенно особое место в общественных исторических преобразованиях: его корни в религиозности, а проявляет оно себя в социальной среде. Социологи и психологи способны дать определенную оценку тем или иным социальным проявлениям этой аномалии, как и произвести определенный анализ связанных с ней процессов психологического порядка. Сектантское сознание - это тупиковая ветвь на древе культурообразующих религиозных традиций, а поэтому его родословие может рассматривать только богословие, имеющее свой тысячелетний опыт. Эволюция сектантского сознания, особенно оккультно-мистической ориентации, привела к тому, что на его поверхность уже выходит то, что ранее было глубоко сокрыто - это тайная его агрессия, переходящая к решительным действиям, при этом в приспособленных для ее реализации в социальной среде формах.
Социология и психология рассматривают изменения на общественном и личном уровне с точки зрения права и морали, а богословие изучает их духовную первооснову. Но высокое и подлинное богословие оперирует непонятными для неподготовленного человека категориями. Поэтому, чтобы быть православным, надо иметь определенный уровень культуры. Тогда как «богословие», адаптированное к профанированному пониманию своих основ, вполне способно удовлетворить религиозные запросы «захожанина» в наш храм.
В нашем Центре кроме богословской, собственно просветительской деятельности - лекций, индивидуальных бесед - существует возможность реабилитационной составляющей: юридической экспертизы, журналистской поддержки в разных «форматах». Был у нас случай, связанный с переходом в жизнь вечную женщины, вступившей в секту Свидетелей Иеговы, но при рождении крещенной в Православии. Родственники пытались бороться за спасение души усопшей. Им это удалось, покойницу отпели по православному чину, но, как оказалось в дальнейшем, для них самих это стало губительным и эти православные, можно сказать воины, подверглись непростым жизненным испытаниям. Мы сейчас молимся о даровании им крепости духа, чтобы они сумели достойно пройти через эти испытания. Богословское наполнение работы Центра, безусловно, является доминирующим.
Мы надеемся получить для Центра помещение в экономическом корпусе Киево-Печерской Лавры, где ранее располагался кино-факультет института киноискусства им. Карпенко-Карого. Тогда работа Центра станет эффективнее и, быть может, заметнее, как это происходит в Москве и иных городах России. А тем временем наши занятия проходят каждую пятницу в 19 часов в 63-й корпус Киево-Печерской Лавры, рядом с памятником митрополиту Петру Могиле. Вход свободный для всех желающих сразиться за себя самого и «за други своя». Мы также проводим выездные лекции по приглашению епархий. В этом году, к примеру, в учебном заведении Александрийской епархии, в монастырях Бахчисарая в Крыму и Молченском в древнем Путивле, что совпало с проведением там пленэра живописцев. Имеем обширные планы и в епархиях в России, исторически связанных с древнерусскими знатными родами.
Как случилось, что Вы стали изучать еретические течения и сражаться с ними? Исторически эта задача разрешалась на государственном уровне, как это произошло в первом христианском государстве, созданном Константином Великим, чья мать Елена разыскала в Иерусалиме тот самый Крест на котором был распят Спаситель. Можно сказать, что с обретением «честного Креста» произошла реабилитация Христианства?
Создатель Византийской империи Константин Великий, 1700 лет назад издает Миланский эдикт о веротерпимости, призванный защитить христиан. Через 12 лет император созывает первый христианский собор в Никее, где происходит первое сражение с ересью Ария. А через год, в 326 году мать Константина, Елена, в 80-летнем возрасте организовала, говоря современным языком, археологическую экспедицию в Иерусалим, где и был обретен Крест Господень в доказательство истинности не только исторических событий - Распятия и Воскресения Иисуса Христа, но и в поддержку противников арианской ереси.
Что касается моего увлечения «еретическими течениями наших дней», то все объясняется довольно просто: в своё время никто не желал заниматься сектами. Эта ниша оставалась невостребованной, а попросту говоря место пустовало, потому досталось мне... Как оказалось - самое актуальное в текущий момент знание. На мой взгляд ни Прокуратуре, ни МВД не обойтись в обозримой перспективе без сектоведческой экспертизы в попытке обустройства нашего государства. В наследство от атеистического недавнего прошлого нам досталось не пересмотренное, несвязное и зачастую невнятное законодательство, являющееся «сокровищницей» для разного рода мошеннических групп, на самом деле этих самых деструктивных культов и тоталитарных сект. Наше государство представляется в исторической перспективе не чем иным как тоталитарным политическим сообществом, во главе которого после большевистского переворота 17-го стояли одиозные диктаторы, попросту говоря - политические авантюристы - узурпировавшие законную власть монарха. Позднее, за рухнувшим «железным занавесом» в страну ворвался мутный поток иных авантюристов: зарубежных проповедников, сектантских объединений и, конечно, деструктивных религиозных сект и сообществ. Духовное порабощение достигло апогея в конце лихих 90-ых, когда все кинотеатры (к тому времени уже ставшие нерентабельными), дома культуры, конференц-залы, читальни и библиотеки, а потом и стадионы - были захвачены духовными «рабовладельцами», наперебор предлагавшими свой залежавшийся на Западе «сэконд хэнд» (иеговисты, муниты, сайентологи, мормоны, белобратчики, оумовцы и им несть числа). Потекла сектантская литература в неизмеримых объемах, поэтому её раздавали просто даром на улицах сектантские эмиссары. Телеэфир заполнили Кашпировские, Чумаки и бабы Стефании. Началась духовная «коллапсация» общества. Православная церковь, ещё только оправившаяся от оков материалистической идеологии, конечно же, не могла противостоять такому натиску «пришельцев» с их туго набитыми кошельками и мощной идеологической поддержкой продажных чиновников. Например Муна, главу международной сектантской корпорации с женой, как дорогого и желанного гостя встречала в Кремле чета Горбачевых... Вся эта вакханалия от религии привела наше общество к хронической болезни - недоверию к культурообразующим историческим религиозным традициям, поскольку параллельно сектантами велась и активная работа по дискредитации Православия...
Это тоталитарное политическое сообщество рассыпалось на несколько не только политических образований, но на множество мелких групп, в структуре своей сохраняющих облик этого политического образования. Идентифицировать их, сразиться за души вовлеченных в преступную деятельность христиан или пострадавших от неё - задача нашего Центра. Так, с «духовного бодуна» Остапы Бендеры современности - вспомним лидера «Белого братства» товарища Кривоногова - создают нечто, что наши спецы-чиновники окрестили «религией». На самом деле это напоминает игру в шахматы того самого гроссмейстера товарища Бендера. Он слабо помнил как ходят фигуры, но уверенно передвигал их по доске. И все думали, что это очень оригинальная и утонченная защита... Хотя Остап проигрывал фигуру за фигурой. Нью-Васюковцы «всем миром», на самом деле всей толпой стремились разгадать - какую же уникальную защиту он готовит! Так и с главным «белобратчиком». С ним в начале 90-ых вдруг начинают дискутировать религиоведы, психологи, социологи, богословы, о нем создают кинофильмы, а он и сам не ожидал такого внимания к своей персоне, и весьма удивлялся, что его бредни - это оказывается какая-то очередная ересь, с которой боролись даже святые Отцы... И это очень поднимало его в собственных глазах. Так глупой головой чиновничьей братии главный «белобратчик» стал заметной фигурой на сектантском небосклоне в Украине.
Какова история возникновения сект в нашем дореволюционном христианском государстве? Что случилось с сектами в тоталитарной советской стране?
Увлечение «свободомыслием» началось в России с победы над Наполеоном. В 1813 году в доме князя Голицына состоялось открытие Российского Библейского общества, созданного по образцу Британского, появившегося в 1804 году. Целью Обществ было распространение Библии на разных языках среди всех христианских исповеданий. В России - на славянском языке, поскольку русского перевода Священного Писания в то время не было, а затем на языках народов, населяющих империю. Противники Общества - митрополит Серафим и президент Российской академии адмирал А.С.Шишков не желали примириться с тем, что распространение Библии осуществляет организация, куда входили в основном лютеране, кальвинисты, т.е. инославные светские люди. К 1824 году, благодаря усилиям, направленным в поддержку Православию, новым председателем Общества был назначен митрополит Серафим, представивший вскоре доклад императору о вреде Библейского общества. Последовал шаг в поддержку православия на высочайшем уровне - государь Александр Первый воплощает своё призвание послужить государству в облике старца и покидает мир... А через 4 месяца новый государь Николай Первый приостанавливает деятельность Общества, всех его отделений, комитетов, сотовариществ достигших к тому времени числа 289. Служение государя Александра Первого Православию в облике старца Феодора Кузьмича, ныне прославленного в лике святых Феодора Томского, сдерживало размах свободомыслия в России.
Но через 50 лет увлечение европейским сектантством возобновляется с приглашением в Петербург лорда Редстока, сына адмирала флота, сумевшего увлечь своим лжеучением первых последователей: гвардии полковника Пашкова, графов Бобринского и Корфа, княгинь Ливен и Гагариной. Началась так называемая баптистская миссия лорда. Писатель Лесков охарактеризовал миссионера так: «У него было всё, чтобы быть самым непривлекательным проповедником: копотливость и мешковатость!» Тем не менее он сумел получить таких последователей как богатый полковник Василий Александрович Пашков, приступивший совместно с княгиней Гагариной к ходатайству об учреждении Общества духовно-нравственного чтения. Деятельность Общества заключалась в издании духовно-нравственной литературы сектантской направленности и её распространение. В записке обер-прокурора Святейшего Синода Победоносцева указывалось, что тринадцать пудов сектантской литературы поступило в Таврическую губернию к новоменнонитскому пастору, а пресвитеру евангелической общины новомолокан-захаровцев в Поволжье прислано почти двадцать пудов книг и брошюр. После отъезда Редстока из России новосозданную «салонную» секту баптистов возглавил Пашков, поэтому в народе это движение стало называться «пашковщиной».
В 1880 году Победоносцев обер-прокурор Святейшего правительственного Синода, учрежденного Петром Первым вместо патриаршей духовной власти, представил на рассмотрение высочайшего имени записку с приложением мер пресечения проповеднической деятельности Пашкова и его соратников. «Тем он и опасен - писал Победоносцев - что завозит с севера, из столицы, из среды высшего сословия и правительственной интеллигенции новый раскол навстречу идущей с юго-запада штунде (южному баптизму), возникшей в среде крестьянского населения.» Последовало в 1884 году повеление государя о закрытии Общества и принятию мер к прекращению дальнейшего распространения учения Пашкова в России, а ему самому предписано немедленно и навсегда покинуть Россию. Также изгнан граф Корф, покинувший Царское Село, где проживал вместе с семьей. Собрания продолжились в доме графини Ливен, дочери церемониймейстера двора. Одним из мест собраний «пашковцев» служила подвальная комната кучера начальника главного жандармского управления графа Шувалова.
Ересь распространялась в разных губерниях, но сектантские эмиссары стали осторожнее. К примеру в селе Серьгиевском Тульской губернии проповедовала Евангелие княгиня Гагарина. Что касается распространения южного баптизма - штунды - путь этой ветви пролегал через современную Украину, распространялся через немецких колонистов, заселявших юг нынешней Украины согласно манифесту императрицы Екатерины о заселении земель, отвоёванных в результате русско-турецкой войны. Это была, к сожалению, та закваска, которая приводила многих к разочарованию и полному безверию. Когда от сектантства началось повальное увлечение политикой, причём политикой радикальной... А уже через тридцать лет грянула революция: вначале революция 1905 года, а затем революция-катастрофа 1917-го, полностью переменившая сознание... Многие из наших современников до сих пор не поняли, что кровавая вакханалия, развязанная Лениными, Троцкими, Свердловыми и иже с ними - это лишь следствие отступления нашего народа от Православия.
Каково было общее духовное состояние нашего общества и отдельной личности в советское время, с чьим наследием Центру «Надежда» сейчас приходится сражаться?
Практически не было семьи, в которой среди родственников не нашлось хотя бы одного праведника и молитвенника за весь род. Очень часто именно в дворянских семьях кто-то становился монахом, игуменом, избирался архиереем. Даже в среде неверующей интеллигенции основные понятия нравственно допустимого и недопустимого, приличного и неприличного, жестокого и милосердного, доброго и злого были построены на общехристианских началах. В своём подавляющем большинстве люди в той или иной степени находились под защитой благодати Св. Духа. Вспоминая всё это, можно сказать о духовном состоянии общества в течение 70-летнего «вавилонского плена» лишенного христианской веры, церковных Таинств, знания истинного смысла жизни, высочайших нравственных заповедей. Уже четыре поколения потомков когда-то православных народов родились и воспитаны в антирелигиозной атмосфере. Многие советские люди не были даже крещены... Кто может защитить этих людей, например, от прямого бесовселения? Кто может сохранить детей, рожденных родителями-атеистами, чьи души несут страшную тяжесть смертных грехов отречения от Христа? Есть немало семей, на которых лежит бремя ещё более страшных грехов предков-богоборцев. Это те люди, предки которых разрушали храмы, жгли иконы, оскверняли святыни, вели атеистическую пропаганду, работали в секретных отделах ЧК-НКВД, созданных специально для борьбы с Церковью. Это те люди, чьи предки были сексотами в этих «органах», жестоко обращались с заключенными в тюрьмах и лагерях, писали доносы, богохульствовали, участвовали в расстрелах «врагов советской власти», в раскулачивании крестьян, в «продразвёрстках» и других репрессиях и карательных акциях против народов России. Новая власть ставила перед собой задачу полного уничтожения всех наиболее ревностных христиан, а также тех, кто по той или иной причине мог быть недоволен новой властью. Истребление лучших представителей империи было главнейшей задачей. Они, эти лучшие, не должны были оставить потомства, поэтому были обречены на уничтожение. Кого же оставляли в живых? Чаще всего тех, кто молчаливо пресмыкался перед тиранией кровавого антихристианского режима, людей равнодушных к вере и готовых из страха за свою жизнь написать донос на любого из ближних; оставляли трусов, лицемеров и конформистов. Разве это не могло остаться без последствий для всего общества? Разве Сам Творец, давая заповеда Синайского законодательства не сказал: «Я, Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои (Исх. 20 : 5, 6). Важно понять, что не только атеистически или равнодушно настроенная часть нынешнего общества, но даже пришедшие за 15 лет к Православию люди, существенно отличаются от людей дореволюционного поколения - старых русских. Многие наши современники приходят в Церковь, не имея представления об этих нравственных основах, а зачастую - уже духовно больными. Конечно, благодать Божия многое врачует - но человек должен дать возможность ей действовать: понимая свою поврежденность и немощь, смиренно просить Господа о помощи, а не стремиться учить других.
И еще хочется добавить, что пока, как пел наш православный бард Игорь Тальков, упырь с главной площади страны не будет убран - страна не сможет уйти от многих проблем. Это проблема мистическая. Именно мавзолеем наказал Бог Ленина. Он висит между небом и землей - злой гений нашей страны - он не закопан и, даже, не кремирован, благодаря этой человеконенавистнической идеологии, носителями которой являются коммунисты. Не случайно А.И.Солженицын в своем «Раковом корпусе» писал, что коммунизм - это раковая опухоль в истории развития человечества. Если нацисты ненавидели по расовому принципу, то коммунисты - по классовому. Но те и другие человечество ненавидят. А дьяволу все равно кого и за что ты ненавидишь - лишь бы не грех. Носители этой идеологии до сих пор насмерть стоят против захоронения или кремации своего кумира, своего идола.
Ваш «обоюдоострый меч» не утратил ли остроты в сражении «за»? И все-таки Ваше сражение больше похоже на служение, как и подобает богослову.
Мало кому известно, что моя первая книжка называется «Меч обоюдоострый». В прошлом году вышел из печати вторым изданием «Катехизис». Приятно, что в Украине в издательстве Голосеевской обители. Надеюсь и пособие по русскому языку и словесности будет востребовано, ведь по первому образования я филолог. Сегодня большое число интеллигентных людей приходит в наши храмы. Многие из них склонны к тому, чтобы, придя в храм, привнести и свое понимание церковной традиции: как им «хочется», как им «видится», как, с их точки зрения, будет «правильнее»... Откуда эту «правильность» они почерпнули? Верующий неофит буквально все, что слышит и видит в храмах, принимает за истину в последней инстанции - мол, то, что говорят церковные люди, и есть собственно Православие в чистом виде. Также и книга: если продается в храме, значит - какое сомнение? Ведь она издана по благословению епископа или даже архиепископа, следовательно, она всецело православная. А случаев фальсификации сегодня немало - когда на книге значится «по благословению архиепископа такого-то», а сам он и в глаза этот опус не видел. В любом случае, православному следует помнить, что люди - это только люди, и каждый из нас не свободен от предубеждений, интерпретаций, собственных представлений о том, что хорошо, а что не очень хорошо. Единственным критерием истины здесь может быть только мнение Церкви, выразителем которого является священнослужитель, а не бабушка, псевдостарец, «прозорливец» и т.п.
Вот пример. Не так давно мне на руки знакомые верующие дали почитать как-будто бы православную книжицу под названием «Фортепианное Евангелие Марии Вениаминовны Юдиной» некоего блаженного Иоанна. Дома ее внимательно пролистал. Нисколько не ставя под сомнение большой авторитет самой Марии Вениаминовны Юдиной, ее творческий талант и уникальный дар музыканта, хотелось бы сказать несколько слов о самом эссе «Фортепианное Евангелие...» (Изд. Мир Софии, 2010) -»архиепископа» Иоанна Береславского, присвоившего себе попутно и титул «блаженного». Собственно, авторство, указанное на обложке, так и звучит - «блаженный Иоанн. Не больше, не меньше.Но «блаженный Иоанн» - Вениамин Яковлевич Янкельман - достаточно известная и одиозная фигура, поскольку он является основателем крупнейшей секты в России - «Богородичного центра». В свое время (примерно в 70-х гг.) он находился под духовным влиянием некой «почаевской старицы Ефросиньюшки», которая под конец жизни обьявила себя четвертой ипостасью Святой Троицы и предрекла свое воскресение на 40-й день.Сегодня Береславский регулярно «общается» с Божьей Матерью, которая, чкобы, диктует ему свои откровения. Он постоянно слышит ее голос, а она является ему в виде серого облачного тела. Таких «откровений» уже собралось свыше 20-ти томов.Свой «Богородичный центр» Береславский провозгласил единственно истинной Православной Церквью, и что сам он легитимный катакомбный иерарх, якобы получивший посвящение от секачевской ветви ИПЦ (Истинно- православная церковь).Но, по большому счету, сейчас разговор даже не о «блаженстве» Янкельмана. Своим очевидным самосвятством он бросает тень на уважаемого человека, издав книжицу, где в своей манере своеобразного литературного жанра вводит нью-эйджеровские словечки, термины, т.н. «береславский новояз», понятный только самому автору. Одним словом, автор пытается убедить читателя, что такой известный человек, как Мария Вениаминовна Юдина имеет непосредственное отношение к церковным самозванцам, одним из которых Береславский и является. Не удивительно, что в очередном опусе «владыки» Иоанна может появиться посыл на то, что среди его тайных учеников и последователей был академик Андрей Сахаров, или А.И.Солженицын, поэт А.Вознесенский и т.п. Безусловно одно - Береславский элементарно может выдавать желаемое за действительное - такова уж его психология. Тут удивляться нечему. Ему это можно как психически нездоровому человеку и простить (по информации известного в России сектоведа Александра Дворкина, этот человек имеет II группу инвалидности по шизофрении.)
Подобным же образом можно сегодня говорить и о крупнейшей сектантской структуре - т.н. УПЦ КП, которая позиционирует себя как «национальну церкву України», которая трансформировалась из Православного раскола в экклезиологическую ересь. Ибо говорить о законном благодатном и легитимном священноначалии в КП - не приходится. Данная группа, сколь бы масштабна она ни была, не признаётся ни одной Православной автокефальной Церковью. Поэтому Православная Церковь УПЦ глубоко сожалеет о содеянном расколе лже-патриарха и всегда готова с материнской любовью принять её заблудших чад в своё лоно.
Но ведь есть не только жестко структурированные секты - мы видим массу экстрасенсов, гадалок, биоэнергетиков... Включаете ли Вы все это оккультное скопище в идеологическое поле сектантства?
Те глубинные социокультурные изменения, которые произошли со сменой политической парадигмы в конце 80-ых годов, привели к деформациям сложившегося за годы советской власти общественного менталитета. А резкий слом устоявшегося атеистического мировоззрения привел к непривычной для нас идеологической дезориентации, оживил потенциальный интерес к духовным ценностям. Для многих людей крушение старого мировозрения стало стрессовым обстоятельством, а из-за психологического надлома, потери смысловых ориентаций, неуверенности в завтрашнем дне, духовной опустошенности - к религии, теперь уже не осуждаемой, потянулись многие в Украине. Люди искали надёжный якорь, который помог бы им прикрепиться к чему-то в этой бурной жизни. Именно к этому времени относится обрушившийся на общественное сознание поток самых противоречивых, но неизменно сенсационных сообщений о белой и черной магии, оккультизме, шаманизме, астральных воздействиях, сверхестественных событиях, о жизни «за гранью реальности» и т.д. Эта мистика подкреплялась навязчивыми рекламными предложениями «закодировать» и «раскодировать», снять проклятье, распознать тайны своей судьбы с помощью «ученых» астрологов и хиромантов. Тогда же стали регулярно практиковаться телешоу с магическими целителями, посетителями внеземных цивилизаций, реципиентами космических энергий - и всему этому придавался наукообразный вид. Такая ежедневная загрузка сознания через информационные каналы стала причиной формирования нового качества общественного менталитета, который отныне стал «научно-мистическим», сочетающим в себе не сочетающееся. Как известно, спрос рождает предложение. Изменение общественного менталитета, которое привело к спросу на научную мистику, породило целую армию самозваных магов-целителей. Тогда же появилось множество и неоязыческих организаций, носящих социально- опасных характер: Дети Сварога, Волки Луны, Партия духовного ведического социализма, Центр Святогор, РУНвира, Арийская Языческая община Сать-Веды, адепты Карлоса Кастанеды, секта Млада и др. Безусловно, всё это поле нью-эйдж является прерогативой нашего исследования.
Беседовала Неонилла Пасичник
2013-2015 Киев-Львов