Хотелось бы начать обзор сентябрьского номера газеты «Православный Санкт-Петербург» не с первой полосы, как мы делаем обычно, а с пятой, которая практически целиком отдана материалу Ивана Душенова «ВОЙНА КАК ФАКТОР ОЧИЩЕНИЯ». Обратите внимание на имя автора - не Константин Душенов, которого все православные знают как замечательного публициста, борца за Церковь и Россию, а Иван Душенов, его сын, - журналист, человек, которому не исполнилось ещё 20 лет. Тем не менее, он вот уже несколько раз посещал героическую Новороссию, не боясь проникать в самые горячие точки этой земли. Сегодняшний его материал, написанный специально для нашей газеты, как раз и посвящён Новороссии. Иван пишет в частности: «Несомненно, война имеет очищающий фактор и призвана изменить общество, исправить его и наставить на Путь Истинный. И дело даже не в смертельной опасности (кстати, в этот раз я чудом избежал смерти, уехав с автобусной остановки на такси, не дождавшись автобуса, за три минуты до того, как возле неё ударил снаряд РСЗО). Думаю, православные люди знают, что христианину положено жить так, как будто каждый миг в его жизни - последний. Как будто прямо сейчас придется держать ответ перед Господом нашим Иисусом Христом за свою земную жизнь. Но у всех ли у нас это получается? И получается ли это вообще у кого-нибудь? Конечно, безгрешных людей не бывает, но моё второе пребывание на Донбассе, по милости Божьей, даровало мне возможность хоть немножко пожить по-христиански. Потому что любая свободная минута, выдавшаяся там, заполнялась молитвой. Сердце несказанно чему-то радовалось, а перед совершением многих повседневных, ставших уже нормой грехов приходилось десять раз подумать и, слава Тебе, Господи, воздерживаться!»
«Война как фактор очищения» - этим словам юного журналиста вторит маститый учёный, прославленный петербургский историк И.Я. Фроянов. В своём интервью, озаглавленном «Война и Мiр», он утверждает:
- Да, война является средством к сплочению народа, - но не единственным средством. Устройство человеческого общежития подчиняется двум началам: началу индивидуальному и началу коллективному. Разумное сочетание этих двух сил обезпечивает существование того или иного народа. В каждом этносе непрерывно идёт своеобразное соревнование между частным интересом и интересом общества, - и когда верх берёт индивидуальный интерес, тогда общество раскалывается на малосвязанные друг с другом единицы. И при длительном существовании такой модели общество неизбежно подходит к опасной черте, за которой уже нет возврата. Чтобы спастись, необходимо дать движение коллективам и объединению. Это порою происходит стихийно: индивидуальность приземляется, а выход получает коллективизм и коллективный интерес, - таким образом выравнивается историческое бытие народа. И война вполне может стать средством к спасительному сплочению людей. Вопрос заключается лишь в том, в какой именно момент война приходит в наш дом. Если дробление общества зашло уже слишком далеко, то мы не сможем не ощутить привкус смертельной горечи... Но если стремление к объединению присутствует - пусть даже пока в малой степени, - бой с общим противником поможет народу сплотить ряды и вновь почувствовать свою силу.
Вопросы войны и мира всегда затрагивали самую сущность нравственного закона человеческого общества. О том, что такое этот нравственный закон рассуждает сегодня известный петербургский священник, клирик Троицкого Измайловского собора протоирей Константин Пархоменко. В своём интервью «ПО ВЕРЕ ВАШЕЙ ДА БУДЕТ ВАМ?», о. Константин говорит:
- Выяснилось, что для всех людей мира, независимо от их веры или неверия, есть нравственный закон - все ответили, что придут на помощь бедствующим, что не смогут причинить вред ближнему. Просто для христиан нравственный закон - это лишь отправная точка, и каждый православный должен его перерасти, дорасти до закона Божиего. А если ты его не перерос, не двигаешься дальше, с тебя за это спросится. Но даже согласно нравственному закону нельзя мучить и убивать людей. Поэтому на вопрос: «Как Господь будет судить неверующего фашиста?» - ответ простой: «Ему был дан нравственный закон, который этот фашист преступил. И ссылки на то, что его, мол, одурманили фашистской идеологией, не помогут. Он знал, что причинять страдания, убивать - нельзя!».
В этом номере читатель не найдёт традиционной былинки Александра Ракова. Вместо этого в газете помещён рассказ о новой книге Александра Григорьевича «Монашеское царство». О ней говорит кандидат искусствоведения, доцент Института Истории в СПб, О.Б. Сокурова в своей рецензии «ВРАЧЕВАНИЕ ЛЮБОВЬЮ»:
- В далеком уже 2002 году сюда, в Пюхтицкий монастырь, на святую Журавлиную гору и обратно, полетели письма: между редактором «Православного Санкт-Петербурга» и монахиней Н. завязался оживлённый обмен мыслями, духовными впечатлениями, жизненным опытом. Контрастными представляются не только условия жизни, но и характеры участников переписки. «Я человек стремительный», «я нетерпим и нетерпелив», «опять буду стены головой проламывать», - так с подкупающей откровенностью свидетельствует о себе сам А. Г. Раков. Монахиня Н., напротив, готова к безконечному благодушному терпению и бережному вниманию.
Один рассказывает едва ли не в каждом письме о своих болезнях и неурядицах, другая, если и упоминает о личных проблемах, то в основном о духовных, и всегда в покаянном ключе. Она сосредоточена не на себе, а на «бедном Ракушке», и готова страдать вместе с ним, подбадривать в трудную минуту, оказывать всяческую дружескую поддержку.
Один в своей горячности торопится предсказать, предугадать реакцию собеседника, что-то додумать за него. Другая не настаивает на своей проницательности, а смиренно признаёт: «Вообще мы всё поймем только на том свете, а на этом - помоги нам всем, Господи!»