По старой Кирилловской

Путевые очерки. Часть 9

Новости Москвы 
0
461
Время на чтение 15 минут

 

 

Спас-Камень

 

... Идёшь ли, едешь ли по старой Кирилловской дороге от деревушки к деревушке, от церковки до церковки, вдоль синего Кубенского озера - всё Россия, всё Русь корневая... Когда зазвучала на нашей земле русская речь? Когда облюбовал для жизни и труда эти края русский язык, то есть народ? Бог знает... Археологические же раскопки говорят, что уже и тысячу лет назад здесь, рядом с финно-угорской «весью» жили славяне. Так же как и нынешние жители этих мест, они сеяли и выращивали ячмень, овёс и лён, ловили рыбу, украшали свои жилища, пели песни...

В этих краях, в сёлах Кубенском, Несвойском и окрестных деревнях собирал песни, потешки, пословицы и поговорки известный русский фольклорист Н. А. Иваницкий (1847 - 1899). (он одним из первых отметил появление в народе частушки).

Вот для примера зачин одной из песен из собрания Н. А. Иваницкого:

Высоко под облачком летает сокол,

Белая лебёдушка повыше его.

Сокол у лебёдушки выспрашивает:

«Где же ты, лебёдушка белая, была?..»

Так и вспоминается «Соколонька» современной русской поэтессы Ольги Фокиной:

Был у меня соколонька

Светел да ясноглаз,

Там, где другому полынья,

Этому - мост и наст,

Там, где другому горюшко,

Этому трын-трава,

Был у меня соколонька,

Светлая голова...

А вот ещё несколько строчек из собрания Иваницкого:

Ты, товарищ братец мой,

Не поедешь ли сего лета домой?

Скажи девушке нижающий поклон,

Не ждала бы сего лета домой.

Сего лета да холодныя зимы.

Замерзали все болота и ручьи,

Становились быстры реки глубоки,

Нельзя молодцу ко девушке пройти...

И будто ответом на старинную песню звучат нынешние кубенские частушки:

Я сегодня рано встала

И садилась на кровать.

Только глазки открывала,

Начинала тосковать.

 

Скоро-скоро снег растает,

Потечёт с горы вода,

Поодумается дроля,

Пожалеет и меня.

 

Я не верила - пришёл!

Не верила - а подошёл!

Я не верила тому,

Что негде взяться милому.

 

... О многом передумаешь в дороге. Тем более, когда идёшь-едешь по такому древнему пути, как «старая Кирилловская». Вот миновали уже Кубенское, Песочное, впереди Воздвиженье... А справа всё озеро, а в озере в хорошую погоду всегда виден белый кораблик Спас-Камня...

Крохотный островок, на котором когда-то появился монастырь, оставивший глубокий след в истории России, потом разорённый, а ныне возрождающийся.

 


 

 

Спас-Камень

 

Однажды, давно уже, мы плыли к Спас-Камню на моторке. Посреди озера мотор заглох. Пока хозяин лодки возился с мотором, я сел за вёсла... А тут и ветерок подул, разгоняя волну вдоль озера. Уже и не по себе было...

- Смотри, смотри!.. - жена подаёт мне бинокль. Не вижу ничего -только волнистая рябь воды... Убираю от глаз бинокль. Как уплотнение тумана, что-то ещё нечёткое, неясное кажется мне впереди. И я всматриваюсь туда... А как всматривались, наверное, сотни лет назад, со своих лодчонок и судов, застигнутые разыгравшимися волнами посреди озера, наши предки. И ждали спасительного Спас-Камня. Сам этот каменный остров - спаситель в земной жизни, но Спас - это, прежде всего, Спаситель душ наших... И я уже вижу свечу колокольни над черной полоской суши. Она всё приближается - и виден уже каменистый, почему-то розово-красный берег и купол в золотых звёздах, и крест над куполом. И уже различимы руины порушенных святынь и деревянная часовенка... Я опять берусь за весла, и мы причаливаем...

Здесь бывали Великие князья. Здесь жил и трудился великий книжник своего времени Паисий Ярославов. Значение трудов Паисия Ярославова велико и для всей России, а для Кубеноозерья оно огромно. Здесь, на Спас-Камне, была одна из крупнейших в средневековой Руси библиотек, именно здесь, в стенах монастыря, омываемых волнами Кубенского озера, слышали крестьяне береговых деревенек книжное слово, видели саму книгу...

В «книгохранительной палате» Спасо-Каменного монастыря даже после опустошительного пожара 1472 г., по переписи 1670 г., хранилось 364 книги, из них только 66 книг были печатные. Среди древних письменных памятников 6 книг были «на харатье», то есть на пергаменте.

Именно Паисий Ярославов написал «Сказание о Спасо-Каменном монастыре». Но сначала давайте вспомним, кто такой был сам Паисий...

Паисий Ярославов (ум. 22 или 23 XII 1501)

Игумен Троице-Сергиева монастыря, автор Сказания о Спасо-Каменном монастыре, пострижеником которого он был. Учеником Паисия Ярославова был великого русский святой Нил Сорский.

Кроме своей литературной и церковной деятельности, Паисий Ярославов известен как видный политический деятель своего времени.

Когда в 1446 г. изгнанный из Москвы Шемякой Василий II Васильевич Темный приплывал в Спасо-Каменный монастырь молиться о возвращении ему великого княжения Московского, он мог встретить и узнать там Паисия. С Паисием тогда же мог сблизиться его сын, пятнадцатилетний Иван III Ва­сильевич, который в 1452 г. еще раз посетил монастырь после карательной экспедиции в земли Шемяки. Во всяком случае, став великим князем, Иван III выказывал Паисию свое уважение, в частности, просил его крестить своего сына Василия III (1479 г.). О том, что Паисий был «приемник великого князя Василия от святыя купели», известно из «Письма о нелюбках». Это Письмо говорит также, что старцев Паисия и Нила «князь великий держал в чести в велице». В 1479 г. Паисий стал игуменом Троице-Сергиевой лавры, но уже в 1481 г. отказался от игуменства и, вероятнее всего, вернулся в Спасо-Каменный монастырь, незадолго до того погоревший, и именно тогда написал о нем последнее известие в Сказании, о построении каменной церкви (датировано как раз 1481 г.). В 1484 г. Паисий снова был в Москве, где великий князь Иван III Васильевич тщетно уговаривал его занять место вызвавшего княжеское неудовольствие митрополита Геронтия. В 1490 г. Паисий Ярославов и Нил Сорский, учитель и ученик, участвовали в соборе против «жидовская мудрствующих» новгородско-московских еретиков в Москве.

Умер Паисий в Москве, по одним данным, «в лето 7010 декабря 23 в четверток в час дни», по другим - «Паисей преставися месяца декабря 22 в четверток на втором часу дни или на 3-ем, десятаго лета». Более точной из этих записей считается первая, так как 22 декабря в 1501 г. было не четвергом, а средою.

Сказание Паисия о Спасо-Каменном монастыре известно, по крайней мере, в шестнадцати списках 16 - 18 вв. Сказание изобилует хронологическими неточностями. По-видимому, составитель использовал не только письменные источники, но также устные монастырские предания и собственную память.

Сказание является ценным источником сведений по истории Спасо-Каменного монастыря, а также по истории монастырской колонизации и христианизации Вологодского края; оно содержит сведения (легендарного характера), объясняющие некоторые топонимы Вологодской земли.

 


 

Вид Спасо-Каменного монастыря, деталь иконы «Преподобный Иоасаф Каменский в житии» (18 в.).

 

СКАЗАНИЕ О НАЧАЛЕ КАМЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ, ЧТО СТОИТ НА КУБЕНСКОМ ОЗЕРЕ,

И О ПЕРВОНАЧАЛЬНИКАХ ЕГО, - ПРИСНОПАМЯТНЫЙ СТАРЕЦ ПАИСИЙ ЯРОСЛАВОВ НАПИСАЛ ПОСЛЕ ПОЖАРА КАМЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ, ИЗ СТАРЫХ КНИГ СОБРАЛ

 

В 6849 (1341) году при великом князе Иване Даниловиче князь Глеб Борисович, внук князя Константина Ростовского, Всеволодовича, пошёл на Белое озеро в свою вотчину, и из Белого озера пошел к городу Устюгу в судах рекой Порозобицею в Кубенское озеро. И стоял в судах у озера десять дней из-за волнения великих волн на озере. На том месте стоит церковь Антония Великого, где князь стоял.

Когда же волны успокоились, князь пошел по великому озеру. И когда был на Карачёвской пучине, промыслом Божиим поднялась большая туча с западной стороны с великим ветром, с громом и молниями, так что княжьи суда начали покрываться волнами. Князь же стал молиться Богу со всеми своими людьми, чтобы Он избавил его от такой беды, захватившей его, и обещал поставить церковь во имя того святого, в чей день его принесёт к берегу, и монастырь устроить.

Изволением же Божиим принесло его к острову, называемому Каменным, августа в 6 день. А на том острове проживали иноки пустынножители, состарившиеся за много лет в подвигах духовных. Число же их было двадцать три. А церкви у них не было из-за скудости их имущества и из-за нападений неверных людей. Ибо тогда ещё не все приняли святое крещение, но множество неверных людей жило у великого Кубенского озера по берегам. Был у них только молитвенный храм, то есть часовня, и, там собираясь, иноки молитвы воссылали Богу втайне.

Князь же пристал к Каменному острову и увидел, что по устроению Божию это произошло. И пожелал исполнить свой обет, что обещал Господу Богу, повелел поставить деревянную церковь во имя Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, славного Его Преображения. И украсил её иконами и книгами, и монастырь устроил, и старейшинство в том монастыре вручил богобоязненному старцу, именем Феодору, - строить тот монастырь, и дал довольную милостыню на строение того монастыря. И с тех пор монастырь прозвался Каменным.

И оттуда пошел князь по Кубенскому озеру к великой реке Сухоне, что течет из Кубенского озера в Студеное море-океан, впадая в него своим устьем от начала мира. И пришёл к полуострову Кривой Луке, вокруг которого - около двух поприщ; а поперёк - как бросить камнем. Князь же перекопал, и потекла тем рвом великая река Сухона. И крест поставил там. И с тех пор называется Княже-Глебова прость. И оттуда пошел к реке Вологде, и там также перекопал и крест поставил. И с тех пор также называется Глебова прость и до сего дня.

 

О ИГУМЕНЕ ДИОНИСИИ ЦАРЕГРАДСКОМ

 

Спустя же многие годы, в правление великого князя Димитрия Ивановича Донского, пришёл некий старец из Царьграда в Москву, пострижение имевший в Святой Горе, именем Дионисий. Князь же великий принял его с великой честью и повелел дать ему келью у святого Богоявления в Москве. В то же время пришли старцы Каменского монастыря к великому князю просить игумена себе на Каменное. Князь же великий дал им игуменом этого старца Дионисия, пришедшего со Святой Горы. И он стал первым игуменом на Каменном, и прожил в игуменстве довольно лет, тело своё изнуряя постом и молитвами и всякие пути добродетели проходя. И стекались к нему отовсюду люди, желая жить с ним, подражая его доброй воле. И собралось множество братии. И он украсил церковь и иконами, и книгами, и всякими красотами, и передал монастырю устав Святой Горы. И распространялась великая слава о нём повсюду, даже до самодержца.

 

О ПРЕПОДОБНОМ ДИОНИСИИ ГЛУШИЦКОМ

 

Пришёл некий юноша именем Димитрий из города, называемого Вологда, и стал молить Дионисия со слезами, дабы его постриг. Игумен же, видя его прилежное моление, постриг его и нарёк ему имя Дионисий, и отдал его духовному старцу - научить его иноческому житию. И он прожил в послушании девять лет в посте, в молитвах и слезах, не изменяя своего правила. А потом благословился у игумена безмолвствовать наедине. Игумен же Дионисий благословил ученика своего и отпустил его. Он же, обходя вокруг Кубенского озера, ища, где бы ему найти подходящее место, и пришёл в место, называемое Святая Лука, и там нашёл запустевший общежительный монастырь, и церковь там упала, не оберегаемая никем. Церковь же та называлась прежде "Евангелист Лука". И потому всё то место зовётся Святая Лука. Дионисий же на том месте устроил монастырь и поставил церковь во имя Чудотворца Николы, которая существует и доныне. Сам же отошёл поприщ на пятнадцать и там монастырь поставил во имя Пречистой Богородицы, славного Её Покрова.

 

ОБ АЛЕКСАНДРОВОЙ ПУСТЫНИ, ЧТО НА КУШТЕ

 

Потом пришёл на Каменное в монастырь к игумену Дионисию некий юноша именем Алексей из города, называемого Вологда, и молит его одеть во иноческий образ. Игумен же не презрел его моление и повелел одеть его в иноческий образ. Нарек его Александром и отдал старцу благоговейному научить иноческим делам. И он много лет прожил в послушании. Прочее же после скажем об Александре.

 

О ВОЗВЕДЕНИИ НА ЕПИСКОПСТВО ИГУМЕНА КАМЕНСКОГО ДИОНИСИЯ В ГОРОД РОСТОВ

 

В 6900 (1392) году великий князь Василий Дмитриевич, сын Донского, вспомнил о Дионисии, игумене Каменского монастыря, и понудил его восприять Ростовскую епископию. И тот, не имея возможности ослушаться самодержца и священного собора, принимает Ростовскую епископию и поставляется рукоположением Фотия, митрополита всея Руси.

А в то время в Ростове и окрестных городах и весях был мор на людей. Владыка же Дионисий, придя в город Ростов со всем освященным собором, отпев молебен и воду освятив, окропил людей. И с того времени прекратилась у людей смертоносная язва.

На место же своё он поставил своего ученика, Иллариона именем, мужа добродетельного, того же монастыря постриженика. В Ростове же прежде него был епископ Григорий, и преставился.

 

ОБ ИГУМЕНЕ ДИОНИСИИ ГЛУШИЦКОМ

 

Во время правления престолом города Ростова епископа Дионисия пришёл к нему вышеупомянутый ученик его Дионисий принять благословение. Епископ же, поучив его духовно, благословил его и дал ему икону Пречистой Богородицы с предвечным Младенцем и иную утварь, каковая потребна в церкви, и отпустил его с миром.

После этого пришёл к нему из Каменного монастыря вышеупомянутый ученик его Александр, прося у него благословения, желая создать обитель на реке Куште на краю Кубенского озера. Епископ же Дионисий, духовно поучив его, благословил его и дал ему всё потребное для устроения пустыни. Александр же, приняв благословение, ушёл. И начал он строить пустынь, и много лет пожил в ней, и преставился к вечным обителям. И положено было тело его в той же пустыни на Куште. И по смерти его много исцелений бывает у гроба его у приходящих с верою. Место же то называется Александрова пустынь.

Преставился епископ Дионисий в 6903 (1396) году октября в 18 день, при великом князе Василии Дмитриевиче, сыне Донского. И положено было тело его в церкви Святой Богородицы в Ростове. Этот Дионисий был первым епископом из Заволжской земли.

В 6955 (1447) году из-за наших грехов князь Дмитрий Шемяка, Юрьевич, изменил крестное целование великому князю Василию Васильевичу и благоверной княгине Марье и детям их, свел великого князя с великого княжения Московского и дал ему Вологду. И немного побыв в Вологде, приходил князь на Каменное в монастырь молиться, со своей великой княгиней и с детьми своими, и братию кормил, и милостыню дал обильную. Игуменом же был тогда Евфимий на Каменном. Тогда же и пришла к нему первая радостная весть, что идут к нему многие князья и бояре служить, желая его видеть на великом княжении. И поставил князь великий с великой княгиней и с детьми чудотворную икону Спаса Эммануила, что была принесена его деду, великому князю Дмитрию Ивановичу Донскому, из Царьграда, в церкви Святого Спаса в монастыре на Каменном. И от той иконы бывают великие чудеса и знамения людям, с верою приходящим, и больным исцеления и до сего дня. И другую икону поставил он, Пречистой Богородицы Одигитрии с предвечным Младенцем, сыном Её и Богом, в той же церкви, что и ныне нами видима. И повелевает, а при этом и молит князь великий с великой княгиней и с детьми, чтобы игумен с братией молили Бога и Пречистую Богородицу, чтобы его сподобил Он быть на своей отчине, на великом княжении Московском. И отсюда пошёл в Кириллов монастырь, и на Белоозеро, и в Тверь. И с Божией помощью дошёл он до отечества своего, великого княжения Московского, и сел на великом княжении Московском и всея Руси вместе с благородным сыном своим, великим князем Иваном Васильевичем вся Руси.

А князь Дмитрий Шемяка из Москвы побежал в Галич. А князь великий Иван Васильевич да царевич, пойдя на Кокшенгу, городки их взяли, а землю их пленили, и возвратился царевич к отцу своему, побыл на Каменном в монастыре, и литургию слушал у Спаса, и хлеб ел, и отсюда пошёл к отцу своему в Москву в 6960 (1452) году и сказал своему, что был у Спаса в Каменном монастыре. Был же тогда князь великий Иван пятнадцати лет возрастом. Князь же великий Василий Васильевич со своей благородной великой княгиней Марьей и с детьми своими исполнил обет свой, дал село Покровское над речкою Пучкою в монастырь на Каменное Спасу и Пречистой Богородице по своём роде, по великим князьям и великим княгиням. А великая княгиня Марья взяла монастырь Николы Чудотворца Святую Луку с деревнями и угодьями у Борисоглебского монастыря и дала в дом Всемилостивому Спасу на Каменное по своей душе и своём роде, по великим князьям и великим княгиням. А за святую Луку дала к Борису и Глебу деньгами. Да великая же княгиня дала в Засодимье село Воздвиженье Честного Креста на Каменное же, и с деревнями, и с угодьями.

 

О ИГУМЕНЕ КАСЬЯНЕ

 

Игумен Касьян Каменский и в Кириллове монастыре игуменил много лет, и житию Кирилла чудотворца был свидетель. За некой же надобностью князь великий Василий Васильевич и митрополит Иона посылали его в Царьград дважды по церковным делам к патриарху. И когда он пришёл из Царьграда в Москву, князь великий Василий Васильевич почтил его за службу и, дав ему довольно требующегося для монастыря, отпустил его на место его пострижения, на Каменное.

И пришёл к нему благоверный князь Андрей, сын князя Дмитрия Заозерского, двенадцати лет, чтобы постричься. Игумен же Касьян постриг его, и нарёк ему имя Иоасаф, и отдал его духовному старцу научить его иноческому житию. И пожил он у старца в послушании и в покорности, в посте и молитвах пять лет, и преставился. И положено было тело его в деревянной церкви поверх земли. И лежало тело его в церкви до пожара много лет целым и невредимым, и ко гробу его приходящие, одержимые различными недугами, бывали здоровыми, особенно же у больных студёным недугом, лихорадкой великое исцеление бывает.

Игумен же Касьян через непродолжительное время преставился в месте своего пострижения, на Каменном, и положено было тело его с южной стороны церкви. И по преставлении его просветилось лицо его, как солнце, - при великом князе Иване Васильевиче всея Руси.

 

О ПОЖАРЕ КАМЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ

 

В 6985 (1476) году сентября в 3 день попущением Божиим из-за наших грехов погорел Каменный монастырь: церковь сгорела со всеми украшениями, и с чудными иконами, и с книгами, и со всей кузнею, и трапезная сгорела, и кельи все. И тело блаженного князя-инока Иоасафа, сына князя Дмитрия Заозерского - оно лежало в деревянной церкви - тоже сгорело. И из старцев, и из слуг, и из работников много погорело. А иные прыгали в суда, чтобы избежать огня. И тогда буря великая была, и тех потопило в озере волнами. А иных Бог сохранил от сожжения огнем и от утопления, от нежданной смерти.

К мощам же блаженного старца князя Иоасафа и ныне с верою приходящие, всякими недугами одержимые, исцеление получают от мощей святого.

 

О ПОСТАВЛЕНИИ КАМЕННОЙ ЦЕРКВИ

 

В 6989 (1481) году благоверный и христолюбивый князь Андрей Васильевич Меншик Вологодский воздвиг чудную каменную церковь на Кубенском озере в монастыре у Всемилостивого Спаса на Каменном, где, в той земле, от начала мира ничего не бывало каменного из храмов, поскольку земля эта удалённая. Стоит же остров от берега, в ближнюю сторону в семи верстах. Камень же возили из Твери и из Старицы-городка, Монастырь же этот с древних времён называется «Каменное».

В 7057 (1549) году поставлена была церковь тёплая Успения Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

В 7066 (1558) году поставлена была тёплая церковь Успения Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

В 7069 (1561) году привезли колокол из Москвы на каменный месяца декабря в 17 день, на память святого пророка Даниила и трёх святых отроков, при игумене Афанасии. А мастер Лука Москвитин.

В 7079 (1571) году мор был во всём Вологодском уезде от месяца июня до месяца октября.

В 7051 (1542) году месяца августа в 1 день, на Происхождение Честного Креста Господня заложена была церковь у Спаса на Каменном Успения Пречистой Богородицы с трапезной, каменная, при державе великого князя Ивана Васильевича вся Руси, при митрополите Макарии, при архиепископе Алексее Вологодском и при игумене Пимене Каменском. А заложил церковь мастер Пахомий Горяинов, сын Григорьев, Царева, ростовец. А завершена была церковь в 7057 (1548) году на Успение ее, при великом князе Иване Васильевиче вся Руси, при митрополите Макарии, архиепископе Киприане Вологодском и при игумене Иринархе Каменском. А завершил церковь мастер Григорий, Борисов сын, ростовец.

 


 

Спасо-каменный монастырь в начале 20 века.

 

... Всё было порушено на Спас-Камне, кроме колокольни, которая использовалась, как маяк. Она и сейчас остаётся маяком веры и спасения. Преображенский собор, - первое во всем Заволжье каменное здание, - представляет собой груду обломков, но возможно, именно под этими обломками и покоятся могилы здешних подвижников. Разрушен был и восстановленный ныне братский корпус, теперь в нём находится, самодеятельный музей Спас-Камня.

Но место упокоения одного из подвижников этого монастыря известно точно. В 2004 году ушёл из жизни Александр Николаевич Плигин - удивительный человек, вологодский архитектор, он практически в одиночку с конца восьмидесятых годов начал непосильное, казалось, дело - восстановление Спасокаменного монастыря. Теперь уж он навечно остался здесь. Его могилка под православным крестом, находится рядом с часовней, которую он же когда-то, по обету, и срубил «обыдень», то есть за один день.

А продолжила дело возрождения Спас-Камня Надежда Александровна, вдова и наследница дела Александра Плигина. Теперь уже ей помогают и профессиональные реставраторы, и добровольные помощники. Возрождается и монашеская жизнь - здесь трудятся монахи и послушники Спасо-Прилуцкого монастыря...

... И только когда подойдёшь к самой кромке берега, понимаешь, почему он издали кажется красным: большинство камней, усеивающих его - обкатанные водой обломки старинных кирпичей...

 

 

На фото: Н. А. Плигина

 

 

 

 

До свидания, Спас-Камень.

 

(Продолжение следует)

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Анатольевич Ермаков
К Батюшкову
К 230-летию со дня рождения поэта
05.06.2017
Время Батюшкова
К 230-летию русского поэта
19.05.2017
От Устья к Устью
Очерк
04.05.2017
По старой Кирилловской, часть 21. Окончание
Историю делают люди. Нефёдово - Сеничев и другие
26.04.2017
Все статьи Дмитрий Анатольевич Ермаков
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 19:52
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Vladislav
23.11.2024 19:49
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06