
На фоне беженцев и украинского кризиса события в Молдавии обычно значительно реже попадают в поле зрения прессы. Однако, начавшийся 6 сентября в Кишиневе антиправительственный митинг, участники которого установили в центре города палаточный городок и начали сбор денег, чтобы, по их словам, «подготовиться к длительному противостоянию с властями», вновь заставляет задуматься: а что же все-таки на самом деле происходит в «без пяти минут» европейской Молдавии?
Своими размышлениями на эту тему с «Русской народной линией» поделился бывший сотрудник молдавского МИДа Андрей Бурачев.
«Уже третий день в Молдавии идет пародийное действие, которое шумно назвали «молдавским майданом»... Гнев народа Молдавии умело используется для выпуска пара накануне самого тяжелого для страны осенне-зимнего периода.
Обычно для стороннего наблюдателя события, происходящие в Молдавии, если и представляют интерес, то лишь благодаря абсурдности новостного ряда из этой страны. Исключением стали «новости» о якобы «молдавском майдане», который имеет место быть в Молдавии, начиная с 6 сентября. Почему - якобы? Потому что никакого майдана в Молдавии нет, и не может быть как, по сути, так и по содержанию. В большинстве же своем информационное «поле» новостей, если и отражает события в Молдавии, то лишь косвенно, отображая сухо так называемую «поведенческую матрицу «оффшорной элиты» Молдавии.
Например, недавно «высокий чин» из Брюсселя в «частной» беседе с американскими журналистами возмущался поведением своих подопечных молдавских «европейцев», которые превысили дозволенный хозяевами лимит коррупции.
Еще бы, мало того, что новые молдавские «европейские интеграторы», как говорится, «освоили» европейские гранты, так они под шум украинского «евро-майдана» еще и увели из банковской системы Молдавии около миллиарда евро. И ничего, все на свободе, с депутатскими мандатами и министерскими портфелями. Более того, восшествие молдавских горе-правителей на второй срок «евроинтеграции» приветствовали все...от Вашингтона, до Брюсселя.
Новый премьер Молдавии, который запомнился молдавским фермерам полным их подчинением своей компании «БиоПротект» и тем, что куда-то дел 40 миллионов долларов от правительства США, предназначенных для развития сельского хозяйства, заявил о «перезагрузке» отношений с Россией...
Однако, уже на второй день после этого заявления, Кишинев забыл про него, объявив персонами нон-грата ряд российских журналистов и экспертов, присоединившись, по сути, к санкциям ЕС против России. Более того, усилились провокации и против Приднестровья. Молдавия, де-факто ступила на путь нарушения договоренностей, включая и те, которые относятся к свободе передвижения людей и товаров.
Да, естественно, многое, что происходит в Молдавии, можно списать на то, что после так называемой «демократизации» страна фактически стала «диким полем». В Молдавии воцарилась власть кумовства и семейных «картелей», властные структуры, по сути своей, находятся в руках вчерашних рэкетиров, наперсточников, торговцев живым товаром, рейдеров, и бывших работников поселковых райкомов третьего звена, а нечистоплотные формы правления в Молдавии стали обыденностью.
На фоне празднования 24-го года «независимости», никто, кажется, так и не заметил, что все эти годы в стране активно уничтожался так называемый генетический код, которым когда-то можно было гордиться. И уж точно за все годы своей «независимости» в Молдавии не построено ничего, что способствовало бы ее развитию.
Оппозиция радуется тому, что какой-то европейский чиновник и очередной американский посол признают факт «захвата Молдавии олигархами». Вот, дескать, «хозяева своих подопечных шлепают». Однако, олигархи эти были выращены в стане нынешней оппозиции. Выросли эти Влады Плахотнюки, Васи Киртоки, Третьяки и иже с ними в период правления «бизнес-коммуниста» Влада Воронина, рядом с тем же «социалистом» Игорем Додоном.
Вообще процесс превращения олигарха в политика, будь то в Молдавии, на Украине или иной «экс-союзной» республики, давно ни для кого не секрет и никого не удивляет. Кто-то чувствует себя барином вне МКАДа, а кому-то и Молдавия сплошная «фазенда с холопами».
При этом, «холопам» можно лепетать разные небылицы. Через российские телеканалы, правом на ретрансляцию которых обладают Влад Плахотнюк и семья Лучинских, каждый день поют сказки про российскую угрозу, про зеленых человечков, которых приведут «асфальтовые оппозиционные партии», про скорую интеграцию в ЕС, про помидоры, которые ждут в Брюсселе и, про королеву Англии, которая уже который год пьет... исключительно молдавское вино «Негру де Пуркарь». Бедная Королева Англии...
Отсутствие, как с Востока, так и с Запада, реальной и трезвой оценки сложившейся ситуации в Молдавии, к сожалению, не позволяют оценить патологическую привязанность молдавских представителей «власти» к сказкам про евроинтеграцию. Отличительной чертой этой патологии являются черствость, скупость, маниакальное собирание ненужных вещей, карикатурный эгоцентризм. А еще...стремление уйти от реальности в вымысел, миф, грезы, в борьбу «западного добра» с «восточным злом». Как говорится - картина маслом.
Вообще в Молдавии, мифотворчество на государственном уровне полностью заменило идеологию развития, прогресса, социальной справедливости, верховенства закона... Телевизионные каналы Плохотнюка-Лучинского, да еще и из соседней Румынии, превратились для обывателей в Молдавии в своеобразные «компьютерные» войны престолов, в которых «герои» власти» борются со «злым Востоком» за «сладкий Запад». К сожалению, эти «источники» зомбируют массовое сознание населения Молдавии, превращая их в подручный материал, удобный для направления в нужное русло.
Сказывается и то, что нынешняя власть в Молдавии успешно провела и реформы так называемого «образования» по лекалам Брюсселя. Оказывается, сторонникам «евроинтеграции» не рекомендуется изучать историю, социологию и иные предметы, которые пролили бы свет на подлинную структуру современного общества, на то, что в Молдавии установлен фактически рабовладельческий строй вкупе с налетом феодализма. Изучение наук вредит «новому» молдавскому обществу, так как может раскрыть суть того как молдавский правящий олигархат обдирает народ до липки, до голодной смерти, до того, что каждый второй житель Молдавии бросает отчий дом и бежит куда глаза глядят. Из тех же, которые остаются, «лепят» полных идиотов, которые думают, что Приднестровье - это рубеж зла, который должен сдаться на милость «светлому Западу», а Москва так вообще - ад на Земле.
А вообще создается впечатление, что молдавские представители власти напрочь забыли о своей стране, сменив плановую работу с регионами страны на еженедельные туры по брюсселям, вашингтонам, бухарестам, откуда однотипно отписываются о «поддержке» каких-то «реформ». Главной идеологией стали мечты о «евроинтеграции», которая как волшебная палочка накормит и напоит весь оставшийся после реформ народ Молдавии.
Однако основная странность молдавского электората заключается в том, что, несмотря на явное его разграбление правящими в Молдавии режимами, он, электорат, упорно продолжает голосовать за фактически одну и ту же «политическую группировку».Молдавии. Ведь с 1991 года «политический окрас» стране придают все те же Лучинские, Воронины и иже с ними. Даже если и есть на «политическом» олимпе какие-то новые имена, то все они просто составные, придаточные дополнения установившейся в Молдавии «большой правящей семьи». Есть же случаи, когда наследство переписывается на кошечек, рыбок, собачек, а в Молдавии, «политическое» наследство переписывается на таких же ручных...Филата, Канду, Лупу, Стрельца...
Что же касается другого имени, а именно Влада Плахотнюка, о котором в Молдавии уже говорят нехорошо чуть ли не через слово, а некоторые фантазеры прочат ему «кресло» президента, то надо ему отдать должное. Он умело устранил за последние годы всех своих конкурентов на пути к тому, чтобы подмять под себя абсолютно всю власть. В отличие от Воронина образца 2001 года, который не знал, что делать с властью и конституционным большинством в парламенте, Влад Плахотнюк знает, что делать.
Тонкий аферист и рейдер стал практически диктовать условия игры как коллегам по «евроальянсу», так и парламентской оппозиции. Он назначил президентом «немого» Тимофти, он «выбрал» председателем парламента Молдавии своего родственника Канду, он сделал из как его называют «биопроекта» Стрельца... премьера. В его руках де-юре и де-фактонаходятся все рычаги управления страной, начиная с силовых министерств, СМИ, заканчивая полукриминальными ЧОП-ами и «спортсменами» образца 90-х, готовыми к любому подавлению протестов и недовольства населения.
Да, его прошлое и настоящее не позволяют ему открывать «официальные двери», он нерукопожатный в большинстве из европейских столиц. Но, кто мог себе представить два года тому назад, что Порошенко сможет стать «президентом» Украины? Кто мог представить, что любитель московских кафе Додон станет главным «социалистом» и «очень большим другом Москвы»? Разницы между Плахотнюком и Порошенко нет, разве что официальный статус. Да даже с Москвой у Плахотнюка встречи проходят чуть ли не на тех же «этажах», что у иных руководителей государств. На последних встречах его «рекламные агенты» пытались создать вокруг Плахотнюка ореол незаменимости, честности, адекватности. Взахлеб уверяли партнеров, что в «случае чего, он без проблем решит все «проблемы». Однако Москва пока реагирует сдержано. Видимо, наблюдая за ситуацией в регионе, многие, обжегшись на молоке, и на воду дуют.
Тем более, что Плахотнюк, кажется, действительно не слишком адекватен. Он легко может подтолкнуть маленькую Молдавию к большой бойне и не только на приднестровском направлении. В последнее время он играет разные роли - то миротворца между евроинтеграторами и «бизнес-коммунистами» Воронина, то (отказываясь от депутатского мандата) спасителя своей карманной Демократической партии, то ярого евроинтегратора. Он медленно, но верно стал той фигурой, которая «решает» все ключевые моменты в Молдавии. Не он, так некий посол Румынии озвучит, что он намерен делать. Послу США пока негоже озвучивать «мысли» Плахотнюка, «клиент» не созрел. А тут всегда, под боком есть готовый на разные тексты главный «дипломат» Румынии, готовый озвучить все «инструкции» из Бухареста для нынешней молдавской власти. Например, не далее как 8 сентября, он заявил, что демпартия Плахотнюка через парламент и «карманный» Координационный совет по теле-радио вещанию (КСТР) полностью ограничат российские СМИ в Молдавии и даже запретят аналитические программы.
Нынешние игроки на молдавском политическом поле показали и доказали свою неспособность руководить даром доставшейся страной. Правление государством все они, без исключений, превратили в свой личный бизнес, в инструмент обогащения за счет населения. Стенания Воронина о «призыве» профессионалов к решению проблем страны остаются без ответа, потому, что ни один вменяемый человек не согласится войти в команду жуликов и воров, которые правят в Молдавии. Наивно полагать, что кто-то из нынешнего руководства страны и/или к ним приближенным может быть рассмотрен в качестве перспективной фигуры для построения будущей структуры партнерства, диалога, сотрудничества.
По сути своей, с 1991 года практически все убедились в полной бесперспективности диалога с представителями власти Молдавии. И дело не только в коррумпированности представителей молдавской властной системы, дело в банальной их неадекватности, в желании выстроить в Молдавии свой мирок, погруженный во мрак.
Какие бы ни проходили протесты и демонстрации в Молдавии, они не решат сути проблемы. Проблема одна - отстранение от власти ВСЕХ, кто связан с нынешней властью не только «руководителей», но и исполнителей, этих «молчаливых и исполнительных» чиновников. И эти слова могут выглядеть как поддержка того, что происходит сейчас в Кишиневе, если бы не одно «но».
Платформа «За правду и справедливость» (DA), которая объявила себя организатором нынешних протестных демонстраций в Молдавии, так же преследует свои цели, далекие от решения экономических, социальных и политических проблем. Фактически, эта «платформа» - шабаш грезящих объединением с Румынией «евроинтеграторов» и кланов, которые хотят одну группу олигархов сменить на другую.
В то время как реальным решением проблем Молдавии, по моему мнению, может стать активное вовлечение политических партий, движений, лидеров Приднестровья в разрешение молдавского «кризиса». История уже знает примеры, когда именно благодаря Приднестровью, Молдавия возрождалась. В Молдавии есть потенциал для создания общемолдавского движения. Для этого нужно только начать этот диалог».