Наименование «Великий» было усвоено Новгороду в 14 веке (по европейским меркам здесь было крупное поселение) и возвращено указом Ельцина в 1999 году, когда городу исполнилось 1140 лет. Вообще, в начале 90-х годов Новгороду были возвращены старые названия многих площадей и улиц. Восстановили даже должность посадника, но тот, кого на эту должность избрали, был на ней первым и последним.
Первое, что я с участниками поездки услышал, был рассказ о реке Волхов - главной водной артерии, которая проходит через весь город. Только одна эта река вытекает из озера Ильмень (47 км длиной и 38 км шириной, самая большая глубина озера - 57 метров). Впадает она в Ладожское озеро. Длина реки 254 км. Кстати, Ладожское озеро называют пресноводным морем. В нем даже тюлени водятся. За чистотой воды в этом озере всегда строго следили. Помню, как в конце 80-х годов, когда я плыл по Ладоге, за борт теплохода запрещалось выбрасывать даже фантики от конфет. Волхов был главной водной артерией знаменитого пути из варяг в греки. Кто контролировал Волхов, тот контролировал и этот путь.
По одной из версий, город Новгород образовался из нескольких поселений, которые слились воедино. Изначально здесь жили финно-угорские племена, славянская колонизация пришла позднее. Что касается варяг, то историки спорят до сих пор, кто это - скандинавы или западнославянское племя вроде лужичан. Люди здесь менее эмоциональны, чем на юге. Женщины из местных преимущественно круглоголовые, высокие. Угро-финское влияние здесь было более сильным. Как известно, татары не дошли до Новгорода всего лишь 100 верст. Татарские части были, однако, в войске Ивана III во время его присоединительного похода на Новгород в 1478 году. Что же до Ивана Грозного, то он не был еретиком, но по поводу его деятельности остаются недоумения - значительной частью нашего общества она воспринимается неоднозначно. Считается, что опричный разгром Новгорода в 1570-м произошел по ложному доносу, и пострадало при этом много невинных. На мое замечание, что все жертвы репрессий скрупулезно вписывались в царский синодик и что их число не превышает 3-4 тысяч человек, было замечено: «Это не все, а в основном только знатные люди». Надо будет проконсультироваться со знатоками этого вопроса. Также при раскопках найдено много арабских монет - в городе протекала бурная торговая жизнь. На сегодня в Новгороде археологические раскопки произведены на менее чем 10 % древней территории города. Самая древняя часть города - Рюриково городище. «Отсюда пошла есть Русская Земля». К 12 веку христианство глубоко проникло в толщу народной жизни. Об этом свидетельствует практически полное отсутствие в погребениях того времени каких-либо предметов, характерных для язычников.
Одно из самых поразительных впечатлений о Новгороде - это обилие в нем и его окрестностях монастырей. К середине 17-го века их было более шестидесяти. В Москве монастырей было почти втрое меньше, хотя в столице они были более крупными. Кроме множества монастырей в Новгороде было большое количество приходских церквей, причем во многих из них проходили ежедневные службы. Особенность Новгородской земли - наличие в ней множества святых источников и часовен. Известный духовный писатель первой половины 19-го века Муравьев назвал Новгород «киотом святыни русской».
Республика в Новгороде учреждается после восстания горожан против князя Всеволода в 1136 году. Всеволода обвиняли в том, что он не заботится о «черных людях», т.е. бедняках; в том, что он, не посовещавшись с горожанами, начал войну с суздальцами. Князь был вынужден уехать в Псков. Тесные контакты Новгородская республика имела с Византией и Афоном. Были даже попытки достижения церковной автокефалии, но Константинопольский патриарх её не благословил. Новгород неоднократно бывал и центром еретических движений и борьбы с ними. Так, одним из главных борцов с ересью жидовствующих был архиепископ Геннадий. В Москве в это время митрополитом был сочувствующий еретикам Зосима. Одной из главных причин появления еретических настроений была близость Запада, влияние иностранцев (например, родоначальник ереси жидовствующих Схария, был из Литвы). Огромная роль в противодействии Флорентийской унии 1439 г. принадлежит новгородскому архиепископу Евфимию. Во многом благодаря ему, Русь не стала католической. Резкое осуждение унии встречается в новгородских летописях. Ехавший на Флорентийский Собор митрополит Исидор, вероятно, с целью ослабить противодействие планировавшейся унии, ограничил полномочия новгородских архиепископов (архиепископ был фактически главой республики - в конечном итоге, почти все решал он). Уния была отвергнута, Москва приняла знамя борьбы за Православие. Церковный фактор в средостении между Москвой и Новгородом был устранен. Остались только политические противоречия. Великий князь Иван III, узнав о том, что новгородцы хотят призвать к власти у себя польского короля Казимира (при условии, впрочем, невмешательства его в дела веры), выступил в поход на Новгород. Новгородская республика не могла оставаться независимой. В Новгороде шло формирование еще одного извода русского языка - такой вывод можно сделать на основании берестяных грамот. Москву в борьбе с Новгородом поддержали Псков и Тверь. В республике к тому времени сложилась своеобразная система органов власти. Были «тысяцкий», «посадник», «совет господ» - все были с печатями, вече в каждой части города, общее вече, наконец. Вся эта громадная конструкция пала, ее заменил царский наместник, получивший полноту власти. Последний раз вечевой колокол прозвонил в 1478 году, и указом Ивана III Новгород был окончательно присоединен к Московскому государству. Новгородская республика прекратила свое существование.
После реформы патриарха Никона, с середины 17 до середины 19 века в Новгороде было уничтожено больше храмов (под тем предлогом, что они были ветхими, по сути же потому, что с точки зрения тогдашнего духовного начальства их было «слишком уж много»), чем даже при советской власти. После того как Петербург стал новой столицей, Новгород стал приходить в упадок, терять значение северного центра России. Возможности содержать все храмы в полной мере как прежде уже не было. Управляли архиереи из Петербурга. Сохранились их указы о том, чтобы те церкви, которые стоят «без пения и службы», разбирать. После Никона митрополитом в Новгороде был Макарий. Будучи в Москве на Соборах, он все подписывал, но, возвращаясь в Новгород, никаких новшеств, принятых в Москве (касательно иконописи, в частности), не внедрял, и все оставалось по-прежнему.
Еще одна трагическая страница Великого Новгорода. В августе 1941 года город был сдан немцам. Советские войска отошли за Волхов. Образовался Волховский фронт. Дальше уже немцев не пустили. До января 1944 года город находился в оккупации. Шла жестокая борьба за Новгород, город был на линии огня. Отсюда много разрушений. Ряд храмов был сметен огнем немецкой артиллерии и превратился в груду развалин (в частности, Кирилловский монастырь). После войны сохранившиеся фрагменты росписей ряда разрушенных церквей реставраторы собирали в мастерских, шла очень медленная кропотливая работа, далеко не завершенная и по сей день. Когда немцы вошли в Новгород, здесь был единственный действующий храм - церковь Архангела Михаила на Прусской улице. После войны Михаило-Архангельскую церковь закрыли, т.к. была установка, чтобы в областном центре не было бы больше одного храма. Ныне здесь библиотека для слепых. Во время немецкой оккупации открылся Никольский собор на Ярославовом дворище. От периода оккупации кое-где в городе остались немецкие укрепления - фашисты их спешно оставили, когда началось наступление советских войск. Отступая, немцы 19 января 1944 года взорвали главный мост города (архитектурой он напоминал Крымский мост в Москве). Мост на том месте восстановили только в 80-е годы, но уже не такой величественный.
В войну часть новгородских древностей была эвакуирована, часть вывезена в Германию, откуда не все вернулось, а часть погибла. В храм св. Иоанна Крестителя на Опоках, где находилось хранилище икон, попала зажигательная бомба, и все выгорело. Многое вывозили на баржах, немало из которых было потоплено немцами. Невольно подумалось, сколько же всего было здесь, если столько еще сохранилось! Нужно отдать должное музейным работникам, которые многое спасли. В 30-е годы, например, музейные работники Новгорода, защищавшие местные древности от разрушений, были обвинены в создании контрреволюционной организации, были репрессированы, кто-то так и не вернулся из заключения. Когда в 70-е годы что-то из древних строений хотели снести, музейщики, опять-таки, выступили на защиту. Конечно, помогло еще и то, что город посещало много иностранцев. Ни один город в России не имеет столько древних памятников. В советское время Новгород, как и некоторые другие древнерусские города, стремились сделать витринами для показа туристам. В перестройку реставрационное дело рухнуло. Возобновилось по-настоящему оно лишь в последние годы. Сильные позиции в городе в настоящее время занимает Общество любителей древности (работники музеев, реставраторы и, вообще, творческие люди), членом которого является, в частности, известный московский академик, многолетний исследователь древнего Новгорода Валентин Лаврентьевич Янин. Возглавляет Общество заместитель директора Новгородского музея по археологии и депутат городской Думы, кандидат исторических наук Сергей Трояновский. До революции же достаточно активным было и Церковно-археологическое общество, ныне, к сожалению, не существующее. Теперь, где в храмах хоть немного сохранились древние фрески, там, как правило, музей.
Ряд церквей города после их разрушения в годы войны так и не были восстановлены. Прискорбный факт: в Новгороде нет ни одного поклонного креста или даже памятной доски в память о разрушенных храмах, например, о храме свв. Флора и Лавра 1377 г., который был разрушен немцами, около здания нынешнего областного Правительства (этот храм вообще не восстановлен), а также многих других памятниках древности.
Современная планировка города была произведена при Екатерине II.
Перед революцией коренное население города составляло около 50 тысяч человек. Гражданская война, довоенные репрессии, в том числе против «религиозников», Великая Отечественная (когда город был освобожден от фашистов, в нем было не более 50 человек), эвакуация привели к тому, что коренных жителей в городе практически не осталось. Кстати, новгородская ЧК обосновалась в Десятинном монастыре. После войны по разнарядкам город заселяли из деревень области и других регионов. Таким образом, почти все жители города оказались пришлыми. Новгород хотели сделать регионом пониженной религиозности, где верующих меньше, чем церквей. В 50-70-е годы Новгород стремились превратить в промышленный центр. Было построено несколько крупных промышленных предприятий: химзавод «Азот» (ныне «Акрон»), электронные заводы (выпускали продукцию оборонного характера плюс телевизоры «Садко») и др.
Очень много церквей в Новгороде были построены в 14 веке. Этот век считается Золотым веком Новгорода. Кратко расскажу о некоторых из них.
Воскресенский Деревяницкий монастырь. Его строителем был св. архиепископ Моисей. В главном Воскресенском соборе (нач. 18 в.) археологами открыты остатки храма 14 века. В прошлом году сильным ветром сорвало покрытие главного купола (реставрация прошла в 60-е годы). Прочие купола тоже под угрозой. В трапезной палате располагается храм, построенный на рубеже 17-18 веков. До революции здесь располагалось епархиальное женское училище. В настоящее время в этом здании Центр реабилитации для страдающих от алкогольной и наркотической зависимости.
Успенская церковь в Волотове. Реставрация началась только в начале нынешнего века. В отличие от других древних храмов, остатки фресок которых восстанавливаются в специальных мастерских и потом остаются в музее, фрески этого храма возвращают на изначальное место. Этот храм серьезно пострадал в годы войны. 60 лет он стоял в руинах. Как и на других разрушенных и восстановленных храмах, каменный шов фиксирует границу уровня разрушения. Здесь располагается музей (это почти во всех древних храмах Новгорода) и службы не совершаются. Крест на храме напоминает крест, который венчает Димитриевский собор во Владимире (12 в.). Сейчас в центре креста пустота, а должен быть восьмиконечный крест в центре квадрата креста на пересечении его ветвей. Собственно крестом он и являлся, а то, что вокруг него - это обозначение сияния, исходящего от креста. Соответствующая иллюстрация находится, в частности, в известной книге Ф. Солнцева «Древности Российского государства». Интересно было узнать еще и о таком элементе древнерусского церковного искусства, как цата - в виде подковы или полумесяца в подножии креста. Обычно дают три объяснения символического значения этого элемента: побежденный христианством ислам; чаша, в которую с креста стекает Кровь Христова и корабль, мачту которого изображает крест. Прп. Максим Грек говорит, что цата - это эквивалент греческой буквы «эпсилон», который знаменует высоту совершенства и полноту (число «100»). В певческих крюках это знак «сорочья ножка», обозначающий самый высокий звук. Внутри храма можно видеть архиерейское седалище и синтрон - полукружие, где сидели священники.
Церковь Преображения в Ковалеве. Как и во многих других местах города, здесь раньше был монастырь. Сохранилось имя строителя этого храма - боярин Онцифор Жабин. Этот храм был восстановлен из руин. Внутри храма обратили на себя внимание написанный на стене восьмиконечный крест около жертвенника и фреска с изображением святителя. Рядом с храмом - руины трапезной палаты 16 века. На хорах располагаются т.н. каморы - это могли быть как кладовки, так и приделы. Поразило то, что в этом храме, как сказала смотрительница, за последние десятилетия никогда не служились молебны, а ведь в древности в Новгороде духовная жизнь протекала очень напряженно, о чем свидетельствуют как раз эти приделы на хорах (или на полатях). Т.е. у людей помимо молений на службах в основном храме была еще потребность и в сугубой молитве в более уединенном варианте. Теперь же есть такой суеверный обычай: в день свадьбы на счастье трижды обходить вокруг этого храма. Обратила на себя внимание звонница на притворе храма в виде простой балки для крепления колоколов.
Церковь Преображения на Нередице была построена князем Ярославом в память двух своих погибших сыновей. От 12 века сохранились входные двери из храма на хоры. Сохранились и подлинные жертвенник и престол. Кстати, престол прямоугольной формы. Такой престол я видел в одном древнем сербском монастыре. В послевоенный период у нас архиереи западно-украинских епархий писали в ежегодных отчетах о том, сколько «униатских» престолов прямоугольной формы заменено на квадратные - «строго православные». Обратило на себя внимание изображение на задней стене храма Страшного суда. В диаконике с правой стороны находится погребение сына св. благоверного князя Даниила Московского. На стене главного алтаря изображен святитель Петр Александрийский, благословляющий двуперстно. На алтарной стене справа от престола потрясающее изображение пророка Илии. В руках пророк держит хлеб - прообраз Евхаристии. Слева от престола изображение апостола Филиппа. Запомнились его светящаяся фигура и просветленный лик. На стенах храма можно видеть т.н. граффити - нацарапанные острым предметом рисунки и тексты молившихся здесь людей. Граффити начали изучать с конца 19 века. Показывала нам храм Татьяна Анатольевна Ромашкевич, руководитель реставрационных работ, которая трудится здесь с 1973 года. По ее словам, в реставрации храма из-за прекращения финансирования были перерывы в 10-15 лет. Преображенский храм - единственный в России, в котором частично сохранилась роспись 12 века столь высокого уровня. Службы здесь совершаются раз в году на престольный праздник. Сохранились остатки колокольни храма. В начале прошлого века рядом с храмом планировали провести железнодорожную ветку, проходившую из Петербурга в Орел. Неподалеку предполагалось построить мост. Все это создавало угрозу для храма. Благодаря вмешательству Николая II, сказавшего: «Церковь в обиду не дам», строительство было приостановлено. При советской власти пытались возобновить строительство, но безуспешно. О намерении построить мост напоминают т.н. «быки» - опорные конструкции.
Церковь св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Этот храм принадлежит Русской Православной Старообрядческой Церкви. Располагается он близ земляного вала на Торговой стороне города. Основан был архиепископом Моисеем в 1354 г., существующее каменное здание возведено в 1384-м. Прежде чем стать городским приходом, при храме располагался монастырь - тогда это был пригород. Монастырь был женским, как и многие новгородские монастыри в то время. Они были небольшими, не более 10 насельниц. Основная часть храма относится к 14 веку, она была построена при архиепископе Алексии. К храму примыкает пристройка конца 17 века. В целом храм неплохо сохранился - катаклизмы времени его меньше задели. На территории храма крестом обозначено братское захоронение. Есть еще надгробные плиты на захоронении екатерининского времени. Здесь же в начале 2000-х был найден фрагмент каменного креста, надпись на котором, до сих пор полностью не прочитанная из-за плохой сохранности, может свидетельствовать, что на этом месте был погребен прп. Сергий Валаамский. Как и его сподвижник Герман, он был новгородцем. Впоследствии мощи прп. Сергия были перевезены отсюда на Валаам. Рядом с храмом располагается лодочная станция и парк им. 30-летия Октября. До войны на месте парка было несколько улиц. Приходским храм был до 1810 года, когда его объединили с соседним Борисоглебским храмом (он стал приписным к нему). После закрытия в 20-е годы, храм был отдан музею. После войны в трапезной части располагались две квартиры. Потом там же была мастерская художника. Колокольня храма была разрушена в 30-е годы. Богатое внутреннее убранство храма за годы лихолетья было полностью утрачено. Если бы не реставраторы, то храм мог вообще рухнуть. 30 октября 2001 года в храме был совершен первый молебен. Освящен храм был 14 ноября 2004 года архиепископом Савватием. К сожалению, неизвестно, как выглядел иконостас храма, в отличие от внешнего вида храма дореволюционных фотографий с изображением внутреннего убранства пока не обнаружено. Сохранилось много голосников в виде кувшинов, вмонтированных в стены - для усиления звука и для облегчения конструкции. Крюк, на котором висит большое паникадило храма, было изготовлено в 14 веке. На стенах храма - граффити («аз, буки, веди», восьмиконечный крест и пр.). Ниша в стене храма, позволяет с точностью до миллиметра вкладывать в нее самые большие богослужебные книги - видимо эти ниши делались по особому стандарту. При реставрации в 2001 - 2004 гг. в стене храма был обнаружен тайник, в котором находилась смятая позолоченная лампада. Обратило на себя внимание, что самая большая стяжка в храме не из металла, а из дуба. На хорах, или, как еще говорили, на полатях, пели певцы, когда воды разлившегося Волхова подтапливали храм. В домонгольский период на хорах молились представители знати, либо располагались хозяйственные помещения. К сожалению, в настоящее время храм не имеет подсобных помещений.
С РПЦ у старообрядцев Новгорода сложились добрососедские отношения. На прошении к митрополиту Льву дать согласие на передачу им церкви св. апостола Иоанна Богослова, владыка написал следующую резолюцию: «Бог да благословит доброе намерение». Митрополит Лев - сын священника, родом из Белоруссии. Последний келейник митрополита Никодима (Ротова). Такой интересный факт: как-то в начале 90-х годов владыка пожелал посетить музей, но этот визит не состоялся, т.к. прежний руководитель музея сказал, что архиерею придется, как и всем, заплатить за билет...
Церковь святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Была построена в 16 веке на месте храма 14 века. С 1992 года - это действующий храм. При входе оригинальная табличка-предупреждение: "Мобильные телефоны, звенящие в храме, будут погружаться в святую воду". Один из священников храма возглавляет Общество православных врачей. На хорах храма был придел в честь св. равноапостольного князя Владимира. Иконостас храма изготовлен в виде небольшой перегородки (это часто можно видеть ныне в новооткрытых храмах Новгорода). В нижнем ярусе храма устроен придел в честь Новомучеников российских. Рядом с храмом видны остатки колокольни. Напротив, через реку, - театр, который местные жители называют «монстром». Один из его архитекторов - известный рок-певец Макаревич. В Новгороде, кстати, есть еще одна несуразица современного пошиба: в 1974 году, когда отмечалось 30-летие освобождения Новгорода от немцев, в городе был установлен памятник, изображающий всадника, скачущего, почему-то, на восток. Жители не признали это произведение искусства, прозвали памятник «конем» и еще говорят: «Скульптор Нерода слепил урода».
Набережная рядом с храмом названа в честь св. благоверного князя Александра Невского. На ней стоит памятник князю (напротив городского вокзала, построенного в русском стиле, есть еще бюст св. Александра). Неподалеку был монастырь в честь св. Евфимии Прехвальной. Сейчас на этом месте располагается инфекционная больница. Неподалёку, на Московской улице, стоит часовня начала 19 века. Она была построена на месте остановки траурного поезда с останками императора Александра I.
Церковь Воскресения на Красном поле. Раньше здесь был монастырь. Постройка храма относится к 16 веку, колокольни - к 19-му. В советское время в храме располагалось общежитие связистов, а затем склад. Он был убран из храма в 90-е годы. Много потрудились над восстановлением храма советские реставраторы. К 80-му году их трудами была восстановлена колокольня. Несмотря на то, что рядом с храмом находится элитный микрорайон города, храм до сих пор не открыт. Инициативная группа по его открытию регулярно совершает крестные ходы вокруг храма. Неподалеку от храма - Тихвинский источник.
Церковь Рожества Богородицы на Молоткове. Раньше здесь был монастырь, а сейчас располагается община старообрядцев-безпоповцев. Храм был передан им вскоре после Тысячелетия Крещения Руси. Ходатайствовать о передаче храма начала Лидия Афанасьевна Михеева, которая работала секретарем местного суда (ей сейчас 87 лет). Одним из самых сильных впечатлений от встретившихся в городе людей произвела эта старица - она просто светилась, внутри ее было какое-то ликование. Через пару дней после первой встречи с ней мы проезжали мимо этого храма, она стояла на крыльце, заметила нас и приветливо помахала рукой.
Местные власти были против передачи храма. Решающую роль в его передаче сыграл Горбачев, к которому обращались верующие. Примерно половина храма относится к 14 веку, приделы к 19-му, а оставшееся - к 17-му веку. В 50-е годы прошлого века храм был законсервирован, после чего началась его реставрация. Расписан храм никогда не был. Вокруг купола - пояс из изразцов. Главная святыня храма - икона Рожества Богородицы. Не так давно она была украдена, но, слава Богу, вскоре была возращена на место. Ограждает эту своеобразную «безпоповскую лавру» современный забор, между секциями которого установлены резные столбики. Монастырь при храме был основан матерью св. Александра Невского. В прошлом прихожанами храма была семья Рахманиновых.
В 1994 году община получила второй храм - в честь прп. Михаила Малеина, - построенного при царе Михаиле Феодоровиче. В годы Великой Отечественной войны в храме располагался немецкий госпиталь. Рядом с храмом находились могилы умерших в госпитале немецких солдат и офицеров.
Псков по размерам меньше Новгорода, а церквей в нем не меньше и практически все они переданы местной епархии. В Новгороде процесс передачи храмов протекает более медленно. Большинство храмов недействующие. В Пскове у старообрядцев-поповцев храмов нет. Центром безпоповцев на Новгородской земле до революции было с. Крестцы. Какого-то отклика на нестроения из-за споров по поводу перстосложения на древних иконах в среде безпоповцев Америки в России не было. Они так об этом говорят: «Мы не судьи дониконовской Руси».
Монастырь св. Николы в Приворотниках, на нынешней ул. Пестовской, был разрушен, вероятно, ещё в 17-м веке, в результате шведской оккупации. В 1920-30-е годы было много разрушений: в городе рушили колокольни, часовни, деревянные храмы и храмы более поздней постройки (например, Лазаревскую церковь 19 века).
Монастырь прп. Антония Римлянина. Когда вошли, обратили внимание, что на крестах куполов главного собора сидят белые чайки, причем, в направлении на восток. Помимо Богородице-Рождественского собора в обители есть еще трапезный храм (16-17 вв.). Как известно, прп. Антоний приплыл на камне в Новгород в 12-м веке в день праздника Рождества Богородицы - именно в честь этого праздника и была названа обитель. В Италии он испытал гонения за веру. По этой причине он удалялся молиться на берег моря, чтобы не было слышно, что он молится по православному. Антоний молился, чтобы оказаться в православной стране. Вслед за ним в Новгород приплыла бочка с драгоценностями и деньгами. На эти средства он, в частности, выкупил землю (сохранилась купчая). Были еще два надвратных храма. Храм-колокольня в виде столпа (была разобрана в 18 веке). Вместо нее над святыми вратами была построена колокольня в стиле классицизма (ее разобрали в 30-е годы). Справа у входа в монастырь табличка советского времени, говорящая о том, что монастырь был «основан богатым иноземцем Антонием Римлянином». В 16 веке в обители подвизался прп. Анания-иконописец. За 40 лет пребывания в обители он ни разу не вышел за его стены. Иконы, возможно, написанные преподобным, можно видеть в Новгородском музее. Насельник Соловецкой обители инок Сергий Шелонин был исихастом. Он переписал службу свт. Григорию Паламе в своем сборнике служб русским святым. Когда опричное войско во главе с Грозным царем вошло в Новгород, игумен монастыря Геласий с братией по подозрению в измене были казнены. Они почитаются как местночтимые святые (входят в собор Новгородских святых).
Ныне в соборе располагается филиал музея. Богослужение здесь совершается один раз в году - на память прп. Антония. Трапезный храм действует. Он считается университетским храмом (раньше в его зданиях располагалась духовная семинария - она была открыта в 1748 году). Долгое время в храме была дискотека и спортзал. В 2000-е годы был освящен придел храма в честь свт. Тихона Задонского (святитель был пострижен в монастыре в монашество). Известно из его жития, что он удалился из монастыря под Воронежем, в котором игумен был склонен к старообрядчеству. Игуменский корпус не так давно был отреставрирован за счет федерального бюджета. Сейчас в нем располагается Реставрационный центр и Музей древнерусской книжности. В Рождественском соборе можно видеть камень, на котором, по преданию, прп. Антоний приплыл из Италии в Новгород. На плоской стороне камня был написан образ прп. Антония. Несколько лет назад был произведен химический анализ камня, и было подтверждено его итальянское происхождение. На паперти соборного храма обители с конца 17 века хоронили представителей новгородской знати. Нынешняя галерея, частично опоясывающая собор, была устроена в 18 веке. На ее потолке в обрамлении звезд изображения новгородских святых. Древняя роспись собора была утрачена. Ее сбили, и собор был вновь расписан в западном стиле. Обратили на себя внимание голосники, устроенные около жертвенника (в древности они выполняли функции микрофонов). Мощи прп. Антония были обретены в 16 веке. Рака от мощей была утрачена в советское время. Когда мощи преподобного в 1991-м были возвращены, они оказались смешанными с мощами князя Владимира Ярославича, сына Ярослава Мудрого. Ныне они лежат вместе в одной раке в Софийском соборе. Есть намерения отделить мощи одного святого от мощей другого и установить праздник в честь нового обретения мощей. Иконостас собора был в барочном стиле, но иконы в нем были 16 века (сейчас они находятся в музее). Сохранился служебник прп. Антония - он находится в Российской Национальной библиотеке в Петербурге. В местном музее находится фелонь преподобного (она длинная не только сзади, но и спереди); вещи, которые преподобный привез из Италии: крест, чаши, колокол, паникадило. Резное изображение преподобного на раке (16 век) находится в Русском музее Петербурга. Очень много предметов из Новгорода находится в разных музеях, в том числе в Киеве. Под куполом лестничной башни собора располагался придел, который напоминает о подвиге столпничества. В подклете трапезного храма находится Музей древнерусской книжности. В самой трапезной располагается Сретенская церковь. Над её алтарем большой купол сферической формы. Главная задержка в освящении храма состоит в том, как поступить: закрасить купол и тем самым ускорить освящение храма или ждать деньги для восстановления росписей на нем и после этого освящать. В самой трапезной росписей не было, были только иконы. В соседнем здании, где в середине 18 века была устроена библиотека, она располагается до сих пор. Под трапезным храмом располагается Сретенский просветительский центр, в котором читают лекции, как церковные деятели, так и светские ученые. Здесь же воскресная школа прихода. Настоятель храма учится на историческом факультете местного университета. В Центре мы видели древнюю новгородскую псалтырь, древнерусскую азбуку, служебники прп. Варлаама Хутынского и Антония Римлянина, доску из воска, на которой острой палочкой можно было написать азбуку, запечатлеть свое имя. Здесь же карта сохранившихся монастырей. Фотогалерея, посвященная трагической судьбе Второй ударной армии (здесь проходят мероприятия с приглашением ветеранов). Всего в боях Великой Отечественной здесь, на Новгородской земле, погибло около миллиона человек.
Рождественское кладбище. При входе на кладбище сразу бросилась в глаза «скромная» эпитафия на могиле некоего Салманова: «Пока этот мир будет жить, имя твое и твой след не забыть». На кладбище похоронена мать композитора Рахманинова и знаменитый новгородский реставратор Шуляк Любовь Митрофановна - «бабушка новгородской реставрации», - умершая в возрасте ста лет (1996 год). Церковь Рожества Христова на кладбище была построена в 14 веке. Раньше здесь был монастырь. Перед входом в храм - закрытый стеклом подсвечник. Единственное, что могут сделать посетители кладбища - это поставить свечку здесь. В куполе храма образ Спасителя. Оттуда на расписанные стены храма как бы проистекает благовестие через изображения пророков, апостолов и т.д. Росписи были открыты в начале 19 века. В стиле росписей чувствуется сильное балканское влияние. Вдохновенные лики святых. Памятник древности находится в аварийном состоянии. Видна огромная трещина. На втором этаже располагается экспозиция, рассказывающая об истории строительства храма. К сожалению, уже многие годы в храме не совершаются службы. Рядом с Рожественской церковью была Никольская церковь 18 в. Она была построена на месте казни опальных бояр Долгоруких. Разрушена эта церковь была в 30-е годы. Сейчас на месте Никольского храма разные захоронения. Раньше на месте кладбища и его окрестностей было Красное поле, откуда открывалась панорама города. Взгляд отсюда должен был внушать идею об огромности города. В храме Рожества Христова я пропел на глас тропарь и кондак.
Церковь вмч. Федора Стратилата на Ручью была построена в 14 веке, а трапезная и колокольня в конце 17 века. Внутри храма все было забелено - фрески начали открывать в начале 20 века и в советское время. После войны шатер храма сбило, а крыша его сгорела. Архитектура храма являет собой идеальный новгородский стиль. Западное влияние выразилось в устройстве порталов готической формы. Интересно, что в период немецкой оккупации 1941-44 гг. первый из назначенных захватчиками бургомистров издал книгу под названием «Памятники немецкой архитектуры в Новгороде». Сюда вошли все храмы, в которых было хоть что-нибудь в готическом стиле. Цель издания - предотвратить разрушение новгородских памятников иноземцами. Из изображений в храме запомнились прп. Ефрем Сирин, лики святых в диаконнике и святых жен в задней части храма (у липован - русских старообрядцев, живущих в Румынии, эта часть храма называется «бабник»). Расписывали храм, возможно, ученики Феофана Грека. В новейшее время службы в храме не совершались. Сейчас здесь иногда проходят концерты духовного пения.
Церковь св. вмч. Никиты. Стены этого храма до сводов относятся к 16 веку. Сохранилась столпообразная колокольня. Храм был пятиглавым. Иван Грозный возвёл этот храм, вероятно, с целью произвести впечатление на жителей города, устроил при храме придел в честь св. Николы. К сожалению, в противоборстве двух концепций возрождения храма - Министерства культуры (с ориентиром на 19 век) и местной епархии (с ориентиром на 16 век) - возобладала первая позиция. Были потрачены десятки миллионов рублей, храм утратил свой древний облик и епархией не был взят. А одно время в подклете храма ночевали бомжи, один из которых даже погиб здесь (задохнулся в дыму от костра, который сам же и развел, чтобы согреться, дело было зимой). Сейчас храм стоит пустой. Вокруг храма была обходная галерея. Нынешняя галерея не древняя, а позднейшего происхождения.
Никольский собор (12 век). Строителем собора был епископ Никита. Собор был открыт немцами в годы оккупации. Закрыли его в хрущевское время (тогда епархия была практически разгромлена; последним архиереем до упразднения епархии и присоединении её остатков к Ленинградской митрополии, был архиепископ Сергий (Голубцов)). После закрытия собора верующим был передан храм апостола Филиппа с примыкающей к нему Никольской церковью. В начале нынешнего века новгородский архиерей ходатайствовал о передаче собора Церкви. Директор музея, располагавшегося в соборе, резко выступил против. Владыка отступил. Нынешний директор музея является членом приходского совета Софийского кафедрального собора. Она была так же делегатом от Новгородской епархии на Поместный Собор, избравший нового Патриарха. Несмотря на все это, вопрос о передаче собора больше не поднимался. В хрущевское время собор закрыли - в нем разместились Музей атеизма и планетарий. Теперь здесь действует экспозиция по истории храма, устраиваются различные временные выставки.
Знаменский собор. Построен в 17 веке на месте храма 14-го века. Храм был специально построен для чудотворной иконы Богородицы «Знамение». Икона прославилась в 1170 году. Суздальцы тогда взяли в осаду Новгород. Казалось, что город обречен. Архиепископ Иоанн усердно молился в Кремле перед иконой Спаса о спасении города. Услышал глас: «Возьми образ Пречистой, пройди с ним по стенам города и узришь спасение граду». Когда крестный ход с иконой начал двигаться, то противник стал обстреливать его из луков. Несколько стрел попало в икону, и тогда Богородица отвернула свой лик от суздальцев и повернула его к новгородцам. Из глаз Богородицы обильно потекли слезы, так, что все облачение архиерея намокло. На суздальцев нашло помрачение и они стали стрелять друг в друга. Воспользовавшись этим, новгородцы предприняли вылазку и разгромили врага. Икона была помещена в Софийский собор в 1991-м. В главном куполе Софии был изображен Спаситель с благословляющей десницей. После написания образа на следующий день было обнаружено, что рука Спасителя сжата. Несколько раз переписывали сжатую десницу на благословляющую. Голос, исходящий от образа Спаса, повелел не писать Его с благословляющей десницей, а именно со сжатой: «Я держу Новгород в Своей деснице, если Я ее разомкну, то городу будет гибель». Это и произошло в последнюю войну. Знаменский собор был расписан в конце 17 - начале 18 вв. Эти фрески сохранились доныне, теперь здесь музей. На Балканах, как известно, во многих древних храмах видны насечки от сбитой турками росписи. Так часто поступали и у нас в Синодальный период.
Церковь свщмч. Власия (начало 15 века).
Петровское кладбище. Здесь два храма: свв. верховных апостол Петра и Павла (12 век) и неподалёку Благовещения (12 век; завершение 17-го века). В этом храме самый большой объем сохранившихся фресок 12 века (как правило, где фрески - там музей). Только четверть храмов Новгорода являются действующими, а две трети - свободны - как в Смутное время стоят «в пусте и без пения».
Воскресенский монастырь на Мячине находится практически в центре, но из-за окружающей сельской по типу застройки как бы за городом. Собор «Уверение Фомы» построен в 15 веке на месте храма домонгольского периода, на его фундаменте. Когда храм ветшал, его разбирали и вновь строили на старой основе. Еще до революции обрушились своды этого собора. Восстановлен он был в советский период. Рядом с собором церковь св. Иоанна Милостивого (14 век).
Повреждена во время войны, реставрирована в начале 60-х годов. Старообрядческий митрополит Андриан в 2004-м посещал это место, изучая возможность открытия монастыря.
Троицкая церковь на Пробойной улице (начало 18 века). Этот храм был передан Новгородской митрополии. Но пока в нем архиерей только однажды совершил молебен. Строили этот храм в петровское время. Несмотря на это, храм был построен в древнерусском стиле.
Церковь св.вмч. Димитрия Солунского (14 век). Была построена в память о Куликовской битве. Семь лет новгородские старообрядцы ходатайствовали о передаче им этого храма. Однако, т.к. он находится в центре города, то передали его Новгородской митрополии РПЦ МП.
Рядом недействующая церковь свщмч. Климента Римского (начало 16 столетия).
Церковь св. апостола Филиппа. Долгое время этот храм был единственным действующим храмом города. Из-за плотной застройки буквально спарен с ним Никольский храм. Этот храм был построен заново. Советские архитекторы вернули ему древний вид. Мне довелось побывать в нем вместе с участниками Юбилейной конференции, посвященной 1000-летию Крещения Руси, в 1988 году (в конференции принимали участие такие известные богословы, как протопресвитер Иоанн Мейендорф, архимандрит Рафаил (Карелин) и др.). Напротив храмов большой деревянный дом местного дореволюционного краеведа Передольского. Здесь был частный музей, в котором имелось большое количество древностей. Епархия добилась передачи этого дома под воскресную школу. После этого старые деревянные стены были разобраны - деревом вновь обшили уже каменные стены. Местные краеведы стали судиться с епархией, но та, при поддержке губернатора Прусака, отстояла свое право. Губернатор буквально продавил решение в пользу епархии. И это несмотря на то, что оно было в пользу краеведов, но это решение, однако, не было исполнено. И это несмотря на то, что протестующих возглавлял нынешний зам. директора музея, являющийся теперь депутатом Гордумы. Этот случай был подробно описан в книге диакона Александра Мусина «Вопиющие камни. Русская Православная Церковь и памятники культуры на рубеже 20-21 веков». Неподалеку от храма ап. Филиппа находится часовня в честь Печерской иконы Божией Матери. Названа она так в связи с тем, что эта икона была явлена на печи. К сожалению, часовня в неприглядном состоянии.