По старой Кирилловской

Путевые очерки. Часть 8

0
378
Время на чтение 9 минут

Село Песошное - деревня Песочное - Песоцкий монастырь

Едва успеешь за Кубенское выехать, - мимо больницы, мимо отворотки к рыбзаводу, - а вот уже и деревня Песочное. По левой стороне виднеются панельные дома (несколько лет назад мне случилось быть свидетелем прихода сюда газа, сам фотографировал, как зажигался голубой многолепестковый цветок на кухонной плите). Тут же и старые деревянные избы, а дальше вдоль дороги модные терема с обширными, закрытыми высокими заборами дворами. А по правой стороне дороги, сразу за речушкой, имя которой, как недавно узнал - Щепинка, развалины церкви Успения Пресвятой Богородицы.

Храм этот построен на месте бывшего Песоцкого монастыря, упразднённого ещё в 18 веке.

Следовательно, и нынешняя деревня Песочное, была когда-то селом. Чему и нахожу подтверждение в очерке священника Иоанна Шадрина, описавшего село и храм в конце 19 века. Надо отметить, что в то время было много священников, хорошо писавших на краеведческие темы (хорошее образование давали духовное училище и семинария), например, Богословский в Кубенском, Непеин в Вологде...

Давайте же прочтём, что писал И. Шадрин.

«На самом берегу Кубенского озера, в юго-восточной его части, в полутора верстах от торгового села Кубенского и в тридцати верстах от города Вологды по Кирилловскому тракту, при самой большой дороге, стоит село Песошное. При выезде из села Кубенского в сторону Песошного глазам открывается широкая и в летнее время, особенно в ясную погоду, чудная картина.

Направо, куда первее всего направляется взор, сияет лазурное раздолье вод Кубенского озера, которое, начинаясь от села Кубенского, по правую сторону дороги, тянется далее к северо-западу, всё более и более расширяясь, пока не сольётся с горизонтом. Это громадное, чудное водное зеркало заключено в роскошные рамки зелени лугов и кустов, среди которых, подобно белоснежным раковинам, виднеются группы церквей и монастырей. И среди этой обширной, прозрачной лазури вдруг иногда покажется рыбачья лодка, как маленькая мушка на громадном стекле, за ней - другая, третья, а всмотритесь попристальнее, окажется и много таких мушек, то исчезающих, то выплывающих из лона вод.

Подул лёгонький ветерок, поднялись белоснежные паруса, и маленькие лодочки, как чайки, быстро понеслись к Каменному острову, который, как снеговая глыба, как меловая скала, чуть виднеется в синеватом тумане жаркого летнего дня... Это - рыбаки поехали "на замет". Или около противоположного берега, из-за кустов вдруг покажется беловатая струйка дыма - то пароход идёт из Сухоны в озеро. Потянется эта струйка, станет расти, расти и вдруг ясно, точно на близком расстоянии, увидишь белый корпус парохода, на котором хорошо видны и труба и колёса, хотя расстояние не менее десяти верст. Зимой здесь безбрежная, белоснежная равнина, за которою к северу чуть виднеются верхи церквей противоположного берега, и также эта равнина уходит в даль и сливается с горизонтом. Зимой здесь все мертво и пустынно. Но лишь только начинается весна, - и снова эта пустыня оживает. С грохотом понесутся по озеру громадные льдины, то громоздясь, то разбегаясь, по берегу снова засуетятся человеческие фигуры, - то рыбаки выпешивают и починивают свои ладьи и пробуют первое рыболовство - ставят верши и мережки. Образовались закраины на озере, наступил вечер, - и озеро запылало, зажглось сотнями огней, точно оно и не озеро, а большая, широкая река, берега которой усеяны зажжёнными фонарями; это "ходят с лучем", - один из самых красивых способов рыболовства...»

Должен признаться - это одно из лучших описаний Кубенского озера, читанных мною. Сердце сжимается и от узнавания ставших родными мест, и от того, что многое уже и не так, по-другому... Да нет же - разве что изменились орудия лова, лодки на моторах ходят, а остальное - всё то же, и люди те же...

Читаю дальше: «От озера взор переходит на берег и прямо упирается в церковь села Песошного. Переходит он далее влево и останавливается еще на двух церквах, более отдаленных и слегка задернутых тонким туманом, - Воздвиженской и Николаевской, что в Отводном.

Между церквами рассыпаны многочисленные деревни, в которых там и сям пестреют крашенные крыши зажиточных домов и заводов, зеленеют сады, а пред ними на первом плане стоят ветряные мельницы, которых, по причине отсутствия большой реки и водяных мельниц, особенно много в подозерье...»

Нет уж давно тех мельниц. «Церковь села Песошного» лежит в руинах, которые в последние годы начали хоть немного приводить в порядок добрые люди...

«Налево, под горою всего в каких-нибудь ста саженях от церкви, журчит веселая и прозрачная речка Щепинка, она же и Богородская, через которую перекинут мост и идет большая дорога. Прямо от берега поднимается склон, на горе стоит дом священника, а направо под горою раскинулся небольшой густо разросшийся сад - краса Песошного. В садике этом есть и яблони, и ягодные кусты, березы, черемуха, рябина, осины, тополи, калина. Насажен этот сад частью, именно яблони, умершим псаломщиком Григорием Голубевым, прослужившим на Песошном пятьдесят слишком лет, и Львом Четверухиным, сыном бывшего здесь священника Фёдора Четверухина. Все это было в первой половине настоящего века, и саду этому уже более пятидесяти лет. Загороженная от большой дороги деревьями, церковь кажется точно стоящею в саду. Прекрасно дополняют эту картину и высокие волнующиеся нивы, и красивый на горе дом священника, и молодая березовая аллея, идущая от дороги к церкви, и недалеко расстилающаяся широкая гладь вод Кубенского озера, которое по южному берегу едва ли не ближе всех церквей подходит к Песошному. Весной, при разливе, воды озера доходят чуть не до самой ограды, и тогда церковь представляется с озера точно плавающею в воде...»

Спасибо тем, почти двести лет уж назад жившим людям: Григорию Голубеву, Льву Четверухину. Остатки насаженного ими сада и сегодня ещё угадываются вблизи храма.

«Достаточно еще прибавить для точности картины, что местность кругом безлесная, открытая, и что не только с Песошенской колокольни, но и с кладбища можно видеть невооруженным глазом около двадцати окружных церквей, считая в том числе три монастыря: Заоникиев, Александро-Куштский и Спасо-Каменный»...

«До второй половины прошлого века тут был Песочный монастырь. Немного об этом монастыре сохранилось письменных документов в архивах; немного и устных преданий... - читаем далее у И. Шадрина. - Первым по времени и полноте печатным известием о Песочном монастыре должно считать краткое описание его в "Истории российской иерархии" издания 1813 года, которое и привожу здесь: "Успенский мужеский монастырь, с 1764 года упраздненный, находился в уезде губернского города Вологды расстоянием от оного в 27 верстах к северо-западу на западном берегу озера Кубенского близ села сего ж имени. Название его произошло от песчаного озерного берега, на коем он находился; а вначале его ничего не известно: но по примечанию должен быть древний. Здание в нем было все деревянное, но около 1760 года бывшим там строителем Дионисием выстроена великолепная двухэтажная каменная готической архитектуры церковь с приделами: положения ризы Богоматери и Св. Николая, с образца коей сей же строитель по упразднении оного монастыря будучи переведен в Сямской монастырь выстроил и там таковую же церковь. До 1764 года Песочный монастырь имел 116 душ крестьян. По упразднении же, обращен в приходскую церковь около лежащих деревень и ныне церковь обнесена уже каменною оградою, а также пристроена к ней и колокольня».

Далее И. Шадрин приводит устную легенду об основании Песочного монастыря: «монастырь был основан тем лицом, которому явилась икона Успения Богоматери, копия с которой и теперь хранится в теплом храме... Явление иконы не подлежит никакому сомнению, хотя о самом явлении опять же сохранилось одно лишь устное предание... По одним сказаниям, икона явилась ближе к озеру, в так называемых "исадах", то есть сенокосных пожнях, и найдена была на камне, на котором, по преданию, приплыла по озеру; по другим она явилась уже в монастырь и явилась не с озера, а "из горы", то есть, из береговой возвышенной стороны, по речке Щепинке, при чем были отмечены два пункта ее остановок. Так на месте первой остановки в деревне Щепине Ильинского Кубенского прихода и по настоящее время существует часовня, ранее числившаяся Песошенской, другой пункт у Сельца, тогда монастырского, а ныне деревни Песошенского прихода, отмечен был деревянным столбиком с иконой и кружкой. Ныне этот столбик нарушен, а вместо него уже на большой дороге, против церкви, устроена небольшая часовенка.

Но так как время явления иконы неизвестно, равно никто не может утвердительно сказать и того, что икона явилась уже в существовавший монастырь, то основательнее будет предположить, что явление иконы и было поводом к основанию монастыря и на месте явления ее был основан Песочный монастырь».

«О двухвековом существовании монастыря, известно очень мало. Прошлое его не отмечено никакими славными событиями... Жизнь его текла ровно и спокойно: - жили иноки, трудились, служили Богу, молились за весь мир Божий, совершали милостыню и просвещали, сколько могли, светом учения Христова соседних жителей...»

Был монастырь разграблен, как и все селения и монастыри по старой Кирилловской дороге (да, как и сама Вологда), в смутное время 17 века «литовскими людьми» и «воровскими казаками». Шли они, грабя всё на своём пути до самого Кирилло-Белозерского монастыря, которого так и не смогли взять...

«Ко времени упразднения Песочного монастыря за ним числилось уже 60 дворов крестьянских с 116-ю жителями муж. пола, и при монастыре существовал приходский причт для исправления мирских треб. Вотчина состояла из семи деревень, впоследствии вошедших в состав Песошенского прихода: Ирхина, Манина, Тимофеева, Легкого, Титова, Селезнева и Дресвянки, теперь уже не существующей, и трех сел: Бузакова, Брелина и Сельца. Под селом Бузаковым было 144 дес. земли пахотной и сенокосной, на скотьем дворе стояло до тридцати лошадей и семидесяти коров. Под селом Брелиным числилось тридцать три десятины прекрасной пахотной и сенокосной земли, под Сельцом 120 десятин земли. Кроме этого, монастырю принадлежали богатые пустоши и пожни по берегам Кубенского озера...»

Нынче на этих землях хозяйствует сельскохозяйственный кооператив «Передовой» - наследник совхоза, колхоза, крестьянских и монастырских хозяйств. Жизнь, лишь в чуть изменённых формах, продолжается. Основа крестьянской жизни всё та же - земля. Ну, для кубян ещё и озеро - Божий подарок.

«Церковь монастырская и самый монастырь были не на том месте, где стоит теперешний храм, а на месте сада... И теперешняя церковь, как значится в описи от 1812 года, была заложена и строена еще при существовании монастыря около 1760 года...»

Теперь уже и от этой церкви развалины одни. Помнят люди, что была она, как и все сохранившиеся к тому времени храмы и пересыльной тюрьмой, и складом...

А если ехать по этой дороге дальше и не сворачивать в Матвеевском, а проехать еще чуть вперёд, то и упрёшься в скромные дачные домики, среди которых и избушка с огородом, грядками и парниками друга моего, поэта Андрея Алексеева. Для которого эти места тоже стали родными.

Давайте-ка его стихами и закончим этот отрезок пути по старой Кирилловской дороге...

Андрей Алексеев

«Не меняет Россия лицо...»

Хождение в Прилуки

На переезде встал автобус,

И я, билетик теребя,

Смотрю в окошко - стынет глобус

Под зябкой хмурью октября.

С тяжёлым грохотом в колёсах

Плетётся с севера состав,

Тревожа гравий на откосах

И лист на ивовых кустах.

Сегодня день провёл в Прилуках,

В святой тиши монастыря,

Просился к Богу на поруки,

Искал душе поводыря.

Крошил сухарь случайным птицам,

Рубцуя свой душевный шрам,

Украдкой вглядывался в лица

Людей, крестившихся на храм,

Себя жалел и в нетерпенье

Был зол и даже осуждал

Тех, кто в церковном услуженье

Передо мной весь день мелькал.

В потоках мыслей зрели муки,

Медь колокольную круша.

Я согревал в карманах руки,

Но стыла в холоде душа.

Поднявшись тяжко с мокрой лавки,

Озябший, злой на целый мир,

Я вздрогнул - из церковной лавки

С улыбкой доброй, полный сил

Мальчонка - светлая головка

В сопровождении родни,

Сандалькой шаркая неловко

Переставляет костыли.

Господь! Спасибо за науку!

Прости за то, что отвлекал.

Осенней моросью Прилуки

Гасили мой стыдливый жар.

* * *

На полсотни втором километре

Есть деревня с названьем «Сельцо»,

Там ни в зное, ни в стуженом ветре,

Не меняет Россия лицо.

Там, латая простые одёжи,

И ступая в дорожную грязь,

На царя не имея надёжи,

Дело правят, Христу помолясь.

Там живут не во серебре-злате,

Не в пустой суете языка,

Там земля не иначе как - «матерь»,

Там хозяином чтут мужика.

В деревеньке той спрятано семя

На потом у великой Руси,

Чтоб однажды, в здоровое время,

Было снова с чего прорасти.

Гроза

Принимай, земелька, влагу,

Громыхнуло надо мной,

И с тяжёлой каплей рядом

Шлёпну пыльною ногой.

Ветер, злясь, в еловых лапах,

Загибая ветвь куста,

Притащил ядрёный запах

Тополиного листа.

Прислоняясь к стене сарая,

Замирая в каждый гром,

Крестным знаменьем спасаю

Своё грешное нутро.

И, вдыхая свежесть луга,

Понимаю, как важна

Радость грозного испуга

Для живого существа.

(Продолжение следует)

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Ермаков
К Батюшкову
К 230-летию со дня рождения поэта
05.06.2017
Время Батюшкова
К 230-летию русского поэта
19.05.2017
От Устья к Устью
Очерк
04.05.2017
По старой Кирилловской, часть 21. Окончание
Историю делают люди. Нефёдово - Сеничев и другие
26.04.2017
Все статьи Дмитрий Ермаков
Последние комментарии
Помазание на Царство Владимира Путина?
Новый комментарий от Игорь Бондарев
11.05.2024 20:16
К 79-й годовщине Победы
Новый комментарий от Русский Иван
11.05.2024 20:03
Антисталинисты – враги Церкви
Новый комментарий от Vladislav
11.05.2024 19:57
«Дружба народов»: Россия и Средняя Азия
Новый комментарий от Русский Иван
11.05.2024 18:20
Таджик за рулём, автобус – в Мойке
Новый комментарий от Сергей В.
11.05.2024 18:02