В августе этого года исполняется 115 лет со дня освящения храма Рождества Пресвятой Богородицы в селе Пенино Сланцевского района Ленинградской области. Необычна судьба этой церкви - великолепный собор, достойный столицы, освященный св. прав. Иоанном Кронштадтским, был закрыт и разорен во времена борьбы с Православной Верой, но сейчас переживает свое возрождение
Село Пенино находится в 160 километрах к юго-западу от С.-Петербурга в весьма живописной местности, недалеко от одноименного озера. Село упоминается в писцовых книгах в ХV в. под именем Сумерского погоста, до революции оно относилось к Гдовскому уезду Санкт - Петербургской губернии, а ныне - к Сланцевскому району Ленинградской области.
Земли эти изобильно политы русской кровью, поскольку недалеко отсюда проходили границы владений Ливонского ордена. Через Сумерский погост проходили воины Александра Невского, Ивана ΙΙΙ, Ивана ΙV, Алексея Михайловича. Войска Петра Великого шли этим путем из Новгорода к Нарве. Жители этих мест до сих пор помнят предание о сорока полках петровских воинов и десяти тысячах подвод для них, выставленных во время войны со шведами в 1700 г. и о мостах, которые мостили местные крестьяне по непроходимым болотам в этих краях.
Первая церковь была выстроена в Сомерском погосте не позднее 1498 года и была упомянута в писцовой книге Шелонской пятины, как деревянный храм Рождества Богородицы. Известно также, что в 1789 году он сгорел и на его месте была выстроен новый, также деревянный в честь Рождества Богородицы с приделами в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня и великомученицы Параскевы Пятницы, которую в этих краях глубоко чтили, в том числе благодаря целебному источнику св. Параскевы. расположенному близ церкви. В приходе было 16 часовен и 4 кладбища. Жители этих мест
были весьма благочестивы: в воскресные дни в храме собиралось до 500, в праздники до 1000 чел. В массе своей народ здесь был очень трудолюбив, особенно женщины, мужчины развиты, в первую очередь молодежь.
Священники и грамотные миряне внесли большой вклад в просвещение жителей села Пенино и окрестностей. В деревнях Данилове, Поречье и Липе детей обучали: гдовский мещанин Иван Чистосердов, крестьяне села Поречье. К концу ΧΙΧ в. большинство из них были грамотными. Особенно чувствовались успехи у тех детей, которых обучали дочери священника Феодора Скроботова. Многие крестьяне были "питерщиками", ходили на заработки в Санкт-Петербург, где работали каменщиками, столярами, печникам, торговали. перегоняли гурты скота.
Многие богатели на питерских промыслах становились самостоятельными людьми, но при этом не забывали о своей родине. Среди них бы и Симеон Гаврилович Гаврилов (†1908), в прошлом крестьянин д.Ожево Пенинского прихода, умный, благочестивый и деятельный человек. Из крестьян он выбился в купцы и к 1880-м гг. ставший Санкт - Петербургским купцом второй гильдии. Разбогатев, Симеон Гаврилович решил послужить своим богатством ближним - сделать доброе дела для своего родного села, вместе с прихожанами с. Пенино соорудить в селе новый каменный трехпрестольный храм. Старый деревянный давно обветшал, да и приход численно вырос, достигнув 4000 человек.
Симеон Гаврилович решил сохранить посвящение основного престола в честь Рождества Пресвятой Богородицы, однако боковые пределы предполагалось освятить в честь Сретения Господня и святого благоверного великого князя Александра Невского, небесного покровителя императора Александра Второго, чью память Симеон Гаврилович Гаврилов глубоко чтил. Собственно в память страдальчески скончавшегося царя-освободителя и строился храм в Пенино: замысел о его постройке появился у Симеона Гавриловича после злодейского убийства императора 1 марта 1881 года. Симеон Гаврилов стал церковным старостой и начал собирать средства. Для постройки храма требовалось 150000 рублей, из них 75000 Симеон Гаврилович пожертвовал из собственных средств. В 1887 году состоялась закладка храма и освящение закладного камня. Церковь строилась по проекту знаменитого столичного архитектора Николая Никитича Никонова (1849-1918), замечательного мастера византийского и древнерусского стиля, построившего среди прочих шедевров церковного зодчества и монастырь Иоанна Рильского на Карповке (завершен в 1902 году). Храм в Пенино был замыслен в древнерусском стиле, пятиглавым. Он строился быстро и был построен к августу 1900 года.
Великим торжеством и радостью для местных жителей стало освящение храма, которое совершил 17 августа 1900 г. Преосвященный Никон (Софийский), епископ Нарвский, викарий Санкт-Петербургской епархии. Среди сослужащего ему духовенства был святой праведный Иоанн Кронштадтский, который специально приехал на освящение храма.
Гдовский уезд и окрестности села Пенино о. Иоанн знал не понаслышке, с этими местами его связывали давние тесные духовные и родственные узы. Из Гдовского уезда происходила родом супруга св.прав. Иоанна Кронштадтского, Елизавета Константиновна Сергиева, урожденная Несвицкая. Ее отец, протоиерей Константин Петрович Несвицкий (ок.1790 - после 1855), начал свою службу в 1821 году в Кяровской Покровской церкви Гдовского уезда (в 8 верстах от Гдова). В 1832-45 гг. он служил настоятелем Гдовской Пятницкой церкви, был Гдовским благочинным, освящал многие вновь выстроенные церкви уезда, в том числе в с.Ложголово (1836), в 1846 г. был инициатором перенесения древней иконы святого Иоанна Предтечи из с.Кушелы во Гдов.
С Несвицкими в родстве семейство Орнатских, из которого вышли будущие священномученики петроградские о.Иоанн (†1931) и о.Философ (†1918). Отец Иоанн Кронштадтский часто навещал их брата о. Николая Орнатского, служившего неподалеку от Пенино, в село Ополье Ямбургского уезда, тем более, что Орнатские были близки ему и духовно.
Для ритма жизни отца Иоанна показательно следующее: 16 августа 1900 года, проезжая из Кронштадта в Пенино, он служил литургию на станции Молосковицы в церкви, находившейся в имении фабриканта Богданова. На следующий день он участвовал в освящении церкви в Пенино, а уже 19 августа он освящал кресты в Ревеле (ныне Таллин) для Ревельского подворья Свято-Успенского Пюхтицкого женского монастыря. И это в 72 года!
При освящении храма отец Иоанн сказал сердечное слово, которое многим запомнилось навсегда. Приведем из него выдержки:
"Сегодня совершилось, благодатию Божиею, освящение сего, вновь созданного благолепного храма в честь и славу рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Возблагодарим Господа, давшего сердце пространное, щедрое и рачительное к славе Божией - создателям храма сего, не пощадившим вещественных средств для его построения и украшения. Такой храм был бы и в столице одним из лучших. Это истинно небесе подобный храм.... При молитвах, священнодействиях и положении св. мощей на святом престоле совершилось вхождение в сей храм Господа неба и земли (Деян. 17, 24). Для чего созидаются и освящаются храмы Божии на земле, когда Вышний, по слову Писания, не в рукотворенных храмах живет: ибо небо престол Его, а земля - подножие ног Его (Деян. 7, 49) и небо небес вмещает Его (3Цар. 8, 27). Храмы рукотворенные созидаются и освящаются по повелению Божию для того, чтобы в них освящались, и, яко камение живо созидались (1Петр. 2, 5) в храмы Божии люди и делались храмами нерукотворенными, живыми и одушевленными. Человек сотворен по образу Божию, по образу святости и правды Его. Господь, по своей неизреченной благости, хочет жить в нем, но человек грешен, а Бог свят. Чтобы Бог мог обитать в человеке, человек должен очиститься, покаяться, примириться с Богом, получить прощение грехов, чрез уполномоченное от Него освященное лице, вступит в живое общение чрез причастие св. Его Таин. - И вот для этого-то и нужен храм, - такое место, где Бог мог из Своей беcконечности приблизиться к человеку, сделаться как бы осязаемым и удобоприступным. Храм и устраивается и приспособливается именно для этого общения человека с Богом.
Тут проповедуется Слово Божие, как свет жизни нашей и стезям нашим духовным; тут совершается Боголепное Богослужение и поставление в священные степени; тут священнодействуются таинства: крещение, миропомазание, покаяние; тут священнодействуется Божественная Литургия и преподаются Животворящие Тайны Тело и Кровь Христова. Чрез все эти таинства мы возрождаемся, очищаемся, освящаемся, обновляемся, вступаем в живой союз с Богом и делаемся живыми храмами Его, если с верою и благоговением их принимаем. Разве вы не знаете, что вы храм Божий, говорит апостол, и Дух Божий живет в вас? (1Кор. 3, 16). Все святые сделались одушевленными храмами Божиими - где? В храме. Сама Пресвятая Богородица высшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим, где уготовила Себя в святое жилище Бога-Слова? В храме - трехлетней отроковицей будучи, Она введена во храм и там духовно воспиталась... В храме особенной благодатью почивает Бог и храм называется селением славы Божией, домом Божиим и вратами небесными (Быт. 28, 16-17). В Ветхом Завете храмы устроялись по особенному повелению Божию и по образцу, указанному Самим Богом. Так были устроены Скиния Свидения и храм Соломонов. В Новой благодати храмы были всюду созидаемы Богодухновенными Апостолами, и ими освящались, а Апостолы передали это дело и власть Архиереям. Без храма земного никто не войдет в небесный нерукотворенный храм. Да помнят это раскольники и сектанты, наши пашковцы, толстовцы, штундисты, отвергающие храмы и таинства, св. иконы. Храм есть дом молитвы, славословия, благодарения. Дом Мой дом молитвы есть (Лук. 19, 46), говорит Господь. В храме мы все имеем общение друг с другом, как дети общего Отца небесного, как братья и сестры по духу веры. Слава Богу нашему, подающему нам радость бывать часто в доме славы Его, в этом жилище Божием на земле. Аминь.
Через год, 20-21 августа 1901 года Преосвященным Константином (Булычевым), епископом Гдовским, были освящены боковые приделы во имя Сретения Господня и святого благоверного Александра Невского. Освящение совершалось торжественно, с величественным крестным ходом, в котором участвовало многочисленное духовенство.
И опять на освящении сослужил святой праведный Иоанн Кронштадтский. Сохранилось его слово по сему случаю, с выдержками и коего считаем нужным ознакомить читателей:
"Благодарим Господа за новый освященный престол Его благодати и за новое место приношения бескровной Жертвы о грехах наших. Приходите же неленостно в этот освященный дом молитвы, о коем Сам Господь сказал: дом Мой, дом молитвы наречется (Исаии. 56, 7) и освящайтесь в нем, как чада Святого Бога. Но для чего с такой торжественностью, такими чудными молитвами, священнодействиями и обрядами, с миропомазанием стен храма и положением Св. мощей мучеников освящаются храмы? Для того, чтобы привлечь на них всеосвящающее присутствие Божие и всесовершительную благодать Духа Святого, чтобы она неистощимо и неоскудно действовала в приходящих с верою в храм сей, - просвещала умы и сердца, очищала, согревала и обновляла обветшавшие грехами души христианские, утешала скорбящих, исцеляла болящих, совершала все таинства при посредстве освященных пастырей, руководила и уготовляла всех к будущему, вечному царствию, - для того, чтобы в нем христиане соединялись в одно таинственное Тело Церкви под единой Главою Христом, - и сами, как живые камни, устрояли из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом (1 Пет. 2, 4-5). Святи будите, яко Аз свят есмь. Я создал вас - как бы так говорил Господь - по образу и подобию Моей святости; святость ваша была в начале вашей принадлежностью, вашим свойством, вашим чудным благолепием; вы были подобны Мне, вашему Богу и Творцу, - но вы - произвольно утратили эту благодать, эту цельную, безмятежную, беструдную и беспечальную жизнь, это неоцененное сокровище всякой разумной твари, - и осквернили себя лукавством, изменой, мятежным духом, непослушанием, гордостью, пристрастиями житейскими, коим нет числа, предались тли земной, поставили сами для себя бесчисленные кумиры страстей, а Меня, источника жизни, оставили.
Я туне излил на вас бесчисленные блага, а вы захотели восхитить себе Мою Божественную честь и славу, возмечтали сравняться со Мною, оказались предо мною неблагодарными, восстали против Меня Самого, вместе с отпадшим денницей, бывшим первоангелом и восприняли в себя его свойства. Но вы были обольщены этим исконным человекоубийцей; жалкие - вы были окрадены этим древним змием, как малодумные и неопытные, хотя и были предупреждены об опасности, вам предстоявшей. Потому Я, как милосердый, призываю вас опять к Себе; обратитесь и познайте свое заблуждение, свою прелесть греховную; покайтесь, возлюбите снова правду Мою и возненавидьте беззаконие, возлюбите Бога и друг друга, оставьте безумие и будьте опять святы, как Я Свят Господь Бог ваш.
Человек без святости, как бы не человек, а получеловек, как не обожженный в печи кирпич или вновь сделанный из глины сосуд, незакаленный в печи, еще не есть кирпич, или горшок, или что другое, ибо не не имеет огнеупорности и стойкости, твердости. Так и человек, не утвердившийся в вере и исполнении заповедей Божиих, не искушенный духовным опытом, не утвердившийся в добродетели и святости и безбоязненно работающий греху, не есть настоящий человек и христианин. Многовидный грех с бесчисленными страстями глубоко проник в существо человека, пустив безчисленные корни в сердце, - все заразил, осквернил, растлил: душу и тело, разум, сердце, волю, память, воображение, всю мыслительную и желательную способность, все телесные чувства, эту пяту (пять) человека, и человек невозрожденный стал подобен трупу смердящему, или порождением ехидны, как называл Иоанн Предтеча фарисеев и саддукеев. Чтобы оживотворить этот труп, - выгнать из него смрад греха, - остановить или обессилить исполинскую силу греха в человеке и дать ему благодатную силу мыслить, желать и чувствовать по Божьему и творить дела добрые, богоугодные, спасительные, - надобно было его чудесным образом возродить, и из чада дьявола сделать чадом Божиим; а для этого Господь и Творец наш Сам благоволил сделаться для нас Искупителем и Спасителем, Первосвященником и Жертвою; в Самом Себе благоволил омыть грех мира посредством Своего Крещения в Иордане и даровать роду человеческому благодать крещения и запечатления Духом Святым чрез миропомазание. Для совершения же этого великого Таинства, как и других Таинств, Он благоволил основать на земле Церковь Свою с пастырями и паствою, с освященными храмами и спасительными уставами и Богослужебными чредами, при Своем Главенстве и совершительной благодати Духа Святаго.
Богослужение, во время которого совершается оно освященными лицами, есть главнейшее богослужение в церкви. Таким образом, человек грешный очищается, освящается и спасается только в Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви и без церкви, без храма православного, он нигде не может достигнуть святости, потому что только ей дана благодать освящения и возрождения человека. Отсюда ясно, что святость и спасение душ недостижимы ни в какой секте, ни в каком расколе или ереси, ибо там нет и не может быть благодати. Итак, будьте святы: ищите святости, заботьтесь о святости, приобретайте ее, как неоцененное, жизненное, вечное сокровище. Прибегайте всегда к Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви и спасайтесь в ней. Те, которые отступили от Церкви и еще хулят ее, все погибнут, если не покаются. Вси, удаляющии себе от Тебе, погибнут (пс. 72, 27), говорит духом святым царь и пророк Давид. Аминь".
В 1900-1910-х гг. храм стал одним из самых красивых и знаменитых в уезде. В эти годы здесь служили священники Сергий Николаевич Иванов и Николай Семенович Никольский, уроженец с.Пенино, сын прежнего настоятеля местной деревянной церкви, диаконом был Василий Валентинович Кедров, сын настоятеля и строителя Старопольской Христорождественской церкви.
Благодаря освящению величественного храма в с.Пенино и участию в этом св. праведного Иоанна Кронштадтского, в местечке Козья Гора, у деревни Поречье в 4 верстах от храма была основана Свято-Покровская Поречская женская община. Ее основательница и первая настоятельница Мария Андреевна Кудрявцева была духовной дочерью св. праведного Иоанна Кронштадтского. В этой общине в 1903-1904 г. появился первый в России храм прп.Серафима Саровского, тогда только что прославленного во святых Русской Православной Церкви. В 1907 г. на вершине горы по проекту архитектора В.А.Косякова был выстроен величественный храм Покрова Пресвятой Богородицы с приделами свт.Николая Чудотворца и свв. апостолов Петра и Павла и прп. Максима Исповедника. Монастырем община стала в 1919 году, здесь в двадцатые годы подвизалось до 20 сестер. Духовником обители был протоиерей Василий Добронравин, скончавшийся у Престола Божия в алтаре Покровского храма за литургией.
Храм в Пенино в 1930-х гг. был закрыт, а деревянный древний, стоявший у дороги, уничтожен. Во время гонений за веру мученически скончались священники уроженцы села Пенино - о.Валентин Левитский (1867-1937), о.Арсений Голосов (1969-1937), священник Михаил Виноградов (†1937),, служивший на Козьей Горе и проживавшего в с.Поречье, священник Филимон Алексеев (1866-1937), уроженец д.Кошелевичи, служивший и проживавший в с.Самро.
В Доложске (Заручье), ближайшем к Доложскому Успенскому скиту приходе, пострадали за веру уроженцы этого села: братья-священники о.Николай Покровский (1866-1937) и о.Иоанн Покровский (1869-1937), а также диакон из Заручья о.Василий Соколов (1878-1937).
Во время Великой Отечественной войны закрытый храм Рождества Богородицы в с.Пенино был вновь открыт и в нем совершались богослужения благодаря настоятелю Покровского храма в Козьих горах протоиерею Алексею Кибардину. Отец Алексий Кибардин
- один из замечательнейших русских священников ХХ века. Он был последним духовником преподобного Серафима Вырицкого, а ранее духовником Собственного Его Императорского Величества Конвоя и настоятелем Феодоровского Государева Собора в Царском Селе (о. Алексий известен также как неофициальный духовник Царской семьи). Он прошел лагеря и ссылки в 30-е годы ХХ столетия. В годы войны в 1941-45 служил в Покровском храме на Козьей Горке. После войны, с 1945 по 1950 год, отец Алексий служил настоятелем Вырицкого храма во имя Казанской иконы Божией Матери. В 1950 г. по ложному доносу был арестован и сослан в сибирский лагерь Озерлаг, где провел в нечеловеческих условиях 5 лет.
С 1955 до 1957 года служил вторым священником в Казанском храме в Вырице, затем вышел за штат. Скончался о. Алексий 5 апреля 1964 г. - ровно через 15 лет (с разницей в 2 дня) после смерти прп. Серафима Вырицкого, как и предсказал ему в свое время старец.
Во время своего служения в Козьей горе о. Алексий Кибардин неоднократно помогал партизанам, жертвуя им деньги и продукты. После войны они свидетельствовали в его пользу на суде и все равно ему дали 25 лет за мнимое сотрудничество с немцами. Очевидцы вспоминают, что отец Алексий во время войны истово служил, стремился помогать всем нуждающимся, в особенности беженцам и военнопленным. Он явился одним из прототипов отца Александра в фильме "Поп".
После войны богослужение в храме Рождества Богородицы прекратилось. Иконостас храма был перенесен в Крестовоздвиженскую церковь села Ополье в 1948 году. А в церковных домах села Пенино была устроена коррекционная школа-интернат, просуществовавшая до 1985 года. Храм постепенно стал разрушаться. Так продолжалось до 2010 года, пока благочинный храмов высших учебных заведенй, настоятель Смольного собора протоиерей Петр Мухин не получил благословение от правящего архиерея восстанавливать церковь Рождества Богородицы в Пенино. Благодаря энергии о. Петра, помощи благотворителей и усердию его помощников в храме налажено ежедневное богослужение, начались реставрационные и строительные работы. Были заново перекрыты купола, установлены кресты, восстановлена колокольня, полностью восстановлен цокольный этаж, а в криптовом пространстве освящен храм во имя святителя Алексия митрополита Московского Восстановлена часовня Параскевы Пятницы и сооружена купальня на святом источнике, устроен особый "пчельный храм" В этом храме, рядом с которым находится приходская пасека, можно поправить здоровье благодаря особому благоуханному медвяному воздуху. Построен и отреставрирован целый ряд подсобных и жилых помещений: гостиница, дома для рабочих.
В окрестностях храма с 2010 года регулярно проводятся православные молодежные лагеря. Благодаря поездкам в Пенино социально реабилитируются трудновоспитуемые подростки из центра Василия Великого. Там также получают уроки православного воспитания скауты из Организации Российских Юных Разведчиков (ОРЮР), в окрестностях храма проводится работа Школы народной традиционной культуры Ленинградского областного отделения Российского фольклорного союза и проходя другие мероприятия, способствующие духовному и общественному возрастанию участников.
Празднование начнется торжественным богослужением, которое возглавит митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий в сослужении архиепископа Петергофского Амвросия, епископа Гатчинского Митрофана, епископа Тихвинского Мстислава и 50 священнослужителей. После службы совершается торжественный крестный ход, праздничная общинная трапеза и концерт с участием художественных коллективов Невской Столицы.
В этом году также исполняется 45 лет отцу Петру Мухину, настоятелю Смольного собора и восстановителю храма Рождества Богородицы в Пенино. Считаем должным принести ему поздравления с юбилеем и пожелать ему дальнейших успехов в его благородной и разнообразной церковной деятельности.
Пятилетний период восстановления храма ознаменован чудесами, в частности исцелениями, происходящими на источнике мц. Параскевы Пятницы. Однако, самое большое чудо - восстановление церковной жизни в казалось уже умершем храме, которому грозило стать просто кучей кирпичей. Воистину: "Воскресе Христос и жизнь жительствует".