В Русском духовном театре «ГЛАС» состоялась яркая, очень своевременная премьера. Спектакль «Корсунская легенда (Похвала Владимиру)» рассказывает о цивилизационном выборе Руси - принятии христианства. В центре - фигура Великого Князя Владимира, 1000-летие преставления которого отмечает православный мир. Много внимания уделено Великой княгине Ольге - первой русской христианке. Спектакль создан в непростое время в отношениях между Украиной и Россией. Невольно задаешься вопросом: кто же он князь Владимир - русский, украинец?
Сценическое пространство обрамлено кулисами. Они вместе с частью задника расписаны орнаментальной живописью, отражающей древность. Основной задник - белого цвета, как «чистый лист». На «лист» проецируются пейзажные слайды, старославянские тексты. Кстати, впервые на российской сцене персонажи говорят на старославянском языке. Кулисы первого плана - своеобразные живописные иконы. Слева - Великая равноапостольная княгиня Ольга, справа - Великий равноапостольный князь Владимир. Иконы в полный рост. Сценограф - засл. арт. РФ Татьяна Белевич.
«Каким-то чудесным образом вновь выпала честь быть в центре глобальных событий, на этот раз связанных с Великим Князем Владимиром, - говорит художественный руководитель театра, режиссер-постановщик спектакля, засл. деят. иск. РФ Никита Астахов. - А начались «чудеса» еще до рождения театра. Задолго до того как в атеистическом СССР было принято решение о праздновании 1000-летия Крещения Руси, мы уже подготовили спектакль «Светлое Воскресение», посвященный грандиозному событию. «Светлым Воскресением» театр открылся в 1989 году.
Сейчас же (в 2014 году) был заказ от Патриархии: подготовить на сцене Зала Церковных Соборов Храма Христа Спасителя представление к 1000-летию преставления Великого Князя Владимира. Создали сценарий, получивший название «Вот повести минувших лет о том, как была крещена Русь». Он основан на древних литературных памятниках: «Повести временных лет» монаха Нестора и «Слове о Законе и Благодати» митрополита Киевского Илариона, а также на цитатах из Священного Писания. Первый показ действа состоялся в январе 2015 г. на закрытии XXIII Международных Рождественских образовательных чтений. Потом мы повторили его дважды: во время VII Общероссийской олимпиады школьников по вопросам православной культуры и на празднике «День православной книги» там же, в Зале Церковных Соборов. В тех представлениях «ГЛАСу» помогали другие творческие коллективы: концертный образцовый оркестр РЖД, театр танца «Гжель», Праздничный Патриарший мужской хор Московского Данилова монастыря, танцевально-хоровой коллектив «Калинушка» из Брянска, другие исполнители.
Возникла мысль - создать на основе имеющегося материала театральный вариант. И началась работа над спектаклем "Корсунская легенда (Похвала Владимиру)", требующая уже совсем иных выразительных средств».
За полтора часа действия театр попробовал передать события более чем тысячелетней давности. Режиссер Никита Астахов избрал верный путь - художественный лаконизм. Чем дальше в историю, тем скупее, строже был отбор событий далеко отстоящих лет. Именно ключевые события были взяты и именно в моменты их кульминаций.
Запоминаются сцены в спектакле, в центре которых княгиня Ольга. Это - «Плач Ольги» по убиенному хазарами мужу, князю Игорю (арт. Даниил Коробейников): мы видим Ольгу (арт. Анна Хапкина) в момент наивысшего напряжения сил, отчаяния, когда она в горе обращается к воинским атрибутам (шлем, щит, меч) мужа. Это - «Месть Ольги» (арт. Наталья Шеховцева): по приказу властительницы Руси «было тогда умерщвлено более пяти тысяч древлян» (по свидетельству летописца Нестора). Роль Нестора исполняет засл. деят. иск. РФ Никита Астахов. Сама Ольга тоже обагрила кровью врагов свой меч. «Искупление» (арт. Ася Чернова) - когда Ольга «много добра во имя Божие делая, всякими добрыми делами освещаясь, милостынею обогащаясь... И захотела она пойти в Царьград и без какого-либо сомнения креститься». Святейший Патриарх Константинопольский (засл. арт. Чувашии Николай Калёнов) сказал Ольге: «Иисус Христос сохранит твое возвращение в землю, которой ты владеешь, чтобы быть как овца среди волков...»
Полна острейшего духовного драматизма беседа княгини Ольги (арт. Ксения Соломяная) с сыном Святославом (арт. Александр Яцентюк). «Ты же чадо, послушай меня, прими веру истинную и крестись, и спасен будешь». Но холоден был Святослав к призывам матери.
Кульминация линии Ольги в спектакле - сцена «Прощание»: Ольга (засл. арт. РФ Татьяна Белевич ) со смертного одра взывает к Святославу - «Куда идешь, чужого желая? А свою землю кому поручаешь?.. Уже приближается время моей кончины, я уйду к желанному Христу, в которого верую». « И сподобилась Ольга», - как говорит Нестор, - «перейти в обители вечные и удостоиться небесного чертога».
В роли княгини Ольги, в разные периоды ее жизни - пять исполнительниц. Каждая из них олицетворяет одну из черт ее многогранного характера: полноту любви и нежность, жесткость, чадолюбие, стойкость, мудрость.
Говорит режиссер Никита Астахов:
- Мы живем в «нашем» времени. И восприятие прошедшей и настоящей истории у каждого из нас - свое, индивидуальное.
А Святые - без времени. Наши «подвиги» скоротечны, Святые же соединяют два мира: сиюминутный и вечный. Понять, почувствовать то далекое время, понять время сегодняшнее, нам и помогают Святые. Наш интерес к далекому прошлому продиктован именно наличием Святых, которые жили в нем. В данном случае - это Равноапостольные Княгиня Ольга и Князь Владимир. Наша связь со Святыми нематериальна. Мы, как это ни удивительно, живем со Святыми, в которых веруем, в одно время. А Святые зовут нас к христианским ценностям: Богу, Семье, Отечеству, Вере, Любви.
Вторая часть спектакля отдана внуку Ольги - Владимиру, Великому князю. И представляет собой эта часть зримый парад мировых религий, проходящих перед князем, желающим обрести Веру для себя и своего народа. Как бы ни были привлекательны иудаизм, католицизм, магометанство (а в спектакле через танец и пение они представлены очень живописно) - всё отвергает Владимир (арт. Александр Ильин): «Идите, откуда пришли».
Отметим совершенно неожиданную современную реакцию, во время зачитывания для Владимира иудейской делегацией (арт. Виктор Беломестнов и арт. Михаил Леонцев) заповедей Моисея. Некоторые из них звучат сегодня с актуальной остротой и вызывают... здоровый смех в зале. Посудите сами. «Если кто ляжет с мужчиной, как с женщиною, то оба они сделали мерзость; да будут преданы смерти, кровь их на них». Или: «Если женщина подойдет к какой-нибудь скотине, чтобы совокупиться с нею, то убей и женщину и скотину; да будут они преданы смерти, кровь их на них»... Разве не напоминает вам это некие нынешние дискуссии в СМИ о нравах?
Только Православие затрагивает душу князя (не напрасны усилия Великой княгини Ольги, ее земные и небесные молитвы!). Вот речь еще одного гостя, Греческого философа (арт. Петр Каледин): «Пророки предсказывали, что родится Бог, что распят будет и погребен, но в третий день воскреснет и взойдёт на небеса». Они стали ключевыми в решении Владимира. «Где примем Крещение, братие? - это его слова к людям.
На вопрос этот история вместе с театром отвечают: «в церкви Святого Василия. А стоит та церковь в городе Корсуни, посреди града».
Говорит режиссер Никита Астахов:
- Работая в пространстве разговора о Святости, о Святых, приходится пересматривать традиционный сценический язык. Вот сцена. На ней иконы Ольги или Владимира в полный рост. Рядом с ними - исполнители. Говорю: пробуйте через воображение сделать так, будто это не вы произносите монологи, а сама икона говорит... А вы (как артист) стремитесь лишь догадаться: какого же уровня глубины мышления был тот или другой Святой? Артисты пробуют... и в реализации этой, на первый взгляд, странной задачи вдруг отчетливо проступает другая эпоха, исчезает дистанция.
Возникает то временнόе сценическое пространство, которое нас и соединяет. Эффект сиюминутного прорыва в прошлое. И не просто в прошлое, а туда, где начало Святости. Прорыв - из времени сегодняшнего, потому что актер носитель нашего времени. А вместе с актером - зритель. Они вместе оказываются в новом измерении. «Сухой» летописный материал дает (как ни странно) такие возможности. Слово, причем древнее Слово, даёт мощный эффект переноса во времени, люди прошлого зримо приближаются к нам.
Важнейшей составляющей спектакля является музыка, точнее уникальные духовные песнопения, и замечательные танцевальные композиции, а еще точнее - их блестящее, проникновенное исполнение артистами духовного театра и хоровой его частью. Среди последних необходимо выделить чудные меццо-сопрано заслуженной артистки РФ Елены Баженовой, сопрано Надежды Никулиной, Тамары Томашвили, баритоны Дмитрия Зарудного и Константина Труфанова. Звучат произведения: «Стихира княгини Ольги» Федора Баженова, «Поминальная», в гармонизации Николая Римского-Корсакова, «Агни Парфене» св. Нектария Эгинского, «Вечери твоея тайныя» Алексея Львова, «Севастопольский вальс» Константина Листова и другие музыкальные шедевры. Лейтмотив спектакля - проникновенные духовные песни матушки Людмилы Кононовой из Вятки.
Феерия танцев захватывает зрителя мастерством и азартом. «Сербский танец», «Иудейский танец», «Дабка» (арабский танец), «Севастопольский вальс» - непременно сопровождаются аплодисментами (балетмейстер Гия Бердзенишвили).
Вся эта музыкальная феерия несет в себе глубинный смысл - это и есть тот самый народ (его душа), который был крещен Великим Князем Владимиром в X веке от Рождества Христова.
Завершается спектакль неожиданно. «Чистый лист» экрана заполняет видео с Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным, говорящим о сакральной роли Крыма, Корсуни, Херсонеса, Севастополя... Звучит песня «Севастопольский вальс», кружатся в вальсе счастливые пары.
Вопрос дня: так кто же он Великий равноапостольный князь Владимир: украинец, русский?
Слово режиссеру Никите Астахову:
«Святой князь Владимир - это Крещение Руси. И это главное. Святые - не имеют национальности. Одно дело быть родственником по крови, другое - родственником по духу. Мы, русские, родственники по духу с князем Владимиром. А кто он по национальности - это уже не столь важно. В спектакле мы говорим о человеколюбии.»
В конце спектакля возникает Владимир Владимирович Путин. И я вижу здесь прямую духовную связь между двумя Владимирами. Сегодня большая часть населения земного шара знает, кто такой Путин. И это не пустые слова. Я горячо поддерживаю позицию своего президента по Крыму: «Место, где крестился князь Владимир - легендарное место России». Отсюда и началось духовное рождение России.