В Краснодаре состоялся однодневный семинар-совещание «Развитие социального служения в Екатеринодарской епархии и на Кубани». Публикуем отчётный доклад Председателя отдела социального служения и церковной благотворительности Екатеринодарской епархии.
***
Дорогие отцы, братья и сестры!
Благодарю вас за то, что вы нашли возможность прибыть сюда, чтобы совместными усилиями обсудить пути развития церковного социального служения на Кубани, взаимодействия с государством и обществом.
1.
Почему, в конце концов, мы должны заниматься этим самым социальным служением?! Это же действительно, так непросто и даже порой обременительно. И у нас других дел и забот предостаточно. Ходят, просят, просят... А еще такая сторона - как и чем помогать?! Нет, порой, ни сил, ни возможностей, вплоть до того, что и руки, может быть, опускаются.
Но - дорогу осилит идущий. А дорога-то в гору.
В том-то и дело, что милосердное служение помогает, должно помогать человеку обретать самое главное - любовь. А вместе с ней - самоотверженность, кротость, долготерпение, смиренномудрие и другие христианские добродетели. Именно о такой душеполезности дел милосердия писал авва Дорофей, наставляя братию в том, что »более больной благотворит ему [служащему], нежели он [служащий благотворит] больному» (Душеполезные поучения, поучение XIV «О созидании и совершении душевного дома добродетелей»).
2.
И здесь Церковь не должна вариться, что называется, в «собственном соку». В социальном служении просто не может быть так называемого «отделения Церкви от государства».
С другой стороны необходимо четко понимать, что и Церковь не должна брать на себя функции, принадлежащие государству.
Слава Богу, государство, в лице нынешнего руководства, как мы видим, осознает, понимает, что земное благоденствие немыслимо без соблюдения определенных нравственных норм - тех самых, которые необходимы и для вечного спасения человека.
«Поэтому задачи и деятельность Церкви и государства могут совпадать не только в достижении чисто земной пользы, но и в осуществлении спасительной миссии Церкви» (это цитата из Социальной концепции Русской Православной Церкви).
Понимает значимость такой совместной работы руководство страны. Почти три года назад здесь, в Краснодаре, в сентябре 2012 года президент России Владимир Владимирович Путин, выступая на встрече с представителями общественности, задал следующий вектор работы: »Нам нужны действительно живые формы работы по воспитанию патриотизма и гражданственности, а значит, опирающиеся на общественную инициативу, на служение традиционных религий, на деятельность молодёжных и военно-патриотических организаций, исторических и краеведческих клубов, других подобных структур. Словом, необходимо эффективно выстроенное общественно-государственное взаимодействие».
И хотя о социальном служении здесь напрямую не говорится, мы прекрасно понимаем, что помощь ближнему гораздо плодотворнее оказывать в соработничестве с государственными, общественными и традиционными для России религиозными организациями.
В наше время, когда государство стремится бремя нагрузки на социальный блок разделить с общественными и традиционными для России религиозными организациями, это крайне важно.
15 января 2015 года на пленарном заседании Общероссийского форума «Государство и гражданское общество: сотрудничество во имя развития» Президент в условиях сокращения государственного бюджета подчеркнул назревшую необходимость «создавать максимально комфортные условия для работы социально ориентированных некоммерческих организаций, снимать остающиеся барьеры для их деятельности в сфере социального обслуживания, здравоохранения, образования, формировать эффективно функционирующее правовое поле».
Это, безусловно, и должно быть то самое соработничество, если хотите, симфония государства и Церкви, когда ради спасения душ человеческих не может быть одного без другого.
Нам необходимо учитывать это обстоятельство и совершенно спокойно мы должны научиться обращаться за помощью к государству - через определенные, уже имеющиеся, созданные государством механизмы, которые необходимо понять, освоить и принять как руководство к действию.
И что еще очень важно: нам надо быть готовыми брать на себя ответственность, а не пенять на то, что никто, в том числе государство, помогать нашим начинаниям не хочет. Однако если быть совсем откровенным, мы не всегда и готовы брать на себя эту самую ответственность.
3.
Фандрайзинг. Кто мне скажет, что это слово обозначает? Правильно, это не ругательство. Если без лишних слов, всякое доброе дело нуждается в материальной поддержке. Да, фандрайзинг - это сбор денежных средств и иных материальных ресурсов, которые организация не может обеспечить самостоятельно и которые являются необходимыми для реализации определенного проекта или своей деятельности в целом. Красивое, но не очень для слуха русского привычное слово.
А вот сектанты, к примеру, четко его знают и используют в своей практике зарабатывания денег на далеко не всегда благие проекты.
Не пора ли и нам учиться находить эти средства на нормальную, здоровую альтернативу тем по сути своей антироссийским сектантским проектам?! Здесь мы, к сожалению, очень серьезно отстаем, проигрываем и нередко при этом жалуемся, что помощи нет.
Хочу напомнить, что еще пять лет назад, 5 апреля 2010 года был принят Федеральный закон N 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций». И, между прочим, среди тех самых социально ориентированных некоммерческих организаций - обретаются и имеют право на поддержку наши с вами православные религиозные организации.
Это означает, что с того самого дня, 5 апреля 2010 года, не можно, а нужно было начинать совершенно по-новому строить отношения со светской властью, государством - как на федеральном, так и на региональном уровнях - в плане взаимодействия в сфере столь востребованной нашим обществом социальной работы.
Тот самый Федеральный закон N 40-ФЗ предусматривает, в частности, следующие меры государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (повторяю: в том числе православных, зарегистрированных министерством юстиции как общественные):
- предоставление субсидий (грантов) из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов;
- предоставление имущества во владение и пользование на льготных условиях, в том числе в аренду по льготным ставкам арендной платы;
- предоставление льгот по уплате налогов и сборов гражданам и юридическим лицам, оказывающим данным некоммерческим организациям материальную помощь.
К социально ориентированным некоммерческим организациям отнесены некоммерческие организации при условии осуществления ими, в частности, следующих видов деятельности, предусмотренных их учредительными документами:
- социальная поддержка и защита граждан;
- благотворительная деятельность;
- деятельность и содействие деятельности в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта, а также содействие духовному развитию личности.
Очевидно, что данные виды деятельности характерны для большинства православных религиозных организаций.
При этом, в соответствии со ст. 18 Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем создания специализированных организаций (детских домов, домов престарелых, благотворительных больниц и т.п.).
4.
К нам обращаются разные люди. Не все из них воцерковлены, порой вообще далеки от Церкви. На горизонте маячит мнимое решение проблемы: это не церковный человек, он не наш прихожанин и ему можно не помогать. Вроде, и совесть спокойна.
Тем не менее, по мере сил пытаемся помогать. А иногда среди просителей попадаются, увы, откровенные авантюристы. С таким человеком просидишь час-другой, пытаясь понять детали, и четко выясняешь - лукавит. Деньги ему нужны под любым вымышленным предлогом. Это о трудностях.
5.
Святейший Патриарх Кирилл напомнил нам о важности переосмысления задач православного прихода: «Сегодня и Церковь сознает необходимость возрождения социальной функции прихода, и государство понимает, что религиозные организации могут и должны осуществлять социально ориентированную деятельность».
Мероприятие, которое мы сегодня проводим, призвано стать стартовой площадкой для развития в первую очередь государственно-церковного, церковно-общественного и государственно-общественного взаимодействия (партнерства) в этой сфере на краевом уровне, усилить социальный блок за счёт развития данных направлений.
6.
Отметим, что основными документами, регламентирующими деятельность Церкви здесь являются следующие:
- «О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви» - документ, утвержденный 4 февраля 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. В нём указано, что социальное служение Церкви не может сдерживаться или ограничиваться религиозными, национальными, государственно-политическими или социальными рамками. Церковь простирает свое человеколюбие не только на своих членов, но и на тех, кто к ней не принадлежит (Лк. 10, 30-37).
В основе милосердного служения - любовь, которая, по слову апостола Павла, «долготерпит, милосердствует, <...> не завидует, <...> не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит» (1 Кор. 13, 4-7).
По выражению святителя Григория Богослова, превосходнейшую часть любви составляет «любовь к бедным, жалость и сострадательность. <...> Ибо никакое служение так не угодно Богу, как милосердие» (Слово 14, О любви к бедным).
В том же документе указано, что «в делах милосердия и благотворительности Церковь может сотрудничать с органами власти, благотворительными и иными общественными организациями и объединениями граждан, представителями традиционных религий и конфессий, политическими партиями, профсоюзами, деловым сообществом.
Однако такое сотрудничество принципиально невозможно с представителями псевдорелигиозных и оккультных групп, преступными, экстремистскими или дискредитировавшими себя организациями, а также с теми религиозными сообществами, которые стремятся использовать социальную работу совместно с православными в целях прозелитизма».
Нередко такого рода организации скрываются под личиной реабилитационных центров для алко- и наркозависимых, о чём также необходимо помнить.
И здесь в деле государственно-церковного партнёрства имеет смысл ориентироваться на Соглашение о взаимодействии между Государственным антинаркотическим комитетом (ГАК) и Русской Православной Церковью, подписанное 21 декабря 2010 года.
В фундамент Соглашения были заложены положения из Основ социальной концепции Русской Православной Церкви: «С пастырским состраданием относясь к жертвам пьянства и наркомании, Церковь предлагает им духовную поддержку в преодолении порока. Не отрицая необходимости медицинской помощи на острых стадиях наркомании, Церковь уделяет особое внимание профилактике и реабилитации, наиболее эффективных при сознательном вовлечении страждущих в евхаристическую и общинную жизнь».
В соответствии с прописанными в Соглашении договоренностями, в настоящее время Патриархом Московским и всея Руси Кириллом утверждена и имеет деятельное развитие Концепция Русской Православной Церкви по реабилитации наркозависимых, разработанная Координационным центром по противодействию наркомании при Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению.
Безусловно, как отмечают светские и церковные эксперты, необходимо развитие и других направлений социального служения. Второй общецерковный съезд по социальному служению (Москва, 9-10 июля 2012 года) обратил особое внимание на организацию церковной работы по поддержке многодетных семей, беременных и одиноких женщин с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, семей с инвалидностью родителя или ребенка, неполных семей и семей с низким достатком.
Как отмечено в итоговой резолюции Съезда 2012 года, большинство современных социальных проблем: наркомания, пьянство, социальное сиротство, суицидальные настроения у подростков, жестокость и насилие на бытовом уровне - имеют корни в катастрофическом состоянии семьи.
Что касается наиболее перспективных направлений развития церковного социального служения, то они достаточно полно отражены в Итоговом документе Третьего общецерковного съезда руководителей епархиальных отделов социальной направленности, духовников и главных сестер сестричеств милосердия, прошедшего в Москве 25 сентября 2013 года.
В документе обращено внимание на то, что при открытии новых храмов желательно сразу же озаботиться и социальными нуждами паствы в этих новообразованных храмах, выбирать из числа верующих помощников по социальной деятельности в таких приходах.
Всем руководителям социальных отделов в епархиях было рекомендовано регулярно направлять епархиальных социальных работников на обучение в Синодальный отдел церковной благотворительности и социального служения (ОЦБСС). Информацию об этом можно найти на сайтах Синодального отдела Милосердие.ru и Диакония.ru.
Как отмечается в Итоговом документе Третьего общецерковного съезда социальной направленности, к сожалению, до сих пор церковные проекты недостаточно активны в привлечении финансирования (тот же самый фандрайзинг), или же им не удается выигрывать грантовые конкурсы из-за недостаточной подготовленности бухгалтеров и руководителей проектов.
В связи с этим было признано необходимым повышать уровень управленческих кадров церковных НКО, а также уровень финансовой отчетности, чтобы не проигрывать в конкуренции с другими НКО, в том числе антироссийской направленности, в получении грантов.
Отмечалось и то, на что хочу обратить особое внимание - у приходов есть возможность учреждать социально-ориентированные НКО как отдельные юридические лица.
При этом в процессе подготовки к созданию и регистрации таких НКО целесообразно изучать и использовать эффективный зарубежный опыт привлечения ресурсов для благотворительности.
Особую перспективность и важность участники Третьего съезда справедливо увидели в развитии добровольческого служения. По их мнению, с которым невозможно не согласиться, волонтерские группы должны создаваться при приходах, благочиниях, при церковных социальных службах, т.е. там, где совершают реальные и конкретные дела.
При этом небольшие церковные и общественные волонтерские группы могут быть объединены в единую сеть - для сотрудничества и для совместного участия в крупных акциях, проектах и программах. И это, безусловно, один из наиболее мощных ресурсов для развития программ социального служения в любом регионе.
Созданное при отделе социального служения Екатеринодарской епархии по благословению митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора в 2011 году добровольческое движение «Доброе сердце. Кубань» - тому яркое подтверждение.
Возвращаясь к необходимости развития помощи наркозависимым в том числе и на Кубани, снова обращусь к Итоговому документу Третьего общецерковного съезда. Наиболее насущными вопросами этого направления церковного социального служения были названы такие: проблема кадров, организация новых реабилитационных центров по типовым проектам, взаимодействие с государством и НКО, юридическое обеспечение процесса помощи.
По итогам обсуждения участники пришли, в том числе, к основным выводам:
- важно выделение помощи наркозависимым и их родственникам в отдельное направление социального служения на епархиальном уровне;
- назрела потребность в объединении существующих церковных реабилитационных структур в единую сеть для повышения эффективности и качества помощи наркозависимым и их близким.
Участники Четвертого общецерковного съезда руководителей епархиальных отделов социальной направленности, духовников и главных сестер сестричеств милосердия, прошедшего в Москве 16-18 мая 2014 года, обсудили основные проблемы в области церковной помощи инвалидам. Организация на должном уровне помощи тем, кто лишен по разным причинам физической возможности к уходу за собой - это один из самых болезненных вопросов для современного общества и это одно из важнейших направлений церковного социального служения.
Как было указано в итоговой резолюции Четвёртого съезда, такой деятельностью занимаются пока не многие приходы. Облегчая духовные или физические недуги людей, члены Церкви видят в этом служении проявление любви к Самому Богу: «...так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40), - говорит Господь. И мы не можем не внимать Его наставлениям.
7.
В качестве напутствия всем присутствующим священнослужителям и помогающим им мирянам хочу привести один из пунктов итоговой резолюции Первого, 2011 года, съезда по социальному служению. Цитата: «Участники съезда считают необходимым принять во внимание, что не всякий приход может справиться с широкой социальной работой, и хотят напомнить слова Святейшего Патриарха, что не следует подходить к исполнению решений священноначалия формально, для отписки. Как подчеркивает Святейший Патриарх Кирилл, «если приход, не по нерадению духовенства, а по своему реальному состоянию не может осуществлять тот или иной вид деятельности, то начать следует с развития той области, которая лучше всего получается на приходе, постепенно подключаясь к другим видам работы» (конец цитаты).
8.
И дополню заключительной частью итогового документа Третьего общецерковного съезда того же направления: «Важно, чтобы духовники, окормляющие церковные социальные проекты, неустанно напоминали сотрудникам, а через них свидетельствовали всем обращающимся за помощью людям, что главный смысл церковной социальной деятельности - не в количестве нуждающихся людей, которым будет оказана помощь, а в том, чтобы стяжать в сердце и явить любовь к нуждающимся, предполагающую умение видеть в каждом неповторимую личность, образ Божий. Основой нашей работы должна быть совместная молитва, жизнь в Таинствах Церкви, смиренное принятие трудностей служения, надежда на помощь Божию, трезвенное отношение к социальным проблемам и стремление, по слову апостола Павла, понести тяготы друг друга (Гал. 6, 2)».
9.
Работы на этом поле много, она крайне непростая, изо дня в день становится всё сложнее и многообразнее. Но если мы сообща, вместе, объединив усилия государства, Церкви и общества здесь, на краевом уровне возьмёмся за это, безусловно, чрезвычайно важное для будущего нашего региона дело служения ближнему, мы справимся с поставленными Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, Президентом задачами.
Архимандрит Трифон (Плотников), Председатель отдела социального служения и церковной благотворительности Екатеринодарской епархии
29 июля 2015 г.