Тайна крещения князя Владимира и Руси

К 1000-летию преставления

1000-летие со дня преставления Крестителя Руси 
0
2902
Время на чтение 9 минут

 

 

Диво-дивное

Каждый просвещенный россиянин на сегодня знает, что началом объединения древних славянских племен, началом русской православной государственности явилось Крещение Руси, но не каждый догадывается, что этот духовный акт, иначе как чудо, как неизреченный Божий Промысл не назовешь. Почему так? Дело в том, что Крещение Руси, как заметил еще приснопамятный митрополит Иоанн (Снычёв), не было совершено по каким-то государственным или личным расчетам князя Владимира. Ко времени образования Киевской Руси уже была государственная религия - язычество. Оно крепло, развивалось и имело достаточно цельное мировоззрение. Утверждение своей религии было для князей и утверждением государственной самостоятельности и политической независимости. Осознавались князьями и опасения религиозных усобиц. «По всем человеческим расчетам, - отмечал митрополит Иоанн, - приняв христианство, Русская земля должна была бы потерять свое единство, или же, сохранив целостность, закоснеть в неисправимом языческом упорстве. Находясь на перекрестке дорог, там, где переплетались и сталкивались интересы мусульманского Юга, православного Востока, католического Запада и хищного иудейского Хазарского Каганата, Русь должна была бы ради спасения своей целостности хранить и свою религиозную самобытность. Казалось, ей предназначена судьба языческой империи. Любые уступки соседям должны были бы привести к неминуемому разделу Руси на «зоны влияния» мусульманства, иудаизма и христианства с последующей утерей государственного, религиозного и национального единства. История южных славян подтверждает это - когда-то единый народ разделился на православных сербов, католиков, хорватов и даже славянских мусульман, ожесточенно враждующих ныне между собой».

Так же поучителен и пример Золотой Орды, могучего государства, которое было разрушено религиозными усобицами после принятия в 1313 г. ханом Узбеком ислама и возведения его в ранг государственной религии. «Ее распад, - пишет митрополит Иоанн, - показывает, какова была бы судьба России, если бы все текло «естественным образом». Похожесть событий необычайна. И там и тут новая вера распространяется верховной властью, и там и тут религия единобожия призвана заменить древние языческие обряды. И там, и тут обращение завершает период междоусобиц. И там и туг - дикий, воинственный народ, отсутствие жесткого государственного единства, наличие как сторонников, так и противников новой религии. Совпадения можно перечислять и дальше. Тем более примечательно дивны дела твои, Господи! - полная противоположность следствий перемены веры. Святой равноапостольный князь Владимир возвеличил свою родину, а хан Узбек свою погубил».

Итак, Крещение Руси нельзя назвать простой сменой религии, это был духовный акт, совершенный по Божьему Промыслу. Не было у князя Владимира и личных корыстных интересов. Достаточно вспомнить, что он был ярым сторонником язычества, участвовал в человеческих жертвоприношениях. Известен факт, когда в жертву языческим богам был принесен христианин. В «Повести временных лет» об этом говорится следующее: «И сказали старцы и бояре:

- Бросим жребий на отрока и девицу, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам.

Был тогда варяг один...[Федор] Пришел тот варяг из Греческой земли и исповедовал христианскую веру. И был у него сын [Иоанн], прекрасный лицом и душою, на него-то и пал жребий, по зависти дьявола. И посланные к нему, придя, сказали:

- На сына твоего пал жребий, избрали его себе боги, так принесем же жертву богам.

И сказал варяг:

- Не боги это, а дерево: нынче есть, а завтра сгниет... Не дам сына своего бесам.

Посланные ушли и поведали обо всем людям. Те же, взяв оружие, пошли на него и разнесли его двор. Варяг же стоял на сенях с сыном своим... И кликнули, и подсекли под ними сени, и так их убили».

Федор Варяг и сын его Иоанн - это христиане, ставшие первыми на Руси мучениками за веру. А ведь убиты они были по решению князя Владимира принести в благодарность языческим богам человеческую жертву после удачного военного похода на ятвагов...

Язычество, буйный характера князя, плотские вожделения, которые он привык удовлетворять, - никак не способствовали принятию Православия - учения, требующего от человека самоограничения во всем. «Во время приверженности язычеству буйная натура князя безоглядно отдавалась порывам самых разрушительных страстей. Публичное насилие над пленной княжной Рогнедой, предательское убийство брата Ярополка, участие в человеческих жертвоприношениях, необузданная похоть, для удовлетворения которой Владимир содержал в трех гаремах 800 наложниц - вот далеко не полный перечень, позволяющий судить о его характере.

Но тем разительнее была перемена, произведенная в князе крещением. Преподобный Нестор-летописец указывает, что еще до обращения ему было какое-то видение, не уточняя и не раскрывая какое именно. Внутренняя духовная причина пере­мен, происшедших с Владимиром, осталась тайной его души, скрытой от любопытных взоров потомков», - пишет митро­полит Иоанн.

Да, князь Владимир следовал советам своей бабушки княгини Ольги, которая убеждала его принять христианство, да, прежде чем креститься он исследовал разные веры, пока не выбрал именно христианскую веру, но выбрать веру еще не значило уверовать, как говориться в Евангелии «всем сердцем... и всею душею... и всею мыслию» (Мф. 22, 37-40).

О чуде крещения князя Владимира в древнейшем памятнике русской письменности, в «Слове о Законе и Благодати» митрополита Илариона говорится так:

«Как взыскал Христа, как предался Ему? Не видел ты Христа, не ходил ты за Ним - как же стал учеником Его? Другие и видев Его не уверовали. Ты же не видев уверовал. Поистине, сбылось на тебе благословение Господа Иисуса, реченное Фоме: блаженны не видевшие и уверовавшие.

...Знающие Закон и пророков распяли Его. Ты же ни Закона, ни пророков не почитавший, Распятому поклонился.

Как твое сердце отверзлось, как вошел в тебя страх Божий, как проникся ты любовью к Нему? Не видел апостола, который пришел [бы] в землю твою и нищетою своею, и наготою, гладом и жаждою сердце твое к смирению приклонил [бы]. Не видел, [как] беса изгоняют именем Иисуса Христа, как болящие выздоравливают, немые говорят, огонь в холод претворяется, мертвые встают - всего этого не видев, как же уверовал? Чудо дивное!»

 

Откуда в нас все лучшее?

Федор Тютчев в одном из стихотворений о Крещении Руси назвал князя Владимира «блаженным»:

Жизнь без Христа - случайный сон.

Блажен, кому дано два слуха, -

Кто и церковный слышит звон,

И слышит вещий голос Духа.

Есть в этих строках глубокий смысл. Блажен был князь Владимир, который послушал «церковный звон», то есть благовестите Константинопольских священников о том, что христианская вера - правая вера. Но он услышал вещий голос Духа и последовал ему. Он не знал Христа, но уверовал. "Блаженны не видевшие и уверовавшие" (Ин. 20;29).

Принятие Киевским князем в свое сердце Христа было подобно прозрению гонителя христиан язычника Савла, ставшего апостолом Павлом. Не случайно в посвященном святому равноапостольному князю Владимиру тропаре поется: «...обрел еси бесценный бисер Христа, избравшего тя, яко втораго Павла, и отрясшаго слепоту во святей купели душевную вкупе и телесную».

Известно, что перед принятием крещения князь заболел глазной болезнью и ослеп. Случилось это после того, как он захватил греческий город Корсунь (впоследствии Херсонес, а ныне Севастополь) и решил взять в жены сестру греческого Императора Анну. При этом он пригрозил Императору, что захватит и разграбит остальные греческие города, если не получит Анну. Но, как об этом писал историк С.М. Соловьев, ответ князь получил следующий:

- Не следует христианам отдавать родственниц своих за язычников, но если крестишься, то и сестру нашу получишь.

Князь же Владимир в свою очередь предал, что готов принять святое крещение:

- Я крещусь. Я уже испытал ваш закон, люба мне ваша вера и служенье, о которых мне рассказывали посланные нами мужи.

Греческий Император обрадовался этим словам и послал Анну в Корсунь, где она была торжественно встречена жителями. Но по прибытии в Корсунь греческая царица узнала, что князь Владимир ослеп и оттого был в сильной печали. Тогда Анна велела передать ему:

- Если хочешь исцелиться от болезни, то крестись поскорей. Если же не крестишься, то и не вылечишься.

На это известие князь Владимир сказал:

- Если в самом деле так случится, то поистине велик будет Бог христианский.

Об исцелении же князя Соловьев сообщает следующее: «Епископ корсунский с царевниными священниками, огласив, крестили Владимира, и когда возложили на него руки, то он вдруг прозрел. Удивившись такому внезапному исцелению, Владимир сказал:

- Теперь только я узнал истинного Бога!

Видя это, и из дружины его многие крестились».

Так после совершения Таинства в купели прозрел Великий князь Киевский Владимир. Так спала с него пелена язычества.

Когда же спала пелена с телесного и духовного зрения князя Владимира он сразу увидел ту нравственную нечистоту, в которой пребывал до этого. И с этого времени его жизнь в корне изме­нилась. Он распустил свои гаремы, начал помогать нищим, больным и немощным людям. Кормил голодных на своем дворе, а тем, кто по немощи и болезни не мог прийти - его возницы достав­ляли продовольствие. Князь Владимир всеми силами старался осуществлять Христовы заповеди на деле. Боясь гре­ха, не хотел судить даже преступников. Но тогда епископы сказали ему:

- Разбойники размножились, зачем не казнишь их?

- Греха боюсь, - отвечал князь Владимир

Епископы же возразили:

- Ты поставлен от Бога добрым на милование, злым на казнь.

И князь послушался епископов. Это говорит нам о том, что уже в самом начале устроения на Руси государственности Церковь оказывала свое влияние на власть и на общественный строй. В самом деле - по слову В.М. Соловьева «не о средствах распространения христианства советуется Владимир с епископами, но о том, как наказывать преступников; вместе с старцами епископы предлагают заботятся о внешней безопасности, и князь соглашается с ними». При этом, как пишет Н.М. Карамзин «Он был истинным отцом бедных, которые всегда могли приходить на двор княжеский, утолять там голод свой и брать из казны деньги. Сего мало: больные, говорил Владимир, не в силах дойти до палат моих - и велел развозить по улицам хлебы, мясо, рыбу, овощи, мед и квас в бочках. "Где нищие, недужные?" - спрашивали люди княжеские и наделяли их всем потребным. Сию добродетель Владимирову приписывает Нестор действию Христианского учения. Слова Евангельские: блаженны милостивые, яко тии помилованы будут... вселили в душу Великого Князя редкую любовь к благотворению и вообще такое милосердие, которое выходило даже из пределов государственной пользы».

Однако если уж говорить о «государственной пользе», то будет весьма уместно привести слова святителя Иоанна Златоуста: «Поистине царь есть тот, кто побеждает гнев и зависть и сладострастие, подчиняет все законам Божиим, сохраняет ум свой свободным и не позволяет возобладать душою страсти к удовольствиям. Такого мужа я желал бы видеть начальствующим над народами, и землею, и морем, и городами, и областями, и войсками; потому что кто подчинил душевные страсти разуму, тот легко управлял бы и людьми согласно с божественными законами...»

Возвращаясь к вопросу значимости Крещения Руси нельзя отрицать, что именно оно положило начало православной государственности и предопределило развитие различных сторон государственной и общественной жизни. С.Ф. Соловьев отмечал несомненное - вместе с христианством на Русь пришла письменность, а с нею книжное просвещение. А вскоре появились и школы с учителями-священниками и книжники, собиравшие и переписывавшие книги. Оттого и восклицается в акафисте св. рвап. князю Владимиру «Радуйся, Владимире, державы Российския просветителю... Радуйся, истиннаго просвещения и благочестия в ней насадителю...»

Так прозревший духовно князь Владимир, положил начало и духовному прозрению русского народа. И стала с него благодаря просвещению спадать пелена язычества, пелена безбожия, и с тех пор по слову святителя Илариона, митрополита Киевского, православные на Руси «не идолослужителями зовутся, но христианами, и уже не капища строим, но Христовы церкви зиждем; уже не заколаем друга бесам на жертву, но Христос за нас заколается в жертву Богу и Отцу. Все страны Благий Бог помиловал - и нас не презрел, захотел и нас спасти и в разум истины привести».

Вместе с книжностью пришли на Русь и новые юридические отношения между властью и крестьянами. Митрополит и духовенство управляли подчиненными им крестьянами на основании особого сборника законов - Номоканона (Кормчая Книга). В этой книге были прописаны не только церковные правила, но и гражданские законы. В то время князья дарили русской Церкви огромные земельные наделы. И отношения с земледельцами духовенство оформляло юридически. «Таким образом, - пишет известный историк С.Ф. Платонов, - на Руси вместе с новым вероучением появились новое просвещение, новые законы и суды, новые землевладельцы и новые землевладельческие обычаи». И до сих пор православные христиане просят в молитве святого князя Владимира «Моли, благосерде, Человеколюбца Господа... да оградит державу мудрыми и верными слуги, да соблюдет в судиях и правителех правду и милость...».

«Широко было влияние Церкви на гражданский быт языческого общества, - пишет далее Платонов - Оно охватывало все стороны общественного устройства и подчиняло себе одинаково как политическую деятельность князей, так и частную жизнь всякой семьи.

Наконец, христианство повело к созданию громадных каменных храмов в главнейших городах. Они строились по византийским образцам и украшались богатейшими мозаиками и фресками. Архитектурное дело и живопись под влиянием церковного строительства достигли в Киеве значительного развития. А с ними вместе развились и прочие искусства, и художественные ремесла, в особенности же ювелирное дело и производство эмали. Таким образом развилось национальное искусство».

«Откуда все, что есть лучшего в нашем Отечестве, чем ныне более дорожим мы по справедливости, о чем приятно размышлять нам, что отрадно и утешительно видеть вокруг себя? От веры Православной, которую принес нам равноапостольный князь наш Владимир» - утверждал духовный писатель середины 19 века, архиепископ Херсонский и Одесский Димитрий (Муретов).

Источник: ИМ ЗЕРНА

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Тайна крещения князя Владимира и Руси

Отмечая 1000 летие со дня блаженной кончины св. равн. кн. Владимира, мы отмечаем, что благодаря крещению Руси и формированию православной государственности были созданы условия уже в московский период для развития Третьего Рима. Но Третий Рим не только христианское государство, оно еще и национальное государство. А национальные проблемы России глубоки и уходят своими «корнями» в 945 год. В этот год за 43 года до крещения Руси древляне принесли сатане кровавую жертву, казнив князя Игоря и сделав дерзкое предложение Ольге стать младшей женой древлянского князя Мала. Пообещав выйти замуж за князя Мала, Ольга выехала с небольшой дружиной в древлянскую землю и устроила тризну по убитому мужу. На тризне присутствовала древлянская знать во главе с князем Малом и его воинами. Только полной потерей бдительности со стороны князя Мала по причине театральной «скорби» по убитому им же Игорю и повальному пьянству древлян можно объяснить разгром древлянского восстания. «Похмелье» для Мало стало страшным: он стал пленником Ольги. Д.И.Прозоровский писал, что при взятии древлянской столицы «старейшины не были истреблены, но взяты в плен, не были они розданы и мужам в работу, а поступили во власть Ольги». ( См. Д.И.Прозоровский. О родстве св. Владимира по матери - Записки Императорской Академии наук. Т.У. кн. 1. СПб., 1864. С.18.) После окончания войны с древлянами, которая по академику А.М.Членову («По следам Добрыни»)длилась более года, Ольга восстановила дань, наложенную на них Игорем в усиленном размере («и возложи на ня дань тяжку»), а потом решила укрепить за собой Древлянскую землю новыми мерами, не довольствуясь той связью, которая через дань устанавливается обычно победителем. «И иде Вольга по Деревьстей земли с сыном своим и дружиной, устанавливающи уставы и уроки; и суть становища ее и ловища». По академику А.Д.Грекову Ольга победив древлян «внедряется в толщу местного общества, старается в разных пунктах Древлянской земли создать особые хозяйственно- административные пункты, поручаемые в управление своим людям, долженствовавшим выполнять в тоже время и задачи политические - укрепление власти киевского князя на местах». ( Греков Б.Д. Киевская Русь. - М., Гос. Издат. Полит. Литературы, 1953. С. 300-301.) При этом Ольге Мал был нужен как человек слабый, сломленный поражением, готовый в любой момент отправиться с Ольгой к древлянским «партизанам» и уговаривать их прекратить сопротивление стольному Киеву. Действительно, в истории следы князя Мала теряются после 945 года. По мнению Д.И.Прозоровского, он был взят в плен и переселен. Изменилось и его имя с Мала на Малк или Малко, став уменьшительно насмешливым. Прозвание отца Малуши «Любчанин» Прозоровский объяснял тем, что Ольга после древлянского погрома поселила его в Любече; соответственно дети его - сын Добрыня и дочь Малуша попали в рабство как пленные. Кроме того, ученый считал, что Малуша была не наложницей, а законной женой Святослава. Версия основывается на признании Владимира Ольгой наравне с законными сыновьями Святослава, а также незыблемости положения Добрыни в Новгороде и его успешной карьере и всеобщем уважении, которые, по мнению ученого, свидетельствуют о его аристократическом положении и «законных» родственных связях через его сестру. ( См. Д.И.Прозоровский. О родстве св. Владимира по матери - Записки Императорской Академии наук. Т.У. кН. 1. СПб., 1864. )таким образом на момент крещения князем Владимиром Руси св. Ольгой уже была проведена реформа государственного управления как в Новгороде, так и в Древлянской земле., которая способствовала централизации древнерусского государства. Кроме того произошло примирению двух самых сильных племенных объединений на Руси, а именно руси и древлян по причине того, что Киевским князем стал Владимир - сын Святослава и Малуши, сын русского и древлянского народов! В современной истории бытует мнение, что раздробленность древнекиевского государства была связана с «размножением» Рюриковичей. Ну, а если бы они не «размножались», то что раздробленности бы не было? Рюриковичи, на наш взгляд «сев» на уделы предотвратили рост этнического (племенного) национализма на Руси, опасный характер которого показало древлянское восстание 945 года. Древлянизированные «русы» при разгроме татарами Киева уцелели только в лесах и в дальнейшем стали «перемещаться» на запад - Львов и т.д.. Антирусский «древлянский» элемент на Украине при этом с течением времени усилился. В религиозной сфере он легко пошел на униатство, в политической сфере на борьбу с Россией (казачьи походы на Россию, Мазепа, Петлюра, Бандера и т.д.). В культуре отметим, что древлянское (украинское) сознание в значительной степени окрашено мистицизмом (здесь достаточно почитать рассказы Н.В.Гоголя). Возможно, именно здесь и заключается тайна восторга с которым во Львове в 1941 году жители города встречали немецкую армию. Кровавая оргия в Одессе, беспредел «Правого сектора», разгул «военщины», непрекращающаяся даже на момент 1000 -летней блаженной кончины св. равн. кн. Владимира разнузданная антирусская пропаганда, глумление над православными и православными святынями, создание «своей» «церкви» и т. д. - все это свидетельствует о «воскрешении» древлянского национализма. «Воскрешение» этого национализма частично связано с тем, что Россия не предлагает славянскому миру единой славяно-евразийской идеологии. Нам следует деятельнее разрабатывь идею Третьего Рима. Политическая программа совместного союзного государства должна быть политической программой Третьего Рима. Через 1000 лет со дня блаженной кончины св. равн. кн. Владимира Россия должна решить национальный вопрос вне разрешения которого мы подвергаем серьезному испытанию нравственный выбор, совершенный кн. Владимиром и русским народом в 988 году.
alboross / 28.07.2015, 11:04
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игорь Васильевич Евсин
Завтрашний день
Что означает заповедь не заботиться о нем
30.06.2018
Новые чудеса блаженной Матроны Анемнясевской
Из книги «Матронушка. Рассказы об Анемнясевской блаженной»
04.04.2018
Легко ли быть владыкой?
Новая книга о митрополите Симоне (Новикове) /1928-2006/
11.02.2018
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) на Рязанской земле
Игорь Евсин о служении всероссийского старца в Рязанской епархии
06.02.2018
Все статьи Игорь Васильевич Евсин
1000-летие со дня преставления Крестителя Руси
Византийская «политика впечатлений»
Святая София Константинопольская
28.10.2021
«Святой не должен изображаться в эротическом виде»
Православная общественность просит Патриарха Кирилла повлиять на создателей фильма «Викинг», оскверняющего Крестителя Руси
17.11.2016
«Образ св. кн. Владимира является олицетворением духовного сплочения народа»
По данным ВЦИОМ, только 4% выступают против памятника Крестителю Руси
09.11.2016
Все статьи темы
Последние комментарии
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.11.2024 15:39
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
15.11.2024 14:29
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Человек
15.11.2024 13:52
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
15.11.2024 13:51
2025 год объявлен годом политической теологии
Новый комментарий от Владимир Николаев
15.11.2024 13:29
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от viner
15.11.2024 13:14